Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
античная философия
1)особеннности и приватизация
2)архаический период 6 половина 5 века до н.э.
3)классический период.
4)период эллинизма 4 в до н.э.
I)Особенности:
1.космоцетризм
2.установка на разумное осмысление природной взаимосвязи вещей.
3.сопряженность ( свзяь) философ. опыта с опытом эстетическим.(в основе всех учений стремление к совершенносму, к прекрасному)
4.поиск неделимой первоосновы мира.
5.появиление диалектических идей.(учение о развитии всеобще связи)
7.периодизация( 3 периода)
-архаический-период связан с тем , что появляются греч.поиски. Главн. задача: определить место каждой вещи и человека среди др. вещей.
-классический-расцет демогратии,утвержение норм законодательства(место человека среди др. людей)
-период эллинизма-упадок городов гос-в,утрата Греции независимости.Период смутный , сложный, нестабильность. Главн. проблема- определить нормы, стандарты, правила жизни, как человеку жить в этих условиях.
II)Архаический период в цетре внимания космос, поиск первоосновы мира.
Фалес Милет-фиолософ этого времени(624-548 до н.э.).Фалес предполагал, что первоосновой является вода.
Анаксимандр-предполагал, что первоосновой мира является апейрон.
Анаксимен-воздух
Пифагор-человек перед собой объединяет множество вещей(все можно посчитать).Первоосновой сичтал ЧИСЛО.Самое главное числа ,считал Пифагор -единица.
Гераклит-*Огонь.
*Все течет, все изменияется. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.
*положение о всеобщей изменчивости связывается с идеей единства Противоположности.
Зенон- пытался доказать невозможность движения.
1 позиция. Чувства нас обманывают.
2 позиция.Действительно не то, что мы видим , а то, что мы можем представить в мыслях.При попыткие представить движение с помощью разума получаются неразрешимые противоречия.
Вывод: значит движения не существует.
Создал док-во того, что движение невозможно Апории
Дихотомия.
невозможно за конечное кол-во времени обойти бесконечное кол-во отрезков.
Демокрит-его главн. идея изучение атомов(вещества состоят из атомов).
Они отличаются друг от друга величиной формой и положнием, беспорядочно движутся в темноте,соединяясь с друг другом
Атомы неделимы, неизменны,невидимы ,совершенны. Мы знаем о них благодаря мышлению.
Софисты-(Протагор)это платные учителя мудрости,учили искусству убеждения и публичного выступления.
Софисты изобрели софизмы-внеш.правельные док-ва заведамо ложных пложений.
Софисты придумали, как человеку выйти из ситуации.
Софисты провозгласили , что истина не одна , их много.Сколько людей , столько и истин.Человек есть мера всех вещей.
Сократ -Истина ,как солнце на небе, одна.Она едина для всех.Существует вне нас и независима от наших желаний.
Никто не знает эту истину.Можем утверждать только, что она есть.Можем зафиксировать свое незнание. " Я знаю , что ничего не знаю"
Задача философа содействовать идущему к истине,помогать ему
Разработал метод поиска истины -Майевтика(метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догмам)
Изучение о Добродетелях.Стремение к благу-цель чел.жизни.
добродетель состоит в знании и действии.
*умеренность
*храбрость
*справедлиость
Платон-объективный идеалист.
19.10.2012
1)Апологетика-обоснование,оправдание,вырабботка осн. Хрестианских догматов
2)Патристика-сред.века с 5 по 15 века. Вершиной патристики был Августин Аврелий.
Августин Аврелий-увлекался манихейством. Отстаивал идеи христианства.
Одна из важных работ:
По природе свой человек греховное существо. Желание солгать,нарушить какой-то договор. С возрастом грехи увеличиваются. Источником греха человечества человеческая гордыня.
идея высшего бессмертия.
Разработал учение восстанет человек в преображенном теле.
Рассуждает о соотношении веры и разума.
Главное в человеке -глубокий внутренний мир.
В человеке предполагает подобие и образ Бога.
А. представляет и историю человечества. Он в серьез ставит проблему истории. Вечное возращение.
Время имеет начало и конец, время объединяет все.
В истории есть смысл. Смысл , чтобы искупить первородный грех Адама и Евы. Надежда и возможность приобретения прощения.
Царство человеческое и царство Божье
Град земной-любовь к себе.
Град небесный-любовь к Богу.
2 вида ангелов:
град земной-павший ангел(демоны)потомки Кая.
Град небесный-небесные ангелы (потомки Авеля)
Кай позавидовал Авелю и обреченный на вечное скитание.
Концепция времени
Есть только настоящее прошлого и есть настоящее настоящего и есть настоящее будущего. Миг вечности.
Доказательство бытие Бога степень блага
Господь создает мир совершенным. Откуда зло? Рассматривается как не знание добра. Связано с тем, что человек свободен , независим от Бога и может делать , что хочет. Без опоры на Бога есть возможность сотворения зла.
Суть человека Любовь. Любовь праведная. Вывод: Люби и делай все ,что хочешь.
3)Схоластика-это ученая философия. Философия средневековья-период очень высокой культуры, к разуму и вере почтительное отношение. Нужно было молиться, уметь писать и читать.
Средневековый мир иерархичен.
Первоначально изучение:
Логики , диалектики , риторики.
Квадралеальная кафедра. 4 дисциплины:
Математика, физика ,астрономия, музыка.
Высшая кафедра:
Философии, теологии, экономического права.
5 способов доказательства Бога:
1)Доказательство движения. Если мир развивается, значит есть на это причина. Первопричиной является Бог.
2) Путь действующей причины.
3)Путь возможности. Некоторые вещи могут быть , а могут не быть. Бог -основа возможностей всех вещей
4)Путь совершенства
5) Путь финализма .В мире все целесообразно, для чего то.
22.10.2012
Философия ее возрождения и признаки:
периодная эпоха
Выход в новое время
Мир мыслится как лесница божественных творений.(человек, ангелы и т.д.)
Человек стягивает мир на себя.
Эротика-жизненная сила,она порождает все.
великии представиитель Леонардо да Винчи
Гуманизм-признание высшего достоинства человека,как грани абсолюта.Человекалюбие.
Если первоначально гуманизм был термином
Возраждение-это период ,когда появлеются первые задатки капитализма.
Торговое производство.
Представителями нового дворянства стали торговцы, которые купили себе дворянские титулы,илли заключили браки из высого дворянства.
новое дворянство уумело считать деньги и цнило их,а для старого дворянства деньги были само собой .
трудовые отношения заключались по новому.
Время-деньги.
Каперник
2.11.2012.
Энциклопедия наук. Философия была основой наук.
Вольтер(псевдоним) или Францау Мари. Родился в семье богатого натариуса. Много влюблялся,интриговал, не редко сажали в тюрьму.
Он полагал, что если бы Бога не было, то его нужно было придумать. Бог и религия нужны для руководства общества.Народ считал толпой. Колебался между материализмом и натурализмом.
Монтескье создает теорию географич. детерминизма(обусловленность)каковы люди и общество.
В жарких странах люди не достигаю высокого разума,т.к. все имеют и без какой либо деятельности.
Северяне ,напротив, не имеют многих ресурсов,деятельность идет на выживание
Центр является более благоприятной территориея для развития общеста.
Человека создает общество,обстоятельства.
И.Кант считал,что брак-это законное право одного человека пользоваться половыми органами другого человека.
Самый пылкий метофизик.
Кант абсолютно по новому ставит основной вопрос философии в виде 4 вопросов:
1)Что я могу знать? в русле традиции этот вопрос , который решает метофизика.
2)На что я могу надеятся? этот вопрос религии.
3)Что мне надлежит делать? это вопрос , который решает этика.
4)Что есть человек? это вопрос, который решает антрополгия.
Бог для него -высший судья.
Категарический императив(предписание)
Каков человек по природе?
Каков человек с точки зрения природной необходимости?
Каким человек сам себя видит?Делает?
За основу берет разум ,рациональность.
Фихте,Шелленг-немецкая классическая философия.Гегель создает всеобъемлещую картину мира. Гегель был реалистом и за основу мира брал идеи (Основа развития мира)
Принцип тождества бытия.
Крити Людвиг Феер Бах,который призвал философию вернуться к человеку и решать проблемы с чувствами человека.
Фридрих Энгельс считал,что философия должна быть идейным орудием изменения мира.
Как человек может изменить мир, как ему действовать в этот мире? на первый план выходит деятельность
В середина 19 века принцип деятельности.
Фридрих Энгельс
Великий основной вопрос всей предшедствующей философии- это вопрос о соотношении духа и природы, материи и сознания. бытия и мышления.
В этом вопросе выделяет 2 аспекта:
1)онтологический-что первично дух или природа,сознание или материя?
2 ведущие филос. партии. Те , кто за первичное принимают дух и сознание- идеалисты.
объективный иделизм-мировой дух,мировой разум.
Субъективные идеализм- первоначало сознание человека(Беркли)
идеалисты - принимают первично идею
2)гносиологический аспект-познаваем ли мы мир каков он на самом деле?
агностика-мир познаваем ,отвергающие знание.
Середина 19 века несет угрозы человечества. наука-человеческий прогресс
Экзистенциализм философии существования.Сартр ,Альберт Кони.
Основной вопрос о смысле жизни.
19.11.2012.
Маркс Энгельс должны существовать ,как и все живое. Люди- живые существа, они должны удовлетворять физические потребности. Не только как вид животных, но как специфическое животное. Человека от животных можно отделять по множесству признаков(даже по ушной мочке). Животные ,для того что бы жить, берут предмет для удовлетворения свсоих потребностей. Человек должен извлечь еще этот продукт из природы для удовлетворения своих потрбностей( в процессе труда).Труд-это и есть способ обмена веществом с природой, так человек связан с природой. В процессе труда человек создает себя, выделяется из природного мира. Специфика человека-это наличие сознания.Свобода появляется, когда появляется закон. Сущность материалестического
Первые исторические факты:
1)Потрбление(человек , чтобы жить, должен удовлетворять свои потребности.)
2) Производство(чтобы удовлетворять , нужно производить)
3)Обмен.(Потребность исторически изменяется. Закон возрастания потребности. Удовлетворенная потребность возрастает с каждым разом.)
4)Распределение.(На основании семейной связи образуется община. Разделение функций в семье. С одомашневанием животных, происходит еще одно разделение труда, скотоводство и растеневодство. Специализация труда. Появляется необходимость обмена, которая потом приведет к торговле.)
Группа людей, которые занимаются производством идей. Это еще одно разделение труда, отделение умственного от физического, материльного от духовного производства.
Сознание, есть ничто иное ,как осознание человеческого бытия.
Общественное бытие определяет сознание.
На основании разделения труда формируются
Развитие производительных сил, Развитие производственных и общественных отношений.
Первобытно общинная формация.Разделение труда полувозрастной характер, отделение скотоводчества и с/х
Рабовладельческая формация. Люди находятся в состоянии личной зависимости.
Феодальная формация. Люди находятся в частичной зависимости.Собственность за землю и ренту.
Буржуазная , капиталистическая формация. Вещная зависимость, наемный труд. Собственность на средство производства.
Познание свободы, Прогресс создания свободы.
Мир должен существовать.Слишком неопределенное понятие. Действительное единство мира.
Единство мира состоит из материальности. Материя наряду с вещами как швабра.
Материя неотъемлема от движения.Движение это сякое изменение. Неотрывность Материи. Пространство и время - Кредо(основа понимания
Формы движения по Энгельсу:
Механическое перемещение
Физическое движение
Химическое движение
Биологическое
Социальное
С точки зрения Пространство -это протяженность, как бы ящик без дна и крышки. Время -это чистая длительность.
Противоположная концепция Лейбница Никакого пустого пространства нет.А есть бесконечное разнообразие взаимодействующих предметов. Физическая концепция.
Энгельс ближе к Лейбницу. Он считает ,что пространство- это взаимное расположение, структура материальных процессов , явлений.
На уровне животных более 100 ритмов.
На уровне человека
В мире только есть материя ,форма их организации является время и пространство.
Лейбницкая концепция материи.
Партия социал-демократов. Ленин ставит себе задачу разработать марксизм. Отстаивать материалистическую концепцию природы.Философиская работа"Материализм и эмпирио-мистицизм.
Эмпирио-манизм, единственная основа мира . Противоставляли как материализму , так и идеализму. Они утвержали
Массы вещества не совпадают , часть массы исчезают , переходя в энергию. Материя исчезла. Материя -это объективная реальность, существующая вне и не зависима от человека,но копируется и отражается, данными нашими ощущениями.Субъективная реальность-это то ,что существует в нашей голове.
Объективную реальность он считал материальной. Субъективная реальность -духовная.
В мире нет ничего , кроме движущейся материи.(Марксизм_)
Материя - объективная
Мысль - субъективная
Практика 30.11.2012
Тезисы -> антитезис -> синтез->тезис
Познание любого предмета начинается с того , что мы признаем все, что существует в этом мире все интересующие предметы,все это есть. В обратном случае Гегель говорит, что знания даны изначально.
Познание мира, которое определяется как чистое бытие.
у Гегеля есть чистое, личное и
Лекция 30.11.2012.
Экзистенциализм-(существование,гуманизм)наука о человеке и о его бытие.Бытие индивида.
Онтология-учение о бытие.
Сартр говорит о том, что очень часто экзистенциалистов обвиняют, в том , что они формируют образ человека как далеко не лучшего существа, существа не далекого , низкого.ЧАсто изображают человека в ситуациях типичных, суетливых и человек там выступает как не герой.
Он выделяет 2 разновидности:
Атеистическая- Альберт Камю, Хайдеггера, Мориса Мерло-Понти
Религиозная-Карл Ясперс, Маретен, Марсель, Николай Бердяев и ряд др. авторов
Свобода-главная характеристика человека. Предопределенности нет , Бог ли его создал или природа. Каждый из индивидов сам создает свою жизнь. Человек есть проект, набор возможностей, который он выбирает для себя. Обстоятельства -это всего лишь обстоятельства(рамка), это внешний фон, выбор всегда делает человек. Проектировать жизнь это пробрасывать свои цели вперед .
Свобода ,это не просто своеволие,Бремя свободы.
Когда мы делаем выбор, мы отсекаем другие возможности. Обязанность быть свободным и делать выбор, поэтому свобода-бремя.Человек сам определяет для себя ценности(блага).Понятия вины нет,но есть ответственность. Свобода предполагает ответственность перед собой , перед своей жизнью, перед своим дальнейшим существованием.Каждый индивид - представитель человечества. Получается, что индивид представляет для себя благо и представляет благо для человечества.
Подлинное бытие и неподлинное бытие(бессмысленное)
Ман-человек,неподлинное существование.
Подлинное-это расскрытие смысла. Носителем является человек, но когда человек сталкивается с миром, то появляется абсурт
Природу надо пытать, природу надо насиловать. Человек-монстр!!
в конце 20 века самой популярной концепции был постмодернизм. Представлен авторами Делез, Деррида,Барт,Лакан,Боздрий
3.12.12(лекция)
Мартин Бубер-создатель человеческой философии. Человек давно знает о себе, что он достоен этого предмета. Человек боялся приступить к познанию.В жизни людей есть разные периоды.Период бездомности, кризиса, ломка ценностных оснований. Человек делает себя предметом изучения и говорит в первом лице.
Антропология-учение о человеке.
Несколько основных подходов к человеку:
Натуроцентризм. 2 вариации:
1)человек рассматривается с точки зрения, что он бессознателен.Ярко выразил Зигмуд Фрейд. Определяет человека через бессознательные действия, инстинкты.Удовлетворение чел. потребности( физиологических)
2)природа ,не как хаус, а как космос(силой разума) организованная, упрядоченная. Человек-это существо, которое должно и может свои страти и влечения обуздать с помощью разума.Удолетворяет человеческие потребности(разумные)
Теоцентризм-(теология)
Социоцентризм- часть общества, как производное от общества, род человека в обществе, есть синоним личности и сущности человека.
Марксизм-Карл Маркс говорил о том, что сущность человека -это ансамбль общественных отношений.Важно , какое место ты занимаешь в обществе.
Социология-Эмиль Дюргейм. Он считал , что в обществе человек имеет дело с людьми как с носителями социальных качеств, представителями соц. институтов(семья,школа и т.д.)
Логоцентризм-человек определен языком, культурой, символом. МЫ рождаемся в какой то уже языковой среде, через которую мы видим мир.
Антропоцентризм- Человек определяется через человека, через самого себя.
Мишель Монте "Нету у человека опоры в этом мире.Построю-ка я дом на зыбучем песке, сам стану себе основанием"
Предпосылки формировавния философской антропологии:
Философия Имануаила Канта. Поставил осн. вопросы философии(что я могу знать? на что надеятся?что есть человек ?что мне надлежит делать?)
Написал 2 работы по теме антропология. Одно из них ,человек как животное, а в другой, человек-свободной существо, как он себя сам делает, человек-сущесто разумное.
Философия жизни. Артур Шопенгауер,Фридрих Ницше. В мире действует мировая воля, целовек же считает, что мир это мое представление.Воля-это уловка мировой воли.
Суть любви, половой любви- продолжение рода, бессмертие человека. Эффективное потомство.
Влюбленность-это уловка мировой воли.Самое хрупкое чувство-быстро исчезает.
Браки по любви не очень прочные, а браки по расчеты более прочные.
Борьба между воли человека и мировой воли.
Ницше. Воля к власти, к самоутверждению. Все живое стремится к самоутверждению, борьба за власть.
Религия рабов.
Человек сам создает системы ценностей.
Когда человек проходит через пропасть, он становится сверхчеловеком.
Людвиг Феербах. Человек -предмет познания. Философия должна стать антропологией.
Бог-это идея, выражающая родовую сущность человека.Отдельный человек не является носителем.Надо родовую сущность вернуть человеку. Клеточкой человеческого рода является не индивид, а двое, чтобы создать
Религия любви-относиться друг к другу по-божески.
Макс Шеллер.1928г. Основная работа-положение человека в обществе. Говорит необходимо вернуть человеческую целостность.
Он рассматиравет положение человека в космосе, выделяет 3 вида жизни: растения, животные, человек. Человек-высшее существо, с точки зрение жизни , чем выше уровень , тем слабее.Человек -это декаден жизнь, живущий за счет всего остальное, единственное существо , которое способно сказать "НЕТ".
Животное может пожертвовать собой ради ребенка, а человек может предать жизнь ради наслаждения.
По каким критерием сравнивает человека с животными:
Критерий психики:
у растений чувственный порыв(поворачивает головку к солнцу, раскрывает листья)
у животных(инстинкт, вражденная форма меркавида;ассоциативная память- это способность выялять,образовывать предметы , интеллект животных)
В человеке по мимо принципа жизни , есть принцип духа. Пересечение духа и жизни.Дух начнается духотвориться, а жизнь человека одухотворяться. Человек -единственное существо , способное встать над миром и над собой.
в одной из своих работ пишет, мы очень часто не понимаем сложность
Идеация
способность надстраивать над миром природы мир ценностей и преобразовывать природы в соответствии с этим миром ценностей
направления:
биологическое( Гелен, Преслен, Лоренц и др.) все они исходят из мысли чловек- биологически недостаточное существо..
культорологическое- человек, как носитель культуры
религиоцно-философское в рамках антропологии(Хенгстенберг). Говорит о том, что Бог создал человек, поэтому человек -это тварь , а Бог- творец. Бог создал человека в особый день, когда уже было все создано и дал возможность давать имена. Человеку дали 2 возможности:лелеять природу , данную в распоряжение; я главное, остальное должно мне служить , подгибать все под себя.
8.12.12
Философия(практика)
Карл Маркс
теория общественной экономических формаций
Коммунизм
капиталистич.общество, пролетариат капиталисты
феодальное общество,крепостные феодалы Антагонизм (движущие силы и революции)
рабовладельческое общество , рабы патриции(древний Рим)
Первобытное общество
Исторический материализм-толкование человеческой истории с точки зрения диалектики,в качестве спомогательного средства,пользуясь потологическими теориями выдержка из манифеста коммунистической партии"история всех существующих до сих пор обществ была историей борьбы классов,угнетенные и угнетаемые,находились в постоянном противоречии, вели борьбу всякий раз заканчивающуюся революционными преобразованиями общества"
классовая борьба-есть противоречия между общественными,снимающиеся в ходе революции и пораждающее новую общественную формацию. В историческом процессе К. Маркс обнаруживает восходящий ряд ,сменяющихся друг друга общественных формаций.
Д/З экзистенциализм "Социализм и гуманизм","Бунтующиий человек" в группе посмотреть.
1 формация первобытнообщинная,античная рабовладельческая,феодализм,современная , буржуазная, капиталистическая. Капиталистическое общество начинается тогда, когда имперализм достигает высшей степени своего развития в конечной стадии, когда сама рабочая сила становится товаром. Согласно тезису о базисе и надстройки,т.е. общество базируется на определенных человеческих ,структура общества и его развитие детерминировано прежде всего экономически .
2 формация производственные отношения -совокупность материальных отношений между людьми,например отношения собственности. Способности и знания человека , а так же средства производства.
Произв. отношения то соответствуют производственному труду , то противоречать. Эти противоречия прриводят к классовой борьбе, которые угнетаемый класс поднимается проив господствующего класса.
Капиталистическое общество
Стоимость товара=концитрации раб. времени
Главная цель капитал:отнош. Т-Д-Т
переходит Д-Т-Д
Т-средство накопления.