Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Глава 13. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ
Социал-демократия одна из наиболее влиятельных политических сил современного мира. Она имеет свою международную организацию Социалистический интернационал (Социнтерн), основанный в 1951 г., в рядах которого на конец 2003 г. состоят 155 партий (в том числе 81 - обладающие правом голоса, остальные - члены-консультанты и члены-наблюдатели), представляющие 120 государств всех континентов. В начале XXI в. социал-демократы, социалисты, лейбористы и представители других левых партий правили в 12 из 15 стран Европейского союза. Правительства Франции, Германии, Великобритании, Швеции, Португалии, Греции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Дании, Италии и Финляндии состоят или целиком из социал-демократов, или из коалиций с представителями других партий - с коммунистами, «зелеными» и др. Помимо национальных активно проявляют себя организации общеевропейского масштаба - такие, как Партия европейских социалистов и фракция социалистов в Европейском парламенте (в начале XXI в. из 626 мест в Европарламенте 270 принадлежали левым депутатам).
Концепция «эволюционного социализма» Э. Бернштейна
Одним из родоначальников современной социал-демократии по праву является видный деятель немецкой социал-демократии Эдуард Бернштейн (18501932гг.). В своей книге «Условия возможности социализма и задачи социал-демократии», впервые опубликованной в 1899 г., он подверг критике ряд важнейших положений классического марксизма и разработал собственную концепцию «эволюционного социализма», ставшую одной из теоретических основ современной социал-демократии. Каковы же ключевые положения этой концепции?
1). Неизбежен ли крах капитализма? Э. Бернштейн и иступил с критикой экономического обоснования в марксизме неизбежности всеобщего кризиса и, как следствие, краха капитализма. Проведенный им анализ новых тенденций в развитии капитализма позволил ему сделать вывод о том, что К. Марксу и Ф. Энгельсу не удалось доказать неизбежность краха современного общества. Общий крах капитализма
становится все менее вероятным, полагал Э. Бернштейн, поскольку капиталистическая экономика становится все более жизнеспособной. Об этом свидетельствуют, во-первых, то, что кризисы капиталистического производства становятся все более редкими и менее продолжительными; во-вторых, рост численности среднего класса, который пополняется либо вследствие постоянной дифференциации отраслей производства, либо вследствие перехода широких слоев пролетариата в среднее сословие.
2). Экономические предпосылки социализма. Э. Бернштейн ставил под сомнение широко распространенный в марксизме тезис о нежизнеспособности мелких предприятий в условиях капиталистической экономики, о неизбежности концентрации производства и централизации производства как необходимых предпосылках перехода к социализму. Приводя фактические и логические аргументы, он показывает, что в рамках капиталистической системы производства могут существовать предприятия самых различных масштабов.
Э. Бернштейн считал, что экономические предпосылки социализма формируются в недрах капиталистического способа производства. Важнейшей из этих предпосылок он считал потребительскую кооперацию, именно в ней видя экономическую основу социализма. Определяя социализм как «кооперативное хозяйство», он особо подчеркивал необходимость развития производственных и потребительских товариществ как важных форм демократизации экономической жизни.
Э. Бернштейн рассматривал кооперацию как исходную форму социализации общества. В потребительской кооперации он видел воплощение единства экономических и идеологических факторов движения общества к социализму, поскольку, по его мнению, в самом акте потребления стихийно устанавливаются отношения равенства (демократии, которые исключены в производственной кооперации в силу исторической неизбежности дифференциации функций ее членов в самом акте материального производства. Вот почему наиболее точным он считал определение социализма как «кооперативного хозяйства», как движения «по направлению к кооперативному общественному строю».1
Как видим, в своей экономической теории Э. Бернштейн переносит вопрос о собственности из сферы отношений между буржуазией и пролетариатом в сферу отношений между богатыми и бедными. Поэтому и движение к социализму, по его мнению, предполагает не ликвидацию частной собственности и рынка как экономической основы капитализма и антагонистических классовых противоречий, а превращение неимущих в имущих путем совершенствования механизма капиталистического распределения. Поэтому и свои надежды на социалистическую перспективу он связывал не с крушением капитализма, а с ростом его общественного богатства.
3) Политическая демократия. Э. Бернштейн признавал, что определение социализма как «движения к кооперативному строю» имеет преимущественно утилитарный, прагматический характер и отражает только одну, превалирующую на сегодняшний день, тенденцию движения к социализму. Развитие кооперативных форм, по его мнению, нашло свое правовое выражение в принципах демократии, усвоив которые социал-демократия сможет активно воздействовать на темпы социализации через интенсивное развитие кооперативных форм. К важнейшим принципам демократии Э. Бернштейн относит следующие:
демократия - это уничтожение классового господства. Э. Бернштейн отвергает классовую трактовку демократии. По его мнению, демократия несовместима с политическим и экономическим доминированием одного класса (даже если это самый многочисленный класс общества) над другими, с любой формой классовой диктатуры;
всеобщее правовое равенство. Демократия - отнюдь не синоним беззакония, От других политических систем демократия отличается «не совершенным отсутствием законов, ограничивающих права отдельных лиц, а устранением всех законов, ограничивающих всеобщее правовое равенство, т. е. одинаковые права всех»;2 уважение прав меньшинства. Демократия предполагает уважение прав личности, а этого невозможно достичь без классового партнерства и институционального признания оппозиции как законного «агента» конкурентного политического процесса. «...Демократия есть в одно и то же время и средство, и цель. Она - средство завоевания социализма и вместе с тем форма его осуществления»;3
• демократия есть школа компромисса. Осваивая в условиях демократии навыки социального взаимодействия и партнерства, люди постепенно обретают способность разрешать имеющиеся между ними противоречия путем компромиссов, переговоров; при этом разрушительные формы классовой борьбы уступают место мирным, легитимным формам;
• всеобщее избирательное право превращает каждого члена общества в своеобразного «пайщика» общества. И хотя «у неразвитого по численности и образованию рабочего класса всеобщая подача голосов может долго служить лишь правом лично выбирать своего господина, с ростом же численности и образования рабочих она становится орудием к превращению народных представителей из господ в настоящих слуг народа».
Демократический социализм. Потребительская кооперация и политическая демократия - важнейшие компоненты общества демократического социализма, которое должно прийти на смену капиталистическому обществу.
Демократический социализм - это общество, в котором потребительская кооперация, профсоюзы и государство участвуют в перераспределении нормы прибыли. Потребительская кооперация обеспечивает «захват» большинством населения торговой прибыли, профсоюзы осуществляют изъятие промышленной прибыли, а демократизация государственных институтов позволит осуществлять контроль за этими процессами, стихийно возникающими в капиталистической экономике.
Борьба за демократию - это и есть борьба за социализм: демократия - не только необходимое условие или средство осуществления социализма, она - его сущность. «...Завоевание демократии, выработка политических и хозяйственных органов демократии есть необходимое условие осуществления социализма. ...Без демократических учреждений или традиций известных размеров современное социалистическое учение было бы вообще невозможно: могло бы быть, пожалуй, рабочее движение, но не социал-демократия».5
Важнейшим элементом демократического социализма являются гражданские свободы. Личность в условиях социализма должна быть свободной от всякого экономического принуждения в своем движении и выборе профессии, подчеркивает Э. Бернштейн. Подобная свобода для всех возможна лишь через посредство общественных организаций с демократической структурой и свободным членством.
«Свобода неотделима от ответственности» - этот принцип либерализма столь же незыблем и для социал-демократии. Этот принцип составляет основу нравственного закона и условие общественной морали. Он же является ключевым принципом экономических отношений: здоровая экономика невозможна без личной хозяйственной ответственности всех трудоспособных индивидов. Хотя с течением времени все большую роль будут играть различные органы хозяйственной взаимопомощи - такие, как большие профсоюзы.
Помимо профсоюзов, есть и другие учреждения, в которых находит свое выражение демократическое самоуправление - промышленные третейские суды, рабочие камеры, общества взаимопомощи и пр. Все эти учреждения содействуют смягчению личной хозяйственной ответственности.
5. Пути перехода к социализму. Э. Бернштейн решительно отвергал революционный путь перехода к социализму. В обоснование своей позиции он приводил весьма убедительные аргументы.
Во-первых, капитализм далеко не исчерпал свой потенциал, а потому ставить вопрос о его революционном ниспровержении на основании прогнозов основоположников марксизма было бы большой ошибкой.
Во-вторых, пролетариат не достиг того уровня политической и моральной зрелости, который позволил бы ему управлять общественными процессами. В этих условиях рассуждать о диктатуре пролетариата - значит впадать в опасный самообман и готовить почву ничем не ограниченному политическому деспотизму.
В-третьих, революция - это всегда насилие над обществом, а диктатура пролетариата это вообще «политический атавизм».
В представлении Э. Бернштейна социализм это весьма далекая перспектива человечества, его «конечная цель», по мере приближения к которой, собственно, и будут вызревать «элементы социализма». Переход к социализму займет целую историческую эпоху. Революция является непригодным средством перехода к социализму не только потому, что она всегда предполагает насилие и кровь, но и потому, что она неизбежно вызовет тотальную дезорганизацию всех общественных отношений, разрушит тонкие и сложные механизмы саморазвития общества.
Единственным приемлемым и исторически оправданным может быть только реформистский путь движения к социализму: не напрасные ожидания возможной политической катастрофы, а постоянное и неуклонное продвижение вперед - только это, полагал Э. Бернштейн, может быть гарантией длительного успеха. Исходя из этого, он следующим образом определяет основные задачи социал-демократии:
• борьба за политические и экономические права рабочих. Политически бесправный рабочий класс, к тому же малообразованный и подверженный суевериям, не может быть строителем социализма;
• содействие повышению образовательного и культурного уровня рабочих;
• необходимо пересмотреть взгляд на пролетариат как на единую, внутренне недифференцированную, «монолитную» группу. На самом деле пролетариат внутренне неоднороден, и большинство его представителей еще не возвысилось до социализма. При существующей дифференциации пролетариата захват политической власти социал-демократией не может привести к социализму, так как после завоевания власти интеллектуальные, экономические различия между отдельными отрядами рабочего класса обернутся непримиримыми противоречиями (возможно, даже гражданской войной);
• упор на работу в профсоюзах и муниципалитетах;
• участие в парламентской деятельности, в рамках которой социал-демократия сможет осуществить мирный переход к социализму.
Таковы основные положения разработанной Э. Бернштейном концепции «эволюционного социализма». Социализм в его понимании - это результат и продукт долгого развития пролетариата в рамках буржуазного общества, становления его как субъекта экономической и политической жизни. Только такой эволюционный путь позволяет надеяться, что с течением времени пролетариат сможет взять на себя выполнение функций экономического и политического управления и справиться с ними лучше, чем псе находившиеся ранее у власти классы.
Программные принципы Социалистического интернационала
В принятой на XVIII конгрессе Социнтерна (Стокгольм, 1989 г.) Декларации принципов этой организации отмечается, что «демократический социализм представляет собой международное движение за свободу, социальную справедливость и солидарность»6.
1). Свобода - это результат индивидуальных и коллективных усилий, направленных на ликвидацию политического принуждения, на создание благоприятных условий самореализации человека.
2). Справедливость и равенство не только не противоречат идее свободы, но, наоборот, являются ее необходимыми условиями и предпосылками. «Справедливость означает прекращение всякой дискриминации личности, а также равенство в правах и возможностях, отмечается в Декларации. Это требует компенсации за физическое, умственное и социальное неравенство, а также освобождения от зависимости либо от владельцев средств производства, либо от тех, кому принадлежит политическая власть. Равенство представляет собой выражение равной ценности всех людей и является обязательным условием свободного развития личности. Принципиальное экономическое, социальное и культурное равенство необходимо как для реализации способностей индивидов во всем их многообразии, так и для достижения социального прогресса»7.
3). Солидарность есть необходимое условие выживания человечества, особенно сегодня, в эпоху «беспрецедентной взаимозависимости личности и государства»; он представляет собой практическое воплощение «общности человечества и чувства сострадания к жертвам несправедливости»8. Важно подчеркнуть, что социал-демократы считают эти принципы взаимозависимыми и равнозначными.
4). Демократия и права человека. Составной частью концепции демократического социализма является требование предоставления всем людям (независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания) равных прав во всех областях общественной жизни не только в теории, но и на практике. Политическая демократия рассматривается в Декларации как неотъемлемый элемент социалистического общества, а демократический социализм - как «постоянный процесс социальной и экономической демократизации и укрепления социальной справедливости».9
Формы демократии могут отличаться одна от другой, однако говорить о демократии можно только в том случае, если в общественно-политическом устройстве страны наличествуют следующие признаки:
• свободные, конкурентные, альтернативные выборы;
• возможность смены правительства мирными средствами на основе свободного волеизъявления народа;
• гарантии прав личности и меньшинства;
• независимая система судопроизводства, основанная на верховенстве закона и объективно относящаяся ко всем гражданам.
Демократия и права человека составляют суть власти народа и служат надежным гарантом общественной справедливости. Демократия - незаменимый механизм контроля за экономическими и политическими структурами. Многообразие форм демократии - лучшая гарантия ее жизнеспособности и творческого потенциала.
Свободу и соблюдение основных прав личности в обществе социал-демократы считают необходимыми условиями обеспечения человеческого достоинства всех граждан. Каждое из этих прав не может быть ни заменено, ни противопоставлено другому.
Социал-демократы рассматривают демократию основным средством установления народного контроля и гуманитаризации сил, иным способом не управляемых. Права человека включают в себя широкий комплекс гражданских,
политических, экономических, социальных и культурных прав:
• право на жизнь и физическую безопасность;
• свобода убеждений;
• свобода выражения мнений;
• свобода собраний;
• право на защиту от пыток и унижений;
• право на равный доступ для всех к мировому культурному наследию;
• право на создание профсоюзов и на забастовку;
• право на социальную безопасность и социальное обеспечение для всех, включая защиту матерей и детей;
• право на образование, профессиональную подготовку и отдых;
• право на достойное жилье в условиях пригодной для жизни окружающей среды;
• право на экономическую безопасность;
• право на полную и полезную занятость при соответствующей оплате труда.
5) Социально-ориентированное рыночное хозяйство, основную роль в котором играет государство, осуществляющее регулирование экономических отношений в соответствии с принципом социальной справедливости. Именно государство должно стать для людей гарантом их социальной защищенности и достойной жизни.
Основным элементом политической программы социал-демократов является требование установления социального контроля над экономикой с помощью разнообразных мер. Наиболее важными из них являются следующие:
• демократическая, общедоступная и децентрализованная производственная политика;
• общественный контроль над инвестициями;
• национализация расходов и доходов от экономических изменений;
• участие трудящихся в принятии решений на уровне предприятия, а профсоюзов в разработке национальной экономической политики;
• самоуправляемые кооперативы рабочих и фермеров;
• государственные предприятия с демократическими формами контроля и управления в тех случаях, когда необходимо дать правительству возможность решать приоритетные социальные и экономические задачи;
• демократизация институтов мировой финансовой и экономической систем, позволяющая участвовать в их деятельности всем странам;
• международный контроль и наблюдение за деятельностью транснациональных корпораций, в том числе определение общих для всех профсоюзов прав в рамках подобных корпораций.
В Декларации подчеркивается недопустимость доминирующего влияния власти на рынки. Добиться решения этой задачи можно с помощью:
• привлечения граждан к участию в экономической политике;
« создания гарантий, обеспечивающих работающим по найму влияние на их рабочих местах,
• развития открытой и подотчетной конкуренции как на национальном, так и на международном уровнях;
• укрепления положения потребителей относительно производителей.
Демократическое общество должно взять на себя задачу компенсировать недостатки даже самой разумной рыночной системы. Решение этой задачи предполагает, что государство:
• не должно ограничиваться лишь исправлением ущерба, наносимого несовершенством рынка или неконтролируемого применения новых технологий;
• должно регулировать деятельность рынка, исходя из интересов людей и стремиться к тому, чтобы все трудящиеся пользовались выгодами от введения новой технологии как в их рабочей деятельности, так и в результате увеличения свободного времени и расширения возможностей для индивидуального развития.
Таковы основные программные принципы Социнтерна, принятые на его XVIII конгрессе. Однако уже вскоре после их принятия стало ясно, что идеология и политика международной социал-демократии нуждаются в серьезном обновлении. Такая необходимость возникла в связи с углублением процессов глобализации, крушением коммунистических режимов в СССР и странах Восточной Европы, значительным расширением рядов Социнтерна
Обновление идеологии социал-демократии.
Попробуем вкратце обобщить наиболее значимые проблемы современного этапа общественного развития, какими они видятся международной социал-демократии, а также предлагаемые ею варианты решения этих проблем.
1. Важнейшим фактором общественного развития в обозримой перспективе будет оставаться глобализация. Наиболее полно и глубоко проблемы глобализации проанализированы на XXII конгрессе Социнтерна (Сан-Паулу, октябрь 2003 г.). Важнейшими из них названы следующие:
- углубление разрыва в уровне экономического и социального развития между богатыми и бедными странами, между богатыми и бедными людьми внутри каждой из них;
- связь экономической и экологической политики. Здоровая окружающая среда необходимое условие экономического развития, повышения уровня благосостояния и качества жизни во всех частях света;
- глобализация экономики должна строиться на новых основаниях, включая установление списка «существенных благ». Эти блага - образование, здравоохранение, транспорт, коммуникации, воспитание детей, обеспечение чистой водой и энергией - путем перераспределения ресурсов должны стать доступными всем людям;
- проблема социальной справедливости: нерегулируемая глобализация порождает очень большие социальные издержки;
- примат политических решений и демократического контроля: нерегулируемый рынок устраняет конкуренцию и устанавливает монополию;
- концепция прав человека: гарантией прав человека является постоянная изменчивость в их осуществлении в рамках глобального порядка. Особое внимание уделяется правам женщин, соблюдению примерного минимума стандартов, направленных на защиту суверенности индивидов, предоставлению достаточного статуса сообществам. Приоритетным правом человека является эффективное участие в общественных делах;
- достижение устойчивого прогресса, который требует признания взаимозависимости между правами человека, экономическим ростом и демократией - главный путь борьбы за справедливость;
- наиболее важный путь достижения свободы, прогресса и социальной справедливости - образование;
- эффективные демократические структуры глобального управления: необходимость развития систематических связей между парламентами и гражданским обществом;
- модернизация государства: в условиях глобализации должны модифицироваться функции государства как института публичной политики. При этом нужно отказываться от всепроникающего, так и от минималистского государства, ориентируясь на государство социально оптимально - обновляющееся, мощное и активное, тесно связанное по своими гражданами и умело оперирующее общественными ресурсами. Все его усилия должны быть направлены м.ч «демократизацию демократии», что позволит преодолеть неэффективность традиционных демократических средств в эпоху глобализации. Важный вклад в решение :мой задачи должны внести институты гражданского общества.
2. «Новый индивидуализм». Тему «нового индивидуализма» поднял английский социолог Э. Гидденс. По его мнению, для модернизированной социал-демократии важны такие ценности, как равенство, свобода и индивидуальная ответственность. «Новый индивидуализм» не следует понимать как проявление эгоизма. Это всего-навсего способность каждого человека создавать свободный образ жизни; своего рода демократизация повседневной жизни в условиях, когда классовая структура западного общества кардинальным образом изменилась.
Если раньше социал-демократы всегда утверждали, что отдельный человек свободен, когда свободно общество, то теперь их позиция фактически неотличима от позиции либералов: общество свободно, когда свободен отдельный человек. Рассуждая вполне в духе своих идеологических оппонентов, социал-демократы сегодня считают, что основным фактором, определяющим качество жизни каждого человека, его место в обществе являются не усилия государства или коллектива, а личные усилия и ответственность.10
Такая «либерализация» социал-демократии связана прежде всего с глубокой трансформацией социально-групповой структуры общества - в частности, с быстрым ростом «новых средних» слоев и значительным сокращением численности традиционного рабочего класса, с возрастанием роли постматериальных ценностей в жизни людей. Поэтому социал-демократы вынуждены корректировать свои идеологические установки.
3. «Государство социальных инвестиций». Главное направление социал-демократической перестройки «государства благосостояния» связано с пересмотром той роли, которую в современном обществе играют рынок и государство. «Третий путь» - это попытка найти альтернативу, с одной стороны, «рыночному фундаментализму» неоконсерваторов и неолибералов, уповающих на дерегулирование экономики («первый путь»), с другой стороны, «фундаментализму» левых, переоценивающих роль государственного контроля, верящих в то, что государство сможет заменить гражданское общество («второй путь»).
По мнению социал-демократов, государство должно играть более активную роль в создании условий, которые позволили бы индивиду встать на собственные ноги и превращаться в полноправного и дееспособного члена общества, «включиться» в него. Необходимо резко повысить креативную роль государства в общественном развитии, превратив его в «государство социальных инвестиций». В том же контексте используется понятие «благосостояние - для труда». Суть обоих понятий сводится к тому, что главной задачей «государства благосостояния» должно стать не простое «латание дыр» и смягчение общественного неравенства, а открытие новых возможностей и поощрение инициативы и творчества, социальные инвестиции.
Социальные инвестиции - это вложения в развитие образования (которое должно стать пожизненным), профессионального обучения, совершенствование социальной инфраструктуры, иными словами - вложения в человека. Высококачественное и доступное для всех образование понимается как лучшее средство роста благосостояния и социальной справедливости. Система непрерывного образования будет способствовать вхождению общества в «новую •ФУ управляемости», стать «информационным обществом».
Другим важным направлением социальной политики должно стать последовательное осуществление принципа субсидиарное™, в соответствии с которым предусматривается существенное сокращение бремени государственных социальных расходов и перекладывание их на плечи самого общества. Все это, по мнению социал-демократов, будет способствовать лучшему функционированию гражданского общества и укреплению в нем солидаристских начал.
4. «Новая европейская социальная модель». Ее главным предназначением должно стать удовлетворение требований социальной справедливости в новых исторических условиях. Эта новая модель, по мнению Э. Гидденса, должна включать в себя четыре основных положения:
• при требовании социал-демократов о перераспределении доходов и имущества речь должна идти не просто о пассивном перераспределении доходов и богатств, но о
перераспределении знаний и умений таким образом, чтобы тот потенциал, которым обладают даже самые бедные люди, давал им возможность для активной деятельности в
обществе. Перераспределение необходимо связывать со способностью человека включиться в широком смысле в жизнь общества, что означает обязательное инвестирование в человеческий капитал;
• снижение налогов в той мере, в какой это не противоречит социальной справедливости, стимулирует создание новых рабочих мест и помогает беднякам включиться в рынок труда;
• новая социальная модель предусматривает полную занятость, которая учитывает приверженность целям социального благосостояния и перераспределения и введение гибкого рынка труда. Когда в данном конкретном обществе большинство людей обеспечено работой, тогда появляется возможность направлять больше средств на образование, здравоохранение и т. д.;
• при реорганизации системы социального благосостояния социал-демократы поставлены перед необходимостью вырабатывать новый общественный договор, позволяющий добиваться консенсуса между наименее привилегированными слоями и новым средним классом, владеющим информационными технологиями.11
Несмотря на очевидное сближение программных установок социал-демократов и либералов, между ними сохраняются немаловажные отличия. Во-первых, социал-демократы, в отличие от либералов, всячески подчеркивают позитивную роль социального государства и вовсе не намерены ее уменьшать; во-вторых, социал-демократы отнюдь не отказываются от государственной помощи социально незащищенным слоям населения.
В заключение отметим ряд принципиальных моментов, которые объединяют сегодня практически всю западную социал-демократию.
1). Открытая процессам «упорядоченной» глобализации «новая экономика», в которой усилия национальных государств сконцентрированы на стимулировании научно-технического прогресса, содействии структурным преобразованиям, при преимущественном развитии информационных технологий.
2). «Государство социальных инвестиций», в котором вместо принципа всеобщности государственных социальных услуг действует принцип инвестиций в человеческий (социальный) капитал, основными составляющими которого являются охрана здоровья людей и поддержание высокого профессионализма экономически активного населения.
3). Гибкая система трудовых отношений, способствующая профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы.
4). Экологически чистая природа, сохранение которой достигается объединением и координацией усилий как на национальном, так и на международном уровнях.
5). Ориентация на построение «глобального гражданского общества» с эффективными правовыми и пони гическими надстройками, способными обеспечить гаран-1ии прав человека и демократии на национальном, региональном и международном уровнях.12
Подобная масштабная «инвентаризация» собственного идеологического багажа, которую осуществляют в последние годы социал-демократы, свидетельствует о понимании ими важности адекватной и своевременной реакции на объективные общественные тенденции, необходимости обновления прежних подходов к решению тех или иных актуальных проблем. Это, в свою очередь, позволяет им сохранять высокий авторитет у своих сограждан и оставаться одной из влиятельных политических сил современного мира.
Список литературы
1. Бернштейн Э. Условия возможности социализма и задачи социал-демократии. СПб., 1906. - 240 с.
2. Волков А. М. «Шведский социализм» сегодня // Современная Европа. 2003. № 2. С. 80-86.
3. Гришин И. Социал-демократия Швеции: трудное расставание с прошлым // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 9. С. 72-84.
4. Гутник В. П. Немецкая социал-демократия: новый центризм или беспринципный прагматизм? // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 6. С. 52-60.
5. Иноземцев В. Л. Специфические особенности европейской социальной модели // Современная Европа. 2004. № 1. С. 87-99.
6. Майер Т. Годесберг и далее: новая социал-демократия // Мировая экономика и международные отношения. 2000. №6. С. 53-61.
7. Мысливченко А. Г. Западная социал-демократия: тенденции обновления и модернизации // Вопросы философии. 2001. № 11. С. 3-14.
8. Орлов Б. С. Социал-демократическая перестройка // Современная Европа. 2004. № 2. С. 91-108.
9. Перегудов С. П. Западная социал-демократия на рубеже веков // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 6. С. 40-46; № 7. С. 54-60.
10. Петренко Е. Л. Социалистическая доктрина Эдуарда Бернштейна. М., 1990. - 64 с.
11. Преображенская А. А. Французская социалистическая партия и европейская социал-демократия // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 6. С. 47-52.
12. Социал-демократия XXI века: новые глобальные проекты // Свободная мысль - XXI. 2004. № 5. С. 43-53.
13. Тебиев Б. Потенциал социал-демократической идеи и практики в трансформирующихся регионах // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 4. С. 97-104.
14. Швейцер В. Я. Социнтерн: новый старт или финиш? // Современная Европа. 2004. № 3. С. 133-150.
PAGE 1