Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Замбия. Разборки местного значения. 9
А. МАЛЯРОВ
К концу 1997 года во внутриполитической жизни Замбии сложилась достаточно нестандартная ситуация. С одной стороны, никогда за все время после прихода к власти (1991 год) позиции президента Фредерика Чилубы и его Движения за многопартийную демократию (ММД) не были так слабы. С другой -разброд и шатания в стане замбийской оппозиции привели к тому, что ни одна из оппозиционных политических партий не в состоянии воспользоваться слабостью правящего режима и хоть сколько-нибудь реально заявить о своих претензиях на управление государством.
Победив на ноябрьских выборах 1996 года с огромным преимуществом, ММД явно посчитало свою задачу на ближайшие пять лет выполненной. И ошиблось. Замбии весьма дорого обошлись предвыборные политические махинации Фредерика Чилубы. Принятые им в мае 1996 года в произвольном порядке "поправки к конституции" вызвали резко негативную реакцию западных стран-доноров. "Поправки", исключившие из числа соискателей президентского кресла первого президента страны Кеннета Каунду, были приняты в обход всех норм провозглашенной самим Чилубой "многопартийной демократии". "Поправки" президента - "истинного замбийца" - не получили одобрения "подавляющего большинства населения Замбии", как это пытался утверждать Чилуба, хотя бы потому, что не выносились на всенародное обсуждение. На деле они были приняты решением полностью подконтрольного Чилубе парламента.
ЗАМОРАЖИВАНИЕ ДОНОРСКОЙ ПОМОЩИ
Основные западные страны-доноры тут же потребовали отменить их и обеспечить демократический характер выборов. Чилуба наотрез отказался. Все программы помощи, за исключением финансирования целевых проектов (менее 10 процентов общего объема западной помощи Замбии), были тут же заморожены. По мнению осведомленных обозревателей, основная ошибка Чилубы заключалась в том, что он яв-
но переоценил опасность, которую якобы представлял Каунда-соперник в президентской гонке, и недооценил последствий свора-чивания программ донорской помощи. Сегодня совершенно ясно, что Кеннет Каунда не мог составить хоть сколько-нибудь серьезной конкуренции Чилубе на прошлых выборах. Подавляющее большинство замбийцев, независимо от того, к какому слою общества они принадлежат, считают, что доктор Кей-Кей (прозвище Каунды) - вчерашний день Замбии,
Замораживание донорской помощи обернулось для Замбии экономической катастрофой. В условиях медленного, но верного увядания горнодобывающей промышленности, сокращения доходов от экспорта, падения объемов производства сельскохозяйственной продукции иностранные вливания в госбюджет оставались единственным средством для поддержания экономики страны. К лету 1997 года стало окончательно ясно: без серьезных политических уступок со стороны правящего режима доноры пальцем не пошевелят для того, чтобы хоть как-то облегчить тяжелейшее экономическое положение Замбии.
Конкретно для населения замораживание донорской помощи, и в первую очередь долларовых инъекций, направленных на обеспечение баланса платежей, оборачивается стремительным ростом цен, сокращением правительственных пособий малоимущим и многодетным семьям, многомесячными задержками с выплатой зарплаты, перебоями в снабже-
нии самым необходимым удаленных сельских районов - то есть обнищанием широких слоев зам-бийского общества. С начала 1997 года только вода, электричество и топливо подорожали в среднем на 70 процентов. Кроме того, оставшись без средств извне, правительство пытается получить компенсацию за счет убыстрения темпов приватизации. Этот в целом благоприятный и необходимый замбийской экономике процесс для населения страны означает потерю рабочих мест, стремительный рост безработицы, что явно не вызывает теплых чувств по отношению к правящему режиму.
В результате ухудшения экономического положения подавляющего большинства замбийцев в 1997 году резко активизировалось забастовочное движение. Бастуют учителя и медики, государственные и муниципальные служащие, железнодорожники и горняки. Потери от забастовок исчисляются сотнями миллионов долларов, что, естественно, усугубляет и без того тяжелейшее общеэкономическое положение государства.
Таким образом, к концу 1997 года Фредерик Чилуба и ММД практически полностью растеряли политико-экономический багаж, который обеспечил им победу на выборах 1991 года и симпатии большинства населения в первые годы пребывания у власти. Все те блага, которые принес с собой режим Чилубы - полные полки магазинов, электричество в деревнях и школы по всей стране, -стали для замбийцев уже привычными и не вызывают того восторга, как в первые годы после отмены голодного панафриканского социализма Каунды.
Кроме того, сегодня большая часть этих "благ цивилизации" стала вновь недоступна для многих замбийцев. Их доходов (в среднем по стране - порядка 60 тысяч квач в месяц, около 45 долларов США) едва хватает на традиционную ншиму (каша из кукурузной муки). Многие семьи даже в Лусаке и других крупных городах по полгода и более не платят за воду
47
и электричество, так как это непосильное бремя для их бюджета.
НЕЛЮБОВЬ ПАТРИАРХОВ
На сегодняшний день режим Чилубы оказался до определенной степени в политической изоляции на межафриканском уровне. Давняя нелюбовь патриархов африканского освободительного движения к "прозападному выскочке", сместившему их старого соратника по борьбе и личного друга, сегодня умножилась на обиды, нанесенные лично Нель-сону Манделе, Роберту Мугабе и Сэму Нуйоме, непорядочным, по их мнению, поведением Чилубы накануне последних выборов.
Тогда в ходе "доверительных, неофициальных бесед" в Хараре и Претории Чилуба дал понять всем трем авторитетным африканским лидерам, что не исключает участия Кей-Кей в президентских выборах и после "консультаций с руководством страны и партии", возможно, пересмотрит поправки к конституции. Однако Чилуба не сделал ни одного публичного заявления по этому поводу вплоть до самых выборов. Мандела же поспешил объявить на весь мир о достижении договоренности с замбийским президентом относительно участия Объединенной партии национальной независимости (ОНИП) и Каунды в выборах. В этой обстановке как гром среди ясного неба грянуло заявление вице-президента Замбии Голфри Миянды. Ровно за сутки до начала выборов бригадный генерал заявил на специально собранной пресс-конференции: "Кое-кто склонен неверно интерпретировать слова нашего президента. Он никогда и нигде не говорил о возможности пересмотра конституции..."
Не сложились у замбийского президента и отношения с большинством африканских лидеров "новой волны". Лучшим тому подтверждением стало его турне по трем странам региона (Маврикий, Руанда, Танзания). Чилуба явно рассчитывал на подписание во всех трех африканских столицах конкретных экономических соглашений. Увы, и в Порт-Луи, и в Кигали, и в Дар-эс-Саламе дело не пошло дальше улыбок, рукопожатий и заверений в братской дружбе.
Справедливости ради надо отметить, что нынешнему плачевному экономическому положению Замбии способствовал це-
48
лый ряд факторов, никоим образом от нынешнего руководства страны не зависящих. Больно ударили по зам-бийской экономике санкции против Бурунди, которая была едва ли не крупнейшим импортером замбийского цемента и низкокачественного сахара. За почти годичный срок, что действовали санкции, Замбия не досчиталась многих миллионов долларов от потенциального экспорта в Бурунди, а для Северной провинции страны санкции стали настоящей трагедией. Тысячи человек
потеряли работу, фактически "умер" крупнейший на Танганьике порт Мпулунгу, остановились цементные и сахарные заводы, составлявшие хребет экономики провинции. Результат - рост недовольства населения провинции своими правителями.
Гражданская война в Заире потребовала от замбийского правительства новых дополнительных расходов. В первую очередь, на переброску и размещение в приграничных районах значительных воинских контингентов и военной техники. По непроверенным данным, на это было израсходовано не менее 100 миллионов долларов, взятых все из того же дырявого госбюджета. Значительные, по замбийским меркам, суммы были израсходованы на прием и обустройство беженцев. Компенсировать эти средства, как впрочем, и потери от антибурундий-ских санкций, нечем.
И без того тяжелая ситуация усугубляется коррупцией и воровством на всех уровнях. Эта проблема встала настолько остро, что ее существование уже не мог игнорировать даже сам Фредерик Чилуба. В ряде своих последних выступлений он был вынужден публично признать наличие "коррумпированных элементов" в своем госаппарате. По утверждению деятелей оппозиции, список коррумпированных элементов прези-
Президент Чилуба. Реформатор или просто очередной руководитель?
денту седует начать с себя самого и наиболее приближенных к нему министров. Некоторые из них прямо утверждают, что вся семья Фредерика Чилубы существует на деньги, полученные от наркокар-телей. ЮНИП заявляет о намерении передать в Верховный суд документы, свидетельствующие о получении миллионных взяток министром обороны Беном Мви-лой.
КТО СТАНЕТ ПРЕЕМНИКОМ ПРЕЗИДЕНТА?
На фоне плачевного социально-экономического положения страны с особой силой разгорелись склоки внутри правящего ММД. Строго говоря, движение, сформированное на скорую руку из представителей политических партий различной ориентации накануне выборов 1991 года, никогда не отличалось особой монолитностью. Каждый хоть сколько-нибудь видный деятель ММД всегда по мере сил и возможностей старался "тянуть одеяло на себя". Практически ежедневно официальные газеты публикуют сообщения об исключении из рядов правящей партии того или
иного высокопоставленного функционера за "нарушение партийной дисциплины".
Одним из наиболее болезненных для ММД является вопрос о преемнике Чилубы на посту президента, точнее о кандидате от правящей партии на пост президента на следующих выборах. В соответствии с замбийской конституцией, Чилуба, "отбывающий" ныне уже "второй пятилетний срок", не может в третий раз баллотироваться на высший пост. Сам президент хранит полнейшее молчание относительно своего возможного преемника, предлагая товарищам по партии заниматься делами насущными и не опережать события.
В этих условиях наиболее влиятельные и авторитетные деятели ММД стремятся заблаговременно заручиться поддержкой как можно большего числа партийных активистов для выдвижения собственных кандидатур. Эти попытки наталкиваются на ожесточенное сопротивление конкурентов, а самое главное - вызывают ярость Чилубы, который, похоже, не собирается заканчивать свою политическую карьеру.
Лишь в последние несколько месяцев конфликты на этой почве возникали между национальным секретарем ММД, министром без портфеля Майклом Са-той и министром финансов Рональдом Пензой, между двумя первыми и министром обороны Беном Мвилой, и естественно, между всей тройкой суперминистров и президентом Фредериком Чилу-бой. Если Сате и Пензе удалось сравнительно легко "отмазаться" от обвинений в "подсиживании" Чилубы, так как они действовали чужими руками, то Вену Мвиле явно не повезло. Бывший лучший друг президента, похоже, заплатил за свою преждевременную предвыборную кампанию политической карьерой.
Мвила уже несколько месяцев не исполняет своих обязанностей министра обороны. На этом посту де-факто его заменил доверенный человек Чилубы, ранее бывший руководителем аппарата президента. Мвила отстранен от участия в совещаниях партийной верхушки. Он не появляется на митингах, не провожает и не встречает президента в аэропорту. Правда, злые языки в Лусаке поговаривают, что немилость к Мвиле объясняется не только и не столько политическими причи-
нами, сколько экономическими, то есть нежеланием делиться с товарищами по партии "дополнительными неофициальными доходами",
ШАНСЫ ОППОЗИЦИИ
На сегодняшний день в Замбии официально зарегистрировано более 30 политических партий. Правящая - одна. Однако всерьез можно говорить лишь о трех-четырех оппозиционных партиях. Остальные, как правило, состоят из председателя, генерального секретаря и казначея. Цель их создания и программа зачастую составляют неразрешимую загадку даже для самих отцов-основателей.
Объединенная партия национальной независимости (ЮНИП), бывшая правящая, с 1991 года стала крупнейшей и наиболее боеспособной партией оппозиции. До сих пор она пользуется поддержкой значительной части населения в Лусаке, Ндоле, а также в восточных провинциях, где позиции Каунды исконно сильны на племенном уровне. Сегодня она пожинает горькие плоды ошибок своего политического руководства во главе с бывшим президентом страны Кеннетом Каундой.
Большинство обозревателей склонны полагать, что проводившаяся ею кампания гражданского неповиновения в ходе подготовки к выборам была неоправданна и диктовалась исключительно личной обидой на Фредерика Чилубу за его дискриминационные поправки к конституции страны, лишившие доктора Кей-Кей возможности бороться за президентское кресло.
В случае участия ЮНИП в парламентских выборах ее кандидаты могли реально рассчитывать на 30-40 парламентских мест, что гарантировало бы наличие в нынешнем составе парламента оппозиции, а следовательно, открывало дорогу к парламентским дебатам, возможности с официальной трибуны высказывать свое мнение и критиковать власть. На деле же после полного провала на выборах второй по значению оппозиционной партии Замбийского демократического конгресса (ЗА-ДЕКО) - оппозиция получила не более десятка мест, причем все они принадлежат разным, зачастую настроенным враждебно друг к другу мелким группиров-
кам. В результате парламентской оппозиции ныне фактически нет, что существенно облегчает жизнь президенту и его команде.
Сразу же после выборов в ЮНИП начались серьезные внутрипартийные "разборки", вследствие чего ее ряды покинули несколько авторитетных членов, стоявших у истоков создания вместе с Каундой. Еще целый ряд руководителей ЮНИП в знак несогласия с экстремистской политикой Каунды отошли от дел, хотя официально с партией и не порвали.
Одновременно обострился застарелый конфликт между молодым поколением юниповцев с периферии и ее престарелым центральным руководством, которое стремительно теряло авторитет среди рядовых членов. Серьезно пошатнулись и внутрипартийные позиции самого Каунды, еще несколько месяцев назад казавшиеся незыблемыми. Кей-Кей был вынужден созвать внеочередную "консультативную" встречу ЮНИП для прояснения ситуации. По данным из осведомленных источников внутри ЮНИП, Каунде тогда удалось избежать серьезного противостояния со стороны недовольных его диктатом соратников лишь потому, что встреча была созвана столь стремительно (фактически за один день), что последние просто не успели подготовиться.
Продолжающаяся сегодня каундовским руководством ЮНИП кампания гражданского неповиновения практически никак не отражается на общеполитической ситуации в стране, лишь время от времени выливаясь в безобразные истеричные выходки и столкновения с полицией, как это было в конце июля 1997 года.
Единственное, что серьезно тревожит президента и его ММД в отношении Каунды, так это тесные связи последнего с руководством ЮАР и Зимбабве. Именно с этой стороны, по мнению Чилубы и его окружения, может исходить угроза. Поэтому каждый визит Каунды в Преторию или Хараре сопровождался скандалом и чуть ли не обвинениями в государственной измене. В конце декабря 1997 года Каунда был незаконно арестован.
Сегодня ЗАДЕКО только-только выходит из кризиса, вызванного растерянностью ее руководства и лично Дина Мунгом-
49
4 "Азия и Африка сегодня". № 2.
бы после оглушительного провала на всеобщих выборах 1996 года. Тогда ЗАДЕКО получил всего два места в парламенте, а сам Мунгомба проиграл не только президентские выборы, но и не попал в парламент. Его разочарование было столь велико, что порой создавалось впечатление, что он помутился рассудком. Бессвязные угрозы начать гражданскую войну, свергнуть Чилубу силой, поставить под ружье всех сторонников партии привели к тому, что Дину пришлось в буквальном смысле слова уйти в подполье и скрываться от полиции в течение двух месяцев.
Сейчас руководство ЗАДЕКО делает основную ставку на судебный иск против президента. Мунгомба платит адвокатам оппозиции свои личные деньги с тем, чтобы они доказали незамбий-ские корни Фредерика Чилубы, а следовательно, и незаконность его участия в президентских выборах. Пока, однако, оппозиция проигрывает в суде, а меняющиеся с калейдоскопической быстротой показания ее свидетелей зачастую вызывают смех публики в зале. В общем и целом влияние ЗАДЕКО в замбийском обществе ничтожно мало, а личное обаяние ее молодого лидера не может
компенсировать его ошибок как политика.
Прогрессивно-либеральный фронт (ПДФ) - мелкая, но достаточно сплоченная вокруг своего лидера Роджера Чонгве и на редкость голосистая партия, которая ни на день не дает забыть о себе рядовым гражданам. Ее скандальные "разоблачения" и обвинения правящего режима во всех смертных грехах, начиная с торговли наркотиками и кончая гомосексуализмом, постоянно фигурируют в заголовках независимых и оппозиционных газет. Сам Роджер Чонгве, пожалуй, единственная на сегодняшний день более или менее серьезная фигура в рядах замбийской оппозиции. Блестящий адвокат, весьма состоятельный бизнесмен и на редкость хитрый и беспринципный политик, Чонгве, помимо всего прочего, является еще и дальним родственником Фредерика Чилубы. Если на секунду предположить, что замбийская оппозиция сможет оставить в стороне свои внутренние склоки и объединиться, то лучшей кандидатуры на пост президента на будущих выборах оппозиционерам не найти. Чонгве достаточно популярен в народе, его знают в высших сферах, он "на короткой ноге" с вид-
ными замбийскими предпринимателями, пользуется определенным расположением интеллигенции.
Остальные партии оппозиции более чем пассивны.
Несколько месяцев назад оппозиция предприняла очередной шаг к консолидации своих рядов. Была создана Национально-патриотическая коалиция. Формально в нее вошло 12 партий, в том числе и все вышеупомянутые. Однако уже спустя несколько недель после создания коалиция начала разваливаться, из ее состава вышла Национальная партия Лима. Из-за несогласия с курсом руководства коалиции от ЗАДЕКО откололась значительная часть высокопоставленных функционеров. Словом, раскол в руководстве Национально-демократического альянса налицо.
Так или иначе при всех нынешних трудностях президента, правительства и ММД говорить о возможном скором смещении нынешних властей и переходе ММД в оппозицию преждевременно. Сегодня в Замбии нет политической силы, которая могла бы серьезно соперничать пусть даже с сильно ослабленным ММД.