Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
К проблеме лингвистических и экстралингвистических факторов в стилистике. Основания классификации функциональных стилей и дальнейшая дифференциация функциональных разновидностей языка. 16
Проблема лингвистического и экстралингвистического в стилистике является одной из центральных. Согласно традиционной точке зрения в объяснении стилистических явлений и классификации стилей следует исходить из природы собственно лингвистического. Однако развитие функциональной стилистики значительно поколебало это мнение. Так, в «Тезисах Пражского лингвистического кружка», как и в других трудах чехословацких и советских ученых функционального направления, подчеркивается влияние на характер высказывания целенаправленности общения, а также его сферы, ситуации, жанра и других неязыковых факторов.
Разные уровни языка неодинаково связаны с экстралингвисти-• ческими явлениями. На уровне лексики эти связи непосредственны и «очевидны, а в фонетике и морфологии они менее заметны. Стиль по сравнению с другими аспектами языка особенно тесно и глубоко связан с экстралингвистикой. Это и понятно: стиль формируется в результате функционирования языка в конкретном высказывании под воздействием экстралингвистиччских факторов, функционирование языка и все стилистические изменения осуществляются не вне места, времени и самих участников общения. Все это, вместе взятое, непременно сказывается на характере речи, на окрасках языковых единиц и взаимосвязях .элементов высказывания. Причем при изучении этих явлений мы ни в коей мере не отвлекаемся от лингвистического, потому что мы изучаем закономерности функционирования языковых единиц, т. е. функциональный аспект языка.
Итак, стиль это явление, теснейшим образом связанное с экстралингвистическим, точнее, обусловленное им. Это явление, которое может быть понято только при учете целей, задач, ситуации и сферы общения и самого содержания высказывания.
Не случайно в качестве оснований классификации функциональных стилей и дифференциации иных стилистических разновидностей языка большинством ученых избираются именно экстралингвистические факторы, рассматриваемые, конечно, в единстве с принципами собственно лингвистическими. Эти факторыылежат в основе определения понятия «функциональный стиль», предложенного В. В. Виноградовым, и других понятий и категорий стилистики: «стилистическая окраска», «стилевая черта», «стилистическая норма» л т. д.
Известны детальные разработки целых комплексов внелингвис-тических факторов, под воздействием которых формируются функциональные стили (см.: В. В. Виноградов, О. С. Ахманова, А. Н. Ва-
сильева, К. Бюлер, Б. Гавранек, К. Гаузенблас, М. Елинек, И. Мис-трик, Дж. Кэрролл и другие).
Для советского языкознания, с его интересом к социальной сущности языка и вопросам его функционирования и развития, характерно исследование проблемы взаимодействия лингвистического и экстралингвистического, воздействия неязыковой действительности на язык *. В тех случаях, когда экстралингвистические факторы находят непосредственное отражение в языке и определяют функционирование последнего, разделение тех и других факторов становится условным, о чем мы уже упоминали (см. § 7). А поскольку функциональные стили образуются под воздействием экстралингвистических факторов, то целесообразно давать их определение и классификацию на этой основе. Мы уже видели, что лишь на собственно лингвистической основе стили как системные образования не существуют. .
Какой же (или какие) из множества экстралингвистических факторов положить в основу классификации функциональных стилей? Казалось бы, естественно, поскольку речь идет о функциональных стилях, исходить из различных функций языка. Однако попытки дать классификацию, основываясь на этом принципе, не увенчались успехом. Ср., например, отсутствие дифференцирующего начала в известной классификации стилей, в которой на основе трех называемых функций выделяются пять стилей: функция общения (разговорный), функция сообщения (деловой и научный), функция воздействия (художественный и публицистический) '. А на каких же основаниях разделяются указанные «пары» стилей? Этот вопрос игнорируется.
Неудачи классификации стилей на основе функций обусловливаются и тем, что сама проблема функций языка недостаточно разработана и решается неоднозначно, особенно если рассматривать ее в аспекте дихотомии языка речи °. Невозможность дать классификацию стилей на основе функций языка связана с тем, что все они присутствуют в каждом речевом акте. Называемые же обычно функции речи (ср. сигнальная, магическая, этническая, эмотив-но-волюнтативная) не охватывают всех сторон проявления языка.
Как говорилось выше, определение функционального стиля опирается на сферы общения. Очевидно, их надо учитывать и при классификации стилей.
Поскольку язык есть «действительное сознание» (К. Маркс), то, очевидно, при систематизации функциональных стилей логично опираться на известные формы общественного сознания (наука, политика, право, искусство), тем более что каждой из них соответствует определенный вид деятельности и социально
* См.: об этом, в частности, ив указ. соч. В. 3. Панфилова, А. С. Мельничука,
Ф. П. Филина, Д. Н. Шмелева (с. 6) и др. i См.: Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи..., с. 6. ' См. анализ этого вопроса в кн.: Шмелев Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях, с. 916.
значимая, типизированная и традиционная сфера общения. В качестве экстралингвистической основы разговорно-бытового стиля следует назвать сферу бытовых отношений и общения, а в конечном счете быт как область отношений людей вне их непосредственно производственной и общественно-политической деятельности. Эта сторона бытия и сфера общения своего рода «нулевая» по отношению к названным выше формам сознания и видам деятельности с соответствующими им сферами общения. Таким образом, на указанной экстралингвистической основе выделяются функциональные стили: научный, деловой, публицистический, художественный, раз^-говорно-бытовой. В каждой названной сфере общения имеется свой б а .зов ы и комплекс стилеобразующих факторов, определяющих специфику данного функционального стиля. В него входят: назначение соответствующей формы общественного сознания (науки, права и т. д.), характерная для него форма мысли, а также тип содержания и, определяемые всем этим, цели и задачи общения. Этот комплекс обусловливает наиболее целесообразное использование языка в каждой названной сфере для осуществления в ней эффективной коммуникации. Он в известной степени определяет и более частные, вторичные факторы, например: совокупнбсть жанров, функционально-смысловые типы речи и др.
Функциональные стили представляют собой основные, наиболее социально значимые речевые разновидности. В то же время они составляют глубинные стилевые особенности речи в той или иной сфере общения. Однако речь, испытывая влияние различных факторов, может приобретать вместе с тем и иные стилевые особенности, как бы более частные (поскольку они образуются под воздействием более частных экстралингвистических явлений) и наслаивающиеся на основные. Как видим, функциональная разновидность речи, соотносительная с той или иной сферой деятельности и формой сознания, имеет иерархическое строение.
В реальной языковой действительности функциональные разновидности речи (называемые функциональными стилями) существуют как в виде наиболее «чистого» и типичного представления специфики данного стиля (научного, официально-делового и т. д.), так и в более или менее близких к нему вариантах.
В речевом континууме, как и в языковом сознании, речевой деятельности, таким образом, имеются не только типичные реализации функционального стиля, поскольку на функционирование языка оказывают воздействие не только базовые факторы. Следует говорить о сложной иерархии экстралингвистических факторов, так или иначе влияющих на использование языка говорящим. Тем не менее не все из факторов оказывают существенное влияние на характер речи, не все являются стилеобразующими. Иерархии экстралингвистических факторов (по разной силе их стилеоб-разовательной значимости) соответствует иерархия в функционально-стилевой дифференциации языка (речи). Схематично это можно представить следующим образом. Каждый функциональный стиль
подразделяется натюдстили *, эти, в свою очередь, на еще более частные разновидности и т. д., вплоть до Проявления в речи индивидуального своеобразия. Такое деление не означает, что утрачиваются черты более «крупных» речевых разновидностей («макростилей»). Например, во всех частных («подстилевых», жанровых и др.) разновидностях научной речи сохраняются основные специфические' черты, свойственные вообще научному стилю. Вместе с тем в зависимости от частных экстралингвистических факторов: отрасли науки, жанра, популяризаторских задач, способа изложения, проявления в речи авторской индивидуальности и др. конкретное высказывание (текст) обычно имеет, кроме основных, специфичных вообще для научной речи, ряд частных стилевых особенностей, как бы наслаивающихся на основные либо отчасти модифицирующих их.
Таким образом, функционально-стилистическое расслоение речи не сводится к пяти основным стилям, оно представляет собой чрезвычайно сложную картину. К тому же в реальной действительности стили взаимодействуют и тот или иной конкретный текст или даже жанр в целом может совмещать черты разных стилей. Проблема научно обоснованной классификации стилей имеет большое практическое (а не только теоретическое) значение для культуры речи.
Нередко пишут об отсутствии единообразной классификации функциональных с+илей. Однако степень различий известных классификаций преувеличена. Как правило, принципиальных разногласий не наблюдается. Впечатление разнобоя большей частью создается из-за нежелательной синонимичности терминов (ср., например, наименования стиля в (*фере правовых отношений: деловой, официально-деловой, административный, канцелярский, законодательный) *. Поскольку стиль речи зависит от множества экстралингвистических факторов, необходимо разобраться в их стилеобразующей значимости, силе и степени их воздействия на характер речи (говоря языком статистики, существенности или несущественности их влияния). Можно говорить о первичных и вторичных, о сильных и слабых, наконец, о стилеобразующих и нестилеобразующихэкстралингви-стических факторах. Так, например, в сфере письменной научной речи такой фактор, как жанр, оказывается слабым стилеобразую-щим (статья, монография, очерк почти не различаются относительно проявления специфических черт научного стиля), тогда как в деловой речи этот фактор (жанр) оказывается более сильным ". В связи с влиянием на стиль речи множества факторов разли-
* Термин необщепринятый, «рабочий».
* Наблюдающийся в последнее время скепсис относительно возможностей дать классификацию, адекватную объекту, а также высказывания о произвольности стилистических классификаций, зависящих от намерений исследователя. несут печать агностицизма, с которым наука не может мириться.
* Подробнее об этом см.: Кожина М. Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. Пермь, 1972.
чаются, например, разновидности монологической и диалогической речи; массовый или немассовый характер коммуникации; разновидности массовой коммуникации (лекция, диспут, беседа, симпозиум и др.), не говоря о влиянии на свойства стиля особенностей содержания. Сильное воздействие на характер речи оказывает и форма общенияустная или письменная. Все функциональные стили проявляются как в письменной, так и в устной форме. Правда, функционирование некоторых стилей в устной форме ограничено .(художественный, официально-деловой), а для других именно устная наиболее типична (разговорно-бытовой) ^
Трудности учета воздействия на стиль экстралингвистических факторов усугубляются проявлением в речи и таких индивидуальных черт говорящего, как темперамент, языковые привычки, уровень и характер образования, интересы и склонности, настроение в момент речи. В лингвистической литературе среди факторов, влияющих на речь, отмечаются такие, как возраст, образовательный денз, годовой доход, семейное положение и т. п. ". По-видимому, не все из названных факторов оказываются в одинаковой мере сти-леобразующими и даже вообще стилеобразующими. Чрезвычайно плодотворна идея чехословацких стилистов подразделять все эти факторы на объективные стилеобразующие и субъективные^. Например, по-видимому, нельзя считать стилеобразующими факторами образовательный ценз, пол, возраст, поскольку они, так сказать, непроизвольны, оказываются проявлением в речи черт именно индивида, тогда как нормы стиля обязательны для всех говорящих в данной сфере независимо от особенностей и желаний индивида. Кроме того, функциональный стиль базируется на принципе социально осознанного выбора, а такие индивидуальные факторы, как пол, возраст, образование и т. п., исключают
^ О взаимодействии этих форм речи в разных стилях см.: Костомаров В. Г. О разграничении терминов «устный», «разговорный», «письменный», «книжный». В кн.: Проблемы современной филологии. М., 1965; Гальперин И. Р. К проблеме дифференциации стилей речи. Там же: Лаптева О. А. Русский разговорный синтаксис. М., 1976; Акишина Т. Е., Митрофанма О. Д. Учебная лекция как зона влияния научной и разговорной речи. В кн.: Основные понятия и категории лингвостилистики. Пермь, 1982; Васильева А. Н> Функциональное направление в лингвостилистике, М., 1981.
2 cm.: Labw W. The Social stratification of English in New-York City. Columbia University Diss.., 1964; ХаймэД. X. Общение как этнолингвистическая проблема.Вопросы языкознания, 1965, №2; Степанов Ю. С. Основы языкознания. М„ 1966.
» cm. Havranek В. Studie о spisovuern jazyce. Praha, 1963; Travnilek F. 0 jazykovem slohu. Praha, 1953; Hausenblas K- Vystavba slovesnych Komunikatu a stylistika. Ceskoslovenske preduaSky pro VI mzd. sjezd slavistu. Praha, 1968; Jelinek М. Stylove rospeti souiasue spisovne Јestiny. В кн.: Belie, Hausenblos, Havranek идр.ЖиНига Ceskeho jazyka. Liberec, 1969. В советской лингвостилистике подробная картина экстралингвистических факторов дана в кн.: Васильева А. 11. Курс лекций по стилистике русского языка (обиходно-разговорный стиль речи). М., 1976.
у говорящего возможность выбирать ^.Поэтому названные факторы ^вряд ли можно считать стилеобразующими ^
В настоящее время нет более или менее полной классификации частных функциональных разновидностей, поэтому представленная далее систематизация неполна.
Так, научный стиль подразделяется на подстили собственно научный и научно-технический, представляющие собой как бы варианты научного стиля. Каждый из этих г^одстилей может быть представлен в научно-популярном изложении, которое как бы добавляет к стилевым чертам научности черты популярности. Далее, каждая из этих разновидностей может быть подразделена по соотношению с отраслями науки (химия, физика, языкознание и т. д.), в связи с чем возникают различия, правда прежде всего лексических, а иногда и иных особенностей речи. Жанр также влияет некоторым образом на характер речи (ср. стиль монографии, статьи, автореферата, научной информации и т. д.). Наконец, на стиль речи оказывает значительное влияние способ изложения: повествование, рассуждение, описание. Указанные факторы неравнозначны по сти-леобразующей значимости.
Официальн о-д еловой (законодательный) стиль распадается на собственно законодательный и канцелярский подстили, иногда выделяют еще и третий дипломатический °. Они включают ряд жанровых разновидностей: кодекс, устав, инструкция, договор, приказ, акт, заявление и т. д. Жанрово-стилистические отличия в официально-деловом стиле заметнее, чем, например, в научном, т. е. внутренняя функциональная дифференциация в этом отношении в деловой речи ярче и определеннее. Далее, стилевые различия моти-' вируются тематикой содержания документа и узкой сферой его бытования. Так, например, стиль «Устава железных дорог СССР» отличается от стиля «Устава Вооруженных Сил СССР» (имеются в виду различия не в содержании, а в языке и не только лексические). То же самое можно сказать о стиле международного договора и трудового соглашения. Стилевые различия обнаруживаются и в зависимости от функционального назначения текста (например, стиль «Уголовного кодекса» отличается от стиля «Уголовно-процессуального кодекса»). Наконец, стилевая дифференциация в этой сфере общения обусловлена отражением в высказывании характера издающего органа или инстанции; стилевые особенности зависят и от структурно-композиционного расчленения текста.
^ Иная точка зрения представлена в кн.: Степанов К). С. Основы языкознания. М., 1966; Он же. Семиотика. М,, 1971. Здесь представлено слишком широкое понимание стиля; для литературного языка, о которому нас речь, целесообразно признание осознанности стиля.
" Подробнее о стилеобразующих факторах см. в кн.: Кожина М. Н. К основаниям функциональной стилистики. Пермь, 1968.
* См.: Логинова Ц. А. Деловая речь и ее стилистические изменения в советскую эпоху. В кн.: Развитие функциональных стилей современного русского языка. М., 1968, с. 186.
Публицистический стиль оказывается особенно сложным и разветвленным, с многочисленными переходными (межстнле-выми) явлениями. Основные его подстили политико-агитационный (воззвания, призывы, прокламации), официальный политико-идеологический (партийные документы), собственно публицистический в узком смысле слова (памфлеты, очерки и т. д.),. газетный ^ В свою очередь каждый подстиль подразделяется по жанровым и иным особенностям ".. Кстати, жанровые различия здесь весьма ощутимы.
Весьма сложным оказывается внутристилевое расслоение газетной речи ". Прежде всего стилевые различия в ней связаны с преобладанием в конкретном тексте одной из основных газетных функций информативной ' или пропагандистски воздействующей. Кроме того, отличаются по стилевым особенностям некоторые специфические газетные жанры: передовица, репортаж, интервью, информация и др.от всех прочих. Некоторые отличия стиля про-, истекают и от характера издающего органа, специализации газеты, зависят они и от тематики содержания и авторского почерка. В газетных жанрах весьма ощутимы переходные, межстилевые влияния, . например воздействие художёственно-беллетристического стиля на очерк, фельетон, репортаж. Собственно, очерк является синтетическим, художественно-публицистическим жанром, и это находит отражение в его стиле. Однако в целом газетный очерк отличается по стилю от собственно художественного. Далее, газета, являясь популяризатором знаний в области техники, экономики и т. п., представляет в ряде своих материалов особую разновидность научно-популярного или научно-публицистического стиля. Воздействие научного стиля проявляется также в передовой, проблемных статьях, где дается аналитико-обобщенное изложение предмета речи. При всем разнообразии газетных материалов что находит отражение в стиле речи можно говорить об общих принципах построения газетной речи, об общности ее функции, структуры и стилевой окраски, следовательно, о газетном подстиле в целом *.
Публицистика как сфера массовой коммуникации имеет и другие разновидности. Выделяются радиопублицистика, кинопублицистика, телепублицистика. В каждой из них, помимо общих черт, свойственных публицистике, формируются свои лингвостилистические различия^.
* Термины необщепринятые, «рабочие».
S В ряде случаев наблюдаются более или менее близкие стилевые особенности у группы жанров.
^ См. кн.; Жанры советской газеты. М., 1959; Стилистика газетных жанров. М., 1981; Вакуров В. Н., Кохтев Н. Н., Солганик Г. Я- Стилистика газетных жанров. М., 1978.
* О функционально-стилистическом аспекте языка газеты см.: Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971.
5 Подробную характеристику телевизионной, радиоречи, а также экранной .см. в кн.: БаранникД. X. Устный монолог. Днепропетровск, 1959; Светана С. В. Телевизионная речь. М., 1976; Язык и стиль средств массовой информации и Пропаганды/Под ред. Д. Э. Розенталя. М., 1980.
Выделяется и такая специальная сфера, как ораторская речь. Ее, собственно, можно считать особым публицистическим подста-лем, представляющим сложное взаимодействие письменно-публицистической и устно-публицистической речи. Вопрос о статусе ораторской речи в функционально-стилевом расслоении языка сложен и не решен. Это устная форма продуманной, обычно заранее подготовленной, искусной речи, предполагающей специальное воздействие на слушателей. Ораторская форма речи неоднородна и тяготеет по ряду своих черт к тем функциональным стилями соответствующим сферам, в которых она проявляется: ср. ораторская публицистическая речь, академическое красноречие, судебное красноречие ^ Это как раз тот сложный случай, когда пересекаются функциональные стили и формы речи. Степень воздействия на стиль речи особенно сложного здесь комплекса экстралингвистических факторов требует специальных исследований. Очевидно одно: это сложная («синтетическая») функциональная разновидность речи, которая в свою очередь подразделяется на ряд других (зависящих преимущественно от предмета, содержания высказываний и сферы ее использования). Вместе с тем все эти внутренние разновидности объединяет общая целевая установка воздействие на слушателей с расчетом достижения заранее предусмотренного эффекта.
Самое общее стилевое расслоение художественной речи происходит, очевидно, в соответствии с тремя родами литературы: лирикой, эпосом, драмой. Отсюда подстили: стихотворная речь в целом, художественно-прозаическая, драматургическая. Далее, общие стилевые различия обнаруживаются в зависимости от принадлежности текста к тому или иному жанру *, методу изображения (романтизм, реализм), литературной школе, способу изложения (повествование, описание); зависят они и от характера рассказчика (ср., например, сказовую манеру изложения), наличия или отсутствия стилизации, кроме того, от идеи и темы, композиционных особенностей, системы образов и в очень большой степени от авторской индивидуальности (в отличие от других функциональных стилей) и других факторов.
Несмотря на особую сложность и многоаспектность стилевой структуры художественной речи и проявлением ней авторской индивидуальности, все же можно говорить об определенной стилевой общности художестверной речи в целом и тем более о стилевом единстве отдельного произведения. Художественная речь всегда содержит специфические стилевые черты, принципиально отличающие ее от стиля других сфер языкового общения. Обусловлены эти стилевые черты функциональным единством: использованием в речи языковых средств в эстетической функции. При всем том в из-
^ Интересные примеры анализа последнего даны в указ, книге В. В. Одинцова «Стилистика текста». См. также: Михайловская Н. Г., Одинцов В. В. Искусство судебного оратора. М., 1981. " Эти различия обычно внутри каждого из подстилей малозаметны.
вестном смысле художественная речь «многостильна»: в ней находят отражение языковые элементы' других функциональных стилей ^ (всегда в измененной, а именно в эстетической функции). Вместе с тем в художественной литературе есть и синтетические жанры (например, в области художественной публицистики). Кроме того, художественная литература представляет в ряде случаев своеобразное отражение устно-разговорной и (уже) разговорно-бытовой речи, которая, конечно, представлена в ней не фотографически и выступает опять-таки в эстетической функции. Таким образом, художественное произведение оказывается синтетическим стилистико-рече-вым явлением.
Разговорно-бытовая сфера общения, характеризующаяся в целом весьма четкими специфичными стилевыми особенностями, также не однородна в стилистическом отношении. Прежде всего, выделяются разновидности устной и письменной (главным образом эпистолярной) речи. Кроме того, различаются собственно диалогическая форма-речи (вопросо-ответная система, при этом дву-голосный и многоголосный диалог из коротких реплик), беседы на разные темы, наконец, монологическая речь (рассказ о каких-либо событиях, происшествиях). Стилевые различия обусловлены также степенью близости говорящих, ситуацией общения, тематикой, узкоцелевым (индивидуальным) заданием, характером личности и настроением говорящих, их взаимоотношениями.
Такова в самых общих чертах внутренняя дифференциация функциональных стилей. Изучение этой проблемы только начинается. Есть предложение рассматривать стилевую дифференциацию языка речи на разных уровнях абстракции *. Известны попытки дать достаточно развернутую классификацию некоторых, так называемых специальных стилей в недавних чехословацких исследованиях ".
Следует еще раз подчеркнуть, что в языковой действительности как в любом сложном объекте нет резких границ между стилистико-функциональными разновидностями, немало переходных явлений. Например, в современной научной ре^и появились многочисленные жанры так называемой вторичной литературы (разнообразные реферативные и аннотирующие издания), отличающиеся, конечно, по стилю от собственно научных жанров (первичной литературы). Вопрос о степени этих отличий еще не изучен, однако, скорее всего, эти отличия несущественны, хотя интуитивно весьма
^ Важно, что это именно элементы, а не целостное отражение какого-либо другого стиля.
^ См.: Васильева А. Н. Три уровня стилистической абстракции и три основных раздела функциональной стилистики. В кн.: Основные понятия и категории лингвостилистики. Пермь, 1982. Кажется, впервые вопрос о целесообразности рассмотрения стиля на разных уровняя абстракции был рассмотрен К. Гаузенб-ласом. cm.: Hausenblas К- V^stavba jazykovych projevu a styl. Praha, 1972. Наша стилистиччская дифференциация языка не отличается принципиально от классификации по уровням абстракции. Это лищь разные аспекты представления одной и той же реальной языковой действительности, которую отражают обе точки зрения.
^ См., напр.: Kraus. J. Uvod do stylistiky pro informacni pracovniky. Praha, 1977. 74
заметны. В свяяи с широким развитием техники, разрушением «барьера» между наукой и производством появляется немало жанров, совмещающих в себе черты научного и делового стилей, патенты, тексты инструктивного характера, объясняющие, как обращаться со сложной техникой, и т. д.
Подобные пограничные явления (как результат, в основном, взаимодействия функциональных стилей), наблюдаемые в конкретных текстах (не только научно-делового, научно-популярного характера, но и других), дают основание даже некоторым специалистам-стилистам усомниться в существовании «чистых» стилей, а отсюда и в реальности классификации функциональных стилей и даже вообще в возможности соответствующих систематизаций, адекватных языковой действительности. Однако это недоразумение, основанное на недоучете диалектики общего и частного *. Всегда можно найти отдельный конкретный текст, отличающийся по стилю от средней нормы данного функционального стиля, к которому он все же относится и который он реализует, так как в целом обладает специфическими чертами последнего. Этот текст может быть наделен и рядом других ччрт, например заимствованных от других стилей, что и это очень важно для исследователя! обусловлено своеобразием экстралингвистических факторов и условий общения при формировании данного текста. Это ничуть не бросает тень на существование функциональных стилей и реальность их классификации. Так, Д. Н. Шмелев справедливо пишет: «Основные разновидности языка реализуются в конкретных высказываниях и текстах, естественно отражающих их нормы, но это отражение может быть в разных случаях неполными непоследовательным, что не дол ж-н о ставить под сомнение объективное с у ществов а-н и е самих норм...» " (разрядка наша. М. К.), т. е. и функциональных стилей.
То, что, например, в сфере научного общения есть не только собственно научные тексты, но и научно-популярные (при этом разных «рангов» популяризации) ", а в сфере правовых отношений публичные выступления адвокатов (судебное красноречие), столь далекие от «сухой» деловой речи *, или же в разговорно-бытовой сфере
^ Ср. высказывание В. И. Ленина: «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит... от истины, а подходит к ней... Все научные... абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 152). " Шмелев Д. Н. Указ. соч., с. 167.
^ В отличие от научно-популярных научно-художественные тексты, по нашему мнению, выходят за пределы научного функционального стиля и находятся на пересечении двух соответствующих стилей, представляя собой своеобразный гибрид.
, * Заметим, что здесь значительно изменяется базовая основа экстралингви-стических факторов, на которую «наслаивается» не только устнаяя причем ораторская, форма, но и целевая задача высказываниявоздействие на аудиторию (о чем обычно говорят сами адвокаты), т. е. фактор, как бы заимствованный из другой сферы общения.
рассказ (повествование) человека, обладающего «даром речи» (с признаками художественной речи) \ все это нисколько не мешает реальному существованию (и описанию в науке) соответствующих функциональных стилей. Нельзя впадать в крайность и чуть ли не отрицать существование «чистых» текстов, представляющих собой в наиболее полном виде специфику соответствующего функционального стиля и являющихся (так же как и «синтетиччские», переходные) отражением языковой действительности. Так, например, в той же научной, деловой или художественной сферах преобладающее большинство (при несущественных вариациях) составляят все-таки тексты, в достаточно «чистом» виде представляющие специфические черты соответствующих функциональных стилей Л «Вкрапления в чисто научный текст элементов разговорной речи говорят не о неопределенности стилей... Сам факт осознания вкраплений свидетельствует о существовании стилей»" (разрядка наша. М. К.).
Представленная выше классификация функциональных стилей не является единственной. Известны попытки дать систематизацию стилей на других исходных основанияя. Так, Д. Н. Шмелевым предложена характеристика стилей на основе структуры речевого акта *, в свое время описанного К. Бюлером ?. Речевой акт, как известно, состоит из трех компонентов: говорящийслушающий передающееся содержание речи; иначе это можно представить в виде 1-го, 2-го и 3-го лица. Бели сделать проекцию речевого акта на разные функциональные стили научный, разговорный, деловой, художественный, то действительно взаимоотношенияялиц в каждом из них различны, ччо и находят выражение в речи^. Однако при этом все же структура речевого акта не является дифферен ц,и а л ь-ным признаком для классификации функциональных стилей, так как она присутствует во всякой речи, в любой сфере 2 (очевидно, поэтому автор оте-
^ Кстати, известно, что эстетическое свойственно не только профессиональным произведениям искусства, однако это ие мешает выделять последние как особый феномен.
? На первых этапах развития стилистики, когда было актуальным прежде всего выяснение специфики функциональных стилей, они, естественно, изучались в основном на более типичных текстах. В настоящее время задачей исследования становится обращение к вопросам дальнейшей дифференциации функциональных стилей и явлений их взаимодействия, следовательно, текстов, представляющих самые разнообразные жанры, вплоть до синтетических (отражающих взаимодействие функциональных стилей). Эта задачч более углубленного изучения и характеристики функционально-стилевой дифференциации языка речи стала возможной только после выявления специфики функциональных стилей. . ' " Шмелев Д. Н. Указ. соч., с. 32. * См. там же, с. 40, 66 и след. s cm.: Buhler К. Sprachtheorie, Jena, 1934.
* Подробную характеристику этому см. в указ. соч. Д. Н. Шмелева, с. 40 41, 5763.
^ Даже при внешнем отсутствии, например, слушающего, адресат всегда мыслится и учитывается в речи говорящего (пишущего). В связи с этим письменная монологическая речь, например научная, заключает в себе признаки диалогиче-ске» речи. См,: Гельгардт Р. Р. Рассуждение о диалогах и монологах (к общей теории высказывания).В, кн.: Сборник докладов и сообщений лингвистиччского общества, II, вып. 1.' Калинин, 1971; СлавгородскаяЛ. Д.Одиалогиза-ции научной прозы. В кн.: Стиль научной речи. М., 1978; Кожина М. Н. Диало-
рирует названными выше функциональными стилями, выделенными на иных исходных основаниях). Кроме того, при этом вскрывается лишь довольно узкий спектр признаков речи и не установлено действительно ли специфических. Эта систематизация, как и интересные наблюдения относительно взаимодействия компонентов речевого акта, может лишь конкретизировать некоторые признаки известных функциональных стилей.
Имеются также попытки положить в основу определения функциональных стилей и систематизацию последних «социально-ролевой» принцип. А.. К. Долинин, например, считает, что «функциональные стили это не что иное, как обобщенные речевые жанры, т. е, речевые нормы построения определенных, достаточно широких классов текстов, в которых воплощаютсяяобобщенные социальные роли такие, как ученый, администратор, поэт, политик, журналист, и т. п.т> '^. Однако список этих ролей (в других местах книги автора и в других работах по социальной психологии) продолжается почти до бесконечности: роль клиента, пассажира, покупателя, отца, учащегося, влюбленного, зрителя и т. д. Таким образом, исследователь здесь, в сущности, идет не от общего, не от языка, яе от собственно социального и лингвистиччского аспекта речевой деятельности (хотя выше и упоминались «обобщенные нормы»), но от индивидуального, от говорящего индивида. Исходным принципом оказывается индивидуальн о-психологический, а следовательно, не лингвистический ^ Так, сам автор говорит: «Стиль речи речевое произведениев целом сигнализирует... признаки говорящего (пишущего)... Мы воспринимаем эти сигналы и судим по ним о человеке»* (разрядка наша. М. К..). Конечно, всякое высказывание принадлежит говоряяему, но в лингвистической классификации исходить собственно от индивида принципиально неверно. О д н^а -и та же социальная роль может быть «сыграна» разными людьми по-разному в смысле характера речи, т. е. стиля. При ориентации на типовой образец социальной роли тем не менее существенны различия речи разных говорящих в роли пассажира, или покупателя, или отца и т.д. (в зависимости от их общей культуры, социальной принадлежности, связей с диалектной средой, темперамента и т. д.). Именно это вызывает сомнение в правомерности прямого перенесения ролевого принципа из социальной психологии в лингвостилистику,
Функциональные же стили, выделяемые с учетом сущностных характеристик языка (связь с формами сознания), отличаются устойчивыми нормами употребления (принципами отбора и сочетания языковых единиц), более или менее строгими и специфичными для каждой сферы и давней традицией.
Итак, представленная в первой части параграфа классификация, очевидно, является наиболее обоснованной и целесообразной именно дляялингвостилистики, хотя как будто и дается на экстралингвистических основаниях (а в конечном счете на лингвистических, поскольку речь идет о функциональном аспекте языка, языка как речевой деятельности и как «действительного сознания»).
гичность письменной научной речи как проявление социальной сущности языка. В кн.: Методика и лингвистика. Иностранный язык для научных работников. М., 1981. Вообще диалогичность (в более или менее явном виде) свойственна любой речи, любой сфере общения и, следовательно, всем функциональным стилям. Различными являются лишь формы и языковые средства выражения диалогичности. 1 Долинин А. К. Стилистика французского языка. Л., 1978, с. 60. i См. критические замеччния А. А. Леонтьева по отношению к индивидуально-психологическим трактовкам общения в кн.: Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974, с. 171. э Долинин А. К- Указ. соч., с. 3637. .
Между тем еще не до конца решенные вопросы «внутристилевой» дифференциации требуют дальнейшего научного изучения, под которым мы понимаем комплексный подход с привлечением данных смежных наук ^ Тем не менее наука лингвостилистика должна изучить это явление, описать и объяснить его (к тому же с учетом перспектив развития) и дать нормативно-стилистические рекомендации.