Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Именно это привело к возникновению такого вида искусства как живопись

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Изобретение фототелеграфа

На протяжении столетий человек пытался запечатлеть окружающий его мир и искал способы передачи изображения на расстояние. Именно это привело к возникновению такого вида искусства как живопись.

Еще в древности люди заметили, что речная, озерная и морская гладь отражает не только их самих, но и окружающую природу. Прошло время, и человек научился воспроизводить эффект отражения. Так появилось зеркало. Сначала из металла, потом из стекла. Зеркало позволило человеку видеть самого себя, наблюдать за объектами, стоя к ним спиной, а система зеркал открыла возможность передачи изображения на расстояние.

Поставив рисунок перед направленным источником света, человек получил отражение рисунка на экране, а, закрыв в помещении окна, сумел придать этому изображению четкость. Так появился первый проекционный аппарат или, как его тогда называли, «камера обскура». Изобретенная в древности, она с некоторыми усовершенствованиями под названиями «волшебный фонарь», «проектор», «эпидиаскоп» и т.д. просуществовала до самого последнего времени.

Стремление запечатлеть окружающий мир, привело к возникновению фотографии. Первый практически пригодный способ фотографирования на основе опытов Жозефа Нисефора Ньепса (1765-1833) предложил в 1839 г. французский изобретатель Луи Жак Манде Дагер (рис. 2) (1787-1851).

Первоначально снимок получали на бумаге, потом на стекле. В 1880-е годы появилась нитроглицерированая пленка. Использование пленки навело братьев Люмьер, Луи Жана (1864-1948) и Огюста (1862-1954), на мысль о возможности отображения на ней «движущихся фотографий». Для этого они предложили непрерывно проецировать на экран со скоростью не менее 10 кадров в секунду немного отличающиеся друг от друга изображения, что позволяло создавать эффект движения. Так в 1897 г. родился кинематограф. После того, как был изобретен телеграф начались поиски способов передачи на расстояние с помощью электричества не только звука, но и изображения.

Первый патент на передачу изображения на расстояние с помощью электричества был выдан владельцу одной из лондонских мастерских Александру Бейну (Bain) (другое написание - Бен) в 1843 г.

Разрабатывая свой проект, А. Бейн исходил из наблюдения, которое достаточно хорошо известно в живописи и в фотографии. Любое изображение – это нечто иное, как совокупность точек разного цвета. А раз так, то изображение можно разложить на отдельные точки, передать каждую из них с помощью электричества, а затем собрать вместе. Этот прием получил название развертки.

Аппарат А. Бейна состоял из двух платформ

На первой из них была помещена специальная сургучно-металлическая пластина, а под нею вырезанный из металла рисунок, на второй платформе находился лист бумаги, покрытый специальным раствором.

Над платформами были установлены маятники, которые раскачиваясь из стороны в сторону и касались в первом случае сургучно-металлической пластины, во втором – листа бумаги. Когда маятники приводились в движение, они, совершая ритмичные качания, начинали синхронно перемещаться сначала в одну, затем в другую сторону, прощупывая точку за точкой. Всякий раз когда маятник прочерчивал одну строку, платформы делали шаг вперед.

Важным элементом передающего устройства являлась сургучно-металлическая пластина. Она представляла собою прямоугольную раму, которая была набита кусками изолированной проволоки длиной 2,5 см., так что эти куски были расположенны параллельно и плотно друг другу, а их обнаженные на срезе торцы располагались с одной и другой стороны пластины. После того, как рама была залита жидким сургучом, и сургуч застыл, А. Бейн отполировал обе поверхности пластины, оставив на них только металлические вкрапления от отрезков проволоки.

После того, как сургучно-металлическая пластина накладывалась на изображение, через него пропускался электрический ток. А поскольку концы проволоки касались рельефных выступов изображения, они тоже оказывались под током. Когда первый маятник касался этих концов, он на мгновение замыкал электрическую цепь, ток передавался на второй маятник и, когда он касался бумаги, вступал в химическую реакцию с пропитавшим ее раствором. Под влиянием электричества в местах касания маятника с бумагой раствор изменял свой цвет и на ней постепенно точка за точкой, строка за строкой появлялось передаваемое изображение.

Несмотря на то, что проект А. Бейна не получил практического применения, он продемонстрировал возможность использования электричества для передачи изображения на расстояния и тем самым положил начало поискам, которые со временем привели к возникновению фототелеграфа и телевидения.

В 1848 г. английский изобретатель Ф.К. Бэкуэл запатентовал другое подобное же устройство. Его основу составлял медленно вращающийся цилиндр, на котором закреплялся лист фольги. На этом листе специальным раствором наносился рисунок, игравший роль изолятора. Вдоль цилиндра перемещался ползунок, который острым концом касался фольги и таким образом тоже строка за строкой прощупывал ее. А поскольку через цилиндр был пропущен ток и под током находилась фольга, то когда ползунок касался рисунка, цепь размыкалась, когда касался фольги - замыкалась. На приемном устройстве находился такой же ползунок и цилиндр, на котором помещался лист бумаги, пропитанный специальным раствором. Когда шел ток, раствор менял цвет и на бумаге проявлялся рисунок.

По некоторым данным, к началу XX в. было предложено несколько десятков проектов передачи изображения на расстояние. Первым из них получил практическое применение пантограф итальянского аббата Д. Козелли. В России он использовался на телеграфной линии между Москвой и Санкт-Петербургом в 1866-1868 гг.

Аппарат Д. Козелли во многом напоминал аппарат А. Бейна. Различие заключалось только в том, что изображение, как и у Ф.К. Бэкуэла, наносилось специальным раствором на листе фольги. Поэтому маятник прощупывал не сургучно-металлическую пластину, а лист фольги.

Одновременно с попытками создания фототелеграфа предпринимались попытки создания телевидения - передачи на расстояние движущегося изображения.

Для осуществления этой идеи требовалось решить пять задач: 1) расчленить передаваемое изображение на отдельные точки или световые сигналы, 2) преобразовать световые сигналы в электрические, 3) добиться синхронной и синфазной передачи этих сигналов и 4) преобразовать электрические сигналы в световые и 5) восстановить с их помощью передаваемое изображение и вывести его на экран.

Для решение первой задачи особое значение имели два открытия: во-первых, то, что в основе зрения лежит раздражение сетчатки глаза светом, излучаемым или же отражаемым окружающими человека объектами; во-вторых, вывод Д.К. Максвелла (1831-1897) об электромагнитной природе света, согласно которому свет – это «электромагнитное излучение, вызывающее зрительное ощущение».

Как доказал Г. Гельмгольц, отражаясь от определенных участков физического объекта, световые лучи приобретают разную электромагнитную характеристику и, по-разному воздействуя в результате этого на сетчатку глаза, тем самым вызывают в нем разное раздражение, которым соответствуют определенные цветовые ощущения.

Но если свет – это электромагнитное излучение, значит, световые колебания можно преобразовать в электрические, а электрические – в световые.

Вопрос о том, кто и когда сделал на этом пути первый шаг является дискуссионным.

А.М. Рохлин, к сожалению, без указания источников утверждает, что первым обратил внимание на эту задачу девятнадцатилетний американский изобретатель Джордж Кери (Carey) (р.1851), который в 1870 г. попытался сконструировать видеопередающее устройство – «искусственный глаз».

К числу пионеров телевидения принадлежали: У. Айртон и Д. Перри (Англия, 1876-1880), М. Сенлек (Франция, 1877), Адриано де Пайва (1847-1907) (Португалия, 1878), Карло Перозино (Италия, 1879), Порфирий Иванович Бахметьев (1860-1913) (Россия, 1880), М. Леблан (1880), Э. Беленан (1882), П.Г. Нипков (Германия, 1884), Д.Л. Вейлер (1889), Ян Щепанек (1897), А.А. Полумордвинов (Россия, 1899) и др.

Первая проблема, которую необходимо было решить на пути создания телевидения, заключалась в том, как поток света, отражающийся от физического объекта, разложить на составные элементы, чтобы каждый из них мог оказывать на электрический ток свое индивидуальное воздействие.

Было предложено несколько способов решения этой задачи.

Французский изобретатель М. Леблан считал возможным использовать для развертки качающееся зеркало (1880), англичане Д. Айртон и В. Перри (специальные двигающиеся вертикально и горизонтально светочувствительные и световоспроизводящие панели (1880), Д.Л. Вейллер – зеркальный барабан (1889), Л.М. Бриллюэн – линзовый диск (1890). Наибольшей простотой и оригинальностью отличалось устройство, запатентованное в 1884 г. немецким изобретателем польского происхождения Паулем Нипковым.

П. Нипков предложил использовать для развертки изображения диск с расположенными на нем отверстиями небольшого размера. Отражаясь от предмета и достигая названного диска, поток света через отверстия на нем дробился на множество отдельных лучиков, подобно тому как, проходя через решето или сито, поток воды разделяется на множество мелких струек.

Причем отверстия были расположены в виде спирали таким образом, что при вращении диска прочерчивали на фотопластине 30 строк.

Если взять кинопленку, можно заметить, что она состоит из отдельных немного отличающихся друг от друга кадров. Чтобы человеческий глаз мог воспринять изображение в движении, на экране за одну секунду должно смениться не менее десятка мгновенных снимков. Иначе говоря, передача изображения должна иметь пульсирующий характер и время, в течение которого со всех ячеек передающего устройства снимается один сигнал, не должно превышать 0,1 сек.

Для того, чтобы обеспечить необходимую пульсацию сигналов, П. Нипков предложил вращать диск со скоростью 12,5 оборотов в секунду.

«Диск Нипкова, – писал С.В. Новаковский, - оказался гениально простым и легко осуществимым устройством, с помощью которого во многих странах, начиная с 20-х годов нашего столетия, производилось вещание на 30 строк. Этот тонкий стальной диск диаметром 20…30 см. вращался со скоростью 750 оборотов/ мин. При скорости развертки 12,5 кадр/с (12,5х60=750). На плоскости диска имелось 30 отверстий, расположенных по спирали. В передатчике на диск через рамку с отношением сторон 7:4 с помощью объектива проектировалось оптическое изображение передаваемой сцены. Отверстия в диске двигались поочередно по оптическому изображению, описывая строки (всего 30 строк) и пропускало свет от этих строк на фотоэлемент, создающий сигнал изображения».

К тому времени, когда перед учеными возник этот вопрос, уже была проделана определенная работа по изучению влияния света на отдельные объекты окружающего мира. Первоначально эта работа была связана с созданием и развитием техники фотографирования. Поэтому ученых прежде всего интересовало воздействие света на химические процессы, происходившие в отдельных веществах. Особое значение в данном случае имело открытие, которое в 1839 г. сделал французский ученый Александр Эдмон Беккерель (1820-1891). Он обнаружил влияние света на течение тока в некоторых веществах и тем самым открыл явление, которое позднее получило название фотоэффекта.

Фотоэффект – электрические процессы, происходящие при поглощении в веществе светового излучения, приводящие к полному или частичному освобождению заряженных частиц. Понятие «фотоэлектрический эффект» предложил итальянский физик А. Риги.

По существу, А.Э. Беккерель обнаружил возможность преобразования световых сигналов в электрические. Результаты этих опытов сразу же были доведены до сведения Французской академии наук. В 1866-1868 гг. Э. Беккерель опубликовал двухтомное исследование «Свет, его причины и действия».

Предлагая использовать фотоэффект для преобразования световых сигналов в электрические, Д. Керри первоначально собирался использовать фотопластину, покрытую эмульсией с содержанием соли серебра. Однако ее реакция на свет была необратимой. Иначе говоря, отреагировав на один световой импульс, она не могла вернуться в прежнее состояние и подобным же образом реагировать на другие световые импульсы.

Ситуация изменилась после того, как в 1873 г. английский ученый У. Смит (1828-1891) обратил внимание на такой химический элемент, как селен, и установил, что селен в зависимости от света может быть и диэлектриком и проводником, т.е. что он является полупроводником.

Селен (Selenium) – Se – химический элемент VI группы периодической системы Д.И. Менделеева, имеющий порядковый номер 34. Был обнаружен шведским химиком И. Берцелиусом (Berzelius) (1779-1848) в 1817 г.

В 1876 г. американский ученый В. Адамс и его студент Р. Дей (Day) обнаружили, что в селене под влиянием света возникает фотоЭДС. Это означало, что селен способен не только реагировать на свет, но и преобразовывать световые сигналы в электрические. Уже в 70-е годы на это обратили внимание Д. Кери, А.ди Пайва, М. Сенлек, П. Бахметьев.

Первым, кому удалось с помощью селена передать изображение по телеграфу, стал английский изобретатель Ш. Бидвэлл (Бидуэлл). О своем изобретении он поведал 10 февраля 1881 г. на страницах журнала «Nature».

Аппарат Ш. Бидвэлла точно также, как и аппарат Ф.К. Бэкуэла, состоял из двух цилиндров. На первом из них, изготовленном из прозрачного стекла, тоже было закреплено передаваемое изображение. Но вместе ползунка с иглой использовался направленный луч света от электрической лампы, который скользил по изображению справа налево и слева направо. В такт этому цилиндр медленно поворачивался, в результате чего луч света постепенно пронизывал все изображение. Проходя через стекло, он попадал на селеновую пластинку, включенную в электрическую цепь, световые колебания, соответствовавшие контурам рисунка, преобразовывались в электрические и подавались на вторую лампу. Она таким же образом перемещалась вдоль второго цилиндра, на котором был закреплен лист бумаги, пропитанный фотосоставом. В результате меняющий яркость луч, исходящий от этой лампы, строка за строкой проявлял на листе бумаги передаваемое изображение: белый ромб на черном фоне.

Таким образом, Ш. Бидвелл был первым, кто с помощью фотоэлемента сумел передать изображение на расстояние. Правда, если сам ромб действительно получился белым, то черный фон выглядел как совокупность темных штриховых линий. Получить более качественное изображение изобретателю не удалось. Поэтому через некоторое время он оставил свои опыты.

Между тем у него нашлись последователи. И через 20 лет немецкий ученый профессор Мюнхенского университета Артур Корн (Corn) (1870-1945) смог добиться успеха. Сам он видел свою заслугу главным образом в том, что разработал и применил «компенсационный метод для уменьшения влияния инерции селеновых элементов» в передающем устройстве и создал «очень чувствительный приемочный аппарат (фотографический приемник)».

В результате этого в 1902 г. А. Корн продемонстрировал свое устройство в лабораторных условиях, в 1904 г. смог передать фотографическое изображение из Мюнхена в Нюрнберг. В том же году он поделился своим изобретением в печати, после чего началось его практическое использование. И в 1911 г. появился первый справочник по фототелеграфии.

2. От Артура Корна до Бориса Розинга

К тому времени, когда появился фототелеграф, русский ученый К. Д. Перский подвел итоги проделанной работы по созданию механизма передачи движущего изображения на расстояние и ввел в употребление термин «телевидение».

И хотя изобретение фототелеграфа стало важным шагом на пути создания телевидения, до его создания было еще далеко. Если возможность преобразования световых колебаний в электрические к началу была доказана, то возможность преобразования электрических колебаний в световые и передача с их помощью изображений оставалась гипотезой.

Как уже отмечалось, Д. Кери предложил использоваться для этой цели электрические лампы. В одном из его проектов речь шла о 2500 лампах. Именно такое количество разных по яркости точек он предполагал вывести на экран.

Между тем первоначально добиться этого не удавалось. Дело в том, что и в проекте Д. Кери, и в проекте А. де Пайвы речь шла о лампах накаливания, которые имеют один очень важный недостаток – «инерционность источника света, не поспевающего изменять свою яркость за изменениями сигнала».

Одним из первых, кто понял это, был русский ученый П.И. Бахметьев. Поэтому в 1880 г. он предложил использовать для преобразования электрических сигналов в световые газовые горелки.

Но и это предложение не решало проблемы. В связи с этим было обращено внимание на эффект электрической дуги. Электрическая дуга - это «продолжительный электрический разряд между электродами, при котором развивается высокая температура и излучается яркий свет».

Подобное явление открыл русский физик Василий Владимирович Петров (1761-1834). Результаты своих наблюдений он изложил в книге «Известие о гальвани-вольтовских опытах, которые производил профессор физики Василий Петров, посредством огромной наипаче батареи, состоявшей иногда из 4200 медных и цинковых кружков и находящейся при Санкт-Петербургской медико-хирургической академии», которая была издана в 1802 г.

Используя графитные электроды, французский изобретатель Фуко создал в 1844 г. дуговую лампу. От лампы накаливания она отличается тем, что в ней электрический разряд возникает и исчезает почти мгновенно. Кроме того, меняя напряжение в сети можно изменять яркость свечения электрического разряда.

Однако первые дуговые лампы была очень несовершенны. Все упиралось в три проблемы: а) как избежать того, чтобы под действием высокой температуры не оплавлялись концы электродов, б) как изолировать обнаженные концы электродов, по которым идет ток, в) как сделать осветительный прибор безопасным с пожарной точки зрения. Решение этих трех задач привело к созданию дуговой газоразрядной лампы, которую некоторые называют «лампой Гейслера».

Можно встретить мнение, что первым, кто решил использовать дуговую лампу для передачи изображения на расстояние, был П. Нипков, в проекте которого якобы фигурировала неоновая лампа. Однако неоновая лампа появилась после того, как в 1909 г. американский ученый Ирвинг Ленгмюр предложил для продления срока действия электрических ламп наполнять их инертным газом, а в 1910 г. французский инженер Жорж Клод (1870-1960) использовал для этого неон. Что же касается П. Нипкова, то в его патенте фигурирует просто «источник света»

Поэтому пальма первенства в этом вопросе, по всей видимости, принадлежит американскому изобретателю Уильяму Сойеру (1880).

К тому времени газоразрядная лампа Г. Гейслера претерпела значительные изменения. Исследователями было обращено внимание: «когда газ становится достаточно разряженным, стеклянные стенки, расположенные на конце, противоположном катоду (отрицательному электроду), начинают флуоресцировать зеленоватым светом, что, по всей видимости, происходило под воздействием излучения, возникающего на катоде».

Иначе говоря, действие лампы Г. Гейслера сопровождалось эффектом люминесценции. Люминесценция – это свечение тела (или вещества), происходящее под влиянием внешнего излучения, электрического разряда, химического процесса или других факторов.

Занимаясь изучением газовых разрядов и используя лампы, изготовленные для него Г. Гейслером, боннский математик Ю. Плюккер (1801-1868) в 1858 г. установил, что при электрическом разряде вблизи катода возникает излучение, названное им катодным.

Катод – электрод источника электрического тока с отрицательным полюсом, а «катодоиллюминсценция – вид люминесценции, в котором свечение люминофоров происходит под действием падающего на них потока электронов».

Продолжая эти исследования, английский физик Уильям Крукс (1832-1919) обнаружил в 1879 г., что под влиянием катодных лучей некоторые кристаллы, например, алмаз, рубин, тоже начинают люминисцировать, причем разным цветом.

Для поиска способов преобразования электрических колебаний в цепи в световые сигналы большое значение имело еще одно открытие

В 1869 г. немецкий физик И.В. Гитторф (1824-1914) установил, что катодные лучи могут отклоняться под влиянием магнитного поля.

На основании этих открытий уже известный нам страсбургский профессор Карл Фердинанд Браун (1850-1918) создал в 1897 г. катодную трубку, получившую позднее название электронной. Он вывел на флюоресцирующий экран катодный луч и, изменяя его направленность, сумел прочертить на нем прямую линию.

«В 1897 г. Браун, - говорится в одной из его биографий, - изобрел осциллоскоп – прибор, в котором переменное напряжение перемещало пучок электронов внутри вакуумной трубки с катодными лучами. След, оставляемый этим пучком на поверхности трубки, можно было графически

преобразовать с помощью вращающегося зеркала, давая тем самым зрительный образ меняющегося напряжения. Трубка Брауна легла в основу телевизионной техники, так как работа кинескопа основана на том же принципе».

В том же 1897 г. английский физик Джозеф Томсон (1856-1940) открыл электрон и доказал, что испускаемые катодом лучи – это электроны.

В 1902 г. русский физик Алексей Алексеевич Петровский (1873-1942) усовершенствовал трубку Ф. Брауна, добившись того, чтобы под влиянием изменения магнитного поля «катодный луч» обегал весь экран как по горизонтали, так и по вертикали.

В 1903 г. немецкий физик Артур Венельт (Wehnelt) ввел в трубку отрицательно заряженный цилиндрический электрод, с помощью которого (изменяя силу заряда) оказалось возможным регулировать поток электронов, меняя таким образом интенсивность электронного луча, а значит, яркость свечения люминофора и яркость точки на экране.

Таким образом, если до 1903 г. катодный луч мог чертить на экране однотонные линии, с этого момента открылась возможность разложения светового пятна на экране на оттенки и таким образом воспроизведения на нем изображения.

«Катодный пучок, - писал русский физик Б.Л. Розинг, - есть именно то, идеальное безынертное перо, которому самой природой уготовано место в аппарате получения в электрическом телескопе. Оно обладает тем ценнейшим свойством, что его можно непосредственно двигать с какой угодно скоростью при помощи… электрического или магнитного поля, могущего при том быть возбужденным со скоростью света с другой стороны, находящейся на каком угодно расстоянии»

И далее: «Приемная телевизионная трубка, кинескоп, - электроннолучевая трубка, применяемая в телевизоре для воспроизведения изображения. Поток электронов (электронный луч) падает на переднюю стенку трубки – экран, покрытый люминофором, который светится под ударами электронов. Электронный луч отклоняется магнитным полем отклоняющей катушки, надетой на горловину трубки, и воспроизводит на экране передаваемое телевизионное изображение».

Первым 10 октября 1906 г. идею использования электроннолучевой трубки для передачи изображения на расстояние запатентовал немецкий ученый М. Дикман. 25 июля 1907 г. подобную же заявку подал и 13 декабря того же года получил патент Б.Л. Розинг.

9/22 мая 1911 г. Б.Л. Розинг впервые продемонстрировал свое изобретение в действии. Можно встретить мнение, будто бы он передал на расстояние движущееся изображение. На самом деле ему удалось добиться лишь того, что электронный луч прочертил на экране «четыре параллельные светящиеся линии».

Но для того времени и это было огромным событием. Б.Л. Розингу удалось то, что безуспешно пытались осуществить до него на протяжении более сорока лет: не только передать изображение с помощью электричества на расстояние, но и вывести его на экран.

«После изобретения Б.Л. Розингом электронно-лучевой трубки, - пишет В.А. Урвалов, - в развитии телевидения наметились два направления: оптико-механическое и электронное».

3. Создание механического телевидения

Несмотря на то, что Б.Л. Розинг сумел вывести изображение на экран, ему не удалось передать его в движении. Характеризуя позднее те проблемы, с которыми ему пришлось столкнуться, он особо отмечал две: недостаточную чувствительность фотоэлемента и отсутствие необходимой синхронности действия передающего и приемного устройств.

Что касается первой проблемы, то она прежде всего была связано с тем, что существовавшая механическая развертка предполагала поочередную передачу телевизионных сигналов от «отдельных элементов изображения», являвшуюся следствием того, что световой поток от отдельных точек этого изображения поочередно проецировался на фотоэлемент. Иначе говоря, в каждый данный момент на фотоэлемент поступал свет только от одной его точки, в результате чего основная масса, отражаемой от предметов световой энергии, в этом процессе не участвовала.

Чтобы представить себе, что это значит, воспользуемся примером, который в свое время приводил Дионис Михали. Если взять изображение размером 5 на 5 см., т.е. 50 на 50 мм, это даст примерно 2500 точек. А если исходить из того, что развертка осуществляется со скоростью не менее 10 точек в секунду, мы получим, как минимум, 25000 световых импульсов в секунду. Это значит, что при поочередном проецировании отдельных точек изображения в каждый данный момент на фотоэлемент воздействовала 1/25000 доля отражаемой от объекта световой энергии.

Возникавшая в селене (при подобном воздействии на него света) ЭДС была настолько мала, что происходившие в фотоэлементе под влиянием световых колебаний изменения силы тока не могли изменять яркость свечения дуговой лампы так, чтобы можно было передать оттенки изображения и его движении.

В таких условиях не давал желаемого эффекта и тот прием, который давно использовался в фотографии. Речь идет о специальном освещении фотографируемого объекта.

Следующая проблема заключалась в том, что если скорость световых импульсов зависела от скорости движения развертывающего устройства, например, скорости вращения диска П. Нипкова, то скорость изменения ЭДС селена – от скорости протекающих в нем физико-химических процессов.

К середине 20-х годов было опубликовано более 200 исследований, посвященных изучению селена. Их итоги подвел Chr. Reis, издавший в 1918 г. капитальную обощающую работу «Селен». В результате было установлено, что хотя селен и способен изменять под влиянием света проводимость электрического тока боле чем в 20 раз, скорость этих изменений не поспевала за скоростью развертки.

В связи с этим началось изучение фотоэлектрических свойств других веществ.

Казалось бы, если возникающие в селене под влиянием света изменения ЭДС слишком малы, чтобы заметно отразиться на изменении яркости электрической лампочки, необходимо усилить изменение яркости свечения лампочки другим путем. Однако такая возможность появилась только после того, как была изобретена радиолампа, открывшая возможность усиления слабых токов.

Другой проблемой, которая стояла на пути создания телевидения и которую долгое время не удавалось решить, была проблема достижения синхронности и синхфазности работы передающего и приемного устройств.

Создавая свой проект П. Нипков предложил использовать для синхронизации процесса передачи и приема изображения тот метод, который к середине 80-х годов XIX в. существовал в телеграфии («der Methode von P. la Cour und Delany»). Так в проектах телевизионного аппарата появилось «колесо Лакура».

Все это вместе взятое открыло возможность для практической реализации идеи механического телевидения.

В вопросе о том, кто сумел передать на расстояние движущееся изображение первым, нет единства. Одни авторы называют шотландца Джона Бэйрда (Baird) (1888-1946), другие американца Чарльз Дженкинса (1867-1934), третьи пишут, что они сделали это «почти одновременно» в 1925 г.

В 1925 г. в Германии сумел передать движущееся изображение Дионис Михали. В самом общем виде его телевизионный проект был создан к 1918 г. В 1922 г. автор подготовил его популярное изложение и в 1923 г. опубликовал. Но реализовать свой замысел практически ему удалось только через два года.

В СССР первая передача движущегося изображения на расстояние была продемонстрирована сотрудником Ленинградского физико-технического института Л.С. Терменом (рис 10)(1896-1993) в 1926 г.

Характеризуя качество первых телевизионных передач, один из историков связи С.В. Новаковский пишет: «В телевизоре передаваемое изображение имело размер спичечной коробки, на красном фоне (неоновая лампа) передвигались черные фигуры».

Поэтому если первоначально публика встретила появление телевидения с восторгом, то «когда перестал действовать фактор новизны, раздались возгласы разочарования маленьким, тусклым и нечетким изображением, а слово «телевидение» стали произносить без первой буквы «елевидение».

Одна из причин невысокого качества передаваемого изображения заключалась в том, что первоначально оно развертывалось только на 30 строк. Для сравнения - сейчас развертка составляет более 600 строк. Между тем если бы на диске Нипкова размещалось 600 отверстий с диаметром в 0,1 мм, он должен был бы иметь в диаметре 28 м и при вращении с необходимой скоростью разлетелся под действием центробежных сил.

Существует мнение, что первая удачная передача движущегося изображения на расстояние была произведена в апреле 1927 года, когда компания Bell Telephone осуществила трансляцию выступления президента США Герберта Гувера из Вашингтона в Нью-Йорк. В 1928 г. Д. Бэйрд осуществил первую трансатлантическую телевизионную передачу из Лондона в Нью-Йорк.

Предпринимавшиеся в дальнейшем попытки увеличить экран и повысить качество изображения вели к тому, что телевизор становился более дорогим и громоздким. Так если в телевизионном аппарате Л. Бэйрда 20-х годов было 2100 ламп, то выпущенный в 30-е годы немецкий телевизор А. Каролуса насчитывал 10000 ламп, а аппарат телевизор германской фирмы «Фернзее» - 123000.

Одно это свидетельствует, что развитие оптико-механического телевидения имело тупиковый характер.

4. От механического телевидения к электронному

Автором первого, правда, неосуществленного, проекта полностью электронной телевизионной системы был английский инженер Алан Арчибальд Кэмпбелл-Суинтон (Swinton). В 1908-1912 гг. он предложил использовать электронно-лучевую трубку и в качестве приемника, и в качестве передатчика.

В 1923 г. подобную систему телевидения запатентовал бывший ученик Б. Розинга В. К. Зворыкин (рис11), оказавшийся после революции в США. Однако на основании анализа ее технических данных П.К. Горохов показал, что предложенный В. К. Зворыкиным проект не мог быть практически реализован, точно также, как практически невозможно было реализовать и его проект, запатентованный в 1925 г.

По всей видимости, подобным же образом обстояло дело и с другими проектами электронного телевидения, появившимися в 20-е гг.

Эти проекты остались на бумаге, так как они не решали одну из важнейших проблем – создание эффективной передающей трубки.

Поиски путей устранения недостатков селенового фотоэлемента, привели к мысли о необходимости перейти «от принципа мгновенного действия», который использовался во всех телевизионных проектах до этого, «к принципу накопления энергии» на фотоэлементе и тем самым повышению его чувствительности.

Существует мнение, что впервые идею накопления энергии в 1928 г. выдвинул Ч. Дженкинс, который для повышения светочувствительности телевизионной аппаратуры решил, во-первых, раздробить фотоэлемент на множество мелких фотоэлементиков, а во-вторых, присоединить каждый из них к коммутатору через конденсатор.

Смысл этого вполне понятен. Если при поочередном проецировании света от отдельных точек изображения на фотоэлемент в этом участвовала совершенно ничтожная часть световой энергии, то увеличение количества

фотоэлементов означало увеличение объема световой энергии, вовлекаемой в процесс передачи изображения на расстояние.

И хотя это действительно способствовало повышения эффективности электромеханического телевидения, Ч. Дженкинс не был оригинален. Имеются сведения, что английский инженер Г. Рауд выдвинул идею подобную накопления энергии на два года раньше Ч. Дженкинса – в 1926 г, а советский инженер М.А. Бонч-Бруевич уже в 1921 г. сконструировал «радиотелеском», который имел 200 фотоэлементов и к каждому из них был подключен конденсатор.

Идея мозаичного фотоэлемента и принцип накопления зарядов не только открыли возможность существенно повысить чувствительность передающего устройства, но и натолкнул сторонников электронного телевидения на мысль, реализация которой привела к созданию «иконоскопа».

Иконоскоп – это «передающая электроннолучевая трубка, в которой фотокатод разбит на очень большое число мельчайших фотоэлементиков (мозаичный фотокатод). Электрические заряды за счет фотоэлектрической эмиссии накапливаются на фотоэлементике непрерывно, а снимаются только при касании его электронным лучом».

Первая попытка создания электронной трубки с накоплением энергии была сделана венгерским инженером К. Тиханьи, за ним последовал канадский инженер Ф. Анрото. В 1930 г. появился проект советского инженера А.П. Константинова. В сентябре 1931 г. ее усовершенствовал другой советский ученый С.И. Катаев, в ноябре того же года - В.К. Зворыкин.

В 1932-1933 гг. В.К. Зворыкин изготовил первый иконоскоп и 26 июня 1933 г. доложил о нем на съезде американских радиоинженеров.

И хотя в том же году советские ученые П.В. Шмаков и П.В. Тимофеев запатентовали более совершенный иконоскоп, а в 1934 г. в Советском Союзе его изготовили Б.В. Круссер и Н.М. Романов, поворотную роль в переходе от механического телевидения к электронному сыграло изобретение В. К. Зворыкина, а той страной, которая первой начала переходить к электронному телевидению, стали США.

В США и Великобритании регулярное вещание с использованием электронного телевидения началась в 1936 г., в СССР и во Франции - в 1938 г., в Канаде - в 1952 г, в Японии - в 1953 г. Первоначально телевизионное вещание имело очень ограниченную аудиторию. Достаточно сказать, что в 1940 г. в СССР было всего 400 телевизоров. И только после окончания Великой Отечественной войны началось их серийное производство. С 1946 по 1955 г. было выпущено около 1,0 млн. телевизоров. С 1956 по 1965 г. производство телевизоров увеличилось до 1,5 млн. в год и составило 15 млн. штук.

На 1 января 1968 г. в СССР было более 200 телецентров, в радиусе действия которых находилось 10% территории страны с населением в 50%. На 1 января 1971 г. количество телецентров увеличилось до 300, охват территории увеличился до 15%, населения – до 65%.

23 апреля 1965 г. для телевещания стали использовать спутник связи «Молния-1», с помощью которого удалось осуществить телепередачу из Москвы во Владивосток .

В результате этого в 1960 г. у населения было уже 4,8 млн. телевизоров, в 1970 г. – 34,8 млн., в 1980 г. – 66,8 млн., в 1990 г. – 93,1 млн..

В 1970 г. население страны составляло 240 млн. чел., в 1980 г. – 265 млн., в 1990 г. – 290 млн., в результате чего количество семей увеличилось примерно с 60 до 75 млн.

Это значит, что уже к 1970 г. телевизоры имели больше половины советских семей, а к 1990 г. практически все население.

Подобная же картина наблюдалась и в рамках всей планеты. К 1995 г. в мире на 1,5 млрд. семей приходилось 988 млн. телевизоров.

Следовательно, к концу прошедшего века телевизор стал таким же обычным явлением, как радио и телефон.

5. Создание цветного телевидения

Если первоначально телевидение было черно-белым, то затем удалось добиться передачи на расстояние цветного изображения. Идея передачи цветного изображения возникла еще в XIX в.

Но как это сделать, если в природе существуют десятки цветовых оттенков?

В свое время И. Ньютону удалось разложить световой луч на семь цветов: фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый и красный. Все другие цвета, которые нам известны, это результат сочетания названных цветов.

Позднее М.В. Ломоносов (1711-1765) высказал догадку, что свет делится на три цвета: красный, желтый и голубой, а все остальные являются результатом их комбинации. К такому же выводу пришел английский ученый Томас Юнг (1773-1829), по мнению которого, в основе солнечного спектра лежат три цвета: красный, синий и зеленый.

Если М.В. Ломоносова и Т. Юнга интересовала физическая сторона этого вопроса, то немецкий ученый Герман Гельмгольц (1821-1894) подошел к нему с точки зрения физиологии и в 1859-1866 гг. создал учение о цветовом зрении. Г. Гельмгольц установил, что ощущение цвета возникает не просто в результате раздражения сетчатки глаза, а в результате

раздражения находящихся внутри него рефлекторов, которые подразделяются на три вида. Таким образом, под физические наблюдения М.В. Ломоносова и Т. Юнга он подвел физиологическую основу.

Еще И. Ньютон констатировал, что свет разного цвета имеет разную скорость и разные углы преломления. Назвав зависимость показателя преломления света от его цвета дисперсией, он установил, что «показатель преломления зависит от скорости света в веществе».

После того, как был доказан волновой характер света, дисперсией стали называть «зависимость показателя преломления света от частоты колебаний (или длины волн)».

Следовательно, касаясь человеческого глаза, лучи света разного цвета воздействуют на него с разной частотой колебаний и, тем самым по-разному раздражая сетчатку глаза, вызывают разные цветовые ощущения.

В связи с этим родилась идея, сохранить при преобразовании отдельных световых колебаний в электрически сигналы, их индивидуальные особенности с тем, чтобы при обратном преобразовании электрических сигналов в световые колебания можно было бы восстановить их первоначальную частоту, а значит, способность вызывать у человека те же цветовые ощущения, которые возникают у него, когда он смотрит на сам предмет.

П.В. Шмаков так характеризовал эту технологию: «Сейчас уже найдены технические пути передачи телевизионных изображений в натуральных цветах. Физическая основа этого дела та же, что и в цветной печати или цветном кино. Разница лишь в том, что в последних случаях мы имеем дело со смешением красок или эмульсий, а телевидении – со смешением цветных лучей, т.е. непосредственно колебательных процессов».

И далее: «В телевидении, - писал П.В. Шмаков, - под смешением цветов подразумевается смешение колебательных процессов, т.е. световых лучей с разной длиной волн, воздействующих на сетчатку нашего глаза».

Цветное телевидение «основано на возможности разложения всех природных цветов на три основных цвета. В современной системе цветного телевидения изображение проецируется на экраны трех передающих телевизионных трубок через три светофильтра (красный, синий и зеленый). Электрические сигналы от этих трех трубок преобразуются в яркостный сигнал и два сигнала цветности. Электронные лучи попадают каждый на зерна люминофора только своего цвета. В проекционной системе приема применяются три трубки с одноцветным (красным, зеленым, синим) свечением экрана; изображения с их экранов проецируются на один экран. Такая, так называемая совместимая, система цветного телевидения дает возможность принимать цветную передачу в виде черно-белой на обычный телевизор и, наоборот, на цветной телевизор принимать черно-белую программу».

Существует мнение, что первая «реальная, пригодная для практического осуществления система цветного телевидения» была предложена А.А. Полумордвиновым (рис 12). Она «базировалась на теории трехкомпонентного цветового зрения Ломоносова-Юнга-Гельмгольца и была представлена мировому сообществу на IV Международном электротехническом конгрессе (Париж, 1900 г.) в докладе К.Д. Перского».

А.Ф. Орлова утверждает, правда без указания источника, что остававшийся до начала Первой мировой войны нереализованным патент А.А. Полумордвинова в 1915 г. приобрел Джон Бэйрд, который использовал его для создания цветного телевидения.

Но мы не имеем полного представления о проекте А.А. Полумордвинова. Между тем в феврале 1925 г. подобный же проект трехцветной телевизионной системы был предложен советским инженером О.А. Адамяном.

В связи с этим более правдоподобным является мнение, что, разрабатывая свою систему цветного телевидения, Д. Бэйрд опирался не на проект А.А. Полумордвинова, а на проект О.А. Адамяна. Впервые Д. Бэйрд продемонстрировал передачу на расстояние цветного изображения в Глазго 3 июля 1928. Через год первый публичный показ системы цветного телевидения осуществил сотрудник компании Белла Е. Айвс.

Однако до тех пор, пока существовало механическое телевидение, качество цветного изображения оставляло желать лучшего. Новые возможности в этом отношении открыло электронное телевидение.

Правда, в 1939 г. началась Вторая мировая война, которая, с одной стороны, затормозила работу в этом направлении, с другой стороны, привела к тому, что центр исследований по цветному телевидению переместился в США. Уже в 1940 г. фирма CBS осуществила передачу цветного изображения на расстояние, подготовленную П. Голдмарком.

Цветное телевещание началось в США в 1951 г. Вскоре CBS вынуждена была прекратить его. Причина этого заключалась в несовместимости цветного телевещания с черно-белым. И только после того, как эта проблема была решена, с декабря 1953 г. в США получило распространение регулярное цветное телевещание.

В СССР первая цветная трансляция была произведена 7 ноября 1952 г. в Ленинграде. Через год вступила в строй Московская опытная станция цветного телевещания. Однако переход от черно-белого к цветному телевещанию растянулся почти на двадцать лет.

Едва только завершился этот процесс, как появилось цифровое телевидение, переход к которому начался в 90-е годы.

ЛЕКЦИЯ 8. ИТОГИ ТРЕТЬЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕВОЛЮЦИИ

План

1. Завершение индустриализации.

2. Итоги и перспективы глобализации

Литература

А) Обязательная

Островский А.В. История средств связи. Учебное пособие. СПб., 2009. С.159-167.

Б) Дополнительная

Бокарев Ю.П. СССР и становление постиндустриального общества на Западе. 1970-1980-е годы. М., 2007.

Белова Л.Г., Стриженко А.А. Информационное общество. Трансформация экономических отношений в мировой экономике. М., 2007.

Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М,. 1995

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогноза. М., 1999.

Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2,0. СПб., 2002.

Информационное общество: информационная война, информационное управление, информационная безопасность. СПб., 1999

Окинавская хартия Глобального информационного общества. 20 июля 2000 г. // Дипломатический вестник. 2000. №8. С.51-56.

Островский А.В. История цивилизаций. Учебник. СПб., 2000.


1. Завершение индустриализации

Рассматривая основные тенденции развития общества, Д. Рисман еще в 1958 г. сделал вывод о том, что после Второй мировой войны общество вступило в новую фазу развития, которую он назвал постиндустриальной. Развивая эту точку зрения, Д. Белл выступил в 1962 г. с докладом «Постиндустриальное общество: гипотетический взгляд на США в 1985 г. и далее».

Так в 1960-1970-е годы появилась и стала разрабатываться концепция постиндустриального или информационного общества. Согласно этой концепции, развернувшаяся после Второй мировой войны научно-техническая революция привела к тому, что промышленность начала утрачивать в жизни общества свою ведущую роль, а главную роль начала играть сфера услуг и прежде всего средства коммуникации.

Однако создание названной концепции – это пример того, как нельзя обращаться с историческим материалом. Поскольку речь идет об утрате промышленностью своей ведущей роли, прежде всего следует поставить вопрос, а когда она начала играть такую роль?

Как мы видели, процесс индустриализации развернулся под влиянием промышленного переворота, который начался в Англии в конце XVIII в. Поскольку суть индустриализации заключалась в отделении промышленности от сельского хозяйства и превращении ее в ведущую отрасль экономики, то о завершении индустриализации может идти речь только с того момента, когда в сферу промышленного производства оказалось втянуто более половины всего трудоспособного населения.

А поскольку сельское хозяйство в основном было сосредоточено в деревне, а промышленность в городе, о перераспределении населения между двумя этими отраслями экономики можно судить на основании данных о развитии процесса урбанизации.

Долгое время основная масса населения жила в деревне, и именно деревня определяла облик всего общества. К началу XIХ в. в городах проживало лишь 3% населения планеты, причем не существовало ни одного города с населением более 1 млн чел. Развитие промышленного переворота имело своим следствием перераспределение населения между городом и деревней в пользу города. Через 100 лет, к началу ХХ в. удельный вес городского населения хотя и увеличился почти в 5 раз, но составил всего лишь 15%. И только к концу XX века соотношение городского и сельского населения выровнялось.

Это дает основание утверждать, что процесс индустриализации завершился только к концу прошлого столетия. Следовательно, два века, истекшие с начала промышленного переворота в Англии, были временем перехода от аграрной экономики к экономике индустриальной, временем, когда в результате разрушения основ старого аграрного общества происходило формирование нового индустриального общества, имеющего иные средства коммуникации, иную систему распределения, другую классовую структуру, поголовную грамотность и т. д.

Откуда же взялась концепция постиндустриального общества?

Она была создана на основе анализа тех перемен, которые к середине XX века обнаружились в США и некоторых других странах так называемого «золотого миллиарда», где численность промышленного населения сначала тоже возрастала, а после Второй мировой войны начала сокращаться.

Одновременно с этим в экономике США и других ведущих стран стала возрастать доля сферы услуг. Когда доля услуг в ВВП США увеличилась с 30 до 70%, «было объявлено о построении «постиндустриального общества».

Но ведь Северная Америка, Западная Европа и Япония – это не все общество.

В то время, как в странах «золотого миллиарда» действительно наметилась тенденция сокращения роли промышленности, в странах третьего мира произошло возрастание ее роли. Поэтому на самом деле мы видим не падение роли промышленного производства, а перемещение его в другие страны и складывание нового территориального разделения труда.

В то же время необходимо иметь в виду, что формирование индустриального общества сопровождалось культурной революцией. Если в конце XVIII в. грамотность вряд ли превышала 5% населения планеты, то к концу XX в. она превысила 80.

Более того, во всех ведущих капиталистических странах во второй половине XX столетия было введено всеобщее среднее образование. Рост образования с одной стороны был связан с возросшим спросом на специалистов разных профессий, а с другой стороны, одной из пружин роста спроса на информацию, в результате чего произошел самый настоящий информационный взрыв.

С 1450 по 1950 г. было издано 300 млн. книг, в среднем около 600 тыс. в год. Следующие 300 млн. книг были изданы уже за 25 лет, что дает в среднем 12 млн. в год. На рубеже 80–90х гг. ежегодно издавалось 7 млрд. страниц печатного текста.

В 1800 г. в мире существовало всего лишь 100 наименований различных научных журналов по всем отраслям науки. Через 50 лет, в 1850 г., количество научных журналов увеличилось почти в 10 раз и достигло 1 тыс. наименований. Еще через полвека, к 1900 г., этот показатель увеличился до 10 тыс., к 1950 до 100 тыс.

О темпах расширения объема научной информации во 2-й половине ХХ в. свидетельствуют следующие данные. К 1960 г. было опубликовано почти 100 млн. научных работ, в том числе 30 млн. книг и 13 млн. патентов.

Это и стало одним из факторов, стимулировавших перемены в средствах связи, в том числе компьютерную революцию. Поэтому революция в средствах связи представляла собою лишь одно из направлений в создании индустриального общества.

2. Итоги и перспективы глобализации

Отделение промышленности от сельского хозяйства и превращение промышленности в ведущую отрасль экономики, а также связанные с этим революция на транспорте и революция в средствах связи сопровождались развитием обмена и формированием единого мирового рынка.

На протяжении столетий мир представлял собою механическую совокупность отдельных стран и народов, большинство которых долгое время не только не взаимодействовали друг с другом, но даже не имели друг о друге никакого представления. О существовании Америки Европа узнала лишь в конце XV в. Австралия была открыта в XVIII в. Только в XIX в. была ликвидирована изоляция большей части Африки.

Так были сделаны первые шаги на пути объединения отдельных стран и народов в единое целое, первые шаги на пути глобализации. Особую роль в развитии этого процесса с самого же начала стали играть средства коммуникации, в том числе средства связи.

Уже в 1825 г. в Париже состоялась первая международная конференция, на которой был поставлен вопрос о выработке единой политики в области телеграфии. В 1865 г. там же состоялась новая конференция, принявшая решение о создании Международного телеграфного союза.

В 1863 г. в Париже по инициативе США состоялась международная конференция представителей почтовых ведомств, на которой был рассмотрен вопрос о заключении международного почтового соглашения. В 1868 г. был обнародован план создания Всемирного почтового союза. Наконец, в 1874 г. в Берне состоялся Первый международный почтовый конгресс, на котором присутствовали представители 22 стран, в том числе от России. Конгресс постановил учредить Всеобщий почтовый союз.

Договор о создании почтового союза вступил в силу 1 июля 1875 г.. Он объединил страны, территория которых составляла 37 млн. кв. км, на которых проживало 350 млн. чел. В 1878 г. состоялся второй конгресс, на котором была подписана всеобщая почтовая конвенция.

В 1864 г. в Берлине был создан международный Союз для измерения общими усилиями Земли. Деятельность этого союза привела к созданию Всемирного союза мер и весов, которые поставил перед собою задачу создания и распространения единой международной системы единиц измерения.

Затем на свет появился еще целый ряд подобных же международных организаций: Союз промышленной собственности, Литературно-артистический союз, Союз ликвидации рабства, Союз таможенной и тарифной политики, Железнодорожный союз.

В 1919 г. была сделана первая попытка создания мирового правительства – Лига наций. Вторая мировая война привела к ликвидации этой организации, но в 1945 г. она возродилась под названием ООН. Причем теперь ее офис переместился из Европы в США, куда переместился и центр мировой политики. При ООН были созданы Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Генеральное агентство транспорта и торговли (ГАТТ), преобразованное Всемирное торговое общество (ВТО).

Показательно, что в начале 1980-х годов вопрос о создании «мирового государства» и «мирового правительства» выносится даже на страницы советской печати.

1992 г. состоялась международная конференция в Рио-де-Жанейро, на которой было принято решение об устойчивом экономическом росте. Позднее на основании этого решения появился Киотский протокол.

5-13 сентября 1994 г. в Каире под эгидой ООН прошла Международная конференция по народонаселению и развитию. Эта конференция приняла знаменитую Каирскую декларацию, поставившую задачу регулирования демографической ситуации на планете.

20 июля 2000 г. на очередном саммите «большой восьмерки», который проходил в Японии, была принята Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества. Этот документ провозгласил в качестве одной из важнейших задач современности – создание единого информационного пространства, к которому могли бы иметь неограниченный доступ все люди на планете.

По мере складывания единого мирового рынка и формирования единого мирового хозяйства, не только происходит ликвидация прежней локальной разобщенности отдельных стран и народов, но и возрастает роль средств коммуникации, в том числе средств связи.

На наших глазах средства связи превращаются в один из важнейших элементов экономики, в один из важнейших элементов культуры, в один из важнейших инструментов политики.

Казалось бы, в таких условиях, т.е. в условиях индустриализации и НТР, мы должны были бы стать свидетелями невиданного роста производительности труда, соответствующего этому увеличения объемов производства товаров широкого потребления, значительного снижения цен и роста общего благосостояния.

Однако ничего этого нет.

«До сих пор, - констатирую специалисты, - не произошло существенного воздействия нового информационного сектора на традиционный, в первую очередь промышленный, в смысле существенного увеличения эффективности последнего, роста в нем производительности труда и нормы прибыли».

Более того, как это ни парадоксально. 1950-1995 гг. характеризуются замедлением темпов роста производительности труда в ведущих странах мира, а также ВВП на душу населения:.

Таблица 5

Динамика темпов роста ВНП на душу населения (в %)

Годы

Развитые страны

Третий мир

Весь мир

1939-1950

1,5

0,4

0,8

1950-1960

3,3

1,6

2,5

1960-1970

4,6

1,7

3,5

1970-1980

1,8

0,0

0,9

«1968 год, - констатируют идеологи Римского клуба, - стал годом Великого перелома. Он ознаменовался завершением и одновременно апогеем длительного послевоенного периода быстрого экономического роста промышленно развитых стран».

Если взять шесть ведущих стран мира (без Канады), обнаружится устойчивая тенденция – замедление темпов экономического развития: 1950-1970 – 5,6%, 1970-1990 – 3,0%, 1991-2000 – 1,9%.

В чем дело?

А дело в том, что широкое распространение новых информационных и коммуникативных технологий в сфере услуг, распределения и управления, не сопровождается соответствующим расширением их использования в сфере производства.

Это породило противоречие между новой и старой экономикой. Развитие новой экономики стало отвлекать средства от развития старой экономики и тормозить ее развитие.

Во что это выльется в дальнейшем, пока можно только предполагать.

Размещено на Allbest.ru




1. Тема Лексичний матеріал Граматичний матеріал Читання Аудіюва
2. Тема 1 Визначальні критерії вищої освіти в рамках Болонського процесу
3. HDD Utility
4. О государстве и О законах
5. тематические Исследование и разработки- раскрыта сущность банковских операций изучено современное состо
6. 2 Характеристика и виды диалога В обучении монологу и диалогу есть много общего но тем не менее следует при
7. Обучение произношению детей с нарушением слуха
8. Аудит учёта материалов
9. Таз Его соединения
10. І Є і Каркача П М
11. ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
12. Основные подходы к анализу и коррекции истероидов
13. тема функциональных стилей
14. IТесо Москва Жанр манера в которой написана книга Игоря ~ это откровение она учит советует рекоме
15. Синергетика- за и против хаоса
16. Вариант 1 Как называется раздел философии изучающий сущность и специфику бытия общества Социальная фи
17. MD ~ 2 DMC 400 MhognyDK
18. Пояснительная записка Преподаватель- Цыганенко А
19. На тему-~~Реки Эстонииrdquo; Автор-
20. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступенякандидата технічних наук Дн