Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ФИЛОСОФСКИЙ КОНЦЕПТ Попов Михаил Андреевич Выполнил-

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 6.11.2024

Министерство образования и науки Российской федерации (Минобрнауки России)

Томский государственный университет (ТГУ)

Философский факультет

Кафедра онтологии, теории познания и социальной философии

СИБИРСКАЯ НАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ КОНЦЕПТ

Попов Михаил Андреевич

Выполнил:

                                 студент группы № 1202

                                                                                                     Попов М. А.

                                                                               

Проверил(а):

к. филос. н., доцент

                                                                                                  Агафонова Е. В

                                                                           

                               

Томск 2013

Разговор о сибирской национальной идентичности как объекте социально-философского дискурса и о сибирском национализме как способе самопрезентации этой идентичности стоит начать с фундаментальных терминологических и методологических моментов. Какими способами и через какие понятия мы можем дать определение термина «сибирская нация», «сибирская национальная идентичность»? В каком из смыслов мы можем говорить здесь о «национализме»? Какой методологической позиции мы придерживаемся при анализе вопроса о сибирской нации и ее существовании в современном социофилософском дискурсе? - именно на эти вопросы мы должны ответить перед началом более серьезного анализа.

Первым из них стоит разобрать вопрос о методологическом подходе — как наиболее фундаментальный.

В современном социофилософском дискурсе существуют три основных подхода к проблеме нации и национализма — нативизм (примордиализм), инструментализм и конструктивизм [1, с. 12]; подавляющее большинство систем, разработанных философами, исследовавшими разные аспекты этой проблемы, принадлежат к одной из этих систем — исключения редки.

Первая позиция наиболее часто используется в работах философов XIX — начала XX веков; так, среди наиболее известных ее приверженцев были К. Маркс, Ф. Энгельс, отчасти — Л. Н. Гумилев. В ее рамках, напротив, нация постулируется как нечто изначально заданное, как некий объективно существующий конструкт, биологически и генеалогически однородный, социально утвержденный и завершенный от начала своего существования и не подразумевающий какого-либо дополняющего его социального конструирования.

В рамках второй позиции — часто смешиваемой в работах современных исследователей с конструктивизмом [1, с. 12], - нация понимается как конструкт целиком искусственный; не просто созданный, но созданный целенаправленно и безосновательно, чуть ли не фальсифицированный — либо в ответ на какие-то вызовы окружающей среды, либо же просто во имя каких-то целей его создателей.

В качестве же наиболее ярких примеров третьей концепции приводят, как правило, работы Б. Андерсона [2] и Ж. Ренана (которые, впрочем, во многих моментах близки к инструментализму); концепция эта предполагает описание нации как абсолютно конструируемого концепта — следуя определению самого Андерсона, нация есть  «воображенное политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное» [2]. Говоря упрощенно, в рамках радикального конструктивизма (смыкающегося, как мы уже говорили, с инструментализмом) нация так или иначе понимается как сообщество целиком вымышленное, основанное лишь на самоосознании группой индивидуумов их, по сути, мнимой принадлежности к единому смысловому полю, концептуальному скелету, идентифицируемому в качестве «национального единства».

Такая расстановка приоритетов логически требует некоего самоопределения в ограниченном ими поле. Возникает следующий вопрос: какой позиции мы будем придерживаться конкретно в данной работе, говоря об определении сибирской нации?

На наш взгляд, наиболее адекватным выбором в данном случае будет принятие за основу концепции, во-первых, достаточно медиальной, далекой от абсолютных крайностей инструментализма и примордиализма; во-вторых, достаточно адаптивной, открытой для внесения неких поправок, отражающих нашу точку зрения; и, наконец, уже использовавшейся для исследования сколь-нибудь схожей проблематики. Такая концепция существует; она была описана и использована в 2010 году А. В. Сушко в его работе «Процессы суверенизации народов Сибири в годы Гражданской войны».

Основной тезис данной концепции состоит в предположении о возможности выделения в социальной философии двух значений термина «нация». С одной стороны, в рамках одного из определений нация понимается как этнический, этнополитический концепт — как этническая группа, объединенная общим происхождением и при этом «имеющая свою государственность или претендующая на таковую» [1, с. 11]. С другой стороны, существует и противоположный подход, в рамках которого нация понимается как гражданская общность —  некий коллектив граждан одного и того же государства, объединенных общими ценностями и общим смысловым полем (фундируемым, заметим, интеллектуалами-националистами [1, с. 11]). Сам А. В. Сушко в рамках своего исследования утверждает наибольшую адекватность конструктивистской парадигмы — причем именно «медиального» ее варианта; насколько этот вариант далек от крайностей нативизма и инструментализма в чистом виде, настолько же он адаптивен в плане возможного включения в себя наиболее значимых и непротиворечивых заимствований из этих парадигм. Кроме того, сам автор, во-первых, пишет об медиальном конструктивизме как о парадигме, способной через определение в его рамках национализма («мировоззрение, идеология и политическая деятельность, основу которых соствляет трактовка нации как высшей ценности и формы общности») если и не снять дуализм этнополитического и гражданского понимания нации, то хотя бы свести их в какое-то единое русло; во-вторых,описывает и теоретически обосновывает свое понимание нации как социофилософского конструкта: «мы признаем национализм и нации социально-историческими конструктами, появившимися в истории России в момент активной модернизации общества, проходившей в условиях революционного творчества. Их появление и существование объясняется рациональными факторами: на макроуровне — объективными культурными и социально-экономическими факторами (конструктивизм смыкается с натурализмом), на микроуровне — субъективным осознанием их индивидами и активным участием политических элит в конструировании современных наций (конструктивизм смыкается с инструментализмом)» [1, с. 13].

Итак, концепция А. В. Сушко отвечает всем выдвинутым выше критериям; однако стоит обозначить несколько дополнений, которые мы внесем в нее в рамках данного исследования.

Во-первых, апеллируя отчасти к работам Л. Н. Гумилева - умеренного представителя натурализма, - мы примем положение об этносе (генеалогически и биологически связанной общности) как основе нации. Проще говоря, мы не отождествляем нацию с кровнородственной общностью (как это делается в рамках натурализма), однако считаем, что, во-первых, те ценности и смыслы, которые в дальнейшем объединяют нацию как гражданский, внеэтнический конструкт, создаются на базе одной или нескольких этногрупп.

Во-вторых, мы несколько пересмотрим вопрос о соотношении этнического и гражданского определения нации. На наш взгляд, несмотря на рамки принятого в данной работе за методологическую основу конструктивизма, мы все же можем «воскресить» несколько чуждое ему понятие этнополитической нации — но уже как части нации гражданской (могущей, в свою очередь, включать много более одной этнонации). Соответственно, этнонация может выступать предтечей гражданской нации, «пред-стадией» ее формирования.

В-третьих, в силу расхождения в данном пункте с исходной концепцией, стоит обозначить конкретнее предмет нашего исследования. Таковым выступает не общее множество народов (этнонаций, если здесь применим этот термин) Сибири, но иные, хотя и родственные ему, конструкты: во-первых, это сибирская этнонация, т. н. чалдоны или старожилы; во-вторых, это общесибирская гражданская нация (хотя о ней здесь будет сказано скорее в плане некоего общего обзора, а не глубокого анализа).

Обозначив предмет, определим, в какой последовательности и с какой целью мы будем проводить его анализ.

Цель нашего анализа — доказать, во-первых, что интересующая нас общность,  показывает, начиная с определенного этапа своего развития, признаки этнонации (а не просто этнической общности); во-вторых,  что вокруг нее и на ее основе к началу XX века сложилась определенная гражданская нация; в-третьих, что результат рассмотренного нами нациогенеза в той или иной форме существует и в наше время. Для доказательства этих положений кратко рассмотрим и интерпретируем исторические данные о формировании предполагаемой старожильческой этнонации.

Ядро старожильческого населения Сибири было сформировано в XVII — XIX веках переселенцами из-за Урала; большую часть из них составляли староверы, бежавшие от преследований с беломорского побережья, с северного Урала, из-под Вятки и из севернорусских земель — бывших владений вольного Новгорода.  Уже один этот факт способствовал консолидации первопроходцев — их объединяли отличные от официального стандарта вера, язык (очень архаичный северный диалект, давший начало сибирским старожильческим говорам) и происхождение. Кроме того, существуют предположения о возможной реконструкции еще более древнего слоя чалдонской культуры, восходящей к переселенцам из донских земель и землепроходцам из Новгорода  IX — XII веков — так, в пользу этого говорят некоторые лингвистические доводы — например, существование в наиболее архаичных вариантах сибирских говоров слова «комонь», в литературном русском сменившегося современным «конь» не позднее начала XV в., или же единственное вне Сибири проявление слова «чалдон» - хоть и в ином значении, - лишь в севернорусских говорах. [3] Еще один важный элемент старожильческого населения — потомки переселенцев XVII — XVIII веков, в основном свободных крестьян и направленных в Сибирь на государственную службу казаков.

В контексте нашего иследования особенно важен тот факт, что уже к XVIII веку в среде городского населения Сибири формируется региональная самоидентификация себя как сибиряков; население же сельских районов (в том числе и «потаинных» деревень Алтая и Енисейской губернии, основанных беглыми староверами) в этот период обретает двойную этноконфессиональную самоидентификацию как кержаков / чалдонов (первое — более конфессиональная самоидентификация, второе — этническая).

Следующим этапом было обретение почти что полной этнической идентичности; по крайней мере, самоидентификация сибиряков к 1860-1880 годам приближается к этнонациональной настолько, насколько только это было возможно при условии сохранения отчасти способов самоидентификации, характерных для аграрного общества — с их самоидентификацией себя как «местных», а всего внешнего как «чужого» без определения каких-либо связанных с этим четких категорий, - и при доминанте в обществе наднациональной самоидентификации любого добропорядочного члена общества как «русского» только на основе подданства русскому царю, общения на русском языке и, произвольно, православного вероисповедания (так, известны случаи, когда татарские и мордовские переселенцы — первые при этом не были даже православными — самоидентифицировали себя как русских на основании подданства Российской империи  [4]). Кроме самоидентификации, в данном случае важен еще и факт создания уже к XIX веку некоего особого сибирского старожильческого менталитета, подробно описанного Л. М. Путиловой, некоего таксономического национального самосознания, опиравшегося на «...идеал свободной, сытой жизни, свободного труда «на себя» <...> с конкретными, реальными результатами. … Патриотизм по-сибирски... - это и верность традициям, верность сохраняющимся праздникам, обычаям и правилам поведения в обществе... Ярко выраженный индивидуализм и практичность старожилов предопределяли отношения, построенные на видимости купли-продажи... Старожилов отличали качества упорства, настойчивости, твердости духа и смелости, предприимчивости при одновременной диковатости, угрюмости, грубоватости...» [6]

Основным катализатором приобретения этнической идентичности стал хоть и незначительно, но все же усилившийся поток переселенцев из-за Урала. Если до этого разграничения между старожилами и поселенцами практически не существовало, то теперь оно появилось — и обрело свое косвенное обоснование в культурных различиях старожилов (сохранявших традиции севернорусских земель XV — XVI веков) с новыми соседями. Несмотря на достаточно мирный характер соседства, оно все же вызвало консолидацию коренных сибиряков как «других» по отношению к русским переселенцам [5]; это состояние, помимо прочего, было зафиксировано в первых областнических манифестах.

Окончательно же консолидировало сибирскую этнонацию и подтолкнуло процесс формирование сибирской гражданской нации массовое переселение крестьян в Сибирь из западных районов России и Белоруссии.  Массовые переселения русских крестьян в Сибирь показало местному населению все различия между ними и «расейскими» и вызвало бурный рост этнической самоидентификации; а областники во многом усилили и подчеркнули этот рост своими работами. Так, согласно М. Л. Бережновой, «в произведениях, созданных до начала массового переселения жителей Европейской части России в Сибирь еще не ставились вопросы о том, существует ли фактор, объединяющий представителей всех этих групп (т.е. всех сибиряков), каковы исторические судьбы отдельных групп населения, кто противостоит всем сибирякам как некоему единству. С началом массовых переселений в Сибирь в 1890-х гг. ситуация меняется». [3] Русские крестьяне, приезжавшие из-за Урала, воспринимались старожилами с неприязнью: вызывала удивление и непонимание их одежда и обувь, отмечалась их нечистоплотность по сравнению с чалдонами, встречались с непониманием их диалект и традиции, их религиозность; кроме того, в старожильческом обществе бытовало весьма негативное мнение о нравственных качествах переселенцев, зафиксированное писателем-областником Г. Г. Гребенщиковым [7]. Кроме замеченной практически всеми наблюдателями консолидации чалдонов и появления четкого разделения между ними и «рассейскими», шло также и сближение старожилов со «староселами» - переселенцами XIX века [5]; на фоне новых переселенцев, разительно отличавшихся от обеих групп по культуре и обычаям, сращивание двух групп в одной идентичности — по сути своей близкой к гражданско-национальной, но менее сконцентрированной на вопросе собственной государственности — шло намного легче.

Финальной фазой формирования сибирской национальной идентичность стал период 1890-1917 гг.; именно тогда, под влиянием работ областников, сложилось классическое представление о сибирской нации. Окончательно сформировавшаяся еще в период 1880-1900 гг. этнонациональная старожильческая идентичность (описанная, например, Г. Н. Потаниным, А. В. Адриановым и И. И. Серебренниковым [1, с. 21]) часто становилась объектом публицистических и идеологических изысканий, в то время как гражданская идентичность (после 1917 года тесно связанная с идеей «автономной Сибири») включала в себя все новых и новых участников — как старожилов и «староселов», так и переселенцев последних предреволюционных лет [1, с. 20-22]; именно тогда сложилась идеологическая концепция, которую А. В. Сушко прямо называет «сибирским национализмом».

Впрочем, уже к 1918 году активность областнических кругов резко упала в силу прихода к власти в Омске сначала эсеров - а затем и Колчака, известного своими гиперцентралистскими взглядами [8] [9]; а после падения Омска и ухода Сибирской армии Колчака на Дальний Восток говорить о каком-либо направленном развитии дискурса не приходилось тем более.

Однако не следует думать, что с уходом областников вслед за Белой армией вопрос национальной самоидентификации населения был сведен к исходным позициям. Этнонациональная самоидентификация местного чалдонского населения оставалась прежней — пусть и на уровне малой субэтнической группы в рамках русского этноса; кроме того, в течение всего периода существования СССР — вплоть до 1990х гг., - коренное население Западной Сибири сохраняло идентичность, которую можно условно назвать «промежуточной» - с одной стороны, по освещению в культуре и по приоритетности для населения она явно превосходила субэтническую, с другой — в роли национальной идентичности не могла соперничать с традиционной русской. Такое положение отражают и результаты опросов, приводимые М. Л. Бережновой [3].

Итак, из приведенных фактов мы можем сделать следующие выводы.

Во-первых, предположение, сделанное нами при начале исследования, оправдалось; приведенных фактов, на наш взгляд, достаточно для подтверждения существования сибирской этнонациональной и гражданской идентичности в периоде вплоть до 1917 года.

Во-вторых, на основе обрисованных в данном исследовании фактов, на наш взгляд, можно сделать вывод о потенциальной возможности реактуализации описанного нами дискурса в наше время, в современной культурной и социально-философской обстановке. Более того — реактуализация такая уже происходит, причем довольно активно; однако в наши цели не входило рассматривать и анализировать ее — область современной внутрисибирской творческой культуры, формируемой в рамках данного дискурса, слишком широка для рассмотрения в данной работе.

В-третьих, исследованный нами дискурс открывает возможности для философской концептуализации нескольких весьма немаловажных понятий — например, концепта сибирского национализма как дискурсообразующего понятия в современной политической и социофилософской среде.

Библиография

  1.  Сушко, А. В. Процессы суверенизации народов Сибири в годы Гражданской войны: монография / А. В. Сушко. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. - 336 с.
    1.  Андерсон, Бенедикт. Воображаемые сообщества. М.: Канон-Пресс-Ц Кучково поле, 2001 — 286, [2] с.
    2.  История. Культура. Общество: Междисциплинарные подходы: Программы специализированных курсов и тексты лекций: В 2 ч. - М.: Аспект Пресс, 2003. Ч. II: История и культурология / Под ред. Л. П. Репиной и Г. И. Зверевой. - 623 с. / Бережнова М. Л. Русские Сибири: Сложение идентичности. С. 315 — 354.
    3.  Дедлов В. Л. Переселенцы и новые места. Панорама Сибири. М.: [б. и.], 2008.   - 451, [1] с.
    4.  Липинская, Виктория Анатольевна. Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае XVIII - начало ХХ века. М.: Наука, 1996 - 272 с. ил.
    5.  Проблемы сибирской ментальности [сборник статей] С.-Петерб. гос. ун-т, Фак. социологии [и др. ; под общ. ред. А. О. Бороноева]. СПб: Астерион, 2004 - 307 с.: ил. 21 см / Путилова Л. М. Проблема обусловленности исторических форм поселения и менталитета Сибири. С. 60 — 69.
    6.  Серебренников Н. В. Опыт формирования областнической литературы. Томск, Изд-во Том. Ун-та, 2004 - 307 с. [1] л. ил.
    7.  Из истории социальной и общественно-политической жизни советской Сибири: Сб. статей / отв. ред. М. Е. Плотникова. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. - 153 с. / Наумова Н. И. Панславизм в политике колчаковщины. С. 51 — 56.
    8.  История белой Сибири: материалы пятой научной конференции, 4-5 февраля 2003 года. Кемерово, Кузбассвузиздат, 2003 - 295, [1] с. / Шевелев Д. Н. Белая Сибирь: политическая риторика, репрезентация власти и мир повседневности. С. 83 - 89  




1. Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды специальной обуви и других средств инди
2. Особенности формирования и пути развития платежной системы Республики Беларусь
3. Средневековье - цивилизация мужчин
4. Вторично-ионная масса спектрометри
5. Тема ВООБРАЖЕНИЕ Общая характеристика воображения Виды воображения Психологические механизмы вообр
6. через и logos слово речь это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами
7. то днем во время отлива мистер Избистер молодой художник временно остановившийся в Боскасле отправился к ж.html
8. Введение Формат материнской платы персонального компьютера до недавних пор считался одним из немно
9. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філософських наук.1
10. єдиний податок як форма оподатковування є дуже вигідною для приватних підприємців і для деякої групи юриди
11. Откровение Бога проявляющееся в его имена
12. тематик Теодор Калуца предложил довольно смелую и в некотором роде эксцентричную идею
13. Русского слова2 в гетрах и с сигарой схватил со стола телеграмму и привычными профессиональными глазами
14. Боция лохахата разведена
15. статья 12 и обеспечения единого порядка организации на предприятиях в учреждениях и организациях связи рабо
16. L0g Цели и миссия организации- Главная цель изменить жизнь к лучшему а эффективность бизнеса становится е
17. финансовые институты- типы и специфика деятельности Функции денег как средства обращения Эволюция б
18. Кадастр т~сінігіне аны~тама беріп оны~ ма~саты мен міндеттерін т~сіндіріп сипатта~ыз
19. полезной деятельностью Нижегородский государственный университет им
20. АК Транснефт АА~ны~ м~най ~~бырлары ж~йесі ар~ылы 95 млн