Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Лекция № 2
Тема 2. Возникновение архитектуры
Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны.
Архитектура, или зодчество, формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города - их красота способна вызывать у зрителей определенные чувства и настроения. Именно это делают архитектуру Искусством - искусством создания зданий и сооружений по законам красоты.
И, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его историей, взглядами и идеологией. Лучшие по архитектуре здания и ансамбли запоминаются как символы стран и городов. Всему миру известны древний Акрополь в Афинах, Великая Китайская стена, собор Святого Петра в Риме, Эйфелева башня в Париже.
Искусство архитектуры воистину общественное искусство. Даже в наши дни она сложно взаимодействует с историей и непосредственно включается в культуру своего времени. В обществе массового потребления, частного заказа, коммерческой ориентированности строительной деятельности архитектор зачастую весьма ограничен в своих действиях, но за ним всегда остается право выбора языка архитектуры, и во все времена это был сложный поиск пути к архитектуре как к великому искусству и точной науке.
Не случайно о великих цивилизациях вспоминают не только по войнам или торговле, но, прежде всего, по памятникам архитектуры, оставленным ею.
Поэтому стоит особо подметить ту важную деталь, что архитектура это еще и очень точный барометр уровня развития цивилизации, ее истории, культуры и интеллектуального уровня разых народов, поскольку у каждой страны России, Франции, Германии, Италии, Испании, Греции, Дании, Польши, Украины, Индии, Японии, Китая, Египта свое лицо, свой внутренно-национальный колорит, свои традиции и обычаи.
Все это так впечатляюще, так ярко и так неповторимо отображается в архитектуре каждой страны, непосредственно в ее собственной истории. Да и сама архитектура это своеобразная «визитная карточка» города, государства, и эпохи в целом.
Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры.
Доисторический период принято делить на следующие основные этапы: древнекаменный век палеолит, новокаменный неолит, бронзовый и железный века. Вместе с тем очень трудно четко определить их границы, так как развитие человеческого общества всегда было неравномерным.
Сохранившиеся остатки поселений человека указывают на существование различных укладов жизни людей в разных районах земного шара и на разных этапах истории человечества. В неолите уже строят жилище из дерева, тростника, прутьев и глины.
Одновременно в других местах возводятся постройки на сваях и так называемые общинные дома (такой тип жилища «пуэбло» до недавнего времени существовал у американских индейцев).
В северной Италии обнаружены поселения (приблизительно 1800 г. до н. э.) своеобразного характера: на столбах устраивались расположенные по кругу площадки, на которых размещались хижины. Вокруг поселка возводилась деревянная изгородь и выкапывался ров, наполняемый водой.
В Анатолии обнаружены древние укрепленные поселения, относящееся к седьмому-шестому тысячелетию до н. э. (Чатал Хюйзек, Мерсин, Хасилар).
Только начиная с половины третьего тысячелетия до н. э. неолитическая культура из эгейской области распространяется на северную и западную Европу по естественным путям Дунаю с его бассейном и Средиземному морю.
Первые монументальные каменные сооружения в Европе, созданные в середине второго тысячелетия до н. э. (Испания, Франция, северная Европа и Ирландия), называют менгирами, дольменами и кромлехами.
Менгиры это вертикально поставленные, обычно необработанные камни значительной высоты, часто образующие длинные ряды («аллея» менгиров в Бретани).
Дольмен обычно состоит из двух больших стоящих рядом вертикальных камней, на которые положен грубо обработанный каменный блок (Дания, Бретань). Они часто расположены так, что образуют длинные, похожие на коридоры пространства.
Установленные по кругу вертикальные камни, соединенные между собой положенными на них также каменными блоками, называются кромлехами. Выдающимся сооружением подобного рода является Стоунхендж около Солсбери в южной Англии.
Это комплекс, состоящий из массивных четырех- и восьмиметровых камней, поставленных вертикально и образующих центрическую композицию. Сооружение возникло, по-видимому, в середине второго тысячелетия до н. э.
Каменные блоки тщательно обработаны каменными орудиями, что свидетельствует о мастерстве и значительном уровне развития людей того времени, наличии у них чувства пространственной композиции. В композиции стоунхенджского кромлеха соблюдены и определенные законы, связанные с астрономией, что, впрочем, часто встречалось в архитектуре древних веков (Египет, Центральная Америка).
Архитектура Древней Месопотамии
Между Евфратом и Тигром более чем 5000 лет назад обитали две различные народности: на юге, у Персидского залива, азиатский народ шумеры, на севере семитский народ аккады.
В конце IV тысячелетия до н. э. на юге современного Ирака, там, где реки Тигр и Евфрат впадают в Персидский залив, возникла одна из древнейших цивилизаций нашей планеты. Ее создателями были шумерийцы. Свою страну они называли Шумер, а лежащие к северу и заселенные семитическими племенами земли Аккад. Впоследствии вавилоняне и ассирийцы, унаследовавшие культуру Шумера, назвали эту долину Сеннаар Двуречье, а древние греки дали ей имя Месопотамия («Страна между реками»).
Современные исследования показывают, что шумеры появились в этой области раньше семитов. Шумеры считаются создателями месопотамской культуры. И хотя шумеры позднее были покорены более многочисленными аккадами, созданная ими культура оказала значительное влияние на все более поздние.
Земля, на которой жили шумерийцы, плоская равнина с жарким и засушливым климатом, край болот и озер, покрытых густыми зарослями тростника, но крупные лесные массивы здесь отсутствуют. В течение веков Тигр и Евфрат не раз меняли свои русла, что сопровождалось катастрофическими наводнениями, память о которых сохранилась в шумерских мифах о потопе.
В суровой борьбе с природой шумерийцы создали свою культуру. Они осушили болотистую почву, построили дамбы, каналы и плотины, изобрели гончарный крут, форму для выделки кирпича, повозку со сплошными деревянными колесами, плуг-сеялку, парусную лодку, освоили технику обработки камня и драгоценных металлов, научились возводить арки, сводчатые перекрытия и купола, накопили бесценные сведения в области естественных наук, создали сложную систему клинообразной письменности, первый календарь, своеобразные эпические сказания.
В первой половине III тысячелетия до н. э. в Шумере складывается раннеклассовое общество и появляются рабовладельческие города-государства, соперничавшие между собой, среди которых наиболее значительными были Ур, Урук, Лагаш, Браду Киш, Ниппур, Сиппар, Шуруппак, Адаб, Эшнунна.
Их правители возводили свою власть к богам, и вся духовная культура Шумера была пронизана религиозным мировоззрением. Она всецело определяло развитие зодчества и изобразительного искусства Древнего Двуречья.
Храм божества-покровителя, в сооружении которого принимали участие все жители, занимал центральное место в городе. Обычно его строили из необожженного кирпича-сырца на высоком искусственном холме. Массивные стены здания расчленялись по вертикали чередующимися выступами и нишами. Внутри храма находился открытый дворик, откуда можно было попасть в узкие и длинные залы со сводчатыми перекрытиями. Особую роль в шумерской архитектуре играли ступенчатые храмы зиккураты (что означает «дом горы»).
Один из таких храмов зиккурат бога луны Нанны в Уре (XXI в. до н. э.) стоял на платформе десятиметровой высоты. В его основании лежал прямоугольник размерами 65x43 м. Над ним поднимались три ступени, которые увенчивал небольшой храм, облицованный голубыми изразцами. Ступени зиккурата были связаны между собой лестницами.
В дни торжественных празднеств тысячи зрителей созерцали процессии жрецов, которые под звуки музыки поднимались по лестницам к храму.
В середине третьего тысячелетия произошло объединение городов-государств. Государства сменяли друг друга на территории Двуречья. На рубеже III и II тысячелетий до н. э. Южное Двуречье завоевали семитические племена вавилонян, которые восприняли духовную культуру Шумера и усвоили традиции шумерского искусства.
Во втором тысячелетии до н. э. возникает Вавилонская империя, которая достигает своего наивысшего расцвета около 1800 г. до н. э. и потом постепенно распадается. В первом тысячелетии до н. э. Месопотамию захватывают ассирийцы, возникает Ассирийская империя (VIIIVII вв. до н. э.), ее столицей становится Ниневия.
В IXVII вв. до н. э. Ассирия, расположенная в северной части Двуречья, стала крупнейшей военно-рабовладельческой державой Передней Азии. Ее цари завоевали Южное Двуречье, Сирию, Финикию, Палестину, Юго-Западный Иран. Ассирийские войска часто совершали грабительские набеги на территории Аравии, Малой Азии и Армянского нагорья. Несметные богатства покоренных народов стекались в главные города Ассирии Ашшур, Кальху, Ниневию.
Постоянные войны определили характерную особенность ассирийского зодчества расцвет крепостной архитектуры. Ее образцом служит раскопанный в середине XIX в. французским археологом Ботта город Дур-Шаррукин, резиденция царя Саргона II. Построенный по единому замыслу в 713 707 гг. до н. э., он был окружен гигантской, мощной крепостной стеной, высота и толщина которой равнялись 23 м. Над городом, на глинобитной террасе площадью 10 га, поднималась цитадель
грандиозный царский дворец, включавший 210 залов и 30 внутренних дворов. Ансамбль дворца отличался асимметричной планировкой, что типично для глинобитной архитектуры Древнего Двуречья..
У порталов дворца стояли, как часовые, высеченные из монолитных глыб мягкого местного камня фигуры фантастических крылатых быков с человеческими головами. Ассирийцы называли их «шеду» или «ламассу» и верили, что эти изваяния должны защитить дворец и священную особу царя от враждебных сил. При взгляде на каменных исполинов в фас видны были только две передние ноги, и они казались неподвижно стоящими. В профиль же у фигур обнаруживались четыре ноги, и тогда они выглядели идущими. Этот своеобразный эффект создавался благодаря наличию у скульптур пяти ног.
Стены во дворцах ассирийских царей украшали бесконечные ряды рельефов, высеченных на тонких алебастровых плитах. Подобно летописям, они повествуют о войнах и сражениях, осаде городов и казнях пленников. Видное место занимают религиозные церемонии и эпизоды охоты. И всюду главным героем выступает ассирийский царь. Стремление прославить его могущество и доблесть определяет круг сюжетов, которые привлекают внимание скульпторов.
В 612 г. до н. э. Ассирийская империя погибает, но через 60 лет возникает Нововавилонская империя. Главенствующее положение на целое столетие перешло к Вавилону, который вписал последнюю главу в историю художественной культуры Древнего Двуречья. Заново отстроенный при царе Навуходоносоре II, Вавилон стал крупнейшим городом древнего мира.
Как показали раскопки, его площадь составляла 10 кв. км. Тройное кольцо крепостных стен, длиной 18 км и высотой 25 м каждая, опоясывало Вавилон и его пригороды. Главные ворота города, носившие имя богини Иштар, были облицованы глазурованными кирпичами и украшены изображениями священных быков и драконов.
От ворот «дорога процессий» вела в центральное святилище Эсагилу, где находились величественный храм бога Мардука, покровителя Вавилона, и знаменитый зиккурат Этеменанки (храм «связь земли и неба») семиступенчатая башня высотой 90 м, с которой связана библейская легенда о «вавилонском столпотворении». Писатели древности с восторгом отзывались о мосте через Евфрат длиной 115 м, соединявшем две половины Вавилона Старый город и Новый город. К семи чудесам света причисляли «висячие сады», построенные царем Навуходоносором II для своей любимой супруги индийской царевны Семирамиды.
В 538 г. до н. э. Вавилон был завоеван войсками персидского царя Кира, и вся долина Двуречья вошла в состав огромной Персидской державы, которая унаследовала лучшие достижения духовной культуры цивилизаций Древнего Двуречья, от Шумера и Аккада до Ассирии и Вавилона.
Влияние наследия Шумера в значительной степени сказалось в искусстве Ассирии и Вавилона, двух великих государств.
Градостроительство в Древнем Двуречье
Строительная техника. Основным строительным материалом был кирпич-сырец, кирпич обожженный и глазурованный. Основу всех конструкций составляли мощные многометровые стены, внешняя сторона которых расчленялась выступами, а верхняя часть имела зубчатое завершение.
Иногда наружную сторону стен облицовывали глазурованными кирпичами, образующими определенный орнамент или огромные изображения зверей.
Нехватка камня и дерева в южной Месопотамии заставила строителей изобрести иной, чем, например, в Египте, способ устройства перекрытий. Наряду с балочными перекрытиями из стволов пальмы часто устраивалось сводчатое перекрытие из кирпича. В более поздний период, особенно в VII в. до н. э., сводами перекрывались даже внутренние пространства жилых домов. В отличие от Египта, где столб был важным конструктивным элементом, в месопотамской архитектуре он играет второстепенную роль.
Культовые сооружения образовывали целые комплексы, доминантой которых являлся зиккурат высокое ступенчатое сооружение, похожее на холм. На его вершине располагался храм, который, видимо, служил также обсерваторией. Недалеко от храмового комплекса иногда, особенно в ранний период, располагался и дворец правителя.
Города и дворцы. Месопотамия в отличие от Египта географически имела более открытое положение и поэтому для защиты территории от вторжения неприятелей были необходимы хорошо укрепленные города; даже каждая деревня была окружена технически сложными оборонительными стенами.
Расцвет городов, таких как Урук, Ур и другие, начинается около 3000 г. до н. э. В начале второго тысячелетия столицей объединенной империи становится Вавилон. В первом тысячелетии до н. э., в период владычества ассирийцев, развиваются города Ашшур и Ниневия. В результате более поздней перестройки эти города приобрели регулярную структуру перпендикулярно пересекающихся улиц.
Дворец правителя занимал господствующее положение. Он или располагался в центре города, или включался в систему городских оборонительных сооружений. Ниневия была окружена прочными стенами около 33 м высотой и несколько метров шириной по верху с 1500 башнями.
Самым большим городом времен золотого века месопотамской культуры был Вавилон, окруженный несколькими крепостными стенами. В плане город представлял собой квадрат со стороной 2 км.
Общая толщина стен 25 м. Сеть улиц была прямоугольная. Святилище бога Мардука, так называемая Вавилонская башня, была поставлена на высокой террасе, в основании имевшей форму квадрата со стороной 250 м. По существу это был семиступенчатый зиккурат.
Жилые дома имели центральный дворик, где в основном проходила жизнь семьи. Через него освещались и проветривались все помещения. Прямоугольные в плане дома разделялись на собственно жилую часть и хозяйственную. Перекрытия были плоскими, дома чаще всего двухэтажными.
В Месопотамии издавна возводили каналы, резервуары для воды, акведуки, мосты и крепости. К техническим достижениям следует отнести 400-километровый «канал королей», соединяющий Евфрат с Тигром, а акведук, по которому Вавилон снабжался водой, имел длину, равную расстоянию от Парижа до Лондона, и был для своего времени техническим чудом. Однако от огромных месопотамских сооружений к настоящему времени сохранились только развалины, скрытые в глиняных холмообразных образованиях3.
В Месопотамии, где часто происходили наводнения, строительство велось на насыпных террасах. Дворцы, например, летний дворец Саргона в Харсабаде, к северу от Ниневии, ставились на высокие кирпичные платформы. Руины этого квадратного в плане города, окруженного стенами, имевшими семь входных ворот, дают представление о характере ассирийской архитектуры.
Наиболее значительные здания дворец, связанный с ним зиккурат, и комплекс храмов располагались на высокой искусственной террасе, имевшей собственные крепостные сооружения и служившей цитаделью. Это фактически был город в городе. Только для создания основания для дворца площадью 100000 кв. м. было насыпано приблизительно 1,5 млн. куб. м глины.
На террасе, куда вели монументальные лестницы и наклонные плоскости рампы, располагался обширный дворцовый комплекс, имевший 200 комнат и залов, часть из которых к настоящему времени раскопана. В некоторых случаях залы были очень длинными (до 50 м), но относительно узкими, так как ассирийцы перекрывали все помещения кирпичным сводом небольшого пролета, редко превышающего 6 м. Помещения не имели окон и освещались через дверные проемы и, скорее всего, через отверстия в сводах.
Прямоугольный в плане дворец состоял из группы помещений для приемов, располагавшихся по одну из сторон главного дворца, интимной части жилища правителя (гарема) и хозяйственных помещений по другую сторону дворца. Внутри храмы и дворцы были богато украшены золотом и эмалями. На плоских крышах дворцов устраивались сады.
Архитектура древних цивилизация США
Самые интересные и важные памятники старинной американской культуры находятся на плоскогорьях Средней Америки, в Старой Мексике и Юкатане, они свидетельствуют о высокой культуре народов, населявших эту территорию: толтеков, ацтеков, майя и инков.
Это произведения строительного искусства и ваяния, стоящие здесь отчасти одиноко, поблизости жилых мест, отчасти встречаются целыми массами в виде развалин больших городов (обыкновенно называемые casas piedras). Хотя вообще они имеют одинаковый характер и представляют картину одного и того же искусства, основанного на самых простых началах, но между ними нельзя, по крайней мере, не отличить двух различных степеней развития.
К одной из них, более совершенной и, во всяком случае более ранней, принадлежат памятники в Оахаке, Гватемале и Юкатане, к другой, позднейшей, или ацтекской, памятники, сохранившиеся в Мексике, вообще в пределах прежнего царства ацтеков, но сделать более точное различие между ними по народностям и столетиям невозможно.
Развалины, встречающиеся в Мексике, представляют собою по большей части остатки или храмов, или укреплений. Их постройка отличается массивностью, но вместе с тем благородным вкусом и носит печать искусства, которое уже успело достигнуть известного развития. Часть храмов возведена на верхних площадках огромных ступенчатых пирамид, снаружи облицованных каменными блоками, а внутри заполненных камнями и землей.
Стены, колонны и пилоны очень массивны, обычно так называемые ложные своды. Поверхность стен декорирована горизонтальными поясами с рельефным геометрическим орнаментом. Общая композиция дополняется скульптурными элементами, специфическими, не встречающимися больше нигде орнаментами, иероглифами.
Основным строительным материалом, особенно при возведении значительных сооружений, являлся камень; орудиями каменные же молоты. С их помощью созданы могучие крепости, дороги, водоводы; ножами из обсидиана срезали стебли, из волокон которых сплетали канаты для висячих мостов.
На территории Мексиканского плоскогорья (средняя высота 2300 м над уровнем моря) на смену друг другу приходили различные культуры, пока она не стала центром Ацтекского царства.
К значительным памятникам того времени относятся сооружения в Теотиуакане, важном религиозном центре, где было сосредоточено много дворцов, ступенчатых храмов и находились грандиозные пирамиды Солнца и Луны. Искусство того периода отличается строгостью и простотой, хотя сооружения и их скульптурное оформление имеет сверхчеловеческий масштаб.
В X в. Теотиуакан был занят толтеками. Их столицей была Тула. Здесь сохранились многочисленные памятники того времени. Для искусства толтеков характерны выдающиеся орнаментальные каменные композиции. Развалины целых городов находятся в Туле (Толлане), древнем городе толтеков, при Папантле и Мапильке в Веракруце, при Паленке в провинции Чиапасе и при Окозинго в провинции того же имени.
В XIV в. в Мексике появляются ацтеки и основывают здесь столицу своего государства Теночтитлан. Архитектура ацтеков, за исключением орнаментальных мотивов, развивает традицию толтеков и они строили пирамиды с декоративными фризами.
Государство Майя занимало территорию нынешнего Гондураса, Гватемальское плато и полуостров Юкатан (сейчас Мексика).
Культура до периода Майя достигает своего расцвета (классический период) в VII и VIII вв., когда были созданы выдающиеся архитектурные и скульптурные памятники, памятные стелы, колоннады, алтари, храмы и дворцы. Было основано несколько значительных по своей планировке и архитектуре городов, например Чичен-Итца с несколькими десятками пирамид и храмов Воинов, Пернатой змеи или Ягуара.
Строители майя чрезвычайно быстро убедились в том, что деревянные балки перекрытий уничтожаются термитами в считанные годы и полностью перешли на сооружение «сложных» сводов из крупных каменных блоков из-за этого внутренние пространства построек еще более узкие, чем в Месопотамии.
Культура на территории нынешнего Перу прошла несколько этапов развития. От первого периода (с 1200 по 200 г. до н. э.) сохранилось лишь несколько храмов.
Значительным памятником третьего периода (с 900 по 1000 г. н. э.) является большая усеченная пирамида, называвшаяся «солнечной пирамидой» в Моче, на северном побережье. Для ее строительства потребовалось около 130 млн. штук кирпича-сырца.
В период с 1000 г по 1300 г. на юге Перу расцветает город Тиауанако близ озера Титикака, находившийся на высоте 4000 м над уровнем моря. Здесь возведены сооружения из огромных блоков базальта и песчаника с интересными монолитными воротами, украшенными богатым рельефным декором. «Декор» на монолитных воротах Тиуанако, как считает большинство ученых, представляет собой гигантский календарь.
Большой храм в Мексике, стоявший посередине города, был так велик, что, по свидетельству Кортеса, в нем можно было поместить 500 лошадей. Он представлял собою пирамиду в пять этажей, в 38 м вышиною, имел в основании 95 м и был украшен двумя башнями.
В первой половине XIII в. возникает империя инков со столицей Куско. В период с 1300 по 1400 г. основываются тщательно спланированные большие города с широкими улицами, террасами, крепостными стенами, украшенными рельефными пирамидами. Города имели канализацию и устройства для подачи воды.
Символом могущества империи инков был город Куско, один из красивейших городов мира, на территории которого располагались сотни дворцов и храмов. Главной в городе была площадь Уакапата (священная терраса), от которой отходили дороги в четыре главные провинции страны. Там же возвышались дворцы, один из которых имел площадь 30 на 160 метров. О богатстве правителей инков можно судить хотя бы по тому факту, что, когда старый император инков умирал, его тело бальзамировали и помещали во дворец, который отныне становился святилищем. Его же преемник должен был строить для себя новый дворец. Такой роскоши не мог себе позволить ни один европейский владыка.
Но больше всего поражал своим великолепием храмовый комплекс Куско Кориканча (золотой двор). Главным его сооружением был храм бога солнца Инти, в котором одного золота насчитывалось огромное количество тонн. Золотые окна, двери, стены, крыши, полы, потолки, культовые предметы изумляли людей. Центром храма был многометровый диск из чистого золота, символизирующий Бога солнца.
Возле храма находился двор Интипампа (золотое поле), на котором находились изготовленные из золота деревья, растения и травы, олени, бабочки, пастухи и т. д., причем все это было сделано в натуральную величину и все двигалось (!) при помощи искуснейших механизмов. Это действительно было чудо, не имеющее себе равных в мире.
К важнейшим и древнейшим памятникам страны, принадлежат две пирамиды при Сан-Хуане-де-Теотихуакане, в долине Мексико, стоящие в кругу менее массивных, но высоких пирамид. Другие пирамиды замечательного устройства находятся в Сан-Кристобаль-Теопантепеке, в Санта-Круце-дель-Кихе, при Хочикалко в Гуатуско, при Куернаваке и в других местах.
Вся архитектура Средней Америки и Мексики имеет в основном начале пирамиду. Это заметно преимущественно в религиозных памятниках и в меньшей степени на храмовых и дворцовых постройках. Но фасады и других зданий сходствуют несколько с пирамидальною формою, так как величина отдельных этажей постепенно уменьшается.
В архитектуре мексиканцев строго соблюдается усвоенный ими стиль, хотя она и не свидетельствует о высокой степени развития. Все детали и подразделения исполнены на основании самых простых законов. Для украшения стен употреблялись горизонтальные ряды меандров, кессонов и т. п. В общем, своем виде здания, построенные на ровной местности, или на террасах, или на вершине холмов, представлялись простыми четырехугольными массами с крытыми прямолинейно порталами и с простою постановкою четырех столбов, на которых лежала кровля с богатыми украшениями. При недостатке столбов разнообразие внутреннего устройства было невозможно.
В Центральной Америке особенно богаты древностями и развалинами городов Гондурас и Юкатан. В первом из этих государств замечательны Комаягуа, Харумела и Лахамин, вблизи которых найдены обтесанные камни и весьма красиво раскрашенные вазы; далее Темампуа с 250300 различными зданиями, между которыми одно имеет в длину 95 м и содержит в себе разные пирамиды, особенно же Копан, памятники, и орнаменты которого могут поспорить с египетскими. Колоссальные изваяния идолов нередко встречаются на гребнях гор до 700 м вышиною.
В Юкатане открыто уже до двадцати развалин городов, поражающих своим великолепием и своею обширностью. Дворцы нередко состоят из различных, лежащих одни над другими построек, как, напр., в Цаи, Лабне, Кабахе, Уксмале и проч.; колоссальные лестницы ведут от одной террасы к другой и украшены по обеим сторонам скульптурными изображениями змей, головы которых касаются земли, а огромное тело взвивается вверх.
Между тем как новейшие памятники представляют чрезвычайное обилие орнаментов, более древние отличаются простотою, серьезным стилем и прочностью, как, напр., знаменитый пирамидальный храм в Паленке в Гватемале, лицевая сторона которого украшена разными фигурами и надписями, между тем как внутри стены покрыты скульптурными работами и барельефами мифологического содержания.
Критское строительное искусство
Крит уже в средний минойский период (20001600 гг. до н. э.) был богатой морской державой. Здесь строятся города с трехэтажными жилыми домами и замечательными дворцами. К древнейшим и наиболее известным относится дворец царя Миноса в Кноссе.
Крит имел большой флот и господствовал на море, чем объяснялось отсутствие оборонительных сооружений в его городах.
После землетрясения 1650 г. до н. э. и страшных разрушений наступает новый расцвет городов и вилл в сельской местности.
Центральный зал большого дома представлял собой так называемый мегарон прямоугольное помещение, потолок которого поддерживался столбами (их обычно четыре). Позднее именно от мегарона начинается развитие греческого храма.
Дворцы были обширными в плане сложными сооружениями в несколько этажей. Вокруг центрального двора размещались жилые помещения и, видимо, святилища. (С самостоятельными культовыми сооружениями в эгейской архитектуре мы не встречаемся.) Особенно богатым убранством отличались входные части сооружений и лестницы, окруженные колоннадами, как, например, во дворце Кносса.
На месте древней столицы Кита города Кноса ученые раскопали руины величественного дворца, который эллинские мифы называли Лабиринтом. Построенный около 1600 г. до н. э. на вершине невысокого холма, он занимал площадь 120 X 120 м. Планировка дворца критских владык не знает грандиозной монументальности и строгой симметрии, свойственной архитектурным памятникам Древнего Египта и Древнего Двуречья.
Характерная его черта свободное расположение многочисленных комнат, апартаментов и парадных зал, продуманная связь с окружающим пейзажем. Центральное место в огромном трехэтажном комплексе Кносского дворца занимал обширный открытый внутренний двор, где происходили религиозные церемонии и ритуальные игры.
Сверху донизу здание прорезали лестничные клетки, служившие световыми колодцами, с большим мастерством была устроена сложная система канализации. Высокого расцвета достигли на Крите торевтика, искусство вазописи и фресковая живопись.
Росписи в залах Кносского дворца запечатлели красочные процессии людей, театральные представления, пиршества и танцы на лоне природы. Отсутствие канонов, сочетание условности с правдивым и поэтическим изображением природы, праздничная нарядность и виртуозное техническое совершенство все это отличает произведения критских мастеров от современного им искусства цивилизаций Древнего Востока.
Эти несимметричные комплексы со сложной внутренней планировкой и многочисленными лестницами были весьма комфортабельны: водопровод, ванные комнаты, канализация. Огромный царский дворец в Кноссе несколько раз перестраивался. Но уже в первоначальном виде его композиционным центром был большой двор, к которому с западной
стороны примыкали «гостиные». Восточная часть, где размещались жилые покои правителя, колонный зал и лестницы, в настоящее время реставрирована.
Греки назвали руины этого сооружения «Лабиринтом», не умея разгадать его назначение. Слово «лабиринт», вероятно, связано со словом лабрис, которым называли двусторонний топор, символизировавший два рога священного быка. Поклонение этому быку было частью минойской (критской) религии, находившейся под сильным влиянием мифологии. С ним связаны легенды о строителе Дедале, о Минотавре, Тесее и нити Ариадны.
Критский лабиринт был известен тем, что считался жилищем Минотавра - мифического человека с головой быка. Согласно мифу, Пасифая, жена Миноса, царя Крита, родила это существо; его назвали Минотавром, что означает «бык Миноса». По преданию Дедал, талантливый архитектор, по просьбе царя Миноса, построил в Кносе огромный дворец и сложный лабиринт. Минотавр - чудовище с телом человека и головой быка, жившее в лабиринте, было убито героем Тесеем. Раскопки Эванса обнаружили в Кносском дворце существование культа священного быка.
Согласно мифу, Афины потерпели поражение в войне с Критом и каждые 9 лет афиняне должны были посылать 7 девушек и 7 юношей на Крит, чтобы там их приносили в жертву Минотавру. Этих молодых людей отправляли в лабиринт к Минотавру.
Но однажды юноша по имени Тесей осмелился войти в лабиринт и убил мечем Минотавра. Золотая нить, которую дала юноше Ариадна, дочь царя Миноса помогла ему найти выход из лабиринта.
Во дворце более 1500 помещений, расположенных на пяти этажах. В настоящее время осталось только 800, сгруппированных вокруг внутреннего двора. Вход разрешен только в Большой Дворец, окружающие его минойские жилища и в Дом Верховного Жреца.
Как установлено вулканологами, развитие критской культуры оборвала внезапная катастрофа гигантское извержение вулкана на острове Фера (Санторин), неподалеку от Крита. Чудовищные волны опустошили побережье острова, землетрясения разрушили его города. Воспользовавшись этим, в XIV в. до н. э. Крит захватили греки-ахейцы. В дальнейшем слава Крита померкла и ведущее положение в эгейском мире перешло к раннерабовладельческим государствам Южной Греции, наиболее влиятельным среди которых были Микены.
Микенская культура (1500 1200 до н.э.)
После захвата Крита греками-ахейцами в XIV в. до н. э, ведущее положение в эгеиском мире перешло к раннерабовладельческим государствам Южной Греции XVIIXIII вв. до н. э., наиболее влиятельным среди которых были Микены. Искусство этих государств, во многом близко Криту, но в то же время оно обладало и чертами самобытности. Свои поселения греки-ахейцы в отличие от критян, чьи города защищало море, устраивали на высоких холмах, окружая их кольцом мощных крепостных стен.
Жители Крита массово переселялись на материк, где сооружали хорошо укрепленные крепости Микены и Тиринф. Строительство оборонительных сооружений стало острой необходимостью. При сооружении крепостей обычно применялась кладка из больших необработанных камней, называемая «циклопической». Греки верили, что стены в несколько метров толщиной, сложенные из огромных глыб, были построены гигантами-циклопами.
Микенская культура достигает вершины своего развития в период разрушения дворца в Кноссе, т. е. после 1450 г. до н. э. К этому времени Микены господствуют над всей эгейской областью, ведут торговлю с удаленными территориями вокруг Средиземного моря и закладывают там свои колонии.
Микенские поселения представляют собой хорошо укрепленные крепости, архитектура которых имеет мало общего с архитектурой критских дворцов. Тиринф и Микены уже в 1400 г. представляли собой грозные крепости, за стенами которых надежно укрыт дворец правителя. Особенно впечатляют сохранившиеся до наших дней стены Микен и Тиринфа, сложенные насухо из громадных каменных глыб, так плотно пригнанных один к другому, что создавалось впечатление монолита. Впоследствии такие поселения получили у греков название «акрополь» «верхний город», а дворцы микенских царей стали прообразами эллинских храмов.
От первоначальных дворцовых комплексов сейчас остались только части фундаментов, но по ним можно понять, что ядром планировочного решения дворца был мегарон с расположенным в центре очагом. К этому центральному помещению, служившему залом для пиршеств, вели многочисленные коридоры, дворцы и колонные портики, пропилеи. Комнаты дворца были расписаны фресками.
Наиболее сохранившимися и заслуживающими внимания сооружениями являются гробницы, представляющие собой круглые в плане подземные помещения (камеры), перекрытые ложным куполом, который образуется за счет того, что каждый следующий верхний ряд камней выступает над нижним. Подобную конструкцию имеют и ложные своды, перекрывающие коридоры в крепостных сооружениях в Тиринфе.
Из гробниц наиболее известна так называемая Сокровищница царя Атрея, расположенная недалеко от Микен. Ее диаметр 14 м, а высота купола 13 м. Длинный коридор, высеченный в скале, ведет в гробницу, который образуется колоннами с богатым орнаментом и перемычкой, имеющей сложную конструкцию.
При создании плоских перекрытий в качестве несущих элементов использовались стены и пилоны, а также колонны, имевшие трехчастное деление на базу, ствол и капитель. База простой формы была плоской, ствол сужался книзу в виде конуса, а приплюснутая капитель состояла из круглого эхина и квадратного абака над ним. Оригинально решалась перемычка над входом, когда над большим каменным блоком, перекрывавшим проем входа, оставлялось треугольное отверстие в стене, что уменьшало нагрузку на перемычку. Это отверстие обычно закрывалось плитой, украшенной рельефом. Так решены входные так называемые Львиные ворота Микенского акрополя, где был найден наиболее ранний в Европе монументальный рельеф.
Военные походы дорийских племен из северных областей Балканского полуострова в период около 1100 г. до н. э. положил конец микенской культуры. Но в отличие от минойской микенская культура не гибнет полностью в Афины, называвшиеся тогда Кекропией и устоявшие перед натиском дорийских племен, собрались беглецы из Микен, Тиринфа и Пилоса, и их знания вросли в основание будущего расцвета Аттики.
С падением государств ахейцев и приходом племен греков-дорийцев завершается история эгейской цивилизации и начинается подлинная история античной культуры.
Циклопическая кладка стен
Сокровище царя Атрея