Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Министерство сельского хозяйства РФ.
Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. Д.И.Прянишникова
Ландшафт, как окружающая человека среда.
Выполнили: студенты II курса
Лесотехнического ф-та
гр. Л-22А
Павлычева З.С.
Проверила: преподаватель
Дудина М. С.
Пермь
2005
Содержание
I. Введение
1 Архитектура плюс психология, медицина, философия
2 Формула идеального города
3 Как программирует архитектура
4 Разрушение или бережное сохранение?
5 О междисциплинарном подходе
6 Современная архитектурная среда и ее влияние на поведение человека.
Вывод
Литература
Архитектура и эмоциональный мир человека / Г. Б. Забельшанский, Г. Б. Минервин, А. Г. 208 с. М.: Стройиздат, 1985.Раппапорт, Г. Ю. Сомов.
Березин М. П. Пространство восприятие поведение. // Строительство и архитектура 42.Ленинграда. №7 за 1975 г. Ленинград: Лениздат, 1975 г. с. 39
Иовлев В. И. Екатеринбург: Архитектон,Экопсихология для архитекторов: процесс и форма. 304 с.1996.
Черноушек М. Психология жизненной среды / Пер. с чеш. И. И. Попа. М.: Мысль, 1989. 174 с.
Шимко В. Т. Архитектурное формирование городской среды: Учебное пособие для архитектурных специальностей вузов. М. Высш. шк., 1990. 223 с.: ил.
Введение
Влияние архитектуры на человека на современном этапе оценивается очень высоко. Формирование облика городов решает не только сугубо специальные планировочные и стилистические задачи. Учитывая влияние архитектуры на психические особенности человека, архитектура городов является одной из активных факторов формирования и развития психики и психической деятельности горожан( Забельшанский Г.Б. )
Установлено, что изменение жизненного пространства, архитектурно-планировочных решений жилых поселений способно оказывать влияние на формирование и развитие новых, отличных от общепринятой для данного этноса нормы, психологических качеств у большого числа людей. Оно ведет к изменению поведения, характера мышления, эмоционального состояния и т.д. Значит, требуется не только и не столько архитектурный надзор, но и скрупулезная работа политических психологов совместно с архитекторами при разработке генпланов развития городов, выбора и претворения в жизнь стилей и направлений. Архитектурные творения отражают характер эпохи, поэтому основные, наиболее заметные и значимые строения должны еще на этапе разработки учитывать идеологию заказчика, не только непосредственного, того, кто заказал и оплатил проект и строительство, но и правительства той страны, на чьей территории он будет воплощен, отношение к ним современников и последующих поколений.
Особый интерес вызывает происходящее в архитектуре сегодняшнего дня. Поражает несуразность современных строений, изобилие деталей, отсутствие стиля, массивность, многие из этих строений откровенно напоминают крепостные сооружения. Своего рода современная эклектика, в худшем ее варианте. Настоящая архитектура переходного периода. Государство без идеологии государство, где города не имеют общего планировочного решения
Десять лет назад многие люди, ведущие областной образ жизни мечтали поменять его на столичный. И это было вполне объяснимо. Жизнь в городе сулила перспективы, развитие и социальные блага Но активная индустриализация экономики, рост городов, новейшие технологии производства сельхозпродукции, развитие современной инфраструктуры производства и потребления, сращивание средств массовой информации в единую сеть ставит перед человеком проблему разрыва в мироощущении с географической средой, то есть проблему снижения адаптационных возможностей населения в географическом пространстве страны поэтому. «Бегство за город» весьма распространенная тенденция среди горожан. Кто-то строит загородный дом, кто-то приобретает еще одну квартиру в области, а кто-то меняет однокомнатную в панельном доме на окраине на лучшее жилье с видом на каштановую или липовую аллею в двадцати километрах от столицы. Основная причина переездов экологическая. Люди бегут из мегаполиса с загрязненным воздухом, шумом проезжающих рядом машин, давящим однообразием высотных домов-коробок.
Архитектура плюс психология, медицина, философия
О том, что связь между архитектурой и другими видами науки существует, было известно в древности. То, что творения рук человеческих влияют на психику и самочувствие индивида, было доказано еще в Древнем Египте. Например, древнеегипетский архитектор Имхатеп, руководивший строительством пирамид, в то же время был практикующим врачом, энциклопедически образованным человеком. Именно потому, что тайны визуального восприятия были известны египетским архитекторам, пирамиды до сих пор поражают нас своей величественностью и напоминают о мощи фараонов.
Тесная связь работы архитекторов, строителей с представителями разных видов науки характерна не только для Древнего Египта, но и для последующих культур.
Архитектура всегда находилась под влиянием философии. А философы Древней Греции, Древнего Рима были еще и естествоиспытателями, исследователями, биологами, врачами.
Древнегреческий философ Гераклит утверждал, что «скрытая гармония сильнее явной». В учении Гераклита есть элементы интуитивного постижения сути вещей. В наше время этот тезис получил научное подтверждение, основанное на изучении процессов возбуждения в мозгу.(Черноушек М 1989г.) Тезис Гераклита подтверждает пример из новейшей истории. Старинные немецкие города, разбомбленные союзниками во время второй мировой войны, были полностью восстановлены. Для немцев было важно воссоздать гармонию своих городов. А ведь их архитектура не броская. Но находиться в старинных немецких городах комфортно и уютно.
Формула идеального города
О том, каким должен быть идеальный для жизни человека город, ведутся споры среди ученых различных областей.
Американским математиком Берггофом предложена формула: эстетическая мера равна соотношению упорядоченности к сложности объекта. С этой точки зрения Новосибирск с простыми, до горизонта прямыми улицами и коробками домов эстетически должен быть превосходным городом. Но ощущаешь себя там тягостно, как муравей на столе.
Психолог Айзенк предложил свою формулу. Чувство ценности эстетической меры равно сложности объекта, умноженной на упорядоченность и симметрию.
Айзенк считал, что хорошая форма может существовать тогда, когда есть повторяемость элементов и их гармоничное разнообразие. Причем он подчеркивал, что эстетическое восприятие зависит от типа нервной системы, принадлежности к той или иной культуре, уровня образования человека.
Айзенк пришел к выводу, что на человека интеллигентного и духовно развитого примитивная архитектура оказывает тягостное воздействие. Человек же с неразвитым интеллектом, малообразованный, ее воспринимает более спокойно.
Некоторые наши туристы подтверждают теорию Айзенка, например, при посещении Парижа. Традиционное выражение нового русского: «И это Париж? Что-то простовато». У этой категории людей свое восприятие. Они не понимают красоту, воплощенную в форме художественных, эстетических, исторических ценностей.
Психолог Изард писал, что явно сильные эмоции человек проявляет редко. Архитектура позволяет инстинкты и чувства реализовать в неявной форме. Гештальт-психологи утверждают, что любой архитектурный объект должен быть упорядоченным и уравновешенным, единым и целостным. Восприятие здания должно соответствовать принципам простоты и экономии мышления. Любое здание не должно быть излишне вычурным.(Черноушек М 1989)
Как программирует архитектура
Сейчас психологи всего мира изучают восприятие человеком окружающей среды. Их также интересует воздействие среды на поведение человека, восприятие архитектурного пространства людьми разных возрастов: детьми, взрослыми, стариками. То, в какой среде человек находится, важно для формирования поведения, мышления всего народа.
И. Середюк в своих исследованиях пишет, что архитектура служит не только источником информации, но и программирует чувства человека, а также многие ответные реакции.
Архитектура отечественных мегаполисов вызывает у нас неудовлетворенность не только с эстетической и информационной точек зрения. Она вызывает так называемые «визуальные шумы», плохо действующие на психику. Эти шумы проявляются в том, что у человека от жизни в большом городе устает нервная система, развивается невротическое состояние.
В европейских странах архитекторы вместе с психологами борются с «визуальными шумами». В большинстве городов Западной Европы существуют специальные площадки, с которых можно рассмотреть город в целом. Панорамные виды с этих площадок успокаивают человека, гармонизируют психику. Например, в Париже такая площадка весь Монмартр.
Рассмотрим ситуацию в Москве. Вроде бы и площадки смотровые существуют. Но, когда стоишь на Воробьевых горах, создается тягостное впечатление. Панорамный вид портят заводские трубы, натыканные коробки однообразных домов. Город не воспринимается как целое. Чисто визуально панорамный вид столицы не оказывает гармонизирующего воздействия на психику человека. (Шимко Т. В.1990).
Кремль, пожалуй, самое красивое место в Москве. Но полюбоваться всей красотой архитектурного ансамбля неоткуда. Нет смотровых площадок. Действительно красивый вид на Кремль открывается только с одного места с Большого Каменного моста. Но всю красоту архитектуры не успеваешь оценить из окна машины или троллейбуса за те секунды, что едешь по мосту.
С точки зрения визуальной экологии, много критических замечаний к Парку Победы. Архитектура комплекса, не говоря уже о танках на аллеях, не вызывает ощущения гармонии, не оказывает сильного эмоционального воздействия. А ведь наверняка, по замыслу авторов, архитектурный ансамбль должен был поражать своей величественностью и грандиозностью.
Разрушение или бережное сохранение?
Разрушение старых зданий и быстрое строительство новых на протяжении всего прошлого века были характерны для нашего градостроительства. Политические коллизии неупорядоченно и варварски меняли архитектуру не только Москвы, но и других городов.
А ведь на психику любого человека угнетающе действуют стоящие рядом с церквями зеркальные коробки-небоскребы. Особенно тяжело воспринимают такое соседство пожилые люди.
Философ Хайдеггер считал, что жилище должно строиться на определенных привязанностях и традициях. По этому пути идут европейцы. Например, при перестройке здания гармонично добавляют новые части к существующим архитектурным ценностям. И это не случайно. Через архитектуру выражается историческое развитие, мировосприятие народа.
Еще один пример. После второй мировой войны в разбомбленном Лондоне были возведены многоэтажные дома, но по прошествии времени эти дома были снесены, так как тягостно влияли на психику жителей, на визуальную экологию города. Англичане вернулись к традиционным архитектурным формам
Стремление к сохранению традиций мы наблюдаем не только в Европе. Американцы пытаются компенсировать недостаток исторических архитектурных ценностей: привозят из Европы фрагменты старых домов, перекупают мосты, стилизуют под старину новые здания.
О междисциплинарном подходе
В Европе вопрос о строительстве нового здания решается с участием специалистов разных направлений, в том числе врачей, психологов. Кроме того, любые нововведения там обсуждаются с жителями. Например, купил наш соотечественник дом в Англии. Хотел его перестроить и изменить форму крыши. Но не позволили соседи. Ведь для соседей этот дом, кому бы он ни принадлежал, кусочек английской истории и культуры. Наша столица и другие крупные города, с моей точки зрения, находятся в сложном положении. Например, в Москве уменьшается число парков, хотя декларируется, что их становится больше. Новые дома потихоньку вытесняют маленькие рощицы. Город наступает на зеленую зону.
Около магазинов, ресторанов уменьшаются, становятся уже тротуары. Визуальная экология ухудшается. И как итог человек чувствует себя дискомфортно, лишним на улицах города.
Для нашей страны характерно развитие общественного сознания. Мы хотим двигаться вперед. Но существующая «неприкаянность» городов и неупорядоченность строительства смещают идентификацию личности. Подсознательно мы себя идентифицируем с безалаберными, бестолковыми, грязными городами и безликими коробками.
Считаю, что междисциплинарный подход к проектированию новых микрорайонов, изменению облика старых надо развивать и нам. Так же, как в Европе, эти вопросы должны решаться не только чиновниками, но и обсуждаться с гражданами, с общественностью. Необходимо использовать и коллективный разум.
Человек в современном крупном городе находится под воздействием быстро изменяющейся среды. Сегодня потребность в крупных офисных зданиях и жилье европейского уровня приводит к процессу интенсивного строительства уплотнению городской застройки. Новое архитектурное окружение более концентрированная среда несёт в себе особое организующее начало, которое интенсивно влияет на механизмы поведения людей. Взаимодействие человека с окружающей архитектурной средой становится более тесным и сложным. Ускоряются процессы внешней и внутренней активности человека.
Для того, чтобы определиться с тем, что в современной архитектурной среде оказывает наибольшее влияние на поведение человека, необходимо выделить основные типы пространств исходя из того, как реагирует на них человек. При этом за точку отсчёта берётся такое поведение, когда человек передвигается в естественном темпе, ненапряжённо, без стрессов, руководствуясь чувством защищённости. Это первое состояние. Следующее состояние, связанное с типом среды, характеризуется тем, что человек насторожен и сосредоточен, выбирает наиболее безопасные пути следования. И третье характеризуется активным освоением среды, человек здесь двигается решительно, выбирая наиболее короткие пути, не задерживается на остановки и размышления, цель, при таком движении, заключается в том, чтобы выйти на более комфортный участок.
Все эти три состояния, обуславливающие формы поведения, основаны на принципах, сформированных в психике человеке ещё тогда, когда он впервые начинал осваивать равнины. Можно сказать, что в современной архитектурной среде происходит взаимодействие всё тех же пространственных архетипов и архетипов поведения, то есть пространственных форм и форм поведения, имеющих устойчивый аналог в истории человечества. И если обратиться к доисторическому периоду, то можно увидеть, к примеру, что первобытный человек, двигаясь в первозданной среде, выбирал пути наиболее безопасные и имеющие наилучшее покрытие, а для остановок или длительного пребывания выбирал масштабные и хорошо защищённые места. Примером может служить движение человека по песчаному берегу, ограниченному с двух сторон рекой и кустарником, с временной остановкой под раскидистым деревом
Крупные города нередко ассоциируются у людей с ущельями, заполненными потоками людей и машин. Находясь в таком "ущелье", под нависающими фасадами зданий, человек не всегда осознанно стремится выйти на более открытый участок. Как видно из этого примера, в человеке срабатывают пространственные архетипы, при этом, определяя характер пространственной организации, пешеход, прежде всего, смотрит на то, насколько оно открыто или закрыто. И на основе общепринятой теории, городская среда тоже имеет два основных типа пространства: открытые и закрытые. (Березин М.П.)
Так, по классификации, принятой ЦНИИП градостроительства, к открытым пространствам в городах относятся "незастроенные территории вообще, в том числе водно-зелёные системы, главные проспекты, набережные, эспланады, пешеходные зоны, площади, бульвары и другие элементы планировочной структуры города, которые составляют систему открытых пространств" [5, С. 14]. Находясь в таких пространствах, человек меньше защищён от воздействий стихии, но в городе главным для него является возможность манёвра и быстрого достижения нужного пункта, помогают в котором ориентиры, обзор которых нередко ограничен.
Тип пространства - форма поведения
Тип пространства |
Характеристики |
Основные аспекты, влияющие на поведение |
Превалирующее эмоциональное состояние |
Характерные особенности поведения |
открытое |
наличие протяженных незастроенных участков, хорошая просматриваемость прилегающих территорий |
протяженность, досягаемость ориентиров и пунктов назначения |
естественное |
естественный темп движения, отсутствие напряженности и стрессовых реакций |
полуоткрытое |
чередование плотно застроенных участков и открытых территорий, периодическое ограничение обзора |
ритм изменения окружения (частота смены пространств), видимость ориентиров |
настороженное |
"рваный" темп движения (частое чередование ускорений и остановок), настороженность |
закрытое |
плотно застроенные территории, отсутствие больших открытых пространств, возможности обзора постоянно ограничены |
дистанции до элементов ограничения движения, видимость ориентиров |
активное |
быстрый темп движения, отсутствие остановок и размышлений, стремление выбраться на комфортный участок |
Из этой таблицы видно, что пешеходу в городе необходимо достаточное количество открытых пространств, но существующая плотность и высота застройки продиктована высокой деловой и творческой активностью, требующей постоянных контактов и взаимодействий.
В таком пространстве мы видим и обратную зависимость, когда поведение, в свою очередь, буквально диктует принципы пространственной организации. Главным же для архитектора является процесс воздействия формы, который и был прослежен в данном исследовании.
вывод
В заключении необходимо отметить, что взаимосвязь между формой пространства архитектурной среды и поведением человека проявляется в особых движениях, эмоциональных состояниях, жестах, а также других действиях человека, указывающих на состояние внутреннего комфорта или дискомфорта, напряжения или расслабления. И при этом, в первую очередь, если ориентироваться на ключевые принципы поведения, необходимо учитывать две основные формы поведения: активную и пассивную, процесс освоения среды и отдых.
Пространство должно гармонично сочетать свойства открытого и закрытого типа, "внутреннего" и "внешнего", интерьера и экстерьера, уюта и свободы. В природе есть множество примеров естественной организации пространств: долины с деревьями, ущелья, пещеры и, с другой стороны, луга, пустыни, равнины, озёра. Не случайно так часто в городской застройке используются элементы озеленения деревья и газоны, а также фонтаны и бассейны, и каждое пешеходное пространство должно содержать эти элементы, чтобы включать природные сценарии, основанные на средовых архетипах.
Сочетание свойств "внутреннего" и "внешнего", а также природного и урбанизированного, создаёт пространство, отвечающее многообразию форм поведения, регулирует процессы активности и восстановления. А своевременное наблюдение за механизмами поведения и анализ конкретных форм психической активности (поведенческие реакции на новое архитектурное окружение), с учётом современных тенденций и подходов к анализу в данной области теории архитектуры, помогает найти конкретные формы и области пространства архитектурной среды, которые оказывают наибольшее влияние на человека.