Иван Николаевич Крамской (1837-1887)
|
«Христос в пустыне». 1872 г. 180 х 210, холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва. «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» Евангелие от Матфея 4:1-2
|
«Хохот» (Радуйся, царю иудейский). Конец 1870-х - 1880-е гг. 73 х 501, холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. «А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его». Евангелие от Марка 15:16-20.
|
«Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море». 1861 г. 142,6 x 105,7 холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
|
|
Андрей Иванович Иванов (1775-1848)
|
«Адам и Ева с детьми под деревом» 1803 г. 161 х 208, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
|
«Сретение Господне» Вторая половина 1800-х г. Пресованный картон, масло 50,5 х 109, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
|
«Крещение Спасителя» Вторая половина 1800-х г. Пресованный картон, масло 50,5 х 109, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
|
«Преображение» Между 1807 и 1809 гг. Пресованный картон, масло 83,5 х 155,5 Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.
|
|
Александр Андреевич Иванов (1806 - 1858)
|
«Иосиф, толкующий сны в темнице заключенным с ним виночерпию и хлебодару» 1827 г. 178,5 х 213. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. «Однажды виночерпию и хлебодару царя Египетского, заключенным в темнице, виделись сны, каждому свой сон, обоим в одну ночь, каждому сон особенного значения. И пришел к ним Иосиф поутру, увидел их, и вот, они в смущении. И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица? Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне. И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону. И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви - это три дня; через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием; вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома, ибо я украден из земли Евреев; а также и здесь ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу. Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо, и сказал Иосифу: мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых; в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы клевали ее из корзины на голове моей. И отвечал Иосиф и сказал: вот истолкование его: три корзины - это три дня; через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы будут клевать плоть твою с тебя». Бытие 40:5-19
|
«Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина» 1831-1833 гг. 49,5 х 62,7. Государственная Третьяковская галерея, Москва. «И приказал [Иосиф] начальнику дома своего, говоря: наполни мешки этих людей пищею, сколько они могут нести, и серебро каждого положи в отверстие мешка его, а чашу мою, чашу серебряную, положи в отверстие мешка к младшему вместе с серебром за купленный им хлеб. И сделал тот по слову Иосифа, которое сказал он. Утром, когда рассвело, эти люди были отпущены, они и ослы их. Еще не далеко отошли они от города, как Иосиф сказал начальнику дома своего: ступай, догоняй этих людей и, когда догонишь, скажи им: для чего вы заплатили злом за добро? Не та ли это, из которой пьет господин мой и он гадает на ней? Худо это вы сделали. Он догнал их и сказал им эти слова. Они сказали ему: для чего господин наш говорит такие слова? Нет, рабы твои не сделают такого дела. Вот, серебро, найденное нами в отверстии мешков наших, мы обратно принесли тебе из земли Ханаанской: как же нам украсть из дома господина твоего серебро или золото? У кого из рабов твоих найдется, тому смерть, и мы будем рабами господину нашему. Он сказал: хорошо; как вы сказали, так пусть и будет: у кого найдется [чаша], тот будет мне рабом, а вы будете не виноваты. Они поспешно спустили каждый свой мешок на землю и открыли каждый свой мешок. Он обыскал, начал со старшего и окончил младшим; и нашлась чаша в мешке Вениаминовом. И разодрали они одежды свои, и, возложив каждый на осла своего ношу, возвратились в город» Бытие 44:1-13
|
«Явление Христа Марии Магдалине» 1833 1835 гг. холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. «А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Ин. 20:11-17
|
«Явление Христа народу» 1837 1857 гг. холст, масло, 540 x 750 Государственная Третьяковская галерея, Москва. «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». Ин.1:29 - 31
|
«Проповедь Иисуса Христа на горе Елеонской о втором пришествии» Эскиз сер. 1840-х гг. 47,5 х 53,5. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Евангелие от Матфея 24: 3
|
«Хождение по водам» 1850 г., бумага коричневая, акварель, белила кисть, 26.7 х 39.2. Государственная Третьяковская галерея, Москва. «Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» Евангелие от Матфея 14:29-31
|
«Женщины служат Христу» 1850-е гг. 26,4 х 39,3. Государственная Третьяковская галерея, Москва. «Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим». Евангелие от Луки
|
«Христос и Никодим» 1850-е гг. 25,6 х 39,5. Государственная Третьяковская галерея, Москва. «Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Евангелие от Иоанна 3:1-2
|
|