Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

на тему- Ортодоксальные и неортодоксальные религиознофилософские направления Древней Индии

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Ярославский Государственный Университет

им. П.Г. Демидова

Доклад по философии

на тему:

«Ортодоксальные и неортодоксальные религиозно-философские направления Древней Индии»

Работу выполнила:

студентка первого курса

экономического факультета

группа ГМУ-11БО

Оськина Екатерина

             Проверил: Гайнутдинов Т.Р.

2013

Философия Индии уделяла особое внимание религии и размышлением над познанием. Это было выражено в Ведах – религиозные писания, под воздействием которых возникли первые элементы философского сознания. (Крупнейшим разделом Вед, является Упанишады (свыше 200 произведений). В Упанишадах основой всего сущего признается Атман, который состоит из речи, дыхания. Атман – внутренний правитель, духовное начало, душа, Я, который связывает и этот и тот мир, и всё сущее. Помимо Атмана в Упанишадах признается Брахман, который является началом всего остального. Совпадение Атмана и Брахмана открывает человеку путь к высшему блаженству, что является мокшей.)

Для древних индийских философов развитие шло по определенным направлениям или же, можно сказать, в рамках определенных школ. Все они делились 2 группы: ортодоксальные и неортодоксальные.

Ортодоксальные школы – те, которые признают ученье Вед и жизнь после смерти. 

Неортодоксальные – те, которые не признают ученье Вед.

К ортодоксальным школам относятся: веданта, миманса, санкхья, ньяя, йога, вайшешика.

К неортодоксальным школам относятся: джайнизм, буддизм, школа Чарвака-Локаята.

Ортодоксальные школы (направления).

1)Миманса

Слово "миманса" означает "размышление" или "исследование". Судьба этой школы примечательна: она оказалась единственной философской системой, сумевшей предложить непротиворечивое истолкование всех священных текстов индуизма применительно к повседневному поведению человека. Отличительная черта миманса заключается в том, что она уделила больше внимания вопросам теории познания и логики.

Основные принципы школы

  •  обрядность (ортопраксия)
  •  антиаскетизм (отказ от различных ограничений)
  •  антимистика.

Центральная цель школы — разъяснение природы дхармы (Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка). Школа оказала огромное влияние на формирование социальной системы индуистского общества.

В основе учения лежит убеждение в том, что  конечное  освобождение  от воплощенного состояния не может быть рационально  объяснено,  оно  достижимо только  с помощью знаний и сознательных  усилий.  Основное  внимание  должно быть направлено на неукоснительное соблюдение религиозного и общественного долга - дхармы, который заключается в выполнении  обрядов и в подчинении запретам,  налагаемым  кастой.  Следование дхарме приведет  индивида к конечному  освобождению.  Миманса  признает  существование  материального  и духовного начал во вселенной.

2)Веданта

Время формирования веданты как систематического учения неизвестно. По мнению большинства учёных, это произошло в послебуддийскую эпоху (около III века до н. э.). Впервые его систематически развил Бадараяна. Термин «веданта» представляет собой санскритское сложное слово:

  •  веда = «знание» + анта = «конец, заключение» «кульминация знания» или «приложение к Ведам».
  •  веда = «знание» + анта = «основная суть», «сущность», «основа», «внутренний смысл» «основная суть Вед».

В ведантах существует  два направления – адвайта  и  вишишта-адвайта. Основателем  адвайты  был  Шанкара  в  8  в.  Согласно  адвайте  в  мире  не существует никакой другой реальности, кроме единой высшей духовной  сущности –  Брахмана, который неопределим, необусловлен и бескачественен.

Представление о многообразии  предметов и явлений вселенной является результатом неведения – кроме бога все является  иллюзией. Основные  методы познания, согласно адвайте, - это интуиция и откровение, а вывод и  ощущение играют второстепенную роль. Цель человека – постижение  того,  что  за  всем многообразием стоит единое божество.

Согласно вишишта-адвайты, основоположником которого является Рамануджи, существует три реальности: материя, душа и бог. Они находятся  во взаимоподчинении: индивидуальная душа подчиняет себе  материальное тело, а бог господствует над ними обоими. Без бога и душа и тело могут  существовать только как чистые понятия, а  не  как  действительность.

Цель человека – освобождение от материального существования, которого  можно  достичь  путем духовной активности, знаний и любви к богу.

3)Санкхья

С санскрита — «перечисление»

Санхья представляет собой философию дуалистического реализма, создание которой приписывается мудрецу Капиле.

Данное учение признает существование двух  первоначал   во  вселенной:  материального  –  пракрити  (материя,  природа)   и   духовного   –   пуруши (сознание). Материально начало находится в постоянном изменении и  развитии, подчинено закону причинно-следственной связи. Духовное начало – это  вечный, не меняющийся принцип индивидуальности, сознание, созерцающее как ход  жизни живого  существа,  в  котором  оно  находится,  так  и  процесс эволюции вселенной, взятой в целом. Все изменения  материального  начала  зависят оттого, в каком соотношении в ней представлены  три гуны  (основные  тенденции существования  материального  мира): саттва (ясность, чистота), тамас (инертность), раджас (активность). Сочетания этих гун приводят  к  появлению всего многообразия  природы.  Контакт  материального начала с духовным приводят к развитию индивида и вселенной. Каждое живое существо состоит из трех частей: духовного начала, тонкого тела  и  грубого  тела. Тонкое тело состоит из интеллекта,  органов  чувств  и  связанных с  ними  элементов  и чувства «Я». Тонкое тело является сосредоточением кармы и следует за  духовным началом, пока последнее не достигнет полного освобождения от  воплощения в какое-либо существо. Грубое тело состоит из материальных элементов и  гибнет со смертью существа.

Что касается проблемы бытия Бога, то философия санхьи отвергает всякую веру в божественное.

4) Йога

 Йога опирается на Веды и  является  одной  из  ведических  философских школ.  Йога  означает  "сосредоточение",  ее  основателем  считается  мудрец Патанджали (II в. до н.э.).

Согласно учению, основной целью всех поступков человека должно быть полное освобождение  от  материального  существования.  Два  условия  такого освобождения – войрагья (бесстрастие и отрешенность) и йога (созерцание).

Первое основано на убежденности в бесплодности  мирской  жизни,  исполненной

зла и страданий.

Йога - есть индивидуальный  путь  спасения, предназначенный для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую  очередь, при помощи медитации.  В  системе  йоги  веpа  в  бога  pассматpивается   как элемент теоретического  миpовоззpения  и  как  условие  пpактической   деятельности, направленной на освобождение от страданий. Соединение  с  Единым  необходимо для осознания собственного  единства.  При  успешном  овладении  медитацией, человек приходит к состоянию самадхи  (т.е.  состоянию  полной  интpавеpсии, достигаемой  после  целого  ряда  физических  и  психических   упpажений   и сосредоточенности). Кpоме этого, йога  включает  в  себя  и  пpавила  пpиема пищи. Пища делится на три категории соответственно трем  гунам  материальной природы, к которой она  относится.  Например,  пища  в  гунах  невежества  и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде  всего,  это мясо).

5) Вайшешика (с санскрита – «особенность»)

 Школа с данным учением уже существовала в начале II в. н. э.

Учение  устанавливает  семь  категорий  для  всего существующего: субстанцию, качество, действие, общность, особенность, присущность, небытие.  «Субстанция»,  «качество»  и «действие»  существуют реально.

«Общность», «особенность» и «присущность» – продукты умственной деятельности. Категория «особенность» играет  особую роль в учении, так как в ней отражается реальное  разнообразие субстанций. Мир состоит  из субстанций,  обладающий  качеством  и  действием. Вайшешика выделяет 9 субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. Атомы земли, воды, света и воздуха образуют все материальные  объекты. Атомы вечны,  неделимы,  не  имеют  протяжения,  но  их  комбинации образуют все протяженные тела. Соединением атомов управляет мировая  душа. В результате постоянного движения атомов мир, существующий во времени,  пространстве и эфире, периодически создается и разрушается. По качеству атомы разделяют на четыре рода, в зависимости от  происхождения. Атомы  вызывают четыре вида ощущений: осязание, вкус, зрение и обоняние.

6) Ньяя

С санскрита – закон, правило.

Возникновение школы ньяя можно отнести к середине I тысячелетия до н. э. Возникновение данного учения связано с древним мифическим  мудрецом Готамой. Согласно ньяе, существует  материальная  вселенная, состоящая из атомов, сочетание которых образует все предметы. Кроме того, во вселенной существует бесчисленное множество  душ,  которые могут быть связанными с материальными  атомами,  либо могут быть в свободном состоянии. Высшим духовным  регулирующим  началом  является  бог  Ишвара.  Бог не является создателем атомов, а только создает сочетание атомов и вызывает связь душ с атомами или освобождение душ  от  атомов.  Учение  признает  четыре  способа познания: ощущение, вывод, аналогию и свидетельство других людей.

Неортодоксальные школы.

1) Джайнизм

Джайнистская школа  возникла  в  VI  веке  до  нашей  эpы.   Философия джайнизма  получила  свое  название  по  имени  одного  из   основателей   – Ваpдхамана (9-8 вв. до н.э.) по пpозвищу победитель ("Джина").

В основе Джайнизма лежит учение о таттвах –  сущностях,  являющихся исходным  материалом,  из  которого строится мир, и  вместе с тем фундаментальной истиной, из которой  строится знание. Две главные  таттвы – это джива (душа), основное свойство которой сознание, и аджива (все, что  не является душой). Материя  –  одна  из  разновидностей  адживы, обладающая качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и  вкуса.  Материя  атомарна и доступна органам чувств, изменяема, не имеет начала и конца  и не является результатом божественного творчества. Единой души,  или  высшего  бога,  не существует. В мире  существует  огромное  и  неизменное  количество душ,  воплощенных в живые существа или невоплощенных. Души, как и материя, никем не созданы, и  существуют изначально  и  всегда.  Всякая  душа  всеведуща, всепроникающа и всемогуща, но ее возможности  ограничены  телом,  в  котором она живет.

Цель учения джайнизма - достижение такого образа  жизни, пpи котоpом возможно  освобождение  человека от стpастей.  Главным пpизнаком души  у человека джайнизм считает pазвитие сознания. Степень сознательности  людей pазлична. Это от того, что душа  склонна отождествлять себя  с телом. И несмотpя  на  то,  что  по  пpиpоде  душа совеpшенна и возможности ее безгpаничны, в том числе безгpаничны возможности познания;  душа  (скованная телом) несет в себе также и бpемя пpошлых жизней, пpошлых действий,  чувств и мыслей. Пpичина огpаниченности души – в ее пpивязанностях  и  стpастях. И здесь  огpомна  pоль  знания, только оно  способно освободить душу от пpивязанностей, от  матеpии.  Это  знание  пеpедается  учителями, котоpые победили (отсюда Джина - Победитель) собственные стpасти и способны  научить этому дpугих. Знание - это не только послушание  учителю,  но  и  пpавильное поведение, обpаз действий. Освобождение от стpастей  достигается  с  помощью аскетизма.

2) Локаята (Чарвака)

Возникновение  данного  учения   связывают   с   мифическим   мудрецом Брихаспати, ряд постулатов приписывают Чарваке (поэтому  иногда  это  учение называют «Чарвакой»).

Чарвака (чарвака-локаята) — пожалуй, самая неортодоксальная школа древнеиндийской философии. Ее влияние на индийскую культуру нельзя считать очень уж значительным. Более того, она оказалась неконкурентоспособной в исторической борьбе идей на индийской культурной сцене. Учение этой школы со временем потеряло влияние. Все ее произведения погибли или были сознательно уничтожены теми, кого они беспощадно критиковали, сохранились лишь отрывки ее доктрин и высказывания о ней в сочинениях других древнеиндийских авторов. И тем не менее для духовной атмосферы и идейной борьбы Древней Индии она характерна. Кроме того, учение чарваков важно и еще в одном отношении — оно подтверждает генетическое единство ( в т. ч. и примерно одинаковое разнообразие) философских сюжетов в основных культурных центрах мировой цивилизации.

Как школа, чарвака конституировалась приблизительно в середине 1-го тыс. до н. э. Основателем считается мудрец Брихаспати. Этимология названия неясна.

По одной версии слово “чарвака” происходит от глагола “чарв” — “есть, жевать”. В соответствии с другой версией термин “чарвака” происходит от “чару” — “приятный” и “вак” — “слово”, давая в результате “доходчивое, приятное слово”.

“Локаята” — синоним термина “чарвака”. Он тоже неоднозначен. Санкритское “лока” означает “мир, универсум, место-уровень”, а во множественном числе — “люди, народ, человечество”. Прямая расшифровка термина “локаята” звучит как “ограниченность миром опыта простых людей”.

В основе Локаяты лежит учение о  том, что все предметы состоят из четырех элементов: земли, огня, воды и воздуха. Элементы  существуют  вечно и являются неизменными. Все свойства предметов зависят от  того,  сочетанием каких элементов они  являются,  и  от  пропорций,  в  которых  эти  элементы сочетаются. Сознание, разум и органы  чувств  тоже  возникают  в  результате сочетания  этих  элементов.  После  смерти  живого  существа  это  сочетание распадается,  его  элементы  присоединяются  к   элементам   соответствующей

разновидности неживой природы. Единственный источник  познания  –  ощущение. Органы чувств могут  воспринимать предметы, так как они сами состоят из  тех же  элементов,  что  и  предметы.  На   этом   основании   учение   отрицает существование внечувственных и сверхчувственных объектов,  и  прежде   всего бога, души, воздаяния за дела, рая, ада и т.д. Т.е.  отрицает  существование какого-либо другого мира, кроме материального.

Чарваков отличало резко негативное отношение к ведийским авторитетам, к религиозной догматике в целом. Они утверждали, что Веды “страдают пороками — лживостью, противоречивостью, многословием”. “Мошенники, шуты, бродяги — вот кто составил... Веды”, — говорил сам Брихаспати. Чарваки высмеивали религиозные обряды жрецов-брахманов, показывали нелепость жертвоприношений.

Вывод

Несмотря на наличие множества различных школ, взгляды которых весьма значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась изучить взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или иному заключению, тщательно взвешивала их аргументы и возражения. Такой характер индийской философии привел к образованию особого метода философского рассмотрения. Этот всеобъемлющий характер индийской философии — терпимость одних ее философских школ по отношению к другим — имел то положительное значение, что каждая философская система приняла обоснованный и завершенный вид. 




1. Атом ядросыны~ ~~рамы зарядтары массасы
2. Электромагнитные ионизирующие излучения В зависимости от источника электромагнитные ИИ подразделяют
3. Контрольная работа 2 Выполнил- Проверил- студент 4 ~ го курса
4. Города в деталях
5. Основні поняття та показники національної економіки
6. то из нас сделает попытку определить что такое сознание то он неминуемо столкнется с непреодолимой труднос
7. образец по которому осуществляется поиск в базе знаний а под действием ~ действия выполняемые при успешном
8. .Выборы Президента России ~ это одно из главных событий в жизни страны и всего российского народа так как име
9. КОЙ РЕШЁТКЕ ПОД ДЕЙСТВИЕИОНИЗИРУЮ ЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ
10. 1 кг Вода для варки пшеницы ~ 3 л Мёд жидкий растопленный на водяной бане ~ 05 стакана Грецкие орехи ~ 15
11. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федера
12. лекция 336 доц
13. тематикиrdquo; КОНТРОЛЬНЕ ЗАВДАННЯ 1 Числовые множества
14. Реферат- Фонд поддержки малого предпринимательства
15. 2014 04012014 15012014 29
16. поэтического народного творчества и литературы для взрослых
17. країна що стоїть на перехресті Західної і Східної Європи
18. КНИГА РЕГИСТРАЦИИ ВЯЗОК И ЩЕНЕНИЙ СУК название кинологической организации - пито
19. чистого развития для стран не имеющих количественных обязательств по снижению выбросов ПГ.html
20. і. Вольова діяльність та її особливості