Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ Рабочая программа Учебной дисциплины

Работа добавлена на сайт samzan.net:


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

Рабочая программа

Учебной дисциплины

Хороведение

специальность 073502

  Хоровое дирижирование (по видам)

(хоровое дирижирование

ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Саратов 

2

ОДОБРЕНО

Цикловой комиссией

Хоровое дирижирование 

Протокол № __ от «__» _____________

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 073502  Хоровое дирижирование (по видам)

(хоровое дирижирование)

Председатель цикловой комиссии

Хоровое дирижирование

______________ Занорин Ю.Г.

Заместитель директора 

по научно-методической работе

______________ Калуцкова М.Н.

Заместитель директора по учебной работе музыкального отделения

______________ Несолёнова И.Г.

Программа составлена преподавателем Занориным Ю.Г. на основе примерной программы по Хороведению и методике работы с хором для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности 2106 «Хоровое дирижирование», рекомендованной Всесоюзным методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Министерства культуры СССР, Москва, 1988г.

Рецензент: Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Теории и методики музыкального образования Факультета искусств и художественного образования  ПИСГУ им. Н.Г.Чернышевского  Л.А.Чугунова

Рассмотрено на заседании 

Методического совета

Протокол49 от 03.09.12 г.

Приказ01-04/69a от 04.09.12 г.

  1.  Пояснительная записка.

Учебная дисциплина Хороведение является важнейшей профилирующей дисциплиной. В структуре основной образовательной программы подготовки  выпускника по специальности 073502 Хоровое дирижирование (по видам) (Хоровое дирижирование) относится к блоку Специальные дисциплины. Обучение проводится в форме групповых теоретических и практических занятий в объёме 72 часов.

Хороведение как дисциплина ставит своей целью изучение основных вопросов хоровой теории.

Главная задача предмета - дать учащимся твердые и разносторонние знания теоретических основ хорового искусства, являющихся обобщением практики хорового искусства, вооружив их знанием организационно-творческих и методических принципов и предметов работы с хоровым коллективом.

В процессе преподавания предмета необходимо постоянно опираться на знания и навыки, полученные учащимися при изучении других предметов и в практической работе.

Учитывая профиль будущей практической деятельности обучающихся следует ориентировать их при изучении вопросов хороведения, главным образом, на самостоятельную работу с хором со всеми специфическими особенностями работы. Хотя предмет ведется в основном лекционным методом, необходимо предусмотреть самостоятельную классную и домашнюю работу учащихся по различным темам курса. Практическими формами работы могут быть:

- анализ хоровой партитуры;

- анализ репетиций или концертов хоровой партитуры;

- практические работы по темам «строй хора», «ансамбль хора»;

-подбор вокальных упражнений и распеваний для хора.

В результате изучения предметов учащийся должен:

- знать теоретические основы хороведения и методики работы с хором,

- классификацию певческих и хоровых голосов, их диапазоны, регистровое строение голосов, 

- вопросы вокальной техники,

- правила интонирования мелодического и гармонического строя, 

- понятия «ансамбль», «дикция» в хоровом пении, 

- основную музыкальную терминологию;

- понимать интонационные закономерности ступеней мажора и минора, на основе ладовых взаимосвязей в мелодическом и гармоническом изложении;

- уметь анализировать хоровые партитуры, отмечая их выразительные средства, вокально-хоровые трудности,

- находить интонационные трудности и способы их преодоления как в мелодическом, так и в гармоническом строе,

- находить пути достижения ансамбля для передачи художественного образа произведения,

- применять все полученные теоретические знания в практической работе с хором.

С целью проверки полноты и прочности знаний учащихся, умение применять полученные знания на практике учебным планом предусмотрен экзамен по окончании курса (IV семестр), в конце 3 семестрадифференцированный зачет.

Экзаменационные требования включают:

- знание теоретических основ предмета;

- умение обобщать отдельные положения путем метода сравнительного анализа;

- практические виды работы.

II. Тематический план.

Наименование тем

Максим, учебная нагрузка

Количество часов

всего

лекц. занят.

прак. занятия

самост.

работа.

уч.

Тема 1. Введение. Роль и значение хорового пения в развитии музыкальной культуры России.

5

4

4

1

Тема 2. Понятие «Хор». 

3

2

2

1

Тема 3. Строение голосового аппарата и принципы его работы.

5

4

3

1

1

Тема 4. Хоровые партии и составляющие их голоса. Классификация голосов.

5

3

3

2

Тема 5. Тип и вид хора.

8

6

5

1

2

Тема 6. Вопросы вокально-хоровой техники. 

7

5

5

2

Тема 7. Ансамбль в хоровом пении. 

8

6

5

1

2

Тема 8. Понятие «строй» в хоровом пении.

14

12

10

2

2

Тема 9. Распевания и вокально-хоровые упражнения.

4

2

1

1

2

Тема 10. Дикция и орфоэпия. Работа с поэтическим текстом.

8

6

4

2

2

Тема 11. Средства художественной выразительности в хоре.

5

4

3

1

1

Тема 12. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора.

21

16

16

5

Тема 13. Анализ хоровой партитуры.

4

2

1

1

2

Итого:

97

72

62

10

25

III. Содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение. Роль и значение хорового пения в развитии музыкальной культуры России. 

Краткие сведения из истории хорового исполнительства. Хоровое исполнительство в России.

Значение первых профессиональных русских хоров в развитии хорового исполнительства. Первые профессиональные русские хоры: Хор Государевых певчих дьяков, переименованный в дальнейшем в Петербургскую певческую капеллу; Хор патриарших певчих дьяков, последствии - Московский синодальный хор. Роль светской музыкальной культуры во второй половине 18 века и проникновения ее в хоровое искусство. Хоровой жанр в творчестве русских композиторов 18 века Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского. Деятельность выдающихся хоровых дирижеров С.А. Дегтярева, Г.Я. Ломакина, А.А. Архангельского. Общественный подъем в России в 60-е годы 19 века, открытие бесплатной музыкальной школы, организация бесплатных классов в Москве и Петербурге.

Хоровое искусство после Октябрьской революции. Профессиональные коллективы: Ленинградская (Петербургская) академическая хоровая капелла имени М.И. Глинки, Республиканская русская хоровая капелла имени А.А. Юрлова, Государственный академический хор, Государственный академический русский народный хор им. М. Пятницкого и др.

Деятельность хоровых дирижеров: Н.М. Данилин, П.Г. Чесноков, М.Г. Климов, А.В. Александров, А.Д. Кастальский, А.В. Свешников, К.Б. Птица, А.А. Юрлов и их роль в развитие хорового исполнительства.

Тема 2. Понятие «Хор». 

Определение понятия «хор» по П.Г. Чеснокову. Принципы группирования хоровых партий.

Тема 3. Строение голосового аппарата. Принципы его работы. Механизм дыхания. Источник звука - гортань. Типы дыхания. Понятие о певческом голосе. Диапазон. Тесситура (удобная, неудобная, высокая, низкая, средняя). Резонаторы. Регистровое строение голосов.

Тема 4. Хоровые партии и составляющие их голоса. Классификация сольных голосов. 

Классификация хоровых голосов. Диапазоны сольных голосов и хоровых партий. Понятия «общий диапазон» и «рабочий диапазон». Дифференциация типовых обозначений голосов: характеристика сопрано, меццо-сопрано, альтов, теноров и басов. Тембр. Технические, художественные возможности голоса.

Тема 5. Тип и вид хора. Типы хоров (однородный, смешанный, неполный смешанный). Характеристика их вокально-технических и художественно-исполнительских возможностей.

Виды хоров (одноголосный, двухголосные, трехголосные и т. д.). Виды хоров по форме исполнительства. Современные профессиональные академические и народные хоры. Детские хоры, их особенности и исполнительские возможности.

Тема 6. Вопросы вокально-хоровой техники. Певческая установка (правильное положение головы, корпуса, ног) - основа образования хорошего певческого звука.

Певческое дыхание. Роль дыхания в звукообразовании. Основные типы певческого дыхания.

Процесс звукообразования. Атака звука. Виды атаки (мягкая, твердая, придыхательная).

Формы звуковедения.

Определение типа певческого голоса.

Прием «цепного» дыхания в хоре.

Тема 7. Ансамбль в хоровом пении. 

Частный и общий ансамбль. Виды хорового ансамбля.

Понятие «ансамбль» в хоровом пении. Значение ансамбля как одного из главных элементов в хоровой звучности.

Частный и обще-хоровой ансамбль. Зависимость частного ансамбля от количества певцов и качества голосов в партиях.

Виды ансамбля: ритмический, динамический, гармонический, полифонический, унисонный, солиста и хора, солиста, оркестра и хора.

Значение вокальных упражнений для выработки ансамбля в хоре.

Тема 8. Понятие «строй» в хоровом пении.

Мелодический строй. Гармонический строй. Работа в хоре над чистотой интонирования.

Строй хора - один из элементов хоровой звучности. Два вида строя -мелодический и гармонический.

Мелодический строй: достижение унисона в партии путем осознания законов ладового тяготения, правильного интонирования интервалов в мажорном и минорном ладах. Гармонический (вертикальный) строй и его связь с мелодическим строем. Интонирование аккордов. Развитие слуховых данных певцов.

Тема 9. Распевание и вокально-хоровые упражнения. Роль и значение распеваний и вокально-хоровых упражнений в хоре. Вокальная работа с академическим хором. Моменты округления, «прикрытия» звука. Роль дирижерского жеста.

Тема 10. Дикция и орфоэпия. Работа с поэтическим текстом.

Артикуляционный аппарат. Дикционные трудности и пути их преодоления. Хоровое пение - как единство речи и музыки. Значение слова в музыкальном произведении. Различие в написании и произношении слов в пении. Дикция - как одно из средств раскрытия содержания произведения.

Особенности певческой дикции. Артикуляционный аппарат. Значение артикуляции. Хоровая дикция. Орфоэпия в хоровом пении. Вокально-хоровые и дикционные трудности и пути и пути их преодоления.

Тема 11. Средства художественной выразительности в хоре.

Мелодия - как главное средство художественной выразительности, объединяющая важнейшие компоненты музыки - лад, ритм, гармония, музыкальная форма, нюансировка, звуковедение, тембровая окраска. Основные формы музыкального развития. Кульминация, как вершина мелодического развития. Жанровые признаки мелодии.

Нюанс, как одно из средств музыкальной выразительности. Подвижные и неподвижные нюансы. Роль нюансов в раскрытии содержания хорового произведения и взаимосвязь нюансировки с формой, стилем, тесситурой и темпом.

Методы работы над достижением выразительного пения.

Тема 12. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора.

Виды и художественно-творческие основы работы самодеятельности.

Организационные вопросы в работе самодеятельного хора.

Методы создания. Вопросы самоуправления. Распределение обязанностей. Система занятий. Планирование и учет работы. Обязанности руководителя и взаимоотношения в самодеятельном хоровом коллективе.

Музыкально-учебная и вокальная работа в самодеятельном хоре (работа над репертуаром, разучивание хорового произведения, концертно-исполнительская деятельность коллектива).

Тема 13. Анализ хоровой партитуры.

Подробный разбор плана анализа хоровой партитуры.

IV. МЕТОДИЧЕСКАЯ Литература

Основная

Дмитиевский Г. «Хороведение и управление хором».

Егоров А. «Теория и практика работы с хором».

Краснощеков В. «Вопросы хороведения».

Романовский Н. «Принципы работы над строем в хоре» (из книги «Хоровое искусство» вып. 1).

Соколов В. «Работа с хором».

Чесноков П. «Хор и управление им».

Ушкарев А. «Основы хорового письма».

Дополнительная 

Анисимов В. «Дирижер - хормейстер».

Асафьев Б. «О хоровом искусстве».

Дмитриев Л. «Основы вокальной методики».

Птица К. «Очерки по технике дирижирования».

Попов С. «Организационные и методические основы работы самодеятельного хора».

Пазовский Н.М. «Записки дирижера».

Локшин Д. «Замечательные русские хоры и их дирижеры» (изд. 2-е) Музгиз. 1963

Интернет-ресурсы

http://www.notes.tarakanov.net

http://www.classic-online.ru

http://www.rutracker.org

http://www.ale 07.narod.ru.notes

http://www.ru.scorser.com

http://www.classon.ru

http://www.mirknig.com

http://www.ruknigi.net

http://www.classic-music.ru

http://www.mp3baza.org

http://igraj-poj.narod.ru/

http://www.nlib.org.ua

http://dirigent.ru

http://lib4all.ru/base/B3079/B3079Part14-118.php  




1. School Reform- Pros nd Cons
2. Реферат- Предмет, метод и социальная ценность правовой (судебной) бухгалтерии
3. Профилактические мероприятия в строительстве
4. а и эстетического соответствие костюма эстетическому идеалу времени художественные особенности костюма
5. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ ВВЕДЕНИЕ День Победы над фашистской Германией ~ одна
6. Ромашка в период с 01
7. Лизинг4
8. Окно Овертона социальная технология легализации маргинальных идей и явлений
9. по теме- Часть 3
10. 2 Формы налогового контроля Налоговый контроль проводится налоговыми органами в нескольких формах
11. неприхотливым для восприятия аудиторией
12. Лекция 10 Снотворные средства продолжение Бромизовал Бромурал Седативное действие Легкое сно
13. Лекция ’1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА Вопросы- Общество и экономика
14. тема национальных счетов СНС представляет собой систему взаимосвязанных показателей применяемых для опис
15. Повышение инвестиционной привлекательности привлечение инвестиций и развитие инновационной деятель
16. Задание 1 По данным таблицы 1 определить значения признаков с использованием цифр номера з
17. Формирование структуры водохозяйственного комплекса на существующем водохранилище реки Дон
18. Наверно это нормально что каждый человек должен рано или поздно страдать изза любви
19. А ое
20. Обновленчество