Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

СантаБарбара от Козлова Сказка Было это или не было но в одной самой обычной деревне жила самая обычная

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.11.2024

Николай козлов. Лодочник, Друг и Жених, или
"Санта-Барбара" от Козлова

Сказка

Было это или не было, но в одной самой обычной деревне жила самая обычная девушка. Звали ее Настя. Может быть, она была не самая умная, но красивая и очень добрая. И, как очень многим девушкам, более всего ей хотелось удачно выйти замуж, чтобы у нее был хороший муж и детишки. И вот у нее появился любимый — Саша, парень из соседней деревни, и они часто встречались на мостике над рекой, которая их разделяла. Как развивались их отношения? Да как у большинства их сверстников: вначале красиво, а потом сложно: то полет, то напряженка, то обиды, то примирения — все, как обычно. Насте нравилось, что Саша по ней сохнет, что переживает после их ссор, и то, что подруги ей завидуют.

Сложилось так, что Саше надо было уезжать в город, причем на целых два года, и на сборы было всего несколько дней. Тогда Саша пришел к Насте и сказал: "Всё, хватит такой жизни. Либо завтра мы с тобой расписываемся, либо прекращаем все эти непонятные отношения. Я тебя завтра жду, мы идем с тобой в загс. Если ты не придешь, я уезжаю без жены". Настя промолчала, но, когда шла домой, поняла, что у нее в душе огромная радость. И ее не пугал сильный ветер, и ее не огорчил начавшийся проливной дождь.

Однако это был не просто ветер и не просто дождь. Это началась настоящая буря, и, когда Настя утром выбежала к реке, она увидела страшный несущийся поток: река разлилась, а мост снесло. И только тут, оказавшись отрезанной от Саши, Настя поняла, как сильно она его любит, как тяжело и больно ей его потерять. Слезы потекли по ее лицу, но вдруг она увидела лодочника. Может быть, он выручит, он спасет ее? Она побежала к нему, но слова лодочника были как оплеуха: "Если ты со мной переспишь". Земля поплыла под ее ногами… Что теперь делать, куда идти? И тут она вспомнила о своем друге, жившем в доме напротив. Он поможет ей! Она прибежала и стучала ему в окно и дверь, но друг не стал ее слушать, бросил ей резко: "Опять ты со своими проблемами, сколько я могу все за тебя решать? Учись жить своим умом!" — и захлопнул дверь.

Настя шла, не зная куда. Ноги привели ее снова к реке, тогда она подошла к лодочнику и сказала, что согласна. Когда лодочник брал ее, Насте казалось, что все это происходит вовсе не с ней, потому что с ней такого произойти не может… Потом была переправа: опасно раскачивающаяся лодка, серая и коричневая страшная вода и скользкий берег. И вот Настя уже бежит к Саше, и вот она уже в его объятиях! Как хорошо, как спокойно с ним рядом! Саша обнял и согрел ее. И вдруг, глядя в его теплые и любящие глаза, она расплакалась и стала рассказывать, что сейчас с ней было.

И замолкла на полуслове. Потому что у Саши вдруг лицо переменилось и сделалось чужим. Он отстранил ее от себя и сказал, что такая она ему не нужна. Потом Настя снова шла по берегу. Мысли путались, но одно она понимала: порушилось всё. Любимый отвернулся, уехать — некуда, вернуться в деревню — так девчонки не дадут жить, а если лодочник расскажет — а ведь он наверняка все расскажет! — то…

Тут она оказалась на высоком берегу реки, посмотрела на низкую серую воду — и сделала шаг вперед…

Переживание и обсуждение

Ну и что, сказка как сказка, немного лубочная. Все верно, но попробуйте принять только одно: что все это было в реальности и что Настя — ваша любимая сестра.

  1.  Старшая? Младшая? Постарайтесь услышать ее голос. Увидеть ее глаза. Какой вы видели ее последний раз?

Вы любили ее, а сейчас были на ее похоронах. Дождь, кстати, все еще идет… И у вас из головы не выходят люди, которые сыграли здесь свою роль. Лодочник. Друг. Жених. Постарайтесь понять: какие у вас к ним чувства? Понимание или презрение? Удивление или негодование? Конкретно, если сейчас из ближайшей калитки выйдет лодочник, вы встречаетесь с ним лицом к лицу, и он пытается с вами заговорить: "Черт, сигареты не взял. Браток, закурить не будет?" — что ответите?

  1.  "Я убью тебя, лодочник?"

Не торопитесь. Подключите свои чувства и попробуйте пройти через страшность этой ситуации. Представьте ее, как будто проживали ее вы.

…Вы выбегаете на улицу, и ветер с дождем бьет вас по лицу. Деревня как будто опустела, на размытой дороге валяются сломанные ветром ветки, и у реки — разрушенный мост. Мост, по которому вы не пройдете. Смятение чувств, отчаяние и вдруг надежда — вон лодочник! Быстро к нему, а в душе: страх, просьба о помощи, слезы и боль… И теперь вы слышите то, что сказал ей — сказал вам — лодочник. Как дышится вам? Почувствуйте, с какими чувствами она уходила от него — одна, и как ноги ее скользили по грязи… Прочувствуйте ее состояние: долго стучать замерзшими ладошками в окно и дверь — другу, надеяться на понимание, а потом увидеть чужое, закрытое лицо и услышать холодные слова — нет, помощи не будет. Слезы и боль — и уже без головы, просто от некуда идти — снова к реке, снова к лодочнику. Представьте, как она подходит к нему: на ватных, неверных ногах…

  1.  Возможно, вы уже утомились и вам хотелось бы отвлечься, но у нее такой возможности нет. Поэтому

прочувствуйте в деталях, как все происходило между ними, — едва ли там было много красоты… Уже ненужная папироса в сторону, руки, дыхание, боль, темнота в глазах… А как они ехали потом через страшную черную реку, и довольный лодочник рассказывал ей, как своей сообщнице, похабные анекдоты. И вот лодка ткнулась в берег, она выскакивает и бежит к тому, ради которого она прошла через весь этот ужас, и — и дальше вы все знаете… Ваши чувства?

  1.  Просто представьте, что вы только что обо всем этом узнали, идете по улице и вот лицом к лицу встречаетесь с Лодочником. Или ее Другом. Или Женихом… Ваши чувства? Ваши действия?

Выразить словами чувства непросто, потому что они в своей основе — не слова, а действие, жест. И в "Синтоне" я предлагаю не словами, а жестом выразить то, что собралось, определилось у вас в душе. Можно подойти к любому из этих персонажей — к Лодочнику, Другу или Жениху и самым прямым образом выразить им свои чувства. Говорить можно, но важнее всего — жест.

  1.  Персонажи встают и готовы принять любые наши чувства. И жесты.

Стоп!!! Техника безопасности: я знаю, что многие учителя и психологи проводят практические занятия прямо по книге. Чтобы в результате кто-то не получил жестом прямо по физиономии, проследите, чтобы на Лодочнике не было очков, и вообще аккуратно предупредите, чтобы при выборе жеста ударить удар был бы символическим, а не настоящим, а то бывает больно и очки бьются.

  1.  Хотя некоторые персонажей не презирают, а тепло их обнимают — сочувствуют.

Рекомендую: дайте эту историю прочитать вашим знакомым и проведите здесь социологический опрос: что они думают и чувствуют по поводу персонажей? Обещаю, что вы столкнетесь с потрясающе разнообразной палитрой мнений.

Статистика моя: чаще всего здесь видят не Негодяев, а Дураков, которые вызывают только сожаление. Количество Негодяев обычно варьируется от нуля до четырех (к основной тройке часто прибавляется Жизнь, которая вообще во всем виновата). Самым негодяйским персонажем традиционно оказывается Лодочник. О Женихе и Друге бурно спорят, любопытнее же всего мне представляется позиция, в которой единственно виноватым персонажем считается…

  1.  Настя.

И не о том речь, что она с начала до конца вела себя, как дурочка. Зачем было изначально так романтически и глупо договариваться, была ли нужда устраивать героическую переправу в ситуации Всемирного Потопа, зачем было некоторые подробности рассказывать жениху — и так далее, любой из вас сформулирует десяток этих "зачем".

Вопрос серьезнее: собственно, кто был ее непосредственным убийцей? Она. Убила себя она, все остальные просто жили вокруг нее своей — наверное, не всегда простой и не всегда правильной — жизнью. Но именно она убедила себя, что сейчас перед ней стоит вопрос жизни и смерти, именно она решила, что жить дальше невозможно, именно она столкнула себя с обрыва в реку — все эти действия были ее. И это еще не все. Походя она подставила Лодочника, сломала жизнь искренне любящему ее Жениху, повесила камень вины на душу Другу… А если у родителей она была единственной дочерью, то почти наверняка она убила еще двух людей: своего отца и мать. Мало?

  1.  Что-то вспомнилось детско-развлекательное:


– Как назвать мальчика, который убил своих родителей?
– Бедный сиротка!

Я смею утверждать, что ваше доброе отношение к Насте идет в первую очередь не от ее поступков, а от того, что эту историю вы услышали от ее лица. Мы показали вам кусочек жизни Насти, вы вошли в ее жизнь и постарались понять ее — да, но при этом вы не вошли в жизни других персонажей и не попробовали понять их — других.

  1.  Проверим? Попробуем?

Негодяйские рассказы

Вам задание: вспомнив историю, определите для себя самого негодяйского персонажа.

  1.  Негодяй Лодочник. Хорошо.

А теперь попробуйте увидеть ситуацию Его глазами.

Пояснение: Лодочник — это человек. Возможно, что очень неправильный и плохой, но у него есть свои мысли и свои чувства. Какие? Смею предположить, что во многом даже похожие на ваши. Ему бывает скучно, он бывает воодушевлен, кто-то его раздражает, а кого-то он любит. О ком-то — заботится. О ком? Окажитесь им и попробуйте понять, почувствовать, кого он мог бы любить и о ком заботиться? О лодке, которую он только что так аккуратно просмолил? О своей старой, потерявшей слух маме? О щенке, пушистом комочке, который всегда крутится под ногами, когда он возвращается домой?

Вы — Лодочник. Вот сейчас вы сошли с крыльца, вам зябко, кругом сырой туман — потому что раннее утро, широкие сапоги хлопают на ногах, на плечо немного давит весло — вы вчера меняли стертые уключины. Хочется курить — черт, курево кончилось… Может, у Васьки стрельнуть?

  1.  Ну вот, кажется, и въехали. Продолжайте. Как вы расскажете Ваське ту историю?

"Да понимаешь, как дело было… Погода, хрен, никуда, а у меня голова еще хуже, с бодуна я был. А тут прибегает какая-то телка, сиськи все наружу, и кричит на меня: вези меня, надо ей очень. И ни бутылки с собой, ничего. Шуры-муры у нее с кем-то, давно, видно, не тискались, и я ее еще везти должен. А я что, сам не мужик, что ли? А она так, ничего телка… Ну, предложил я ей, а она, дура, в слезы, изображает из себя целку, знаю я их. Потом-то все равно прибежала и бутылку принесла, ну мы с ней полюбовно и все вопросы решили… А насильно — не, это я никогда. Что я, негодяй какой-нибудь?"

…Оставьте Лодочника на берегу. Вглядитесь в себя: ваши чувства?

Мои — в целом спокойные. Лодочник живет так, как живут все нормальные спивающиеся мужики. Культуры в нем ровно столько, сколько вложили в него такие же дурные родители, но он по-своему честен. Он живет только так, как может жить, и по-другому жить не может.

  1.  Я же не возмущаюсь пнем, который стоит на дороге и мешает мне. Пень тут стоял и до моей тропинки.

Да, не буду скрывать, мне неприятно слышать голос этого Лодочника и такой его рассказ. Но я знаю, что это говорит та сторона моей души, которая смотрит на внешнее. А другая, та, которая мудрее, подсказывает мне: его рассказ больше скрывает, нежели говорит. И чтобы почувствовать Лодочника, мне надо пробиться сквозь его рассказ — к нему.

…Его жизнь не сложилась так же, как у его отца и брата. Учиться он прекратил в третьем классе, фактически выгнали его из школы в седьмом — отсюда трудность в подборе слов и привычный ругательный лексикон. Я в его рассказе слышу защитную браваду и думаю, что она скрывает его огорчение и растерянность. Нет, больше, скрывает его страх — в первую очередь перед собственным чувством вины. А также то, что на Настю он давно заглядывался, понимая, что она никогда не обратит на него своего внимания — как и любая другая красивая и разумная женщина…

  1.  Прощай, Лодочник! Я желаю тебе любви!

Тем более что в истории были и другие персонажи.

Когда я говорю от лица Соседа, я слышу свой голос, свои интонации и, наверное, свою жизнь. Вы можете меня судить, но я рассказываю вам, как это было: "Я ее любил. Она этого никогда не знала: мне было достаточно того, что она считала меня своим другом и прибегала по любой мелочи. Я относился к ней, как к ребенку, тем более что иногда она действительно свою голову не включала. Я знал, что она собиралась замуж за какого-то ненормального с той стороны реки, но все не верил, что у нее это так всерьез и так глупо. Она, честно скажу, и раньше, бывало, раздражала меня — когда придет вся в слезах и соплях и чтобы я все за нее решал, а тут я вообще был не в духе, а она ворвалась: "Если ты сейчас же не пойдешь со мной и не уговоришь лодочника, я тебя больше не знаю!" — и рыдает полную ахинею про своего ненормального и какие-то свои с ним уговоры. Попробовал ее успокоить, но вышло только хуже: даже в негодяи попал. Ну, так и убежала она, я толком с ней и поговорить-то не смог… Осуждаете меня?"

  1.  Рассказ от лица Жениха прочувствуйте, проживите и напишите, пожалуйста, все-таки сами. Подскажу, что некоторую — и немалую — роль там сыграла его мама.

Азбука правосудия

Друзья, а нет ли в том, что мы сейчас делаем, некоторой подтасовки? Вернемся все-таки к Лодочнику. Конечно, при некоторой фантазии его можно представить не только невинной жертвой трудных обстоятельств, но и просто Спасителем Человечества, — но стоит ли? Будет ли это правдой? Надо ли всяким сволочам сочинять оправдательные истории, может, лучше называть вещи своими именами: трусость — трусостью, а подлость — подлостью?

Как популярно объяснили мне мои друзья из ближнего зарубежья, подобная история в Грузии, например, произойти просто не может. В России Лодочника действительно могут и понять, и пожалеть, а там любой из родственников Насти пристрелит его сразу и насовсем. Или вся деревня соберется и сделает с ним такое, что больше он ни одной девушки не испортит — нечем будет. Может, такая психология правильней?

Другими словами, все-таки есть на свете Негодяи — или их нету?

Если хотите коротко — я не утверждаю, что Лодочник в этой истории обязательно любящий и благородный человек. Но ведь и не очевидно, что он непременно последний негодяй. По рассказу, который был, про Лодочника понятно только то, что он в ситуации участвует. А какая его роль — данных совершенно недостаточно.

Поэтому работает правило: пока не все ясно, о человеке думай никак или — хорошо.

Пока не все ясно, о человеке думай хорошо. хорошо?

Что же касается творческой идеи пристрелить Лодочника, то этот вопрос действительно требует творческого подхода и, самое главное, мало связан с темой Негодяйства. Ну почему люди все время путают: внутреннее переживание и внешнее реагирование? Возможны варианты.

Человек негодяй, он меня возмущает, и я решаю его пристрелить.

  1.  На совершенно грузинских основаниях. Не порти девушек, а?

А может быть, человек меня возмущает, но я считаю, что стрелять в него нельзя.

  1.  Полагаю, вам удастся найти основания и для такого решения.

Самый же интересный вариант тот, когда человек меня не возмущает, но я полагаю, в деревне лучше было бы без него…

  1.  Вон пень меня не возмущает, но на дороге он мешает. И я его — вырублю!

Стоит ли вырубать Лодочника? Этот вопрос, к счастью, полностью выходит за рамки моей компетенции. Мы с вами здесь будем говорить только — о душе. То есть, например, о возмущении.

Как возможно возмущение?

Моя мама возмущаться любит. Когда она возмущается нечестностью продавцов или продажностью политиков, я ее понять еще могу, но некоторые несложные для нее логические конструкции у меня в голове не помещаются. С ходу: вот вы, например, сможете, глядя на чисто выметенный асфальт, возмутиться хорошей работой дворника?

  1.  ???

То-то, а у нее — получается: "Ну ведь могут же, когда захотят! Почему же всегда так не делают?! Зла не хватает!"

Чем бы вокруг себя ни возмущался человек, все эти внешние поводы всегда останутся только внешними поводами. Возмущение выдергивается внешним, но рождается всегда из внутреннего, из души. Из специально построенной и настроенной на это души. Как построенной? На что настроенной?

Вот и очередное творческое вам задание — попробуйте развернуто и по возможности полно ответить на вопросы:

Какие люди возмущаются? Что подталкивает их к этому и что позволяет им это делать? Как сконструирована их душа?

Возьмите чистый листочек и напишите свои размышления. Мои — будут на следующей странице.

Следующая страница

По моим наблюдениям, чаще всего возмущаются, бранятся и кидаются в мир обвинением "Негодяи!" три типа людей. Что касается первого типа, то я отношусь к нему с симпатией — возможно, потому, что сам такой.

Так вот, это славный, но с детскими чертами человек, страстно желающий, чтобы мир был только прекрасным, а не реальным. Он хочет, чтобы погода была только солнечной, чтобы люди были только честными, и когда он видит, что солнце вдруг сменяется дождем, а люди обнаруживают свою нечестность или злость — у него так сердце кровью обливается, что он от этой боли начинает всех подряд бить, например, словами: "Это нечестно!"

  1.  Что далеко ходить — весь мой "Гимн Женщине", как ни прикрывался я юмором, написан именно на этой ноте.

Когда вы встречаете это в моих книгах, простите меня!

Другой тип, всегда готовый возмущаться и кричать: "Безобразие!", есть просто человек ограниченный. Он всегда знает, что "правильно", что "должно" и "положено", и все выходящее за эти рамки оказывается: "Безобразие!" Он видит: "Не так!" А почему не так, его не интересует. Но важно еще то, что он заранее думает о человеке плохо…

Это — важно. Ограниченность — действительно повод для эмоциональной реакции, но — какой? Вот вы самый что ни на есть ограниченный человек и сталкиваетесь лбом с тем, что выходит за рамки вашего понимания: что будет? Возмущение? Да. Но не обязательно. Если у вас в душе благость и любопытство, то ваша реакция будет другой: "Вот это да! Ну и ну!"

  1.  Да?

Ругается человек тогда, когда в душе благости нет. Кричит тот, кто хочет кричать. Верно, чем человек ограниченней, тем чаще он возмущен. Чем чаще человек говорит: "Не положено!", тем чаще он будет кричать: "Безобразие!" Но за этим стоит внутренняя агрессия, а несоответствие реальности и ожиданий — только повод, чтобы прорвалось рвущееся из души.

Может быть, именно поэтому я и выделяю это как отдельный, третий тип: возмущается, кого-то ненавидит, считает кого-то "негодяями" и "сволочами" человек, наполненный злыми чувствами. Надеюсь, этот человек не вызывает возмущения у вас.

Потому что для вас, надеюсь, очевидно, что стоит за его злыми чувствами. Простые вещи: как правило, какое-то неблагополучие, уязвленная самооценка, страх, какая-то боль внутри. Иногда — элементарное одиночество или усталость. Нередко — эмоциональная инфекция. Ведь злые чувства — как душевный яд: в тебя влили, на тебя наорали — начинаешь ругаться ты. И заражаешь других дальше.

Позитив напоследок

В психотерапии есть одна неприятная ловушка: иногда, чем больше и глубже проблему объясняешь, тем глубже и основательнее она в душе клиента обосновывается. Чтобы этого не произошло здесь, давайте оставим эту тему — и перейдем в позитив?

Действительно, а можно ли жить по-другому? Можно. И ступеньками пусть будут:

1. Привычка смотреть на мир реалистично, говоря себе простые вещи: "Что есть — то есть".

2. Стремление понимать других людей, радуясь открытию новой для тебя правды.

3. Забота о том, чтобы в душе не гас источник Любви и Света.

Когда в душе будет Радость, вокруг вас Негодяев не будет. Не будет злости. Но будет мир и люди, в жизни которых можно по-разному поучаствовать.

Если это не так, оставьте меня с моими заблуждениями. Но если я прав, то у вас есть возможность очень конкретно поработать. Вспомните историю с Настей и вспомните свои чувства. Если вас тогда что-то зацепило, чьи-то поступки возмутили, дайте теперь отчет: что в вашей душе было этому причиной? На какой-то момент вами была потеряна реалистичность восприятия жизни, вы отказывались принимать мир таким, каков он есть? Вовремя не включили желание понять каждого из персонажей истории? А может быть, причиной был просто ваш не светлый душевный фон, который предрасполагал к грусти или раздражению? Каков ваш диагноз — самому себе?

  1.  Один из моих учеников взял для этих же целей мои "Философские сказки" и начал читать, как всегда: где смеясь, а где — возмущаясь. Только теперь, возмущаясь, он думал не о неправильном авторе, а о том, что оказалось причиной этого в его душе.

Рекомендую вам заняться тем же. И еще одно домашнее задание, очень простое, — жить с источником Любви в душе, понимая и празднуя мир.

Ваше домашнее задание: включите в душе источник любви

Очень конкретно: если поставите себе такую задачу, то обнаружите, что часто это у вас выходит. Когда-то 5 минут в день, когда-то 5 часов. Сплошняком или полосами, но это вы можете, вы можете помогать своей душе в этом!

А если?

А если вдруг вы заметите, что праздник уходит и приходит неприятие людей и мира — просто отметьте это. Улыбнитесь этому и попробуйте понять, что было конкретной причиной этого сбоя: потеряли реалистичность взгляда? не смогли кого-то понять? просто всплыла усталость или старая душевная боль?

А тогда?

А тогда обнимите себя и скажите себе главное:

Я все равно тебя люблю!

=========================

Читайте «Истинную правду»




1. На тему Статистические методы анализа уровня и динамики производительности труда
2. Дюма - отец сын любовник
3. Юриспруденция Авторы- Н.
4. Договоры страхования ответственности особенности взаимного страхования
5. Метод идентификации собак по их ДНК
6. Права о которых военнослужащие и военные пенсионеры не знают
7. Курсовая работа- Опыт инновационного менеджмента в международном бизнесе
8. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом
9. Тема 1- Необхідність і суть грошей Походження та необхідність грошей
10. По теме- Работа с массивами Выполнил-
11. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4 Тема- ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧИХ КНИГ
12. Фондовые индексы
13. Склонение существительных латинский
14. МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ 2013 2014 уч
15. Феномен игры- ее место и роль в культурной жизни человека и культура ее бытия
16. Фізіологія людини і тварин А В Т О Р Е Ф Е Р А Т дисертації на здобуття наукового ступ
17. .12.2002г. Астемиров З.
18. ХІМІЧНИЙ ІНСТИТУТ ім
19. на тему- ldquo; КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НАУКА ldquo; Регистрационный
20. Конституционно-правовая ответственность