У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ Рабочая программа учебной дисциплинЫ

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.12.2024

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

Рабочая программа

учебной дисциплинЫ

Методика

преподавания хоровых дисциплин

специальность 073502

Хоровое дирижирование (по видам)

(хоровое дирижирование)

Саратов

2012

ОДОБРЕНО

Цикловой комиссией

«Хоровое дирижирование»

Протокол № __ от «__» _____________

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 073502 Хоровое дирижирование

Председатель ЦК

«Хоровое дирижирование»

______________ Занорин Ю.Г.

Автор:

преподаватель ЦК  

«Хоровое дирижирование»

______________Юрасова Т.А.

Заместитель директора

по учебной работе музыкального отделения

______________ Несолёнова И.Г.

Заместитель директора

по научно-методической работе

______________Калуцкова М.Н.

Рецензенты:

заслуженный деятель искусств, профессор СГК им. Л.В.Собинова

______________ Лицова Л.А.

Преподаватель ЦК

«Хоровое дирижирование» СОКИ

______________ Гиревая И.Е.

Рассмотрено на заседании

Методического совета

Протокол № 49 от 03.09.12 г.

Приказ № 01-04/69a от 04.09.12 г.

  1.   Пояснительная записка

Учебная дисциплина Методика преподавания хоровых дисциплин является важнейшей профилирующей дисциплиной. В структуре основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 073502 Хоровое дирижирование (по видам) (Хоровое дирижирование) относится к блоку Специальные дисциплины. Обучение проводится в форме групповых теоретических и практических занятий в объёме 72 часов. За счёт консультаций объём учебной программы увеличен на 20 часов.

Опираясь на общеобразовательную, музыкальную, эстетическую и дирижерско-хоровую подготовку, данный курс ставит цели:

  •  подготовить студентов к педагогической деятельности.
  •  сообщить им основные знания о задачах, содержании, организации, формах и методах работы с детьми и подростками.
  •  воспитать необходимый комплекс умений и навыков у будущих руководителей хоровых коллективов и вокальных ансамблей, учителей музыкальных школ по предметам: дирижирование, хоровое сольфеджио, чтение хоровых партитур.
  •  подготовить студентов к организаторской деятельности различных форм внешкольного музыкально – эстетического воспитания и образования.

Согласно требованиям Государственного стандарта среднего профессионального образования к минимуму содержания основной профессиональной программы подготовки выпускника необходимо ознакомить студентов с:

  •  педагогическими принципами различных школ обучения пению детей с учётом возрастных особенностей;
  •  формированием отечественной педагогической школы;
  •  опытом выдающихся педагогов;
  •  ролью педагога в воспитании молодого музыканта;
  •  приёмами педагогической работы;
  •  важнейшими предпосылками становления музыканта-исполнителя;
  •  способами оценки и развития природных данных;
  •  организацией и планированием учебного процесса в музыкальной школе;
  •  методикой проведения различных форм учебной работы;
  •  произведениями различных жанров и стилей, изучаемых на разных этапах обучения детей и подростков.

Материал курса «Методика преподавания хоровых дисциплин» тесно связан со специальными дисциплинами учебного плана: дирижированием, хороведением, хоровым классом, вокальным ансамблем, хоровым сольфеджио, психологией и педагогикой, хоровой и дирижёрской практикой.

Положения курса, относящиеся к вопросам современной теории и практики преподавания хоровых дисциплин и детского музыкально – эстетического воспитания освещаются на основе ряда методических пособий: «Программа по музыке для общеобразовательной школы» разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского; «Методика музыкального воспитания» О.А. Апраксиной; «Методика преподавания хорового дирижирования» Л. Андреевой; «Хоровое сольфеджио» Г.А. Струве, а так же ряда российских экспериментальных программ: «Фонопедический метод развития голоса» В.В. Емельянова; «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе» Д.Е. Огороднова, и краткого обзора музыкального воспитания за рубежом.

В этих программах дается обзор основных видов музыкальной деятельности детей, способствующих развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма, творческих способностей; накоплению музыкально-слуховых представлений посредствам слушания (восприятия, понимания, осмысления) и исполнения музыки.

Формирование вокально- хоровых навыков, овладение художественным исполнением произведения рассматривается во взаимосвязи с развитием личности ребёнка.

В связи с этим в курсе «Методика преподавания хоровых дисциплин» большое внимание уделяется изучению вопросов методики певческого воспитания детей, методики работы с детским хоровым коллективом в музыкальной и общеобразовательной школе.

При изучении данных тем курса используются различные наглядные пособия для более полного представления о физиологии певческого процесса. Формирование вокально-хоровых навыков рассматривается в возрастном аспекте, учитывая характеристики и особенности развития возрастных групп детей 6-14 лет.

При изучении курса «Методика преподавания хоровых дисциплин»  студентам так же рекомендовано познакомиться со специализированной педагогической и методической литературой (список представлен в конце рабочей программы).

Предмет «Методика преподавания хоровых дисциплин» ведётся в форме лекционных и семинарских занятий, а так же предполагает самостоятельную работу студентов в виде конспектирования отдельных тем, подготовки рефератов, разработки уроков по хоровому сольфеджио и составлении индивидуальных планов по дирижированию и чтению хоровых партитур.

Проверка знаний студентов осуществляется в процессе прохождения всего курса: периодические классные контрольные работы, семинары по каждой пройденной теме. В VI семестре – экзамен.

По завершению образовательной программы проводится Итоговая государственная аттестация, дисциплина Методика преподавания хоровых дисциплин входит в Итоговый междисциплинарный экзамен по педагогической подготовке.

  1.  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование

разделов и тем

Макс.

учеб.

нагрузка

студента,

час.

Количество аудиторных часов

при очной форме обучения

Самост.

работа

студента

Всего

Лекцион.

занятия

Практич.

занятия

1

2

3

4

5

6

Тема I. Введение.

Цели и задачи детского музыкального воспитания, основные формы музыкальной деятельности.

2

2

2

-

0

Тема II Становление системы массового музыкального воспитания детей в России.

7

6

6

4

2

1

Тема III Основные методические принципы построения и изучения предмета «Музыка» в общеобразовательной школе (концепция Д.Б. Кабалевского).

7

6

6

-

1

Тема IV Характеристика принципов музыкального обучения.

7

6

4

2

1

Тема V Методика преподавания дирижирования в Детской музыкальной школе.

20

16

14

2

4

Тема VI Методика преподавания ЧХП в Детской музыкальной школе.

4

2

2

-

2

Тема VII Методика вокально – хорового воспитания детей.

17

14

12

2

3

Тема VIII Методика преподавания Хорового сольфеджио.

17

14

12

2

3

Тема IX Музыкальное воспитание за рубежом (краткий обзор).

3

2

2

-

1

Тема X Экспериментальные программы детского музыкального воспитания.

5

4

4

2

2

1

Итого

89

72  72

60

12

17

  1.  Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Введение

1.1.  Значение курса «Методика преподавания хоровых дисциплин » для практической деятельности учителя – музыканта.

Роль музыки как вида искусства в формировании духовной культуры личности ребёнка: формирование интеллекта, формирование культуры чувств, формирование нравственности.

Цель музыкального обучения и воспитания – формирование средствами музыкального искусства духовной культуры подрастающего поколения, воспитание гармонически развитой личности, обладающей высокими моральными качествами, высокими художественными идеалами, эстетическим и музыкальным вкусом.

1.2. Задачи музыкального воспитания и обучения:

  •  развитие интереса и увлечённого отношения к музыкальному искусству,
  •  развитие осознанного и эмоционального восприятия музыки, активного и творческого отношения к ней
  •  развитие навыков исполнения музыки: певческие навыки, навыки элементарной техники дирижирования, игры на музыкальных инструментах

Основные формы музыкальной деятельности:

  •  слушание музыки
  •  исполнительская деятельность
  •  музыкально – познавательная деятельность

Требования к знаниям: знать задачи музыкального воспитания и обучения.

Тема II. Становление системы массового музыкального воспитания детей в России.

2.1. Музыкальное воспитание в русской школе второй половины XIX века. Различные направления в становлении единой системы музыкального образования. Музыкальное воспитание в дореволюционной России (начало XX века).

2.2. Музыкальное воспитание в России после 1917 года. Формирование учебной программы по музыке в XX веке. Роль, содержание и методы музыкального обучения школьников на разных этапах развития музыкального воспитания и образования школьников.

2.3. Основные эстетические принципы массового музыкального образования и воспитания в СССР (30-80г.г. XX в.)

Основные формы музыкального воспитания детей:

- обязательное музыкальное воспитание:

  •  урок музыки в общеобразовательной школе
  •  дополнительные формы музыкального воспитания:
  •  факультативные занятия хором в общеобразовательной школе
  •  музыкальные кружки (вокальный ансамбль, эстрадное пение, музыкальный театр) в общеобразовательной школе
  •  музыкальные студии
  •  самодеятельные детские музыкальные коллективы во Дворцах культуры
  •  Детские музыкальные школы и школы искусств
  •  работа с детьми в филармониях, музыкальных театрах, на радио, телевидении и других государственных учреждениях культуры и искусства

2.4.  Некоторые внешкольные формы музыкального воспитания.

Творческая характеристика некоторых детских хоровых коллективов нашей страны: хор Института художественного воспитания СССР под руководством В.Г. Соколова; ансамбль песни и пляски им. В.С. Локтева Московского городского Дворца пионеров и школьников; Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под руководством В.С. Попова; хоровая студия «Пионерия» руководитель Г.А. Струве.

2.5, 2.6. Семинар

Требования к знаниям: знать развитие массового музыкального воспитания в России со второй половины XIX века, до наших дней.

Требования к умениям: уметь перечислить детские хоровые коллективы и их руководителей.

Тема III. Методические принципы построения и изучения предмета «Музыка» в общеобразовательной школе (концепция Д.Б. Кабалевского)

3.1. Основные принципы построения программы.

Принцип тематизма в построении программы – форма систематического развёртывания учебного материала. Тематизм, носящий обобщённый характер, опирается в равной мере на научное музыкознание и на жизненную практику. Развитие способности размышлять, музыкальных способностей, практических навыков и умений учащихся, подчинено логике процесса усвоения тем программы. Организация процесса обучения, определяющая строгую соподчинённость знаний, умений, навыков; восхождение от содержательной абстракции к конкретному. Преемственность и последовательность изучения каждой темы.

3.2. Содержание программы и последовательность изучения тем по годам обучения.

3.3. Методы организации музыкального обучения:

  1.  Словесные методы: беседа, диалог;
  2.  Наглядно-образный метод;

3. Методы организации учебно-познавательной деятельности: метод обобщения, метод перспективы (забегания вперёд), метод ретроспективы (возвращение к пройденному материалу), проблемно-поисковый метод, индуктивный и дедуктивный методы, репродуктивный метод;   

4. Стимулирующие методы: метод эмоциональной драматургии, игровые приемы;

5. Контролирующие методы: метод проявления знаний в процессе музицирования.

3.4. Музыкальные знания. умения и навыки:

  •  «ключевые знания» о музыке
  •  частные музыкальные знания: элементы музыкальной речи, нотная грамота, знания о композиторах и исполнителях. Частные знания находятся в соподчинении ключевым знаниям и связаны с процессом живого восприятия музыки
  •  музыкальные умения по всем видам музыкальной деятельности: хоровому пению, игре на музыкальных инструментах, пению по нотам и музыкально – ритмическому движению.

3.5. Урок – как основная форма организации процесса обучения. Роль «ключевых знаний» в создании целостной структуры урока, объединяющей различные виды деятельности школьников. Организация процесса изучения музыкального произведения.

3.6. Основные типы построения урока: урок – введение в тему; урок - углубления темы; урок – обобщения темы. Соотношение коллективной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся на разных этапах обучения.

Требования к знаниям: знать характеристику методов музыкального обучения.

Требования к умениям: уметь привести примеры методов музыкального обучения на уроке «Музыка» в общеобразовательной школе.

Тема IV. Характеристика принципов музыкального обучения.

4.1. Принцип единства музыкального воспитания, обучения и развития. Реализация этого принципа в процессе усвоения «ключевых» знаний, обеспечивающих единство музыкального развития школьников.

Принцип научности.

Определяющая роль в построении предмета обучения научных представлений о социальной природе музыкальной культуры, о закономерностях музыки и художественного сознания, о возрастных возможностях и тенденциях развития школьников в современных условиях. Учёт в работе учителя психологических особенностей школьников, их музыкального развития, уровень учебной подготовки. Выявление состава учебно-воспитательного процесса: конкретизация содержания, выбор методов обучения и музыкального материала в соответствии с реальными возможностями детей. Организация временной структуры урока. Анализ трудностей в процессе обучения и пути их преодоления. Связь принципа научности с принципом доступности.

4.2. Принцип связи музыки с жизнью.

Установление связи конкретного жизненного опыта учащихся с музыкальным искусством и его роль в реализации воспитательных задач программы.

Принцип увлечённости.

Ярко характеризует дух и атмосферу музыкальных занятий. Увлекательный, живой характер проведения учителем уроков музыкальных дисциплин, заинтересованное активное отношение в воспитании и осмыслении учебного материала учащимися – основа воспитания любви к музыке, высокого художественного вкуса.

4.3. Принцип активности, сознательности и самостоятельности.

Необходимость его претворения в художественном воспитании. Соотношение деятельности учителя и учащихся, коллективных и индивидуальных форм работы на уроке.

Принцип доступности.

Соответствие содержания обучения возрастным особенностям, уровню нравственного, музыкального развития школьников. Систематичность, последовательность и преемственность музыкального обучения.

4.4. Принцип оптимизации.

Принцип прочности.

Главные показатели результатов музыкального обучения: интерес учащихся к музыке, уровень усвоения тематического содержания программы, уровень сформированности исполнительских навыков.

4.5, 4.6 Семинар

Требования к знаниям: знать характеристику принципов музыкального обучения.

Требования к умениям: уметь составить разработку урока «Музыка» в общеобразовательной школе.

Тема V. Методика преподавания дирижирования в Детской музыкальной школе.

5.1. Цели и задачи предмета:

  •  знакомство с хоровым искусством, умение грамотно воспринимать и исполнять хоровое произведения.
  •  расширение музыкального кругозора, знакомство с русской, зарубежной музыкой, произведениями современных композиторов и народным творчеством.
  •  знакомство с элементарной техникой дирижирования, с принципами самостоятельной работы над хоровой партитурой и развитие этих навыков.

5.2. Составление индивидуальных планов

  •  методические принципы подбора и составления учебного репертуара
  •  характеристика учащегося

Контроль и учёт успеваемости

5.3. Методика изучения хорового сочинения на уроках по дирижированию:

1. Работа над хоровой партитурой

  •  раскрытие образного содержания, характеристика образов
  •  изучение и выразительное чтение литературного текста
  •  изучение и исполнение хоровой партитуры на фортепиано
  •  пение голосов партитуры

2. Простейший устный анализ произведения в рамках полученных знаний и навыков

  •  краткие сведения об авторе музыки и литературного текста
  •  связь музыки и текста через средства музыкальной выразительности

3. Воплощение произведения в жесте, то есть дирижирование

5.4. Содержание уроков по дирижированию. Структура построения урока и особенности её изменения от степени изучения произведения: на первом этапе – первичное целостное восприятие, на втором этапе – изучение разных «граней» музыкального произведения, на третьем этапе – обобщение на новом более высоком уровне.

5.5. Дирижёрский аппарат и методика его постановки.

  •  постановка корпуса
  •  положение головы
  •  позиция ног
  •  положение рук (кисти)

Контроль за учащимся с целью исправления недостатков. Личный показ педагогом правильной постановки.

5.6. Выбор упражнений, направленных на исправление недостатков: - пластические упражнения, направленные на освобождение мышц руки и плечевого сустава; - метроритмические упражнения на основе тактирования, предназначенные для развития внимания, чувства метро-ритма, координации разнородных движений обеими руками.

5.7. Метрономирование. Основные задачи:

  •  передача ясного рисунка схемы
  •  показ сильного и слабого времени
  •  организация ритмичности исполнения

5.8. Структура дирижёрской доли (движения руки). Замах (ауфтакт). Точка. Внутри долевое движение.

5.9-10. Методика освоения дирижёрских схем (3/4; 4/4 и 2/4). Структура размера. Особенности построения схемы. Возможные недостатки в освоении.

5.11-12. Приёмы вступления и снятия звука.

Показ вступления включает в себя три момента: момент внимания, момент дыхания (ауфтакт), момент вступления (точка – атака звука).

Ауфтакт – специфический дирижёрский жест предварения, предупреждения. Его роль в дирижировании. Особенности его показа. Виды ауфтактов. Вступления на полную и неполную доли такта. Комбинированный жест и его особенность.

5.13. Функции правой и левой рук в дирижировании.

Правая рука организует весь исполнительский процесс путём непрерывного тактирования, непрерывной пульсации.

Левая рука более свободна в показах, возможно вне тактирования (например показ ритмического рисунка путём остановки руки на выдержанном звуке).

Функции рук в зависимости от типа музыкального произведения: с сопровождением или без сопровождения.

5.14. Функции рук в зависимости от фактуры изложения музыкального произведения.

Понятие «дирижёрской линии», то есть, показывая всю хоровую фактуру, дирижёр вычленяет наиболее важные и яркие моменты. Очень важно в дирижировании умение видеть, ощущать, проводить и пропевать дирижёрскую линию от начала до конца произведения.

Работа над разделением функций правой и левой рук на основе метро – ритмических упражнений и музыкальных произведений.

5.15. Средства выразительности в дирижировании.

Типы звуковедения и особенности их показов: legato, staccato, non legato; штрихи: marcato, tenuto, акцент. Динамика и динамические оттенки. Темпы и основные темповые показатели: медленные, умеренные и быстрые.

5.16. Ферматы и виды фермат: снимаемая и не снимаемая, фермата на паузе, на тактовой черте. Паузы и особенности их исполнения.

5.17, 5.18 Семинар

Требования к знаниям: знать основы преподавания дирижирования в ДМШ.

Требования к умениям: уметь составить индивидуальный план и методическую разработку занятий по дирижированию. Уметь написать характеристику учащегося в ДМШ.

Тема VI. Методика преподавания ЧХП в Детской музыкальной школе.

6.1. Чтение хоровых партитур как часть урока по дирижированию.

Цель предмета:

  •  приобретение технических навыков исполнения хоровой партитуры на фортепиано
  •  умение выразить в своём исполнении художественное содержание и характер произведения

Особенности строения хоровой партитуры, размещения хоровых партий. Виды хоровых партитур: по составу исполнителей; по количеству голосов. Запись литературного текста. Партитурные обозначения и особенности их прочтения.

6.2. Методические принципы работы над хоровой партитурой:

  •  от целостного восприятия произведения к детальному изучению
  •  разучивание по голосам
  •  значение правильно подобранной аппликатуры
  •  особенности распределение голосов партитуры между правой и левой рукой
  •  особенности исполнения партитуры на фортепиано: стремление к звучности, приближенной к хоровому, вокальному звучанию

Формы работы на уроке: игра партитуры; чтение с листа.

Требования к знаниям: знать основы преподавания ЧХП в ДМШ.

Требования к умениям: уметь составить индивидуальный план и методическую разработку занятий по ЧХП.

Тема VII. Методика детского вокально – хорового воспитания.

7.1. Хоровой класс и его роль в музыкальном воспитании детей.

Хор – это организованный коллектив певцов, владеющий необходимыми вокально – техническими и художественно – выразительными средствами и достаточно глубоко передающий содержание исполняемого произведения.

Хоровое пение наиболее доступная форма детского музыкального исполнительства. Способствует восприятию и познанию музыки средствами хорового исполнительства, развитию творческих способностей и музыкально – исполнительских навыков.

Задачи руководителя хорового класса:

  •  привить детям любовь и увлечённое отношение к хоровому пению
  •  сформировать необходимые навыки коллективного исполнительства, вокально – хоровые навыки
  •  способствовать всестороннему развитию детей, развитию творческой индивидуальности

7.2. Организация хорового коллектива. Методика проведения прослушивания. Необходимые условия деятельности. Дисциплина в детском хоре. Взаимоотношения между руководителем и коллективом.

Планирование работы хорового класса, составление календарного плана. Основные формы работы:

  •  групповые занятия
  •  занятия с индивидуальный подходом
  •  сводные, общехоровые репетиции
  •  концертно – исполнительская деятельность

Концертные выступления – как наиболее ответственный момент деятельности хора, итог работы.

7.3. Методические принципы подбора репертуара для детского хорового коллектива. Репертуар, как основополагающий фактор музыкального воспитания, обеспечивает полноценное музыкальное развитие, повышает музыкальную культуру, формирует музыкальный вкус и обеспечивает творчески активную жизнь коллектива.

7.4. Принципы подбора репертуара:

  •  разнообразная по стилям и жанрам музыка
  •  разнохарактерность хоровых произведений
  •  доступность музыкального материала, учитывая возрастные особенности детей, уровень мастерства хора, соответствие содержания произведения возможностям восприятия детей.

Особенности подбора и распределения репертуара по годам обучения.

7.5. Драматургия репетиции.

Хоровое занятие – как творческий процесс. Особенности построения и видоизменения отдельно взятого занятия от поставленных целей и задач. Игровые приёмы в различных формах и методы их применения в процессе репетиции.

7.6. Вокально – хоровые упражнения в детском хоре.

Выработка вокально – хоровых навыков достигается с помощью вокально – хоровых упражнений, которые даются в определённой последовательности по линии постепенного усложнения заданий. Упражнения способствуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость.       7.7. Различные вокальные задачи.

Упражнения можно разделить на две категории:

  •  не связанные с конкретным музыкальным произведением и направлены на развитие какого либо определённого хорового навыка
  •  связанные с определённым музыкальным произведением и направленные на преодоление конкретных трудностей данного произведения

Роль распевания в процессе репетиции.

7.7. Методика разучивания хорового произведения.

Знакомство с произведением (показ преподавателем). Прочтение текста с целью определения образности и смыслового содержания. Выявление настроения и характера произведения. Краткий анализ музыкального языка и средств художественной выразительности в форме беседы с учащимися с целью выявить связь музыки и текста.

7.8. Разучивание произведения: пение сольфеджио; пение по голосам; подготовительные вокально –интонационные упражнения; исполнительский план.

7.9.  Детский голос и особенности его развития.

Устройство голосового, дыхательного и артикуляционного аппарата. Резонаторы.

7.10. Характеристика возрастных групп: развитие и видоизменение голосового аппарата в зависимости от возраста детей. Певческий диапазон возрастных групп.

7.11. Мутационный период, его признаки. Особенности работы в этот период.

7.12. Методика развития певческого диапазона и тембра детского голоса.

7.13. Певческие навыки : правильная певческая установка и её значение, певческое дыхание, певческое образование, виды атаки звука.

7.14. Дикция в детском хоре. Развитие музыкального слуха и чувства метро – ритма на занятиях хора. Вопросы ансамбля и строя в детском хоре.

7.15, 7.16 Семинар

Требования к знаниям: знать основы вокально-хорового воспитания детей.

Требования к умениям: уметь подобрать репертуар для младшего, среднего и старшего хора. Уметь распеть хоровой коллектив.

Тема VIII. Методика преподавания Хорового сольфеджио.

8.1. Хоровое сольфеджио в ДМШ и на хоровых занятиях в общеобразовательной школе. Хоровое сольфеджио является связующим звеном между сольфеджио и хоровым классом, способствует повышению профессионального уровня хора, ускорению процесса разучивания хоровых произведений коллективом.

8.2. Методические принципы построения урока по Хоровому сольфеджио:

  •  урок – ряд приёмов и упражнений, предназначенных для развития музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкальной грамотности, чувства метро – ритма, навыка многоголосного пения и пения без сопровождения
  •  сольфеджирование преимущественно полным составом или группами
  •  при сольфеджировании обязательно соблюдение основ хорового исполнительства: певческая установка, певческое дыхание, звуковедение, дикция, фразировка, нюансы, ансамбль и т.д.
  •  в процессе урока упражнения даются в определённой последовательности с постепенным усложнением отдельных компонентов

Структура построения урока.

8.3. Изучение основ музыкальной грамоты.

8.4. Музыкальный слух и его компоненты.

Мелодический, гармонический и внутренний слух. Относительных и абсолютный слух. Развивающие формы работы.

8.5. Развитие мелодического и гармонического слуха на начальном этапе обучения. Понятие высокие и низкие звуки. Знакомство с ручными знаками (подготовка к ощущению чувства лада).

8.6. Подготовительные упражнения к пению по нотам. Ощущение сильных и слабых долей. Устойчивые и неустойчивые звуки, пение с опорой на ладовое тяготение.

8.7. Развитие мелодического и гармонического слуха (продолжение).

Строение мажорного и минорного лада (использование болгарской системы «Столбица»). Пение по руке и с ручными знаками. Понятие диез и бемоль (введение в упражнения хроматизмов).

8.8. Ощущения мажорной и минорной терции. Виды минорного лада (гармонический и мелодический). Упражнения в тональности и вне лада.

8.9. Развитие навыков многоголосного пения и пения без сопровождения.

На первоначальном этапе вводятся элементы двухголосия в виде:

  •  выдержанного звука в нижнем , затем в верхнем голосе
  •  поочерёдное движение голосов
  •  упражнения на основе встречного, расходящегося и параллельного движения голосов
  •  каноны

8.10. Развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти. Формирование внутренних слуховых представлений Пение вслух – про себя. Чтение с листа

8.11. Развитие чувства метро – ритма.

Чувство темпа – способность сохранять установленный темп не ускоряя и не замедляя его, способность восстанавливать исходный темп после его отклонения.

Чувство размера – ощущение сочетания и чередования сильных и слабых долей, чередование метров.

8.12. Чувство ритма – осмысливать и воспроизводить сочетания разных по величине длительностей.

8.13. Методика проведения музыкального диктанта на уроке Хорового сольфеджио. Цель диктанта. Основные этапы работы.  

8.14.Выбор музыкального материала. Исполнение музыкального диктанта. Форма работы – устная, коллективная.

8.15, 8.16 Семинар

Требования к знаниям: знать методические принципы построения урока «Хоровое сольфеджио»

Требования к умениям: уметь составить план урока «Хоровое сольфеджио», подобрать диктанты с учетом возрастных особенностей и степени подготовки учащихся.

Тема IX. Музыкальное воспитание за рубежом.

9.1. Большое влияние на совершенствование и обновление теории и практики музыкального воспитания в разных странах оказало изучение наиболее прогрессивных концепций музыкального воспитания, разработанных З. Кодаем (Венгрия) и К. Орфом (Австрия).

9.2. Музыкальное воспитание в ряде зарубежных стран, как и везде, не является областью, обособленной от общих задач школы, оно обусловлено основными положениями о сущности культуры, просвещения, искусства. Положительные и негативные явления в музыкальном воспитании за рубежом.

Требования к знаниям: знать теорию музыкального воспитания за рубежом.

Требования к умениям: уметь перечислить зарубежные методики детского музыкального воспитания и их авторов.

Тема X. Экспериментальные программы детского музыкального воспитания.

10.1. Фонопедический метод развития голоса (концепция В.В. Емельянова). Общие сведения: об экологическом подходе, координационно – тренировочный этап, соотношение с общемузыкальным развитием, критерии фонопедического метода. Последовательность комплексов упражнений. Фонопедический музыкальный материал.

Система дыхательных упражнений Стрельникова.

10.2. Музыкально – певческое воспитание детей в общеобразовательной школе (концепция Д.Е. Огороднова).

1. Воспитание музыкального слуха (ладового чувства) и пения по нотам.

2. Вокальное воспитание младших школьников

  •  основные принципы вокального воспитания
  •  о важности вокального воспитания
  •  структура вокально – ладовых упражнений и её роль в формировании певческих навыков

3. Содержание, приёмы и организация работы на уроке музыки в общеобразовательной школе

  •  взаимосвязь и взаимодействие разных сторон музыкальной деятельности ребёнка на уроке
  •  понятие высоты и длительности звука (интонирование звука определённой высоты, пение метро – ритмических упражнений по нотам)
  •  певческая установка
  •  вокальная работа над песней
  •  вопросы организации работы на уроке

10.3, 10.4 Семинар

Требования к знаниям: знать экспериментальные программы детского музыкального воспитания.

Требования к умениям: уметь перечислить и проанализировать различные экспериментальные методики детского музыкального воспитания.

  1.  МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

Андреева Л.М. Методика преподавания хорового дирижирования. М., 1969г.

Анисимов А. Дирижёр – хормейстер. М., 1976г. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983г.

Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. М., 1978г. изд.3

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М., 1968г.

Вопросы вокальной педагогики. Сб. статей М., 1962-84г.г. вып. 1-6

Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М., 1969г.

Живов В. Теория хорового исполнительства. М., 1988г.

Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1978г. вып.1 (редактор – составитель Л.А. Баренбойм)

Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Методическое пособие. Л., 1972г.

Птица К.Б. Работа с детским хором. М., 1981г.

Соколов В.Г. Работа с хором. М., 1959г.

Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М., 1988г.

Хлабузарь П., Попов В.. Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. М., 1990г.

Хоровой класс. Программа для музыкальных школ и школ искусств. М., 1986г., сост. В.С. Попов, Л.В. Тихеева, П.В. Хлабузарь

Дополнительная

Безбородова Л.А. Дирижирование. М., 1990г.

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., 1968г.

Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1989г.

Добровольская Н.Н. Вокально – хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987г.

Детский хор. Пособие для хормейстеров. М., 1981г. вып.1,2 (редактор- составитель Соколов В.Г.)

Ливидов И.И. Детское пение и охрана голоса детей. Л., 1935г.

Ливидов И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. Л., 1939г.

Музыкальное воспитание в СССР. Сб. статей под редакцией Л.А. Баренбойма М., 1978г. вып.1, 1985г. вып.2

Музыкальное воспитание в странах социализма. Сб. статей редактор – составитель А.Л. Островский Л., 1975г.

Попов В.С. Организация и методические основы работы самодеятельного хора. М., 1957г.

Соколов В.Г., Попов В.С., Абелян Л.М. Школа хорового пения М., 1987г. вып.1.2

Струве Г.А. Детская хоровая студия – эффективная форма массового музыкального воспитания детей. Сб. Музыкальное воспитание в СССР. М., 1978г. вып.1 (составитель Л.А. Баренбойм)

Тевлин Б.Г. Дирижёрская практика в самодеятельном хоре. М., 1966г.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961г.

Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. М., 1978г. (редактор – составитель Л.А. Баренбойм

Эстетическое воспитание в школах искусств. М., 1988г., сост. П.В. Хлабузарь

Интернет-ресурсы

http://www.notes.tarakanov.net

http://www.classic-online.ru

http://www.rutracker.org

http://www.ale 07.narod.ru.notes

http://www.ru.scorser.com

http://www.classon.ru

http://www.mirknig.com

http://www.ruknigi.net

http://www.classic-music.ru

http://www.mp3baza.org

http://igraj-poj.narod.ru/

http://www.nlib.org.ua

http://dirigent.ru

http://lib4all.ru/base/B3079/B3079Part14-118.php  




1. народных средств 1
2. 1 О субстрате следов памяти в мозге Морфофункциональным субстратом памяти равно как эмоций и мотивационны
3. Перехват методов интерфейса Iunknown
4. Анализ деятельности ООО ВИК
5. Mde in Россия Привлечение отечественного оборудования для проектов на основе СРП должно стать государстве
6. прежнему предпочитал средневековые фарсы
7. Note Перевод с английского- WermoongRey Беты- Эльlive Fierry Особые спасиба Snowhitekite Sulkul DNY Для- www
8. і Суть форми причини міграції робочої сили
9. .053.3558.ПЗ 2
10. 1924 Эл почта- dmyurist@mil
11. ГАННИБАЛ- 7 ПРИЧИН ПОЧЕМУ ВТОРОЙ СЕЗОН ЗАИНТРИГУЕТ ВАС ЕЩЕ БОЛЬШЕ By Jmes Hibberd on Jn 17 2014 t 11-35M Entertinment Weekly
12. Вольному воля
13. Азотсодержащие органические соединения природного чаще всего растительного происхождения со свойствам
14. Тема- ldquo;Административно ~правовые отношения- понятие содержание особенности и видыrdquo;
15. Извечно существует потребность в Истине
16. Аврелий Августин
17. Лекция в ТроицеСергиевой Лавре
18. GlssFish Золотая Рыбка
19. Классификация нагрузки Характеристика средств подготовки нагрузки Средства подготовки к которому м
20. Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров