Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Вопросы к экзамену
1. Предмет и задачи курса «История Древней Греции и Древнего Рима», его место в курсе всеобщей истории.
Предмет: система знаний и представлений о важнейших процессах возникновения и развития древнейших цивилизаций Древнего Востока и Средиземноморья.
Задачи:
• Показать особенности и основные тенденции государственно-политического, социально-экономического и культурного развития Древней Греции и Древнего Рима;
• Показать основные этапы конкретно-исторического развития истории греко-римской цивилизации и проблемы её периодизации;
• Осветить основные теоретические проблемы зарождения и развития античных обществ с точки зрения различных концепций и методологических подходов;
• Раскрыть актуальное значение античного культурного и общественно-политического наследия в современном мире;
• Формировать гражданское самосознание и активную жизненную позицию на материалах политической истории античных обществ.
История Древней Греции и Рима является одной из составных частей истории Древнего мира, которая изучает состояние классовых обществ и государств, возникших и развивающихся в странах Древнего Востока и Средиземноморья. Изучение истории Древней Греции с начала зарождения цивилизации и ранней государственности на рубеже III II тыс. до н.э. и до падения эллинистических государств, захваченных Римом и Парфией, даёт возможность проследить общие закономерности её развития как органической части истории Древнего мира. Вместе с тем оно позволяет выявить ряд кардинальных особенностей, выделяющих греческую цивилизацию как неповторимую историческую реальность, отличающуюся рядом существенных признаков от стран Древнего Востока, с одной стороны, и от Древнего Рима с другой.
Древние греки внесли огромный вклад в развитие средиземноморской цивилизации, мировой культуры. Их влияние на последующее развитие народов Средиземноморья в период Римской империи, европейской, а затем и мировой цивилизации стало весьма значительным и плодотворным. Оно не только питало это развитие, но целый ряд достижений древних греков (театры, стадионы, научные открытия, регулярные города и т.д.) вошли в структуру современной цивилизации как её органическая и неотъемлемая часть.
2. Природно-географические и этнолингвистические условия формирования древнегреческой цивилизации.
Свою страну греки назвали Элладой. Она включала три региона: Балканскую Грецию (занимавшую значительную часть Балканского полуострова), западное побережье Малой Азии и многочисленные острова Эгейского моря. Греция предстает перед нами гористой страной (горные хребты занимают до 80 процентов территории) с малоплодородными каменистыми почвами. Долин немного, да и там слой плодородных почв очень тонкий. Чтобы вырастить и собрать урожай, крестьянин должен был удалить с полей камни, натаскать плодородной земли и построить подпорные стенки, иначе зимние дожди смоют эту землю. Нехватка плодородных земель при постоянном росте населения обусловила развитие ремесел и торговли. Этому способствовало и наличие в Греции различных полезных ископаемых.
Географические и природно-климатические условия Др. Греции:
1) Эгейское море;
2) Горы
Платон в 4 в. до н.э. написал: «Мы, как лягушки, расселились вокруг пруда».
Цицерон писал: «Греки своим расселением напоминают кайму на ткани».
2/3 территории занимают невысокие горы, предгорья (Олимп 3000 м), зато обрывистые, они делят Грецию на ряд маленьких анклавов (долин), где и располагались полисы, отсюда раздробленность Греции.
Море играло огромную роль в жизни и историческом развитии древнегреческих государств. Его близость отразилась на характере греков. Береговая линия эгейского побережья изрезана и изобилует многочисленными бухтами и гаванями, удобными для мореплавания. Греция бедна водными ресурсами: мало рек, судоходных практически нет, они пересыхают летом. Почвы не слишком плодородны: они каменисты, трудны для возделывания. Главной выращиваемой культурой был ячмень, большую роль в с/х играли оливки и виноград. Эти с/х культуры составляли «средиземноморскую триаду». Но были и просторные долины (в Беотии, Лаконике, Фессалии), пригодные для земледелия. Разводили КРС, МРС, кур. Флора и фауна небогаты. Климат мягкий субтропический. Самые жаркие месяцы июль и август; зима длится примерно два месяца.
Греция богата полезными ископаемыми: мрамором (шёл на строительство храмов), железной рудой, медью (добывалась в Сев. Греции, на Кипре), серебром (добывалось в Лаврионском руднике Юж. Аттика), деревом, гончарной глиной хорошего качества (обеспечивала ремесло сырьём), во многих районах были залежи железа. Наиболее важными из полезных ископаемых были металлы. Города в основном образовывались на островах или на прибрежных территориях.
Население Др. Греции.
Этнолингвистическое развитие древних греков.
Изначальное/автохтонное население было не греческим по происхождению (лелеги, пеласги, карийцы и другие племена), оно не играло заметной роли в этногенезе населения. Более важное значение в судьбах греческих государств имели жители горной страны Фракии фракийцы.
Греческая народность представлена четырьмя племенными группами: ахейцы, дорийцы, ионийцы, эолийцы. Несмотря на различные диалекты, греки говорили на одном языке, хорошо понимали друг друга, осознавали свою принадлежность к одной народности и одной цивилизации.
На рубеже 3-2 тыс. до н.э. в южную часть Балканской Греции проникают пришлые племена ахейцы. С 13 в. до н.э. начинается волна переселений дорийцев на Пелопоннес (Лаконика, Элида, Мессения), острова Крит и Родос. Ионийцы поселились в Аттике, Эвбее, островах центральной части Эгейского моря (Самос, Хиос, Лемнос). Племенная группа эолийцев проживала в Беотии, Фессалии, в области Эолида. Большую роль играла колонизация, которая распространилась по всему Средиземноморью.
В Эгеиде, кроме греков, проживали и другие народности пеласги, лелеги, карийцы (небольшие племена догреческого населения); на севере Балканского полуострова жили македоняне и фракийцы, а на северо-западе иллирийцы. Однако в ходе исторического развития, благодаря тесным хозяйственным и культурным связям, различия между племенами и народностями постепенно стиралась, и был выработан койне единый общегреческий язык, в котором растворились все диалекты древнегреческого языка.
3. Эпоха «старых дворцов» и зарождение государственности на минойском Крите.
Минойская цивилизация возникла на рубеже III II тыс. до н.э.
Предпосылки образования государственности на Крите:
Развитие и совершенствование производительных сил общества;
Изменения в с/х (земледелие, основанное на «средиземноморской триаде»);
Появление возможности отделения ремесла от с/х;
Социальное расслоение общества.
Результат: рост производительности земледельческого труда и увеличение массы избыточного продукта.
Итог: образование на рубеже III II тыс. до н.э. первых «дворцовых» государств, которое произошло почти одновременно в различных районах Крита.
Важную роль в формировании критской цивилизации сыграла Кикладская культура, считавшаяся ведущей во всём Эгейском мире.
Среднеминойский период/эпоха «старых дворцов» (22-18 вв. до н.э.), которые были разрушены (произошла экологическая катастрофа). Были построены новые, просуществовавшие только два века и тоже разрушенные.
В конце III тыс. до н.э. (1900 г. до н. э.) на о. Крите появляются первые государ-ственные образования (дворцовые центры, так называемые «старые дворцы»), жизнь минойского общества меняется, оно вступает в эпоху дворцовой цивилизации. Самые известные из «старых дворцов» Кносс, Фест, Маллия и Като Закро (Закрос), просуществовавшие приблизительно до 1700 г. до н. э. Они стали очагами зарождающейся государственности на Крите. Власть в таком дворце была в руках царя, а сам дворец выступал центром, объединявшим несколько десятков близлежащих поселений с их населением и всеми материальными ресурсами.
А.Эванс в 1900 г. начал раскопки дворца Миноса в Кноссе, он имел площадь 1,5 га, 4этажа, около 300 помещений, водопровод, развитую систему канализации, ванны, склады, систему вентиляции, световые окна, архив, помещение для персонала. Все дворцовые комплексы отличает высокий уровень строительного искусства.
Социально-экономическое и политическое развитие критского общества продвинулось так далеко вперёд, что породило потребность в письменности.
О высоком уровне социально-экономического развития минойского общества свидетельствуют печати, несколько сотен глиняных слепков с печатей, закупоривавших сосуды с вином и благовониями, а также таблички, надписи на которых сделаны линейным письмом «А» (слоговое письмо, которое выработали критяне, а также линейное письмо «Б») в его древнейшей форме. Археологические находки прямо указывают, что дворцы превратились в административные и экономические центры, управлявшиеся царями.
В середине II тыс. до н.э. наблюдается расцвет Минойской цивилизации: возникло единое государство с центром в Кноссе - держава Миноса. Минос по греческим мифам сын Зевса, он обладал талассократией (властью моря).
Фестский диск.
Одной из важнейших функций царя была организация управления обширным дворцовым хозяйством с многочисленными мастерскими, обслуживавшими запросы обитателей дворца. В этих мастерских между 2000 и 1700 гг. до н. э. была создана полихромная (т. е. многоцветная) керамика стиля Камарес (названная так по пещере у селения Камарес, неподалёку от Феста, где были впервые обнаружены вазы этого стиля). Сосуды стиля камарес отличаютются большим разноооразнем форм и украшены многоцветным динамичным орнаментом, основу которого составляют пальметты, спирали и переплетающиеся полосы. В дворцовых мастерских изготавливались также сосуды и утварь из камня и фаянса, перстни-печати из драгоценных и полудрагоценных камней, разнообразные предметы вооружения и орудий труда, украшения из золота и серебра, изящные произведения мелкой пластики.
Искусные изделия минойских ремесленников не только продавались на острове, но и вывозились в соседние страны. Растущее производство требовало все больше сырья (медь, слоновая кость, драгоценные камни и т. п.), которое приходилось ввозить из других областей. Находки сосудов стиля камарес и критских ювелирных изделий в различных регионах Средиземноморья показывают, что критские суда в поисках сырья посещали порты Египта, Библа, Угарита, Кипра. Оттуда изделия критских ремесленников расходились по всему Восточному Средиземноморью. Даже в царстве Мари на Евфрате в списках царского имущества упоминаются каптару критские мечи.
Наиболее полно социальная роль дворца как организующего центра проявилась в сфере религии и культа. Расположенный в глубине дворцового комплекса мощеный двор был предназначен для сакральных действий, религиозных церемоний и обрядовых танцев. В эпоху становления государственности религиозные ритуалы выполняли важную функцию обеспечения контактов между зарождавшейся аристократической элитой и рядовым населением. Помимо дворцов, культовые центры и святилища на Крите располагались на вершинах гор и холмов, где археологами обнаружены многочисленные посвятительные дары. Постепенно главным культом становится поклонение женскому божеству. Повсеместное распространение получают сакральные символы священные рога и лабрис (двойная секира).
В критском обществе складывается иерархическая структура: аристократическая элита, свободные общинники, ремесленники, мореходы и в самом низу принуждаемые к труду рабы. На острове создаются благоприятные условия для возникновения новых общественных групп и социальных связей. Однако степень социальной дифференциации минойского общества того времени не стоит преувеличивать. Вплоть до конца эпохи «старых дворцов» в обществе ведущую роль продолжали играть различные формы гентильных объединений (от племени до большой семьи), а критская культура сохраняла еще архаичный облик.
Около 1700 г. до н. э. страшное землетрясение, сопровождаемое пожаром, пре-вратило в руины дворцы Кносса, Феста, Маллии и Като Закро, а также многочисленные поселения Крита. Но эта катастрофа, подведя итог эпохи «старых дворцов», лишь ненадолго приостановила развитие минойской цивилизации.
С 15 в. до н.э. начинают проникать греки-ахейцы с материков; так постепенно его жителями становятся ахейцы.
4. Минойская цивилизация в эпоху «новых дворцов». Критская талассократия.
На месте разрушенных землетрясением 1700 г. до н. э. «старых» дворцов очень скоро возводятся новые, еще более громадные, монументальные и роскошные. Эпоха «новых дворцов (17001450 до н. э.) это период расцвета минойской цивилизации, намного опередившей уровень развития остальных районов Эгеиды (острова, расположенные в Эгейском море).
Дворец становится центром всех сфер жизни критского общества: социальной, экономической, политической, культурной и религиозной. В эпоху «новых дворцов» на Крите возникает единое государство. Цари Кносса, установив власть на острове, поставив под свой контроль других династов, стали единодержавными правителями Крита (об этом свидетельствуют данные археологии).
В этот период остров покрывается обширной сетью мощеных дорог, связывавших Кносский дворец со всеми районами острова. Дворец верховного правителя, кносского царя, превосходил резиденции остальных династов своими размерами и роскошью, по праву олицетворяя собой расцвет минойской цивилизации. Это был сооруженный на общей платформе грандиозный комплекс зданий площадью 16 тысяч квадратных метров, достигавший в центральной части высоты в три этажа. В нем было около 300 помещений самого различного назначения. Такие грандиозные размеры дворца были вызваны тем, что комплекс одновременно выполнял несколько функций. Прежде всего, дворец был официальной резиденцией царя и жилищем для его семьи. Одновременно он был сакральным центром государства, местом пребывания жрецов и проведения важнейших религиозных церемоний. Кроме того, это и административный центр, где пребывали придворная знать и царская администрация. И наконец, это был крупный экономический и хозяйственный центр. Здесь трудились ремесленники различных специальностей, и хранилась самая разнообразная продукция: оружие, орудия труда, различные ремесленные изделия и собранный урожай. Здесь же зачастую совершались меновые и торговые операции. Все это и предопределило архитектурное своеобразие дворцов на Крите, не похожих ни на один дворец в соседних странах. «Новые» дворцы в Фесте, Маллии и Като-Закро хотя и уступали Кносскому дворцу в размерах, но по основным архитектурным элементам были ему идентичны.
Центральный двор был не только структурным ядром дворцового ансамбля, но и вместе с примыкающими комнатами выполнял одну из главных функций дворцового комплекса. Это было место для религиозных празднеств, посвященных богам, от расположения которых зависело благополучие общества. Именно здесь разыгрывались мистические сцены и устраивались танцы в честь Великой богини, сил плодородия и грозных хтонических божеств и, конечно же, проводились знаменитые игры с быком (тавромахия), являвшиеся обязательной частью обрядовых действ минойского культа.
Другой важной частью дворца являлись анфилады залов для приемов, парадных церемоний, пиршеств и жилые помещения для правителя и придворной знати. Фасады зданий имели величественные живописные портики. Залы были украшены великолепными фресками с изображениями окружающей природы и подводного мира. Во дворце функционировала система водоснабжения и канализации, были оборудованы ванные комнаты. Все помещения соединялись между собой многочисленными переходами и лестницами, были снабжены вентиляционными и световыми колодцами.
Большую часть цокольного этажа занимал хозяйственный комплекс. Здесь в узких кладовых стояли длинные ряды огромных пифосов (глиняных сосудов), в которых хранилось вино, оливковое масло, зерно. Рядом находились изделия местных ремесленников и товары, привезенные из заморских стран. В дальних уголках дворцового комплекса располагались помещения для переработки сельскохозяйственной продукции, а также мастерские ювелиров, кузнецов, гончаров и вазописцев.
Именно в хозяйственных помещениях дворца были найдены многочисленные глиняные таблички дворцового архива с текстами хозяйственной отчетности, написанными линейным письмом «А», которое в эпоху «старых дворцов» существовало на Крите и ряде островов Эгейского моря. Эти письмена, обнаруженные на многочисленных глиняных табличках, печатях и т. п., до сих пор не расшифрованы, хотя определено, что данная система письменности была слоговой и никак не может быть связана с греческим языком.
Огромное дворцовое сооружение со сложной и запутанной планировкой производило на каждого человека неизгладимое впечатление. Не случайно именно Кносский дворец стал для древних греков основой мифа о Лабиринте и обитавшем в нем кровожадном чудовище с головой быка Минотавре, которому приносили человеческие жертвы до тех пор, пока людоеда не убил афинский герой Тесей.
Царская власть на минойском Крите.
На Крите существовала особая форма царской власти теократия монархия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному и тому же лицу. Особа царя считалась «священной и неприкосновенной».
В эпоху «новых дворцов» в минойском обществе установилась единодержавная монархия с наследственной царской властью. Ее создателем античная традиция считает легендарного царя Миноса. Однако вероятно, что Миносу приписаны деяния нескольких членов кносской династии. Образование критской державы происходило путем объединения ряда независимых центров под властью одной династии. Тем не менее, главенство Кносса не означало полного подавления правителей в других дворцах. Во главе критского общества стоял царь, считавшийся сыном верховного божества - Зевса. Супруга царя признавалась дочерью другого бога Гелиоса. К божественному началу выводится родословная самых знаменитых представителей критской царской династии братьев Миноса, Радаманта и Сарпедона, рожденных Европой. Наследование царской власти осуществлялось по мужской линии: трон переходил к старшему в роде, от брата к брату.
Критская талассократия.
Первым талассократом властителем моря греческие историки считали Миноса, так как он создал военный флот, искоренил пиратство, установил своё господство над всем Эгейским морем, его островами, побережьями.
Экономическое могущество державы давало возможность правителю Крита иметь не только сухопутную армию, но и сильный флот, который позволил установить «талассократию Миноса», т. е. морское владычество Крита в Эгеиде. Предание отражает реальную ситуацию, сложившуюся в Восточном Средиземноморье в XVI первой половине XV в. до н. э. Политическое и экономическое развитие острова было невозможно без освоения морского пространства. И в эпоху «новых дворцов» эта задача была успешно решена. На Крите, где быстро развивалось судостроение, были созданы малые быстроходные суда нового типа эпакриды, ходившие под парусами и веслами и по своим боевым качествам превосходившие корабли всех возможных противников. К тому же критяне освоили новую тактику морского боя, что позволяло им постоянно одерживать верх над вражескими судами.
Важнейшей задачей военного флота минойцев была охрана морских путей в Во-сточном Средиземноморье от пиратов, грабивших торговые суда. Флот кносской державы успешно решил эту проблему, уничтожив все базы пиратов на Кикладах. Ликвидировав морской разбой в Эгейском море и обеспечив безопасность морской торговли, Минос установил господство над Кикладами. На завоеванные земли были выведены минойские колонии, причем местное карийское население было изгнано, а земли поделены на участки и распределены среди колонистов. Управлять новыми территориями кносский царь поставил своих сыновей. Известно о многочисленных победоносных войнах, которые вел Минос, и о покорении им многих земель. Археологические раскопки открыли следы пребывания критян на многих островах Эгейского моря (Родос, Кифера, Мелос, Кипр), жителей, которых античные авторы называли подданными Миноса, а также на побережье Малой Азии и даже на финикийском побережье.
Благодаря флоту, повелителю Крита удалось не только господствовать над островами, но и подчинить многие области на Балканском полуострове и даже проникнуть в Южную Италию, на Сардинию, Пиренейский полуостров и Сицилию, где, согласно мифам, во время одного из походов знаменитый Минос и погиб. В ходе военных набегов разорялись обширные территории, доставалась богатая добыча. Память об этом сохранилась в преданиях о страшном Критском быке, сеявшем смерть и разрушение в Лаконике. Эти же трагические события отразил и миф об опустошавшем Аттику страшном Марафонском быке, прибывшем с Крита. Захваченные земли включались в состав критской державы и на них основывались многочисленные военные или торговые поселения, являвшиеся опорой критской власти. Обычно присоединенные земли управлялись наместниками, которых назначал царь, но бывало, что покоренные народы сохраняли свою самостоятельность.
Все покоренные и зависимые земли платили Криту богатую дань. Довольно часто, как это было в Афинах, взимание дани производилось путем обращения в рабство юношей и девушек. Однако порой покоренные жители (например, островов Эгейского моря) были обязаны поставлять вспомогательные отряды для критского военного флота. Чтобы удержать подвластные территории в повиновении, практиковалось взятие в заложники детей местных правителей (так случилось с Тесеем, сыном афинского царя Эгея).
Могущество критской морской державы нашло отражение в ее культуре. Прежде всего, олицетворением величия государства становятся дворцы. Фрески Кносского дворца отличаются художественной изысканностью и выразительностью. В это время появляются различные стили: морской с изображением подводного мира, растительный с растениями и цветами, декоративный со спиралями и священными символами. А в последний период существования «новых» дворцов появляется дворцовый стиль, в котором преобладают сцены из жизни животного и растительного мира (дельфины, птицы, цветы и т. д.) и изображения женщин с гордой осанкой.
Развитие критской письменности.
Правители минойской державы утверждали, что свою власть они получили по воле богов и боги выполняют все просьбы, с которыми к ним обращаются критские цари. Важное значение в политической жизни минойского общества имели религиозные обряды, совершаемые самим царем, выступавшим в роли жреца. Согласно Гомеру, царь Минос советовался с Зевсом раз в девять лет. Общение происходило в пещере горного святилища. После возвращения Миноса во дворец воля божества воплощалась в царские распоряжения и указы. Недаром считалось, что законы Миноса, по которым жило критское общество, пришли из священной пещеры Зевса. Регулярно повторяющиеся церемонии общения владыки с верховным божеством являлись не только подтверждением авторитета царской власти, но и одновременно обрядами религиозного испытания верховного правителя. Такой обряд был распространен практически у всех народов на ранних этапах развития цивилизации, когда благополучие всего общества напрямую связывалось с личными качествами правителя: его физической силой, вы-носливостью, искусством владения оружием и т. п.
Еще одной важной религиозной церемонией с участием царя был ритуальный брак, когда священный обряд соединял плодотворящие начала мужское и женское. Царь выступал в образе божественного быка, а его супруга коровы. Этот ритуал, отраженный в сакральном мифе, должен был преумножить плодоносящие силы природы, от которых зависел богатый урожай, приплод скота и в конечном итоге процветание и благополучие державы. Важное значение этого сакрального действа в жизни Древнего мира подтверждается тем, что и после гибели минойской державы в течение многих веков обряд священного брака сохранялся на Крите и в ряде регионов Эгеиды.
Таким образом, царская власть носила ярко выраженный сакральный характер, а вера в сверхъестественные способности правителя являлась гарантией процветания страны. Недаром Гомер называл Миноса «охранителем Крита». Форма царской власти, которая сложилась на Крите, получила название теократия. Это такая форма монархии, при которой светская и духовная власть в государстве принадлежит одному лицу.
Государство, существовавшее на Крите, требовало юридического регулирования отношений между подданными царя. Античная традиция приписывает царю Миносу создание первого законодательства, поэтому в античном мире он получил славу справедливого и мудрого судьи. Свод законов был записан на медных досках и выставлен для всеобщего обозрения. Правда, некоторые древние авторы считали, что законодателем был Радамант или что он, по крайней мере, следил за соблюдением законов, установленных Миносом. Сохранившееся в народной памяти представление о справедливости царских законов нашло отражение у Гомера: его Одиссей видел в подземном царстве Аида мудрого Миноса, творившего справедливый суд среди теней умерших. «Законодательство Миноса Радаманта» продолжало применяться в юридической практике Крита и тысячу лет спустя, и многие его положения использовал для устройства организации жизни спартанского общества знаменитый законодатель Ликург.
XI нач. XV вв. до н.э. высший расцвет минойской цивилизации, а в серед. XV XIV вв. до н.э. её упадок, после которого она больше никогда не оправилась.