Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ГОРОД МОЕЙ МЕЧТЫ литературномузыкальная композиция посвященная творчеству поэта Р

Работа добавлена на сайт samzan.net:


PAGE  1

     «ГОРОД МОЕЙ МЕЧТЫ»

литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству поэта Р.Рождественского

 

1-ый.Лето 2008 года.

Ксения Рождественская.

Из письма к отцу.

«Прошло уже четырнадцать лет. Твои старые письма, записи желтеют, а твои свитера, которые я ношу, уже не пахнут тобой.

Твой голос остался только на пленках. Кричит и шепчет из прошлого века.

Твоя стихотворная «лесенка» в сегодняшней поэзии возвышается гордым, почти разрушенным памятником архитектуры, по-которому никто не ходит. В лучшем случае послушают экскурсовода, посмотрят на масштаб, примут во внимание «сложное, неоднозначное время».

А ведь эта «лесенка» ведет в небо.

Мы не виделись уже четырнадцать лет. Уходя, ты сказал: «Счастливо вам, девочки мои».

Я не знаю, как можно быть счастливой без тебя».

Инструментальная мелодия на тему песни Д.Тухманова «Притяжение Земли» - исп. Ю.Поляков

 (Музыка звучит тихо, прозрачно)

  

2-ой. Память, память. Пласты в ней, как годовые кольца внутри дерева: все близко, все рядом, все около сердца. До каждого пласта, до каждого слоя памяти можно дотронуться, и тогда он с готовностью затрепещет, ответит щемящее, отзовется, будет звучать долго-долго.

 (Музыка стихает)

1-ый. Я родился —

        нескладным и длинным —

в одну из душных ночей.

Грибные

     июньские ливни

звенели,

     как связки ключей.

2-ой. Приоткрыли

        огромный мир они,

зайчиками

прошлись по стене...

«Ребенок

удивительно смирный...» —

врач сказал обо мне.

...А соседка

        достала карты,

и они сообщили,

             что

буду я

ни слишком богатым,

но очень спокойным зато.

3-ий. Не пойду

      ни в какие бури,

неудачи

     смогу обойти

и что дальних дорог

не будет

на моем пути.

Что судьбою,

        мне богом данной

(на ладони

вся жизнь моя!),

познакомлюсь

        с бубновой дамой,

такой же смирной,

как я...

4-ый. Было дождливо и рано.

Жить сто лет

         кукушка звала..

Но глупые карты

врали!

А за ними соседка

               врала!

Наврала она про дорогу,

наврала она про покой...

Карты врали!..

5-ый. И слава богу,

слава людям,

         что я

            не такой!

Что по жилам

         бунтует сила,

недовольство собой

храня!

Слава жизни!

Большое спасибо

ей

за то, что мяла

             меня!

Наделила мечтой богатой,

опалила ветром сквозным,

не поверила

бабьим картам,

а поверила

ливням

грибным!

3-ий. Я родился в Сибири, в небольшом алтайском селе Косиха, недалеко от Барнаула.

4-ый. Но это было до моей памяти, а память начинается с города Омска.

(Фоном звучит «Фа-минорная» хоральная прелюдия Баха)

5-ый. И в этой памяти стоит двухэтажный старый бревенчатый дом. Бревна какие-то сплющенные, потрескавшиеся, и все равно – живые, потому что меняют цвет. Летом они необыкновенно светлеют, осенью становятся мрачными, почти черными, а зимою – серебряными от инея.

1-ый. От дома по пружинистым мосткам деревянного тротуара семьдесят шагов до Омки – главной реки моего детства. Главная она не потому, что большая (ведь рядом – Иртыш), а потому что своя, родная и мы мальчишки, знаем ее вдоль и поперек.

Она, в общем-то, река тихая. Тихая, если конечно не принимать во внимание апрель месяц – время ледохода. Каждое утро мы мальчишки выбегаем на берег, волнуемся скоро ли? Сегодня? Завтра? Когда начнется?

И начинается все со смачного, оглушительного хруста, будто кто-то – большой и сильный – спавший всю зиму там, на дне реки, вдруг проснулся и теперь поднимается в полный рост! Стон, грохот, какой-то жесткий, почти металлический лязг идет от реки! И пошла река!

И деревянный мост с привычной тоскою глядит на приближающуюся погибель. Не устоять ему и на этот раз! Ох, не устоять!

 (Музыка стихает)

2-ой. Странно: я помню только два довоенных ледохода. Те, которые были в сороковом и сорок первом годах. А разве после этого не было ледоходов?

3-ий. Конечно, были. Только ты их не помнишь. Ведь дальше была война.

4-ый. Отец у меня - профессиональный военный, а мать в середине июня 1941 года закончила Омский медицинский институт. Так что в самые первые дня войны родители ушли на фронт, а я остался с бабушкой.

5-ый. Память, память. Никуда от нее не денешься.

На затемненном вокзале гулко, будто в горном ущелье.

Отец стоит у вагона – широкий, в хрустящих ремнях и новенькой военной форме. Через пять минут он уедет. Уедет на фронт. Надо прощаться.

2-ой. А я – дурак, мальчишка, - вместо каких-то самых нежных слов, зачем-то говорю ему: « Без ордена не возвращайся!..»

Отец не расслышал, переспрашивает: « Что?»

С тупым упорством повторяю: « Без ордена не возвращайся!..»

И он, грустно усмехнувшись, отвечает: « Ладно, сын. Ладно!..»

3-ий. Деревянная, промерзшая школа № 19. Почему-то первые зимы войны были особенно холодными и невероятно долгими. Но мальчики привыкли. Они сидели на уроках в пальто и шапках, писали диктанты, обогревая дыханьем посиневшие пальцы и разбавляя кипятком  из чайника замерзшие чернила. Тогда они ко всему привыкли. Даже к тому, что время от времени кто-то из одноклассников приходил в школу заплаканным, сникшим, не похожим на себя. Никто не спрашивал: « Что случилось?..» Все спрашивали: « Кто?..»

И каждый раз тягучая, зыбкая волна страха заполняла сердце…

Сорок трудный год…

 

КОНЦЕРТ

  

1-ый. Сорок трудный год.

Омский госпиталь…

Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка:

«Господи!

До чего же артисты

маленькие…»

2-ый. Мы шагаем палатами длинными.

Мы почти растворяемся в них

с балалайками,

с мандолинами

и большими пачками книг.

Что в программе?

В программе – чтение,

пара песен

военных, правильных…

Мы в палату тяжелораненых

входим с трепетом и почтением.

3-ий. Двое здесь.

Майор артиллерии

с ампутированной ногой,

в сумасшедшем бою

под Ельней

на себя принявший огонь.

На пришельцев глядит он весело…

И другой –

до бровей забинтован, -

капитан,

таранивший «мессера»

три недели назад

над Ростовом.

4-ый. Мы вошли.

Мы стоим в молчании.

Вдруг

срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно

объявляет начало концерта.

А за ним,

не вполне совершенно,

но вовсю запевале внимая,

о народной поём,

о священной

так,

как мы её понимаем.

5-ый. В ней Чапаев сражается заново,

краснозвёздные мчатся танки.

В ней шагают наши

в атаки,

а фашисты падают замертво.

В ней чужое железо плавится,

в ней и смерть отступать должна.

Если честно признаться,

нравится

нам

такая война!

1-ый. Мы поём.

Только голос лётчика

раздаётся.

А в нём – укор:

- Погодите…

Постойте, хлопчики…

Погодите…

Умер

майор… -

2-ой. Балалайка всплеснула горестно.

Торопливо,

будто в бреду…

3-ий. …Вот и всё

о концерте в госпитале

в том году.

 

4-ый. А в школьной программе появился новый предмет: немецкий язык

Немецкому мальчишки сразу же решили объявить бойкот!

5-ый. Сформулировать наш общий протест выпало мне. И когда «немка» со своим неизменным «Гутен-морген-киндер» вошла в дверь класса, никто, кроме меня, не встал. Она на секунду остановилась, потом подошла к столу, положила журнал и спросила уже по-русски: «В чем дело, мальчики?..»

И вот тут я произнес пламенную (как мне тогда казалось) речь, в которой, чуть не плача, говорил о том, что немцы напали на нашу Родину, немцы топчут нашу землю, жгут наши города, и что немцы – именно немцы! – убивают наших отцов, месяц назад погиб Борькин отец! Позавчера – Сережкин! А вчера похоронку получил и Володька Лобов!..

Всего, что я говорил тогда, припомнить я не могу. Помню только последние слова; «Язык фашистов, язык наших врагов мы изучать отказываемся!!»

Я прокричал все это и сел.

1-ый. А учительница, сжав губы, долго-долго смотрела на нас. Потом сказала: «Кто думает так же, как он, встаньте!..»

5-ый. Класс поднялся весь.

1-ый.«Садитесь!..»

 И снова наступила тишина. И вдруг, каким-то совершенно другим голосом, странно растягивая слова, наша «немка» сказала: «В октябре… под Смоленском… у меня погиб муж… Его убили… фашисты…»

5-ый. « Ну вот! – меня чуть не подбросило. – Вот видите!.. Вы же сами!!!»

1-ый. «На какой улице ты живешь?»

5-ый. «На улице Карла Либкнехта», - ответил я. Там жила половина нашего класса.

1-ый. «Так ведь Карл Либкнехт тоже был немцем! Немцем, а не фашистом!.. Садись, пожалуйста, и давайте начнем урок…»

2-ый.Память, память…

3-ий. Молчаливые ночные очереди у хлебных магазинов.

 

  (Фоном стиху звучит музыка)

Мне уже в который раз

снится тот же самый сон:

затемненные дома

спины горбят.

До второго этажа

                         город снегом занесен -

неживой,

                  не простой,

старый город.

Долгой полночью накрыт.

Звездным инеем согрет.

На плечах моей земли -

                                      снег налипший.

Будто он -

                 за тыщу зим.

Будто он -

                за тыщу лет.

Только я и сквозь него -

                                   слышу!

                                            Слышу!

Продирается трава.

Продирается,

                      крича!

Так

продрогшее зверье

                              рвется к снеди.

У меня в ушах звенит

                                   боль зеленого луча.

Я ползу,

я плыву

            в темном снеге.

Я хочу спасти в траве

                                   молчаливых светляков.

Но грохочет надо мной

мир уставший.

До травы,

как до весны,

                     невозможно далеко.

Далеко-далеко.

Даже дальше.

Нет еще других времен.

Нет еще других погод.

Лишь зыбучая метель

                                    впала в ярость.

Это -

          очень старый сон.

Это -

        сорок первый год.

Это -

        карточки на хлеб

потерялись.

4-ый. Хриплая колготня городского базара.

Там в декабре сорок первого мальчишки впервые услышал слово «инвалид». И впервые увидел инвалидов. С каждым месяцем их становилось все больше и больше.

А еще на базаре торговали патокой и жмыхом, кормовой свеклой, отрубями и сахарином. Иногда здесь можно было купить настоящий хлеб и настоящее масло.

А насмотревшись на продуктовое богатство базара можно было  идти домой.

И ждать.

Мы постоянно чего-то ждали. Ждали писем. Ждали тепла. Ждали, когда откроется магазин. Ждали весны. Ждали, когда в магазин привезут хлеб. Ждали лета. Ждали осени. Ждали новостей…

1-ый. Базар?

Базар!

Торговки

базлали:

«Сахарин фасованный!»

«Целебная махра!»

Чего только не было

на этом базаре,

особенно

если в воскресенье,

с утра...

 

 2-ой. «Продам шинель новехонькую!

Сам бы носил — жалко!»

 

 3-ый. «Брусничная настоечка —

лекарство от невзгод!»

«А ну,

кому

шаньги!

Румяные шаньги!»

 

4-ый.  «А вот чудо-мыло».

«А вот костыль-самоход».

«Прыгающий мячик —

детишкам на забаву».

5-ый.  «Валенки!

Валенки на любой мороз!»

Продавал ругательства —

за полтинник

пару —

чернявый

хриповатый

безногий матрос...

 

 1-ый. «Имеются ушанки.

Три кило ворсу.

Налетай, служивые!

Цена — пустяк».

—    А у вас, дедуся?

2-ой.

—    У меня фокусы.

3-ий.

—    Что еще за новость?

Как это?

2-ой.

—    А так...

Он прямо на булыжнике

расстелил коврик.

Из собственного уха

огурец извлек.

И в мутноватой лужице

среди арбузных корок

заплавал,

заплескался

серебряный малек...

 

4-ый.  А старичок выдергивал

голубей из сумочки,

потом превратил полено

в заржавленную пилу...

Старичок старался!

Мелькали пальцы сухонькие...

«Э-гей!

Кому фокусы!

Недорого беру».

Подходила публика.

Смеялись бабы в голос...

5-ый. А мальчишка —

замерший,

как громом поражен,—

вдруг сказал:

—    Дедушка, продай мне...

фокус...

чтоб в конце фокуса...

папа...

пришел...—

 

 1-ый. Старичок

беспомощно пожал

плечами...

Цвела

победными лозунгами

щербатая стена...

2-ой.  Люди оглянулись.

Люди замолчали...

 

3-ий.  Кончилась.

 

 4-ый. Кончилась.

5-ый.  Кончилась

война.

1-ый. «Мое детство почти целиком лежит на военных годах. Война шла далеко от Сибири. Разрыв бомб, свиста пуль я не слышал, и все-таки воспаленное, почти осязаемое дыхание войны ощущалось ежедневно, ежечасно. А мне так хотелось мирного, спокойного детства, в мирном, спокойном городе. Город Омск – город моего детства, и я его очень люблю, но тогда мне очень хотелось оказаться в городе моей мечты, городе моего несостоявшегося детства.»

 (Из воспоминаний Р. Рождественского)

 Музыкальная обработка Б.Букина «Билет в детство»

 

      

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




1. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук 01
2. на тему- Структуры Администрации Президента РФ
3. реферата 1. Вступление 2
4. Доклад- Как улучшить результаты собеседования при приеме на работу
5. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Харків ~
6. Вариант 1 1
7. Введение В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия МП взяли на с
8. вариантом приложения А
9. Введение христианства
10. Фехтование
11. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4 Кислород и сера
12. Суббота Сова сидела на самой макушке невысокой сосны
13. тема административного права1
14. чем среди взрослого населения
15. Александр Иванов-Крамской
16. закрытие группы на выполнение поставленных задач и достижение целей празднование окончания работы и нак
17. тема. Тема- Понятие организации.
18. На тему- Ответственность за нарушение обязательств
19. 1Регулярные сады Англии Первые сады устраивались в XVI в
20. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Харків