а если можно так выразиться божественным провидением
Работа добавлена на сайт samzan.net:
Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
от 25%
Подписываем
договор
Я объясняю несовершенство мира (и, следовательно, наличие в нем зла), если можно так выразиться, божественным провидением. Для совершенного (существа, разума, Абсолюта, Бога) создать столь же совершенное было бы не сотворением, а самораспостранением. Сотворить человека (сотворить нечто другое, а не размножить самого себя) значило сделать его обособленным от Бога, а быть обособленным от Бога значит быть греховным.
Проблема свободы воли - это проблема выбора между добром и злом; я же не вижу разницы между двумя путями, не вижу альтернативы, так как, нельзя выбрать ни путь служения абсолютному добру, ни абсолютному злу, потому что:
- Добро и зло не могут существовать друг без друга, так как только одно может родить другое; добро рождает зло, а зло добро, и даже понятие одного без другого немыслимо; без зла было бы невозможно представление о добре, понятие добра, желание добра.
- Зло не может существовать без добра, так как само оно ничего не созидает, а для существования его самого необходимо уничтожение и разрушение чего-то другого, а для уничтожения и разрушения чего- либо, требуется существование этого чего-либо, так же, как для смерти необходима жизнь; без добра невозможно было бы понятие зла, представление о зле, желание зла (опять же: нельзя желать уничтожения тому, что не существует);
- Добро не может существовать без зла, так как добро возникает как противостояние злу (небытию, пустоте); добро возникает там, где зло мешает покою и гармонии; так, право на жизнь, совесть, свободу слова родились из отсутствия этих прав; само желание ограничить зло родилось из отсутствия каких-либо ограничений; без зла поэтому невозможно желание добра;
- Зло есть причина движения и изменений; если все благополучно, зачем же что-то менять; без изменений нет движения и развития, а движение и развитие есть добро: можно возразить, что движение и развитие не есть добро, так как человек жаждет покоя, но человек устроен не так, чтобы он мог наслаждаться покоем; абсолютный покой возможен только после смерти, так как при жизни человек должен удовлетворять определенные жизненные потребности, и необходимость удовлетворения этих потребностей мешает пребывать в абсолютном покое.
При этом абсолютный покой равно не является ни добром, ни злом, так как там, где нет изменений, где ничего не происходит, как бы могло возникнуть добро и зло? И если движение и развитие не добро, они, по крайней мере, причина существования жизни (и Бытия).
- Добру и злу нецелесообразно бороться друг с другом, так как борьба всегда ставит конечной целью уничтожение противника; зачем уничтожать то, без чего не можешь существовать?
- Добро и зло и не могут бороться друг с другом, так как взаимно порождают друг друга; зло нельзя победить добром, так как победить противника, напавшего на тебя, значит уничтожить его, а уничтожение всегда является злом; зло также не может одержать победу над добром, так как, уничтожив добро, злу нечего было бы больше уничтожать, а значит, понятие зла исчезло бы, а с ним вместе исчезло бы и зло; а исчезновение зла, конечно, является добром;
- Зло и добро равно необходимы, равно вечны, равно не могут существовать друг без друга, причем и зло и добро равно субъективны, во-первых, потому что плохим бывает и добро, и зло: зло, когда оно бесконтрольно и превышает добро, так как тогда оно выливается во всеобщую резню и угрожает жизни как таковой; добро, когда оно превышает зло настолько, что выступает против применения насилия (безусловно, являющегося злом) даже как средства защиты от зла; добро, выступившее против защиты от зла, неспособно больше от него защищаться, а значит, становится нежизнеспособным;
- Во-вторых, ни абсолютного добра, ни абсолютного зла не существует, абсолютное добро невозможно потому, что добро не возникает без зла, и добро, уничтожившее зло, само станет злом, так как уничтожение есть зло; абсолютное зло невозможно потому, что оно не может существовать без добра, и уничтожив добро, исчезнет само, совершив тем самым добрый поступок, а именно уничтожив зло (при этом без насилия).
Таким образом, чтобы говорить о свободе воли, нужно иметь выбор, иметь альтернативу, иметь, в конце концов, разницу между служением двум противоположностям: если же они обречены взаимно перетекать друг в друга, такой разницы нет; нет и свободы воли, потому что нет выбора, вернее, выбор невозможен, и всегда в итоге служишь и тому, и другому: злу, уничтожая зло (творить добро, не уничтожая зло, невозможно, так как, творя добро, человек уменьшает количество зла в мире; я, конечно, не имею в виду физическое уничтожение зла), и добру, борясь с добром и заставляя исчезать зло.