Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Министерство образования Российской Федерации
Московский Государственный Университет Печати
Факультет Издательского дела и журналистики
Контрольная работа по предмету:
«Основы производственных процессов»
Вариант № 1
Студентки 2 курса
Специальности: Книговедение
Вагнер Л.Н.
Содержание:
Флексография или флексографская печать это способ высокой печати с использованием гибких резиновых форм и быстровысыхающих жидких красок.
В основу термина «флексография» были положены латинское слово flexibilis, что значит «гибкий», и греческое слово graphein, что означает «писать», «рисовать». В Европе новый термин в форме Flexodruck был впервые употреблен в сентябре 1966 г. в Германии. В дальнейшем он получил распространение во Франции («flexographie» или «impression flexographique») и в других странах.
История возникновения флексографии.
Точную дату изобретения флексографии назвать невозможно. Известно, что еще в середине XIX столетия анилиновые красители использовались при печатании обоев. И все же изобретателем этого способа в первом приближении можно считать Карла Хольвего, владельца германской машиностроительной фирмы «К. унд А. Хольвег ГмбХ», существующей и сегодня. Другой важной технической предпосылкой для появления флексографии явилось изобретение резиновых эластичных форм.
Первоначально флексография использовалась почти исключительно для запечатывания поверхности бумажных пакетов и других упаковочных материалов. Расширению области применения флексографии способствовали определенные преимущества этой разновидности способа высокой печати перед классическими способами. Формы высокой печати изготовлялись раньше только из дерева или металла (типографского сплава гарта, цинка, меди), но с появлением эластичных печатных форм в флексографии, в высокой печати стали изготовлять печатные формы и из фотополимеров.
Новый этап в развитии флексографии начался около 1912 г., когда парижская фирма «С. А. Целлофан» начала изготовлять целлофановые мешки с надписями и изображениями на них, отпечатанными анилиновыми красками.
Область применения флексографии постепенно расширялась, чему способствовали определенные преимущества этого специального вида печати перед классическими способами, особенно же там, где не ставили перед собой задачу получения высококачественных оттисков. Первоначально метод использовался для запечатывания бумажных и целлофановых пакетов и других упаковочных материалов. В 1929 г. его применили для изготовления конвертов для грампластинок. В 1932 г. появились автоматические упаковочные машины с флексографскими печатными секциями для упаковки сигарет и кондитерских изделий, например, печенья.
В промежутке между двумя мировыми войнами и в первые послевоенные годы совершенствовалась технология флексографии и, прежде всего, технология формных процессов.
Примерно с 1945 г. флексографская печать используется для печатания обоев, рекламных материалов, школьных тетрадей, конторских книг, формуляров и другой канцелярской документации. В 1950 г. немецкое издательство Ровольт Ферлаг начало выпуск массовой серии в бумажных обложках RoRoRo Bucher. Печатались они на газетной бумаге на ролевой ротационной машине анилиновой печати, изготовленной фирмой «Маркс унд Флеминг». Себестоимость книг была низкой, что позволило издательству резко снизить цены на книжную продукцию. Примерно в 1954 г. метод флексографии стали использовать для изготовления почтовых конвертов, рождественских открыток, особо прочной упаковки для кофе и других сыпучих продуктов.
Новый этап в развитии флексографии начался примерно в 1952 г. с появлением на рынке новых воспринимающих поверхностей пленок полимерных материалов. Особенно широкое применение получил полиэтилен. Флексография продолжает совершенствоваться и сегодня.
Преимущества флексографии.
В чем принципиальное отличие флексографии от других видов печати? Прежде всего это гибкая фотополимерная форма, с которой краска под низким давлением переносится непосредственно на запечатываемый материал. Именно от нее флексография и получила свое название. Такая форма имеет целый ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с формой, используемой в других типах печати. Она сочетает в себе простоту изготовления (процесс, несколько похожий на изготовление офсетной формы) с высокой тиражестойкостью, присущей форме при высокой и глубокой печати. Тиражестойкость фотополимерной формы превышает тиражестойкость обычной монометалической офсетной формы на порядок и составляет от 1 до 5 миллионов оттисков. Эластичность формы позволяет ей работать и как декель, что исключает процесс приправки, а так же печатать на материалах с такой грубой фактурой, на которой печать офсетным способом вообще невозможна. Как следствие, флексомашины дают возможность использовать очень широкий диапазон материалов. Разумеется, изготовление форм для флексо дороже, чем для офсетной печати, поэтому флексография не предназначена для коротких тиражей. Впрочем, тиражи в сотни тысяч или даже миллионные в упаковочной индустрии обычное дело.
Флексография идеально подходит для изготовления всех видов этикетки и упаковки. Но сфера ее применения стремительно расширяется. Сегодня множество различных видов полиграфической продукции во всем мире печатают, используя флексографию, это журналы, рекламная продукция, книги, газеты и газетные вкладки.
Флексографская печать, впитав сильные стороны высокой и офсетной печати, по технологической гибкости не имеет себе равных. Бурное развитие флексографии стимулирует развитие и других способов печати путем переноса технологических и технических решений.
Основные достоинства флексографии.
Флексографская печать это способ высокой прямой ротационной печати с эластичных (гибких резиновых, фотополимерных) рельефных печатных форм, которые могут крепиться на формных цилиндрах различных размеров. С помощью валика или растрированного цилиндра, взаимодействующего с ракелем, они покрываются жидкой или пастообразной быстровысыхающей (водорастворимой, на летучих растворителях) печатной краской и переносят ее на запечатываемый материал любого вида, включая и невпитывающие материалы. Изображение на печатной форме зеркальное.
Флексография - один из самых популярных в мире видов печати. Такое широкое признание этой разновидности высокой печати объясняется прежде всего тем, что она практически не имеет ограничений по типу запечатываемого материала: это может быть как тонкая пленка, так и достаточно грубый гофрокартон, не говоря уже о различных видах бумаги, фольги и пр.
Цифровая флексографская печать это новая восходящая звезда, которой большинство полиграфистов жаждут аплодировать.
Атрибутом полиграфических технологий изготовления фотоформ и печатных форм является растрирование. Большое разнообразие методов растрирования приводит к проблеме выбора. В статье рассмотрены различные растровые структуры их достоинства и особенности.
Технологический прорыв.
В высоком и офсетном способах печати печатная краска наносится на печатающие элементы тонким ровным слоем. Для печати текста и штриховых изображений - это необходимое условие для получения качественного оттиска с ровным одинаковым тоном и контрастом. Для воспроизведения полутоновых изображений на оттиске требуется разное количество (толщины) красочного слоя (как в глубокой печати).
Долгое время художники перерисовывали полутоновые изображения, преобразуя их в штриховые, если необходимо было печатать эти изображения способом высокой или офсетной печати. Трансформация полутоновых изображений в штриховые или микроштриховые изображения - это, конечно, искусство. И работали в полиграфии великие графики и граверы.
Проблема трансформации полутоновых изображений в штриховые изображения в полиграфии была технологически блестяще решена с изобретением полиграфических растров.
Растры в полиграфии это стеклянные пластины или пленки с нанесенными на них непрозрачными или полупрозрачными (периодическими или апериодическими) структурами. Процесс растрирования проводят при репродуцировании, когда полутоновое изображение (в фотоаппарате или контактно-копировальном устройстве), проходя сквозь структуру растра, преобразуется в микроштриховое и фиксируется на контрастный светочувствительный слой. Полученное изображение состоит из микроштрихов (незаметных для глаза), имеющих разную площадь и форму и образующих регулярную или нерегулярную структуру. Такие изображения воспринимаются, в целом, как полутоновые.
Это был технологический прорыв. За ним последовало бурное развитие способов офсетной и высокой печати полутоновых иллюстраций. Были изобретены разные технологии растрирования с использованием большого разнообразия структур.
Растровые структуры.
Разнообразие растровых структур, применяемых в полиграфии, можно разделить на две группы:
1) регулярные (периодические);
2) нерегулярные (случайные, стохастические, ирегулярные, хаотические, апериодические).
Регулярные растровые структуры.
В регулярных растровых структурах центры микроштрихов расположены на одинаковых растояниях, но имеют разную площадь и, как правило, разную геометрическую форму на разных градационных уровнях (в светах, полутонах и в тенях) изображения.
Оценивают регулярные растровые структуры по двум параметрам: 1) по частоте; и 2) по форме растровых элементов (микроштрихов).
Частоту в полиграфии измеряют в линии/см (линии/дюйм), хотя микроштрихи могут иметь и точечную форму (многоугольные геометрические фигуры).
Форма растровых элементов может быть: прямая и волнистые линии, концентрические окружности, круги, эллипсы (от почти круглых до сильно вытянуты), квадраты, прямоугольники, ромбы, кресты, а также иметь подушкообразную, бочкообразную или неправильную геометрическую форму. Среди этого многообразия форм растровых элементов как оптимальная была оценена форма эллипса из-за плавного градационного перехода на уровне их стыковки на фотоформе и оттиске. Градационный скачок на оттиске наблюдается при стыковке элементов из-за растискивания.
Позже, когда была создана технология электронного растрирования, появилась возможность создания растровых элементов с предварительно заданными параметрами по форме. Были проведены широкие исследования по выбору оптимального растрового элемента. Оптимальными были признаны следующие формы: в светах (до 25%) - круглая, в полутонах (от 25% до 75%) - неправильная геометрическая фигура и в тенях (от 75% до 99%) - круглый пробельный элемент. Круглый элемент имеет минимальное приращение (минимальный периметр при максимальной площади) при растискивании в процессе печатания оттиска. Неправильная геометрическая форма печатных элементов в интервале стыковки на оттиске оптимальна - из-за большого интервала градации изображения, в котором элементы стыкуются.
Круглый пробельный элемент оптимален в тенях по той же причине, что и круглый печатный элемент в светах.
Естественные нерегулярные растровые структуры.
В процессе развития технологии растрирования были созданы технологии без использования растра при изготовлении печатных форм на литографском камне для плоского способа печати - литографии, когда пробельные и печатные элементы лежат практически в одной плоскости. Для офсетного способа печати в качестве растровой структуры использовали зернистость алюминиевой пластины, на которую наносили тонкий светочувствительный слой и в процессе обработки после копирования полутоновых фотоформ раскрывали различного количества зерен или их частей из-за различной степени задубливания слоя при копировании. Чем меньше задубленности светочувствительного слоя, тем большая часть структуры поверхности алюминия обнажалась. Поверхность чистого алюминия - это и есть пробельные растровые элементы. Участки, оставшегося на поверхности пластины задубленого слоя, создают печатные растровые элементы. Эту технологию называют неудачным (на печатной форме образуется нерегулярная растровая структура) термином «безрастровый офсет». В литографии, где печатная форма изготавливается на зернистом литографском камне, его поверхности и используется (как и при «безрастровом офсете») в качестве растра.
Таким образом, были использованы в полиграфии естественные нерегулярные структуры в качестве растров. Эти структуры плавно передают изменения градаций изображения, хорошо воспроизводят на оттиске мелких деталей и тонких переходов цвета. Акварельные рисунки и пастельные цвета передаются на изображении оттиска без искажения по сравнению с изображением оригинала.
Полученные печатные формы при использовании поверхность формного материала в качестве растровой структуры, имеют низкую тиражестойкость, из-за малый толщины задубленного слоя, служащий подложкой для печатных элементов и быстро разрушающийся из-за агрессивности увлажняющего раствора и давления печати.
Для устранения этого недостатка были созданы контактные и проекционные растры с использованием естественных нерегулярных структур, такие как структура серебряного фотографического слоя, структура протравленной или механически обработанной поверхности стекла (структура поверхности матового стекла).
Традиционные нерегулярные растровые структуры состоят из отдельных микроштрихов, имеющие различную форму, площадь и хаотически расположены на поверхности печатной формы (оттиска) полутоновых изображений. В некоторых структурах микроштрихи имеют сильно вытянутую форму в виде морщин корки апельсина. Например, в корешковом растре (на растре Меццо-тинто). Подобные структуры возникают и на поверхности печатной формы для способа фототипии из-за различной степени набухания и задубливания светочувствительного слоя из альбумина после копирования полутоновой фотоформы.
Традиционные нерегулярные структуры характеризуются не частотой, а интервалом частот. Интервал зависит, как от величины минимального растрового элемента, так и от способности структуры объединять отдельные элементы в агрегаты с большими площадями. Образование агрегатов (слияние отдельных элементов структуры) приводит к снижению частоты. И чем быстрее структура меняет свою частоту, тем точнее она воспроизводит изображение на оттиске, и особенно, его контуры и мелкие элементы. Очень высокая чувствительность структуры к изменению градации изображении может привести к появлению на оттиске ложных контуров, что отрицательно сказывается на качестве изображения.
Частотные растровые структуры, вторжение вычислительной и лазерной техники и технологии в полиграфию внесло существенные изменения в традиционные полиграфические технологии. То, что традиционно являлось проблемой - качественное цветоделение с растрированием, сейчас стало дело техники, технологии и программного обеспечения.
Возможности вычислительной и лазерной техники возродили к новой жизни множество старых идей и технологий. Наглядными примерами могут послужить:
· технология вычитания цветных красок в темных тонах изображения (UCR/ ICR);
· генерация черного при четырехкрасочной печати;
· технология печати цветных полутоновых изображений с использованием 6 - 8 печатных красок;
· технология частотного растрирования полутоновых изображений.
Технология частотного растрирования относится к технологии растрирования с использованием растров с нерегулярной структурой. Эти структуры создаются электронным путем с использованием специально созданных для этого аппаратных и программных средств. Электронные частотные растровые структуры отличаются от традиционных, тем, что имеют одинаковую форму и площадь растровых элементов на всех градационных уровнях изображения. Полутона создаются за счет изменения частоту структуры (изменение количества элементов на единицу площади изображения в зависимости от градационного уровня).
Воспроизведение однокрасочных изображений с использованием
регулярных и нерегулярных растровых структур.
Для воспроизведения однокрасочных полутоновых изображений на оттиске способами высокой и офсетной печати, как с использованием регулярных, так и нерегулярных, в том числе, и частотных электронных структур, равнозначно и равноценно. В зависимости от качества поверхности печатной бумаги, формной пластины и особенностей самого изображения, можно отдать предпочтение той или другой растровой структуры. Но это уже тонкости, мастерство, а иногда и капризы. Существуют только два правила, которые необходимо соблюдать при выборе структур: 1) чем грубее поверхность бумаги и подложки формной пластины, тем ниже должна быть частота регулярного растра и тем больше должна быть поверхность растрового элемента частотной структуры. В противном случае конечный результат становится непредсказуем, и 2) наклон линии регулярной структуры должна быть близка к 45° от горизонтали изображения. Это затрудняет визуального восприятия структуры растрового изображения на оттиске и тем самым положительно сказывается на восприятии изображения в целом.
Для рекламных целей второе правило чаще нарушается с целью использование этого эффекта. Необходимо также обратить внимание и на то, что при использовании частотных растровых структур для воспроизведения однокрасочных полутоновых изображений на оттиске, форма элементов должна быть близка к тем геометрическим формам, которые заполняют плоскость без остатка, такие как прямоугольник, квадрат, шестиугольник. В противном случае, самые темные участки изображения на оттиске будут иметь просветы, то есть нельзя будет получить на оттиске плашку, а, следовательно, возникают потери по контрасту и интервалу оптических плотностей. Величина максимальной оптической плотности самого темного участка изображения на оттиске будет ниже, чем, возможно, было бы получить при использовании данной краски и толщины ее нанесения на бумагу из-за просветов на плашке.
При использовании частотных структур и хороших материалов (бумаги и краски) в сочетании с нормализованной технологией качество изображения на оттиске сравнимо с качеством на фотографии. При использовании регулярных структур качество ниже из-за заметности структуры, хотя при увеличении частоты она становится почти незаметной.
Следует, однако, учитывать, что чрезмерное увлечение частотой приводит к усложнению процессов изготовления фотоформ и печатных форм, а также усложняет проведения процесса печати, что приводит к непредсказуемости результата.
В полиграфии приняты следующие частоты: 1) для бумаг с грубой поверхностью (газетная бумага, картон, переплетные материмы) - 20 - 36 линии/см; 2) для книжно-журнальной продукции (мелованные и гладкие бумаги) - 48 - 70(80) линии/см; 3) для рекламных целей - до 100(120) линии/см.
Воспроизведение цветных полутоновых изображений с использованием регулярных и нерегулярных растровых структур.
При воспроизведении на оттиске цветных полутоновых изображений с использованием регулярных и нерегулярных растровых структур особенно отчетливо проявляются их особенности. Выбор структур не так критичен при печати с использованием двух или трех печатных красок. При большем количестве печатных красок (цветоделенных изображениях) возникают проблемы с появлением муара на оттиске.
При наложении двух и более регулярных структур всегда возникает новая регулярная дополнительная структура с более низкой частотой, которая визуально заметна. Для трех структур еще можно выбрать такие углы поворота между ними, чтобы возникнувшая новая структура (муар) имела минимально возможную частоту. При этом для малоформатных изображений элементы муара выходили за пределы изображения, а для изображений большого формата углы подбирают таким образом, чтобы частота муара была максимальной и розетка, созданная муаром была визуально незаметна или просто красива.
Для четырехкрасочной печати было найдено красивое решение: самый неблагоприятный угол из выбранных для поворота структур как и для трех, красок был присвоен желтой краски, как нерисующей краски и, таким образом, муаровая розетка остается на оттиске визуально незаметной, как и при трехкрасочной печати. Самые распространненные углы поворота растровых структур 4-х красок это 0° (для желтой краски),15°, 75° и 45° (для черной краски).
В литографии и фототипии можно было печатать с использованием более 4-х красок. Иногда число красок доходит до 20.Зачем это нужно? Чем больше красок используют при печатании цветных изображений, тем больше количество цветных оттенков на оттиске, тем точнее воспроизводится изображение оригинала. Почему в литографии и фототипии это возможно?
Потому, что при изготовлении печатных форм для этих способов печати используют нерегулярных (естественных или искусственно созданных) растровых структур.
Возникает вопрос: чем так хороши регулярные структуры, если они и создают проблемы с муаром и ограничивают количество красок? Почему их используют в 90% случаях при печатании полутоновых цветных изображений? Регулярные структуры имеют одно очень важное достоинство: конечный результат на оттиске предсказуем. При работе с регулярными структурами в зависимости от вида бумаги можно выбрать структуру с соответствующей частотой и формой элемента, а также проконтролировать воспроизводимость элементов на фотоформе, печатной форме и оттиске. На грубых поверхностях запечатываемого материала воспроизводятся растровые элементы в пределах (5 -95)%. Мелкие растровые элементы ниже 5% воспроизводятся ненадежно, что наглядно заметно по нарушению регулярности, но это все равно дает возможность передавать детали изображения в области диффузионных светов на уровне «да-нет» без полутонов. (Диффузионные света - самые светлые участки изображения, где детали только обозначены, без полутонов.) Полное отсутствие печатных элементов на оттиске офсетной печати допустимо только в зонах бликов изображения, если они на оригинале имеются.
Возникновение нерегулярной структуры в зоне минимальных растровых элементов регулярных структур на фотоформе, печатной форме или оттиске является одним из факторов оценки воспроизводимости растрового элемента или нарушение технологических режимов.
Регулярные или нерегулярные структуры. Что предпочесть?
Регулярные структуры при наложении на оттиске в процессе печатания многокрасочных изображений создают муаровые розетки, отрицательно сказывающиеся на качестве изображения. При использовании регулярных структур конечный результат предсказуем, стабилен и контролируем. Это нельзя утверждать для традиционных растров с нерегулярной структурой, у которых элементы имеют не только разную форму, но и разную площадь на каждом из градационных уровней. Также эти структуры имеют не одну, а интервал частот.
Полиграфическое репродуцирование изображений - это многозвенная и многофакторная система, у которой часть факторов регулируемая, другая часть факторов в процессе репродуцирования стабилизируется. Когда на одну многофакторную накладывается вторая многофакторная система (а нерегулярные структуры это многофакторная система), конечный результат становится менее прогнозируем. С учетом и того, что мелкие элементы присутствуют на всех гралационных уровнях (не только в светах и тенях изображения, как у регулярных структур) и их воспроизведение на фотоформе, печатной форме и на оттиске менее надежно, чем для больших растровых элементов, то вопрос о надежности и стабильности технологического процесса становится проблемой. Необходимо также учесть и то, что невоспроизводимость мелких растровых элементов является трудно контролируемым процессом. У регулярных структур невоспроизводимость мелких элементов имеет место только в высоких светах и глубоких тенях и невоспроизводимость оценивают по нарушению регулярности. Мелкие растровые элементы у нерегулярных структур имеются на всех градационных уровнях и все они воспроизведены или только часть из них трудно проконтролировать.
С учетом уже сказанного можно ответить на вопрос: что предпочесть? Предпочитают более надежную регулярную растровую структуру, хотя и за счет качества из-за за визуальной заметности структуры на оттиске. Эта проблема решаема за счет увеличения линиатуры и повышения требования к стабильности технологических режимов печатания. Этому способствуют и традиции.
Идеальная растровая структура для полиграфии.
Идеальной растровой структурой для полиграфии можно считать структуру, состоящей из одинаковых по площади и форме элементов, надежно воспроизводимых на оттиске. В светах частота элементов должна возрастать от нуля (блики на изображении в офсетной печати) до максимально возможной частоты при данной величине элемента. Частота определяет точность передачи мелких деталей и контуров изображения. Максимальное количество деталей расположено, как правило, в светах и полутонах изображения. В тенях частота структуры должна убывать и достигнуть до нуля в самых темных участках изображения (создание плашки). В тенях изображение скопление элементов (в частотных структурах) сильно возрастает и они, касаясь, создают агрегаты, что приводит к снижению частоты. Когда создаются агрегаты, имеющие разные формы и площади, то возникает интервал частот. Это способствует воспроизведению всего многообразия деталей изображения.
Таким образом, идеальный растр в полиграфии имеет нерегулярную частотную структуру, состоящую из одинаковых по форме и по площади элементов, с переменной частотой от нуля до определенной максимальной величины в светах, с интервалом частот в полутонах и с уменьшением частоты до нуля в тенях изображения на оттиске. Максимальная частота будет зависеть от площади и формы растрового элемента, который определяется надежностью его воспроизведения на фотоформе, печатной форме и оттиске при использовании определенных формных материалов, печатной бумаги и технологии.
Почему растровые элементы должны иметь одинаковую форму и минимально надежно воспроизводимую площадь? Одинаковые форма и площадь стабилизируют растискивание точек на всех градационных уровнях. Вот и ответ на поставленный вопрос.
О форме точки: круглая идеальная, то ест максимальная площадь при минимальном периметре (минимальное растискивание точки при печати). Как быть с плашкой?
Круг не покрывает поверхность без остатка, следовательно, будут потери по контрасту и максимальной плотности. Квадрат и шестиугольник соответствуют этому требованию, при чем шестиугольник имеет меньше периметр при одинаковой с квадратом площади.
Таким образом, идеальной точкой для идеального растра - это шестиугольник.
Нерегулярные частотные растровые структуры с одинаковыми шестиугольными элементами, надежно воспроизводимыми на оттиске, должны получить широкое распространение при репродуцировании одноцветных и многоцветных изображений способами полиграфии, особенно, после широкого внедрения технологии «компьютер - печатная форма, (СtР)» и 6 - 8 -красочной печати. Частотные растры могут внести реальный вклад и в решении вопроса о создании надежной цветопробы. Барьером на пути широкого внедрения частотного растра является ненадежность воспроизведения элементов частотного растра и отсутствие методики и теста для оценки и контроля воспроизводимости элементов частотной структуры на всех градационных уровнях изображения.
Шрифт рисунок букв алфавита какого-либо языка с относящимися к нему дополнительными знаками, цифрами, знаками препинания, расположенными на шрифтовом носителе вещественном (литере, шрифтовой матрице, шрифтоносителе фотонаборных автоматов и наборно-пишущей техники) и невещественном (оцифрованные шрифты).
Все шрифты классифицируются по трем основным признакам: рисунку, начертанию и кеглю. В основу классификации шрифта по рисунку положено два признака:
а) контрастность шрифта соотношение толщины основных и соединительных штрихов букв (контрастность шрифта отношение толщины горизонтальных и вертикальных штрихов символа. При отношении 1:1 контраст отсутствует, при отношении 4:5 контраст нормальный, при отношении 1:2 контраст средний);
б) наличие и форма засечек дополнительных элементов, которыми заканчиваются основные и соединительные штрихи.
По рисунку шрифты делятся на шесть основных и одну дополнительную группы.
Внутри каждой группы шрифты подразделяются на гарнитуры. Гарнитурой называется совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях. Группа рубленых шрифтов включает в себя шрифты, не имеющие засечек. К этой группе относятся шрифты гарнитур:
Группа шрифтов с едва наметившимися засечками включает гарнитуры шрифтов с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов (некоторое подобие засечек). К этой группе относятся шрифты акцидентной: телингатера и октябрьской гарнитур. Группа медиевальных шрифтов включает шрифты с умеренной контрастностью штрихов, с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов, чаще всего по форме приближающихся к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых букв. К этой группе относятся шрифты гарнитур:
Группа обыкновенных шрифтов включает шрифты с контрастными штрихами, с длинными тонкими засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом, иногда с легким закруглением; округлые буквы с вертикальными осями. К этой группе относятся шрифты гарнитур:
Группа брусковых шрифтов включает шрифты с неконтрастными или малоконтрастными штрихами, с длинными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. К этой группе относятся шрифты гарнитур:
Группа новых малоконтрастных шрифтов включает шрифты, имеющие малоконтрастные штрихи с длинными засечками, преимущественно с закругленными концами, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. К этой группе относятся шрифты гарнитур:
Новой газетной
Школьной
Бажановской,
Журнальной
Академической
Пискаревской,
Кудряшевской словарной
Кудряшевской энциклопедической и др.
Группа дополнительных шрифтов включает шрифты, построение и характер рисунков которых отличаются от шрифтов шести основных групп. К этой группе относятся шрифты гарнитуры:
Рерберга
По начертанию очка шрифты подразделяются по трем основным признакам: по положению очка, по насыщенности, по плотности.
1. По положению очка (наклону основных штрихов) шрифты бывают прямого, курсивного и наклонного начертания. У шрифтов прямого начертания основные штрихи расположены вертикально. У шрифтов курсивного и наклонного начертаний основные штрихи наклонены вправо примерно на 15°. Разница между курсивными и наклонными начертаниями выражается в том, что строчные буквы наклонного начертания имеют рисунок шрифта прямого начертания, а курсивные строчные буквы рисунок рукописного шрифта.
2. По насыщенности очка (отношению толщины основного штриха к внутрибуквенному просвету) шрифты делятся на светлые, полужирные и жирные. В светлых шрифтах толщина основного штриха строчных букв в 23,5 раза меньше внутрибуквенного просвета, в полужирных толщина основного штриха строчных букв меньше или равна внутрибуквенному просвету. В жирных шрифтах толщина основного штриха строчных букв больше внутрибуквенного просвета.
3. В зависимости от плотности очка (соотношение между шириной и высотой очка) шрифты делятся на нормальные, узкие и широкие. При нормальном начертании шрифтов отношение ширины очка к его высоте составляет 3/4, в узких начертаниях шрифтов ширина очка к его высоте находится в пределах от 1/2 2/3, в широких начертаниях шрифтов ширина очка больше его высоты. Имеются шрифты сверхузкого и сверхширокого начертаний.
При использовании компьютерных шрифтов появляется термин «семейство шрифтов», под которым понимается группа шрифтов с общим рисунком, но отличающиеся насыщенностью, начертанием или другими особенностями. Шрифты одной гарнитуры и одного начертания имеют различные размеры по кеглю. Шрифты кегля до 20 п. имеют свои названия, широко используемые в полиграфии (например, 12 п. цицеро).
При выборе шрифта студенты должны обращать внимание на художественные достоинства шрифта, его удобочитаемость, емкость (экономичность) и производственные возможности. Художественные достоинства гарнитуры шрифта определяются соответствием ее рисунка виду и характеру оформляемого издания. Шрифт существует и используется не только для обработки текстовой информации, но служит для создания произведения полиграфического искусства, как и любого другого, которое не только приятно и удобно читать, но приятно его держать в руках, любоваться им; поэтому говорят о выборе шрифтового оформления, а не о выборе шрифта для набора. Многие гарнитуры шрифта были специально разработаны для набора отдельных произведений, таких как: «Новый завет», античных классиков (Горация и Теренция) гарнитура Баскервилл; собрания сочинений Тассо, Горация, Вергилия, Гомера шрифты Бодони; собрания сочинений А.С. Пушкина гарнитура Елизаветинская и т. д.
Удобочитаемость шрифта определяется скоростью и простотой чтения как отдельных знаков, так и текста в целом. Установлено, что удобочитаемость текста зависит от следующих основных факторов: гарнитуры, кегля и начертания шрифта в сочетании с форматом набора, размером межсловных пробелов и интерлиньяжа и с учетом квалификации и навыка читателя; так, наилучшей удобочитаемостью при побуквенном и послоговом чтении обладают шрифты рубленой гарнитуры, а литературная и обыкновенная гарнитуры при указанной манере чтения будут менее удобочитаемыми. При пословном чтении удобочитаемость шрифтов рубленой гарнитуры снижается из-за сходного написания ряда букв, а удобочитаемость литературной гарнитуры и других медиевальных и малоконтрастных шрифтов повышается. Некоторое увеличение ширины очка букв и апрошей повышает удобочитаемость, особенно при применении шрифтов более мелкого кегля.
Зависимость удобочитаемости от соотношения кегля и формата строк следующая: при наборе текста шрифтом кг. 16 п. наиболее удобочитаема строка форматом от 7,5 кв. и более; при наборе текста шрифтом кг. 10 п. удобнее читать строку форматом 4 6,5 кв., а при наборе кг. 8 п. 34 кв. Поэтому в газете форматы строк наименьшие, а в книгах для детей, набранных крупным шрифтом, наибольшие.
Увеличение интерлиньяжа также повышает удобочитаемость шрифтов, особенно при наборе кеглем 68 п. Лучшей удобочитаемостью при наборе основного текста изданий характеризуется очко строчных букв прямого нормального светлого начертания.
Кроме указанных факторов, значительное влияние на удобочитаемость оказывают качество печати и используемая бумага.
Емкость шрифта определяется числом знаков в строке определенного формата наборной полосы с учетом пробелов. Важный параметр для достижения экономии бумаги.
Производственные возможности шрифта характеризуются точностью воспроизведения при различных способах печати.
Бумага - это тонкие и ровные листы или ленты материала, состоящего в основном из целлюлозных волокон (древесная целлюлоза, древесная масса, волокна хлопка, льна, макулатурная масса и некоторые другие вспомогательные добавки). Длина растительных волокон, из которых создана бумага, 1-2 мм при диаметре около 25 мкм. Масса одного квадратного метра бумаги достигает 250 грамм.
По определению, бумага - это пористо-каппилярный плоскостной ненатурально созданный материал, доступный для проникновения воздуха, влаги и красок. При размачивании в воде обыкновенные сорта бумаги лишаются своей механической прочности, при пропитке керосином или маслами прочность бумаги не изменяется. Это заверяет нас в том, что целлюлозные волокна в бумаге объединены между собой основным образом водородными связями.
Свойства бумаги зависят от волокнистого состава, природы растительных волокон, характера их обработки, содержания наполнителя, проклейки, а также технологии отлива и отделки, благодаря чему бумага удается с различными свойствами.
Бумага является крайне древним изобретением, её знали ещё в Древнем Китае. Основоположником бумаги считают китайца Пай Луня, который изобрел бумагу в 105 году новой эры. Изготавливали её тогда так: обрывки шелковой ваты, ветошь, старые рыболовные сети размельчали и кидали в чан с водой, взбалтывали, пока не выходила однородная, водянистая кашеобразная масса, которую черпали бамбуковой сеткой. Осадок, оставшийся лежать гладким слоем на сетке, просушивали. Этот принцип функционирует, и сегодня, модифицировались только средства производства, масштабы, скорости и сырье.
В России бумага появилась в XIV веке, до этого времени у нас писали на пергаменте.
Состав и технология изготовления бумаги.
Размолотое целлюлозное волокно, древесная масса, отбеленный и размельченный каолин, клей, подцветку смешивают в необходимых пропорциях. В качестве наполнителя печатной бумаги используют главным образом каолин - белую фарфоровую глину или тальк - сочетание из класса силикатов. Диоксид титана применяют в производстве мелованных бумаг. Оксид цинка употребляется как наполнитель для особых видов бумаги.
Благодаря наполнителям бумага делается ровной, гладкой, непрозрачной, пластичной, капиллярной и менее пористой. Бумагу отливают из бумажной массы на бумагоделательной машине, функционирующей со скоростью до 800 м/мин и состоящей из четырех составных частей:
1. Сеточная часть: бумажная масса потоком поступает на сетку машины. Создающийся из кашеобразной массы тонкий волокнистый слой понемногу избавляется от воды на сеточной части.
2. Прессовая часть: тут вода выжимается давлением прессов.
3. Сушильная часть: бумажная лента, прижимаясь к сушильным цилиндрам, доводится до сухости 95%. В сушильной части встраивают клеильный пресс для неглубокой проклейки бумаги, что нужно для бумаг, применяемых для печати с использованием увлажнения (фототипия, литография, офсетная печать).
4. Отделочная часть с накатом бумаги (намотка в рулоны): 3-8 полированных чугунных цилиндров уплотняют бумагу, делая её поверхность глаже.
В процессе изготовления бумаги, когда бумажная масса потоком поступает на движущуюся сетку бумагоделательной машины, волокна, увлекаемые потоком, приобретают преимущественное расположение, когда их оси сходятся с направлением движения сетки машины. Вследствие этого свойства бумажного листа в продольном и поперечных направлениях будут немного различны, а именно - прочность бумаги будет выше в продольном направлении.
Приём определения направления волокон бумаги.
1. Если мы разорвем бумагу по длине и по ширине листа, то разрыв по линии движения сетки бумагоделательной машины будет ровным, а в поперечном направлении разрыв будет неравномерным. Направление прямого разрыва бумаги и есть направление отлива бумаги.
2. Отрезать равные полоски по длине листа и по его ширине. Положить одну полоску на другую. Выровнять. Взять в руку большим и указательным пальцами. Вытянуть руку под прямым углом перед собой. Та полоска, которая свисать будет меньше и определяет направление отлива бумаги.
Верхняя (лицевая) сторона бумаги, не соприкасающаяся с сеткой бумагоделательной машины, будет намного глаже сеточной. Сеточная сторона обладает меньшим количеством наполнителя, отчасти уходящего из бумаги совместно с промывными водами. То есть бумага ортотропна: её свойства немного отличаются во всех трех измерениях - по ширине, длине и обороту.
Всё это нужно учесть при подготовке бумаги к печатанию и при обработке оттисков в брошюровочно-переплетных и отделочных целях (при разрезке, фальцовке, шитье, высечке и тиснении).
Требования к качеству печатной бумаги.
1. Достаточная механическая прочность, обеспечивающая нормальные условия выполнения процесса печатания тем или другим способом (отсутствие обрывов бумажного полотна при печатании, минимальность застревания листов и подачи двойных листов, длительное использование печатной продукции без видимого разрушения).
2. Незасоренность, характеризующаяся потенциальным числом соринок площадью 0,1-0,5 кв.мм каждая в 1 кв.м бумаги.
3. Толщина, плотность, структура и прочие свойства бумаги соответственны, быть однородными не только у листов одной и той же партии, но и внутри любого листа.
4. Влагосодержание бумаги должно быть в пределах 6-8%.
5. Листы бумаги должны иметь строго прямоугольную форму. Косина листа не должна превышать 0,2%. Волнистость листов в кипах при их распаковке не допускается.
Свойства бумаги.
Допечатные свойства бумаги, как правило, связаны с влажностью, упаковкой и хранением бумаги. Качества бумаги, именуемые печатными, заключают в себе характеристики, устанавливающие прохождение бумаги через бумагопроводящую систему печатной машины, а также свойства, устанавливающие качество печатного оттиска. Печатные свойства обеспечивают получение высококачественного оттиска.
Основные печатные свойства бумаги:
- белизна;
- гладкость;
- упругоэластичность;
- пластичность;
- впитываемость;
- непрозрачность;
- незасоренность;
- непрочность поверхностного слоя;
- плоскостность.
Эти свойства должны соответствовать условиям того или иного способа печати. Послепечатные свойства бумаги устанавливают процессы разрезки, фальцовки, шитья, высечки и тиснения, а также условия и требования прессования полуфабрикатов и их хранения и сушки.
Белизна бумаги.
Высокий уровень белизны печатной бумаги крайне желателен, так как четкость, удобочитаемость издания зависят от контрастности запечатанных и пробельных участков оттисков.
Уровень белизны бумаги зависит от её возможно более глубокого и равномерного отражения лучей разнообразной длины по всему спектру дневного рассеянного белого света. Для того чтобы увеличить белизну бумаги, ликвидировать вероятный желтоватый оттенок, бумагу в процессе изготовления подкрашивают синими и фиолетовыми красителями или вводят в её состав оптические отбеливатели.
Степень белизны некоторых видов бумаги:
- мелованная с оптическим отбеливателем - 84%;
- мелованная без оптического отбеливателя - 78%;
- чистоцеллюлозная печатная бумага с оптическим отбеливателем - 83%;
- чистоцеллюлозная печатная бумага без оптического отбеливания - 78%;
- печатная бумага с белой древесной массой - 72%;
- газетная бумага - 65%.
Гладкость бумаги.
Зависит от микрогеометрии поверхности бумаги, то есть рельефа, созданного выступами и впадинами между растительными волокнами и частичками наполнителя.
Глянцевитость или матовость бумаги также зависит от микрогеометрии её поверхности. Очень гладкая бумага будет глянцевой, шероховатая - матовой.
Упругоэластичность.
Под действием рабочего органа машины бумага деформируется, однако в зависимости от степени механического напряжения и целей технологических операций появляются деформации всевозможного характера: упругие, эластические и пластические. Свойство материала моментально изменяет свою форму и размеры под действием соответствующей нагрузки, и после прекращения её действия также моментально реставрировать их именуется упругостью. Таким образом, упругие - это мгновенно зарождающиеся, целиком обратимые деформации. Эластичность - это свойство материала изменять форму и размеры под действием нагрузки в течение отдельного времени и понемногу всецело воссоздавать начальную форму и размеры после прекращения действия. Свойство же материала сохранять приобретенную деформацию после снятия механического воздействия, возбуждающего его, называется пластичностью.
Упругоэластические свойства основательно действуют на процесс печатания, но нередко они бывают недостаточными для подобающего выравнивания поверхности бумаги в процессе печатания и возмещения неровностей, как печатной формы, так и самой бумаги. Пластические деформации бумаги технологически потребны при фальцовке, биговке, тиснении.
Эти разноречивые требования к свойствам бумаги решаются созданием всевозможных видов и сортов бумаги. Ведь выбор бумаги для олицетворения той или иной идеи на 50% предопределяет качество её исполнения.
Впитываемость.
Подобающая впитывающая способность бумаги - значительное условие своевременного и абсолютного закрепления краски. Впитывание краски в бумагу определяется её пористо-капиллярным строением.
Впитывающая способность бумаги в особенности важна для способов печати и лакирования, где закрепление краски и лака в основном определяется впитыванием, к примеру, глубокая печать, флексографская печать на бумаге, лакирование дисперсионными лаками.
Порядок высушивания бумаги на бумагоделательной машине сказывается на пористости бумаги. Так при высокотемпературном режиме сушки пористость бумаги возрастает.
Прочность.
Это свойство в особенности существенно для иллюстрационной, многокрасочной печати.
Прочность поверхности бумаги вырастает при употреблении хорошо разработанной длинноволокнистой бумажной массы, её проклейке карбамидной смолой и крахмалом.
Плоскостность.
Для неизменной работы листовой печатной машины является безукоризненная плоскостность бумаги. Плоскостность бумаги во многом определяется климатическими условиями её упаковки, транспортировки и хранения.
Бумага не должна подвергаться отрицательному воздействию влаги и температурным колебаниям. Если бумага держится в помещении с определенной относительной влажностью без упаковки, защищающей её от атмосферных влияний, то она воспринимает влагу из окружающего воздуха или отдает влагу до тех пор, пока не будет достигнута равновесная влажность.
При поглощении влаги бумагой на её краях образуется выраженная волнистость. Если бумага отдает влагу, то её края загибаются.
Рекомендации по использованию бумаги.
1. При печати с применением нескольких цветных красок на цветной бумаге нужно учитывать цвет запечатываемого материала.
2. Прежде чем печатать на бумаге, она должна пройти акклиматизацию в печатном цехе в течение кое-какого времени, чтобы достигнуть температуры 20-22 и влажности 50-55%. Не разрешается вскрывать пластиковую обертку паллеты с листовой бумагой до печатного цеха, если нет отдельного помещения для акклиматизации бумаги.
3. Особенное внимание необходимо обратить на различие свойств бумаги по длине и ширине листа, ан лице и обороте листа. Это необычно важно при фальцовке и шитье, при припрессовке пленки, при разрезке и др.
4. Надлежит скрупулезно выбирать бумагу для печати разнообразных изданий многообразными способами и технологиями.