Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

0413 Место рождения- Будапешт Венгрия Дата смерти-

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

Лукач, Дьёрдь

Дьёрдь Лукач


Дьёрдь Лукач

Дата рождения:

13 апреля 1885(1885-04-13)

Место рождения:

Будапешт, Венгрия

Дата смерти:

4 июня 1971(1971-06-04) (86 лет)

Место смерти:

Будапешт, Венгрия

Школа/традиция:

западный марксизм[1], неомарксизм[1]

Период:

Философия XX века

Направление:

Западные философы

Значительные идеи:

реификация, классовое сознание

Оказавшие влияние:

Гегель, Фихте, Кьеркегор, Маркс

Последователи:

Франкфуртская школа, Школа праксиса, Люсьен Гольдман, Боливар Эчеверриа

Дьёрдь Лукач (урождённый Дьёрдь Бернат Лёвингер, венг. Lukács György; 13 апреля 1885, Будапешт — 4 июня 1971, там же) — венгерский философ-неомарксист, литературный критик. Является одним из основоположников западного марксизма.

Полное венгерское имя Лукача звучит как Дьёрдь Бернат Лукач Сегедский (венг. Szegedi Lukács György Bernát), однако во многих источниках, особенно на Западе, оно передаётся в немецкой форме Георг Бернхард Лукач фон Сегедин (нем. Georg Bernhard Lukács von Szegedin).

Доктор философских наук (1943). Член Венгерской АН (1949, чл.-корр. 1948). Член Союза писателей СССР.

Биография

Родился в состоятельной еврейской семье. Его отец, банкир Йожеф Лёвингер[2] (József Löwinger, с 1891 года (принял христианство и сменил фамилию на венгерскую) — Szegedi Lukács József, с 1901 года (получил потомственное дворянство) — József von Lukács, 18551928), был родом из Сегеда; мать, Адель Вертхаймер (Wertheimer Adél, 18601917), была уроженкой Вены. Разговорным языком в семье был немецкий, так как мать Лукача так никогда и не освоила венгерский[3].

После окончания протестантской гимназии изучал философию в университетах Будапешта, Берлина и Гейдельберга. Окончил отделение права Будапештского университета (1902—1906, защищался в Коловжарском университете:). Степень доктора философии в литературе (1909) за диссертацию диссертацию «Форма драмы», защищался в Будапештском университете. С мая 1912 г. по 1918 г. жил в Гейдельберге.

Во время учёбы в Будапеште сблизился с социалистическими кругами, в частности с анархо-синдикалистом Эрвин Сабо, познакомившего Лукача с творчеством Жоржа Сореля, бывшего в начале века идейным вдохновителем многих левацких и правых движений. С 1904 по 1908 принимал участие в работе театрального кружка, усилиями которого ставились пьесы величайших венгерских и зарубежных драматургов (в их числе были произведения Генрика Ибсена, Юхана Августа Стриндберга, Герхарта Гауптмана), направленные на привлечение в театр рабочих. Занимаясь в кружке, Лукач проявил себя как переводчик, режиссёр и собственно драматург.

Был близок с Георгом Зиммелем, Максом Вебером, Эрнстом Блохом.

В 1914 году женится на русской студентке Елене Андреевне Грабенко, бывшей эсерке. Развод последовал через четыре года: "Семейное счастье Лукача с российской бомбометательницей оказалось недолговечным. Елена вскоре заводит роман с душевнобольным музыкантом, образуется треугольник" [4].

Уже тогда он казался современником значительной величиной — считается, что Томас Манн взял его в качестве прототипа для образа католического реакционера еврейского происхождения Нафты в «Волшебной горе»[4].

Интересно, что часть бумаг Лукача этого периода были сданы им в 1917 году в сейф Немецкого банка и только в 1973 году неожиданно обнаружены[5].

После 1-й мировой войны Лукач вышел из кружка Вебера и занял интернационалистическую позицию. Большое влияние оказала на него Октябрьская революция в России. В 1918 году под влиянием Бела Куна вступил в Коммунистическую партию Венгрии. В 1919 году заместитель, и. о. наркома просвещения Венгерской советской республики, комиссар венгерской Красной армии. После падения республики эмигрировал в Вену, где жил в 1919—1929 годах. Участвовал в подпольной деятельности Коммунистической партии Венгрии.

В 1919 году женится на Гертруд Бортштибер (Jánossyné Bortstieber Gertrúddal, ум. 1963), с которой прожил более сорока лет.

В 1929—1945 годах жил в Москве, с перерывом на 1931—1933 годы, когда находился в Германии.

Вот как аттестовал Лукача секретарь партячейки Института Маркса и Энгельса на заседании Комиссии ЦКК ВКП(б) по проверке и чистке рабочих и служащих от 5 марта 1931 года Ф. Ф. Козлов: "Попал сюда недавно. Околачивался то в одной, то в другой комнате. Долго был без дела. Вообще он философ, но Деборин его как философа не приемлет, посадить его в философский кабинет невозможно. Пытались организовать специальный кабинет "Философии истории", в конце концов Лукач приютился в кабинете Маркса, где заведовал Рязанов. Политическая позиция несомненно с правыми моментами <...> Как философ он известен как уклонист (!)" [5].

Летом 1941 года был подвергнут аресту[6][7] и тюремному заключению.

Зимой 1942 года в Институте философии АН СССР защитил свою работу «Молодой Гегель» как докторскую диссертацию[8]. Сотрудничал с Коммунистической академией и журналом «Литературный критик».

Большое влияние на него в те годы оказал Михаил Лифшиц:

Можно сказать, что я испортил Лукача, но что его отказ от идей «Истории и классового сознания» etc. был связан с нашим знакомством, что в 30-х годах возник другой Лукач, этого отрицать невозможно.

В эти годы Лукачем были написаны работы, собранные в сборнике «Литературные теории XIX века и марксизм» (1937), а также «К истории реализма» (1939), «Исторический роман», «Гёте и его эпоха», «Молодой Гегель» и другие.

Возвращение в Венгрию

В 1945 году возвратился в Венгрию. Был членом Всемирного Совета Мира.

Во время Венгерского восстания 1956 года был министром культуры в правительстве Имре Надя, за что впоследствии был исключён из партии (позже восстановлен). После подавления восстания скрывался в посольстве Югославии, был выманен и интернирован в Румынию. возвратился в Венгрию в 1957 году.

В 50-х годах Лукач продолжает работу в области марксистской эстетики, систематическое изложение которой приводит в книге «Специфика эстетического» (1963). В двух первых томах этой работы содержится анализ принципов реализма в искусстве с позиции теории отражения. Эти взгляды Лукача вызвали критику со стороны Франкфуртской школы, Роже Гароди и других.

В нач. 1960-х высоко оценивает А. Солженицына как автора произведений, «сокрушивших бастионы сталинизма»[9].

Надгробие

Лукач умер в Будапеште[10] после нескольких месяцев страданий от рака лёгких[11].

 Будапештская школа

Хотя в конце жизни у Лукача было много учеников, которых иногда объединяют под общим термином «Будапештская школа» (Агнеш Хеллер, Дьёрдь Маркуш, Ференц Фехер, Михай Варга), и они продолжали философские поиски учителя в русле неортодоксального марксизма, но после смерти Лукача все ключевые представители Будапештской школы отреклись не только от него, но и вообще от марксистских идей. Большинство из них, лишённые возможности преподавать в Венгрии, эмигрировали в Австрию, где окончательно встали на позиции социал-либерализма. Агнеш Хеллер, дольше других сохранявшая преданность левой идее, за последнее десятилетие перешла к неолиберализму и неоконсерватизму.

 Премии и награды

  •  Премия имени Кошута (1948, 1955).
  •  Юбилейная медаль СССР в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина
  •  Премия Гёте (1970)

 Основные работы

  •  Душа и формы (1910)
  •  История развития современной драмы (1912)
  •  Теория романа (1920)
  •  История и классовое сознание (1923)
  •  Ленин: очерк взаимосвязи его идей (1924)
  •  Литературные теории XIX века и марксизм (1937)
  •  К истории реализма (1939)
  •  Исторический роман
  •  Гёте и его эпоха
  •  Молодой Гегель
  •  Специфика эстетического (1963)
  •  Разрушение разума (1954)

 Книги на русском

  •  Литературные теории XIX века и марксизм. М., 1937.
  •  К истории реализма. М., 1939.
  •  Борьба гуманизма и варварства. Ташкент: Гос. изд. УзССР, 1943.
  •  Своеобразие эстетического. М.: Прогресс, 1т.-1985, 2т.-1986, 3т.-1986, 4т.-1987.
  •  Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М.: Наука, 1987.
  •  Лукач Д. Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей / Авт.вступ.статей С.Н.Земляной. — М.: Междунар. отношения, 1990. — 141 с. — ISBN 5-7133-0356-Х
  •  Лукач, Д. Письмо Альберто Кароччи // Философские науки. — 1989. — № 6. — С.102-104
  •  Лукач, Д. По поводу дебатов между Китаем и Советским Союзом // Философские науки. — 1989. — № 6. — С.105-111
  •  Лукач, Д. Демократическая альтернатива сталинизму // Коммунист. — 1990. — № 14. — С. 34-46
  •  Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены / Д. Лукач; Пер. с нем. И. Н. Буровой, М. А. Журинской; Общ. ред. и вступ. ст. И. С. Нарского, М. А. Хевеши. М.: Прогресс, 1991. 410 с.
  •  История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике. М.: Логос-Альтера, 2003.
  •  Лукач, Г. Буржуазность и l’art pour l’art: Теодор Шторм  (PDF) // Логос. — 2006. — № 1. — С. 116—137.
  •  Политические тексты. М.: Три квадрата, 2006. ISBN 5-94607-067-3

 О Лукаче

Н. Бердяев в работе «Истоки и смысл русского коммунизма» назвал Лукача, «венгерца, пишущего по-немецки» «самым умным из коммунистических писателей» (М., 1990, с. 82, 87).

  •  Ойзерман Т. И. Дьердь Лукач как исследователь философии Гегеля // Вопросы философии. № 11. 1985.
  •  Жижек С. Г. Лукач — философ ленинизма // История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике. М.: Логос-Альтера, 2003. (сокр. вариант)
  •  Дмитриев А. Н. Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя Франкфуртская школа (1920—1930-е гг.). — СПб.; М.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге; Летний сад, 2004. — 528 c. — (Труды факультета политических наук и социологии; Вып. 10.) отрывки
  •  Земляной, С. Духовные искания молодого Лукача  (PDF) // Логос. — 2006. — № 1. — С. 109—115.
  •  Поцелуев С. П. «История и классовое сознание» Д. Лукача: теория «овеществления» и романтический антикапитализм. // Вопросы философии.1993 № 4.
  •  Ишицука Ш. Понятие природы у Лукача и Гуссерля. Перевод В. В. Бибихина. // Философия и человек. М., 1993. Ч. II. С.224-227.

 Примечания

↑ Показывать компактно

  1.  1 2 Земляной С. Н. http://ecsocman.edu.ru/data/2010/11/30/1214822650/Lukas1.pdf С. 8.
  2.   Отец Георга сделал феноменальную карьеру финансиста и видного деятеля политических кулис: в 1906 году он стал директором Венгерского кредитного банка, крупнейшего в Венгрии; в 10-е гг. был близок к премьер-министру И. Тисе, в 20-е гг., при Хорти, приговорившем его сына-коммуниста к смертной казни, он сохранил свое влияние в финансовой и политической жизни Венгрии – фактически до своей смерти в 1928 году [1].
  3.   Judith Marcus и Zoltán Tarr. Предисловие к «Georg Lukács: theory, culture, and politics», стр. 123
  4.   Лукач возвращается. Независимая газета (19 февраля 2004). Проверено 13 августа 2010.
  5.   «В 1973 году на глаза одному из служащих Гейдельбергского Немецкого банка попалась небольшая книжка Фрица Раддаца, вышедшая в свет в Гамбурге (1972) и посвященная Георгу Лукачу. Банковскому клерку пришла в голову неожиданная мысль: а не являются ли герой книги Раддаца и неизвестный персоналу банка клиент Георг фон Лукач, 7 ноября 1917 года положивший на хранение в сейфе Немецкого банка объемистый чемодан, но так за полвека с лишним его не истребовавший, - не являются ли эти Лукачи одним и тем же лицом? После сличения биографических данных обоих Лукачей соответствующая служба Немецкого банка в Гейдельберге пришла к однозначному выводу: да, это один и тот же человек. Попавшая в СМИ информация об этой находке и ее хозяине, который к тому времени уже полтора года покоился в могиле, стала одной из сенсаций в немецкой прессе. В чемодане оказались ценнейшие источники, проливающие новый свет на биографию и творчество молодого Лукача в 1902–1917 годы: 1600 писем, записные книжки, дневник и рукописи произведений, которые не были завершены философом...» http://magazines.russ.ru/voplit/2009/1/ze3.html
  6.   «допрашивавшего Лукача следователя НКГБ сержанта Пугачева поставили в тупик обстоятельства вступления в 1918 году философа в Компартию Венгрии - через неделю после того, как он опубликовал в буржуазном журнале статью "Большевизм как моральная проблема", где, по его собственной формулировке на допросе, "отрицал насилие вообще, тем самым объективно отрицал насильственный захват власти пролетариатом"» [2].
  7.   Следователи НКГБ, допрашивавшие Лукача, втолковывали ему: "Напрасно вы пытаетесь выдавать себя за коммуниста, марксиста. В теории вы были идеалист, а в области практики — оппортунист, фракционер. А попросту — вы были на службе иностранных разведок — шпион" [3].
  8.   оценивали его диссертацию Юдин, Розенталь, Максимов (при оппонентах Асмусе, Быховском, Кольмане).
  9.   Р.Н. Блюм и современная левая теория | Игорь Розенфельд
  10.   Georg Lukacs (person)@Everything2.com
  11.   Internationale Georg-Lukács-Gesellschaft e.V




1. тема категорий политической социологии и ее функции.html
2. Реферат- Рейганоміка
3. Участие прокурора в гражданском процессе.
4. УРЕМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ Целью данной работы явилась попытка обобщить литературные и собственные данные в э
5. История самолетостроения
6. Герпетическая инфекция
7. Реферат- Милтон Фридмен
8. дробившиеся части в нечто целое
9. Уровни управления системой образования
10. Шины
11. Информация и знание Неопределенность понятия информации Еще одно определение информации Отличие инфо
12. 3000-6 Требования к проектированию ДНС
13. Вестнике Европы было напечатано его стихотворение К другу стихотворцу
14. Реферат- Методология исследования соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентаций
15. Законы кармы
16. ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
17. Тема 1 Спектральное представление колебаний Лекция 1 Спектральное представление негармонических перио
18. Расходы и доходы предприятия ООО ТНТ Продакшн
19. Агентские договора.html
20. Международный институт трудовых и социальных отношений Витебский филиал УТВЕРЖ