Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
12. Образ положительно-прекрасного человека в романах Достоевского «Идиот», «Братья Карамазовы».
«Идиот» 1868. Начиная работать над романом, Достоевский писал своей племяннице: «Главная мысль романа изобразить положительно-прекрасного человека. Труднее этого ничего нет на свете. Это задача безмерная». размышляя над образом положительного героя, Достоевский сопоставлял его с Дон Кихотом Сервантеса (источник обаяния, атмосфера светлого юмора).
Священник Павел Кюренский указал значение слова «идиот» - «в древнем смысле не слабойный человек, а честный человек, живущий в связи с моральными заповедями окружающего мира».
Князь Мышкин выступает как всеобщий примиритель. У Мышкина особая миссия - призван исцелять пораженные эгоизмом души людей, возродить в мире веру в высшее добро. Отличает Мышкина детскость и чистота нравственного чувства. Возможно Д. держал в руках «Детство» Толстого, отсюда имя Лев Николаевич Мышкин. Мышкин не признает сословных разграничений: в приемной Епанчина ведет себя наравных с лакеем. Он освобожден от ложного самолюбия, носитель идеи объединения всех, противостоит всеобщему разъединению, духовному разложению общества. Говорится, что Мышкин это Христос. Христос является Мышкину после долгих лет в горах Швейцарии, напоминает сошествие Христа к людям.
Трагическая судьба, постигшая Мышкина, отражает ощущение глубокого разрыва между высокими идеалами Мышкина и действительностью. Мышкин не Христос, а смертный, из числа избранных, который смог приблизиться к христианскому идеалу. Мышкин воплощение христианского смирения великая сила, способная одолеть зло. Смирение антитеза гордыни, эгоизма, тщеславия, своеволия. Мышкин прощает людям их эгоизм, знает, что любой эгоист страдает от эгоизма. Мышкин наделен даром понимания живой души, действует исцеляюще, люди становятся откровеннее и доверчивее (Настасья Филипповна поругана, оскорблена, затаила обиду, но есть доверчивость). Мышкин убежден, что сострадание главнейший закон бытия.
Переживает не за себя, а за обидчика Ганю Иволгина, который дал ему пощечину: «Человек, пытающийся унизить другого человека, унижает самого себя».
Аглаю Епанчину соперницу Настасьи Филипповны в романе отличают незаурядный ум и горячее сердце. Именно она распознала голубиную душу Мышкина, точно сравнив его с пушкинским «рыцарем бедным», всецело посвятившим себя служению Богоматери.
В «Братьях Карамазовых» Леша младший брат странный чудак, но эта странность выражает его сущность. Цель и смысл жизни Алёша видит в служении ближнему. Ясность с доброжелательным отношением к людям придают ему привлекательность. Для Лёши помощь людям не обязанность, а призвание, душевный труд. Способность к состраданию порождает симпатию к Алёше. У него нет гордыни, которая заставляла его сверстников совершать гадости. Его скромность и детскость сочетается со смирением. Кротость и смирение результат душевного роста.
Речь Леши ответ Ивану, утверждающему, что гармонии нет. Леша доказывает, что страдания и смерть мальчика Илюши не напрасны. Они оставили воспоминания в душах его друзей, и, может быть, это воспоминание поможет им когда-нибудь сделаться лучше. Слушая Лёшу, мальчики получают урок этической мудрости. Несмотря на невзгоды, человек обретает смысл жизни благодаря воспоминаниям о чувствах из детства.
Речь Леши поэтическое завещание Достоевского, который призывает юное поколение сохранить веру в осмысленность бытия и закономерность нравственной эстафеты.