Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Л.Н.Тарасова
Основы психологии субъекта
Саранск, 2004
УДК 159.923 (075.8)
ББК Ю9
Т 191
Рецензенты
доктор психологических наук, профессор Н.И. Мешков
кандидат психологических наук, старший преподаватель Р.Д.Чуманина
Издание осуществлено при финансовой поддержке по проекту
научной программы «Университеты России» УР.10.01.017
Тарасова Л.Н.
Основы психологии субъекта. Саранск, 2004. - 92 с.
В учебном пособии излагается одно из наиболее перспективных и динамично развивающихся направлений в современной отечественной психологии субъектный подход, который пришел на смену господствующим долгое время когнитивистским и бихевиористским ориентациям. Представлены основные методологические положения субъектного подхода в сравнении с традиционными методологиями. Субъект рассматривается в целостности и системности своих структурных характеристик. Излагаются современные представления о психологии познания. Анализируются проблемы психологии понимания и интерпретации.
Пособие предназначено для студентов и аспирантов, специализирующихся в области психологии, педагогики, философии и других гуманитарных наук.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современная отечественная психология переживает этапный момент своего развития. Идет интенсивное проникновение психологии в различные области человеческой деятельности в политику, образование, бизнес, управление, рекламу и т.д.; стремительно оформляются различные виды практико-психологической помощи населению. Психология перестает быть просто академической наукой, областью занятий сравнительно немногочисленного профессионального сообщества. Она все более обретает облик массовой деятельности, становится подлинно практико-ориентированной наукой, призванной решать конкретные человеческие проблемы в различных сферах жизни.
Интерпретация психики в классической психологии сводилась, как правило, к двум основным моментам: она понималась, во-первых, как механизм отражения объективной, противостоящей человеку реальности, и, во-вторых как механизм адаптации индивида к этому миру. Сдвоенная работа именно этих двух механизмов как раз и задает все содержание психического ее структур, функций, свойств, процессов. Подобная интерпретация фактически и определяет облик как называют ее ряд авторов «психологии психики» (К.А.Абульханова, А.В.Брушлинский, В.В.Знаков, В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев и др.).
В.П.Зинченко еще в 90-ых гг. обратил внимание на необходимость смены парадигмы в изучении сознания: «нужно бодрствующее сознание, а не только бодрствующий мозг». Психология, как указал еще С.Л.Рубинштейн «не может ограничиться абстрактным изучением отдельных функций; она должна, проходя через изучение функций, процессов и т.д., в конечном счете приводить к действительному познанию реальной жизни, живых людей».
Понимание и практической востребованности психологического знания, и необходимости обращения психологии к человеку вообще, а не только к его отдельным психическим свойствам, процессам, функциям и т.д., привело к кардинальным, затрагивающим сами основы научного знания изменениям в системе ориентаций современной психологии, что привело к постановке принципиально новых теоретических проблем. Речь идет об особом типе научности психологических знаний, который должен позволить нам вообще выйти за пределы плоскости «представлений о…», а именно о принципиальном антропоцентризме психологических знаний, делающих их, по замечательному выражению В.П.Зинченко, «живым знанием, которое только и способно удержать и воспроизвести саму возможность человеческой реальности во всей ее полноте и целостности».
Авторитетный отечественный психолог В.А.Пономаренко много сил отдавший психологии летного дела, в результате пришел к выводу о необходимости перехода от традиционного изучения психических свойств, функций, профессионально-важных качеств летчиков-испытателей к целостному исследованию личности, осуществляющей полет, ищущей и находящей смысл своей профессии, своей жизни, борющейся за свободу, честь, достоинство, духовно совершенствующейся. В 2001 году он написал: «Мне очень жаль себя и психологов, обездоливших науку психологию своим пренебрежением к исследованиям души».
В отечественной психологии и философии неоднократно делались и делаются до сего дня попытки вырваться из узких пределов «психического вообще» к полномасштабной интерпретации категории «человек», чтобы понять и само психическое. Интерес к «человеку экзистенциальному» сегодня является одной из самых заметных тенденций современного человекознания. Здесь важны прежде всего работы, выполненные в русле гуманитарно ориентированной психологии, экзистенциальной и религиозной психологии. В психологии это, главным образом, исследования К.А.Абульхановой-Славской, А.Г.Асмолова, Б.С.Братуся, А.В.Брушлинского, Ф.Е.Василюка, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, В.П.Зинченко, Л.Ф.Обуховой, А.Б.Орлова, А.А.Пузырея, В.М.Розина, С.Л.Рубинштейна, В.И.Слободчикова и других.
Становится все более очевидным, что существующее кризисное состояние современной психологии в большой степени обусловлено безликой естественнонаучной методологией психологических исследований, теряющих сущность человека в биологических и социальных факторах. Развитие психологии немыслимо без целостного осмысления образа человека, без построения концепций, учитывающих всю полноту его духовной жизни. Происходящий парадигмальный сдвиг в системе ориентаций современной психологии связан с акцентуацией на интегративность и целостность психических явлений, переходом от максимально обобщенных проблем к проблемам индивидуального развития человека, конкретных ситуаций бытия человека и целостного их понимания, сдвигом исследований с объекта к субъекту, В этом преодолеваются недостатки «бессубъектной» психологии. На актуальность специальной разработки данных проблем указывает все более возрастающий поток публикаций, в том числе работы А.В.Брушлинского, В.П.Зинченко, В.В.Знакова, В.В.Давыдова, К.А.Абульхановой-Славской, В.А.Пономаренко, В.Д.Шадрикова, В.И.Слободчикова, П.Козловски, Е.Б.Старовойтенко, В.А. Барабанщикова, Б.Нечипорова, С.С.Хоружего и многих других.
Глава 1. Методологические основы
субъектного подхода
§ 1.1. От когнитивистского подхода к экзистенциальному
Сегодня поиск детерминант психики человека осторожно перемещается от всеобщей природной обусловленности к социальным и общекультурным детерминантам, а также и в область духовных детерминант психического. Эти искания всегда обнаруживали, по меткому выражению В.И.Слободчикова, «нищету психологии», не способной выстроить свои собственные основания, свою хотя бы относительную самодостаточность. Проблема психологии человека, тем более развития человека не может сводится ни к проблемам происхождения и развития психики, ни к проблемам становления ее структур и функций, которые всегда изучала классическая общая психология как естественнонаучная дисциплина. Если человеческая психика это одно из свойств человеческой реальности вообще, то для понимания этого свойства (выражения его в научных понятиях) необходимо иметь хотя бы минимальное представление о сущности того, свойством чéго оно является (т.е. об этой самой человеческой реальности) (2). Предмет изучения психологии человека не может также сводиться ни к множеству функций и свойств психики, ни к многообразию психических процессов и структур. До сих пор остается верной оценка психологии, данная русским историком В.О.Ключевским в начале XX в.: раньше психология была наукой о душе, а теперь стала наукой об ее отсутствии. Психология должна строить собственное представление о сущности человека, чтобы иметь возможность говорить о его свойствах, в том числе и о психических. Слово «псюхе» в переводе с греческого означает «душа», и В.П.Зинченко справедливо указывает на то, что в результате изгнания души из психологии мы получили бездушную психологию.
В отечественной психологии и философии делались попытки преодоления узости пределов «психического вообще» к полномасштабной интерпретации категории «человек». В психологии экзистенциальная направленность выражена в исследованиях К.А.Абульхановой-Славской, А.Г.Асмолова, Б.С.Братуся, А.В.Брушлинского, Ф.Е.Василюка, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, В.П.Зинченко, Л.Ф.Обуховой, А.Б.Орлова, А.А.Пузырея, В.М.Розина, С.Л.Рубинштейна, В.И.Слободчикова и др.
В конце XX в. наметилось смещение интересов многих психологов с когнитивной парадигмы на экзистенциальную, переход от изучения отдельных психических процессов и явлений к анализу целостных ситуаций человеческого бытия. Когнитивисты в традициях естественно-научного эксперимента выявляют общие закономерности психического развития человека, факты и правила. Такой подход основан на «вертикальном мышлении», предписывающем «сверху» открытые общие закономерности как обязательные для всех членов сообщества законы. Экзистенциально ориентированные психологи предпочитают специфические детали обобщенным признакам, ориентируясь не столько на поиск фактов, событий, явлений, сколько на то, какой смысл они имеют для конкретного субъекта, на выявление ценностно-смысловой позиции субъекта, оказывающей решающее влияние на формирование индивидуальных смыслов. Этим демонстрируется «горизонтальный» способ мышления, фокусирующийся на взаимоотношениях конкретных людей в определенных отражаемых, переживаемых ими ситуациях.
В качестве примера такого «горизонтального» способа понимания можно привести следующую притчу. При дороге стоял ствол засохшего дерева. Ночью прошел вор и испугался: он подумал, что это стоит полицейский. Прошел влюбленный юноша и сердце его радостно забилось: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный страшными сказками, расплакался: он подумал, что это привидение.
Описанный в этой притче тип восприятия выходит за рамки когнитивистского подхода, направленного на исследование того, чтó объективно отражается в сознании субъекта (ствол дерева), т.е. на обобщенные характеристики объекта. В экзистенциальном подходе акцент смещается на то, кáк интерпретируется объект в индивидуальном сознании субъекта, т.е. субъективно-специфические характеристики объекта. В исследовании мышления, например, как пишет М.А. Холодная, акцент переносится с изучения того о чем человек думает к тому, как он думает.
Человек зарождается, рождается и живет в системе реальных (а не просто абстрактно-общественных) разнородных связей с другими людьми, не в качестве отдельного тела в пространстве тел физической реальности, а в культурно-историческом поле наличной социальности, наличных форм деятельности, наличных форм сознания. Он всегда существует и развивается в со-обществе и через со-общество, преобразуя жизнедеятельность других в способ («орган») своего существования. Сознание и деятельность, мысли и поступки оказываются не только средствами преобразования бытия, в мире людей они выражают подлинно человеческие способы существования. Другой человек это не просто персонификатор культуры и источник общественно выработанных способностей, а фундаментальное онтологическое основание самой возможности возникновения человеческой субъективности, основание нормального развития и полноценной жизни человека. М.Хайдеггер заметил, что человек есть не только «бытие-в-мире», но что он, по самой своей природе есть «бытие-с-другим», «бытие-для-других». Проблема общности поэтому не только социально-историческая, но и глубинно экзистенциальная.
В отечественной психологии систематически разрабатывались разные варианты теории деятельности, и центральным для них неизменно оказывались категория отражения и действия (чаще всего познавательного, когнитивного). Вместе с тем в субъектно-деятельностной концепции С.Л.Рубинштейна (5) явно просматриваются экзистенциальные тенденции изучения психики. Субъектно-деятельностный подход стал методологической основой нового понимания человека и психического. Её основателями считаются В.Франкл и С.Л.Рубинштейн, несмотря на принадлежность к совершенно различным социальным мирам и научным школам, высказывавшие сходные суждения о психологии человека: С.Л.Рубинштейн говорит о проблемах взаимодействия субъекта с объективной действительностью, с другими людьми и его отношения к себе. В.Франкл, наперекор традиционной «глубинной» психологии, основанной на системе потребностей, выводит на первый план «вершинную» психологию, основанную на ценностях и уникальных смыслах. Он описывает три класса ценностей смысловых универсалий, обобщающих опыт человечества, делающих жизнь человека осмысленной: ценности творчества, переживания и отношения. Эти ценности проявляются в индивидуальном сознании как соответствующие смыслы, а именно: 1) в ценностях творчества выражается для нас смысл того, что мы осуществляем или даем миру как свои творения; 2) в ценностях переживания смысл того, что мы берем у мира в форме встреч и опыта; 3) в ценностях отношения выражается смысл нашей позиции по отношению к событиям, которые мы не можем изменить, например, к страданиям (13)
В противовес физиологическому редукционизму, сводящему богатство внутреннего мира к функционированию мозга, С.Л.Рубинштейн выдвинул принцип субъектности: «Мозг только орган, служащий для осуществления взаимодействия с внешним миром организма, индивида, человека ... Мозг только орган психической деятельности, человек ее субъект»