У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

В Тернер Символ и ритуал

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

В. Тернер «Символ и ритуал».

Текст написан о структуре и коммунитас.

1. Форма и свойства обрядов.

В самом начале В. Тернер обращается к ван Геннепу и его понятию «обряда перехода», но употребляет понятие «состояние» более широко (перемена места, социальной позиции, возраста etc), чтобы подчеркнуть разницу между «состоянием» и «переходом».

Три фазы обряда перехода:

  1.  Разделение (открепление от группы);
  2.  Грань (состояние, где нет свойств ни прошлого, ни будущего состояния человека);
  3.  Соединение (завершение, соединение с группой).

После воссоединения ожидается, что субъект будет вести себя в соответствии с принятыми в новой группе нормами.

2. Лиминальность.

Свойства лиминальности:

  1.  Двойственность;
  2.  Нахождение между структур.

Неофиты:

  •  Равны;
    •  Ничем не владеют;
    •  Ведут себя пассивно/униженно;
    •  Должны во всем подчиняться своим наставникам;
    •  Не жаловаться.

В то же время в отношениях между собой у неофитов выделяются отношения товарищества и равноправия.

3. Коммунитас.

В лиминальном феномене происходит смешение приниженности и сакральности, гомогенности и товарищества, то есть сакральным становится тот объект, который занимает фактически самую нижнюю ступень.

Две модели человеческих взаимосвязанности:

Структурная, дифференцированная и зачастую иерархическая система политико-правовых и экономических положений с множеством типов оценок, разделяющих людей по признаку «больше/меньше»;

Неструктурная/рудиментарно структурная и сравнительно недифференцированная община, общность равных личностей, подчиняющихся верховной власти ритуальных старейшин.

Второй тип проявляется только в лиминальный период. Также каждая социальная позиция обладает определенными сакральными компонентами, которые проявляются только в период обряда перехода. Некоторая сакральность остается и после соединения с новой группой, как бы напоминая человеку о существовании коммунитас (вторая модель), чтобы человек, занимающий высокую позицию, смирял гордыню. Высокое существует до тех пор, пока существует низкое.

4. Диалектика цикла развития.

Коммунитас и структура постоянно сменяют друг друга в течение жизни человека. Часто условия лиминальности ассоциируются с ритуальной властью и с тотальной общностью. Например, обряд перехода для вождя племени ндембу, когда кафвана ругается на будущего вождя, называя его себялюбивым и горделивым, обвиняя в убийстве предыдущего вождя, но после этого напоминает ему, что теперь он должен отмести все это и заботиться о каждом члене племени.

5. Свойства лиминальным существ.

Смыслом самого лиминального периода является осовобождение от прелиминальным и постлиминальных свойств человека. Он должен как бы родиться заново, стать совершенно чистым, чтобы воспринять новые правила.

Свойства;

  1.  Бесполость;
  2.  Анонимность;
  3.  Покорность;
  4.  Молчание;
  5.  Tabula rassa (запись нового статуса);
  6.  Часто встречается половое воздержание (родство имеет религиозную силу, так как это один из главных факторов структурной дифференциации).

Структура и высокие посты направлены на общее благо, и люди не должны пользоваться ими в корыстных целях. Лиминальность направлена на то, чтобы человек даже после возращения в структуру не терял связей с коммунитас. Кроме этого, часто лиминальности придается мистический характер,  и здесь проявляется связь с божественными силами.

6.Лиминальность и структура.

Бинарные оппозиции лиминальности и стуктуры:

  1.  переход/состояние;
  2.  тотальность/частичность;
  3.  гомогенность/гетерогенность;
  4.  коммунитас/структура;
  5.  равенство/неравенство;
  6.  анонимность/система номенклатуры;
  7.  отсутствие собственности/собственность;
  8.  отсутствие статуса/статус;
  9.  обнаженность или одинаковая одежда/различие в одежде;
  10.  половое воздержание/половая жизнь;
  11.  сведение половых различий к минимуму/максимализация
  12.  половых различий;
  13.  отсутствие званий/различение званий;
  14.  смиренность/справедливая гордость своим положением;
  15.  пренебрежение к внешнему виду/забота о внешнем виде;
  16.  нет различения по состоятельности/различение по состоятельности;
  17.  бескорыстие/себялюбие;
  18.  подчинение всем/подчинение только вышестоящим;
  19.  сакральность/секулярность;
  20.  сакральное наставление/техническое знание;
  21.  молчание/речь;
  22.  несоблюдение родственных прав и обязанностей/родственные
  23.  права и обязанности;
  24.  постоянная связь с мистическими силами/периодическая
  25.  связь с мистическими силами;
  26.  глупость/благоразумие;
  27.  простота/сложность;
  28.  приятие боли и страданий/избегание боли и страданий;
  29.  гетерономия/степени автономии.

Символы, означающие  лиминальность, часто относят к физиологическим процессам смерти и рождения, анаболизма и катаболизма. Кроме этого, В. Тернер говорит об институализированной лиминальности на примере устава монашеского ордена святого Бенедикта. В этом уставе говорится о таких признаках лиминальности, как равенстве между всеми братьями, подчинение ритуальному вождю (аббат).

7. Власть слабого.

Помимо лиминальности коммунитас проявляется также и через «власть слабого». «Власть слабого» - это постоянные или временные сакральные свойства низкого статуса. Через эти низкие статусы происходит трансляция ценностей коммунитас, напоминание о них. Например, образ шута в Средние века. Шут мог высмеивать своего господина, тем самым указывая ему на ценности коммунитас. В закрытых или структурных обществах такая трансляция происходит через маргинальных/приниженных людей.

8. Милленаристкие движения.

Милленаристкие движения (millenarianism and millennial movement) — тип религиозного движения, часто политико-религиозного, основанного на вере в неминуемость радикального социополитического преобразования сверхъестественным вмешательством — например, возвратом Мессии и наступлением нового тысячелетнего (отсюда и термин) золотого века. В средние века и в ранний период нового времени в Европе такие движения объединяли главным образом обездоленных и неимущих (см. Кона, 1957). Этот пример повторялся в других местах; в североамериканских индейских танцорах-призраках, в связанном с ними явлении грузовых культов. Все подобные движения можно считать предполитическими ответами на культурное разрушение, которое одновременно может вызывать не только формы. Однако в равной мере многие современные политические движения интерпретировались как содержащие элементы милленаризма, обещая коренные социальные и экономические преобразования, для немедленного выполнения которых нет никаких средств.

Такие движения также могут выступать как еще одно проявление коммунитас. Они имеют некоторые свойства лиминальности, например, гомогенность, равноправие, анонимность и другие. Такие религиозные общества характерны  для общества в переходный период. Таким образом, здесь можно провести параллели с жизнью человека: в жизни общества структура и коммунитас также себя сменяют.

На практике импульс таких движений часто теряется, и они превращаются в некие структуры (институты).

Коммунитас и структуру можно обнаружить на всех ступенях и уровнях культуры и общества.

9. Структура и коммунитас в обществах, основанных на родстве.

В. Тернер приводит три примера племен: в племенах таленси и нуэров патрилинейная система родства, а в племени ашанти – матрилинейная. Здесь мы видим одну и ту же процедуру сакрализации. В племенах с патрилинейной системой женщина имеет низкий статус, и она же рассматривается как носитель некоего духовного. Происходит сакрализация статуса женщины, ее вытеснение в область сакрального и божественного. В племени с матрилинейной системой происходит тот же самый процесс, но в отношении мужчин, занимающий низкий статус: они ассоциируются с чем-то чистым, белым и божественным.

Так коммунитас заполняет бреши в структуре.

10. Лиминальность, низкий статус и коммунитас.

Коммунитас возникает там, где нет социальной структуры. Она существует в противоположность структуре, но она не может существовать долго. Рано или поздно в обществе возникнет структура для лучшего функционирования общества. Коммунитас обладает экзистенциальными качествами для индивидов, когда как структура – познавательными.

Почти всегда к коммунитас относятся как к сакральному, а к структуре – как к профанному. Лиминальность, маргинальность и низкое положение в структуре являются условиями, в которых рождаются мифы, символы, ритуалы, философские системы и произведение искусства, которые не только дают периодические переклассифировки действий, но и побуждают человека к действию.

Коммунитас и структура могут существовать только вместе.




1. ФРАНКЕНШТЕЙН ФИЛОСОФИЯ И СМЫСЛ ЖИЗНИ МОНСТР АБСУРД И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ФИЛОСОФСКАЯ НАВИГА
2. Финансы и торговля в Древнем Египте
3. Образ Девы Марии в искусстве
4. Тема- Значение творчества Гоголя для русской литературы Беспощадная правда сказанная Гоголем о современ.html
5. экономическая и политическая обстановка в России привела к крайней неустойчивости финансового рынка что п
6. Г. Овчинников Принятие христианства открыло яовую страницу в истории Киевской Руси
7. Как называются любые отклонения от обычного нормального хода событий паронормальные ситуации.
8. экономических процессов d
9. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
10. Металлургические процессы при сварке
11. Реферат- Опыт применения мировых стандартов финансовой отчетности (МСФО) в отдельных странах
12. ТЕМА 5 Система электроснабжения самолета TL 2000 Sting crbon
13. Кадровая политика и управление трудовыми ресурсами в ОАО Новосибирскэнерго
14. АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ САНКТПЕТЕРБУРГ 1997 Перевод Е
15. на тему- Становлення Української Православної Церкви
16. Тема 9 Організація праці План лекції
17. Роль казачества и братств Западной Руси в борьбе за православие после Брестской Унии
18. тема сбора маркетинговой информации______________________6 Проблематика маркетинга на предприятии_______________________7
19. коммерция происходит от латинского commercium торговля
20. Реферат- Кондиломы