Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
![](images/emoji__ok.png)
Предоплата всего
![](images/emoji__signature.png)
Подписываем
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
Подписываем
7
Курс лекций Общее материаловедение
Направление: 050100.62 Педагогическое образование, профиль Изобразительное искусство
Лекция 4
Тема лекции: ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИАЛОВ
Раздел 2: Общие свойства материалов.
План
1. Форма материалов.
2. Цвет материалов.
3. Фактура материалов.
4. Рисунок материалов.
1. Форма материалов
Форма материалов, лицевая поверхность которых воспринимается визуально в процессе эксплуатации, непосредственно влияет на своеобразие фасада или интерьера здания.
В современной архитектуре форма облицовочных материалов, как правило, лаконична квадрат, прямоугольник.
Плоскостная форма характеризуется явно выраженным самостоятельным характером плоскости. Объем выражен неясно или зрительно не может восприниматься. Плоскостная форма может обладать известной глубиной или объемностью, но эта объемность характеризует пластику, а не объемность в целом.
Объемная форма характеризуется ясно выраженным объемным построением, которое преобладает в восприятии сооружения или предмета. Она тем выразительнее, чем менее самостоятелен характер поверхностей, образующих объемы.
Пространственная форма характеризуется доминирующей ролью пространственной организации при ее образовании, может быть построена из нескольких взаимосвязанных, проникающих друг в друга пространств.
Линейная форма отражает преобладающее значение в композиции линии. Например, ребра каннелюр или сводов, а также отдельные протяженные части здания карнизы, тяги, гурты, фризы.
Фронтальная композиция определяется решением плоскостной формы. Она рассчитана на фронтальное восприятие. Выявление формы фронтальной поверхности подразумевает, в первую очередь, выявление ее геометрического характера плоскостности или криволинейности, соотношения того и другого.
Объемная композиция определяется объемным построением формы, т. е. предполагает наличие преобладающей, ясно выраженной объемной формы, например, объема жилого дома. Объемная композиция рассчитана на видимость с различных сторон и воспринимается при движении вокруг нее.
Пространственная композиция соответствует пространственной форме, проявляющейся в наличии поверхностей, ограничивающих пространство. Это пространство может быть в большей или меньшей степени замкнутым, в большей или меньшей степени расчлененным. Примером композиции служит внутренний дворик, окруженный с трех или четырех сторон.
Объемно-пространственная композиция сочетание объемных форм с пространственными. Построение ансамбля застройки усадьбы, где взаимосвязано располагаются постройки и площадки, открытые пространства, может служить примером такой композиции.
Симметрия и асимметрия, нюанс и контраст, ритм, соотношение пропорций частей и целого, цвет, фактура материалов средства, служащие для организации формы.
Тождественность линейных измерений пространственной формы (квадрат, круг, куб, шар) выражает ее внутреннее равновесие, статичность, неподвижность. Повторение тождественных элементов образует метрическую закономерность.
Нюанс пространственной формы (прямоугольник, близкий к квадрату, параллелепипед с близкими величинами сторон) также характеризует ее как статичную, не преодолевая инерцию покоя. Признаки сходства связывают ритмический ряд.
Контрастные элементы объединяет противоположность свойств или признаков. Контрастность пространственной формы придает ей динамичность, ощущение движения в сторону преобладающей величины.
Создание построек геометрически правильной формы было одним из первых достижений зодчества в древности. Объем жилого здания, в конечном счете, складывается из известных объемных форм куба, параллелепипеда, треугольной призмы, цилиндров, полусфер.
Гармоничное сочетание объемных форм в здании служит обобщению композиции, облегчает ее восприятие, придает монументальность и значимость объему.
Наиболее трудны для взаимного сочетания статичные, уравновешенные формы, которые замыкаются в себе. Наиболее удобны для сочетания прямоугольные формы, что во многом определяет их широкое распространение. Другая причина распространенности прямоугольных форм и прямых углов в архитектуре связана с ориентационной ценностью прямоугольных координат: здание и человека в нем легко ориентировать по сторонам света. Цилиндр и прямоугольную форму сопрячь достаточно трудно. Непрямоугольные системы не обладают ни простотой, ни универсальностью.
В различные эпохи господствовали определенные стили, которые определялись преобладанием той или иной формы в искусстве, в частности в архитектуре.
Романский стиль (950 1250) сложился в средневековой западноевропейской архитектуре. Определяющими стали базиликальные храмы с планом в форме латинского креста, цилиндрические или крестовые своды. Излюбленная форма цилиндр башни.
Готика (1140 1520) период позднего средневековья в Европе. Преобладают прямоугольные в плане помещения, хотя основные черты построек это и ажурные башни, и конусообразные остроконечные шпили.
Возрождение (XIV XVI века) появилось в Италии, затем развивалось во всей Европе. Основные черты построек четкий план, прямоугольные очертания линий, симметрия формы, гармоничность пропорций. Прямоугольные башни, полусферические купола преобладающие в формах.
Барокко возник в Италии в конце XVI века. В основе построек сложный криволинейный план и очертание линий, применение многообразных и живописных форм на основе эллипса, овала и полуокружности. Свойства построек динамичность образов, текучесть сложных, обычно криволинейных, форм, представляющих собой сильно вытянутые в длину прямоугольники, пирамиды, круги.
Классицизм сложился в середине XVII века во Франции. Геометризм, стройность форм, симметричность частей. Излюбленные формы прямоугольник основ зданий и цилиндры колонн.
Русский стиль наиболее ярко проявился в церковном искусстве, где преобладают крестообразные, цилиндрические и купольные формы. Для более поздней русской архитектуры характерны черты классицизма.
Модерн стиль Европы и Америки XIX XX века. Асимметричность, динамичность объемов, абстрактность проявились в сочетании в постройках различных геометрических форм квадрат, прямоугольник, шар, пирамида.
Органичная архитектура стиль Америки XIX XX века. Это сложные многоугольные и криволинейные формы, горизонтальность зданий и асимметричность композиций.
Конструктивизм советская архитектура 1920-х годов. Прямоугольные формы, горизонтальность построек и их составных частей, сочетание прямоугольных и цилиндрических, шарообразных форм.
Функционализм (1920 1930 гг.) возник в Германии и Нидерландах. Это стиль простых геометрических объемов, рационализма и геометризма форм.
Деконструктивизм современный европейский стиль. Основные черты: обилие острых углов, нарушенные связи смещенных горизонталей и вертикалей, стоящие под углом опоры.
Хай-тек в середине 1960 1970 гг. стиль Европы и США. Сочетает в себе самые различные геометрические формы.
2. Цвет материалов
Цвет материалов это зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на сетчатку глаза человека электромагнитных колебаний, отраженных от лицевой поверхности в результате действия света.
Цвет зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на сетчатку глаза человека электромагнитных колебаний, отраженных от лицевой поверхности в результате действия света.
Природа цвета. Белый свет, преломляясь в призме, разлагается на 7 цветов спектра. Короткие волны дают ощущение красных и желтых цветов, длинные синих и фиолетовых. Волновая природа света это основа восприятия цвета через органы зрения.
Смешение цветов:
Все цвета материалов можно разделить на две группы:
Все цвета можно получить, смешивая в различных соотношениях три основных цвета:
красный, желтый и синий.
Они составляют первичную триаду.
Составные цвета, составляющиеся из основных.
Идеальной цветовой схемой считают обычно гармоничную основу с добавлением разумно используемых контрастных или дополнительных цветов для некоторых элементов дизайна
3. Фактура материалов
Фактура это видимое строение лицевой поверхности материала, характеризуемое степенью рельефа и блеска.
По степени рельефа выделяют:
По степени блеска различают:
Методы определения фактуры:
При выборе фактуры учитывается комплекс факторов, в том числе цвет материала. Фактура более отчетливо воспринимается на светлой поверхности.
При рельефной бугристой фактуре объем помещения воспринимается меньшим, чем при фактуре гладкой, горизонтальные рельефы способствуют зрительному сохранению высоты и удлинению помещения.
Современные архитекторы, дизайнеры предпочитают, как правило, матовые фактуры, считая, что блестящая фактура может искажать восприятие интерьера.
4. Рисунок материалов
Рисунок это различные по форме, размерам, расположению, сочетанию, цвету линии, полосы, пятна и другие элементы на лицевой поверхности материала.
Если упомянутые элементы создала природа, рисунок называют текстурой (например, текстура древесины, природного камня).
Известны рисунки, вызывающие функциональные аналоги (растительный орнамент), геометрические, слабо или явно (ярко) выраженные, крупно- или мелкомасштабные. Рисунок (текстура), как и другие эстетические характеристики, влияет на своеобразие наружной и внутренней отделки зданий и сооружений.
Важно представлять, что все эстетические характеристики воспринимаются вместе и, например, определенные виды фактуры могут заметно менять цветовые параметры насыщенность, светлоту.
Литература:
1.Арзамасов Б.Н. Материаловедение. М.: Машиностроение, 1986.
2.Байер В.Е. Материаловедение для архитекторов, реставраторов, дизайнеров: учеб. пособие / В.Е. Байер. М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. 250.
3.Блек Ван. Теоретическое и прикладное материаловедение. М., 1989.
4.Домокеев А.Г. Строительные материалы. М.: Высш. шк., 1989.
5.Лахтин Ю.М., Леонтьев В.П. Материаловедение. М.: Машиностроение, 1990.
Вопросы для самоподготовки:
1. Влияние цвета на психику человека.
2. Применение теплой и холодной цветовой гаммы в интерьере.