Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Ислам: проблемы идеологии, права и политики
И. В. ВОЛОДИНА кандидат философских наук
В странах традиционного распространения ислама по сей день действуют мусульманские формы идеологии, религиозные стереотипы массового сознания, исламские правовые и социальные институты. Они сосуществуют со светской идеологией и общественными институтами, прекрасно уживаются с ними и приспосабливаются к ним.
Борьба двух тенденций - секуляризации общественной жизни и мысли и сохранения влияния ислама, тенденций, истоки которых лежат в историческом прошлом народов, на нынешнем этапе значительно обострилась. Для современного общества, российского в том числе, характерен «исламский бум».
Взаимоотношения исламской религии и политики необходимо исследовать как социально - политический феномен, как исламский фактор, влияющий на национальную безопасность и военную политику. Оснований для такого аналИ' за несколько. Во-первых, действия исламских субъектов в политической сфере зачастую направлены на изменение существующего национально-государственного устройства Российской Федерации. Во-вторых, наряду с воинствующим национализмом исламский фактор является составляющей военных конфликтов на территории Российской Федерации и СНГ. В-третьих, исламскую окраску в России и мире имеют такие опасные явления, как сепаратизм, терроризм, экстремизм и радикализм.
В рамках исламского фактора выступают различные политические силы, в том числе и националистические, криминальные структуры, ничего общего не имеющие с истинным исламом. Политические угрозы можно разделить на внутренние (сепаратизм, пантюркизм) и внешние (вовлечение России в локальные пограничные конфликты, импорт экстремизма). Военные угрозы включают рост военных формирований, попрание норм международного права, привлечение наемников, терроризм.
Недооценка религиозного фактора в современном мире
115
грозит не только террористическими актами в отдельных странах, но может привести к более серьезным последствиям. Современные события в мире указывают на угрозу мирового терроризма в виде исламского экстремизма. Вся тяжесть борьбы против терроризма до недавнего времени в основном лежала на России и Израиле, а теперь и США и другие страны вовлечены в этот процесс.
В условиях либерализации государственно-религиозных отношений и религиозного плюрализма в современной России начался бурный процесс возрождения ислама, влияющий на общественную и политическую ситуацию в стране. Одна из самых распространенных религий в настоящее время насчитывает более 20 млн. последователей, из которых более 4 млн. проживают на территории Северного Кавказа. Конфессиональная принадлежность накладывает отпечаток на отношение людей к происходящим событиям, многие из последователей ислама становятся их непосредственными участниками. Как следствие этого процесса в России распространился и стал укореняться исламский фундаментализм, а также его разновидность - ваххабизм. Новые для России религиозные движения осложнили религиозно-политическую ситуацию в стране, вступив в противоречие с традиционным для местных мусульман исламом. Особенно острый характер приняло противостояние на Северном Кавказе между ваххабизмом, с одной стороны, и суфизмом -с Другой.
Исламский фундаментализм - это совокупность многообразных течений в рамках ислама, направленных на укрепление веры в основные (фундаментальные) источники ислама и неукоснительное выполнение предписаний Корана , Сунны и шариата*,
Религиозный экстремизм и религиозный радикализм тесно связаны с понятием исламизма. Исламизм - политический ислам. Представители этого движения требуют изменения места и роли религии в жизни общества, отвергая господствующую идеологию, политическую практику существующего государственного устройств^ и пытаясь внедрить нормы мусульманской религии.
Ваххабизм - одно из течений исламского фундаментализма, относящееся к «ханбалитскому мазхабу» - одной
1 См.: От политики государственного атеизма к свободе совести .М., 2000, с.151.
116
из четырех религиозно- правовых школ, признанных во всем мусульманском миреК
Существует некий «исламский» способ решения тех или иных проблем, разработанный мусульманами, которые являются главными действующими лицами в политической жизни какой-либо страны. Б исламе, в отличие от христианства, нет четкого деления на духовное и светское. Политизированность ислама существует на протяжении всей истории мусульманского мира и Северный Кавказ не исключение.
Развитие событий на Северном Кавказе показало, что в отношениях между различными политическими силами задействован религиозный фактор. Сложная ситуация в этом регионе обусловлена социальными и политическими проблемами, в которых прямо или косвенно присутствует конфессиональный, исламский компонент. Исламский компонент представлен тремя направлениями: 1) суфизмом (тарикатиз-мом), 2)догматическим богословием и фикхом шафиитского иханафитского мазхабов, 3) салафийей (ваххабизмом). Са-лафиты - ваххабиты Северного Кавказа. Два первых направления - суфийское и богословско-догматическое - взаимопе-реплетены. Феномен салафийи имеет социокультурные и религиозные корни, а традиция ее восходит к исламскому Средневековью. В период становления ислама религия не была отделена от политики, права, философии. Входе исторического развития такое разделение фактически произошло. Для современного проявления «исламизации» характерны попытки выработать новые формы объединения религии и политики, религии и государства («исламское государство»), добиться возрождения шариата в качестве государственного права, мусульманских норм регулирования хозяйственной жизни, создания исламской теории прогресса. Для большей части мусульманских идейных течений характерно стремление к обособлению «мира ислама».
Энциклопедический словарь «Ислам» (признанный в международном научном сообществе) определяет салафитов как «общее название мусульманских религиозных деятелей, которые в различные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, «праведных праведников»2. Сала-фитские идеалы остаются идеологией исламского радикализ-
1 См. там же.
2 Ислам : Энциклопедический словарь, М., 1991, с. 201.
117
ма, который если и не превратился в единое мусульманское движение, то стал непременным участником политический коллизий в мусульманском мире. Вместе с тем сегодняшняя салафийя имеет четко выраженную компенсаторную функцию: содержащийся в ней призыв к возврату в «золотой век» является признанием неудач в развитии мусульманского мира, означает поиск новых ориентиров.
Один из идеологов возрождения ислама на Кавказе, ставший впоследствии руководителем религиозных ваххабитских общин Дагестана, Багауддин Мухаммад в начале 90-х гг. XX в. писал, что в «исламе на первом месте стоит вопрос мировоззрения, и только затем идут практические действия... Единобожие - это такое понятие, которое отрицает, отметает все моральные, правовые, экономические, политические и другие устои человечества, установленные человеком от себя и не базирующиеся на указаниях Аллаха, и признает те законы, которые предписаны и созданы Аллахом»1 Это суждение должно было вызвать настороженность, но в конце горбачевской эпохи мало кто интересовался новыми идеями, распространявшимися среди мусульман.
На Северном Кавказе анклавы салафитов существуют в Дагестане, сторонниками салафийи считают себя многие чеченцы, приверженцы этого движения проживают в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Ингушетии. Распространение салафитских идей является ответом на общий системный кризис в регионе. Они являются реакцией мусульман на неспособность центральной и местной власти решить их проблемы. Не уверенные в компетентности и решительности администрации, не веря в реальность избавления от трудностей при помощи проводимой в последнее время политики, люди пытаются отыскать иные возможности выхода из создавшейся ситуации. Отсюда интерес к «исламской альтернативе». Заметную роль сыграли салафитские установки при обосновании отделения Чечни от России (попытка провозгласить исламское государство предпринималась в 1997 г.).
Призывы местных политиков бороться против салафитов (ваххабитов) носят характер заклинаний и сводятся к следующим пунктам:
- салафийя в принципе не соответствует догматам и принципам ислама;
1 См.: Багауддин Мухаммад, Чистота Единобожия // Аль -вахдат (Единство) (Москва), 1991, 1 сентября.
118
- она чужда традициям местного ислама (многие на Северном Кавказе выражают опасение, что салафийя есть особая форма арабизации местных этносов);
- ее сторонники являются не верующими людьми, а спекулянтами от религии;
- будучи чужеродным явлением, салафийя распространяется исключительно благодаря финансовой поддержке зарубежных экстремистских организаций.
Применительно к ситуации на Северном Кавказе чаще всего используется термин «ваххабизм», отождествляющийся с исламским фундаментализмом и экстремизмом. Председатель Госсовета Дагестана М. Магомедов определяет ваххабизм как «нетрадиционное течение в исламе»1. Бывший федеральный министр Р. Абдулатипов полагает:«... в понятие «ваххабизм» мы вложили все невежественное, что оказалось вокруг ислама. Такой ваххабизм оставляет после себя пустыню, все культурное уничтожается»2.
Именно с получившей известность под именем ваххабизма салафийей связана политизация ислама на Северном Кавказе, превращение ислама в орудие политической борьбы. Именно с действиями сторонников салафийи связана проблема интернационализации конфликта в Чечне, международного терроризма. Рассуждая о роли ислама на Северном Кавказе, многие имеют в виду прежде всего деятельность политиков и полевых командиров, выступающих под салафитскими лозунгами, например, Ш. Басаева, М. Удугова и др. Одно перечисление этих имен показывает, что «светский салафизм» - это прежде всего чеченский феномен. В то же время салафитские взгляды встречаются и у дагестанских политиков, например у главы активно действовавшего в 1995-1998 гг. Союза мусульман России, бывшего депутата Государственной Думы Н. Хачилаева, который отождествляет очищение ислама с «возможностью познания заветов и назиданий Аллаха, исполнения всех исламских норм»3 с религиозным реформаторством. Однако светские политики в Дагестане и других республиках предпочитают не вникать в сущность ваххабизма, не рассуждать на эту тему. Некоторые из них видят опасность не в салафизме кактаковом, а в
1 Дагестан. Правда, 1999, 27 августа.
2 Независимая газета, 1999, 19 октября.
3 Хачилаев Н. Реформаторство необходимо // НГ, Религии, 1997, 24 июля.
119
ваххабитах, которые наносят ущерб их престижу и даже пытаются отстранить их от власти (например, в Карачаево-Черкесии и Кабардино - Балкарии в августе 2001 г.).
На Северном Кавказе «салафитскийпроект» представлен и претендует на реализацию сразу на четырех уровнях: локальном (Кадарская зона и некоторые районы Дагестана); национальном, или республиканском (Чечня, Дагестан); субрегиональном (Чечня, Дагестан и при определенных обстоятельствах Ингушетия^сееерсжавказсжом1.
Существует мнение, что реализация этого проекта - всего лишь дело времени, и если не принять решительные меры, то на территории южной части России может возникнуть «ваххабитское государство», что приведет к развалу страны. Такой прогноз может стать реальностью, если учитывать, что салафийя вполне соотносится с одной из главных идей исламской доктрины о совершенстве этой религии, о неизбежности принятия ее всеми народами, о конечном триумфе ислама.
Религиозный экстремизм не рождается на пустом месте. Предупредить его проявления намного разумнее, чем с ними бороться. Часто исламскую мотивацию начинает использовать экстремизм, сформировавшийся на национал-сепаратистской и криминальной основе. Возможен и вариант, когда экстремист националистического толка, обращаясь к исламу как к средству достижения своих целей, превращается в убежденного мусульманского фанатика.
В плане идеологии все четыре уровня салафитского проекта взаимодействуют. Формально установление шариатского правления на первичном уровне в одном или нескольких селах-это шаг к созданию общекавказского исламского государства. В 1998 г. в селах Кадарской зоны Чабанма-хи, Карамахи, Кадар провозглашен шариат и запрещено соблюдение федеральных законов. Это была попытка изменить на данной территории принципы государственного устройства, хотя без требования отделения. В этом смысле действия кадарских салафитов имеют что-то общее с позицией руководства Татарстана в 90-х гг, добившегося максимального суверенитета в рамках Российской Федерации, в результате чего некоторые положения Конституции этой республики пришли в противоречие с Конституцией страны.
1 См.: Малашенко A3. Исламские ориентиры Северного Кавказа М„ 2001, с. 138.
120
Провозглашение кадарских земель «исламской территорией» вновь приводит к выводу о вероятности использования в местах компактного проживания мусульман шариатских законов. Речь идет не об образовании зон «исламского правления», а об использовании элементов шариата там, где такое требование выдвигается местным населением. Заметим, что ни в Кабардино-Балкарии, ни в Карачево-Черкесии, ни в Адыгее обращение к шариату не преследуется, если оно не инициировано радикальными исламскими группами (известно, что в 1997 г. тогдашний президент Ингушетии Р. Аушев подписал закон о мировых судьях, в ст.З которого им предписывалось в своей работе следовать нормам адата и шариата). История Кадарской зоны свидетельствует о том, что салафиты способны к самоорганизации, к контролю за ситуацией на занимаемой ими территории. Они могут выступать как политическая и правовая сила, готовая к сотрудничеству с властями - но и к конфронтации с ними. В мирной ситуации, при отсутствии «внешнего фактора» в лице чеченских боевиков и зарубежных проповедников, а также при смягчении позиции светской администрации на локальном уровне, возможно взаимное делегирование полномочий. В Кадарской зоне претензии салафитов не выходили за рамки этой местности, они не требовали предоставить им автономию.
«Национальный салафитский проект» был инициирован только вследствие крайнего обострения конфликта между Москвой и Чечней. Если на всей остальной территории Северного Кавказа обращение к салафийе обусловлено социальной и религиозной мотивацией, то в Чечне первичным толчком послужила борьба за независимость. «Чеченское движение следует рассматривать в первую очередь как религиозное, - говорил в 1998 г. муфтий Чечни А.Кадыров, -мусульмане отстаивали свое право жить по своим законам и не подчиняться кафирам (неверным), и лишь затем как национально-освободительную войну»1. Отмечая односторонность этого высказывания, нельзя не признать, что в 90-х гг. джихад занимал значительное место в национальной идеологии. Ктомуже именно лозунг священной войны обеспечивал чеченцам помощь от радикальных исламских организаций.
В 1996 г. в Чечне начиналась планомерная реализация
Цит. по: Ротарь И. Ислам и война, М., 1998, с.10.
121
«национального салафитского проекта». После приостановки в августе военных действий, завершения «первой чеченской кампании», З.Яндарбиев принял решительные меры по исламизации государства. В сентябре он подписал указ о расформировании светских судов, которые были заменены судами шариатскими. Право участвовать в работе этих судов получили зарубежные (арабские) миссионеры. Одновременно был введен так называемый Уголовный кодекс-шариат, фактически являющийся переводом Уголовного кодекса Судана. В Грозном открылся Исламский молодежный центр, который стал организационным оплотом и кадровым резервом салафитов (ваххабитов). В том же году ислам был провозглашен государственной религией Чеченской Республики, из числа салафитов организовали «исламскую гвардию» в рамках Национальной гвардии в количестве 200 человек, попасть в которую можно было только по письменно удостоверенной муллой рекомендации. Были сформированы и два полка «исламской безопасности»1.
Знания ислама стали требовать от лиц, назначавшихся на административные должности. В работе комиссий по отбору кандидатов принимали участие духовные авторитеты. Ключевые позиции в Чечне заняли полевые командиры, называвшие себя сторонниками «истинного ислама». Их представители Н. Халимов, А. Хусаинов, М. Удугов вошли в состав правительства, последний сумел в ходе первой чеченской кампании выиграть информационную войну у федеральной власти. Критикуя Москву, он часто использовал исламские формулировки. В этот период у многих политиков и у | полевых командиров стала заметна религиозная основа мотивации и оправдания их действий, в том числе таких, как захват заложников с последующим их выкупом. Например, в начале 1999 г. в Урус-Мартане по подозрению в похищении людей сами чеченские власти арестовали несколько юношей из числа салафитов. Задержанные утверждали, что получили фетву на эту акцию со стороны некого духовного авторитета. Подобные разрешения исходили от саудовского миссионера, так называемого эмира мусульман Чечни Аб-дурахмана.5
«Национальный салафитский проект» не могсущество-вать без соответствующего субрегионального проекта. Да-
1 См.: Ахмадуллин В., Мельков С. Государственно- исламские отношения в России, М., 2000, с. 60.
122
гестан с точки зрения его реализации был наиболее перспективным. В 1997-1998 гг. сотрудничество чеченских и дагестанских салафитов окрепло. В декабре 1997 г. руководимый Багауддином Мухаммадом Исламский дагестанский джама-ат подписал «Военный договор о взаимодействии» с Армией генерала Дудаева, глава которой С. Радуев даже среди чеченских командиров был известен экстремизмом, в том числе религиозным. В начале 1998 г. в Гудермесе на встрече салафитских вождей Дагестана и чеченских политиков было заявлено о союзе. Следует отметить, что демонстрируя поддержку Чечни, дагестанские салафиты сохраняли за собой возможность компромисса с Центром. Но в апреле 1999 г. на втором съезде народов Ичкерии и Дагестана возобладали крайне радикальные лозунги. Наряду с призывами объединения на исламской основе участники съезда требовали «деколонизации» Дагестана и всего Кавказа и вывода оттуда российских войск. В конце 90-х гг. складывается организационная база для консолидации дагестанских и чеченских" политиков салафитского направления, заявляющих, что их общей целью является создание единого ичкерийско-дагестанского исламского государства.
Однако упор делался не на создание единого исламского государства, а на дезорганизацию общества и политических структур внутри Дагестана, что позволило чеченцам установить свой или общий с местными салафитами контроль над некоторыми районами, где могло быть провозглашено исламское государство. Военное поражение чеченских сепаратистов в Дагестане существенно подорвало их авторитет у потенциальных союзников в соседних республиках. Недооценена была боеспособность федеральных войск. Парадокс состоит в том, что несмотря на обреченность салафитского проекта в масштабах всего Северного Кавказа он остается фактором, влияющим на обстановку как внутри региона, так и вокруг него.
Салафийя, как и любое идейно-политическое течение, эффективна и способна привлекать на свою сторону новых последователей только тогда, когда развивает наступательную активность. Поэтому, получив отпор в России, исламские экстремисты предпринимают попытку вторжения в Грузию и другие республики СНГ. Учитывая, что «национальный салафитский проект» не был осуществлен, следует ожидать новых попыток его реализации.
Исходя из этого, мы считаем, что в области национально-
123
государственного устройства России необходимо добиться легитимации мощных национальных и религиозно-политических движений; ввести представителей как мусульманского духовенства, так и чиновников высокого ранга в структуры федеральной власти; обеспечить правовую, политическую, экономическую и культурно-образовательную поддержку мусульманских общин, автономий, мусульманского предпринимательства; незамедлительно реагировать на попытки подавления или ущемления прав мусульманских меньшинств. Пришло время для внимательного изучения шариата в районах массового распространения ислама. Решение руководства Ингушетии о внедрении в республике некоторых норм обычного права (адат), по-видимому, свидетельствуют о том, что если не пытаться контролировать и направлять данный процесс со стороны государственных органов, то он все равно будет развиваться и еще неизвестно в каком русле.
Непопулярность лозунгов создания исламского государства не означает, что северокавказские мусульмане полностью игнорируют религиозную форму социального протеста. Они готовы опереться на ислам для достижения социальной справедливости, во имя поддержания традиционного образа жизни. В некоторых районах население может поддержать частичное введение шариатского законодательства.
О наличии попыток вернуться к идее исламского государства свидетельствует существование в разных частях северокавказского региона лагерей «моджахедов», в которых сочетается боевая и религиозная (на салафитской базе) подготовка. Такие лагеря появились в начале 90- х гг., проходившие в них обучение люди называли себя «братьями-мусульманами». Некоторые из них воевали на стороне Абхазии в период военного этапа грузино-абхазского конфликта. Фактически в салафитских лагерях скрываются и набирают опыт криминальные элементы, там незаконно хранятся оружие и боеприпасы. Это обстоятельство позволяет властям бороться против исламских радикалов в контексте общей борьбы с преступностью - разбоями, наркоторговлей, похищениями людей и т.д. В 2000 г в Кабардино-Балкарии по указанию президента республики были созданы рабочая группа и межведомственный банк данных по противодействию политическому и религиозному экстремизму. По словам министра внутренних дел республики генералах. Шо-
124
генова, присутствие ваххабитов было отмечено в семи районах Кабардино-Балкарии, включая столицу Нальчик1.
Между салафитскими лагерями в разных республиках нет устойчивой координации. Часть прошедших там обучение молодых людей переправляется в Чечню, некоторые стремятся прекратить контакты сбывшими наставниками. Тем не менее, нельзя не признать, что десятки, а то и сотни «выпускников» этих лагерей вливаются в чеченские вооруженные формирования и могут служить для чеченской пропаганды в качестве примера сотрудничества между ваххабитами всего Северного Кавказа. Участие в боевых действиях представителей различных этносов позволяет оценивать чеченский сепаратизм как общекавказский джихад против России. Об этом свидетельствуют и трагические события в Москве в октябре 2002 г.
Рост влияния ваххабитского движения и других форм исламского экстремизма в России - процесс объективный. Сегодня есть еще шанс вступить в диалог с лидерами этого движения в целях улучшения межконфессиональной обстановки в регионе, создания условий для постоянных контактов, консультаций при любых поворотах политического противостояния.
См.: Гусейнов О. Приверженцы ваххабизма находятся под контролем // Газета Юга,2000, 22 июня.
125