Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1. Понятие фонемы и ее функции.
ФОНЕМА (от греч. phonema звук, голос) единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц морфем, в состав которых она входит в качестве минимального сегментного компонента, а через них для опознавания и различения слов. Ф. инвариантная единица языка. Фонемы выполняют следующие функции:
дистинктивная (различительная) функция - выражается в том, что фонема служит для фонетического опознавания и семантического отождествления слов и морфем. Дистинктивная функция включа¬ет в себя перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (смысл оразличительную) функции
перцептивная функция - функция доведения зву¬ков речи до восприятия: она дает возможность воспринимать и опознавать органом слуха звуки речи и их сочетания, способ¬ствуя отождествлению одних и тех же слов и морфем
сигнификативная функция смыслоразличительная функция, т.е. функция различения значимых элементов языка морфем и слов.
делимитативная функция - функция обозначения границы между двумя последовательными единицами (морфемами, словами). Звуковые элементы служат пограничными сиг¬налами, например, сигналом наличия границы слова. В отличие от дистинктивной, не проявляется регулярно, однако о наличии ее свидетельству¬ют существующие в каждом языке различные ограничения на сочетаемость тех или иных звуковых элементов в речевой цепи.
2. Московская фонологическая школа (МФШ).
Для представителей МФШ исходным моментом во взглядах на фонему выступает морфема: статусность морфемы определяет границы и объем понятия фонемы.
Фонемы рассматриваются только в сильной позиции, а звуковые единицы слабых позиций объединяются в одну фонему не по их акустическому сходству, а по функционированию в составе морфемы.
По взглядам МФШ, в одну фонему должны быть объединены позиционно чередующиеся звуки, а различия между позиционно чередующимися звуками функционально не значимы. Например, в словах валы и волы безударные гласные, несмотря на сходство звучания в [Λ], представляют реализацию разных фонем: фонему <а> в слове валы (ср. вал) и фонему <о> в слове волы (ср. вол), а в словах [вóды / вΛдá / въдΛвóс], несмотря на разницу звукового облика, в первом слоге реализуется одна гласная фонема <о> (ср. вода).
Представители МФШ по-особому определяли позицию нейтрализации, в которой происходит стирание различий фонем. В позиции нейтрализации сохраняется групповая различимость: пара (или группа) нейтрализующихся фонем противопоставляется другим парам (группам) или отдельным фонемам с помощью оставшихся признаков, которые не подверглись нейтрализации. Так, фонемы <к> и <г> в конце слов стог сена и сток воды нейтрализуются и образуют особую фонологическую единицу <к-г>, способную противопоставляться другим фонемам, например, <л>, , <н> в словах стол, стой, стон.
Особые фонологические единицы, обладающие меньшими разли- чительными возможностями и являющиеся реализацией нейтрализующихся фонем в сигнификативно слабых позициях, называются слабыми фонемами, или архифонемами. (Впервые термин архифонема в значении неразличения, смешения двух фонем употребил Н.С. Трубецкой. Термин слабая фонема был предложен Р.И. Аванесовым, одним из основателей МФШ.)
Сигнификативно слабые позиции бывают двух типов: приводимые к сильным в тех же морфемах и не приводимые к ним. Чтобы узнать, какой фонеме соответствует звук слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы слабая позиция в данной морфеме заменилась сильной: [дΛмá] [дóм], [зуп] [зýбы]. Но в языке есть слова, фонемы которых не могут находиться в сигнификативно сильной позиции, и проверить их фонологическое качество нельзя, например: вокзал, стакан, собака и др.
Безударный звук [Λ], соответствующий выделенным буквам, может представлять и фонему <о> и фонему <а>, но какой следует отдать предпочтение, решить невозможно. Такие фонемы, по терминологии В.Н. Сидорова, называются гиперфонемами. Гиперфонема это слабая фонема, не приводимая к сигнификативно сильной позиции в данной морфеме. Слова вокзал, стакан, собака в фонематической транскрипции записываются так:
<с о/а бака>, <в о/а к/г зал>, <ст о/а кан>,
а слово здесь как:
с
<с дэ с>
з з
з
так как проверка для звуков [з] и [с] невозможна, следовательно, данные фонемы гиперфонемы.
Таким образом, в МФШ звуки речи объединяются в звуки языка на основе артикуляторно-акустического сходства, а звуки языка объединяются в фонемы на функциональной основе. При установлении функционального тождества звуков и объединении их в одну фонему учитывается прежде всего позиционное поведение этих звуков.
Основным признаком МФШ является морфонологизм, т.е. фонемы рассматриваются как постоянный структурный элемент морфемы. Благодаря этому устанавливается тесная связь между фонемой и морфемой, подчеркивается зависимость фонемы от морфемы, снижается самостоятельность фонемы как особой единицы языка.
Санкт-Петербургская фонологическая школа (СПФШ).
Звук речи представители СПФШ называют фоном, а звук языка аллофоном, подчеркивая его обобщенный характер. Аллофоны формируются не на основе артикуляторно-акустического сходства звуков (фонов), а на базе потенциальной связи звуковых вариантов со значимыми единицами. По мнению петербургских фонологов, когда мы говорим о звуках, то имеем в виду не конкретные артикуляции и акустические эффекты, с ними связанные, а те обобщения в нашем языковом сознании, вызванные данными артикуляциями и акустической реальностью.
Представители СПФШ принимают за исходную единицу словоформу. При этом признается равенство позиций (сильная и слабая), т.е. то, что не различается в произношении, не различается и в фонемной составе, и наоборот. Так, в парах слов столы стол, вода вóды в первом слоге выступают разные гласные фонемы: в словах столы, вода фонема /а/1 (так же, как и в слове мама, например), в словах стол, вóды фонема /о/.
Фонема понимается как «звуковой тип», способный различать слова и их формы. Под звуковым типом имеется в виду группа акустически различных звуков, заменяющих друг друга в разных фонетических условиях и объединяемых общей функцией, которую они выполняют в языке. Например, в словах мал, мял, мать, мять произносятся разные гласные в зависимости от твердости или мягкости соседних согласных. Звуки [а], [.а], [а.], [.а.] замещают друг друга в разных фонетических положениях, эти звуки и образуют звуковой тип, т.е. фонему /а/. В приведенном примере члены одного звукотипа, разновидности одной и той же фонемы, близки акустически и артикуляционно, что доказывает их единство.
Таким образом, различаются не позиции и позиционные варианты фонем, а оттенки фонем, обусловленные качеством соседних звуков.
В СПФШ фонема и фонологический уровень самостоятельны благодаря потенциальной связи фонемы и морфемы. Именно благодаря самостоятельности фонемного уровня с помощью дистинктивных (смыслоразличительных) свойств фонемы различаются звуковые оболочки, т.е. звучание, а потом значения (смыслы), если они выражаются данными фонетическими формами (звуковыми оболочками).
В СПФШ фонемы пишутся в косых скобках.
Подводя итоги, можно сказать, что отличия двух фонологических теорий приводят к тому, что по-разному определяется фонологический состав различных значимых единиц и соответственно по-разному устанавливается общий состав фонем в системе русского языка.
Так, московские фонологи считают, что в русском языке 39 фонем: 5 гласных и 34 согласных. При этом не признаются самостоятельными фонемами:
1) мягкие [г], [к], [х], т.к., по мнению представителей МФШ, эти звуки являются лишь вариантами фонем <г, к, х>, т.к. самостоятельно, без помощи других фонем не могут различать звуковые оболочки слов или морфем: они не могут быть противопоставлены по твердости/мягкости в абсолютном конце слова; встречаются только в фонетически зависимом положении перед гласными переднего ряда [и] и [э], где невозможно определить, палатализуются ли со- гласные или мягкость у них самостоятельная; не могут быть в позиции перед гласными непереднего ряда [у], [о], [а];
2) гласный [ы]. Представители МФШ (Л.А. Булаховский, Р.И. Аванесов и др.) считают, что звук [ы] является вариантом фонемы <и> (т.е. звуки [ы] и [и] являются разновидностями одной фонемы <и>). Они исходят из того, что употребление звуков [ы] и [и] обусловлено позицией: а) [ы] употребляется только после твердых, [и] только после мягких согласных: [мыл] [мил], тогда как другие гласные фонем могут выступать как после твердых, так и после мягких согласных в одинаковых фонетических условиях: [мал / м.ал / лук / л.ук]; б) в составе одной и той же морфемы звук [и] заменяется звуком [ы] под влиянием предшествующего твердого согласного: играл сыграл, синий новый и т.д.; в) [ы] не встречается в начале слова. К категории спорных случаев относится также и определение статуса долгих звуков [ш] и [ж].
Как и большинство лингвистов, мы считаем [ш] представителем фонемы <ш>, а не <сч> или <шч>. Что касается фонемы <ж>, реализуемой в долгом звуке [ж], то нам представляется более оправданным признавать звук [ж] реализаци- ей фонем <жж> либо <жд> (вожжи, дожди), а не считать самостоятельной фонемой, так как в современном произношении [ж] стремительно вытесняется [ж] или [жд].
Петербургские фонологи насчитывают 41 фонему, из них 6 гласных и 35 согласных.
1. СПФШ рассматривает 6 гласных фонем, т.к. в зависимости от артикуляции в языке отчетливо воспринимаются на слух 6 разных звуков, используемых для разграничения слов и их форм. Они считают, что звуки [ы] и [и] отдельные самостоятельные фонемы, т.к.:
а) каждый из этих звуков мы свободно произносим в изолированном положении, что не характерно для вариантов гласных фонем;
б) гласный [ы] способен к различению слов наряду с другими гласными фонемами: вол, вал, вил, выл;
в) в некоторых иноязычных словах [ы] встречаются в начале слова: Ындин, Ыйсон.
2. СПФШ рассматривает /г, к, х/ как самостоятельные фонемы, т.к. в некоторых случаях они выступают как смыслоразличители: [к]ури [к]юри, т[к]ет. Несмотря на невозможность употребления мягких /г, к, х/ в конце слова, в современном русском языке в некоторых случаях они противопоставляются по твёрдости-мягкости перед гласными непереднего ряда [а, о, у] в заимствованных словах: киоскёр, ликёр, кюре, гяур и др., но такого рода случаи исключительно редки.
Разногласия существуют и по поводу трактовки сложных звуков [ш], [ж]. МФШ рассматривают их как самостоятельные особые фонемы, ссылаясь на то, что они не могут быть расчленены на два кратких мягких звука.
Представители CПФШ отказываются видеть в данном случае особого рода фонемы, указывая на незначительную фонологическую активность такого рода сложных звучаний. Таким образом, оценивая обе школы, следует отметить, что каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны, причем зачастую недостатки одной школы автоматически оказываются достоинствами другой.
3. Дифференциальные и интегральные признаки фонем.
дифференциальные признаки фонем
(от лат. differens различающий). Признаки, которыми данная фонема противопоставляется другим фонемам языка, ее смыслоразличительные признаки (например, вокальность невокальность, консонатность неконсонантность; глухость звонкость, взрывность фрикативность, огубление неогубление и т. д.).
Интегральные признаки фонем
Признаки, воплощающие фонемы, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам. Так, различие по подъему: верхнему, среднему, нижнему является интегральным признаком.
Аллофо́н (греч. άλλος другой и φωνή звук) реализация фонемы, её вариант, обусловленный конкретным фонетическим окружением. В отличие от фонемы, является не абстрактным понятием, а конкретным речевым звуком. Совокупность всех возможных позиций, в которых встречаются аллофоны одной фонемы, называется дистрибуцией фонемы. Носители языка хорошо распознают фонемы, то есть смыслоразличительные единицы языка, и не всегда в состоянии распознать отдельные аллофоны одной фонемы. Фонемы в сознании говорящих обычно представлены основными аллофонами.
4. Живые и исторические чередования
Звуковой облик морфемы не является неизменным и зависит от целого ряда причин. О некоторых из них мы уже говорили при рассмотрении свойств позиционных и комбинаторных аллофонов фонем (см. гл. 4). Однако кроме изменений, вызываемых особенностями артикуляции разных звуков в различных комбинациях и положениях, существуют и другие, определяемые системными свойствами языка. Такие изменения звуковой формы морфем происходят при слово- и формообразовании и являются результатом чередований фонем. Это означает, что в одной и той же морфеме могут появляться разные фонемы, если этого требуют системные факторы языка. Так, например, в русском языке невозможно употребление звонкого шумного согласного в абсолютном конце слова, что приводит к одной особенности звукового оформления русского слова: во всех словах, заканчивающихся шумным согласным, этот согласный обязательно является глухим. Таким образом, звонкие согласные из слов розы, возы, годы, дубы, ножи и т. д. чередуются с глухими согласными в формах
роз /r o s/, воз /v o s/, год /g o t/, дуб /d u p/, нож /n o s(/ и т. д. Чередования затрагивают не только согласные, но и гласные, так что в пределах одной морфемы мы можем встретить несколько чередующихся фонем: лезу /le z u/, лез /le s/, вылез /v ö li s/. Сразу же обратим внимание на то, что не все исследователи русского языка cчитают такие изменения звукового облика морфем результатом фонемных чередований наоборот, в теории московской фонологической школы существует специальная аксиома о неизменности фонемного состава морфем, а все приведенные выше примеры рассматриваются как случаи появления вариантов чередующихся фонем, т. е. [s] в слове вылез является вариантом /z/, а в слове лес вариантом /s/. Мы уже говорили в самом начале книги о том, что с точки зрения человека, носителя русского языка, трудно пользоваться такой системой фонем, где одно и то же различие (в данном случае различие между глухим и звонким согласным) то является существенным как в словах сон зона, то оказывается несущественным, поскольку глухой согласный оказывается вариантом и глухой, и звонкой фонемы.
Чередования фонем происходят во всех морфемах корнях, префиксах, суффиксах и флексиях, и в чередованиях участвуют как гласные, так и согласные фонемы. При этом некоторые чередования являются обязательными и могут быть предсказаны при анализе фонемного состава морфемы, а другие в настоящее время кажутся необъяснимыми, поскольку трудно найти причину, вызвавшую то или иное чередование. Первый вид чередований это живые чередования, объясняемые системными свойствами звукового уровня языка. Так, одной из особенностей русского вокализма является невозможность употребления в безударных слогах фонем /о/ и /е/. Исторически это объясняется тем, что в основе современного русского литературного языка лежат диалекты, характеризующиеся аканьем и иканьем. Однако в настоящее время большинство носителей литературного русского языка вовсе не подозревает об этом, но тем не менее регулярно реализует чередование ударных [о] и [е] с безударными аллофонами фонем /A/ и /o/ [Ã] и [i]:
[n o s] [n à s ö],
[o t p u s k] [Ãt p u s k A],
[re c(k A] [ri c(n o j],
[be z d ъ r] [bi z d A r nöj]
и т. д. Такие чередования называются автоматическими, поскольку любой человек, владеющий русским литературным языком, обязательно использует эти чередования при слово- и формообразовании.
Нейтрализация фонемных противопоставлений
Нейтрализация оппозиций - неразличение элементов, обычно выступающих в противопоставление. Типичный пример нейтрализации: оглушение звонких согласных в конце слова, характерное для русского или немецкого языков. Позиция, в которой противопоставление снимается, называется позицией нейтрализации, или слабой позицией. Для каждого противопоставления может существовать своя позиция нейтрализации: так, для оппозиции глухих и звонких шумных в русском языке сильной является позиция перед гласным, а слабой позиция перед шумным согласным (кроме [v]), а для противопоставления твёрдых и мягких согласных слабой является только позиция перед другим шумным (в конце слова возможны и твёрдые, и мягкие, ср. мол моль).
Фонологическая единица, находящаяся в слабой позиции, в классической фонологии Трубецкого называется архифонемой, однако в других школах предлагаются другие понимания механизма нейтрализации.
Нейтрализация двух членов фонологической оппозиции может быть как в первом члене, так и во втором (ср. луг и лук одинаково [лук] и луг бы и лук бы одинаково [лугбы]), но может реализоваться и в каком-либо «третьем звуке», например, фонемы <а> и <о> могут во втором предударном слоге и в заударных слогах реализоваться в нейтральном звуке [ ə ], например ток, так и [тəкой].
сильные и слабые позиции фонем
1) сильная позиция произносительные условия, в которых проявляются все дифференциальные признаки фонем: для гласных под ударением и в открытом слоге; для согласных интервокальная позиция, перед гласными и сонорными согласными;
2) слабая позиция произносительные условия, в которых проявляются не все дифференциальные признаки фонем: для гласных безударное положение, в закрытом слоге; для согласных в конце слова, перед глухими согласными.