У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

прежде всего учение о бытии о родах истинносущего бытия или об идеях

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

Вопрос 7. Природа истинного бытия с точки зрения Платона и Демокрита

Концепция Платона

Диалектика Платона - прежде всего учение о бытии, о родах истинно-сущего бытия или об идеях. Идеализм Платона, так же как и его теория познания и диалектика , имеет явно выраженный онтологический характер. “Идеи” Платона- не только понятия ( хотя они имеют свой понятийный аспект), а прежде всего истинно-сущие роды бытия. В соответствии с этим “диалектика”, как ее понимает Платон,-не только путь или метод познания, это прежде всего онтологические прообразы, образцы и причины вещей чувственного мира.

Платон открыл сверхчувственное и надфизическое пространство, реальность, которая была неведомой прежней философии физиса.

С помощью Платона философия вышла в новое измерение бытия — умопостигаемое. 

Попробуем понять связь данного умопостигаемого, надфизического пространства и идеи (эйдос Платона).

Как мы можем объяснить красоту некоторой вещи по Платону?

Натуралист призвал бы на помощь физические характеристики цвета, фигуры, запаха и т. п. Однако, полагает Платон, это всего лишь побочные явления, сопричины. Чтобы быть подлинной, причина должна быть умопостигаемой. Таковой является Идея, чистая форма, Красота-в-себе. прекрасное как идея - это не прекрасная девушка, не прекрасная лошадь, не прекрасный кувшин, т. е. не качество вещей и явлений видимого мира, а прекрасное само по себе (в себе и для себя).

Лишь факт ее присутствия, участия, сходства с ней и некоторого соотношения поможет определить, какие из воспринимаемых в опыте вещей красивы. Так, через форму, цвет и пропорции мы начинаем понимать, какими должны быть вещи, чтобы именоваться прекрасными.

По сути, сама Идея (эйдос) является умопостигаемой формой, только в этом случае мы можем считать ее подлинной.

Данное откытие Платона называется «вторая навигация». Вторая навигация сделала возможным понимание двух планов бытия — видимого и феноменального, с одной стороны, невидимого и умопостигаемого — с другой.

Что такое Идея (Эйдос) Платона?

Идея – это специфический предмет мысли, то, к чему мысль открыта предельным образом, без чего мысль не может быть мыслью.

Платоновская идея – это не создание разума, идея — это бытие, более того, абсолютно истинное бытие.

Эйдосы доступны лишь наиболее возвышенной части души, т.е. открыты понимающему уму. В Идеях нет ничего предметного: они непространственны, умопостигаемы и сверхчувственны.

Термины "идея" и "эйдос" происходят от греческого idein, что и до Платона означало видимую форму вещей, т.е. улавливаемую глазом внешнюю фигурацию. Впоследствии за словом "идея", или "эйдос", закрепилось значение специфической природы, или внутренней сущности вещей.

Второе употребление, нечастое до Платона, становится устойчивым в дальнейшем в языковом метафизическом обиходе. Платон, говоря об идее, акцентирует именно метафизическую структуру вещей, как синоним он использует термины ousia — субстанция или сущность вещей, или даже physis — природа, реальность вещей.

Гиперурания, или мир Идей

Нефизическую природу идей Платон определил терминами "идея", "форма", "эйдос". Платоновские идеи - это то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от всего чувственного. (т.е. опять-таки подчеркиваем ее умопостигаемый характер).

Идеи в себе и для себя означают, что Прекрасное и Истинное не зависят от вкусовых предпочтений индивида, они предписаны субъекту абсолютным образом.

Платоновские идеи (эйдосы) существуют в себе и для себя в иерархической системе, показанной в образе Гиперурании. Эти идеи составляют подлинное бытие. 

Гиперурания – это иерархически организованная система, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким, вплоть до самой совершенной и возвышенной Идеи, которая ничем не обусловлена и, значит, абсолютна.

1) Безусловная вершина идеального - это Идея Блага, которая совпадает с Единым. (читать вопрос про единое-многое)

Благо не только фундамент, делающий идеи познаваемыми, а ум способным к познанию, оно дает начало бытию и субстанции. Благо не сущность и не субстанция, оно выше всего этого.

* Единое — принцип бытия, истины и всего ценного. Интеллигибельное (умопостигаемое) рождается из соединения принципа Единого с принципом Диады (многого). Идеальный мир сформирован Единым как формальным принципом и Диадой как материальным принципом. (физический мир также, только чувственно постигаемыми)

В сфере умопостигаемого Единое действовало на неопределенную Диаду без посредников, ибо оба начала умопостигаемы.

2) Низший уровень умопостигаемого мира образуют математические множества, числа и геометрические фигуры.

В сфере умопостигаемого Единое действует на неопределенную Диаду без посредников, ибо оба начала умопостигаемы. Совсем по-другому происходит в чувственно воспринимаемом мире.

Чувственно воспринимаемый мир

В мире чувственно воспринимаемом посредником выступает Демиург, который лепит по образу идей "хору", т.е. бесформенный сырой материал.

Демиург, взяв за образец идеальный мир, слепил физический космос из так называемой хоры, т.е. материи.

Схема платоновского объяснения происхождения физического мира, стало быть, достаточно проста: идеальный мир как модель, физический мир как копия и Творец как ее автор. Образец вечен, вечен и Творец, но чувственный мир — продукт мастерового — в точном смысле слова порожден.

Краткий вывод:

По сути, все достаточно просто, у Платона бытие – это комплекс идей, который находится в так называемой Гиперурании. Гиперурания – это особая иерархическая система идей (умопостигаемых форм), в которой все подчиняется особому порядку (описано выше: абсолютная идея – идея Блага, и т.д.)

Что касается небытия, то здесь мы можем выделить 2 подхода, начнем с более простого:

1) Небытие – это хора (бесформенный сырой материал), материя, из которой Демиург по образцу идеального мира «лепит» материальный, физический мир, который уже является чувственно воспринимаемым в отличие от Гиперурании.

Небытия нет, если его понимать как абсолютное отрицание бытия. Но ведь есть такая форма небытия, как отличность, чего элеаты не принимали в расчет. Любая идея отлична от других идей, в этом смысле является их небытием, будучи утверждением собственного бытия.

Можно отметить, что сама хора по выражению Платона – это пространственность, которую характеризует бесформенное хаотическое движение.

Чувственный мир, созданный их хоры, существует в пространственном измерении, он подвижен, изменяем. Когда из чувственного мира возникает космос, мы можем говорить «о победе Демиурга, победе умопостигаемого над слепой необходимостью материи» по словам Платона.

2) Второй подход к небытию Платона.

Платон говорил, что небытия нет, если его понимать как абсолютное отрицание бытия. Но ведь есть такая форма небытия, как отличность. Любая идея отлична от других идей, в этом смысле является их небытием, будучи утверждением собственного бытия.

В познавательном плане, каждая из противоположностей подразумевает другую противоположность, бытие подразумевает небытие, единое подразумевает многое, покой - движение и т.д.

Концепция Демокрита

Бытие Демокрита - это совокупность атомов, которые различаются между собой по форме. Геометрически различные атомы образуют полноту бытия.

Атомы - это всевозможные маленькие тела, не имеющие качеств.

Чтобы мыслить наполняющие бытие атомы, нужно отделить понятие полного от понятия пустого. Небытие и есть пустота, и оно также необходимо, как наполненное бытие.

Пустота (небытие) – это некоторое место, в котором все эти тела, в течение всей вечности носясь вверх и вниз или сплетаются каким-нибудь образом между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся снова между собой в такие соединения, и, таким образом, они производят и все прочие [сложные] тела, и наши тела, и их состояния и ощущения.

В понятии "атом" важнее всего указание на форму как его источник.

Атомы отличаются не только фигурой, но расположением и порядком.

Атомы нельзя познать чувствами, т.к. атом – это умопостигаемая форма, она зрима и открыта только для интеллекта.

Первотела (атомы) не могут подвергаться изменениям, в существование которых верят все люди на основании чувственного опыта.

Так, например, ни один из атомов не нагревается, не охлаждается, равным образом не делается ни сухим, ни влажным и тем более не становится ни белым, ни чёрным и вообще не принимает никакого иного качества вследствие [полного] отсутствия изменения [в атоме].

Все вещи состоят из неделимых тел (атомов), бесконечных по количеству и формам, и отличаются друг от друга составом, а также положением и порядком этих неделимых тел.

Атомы, пустота и движение дают объяснение всему сущему.

Понимание истины дают пустота и атомы с их геометрическими и механическими детерминациями. Внешние изменения толкуются как результат столкновения атомов и их воздействий на наши органы чувств.

Сходства и различия.

1. Сходства

А) У Платона также как и у Демокрита бытие представляют умопостигаемые эйдойсы (которые правда обозначают совершенно разные вещи, но тем не менее, сам акцент делается именно на их умопостигаемости).

Б) Идеи, также как и атомы являются вечными, неизменными, неделимыми.

2. Различия

А) У Платона бытие – это комплекс идей, который находится в так называемой Гиперурании, в которой все подчиняется особой иерархии. Здесь важно отметить, что Гиперурания является надфизическим пространством, место над небесами, т.е. она резко является от чувственно познаваемого материального мира и является особым умопостигаемым миром Платона.

У Демокрита же, атомы располагаются в пустоте (небытии), где они вечно носятся, сплетаются между собой, наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся снова между собой в различные соединения.

Б) Нужно отметить, что у Платона идеи (имеется ввиду Гиперурания) резко отделена от материального мира, и поэтому есть особый посредник, Демиург, который по идеальному образцу «лепит» из хоры (небытия) материальные вещи.

У Демокрита же атомы вещественны, они не отделены от вещей в особым мир как Платоновские идеи, а наоборот являются (вещественной) основой вещей.




1. Как когда сколько почему Предчувствую множество вопросов ждущих ответа множество сомнений требующих
2. Бизнес план Строительство магазина с последующей реализацией в нём трикотажных изделий и одежды так же сд
3. Контрольная работа- Обгрунтування економічної ефективності раціональної організації праці на підприємстві
4. 2Т Педагогические науки BОбщая педагогика возрастная педагогика социальная педагогика метод
5. прилагательные для N5 Нихонго Норёку Сикен
6. Реферат- Создание базы двигательных навыков
7. Выбор методов обработки маркетинговой информации
8. структурных реформ высшего образования проводившихся в них в течение 6070х гг
9. Суперпозиція хвиль
10. Тема 4 Методы общего исследования управления фирмой Связь технологии и структуры управления Характ
11.  Социализация личности
12. Тема 3. Робота слідчого з речовими доказами.html
13. Княжение Всеволода Мстиславича в Новгороде
14. Оценка состояния КШМ
15. Нужно ли доказывать то что музыка влияет на человека Под ее действием трус может стать храбрецом ле
16.  Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина задачи методы принципы
17. Тема курсовой работы Разработка фирменного стиля свадебного салона Mrselle Фирменный стиль ~ это не только с
18. на тему- Монетаризм
19. 80 Плановая гигиеническая ванна проводится в отделении ежедневно через день 1 раз в не.
20. історія античності