Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

представительная монархия сформировавшаяся в своих основных чертах в середине XVI в

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-20

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.5.2024

§ 8. Политические предложения Андрея Курбского

Период политической деятельности и воинской службы князя Андрея Михайловича Курбского совпадал с интенсификацией государственного строительства в России. Сословно-представительная монархия, сформировавшаяся в своих основных чертах в середине XVI в., предусматривала необходимость соборного решения всех общегосударственных дел. В этой исторической ситуации сформировались две тенденции в развитии государственности и сопровождавшей его политической идеологии, которые отвечали идеалам различных социальных групп господствующего класса. Одна из них, опи-

См.: Панченко А.М. и Успенский Б.А. Указ. соч. - С. 78. Шлихтинг А. Новое известие о России времен Ивана Грозного. Л., 1934.-С. 46.

1  Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти-Пг 1916.-С. 359-360.

равшаяся на реформы 1550-х годов, предполагала развитие принципа сочетания «учреждений приказного аппарата с органами сословного преяставительства в центре и на местах»^ Другая, проводимая непосредственно самим Иваном IV, заключалась в обосновании права неограниченной власти в руках царя посредством установления деспотического политического режима системой опричных нововведений.

Князь Андрей Михайлович Курбский, принимавший активное участие в деятельности правительства (Избранной Рады), в своей политической теории развивал положения первой из упомянутых тенденций, выражавшей взгляды оппозиционные, по своему содержанию, идеалам феодальной группы во главе с царем, в руках которых сосредоточивалось реальное обладание властью.

В исторической литературе утвердилась традиция, в силу которой основные политические фигуры, принимавшие активное участие в жизни русского общества середины XVI века, противопоставлялись следующим образом: Иван IV именовался защитником единодержавия, проводником прогрессивной политической идеологии, а Курбский, в свою очередь. представлялся «защитником старобоярских порядков», выдвигавшим теорию, обосновывающую «феодальное право отъезда», и отстаивавшим идею «раздробления на ряд независимых вотчин» централизованного государства^. Эта точка зрения, в тех или иных вариантах, проводилась и в ряде современных работ. Нашла она отражение и в учебниках по Истории политических учений^

В настоящее время эта схема стала вызывать серьезные возражения.

Князь Андрей Михайлович Курбский был выходцем из старинной, но «захудалой и задолжавшей фамилии»^ Своего

положения при царском дворе («боярина, советника и воеводы») он добился исключительно благодаря личным заслугам; воеводской службой и правительственной деятельностью. За что и был пожалован землей в окрестностях Москвы в размере 200 четвертей, а впоследствии (1556 г.) и боярским чином. В 1560 г., будучи уже прославленным воеводой, одержавшим многочисленные победы, он получил назначение командовать русским войском на Ливонском фронте'.

В конце 50-х начале 60-х гг. XVI в. между Иваном IV и правительством (Избранной Радой) возникают серьезные разногласия по вопросу о внешнеполитическом курсе страны^ Раскол между царем и Радой привел практически к ее роспуску и опале главных членов: А. Адашева и Сильвестра. Царская немилость коснулась и Курбского как ее активного деятеля, придерживающегося во взглядах на внешнеполитический курс ориентации А. Адашева и Сильвестра. Царь начал с «наказания малого», отослав воеводу наместником в Юрьев. Именно в этом городе печально закончилась карьера соподвижника Курбского по проведению реформ главы правительства А. Адашева. Объективно оценив значение царской немилости, Курбский решил бежать. В Послании к Печерскому старцу Васьяну он прямо пишет, что до него дошел слух об «умышлениях» Великого князя, собиравшегося его убить, и поэтому «помышлявше какб бы избегнути неправедного убиения», он оставил отечество^ Иван IV не оспаривает этих обстоятельств. В ответных посланиях князю, а также заявлении польскому королю (через посредство Колычева) он прямо вменяет в вину Курбскому «умышленно над государем... над его царицей и над детьми... всякое лихре дело»<.

См.: Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства В сравнительно-историческом аспекте (XVI-XVII вв.) // Во-просыметодолошиисторическагоисслейования.-М., 1981. -С. 153. Наиболее последовательно данную схему оценок проводил С.Ф. Платонов. См.: Платанов С.Ф. Лекции по русской истории. -Пг. 1917.-С. 179-180. Онже. Иван Грозный. -Пг., 1923.-С. 94-97. См.: Покровский В.С. История русской политической мысли. Конспект лекций. - М., 1951. - С. 85-86; История политических учений. - М., 1960.-С. 173; тамжв. 1972.-Ч. 1.-С. 106; тамжв. 1988.-С. 129-133. См.: Ковапенский М.Н. Московская политическая литература XVI в. - СПб., 1914. - С. 29-30. Как сообщает сам А.М. Курбский, его род, «влеком от роду.княжети смоленского, святого Федора Ростислави-ча, правнука Владимира Мономаха». См.: Курбский А. История о Великом князе московском.-СПб., 1913- Стб. 128.

См.: Устрятв Н. Жизнь князя Курбского // В кн.: Сказания князя Курбского. - СПб., 1833. - С. XV.

Члены правительства во главе с Адашевым «считали войну за Прибалтику преждевременной и настаивали на том, чтобы направить все силы страны на освоение южных и восточных рубежей». (См.: История СССР.-М., 1983.-С. 112). КурбскийА.М. Посланиякразнымлицам. -СПб., 1913.-Стб. 24. Биограф Курбского Н. Устрялов приводит архивные данные, подтверждающие, что Курбский, находясь в Дерпте, через своего родственника Прозоровского получил известие в заочно предъявленном ему обвинении в заговоре против здоровья царя, его жены и детей. «Мысль о позорной казни после стольких заслуг ожесточила его, -пишет Устрялов, - и он решил бежать» (см.: Устряпов Н. Жизнь князя Курбского. Указ. соч.-С. XIV-XVII).

Не отрицает царь и того, что действительно имел намерение «его посмирити»'.

В литературе традиционным стало мнение об «измене» и «предательстве» Курбского. Однако для выяснения этой проблемы и вынесения столь строгого и позорного исторического приговора необходим дифференцированный анализ всей совокупности как объективных, так и субъективных факторов данной исторической ситуации^.

Опричная политика Ивана IV, сопровождавшаяся террором и массовыми репрессиями в отношении подданных всех сословий, навела, по выражению Н.М. Карамзина, «ужас на всех россиян», который и «произвел бегство многих из них в чужие земли», поскольку «люди не хотели подвергаться злобному своенравию тирана». Спасаясь от несправедливого и, главным образом, неправедно реализующегося царского гнева, отечество оставляли лица разных сословий, чинов и состояний, ибо «законы гражданские не могут быть сильнее естественных... повелевающих спасать свою жизнь»з. В обоснование своего побега Курбский нигде и никогда не ссылается на феодальное право отъезда (этот мотив приписали ему впоследствии исследователи), к тому времени, кстати, давно уже устаревшее и никем не применяемое^ а только на текст Нового Завета, в котором рекомендуется бежать от верной смерти.

В настоящее время Б.Н. Флорей обнаружены новые документы, свидетельствующие о предъявлении царем Курбскому обвинения в государственной изменен. «К концу 70-х годов... царь прямо бросил в лицо Курбскому обвинение в том, что тот участвовал в действиях, направленных на воцарение Владимира Старицкого». Царь утверждал: «...хотел еси на государстве видети князя Владимира Андреевича мимо его государя и государских детей» (см.: Флоря Б.Н. Новое о Грозном и Курбском. Документы // Вопросы истории. - 1973. -№ 3.-С. 141-145). Однако публикатор документа не приводит никаких данных, свидетельствующих о реальном характере информации. Вполне возможно, что объективность этих подозрений такова же, как и обвинений в покушении воеводы на жизнь царицы и царских детей. Этот документ является еще одним дополнительным доказательством того, что царь действительно возводил серьезные обвинения на Курбского, результатом которых, по всей вероятности, должна была бы стать смертная казнь боярина.

^ Ко времени принятия решения об оставлении отечества прославленный военачальник претерпел уже достаточное количество «напастий и бед и наруганий». (См.: Курбский.А.М. Послания к разным лицам. - СПб., 1913. - Стб. 24). «Побегу предшествовал ряд столкновений с царем и бежать приходилось от более или менее реальной угрозы смерти» (Веселовский С.Б. Исследования по ис-торииопричнины.-М. ,1963. -С. 120).

з  Карамзин Н.М. История государства российского. -М., 1903. -Т. IX. - С. 28-29,79.

* См.: Черепнин Л.В. Вопросы методологии исторического исследования.-С. 120.

Тот факт, что новозаветный текст адресует эти советы страждущим непосредственно за идеи Христа, а не преследуемым по политическим и иным мотивам, не меняет существа дела, поскольку в средневековой публицистике был исключительно распространен прием исторических аллюзий и сравнительных параллелей и подобная интерпретация не смущала ни автора, ни читателей. Эти рекомендации воспринимались как абсолютные и наиболее пригодные для разрешения любой ситуации, грозящей обернуться смертельным исходом для страждущей персоны. Сам Курбский рассматривал свой побег только как вынужденное изгнание. «До конца всего лишен был и из земли Божьей тобою без вины изгнан», пишет он Ивану IVi. Оценивая свою прежнюю службу на родине, Курбский писал старцу Васьяну в Печерский монастырь, что он всегда доблестно сражался во славу своего отечества, «полки водил преславно... и никогда бегуном не был» и доверенное ему войско не обращал спиною к врагу. Не преследовал он и целей личного обогащения и выгоды, поскольку в эмиграции пребывал «в скитаниях и бедности», влача жизнь изгнанника. Биография Курбского до побега, равно как и сам побег, не свидетельствует ни о каких изменнических намерениях. Он не преступал никаких существующих по тем временам правовых и нравственных норм. Кстати, нелишне к тому же отметить, что правовой запрет на «уход в иные земли» подданного российской короны впервые был четко означен в новой форме присяги на верность, введенной Борисом Годуновым. «По этой клятве требовалось не изменять царю ни словом, ни делом... не умышлять на жизнь и здоровье... и не уходить в иные земли»2.

Д.С. Лихачев, квалифицируя действия Курбского как изменнические, относил к ним побег и «участие в дальнейшем в военных и дипломатических действиях против России», рассматривая его политическую теорию не иначе как «оправдание жизненной позиции», а критику им тиранического режима Ивана IV как «игру перед самим собой, стремлением оправдать себя в собственных глазах»^

Безусловно, вынужденный отъезд и проживание за рубежом определенным образом отразились на судьбе Курбского. Будучи обязан поступить на службу к польскому королю,

Курбский А.М. Послания к разным лицам. -СПб.,1913.- Стб. 49. Карамзин Н.М. История государства российского. Т. IX. - С. 7, примечание 5.

См.: Лихачев Д.С. Стиль произведений Грозного и стиль произведений Курбского / В кн. Переписка. - С. 202.

Курбский оказал ему ряд услуг, и в том числе участвовал в полоцком походе в составе его войск (1564 г.). Это событие записано в летописных известиях. Но за два года перед этим (1562 г.) тот же воевода в составе войск Ивана IV жестоко прошелся по этой же самой пограничной и спорной земле, истребив на ней «большой город Витебск». Летопись подробно описывает злодеяния царского войска, которое шло «с Великих Лук к Витебску». Был сожжен Витебск с прилегающими к нему селами и деревнями, а «идучи... у г. Сурожа посады пожжи и людей многих побили и многие литовские места воевали и пришли Бог дал на Великие Луки здорово»^ Хронологические рубежи этих событий почти отсутствуют, политико-географические границы условны: ибо практически одни и те же места воевода проходил как в составе войск Ивана IV, так и с полками польского военачальника Н.Ю. Радзивилла, притом с одинаковой средневековой жестокостью расправляясь с покоренным населением. В средневековье такая ситуация была скорее нормой, нежели исключением. Изменой считался переход на сторону врага на поле боя вместе с доверенным войском. К тому же не следует забывать, что в опричные времена сам царь Иван IV не стеснялся кровавых военных походов по своей территории, при которых никакие национальные святыни (в поругании которых он так демагогически обвиняет Курбского) им не оберегались. Так, особой жестокостью, например, отличался известный новгородский поход, во время которого Иван IV и его опричное войско разгромили Новгород, а также города и села по пути к нему2,

Следует также отметить, что в дальнейшем Курбский вообще отказался от участия в военных походах против своего

ПСРЛ. Т. XXIX. - С. 340, 298-299. «Разгрому подверглись Клин, Тверь, Торжок... затем Иван IV вступил в Новгород и в течение сорока дней подвергал его разгрому. Были взяты ценности в Новгородских церквах и монастырях, над новогородским епископом учинили публичное поругание. Опричники врывались в дома новогородцев, били и грабили всех подряд... Разгром Новгорода и других территорий, по которым прошло опричное войско, был проявлением крайней жестокости и 'грозного разгула опричников. Поход 1570 г. нанес громадный урон наиболее развитой части России и ухудшил ее положение в войне» (Рыбаков Б.А. История СССР с древнейших времен до конца XVII в. - М., 1975. - С. 226). На современников новгородский поход произвел самое отрицательное впечатление. Псковская летопись утверждает, что в результате этого похода Иван IV «людей многих умучил многими муками, а прочих людей глаголют 60.000 мужей и жен в великую реку Волхов вме-та, яко в реке запрудися». Дьяк Иван Тимофеев не только передает страшную картину похода, но и дает политическую оценку действий царя, называя его «мирогубителем» и «рабоубителем» (см.: Вре-менникИвана Тимофеева.-М.-Л., 1951.-С. 177).

отечества, и когда польский король обратился к нему с требованием оказать военное содействие перекопскому хану и пройти с ним в качестве воеводы (предводителя его войск) «ту часть земли русской, что под властью» Ивана IV, Курбский, «несмотря на повеление королевское», отказался^

Что же касается участия Курбского в дипломатических переговорах с Габсбургским домом в 1569 г., то, как доказал Я. С. Лурье, ссылаясь на материалы венского архива, согласие с одним из сильнейших государств Европы, которого он добивался для России в трудный для нее момент турецко-татарских отношений, было направлено к пользе России. Более того, Я.С. Лурье даже высказывает предположение, что в случае успеха этих переговоров Курбский «мог рассчитывать на почетное возвращение на родину»^ Таким образом, вряд ли возможно в бесспорном порядке утверждать о совершении измены князем А.М. Курбским.

Форма изложения политических взглядов у Курбского тео-логизирована, но в содержании увеличивается количество светских мотивов и внимание автора сосредоточивается в основном на раскрытии социально-политических категорий.

Источником власти в государстве традиционно объявляется Божественная воля: «цари икнязи от всевышнего по-мазуются направление...»»

Цель верховной власти усматривается в справедливом и милостивом управлении державой ко благу всех ее подданных в праведном (правосудном) разрешении всех дел.

Нынешняя власть, по мнению боярина, уклонилась от выполнения задач, возложенных на нее Высшей волей, поэтому он лишает ее Божественного ореола, называя «безбожной» и «беззаконной». На царском престоле оказался человек, не подготовленный ни образованием, ни воспитанием к управлению государством. Он груб, неучен, воспитан «во злострасти-ях и самодовольстве». Такому человеку «неудобно бывает императором быти». Упадок в делах царства и сопутствующие ему военные неудачи Курбский связывает с падением правительства и введением опричнины. Роспуск правительства означал полное и безусловное сосредоточение ничем не ограниченной власти в руках Ивана IV. «Скоро по Алексееве смерти и Сильвестрову изгнанию воскурилось гонение великое и пожар лютости по всей русской земле возгорелся...»

«Временник» Ивана Тимофеева.-М-Л., 1951.-С. 177. Лурье Я.С. Вопросы внешней и внутренней политики в Посланиях Ивана IV / В кн. Послания Ивана Грозного. - С. 493-494. Курбский А.М. Послания к разным лицам. - Стб. 36-37.

Создав для поддержания своего тиранического режима «великий полк сотонинский» и окружив себя «кромешниками», царь произвел «опустошение зем^пи своея», которого ранее никогда не бывало даже «ни у древних поганских царей, ни при нечестивых мучителях христианских»^

Далее Курбский дает подробную критику общего социально-политического состояния государства. В обществе процветает клевета, в результате которой хватают и осуждают не только подозреваемое лицо, но всех его «друзей и соседов знаемых и мало знаемых, многих же отнюдь не знаемых». Оклеветанных казнят без суда и следствия, не заслушивая их объяснения, причем мотивы доносов часто бывают корыстными («богатств ради и стяжания»). Весь социальный порядок в государстве нарушен: купечество и земледельческие чины пострадали от налогов («безмерными даньми облагаемы»), мздоимства и казнокрадства («от немилостивых приставов»). Многие крестьяне разорились и снялись с земли («без вести бегунами стали»), иные люди продавали своих детей в рабство, другие в отчаянии кончали жизнь самоубийством. Воинский чин пришел в упадок, поскольку «лютость власти погубила ...многочисленных воевод... искушенных в руководстве войсками», в результате чего великая армия была послана в чужие земли без опытных и знающих полководцев, что привело «к поражению воинскому и напрасному пролитию крови»^. Государственный аппарат стал работать плохо, служебный долг исполнялся недобросовестно, поскольку чиновничьи посты замещались не достойными и знающими людьми, а обидчиками, клеветниками и доносчиками. В среде чиновников процветало мздоимство и грабительство в отношении лиц, обращавшихся к ним за защитой своих интересов. Люди перестали получать суд и милость от своих судей.

Такую власть Курбский называет законопреступной. Ивана IV он сравниваете царем Иродом, чье тираническое правление стало нарицательным синонимом жестокости. Ивана IV Курбский прямо называет тираном, который не только погубил митрополита Филиппа, выразителя высшей духовной воли в царстве, но и нарушил весь государственный порядок: «чин скверно соделал, царство сокрушил, а что было благочестия, что правил жития, что веры, что наказания погубил и исказил». В результате в «преизобилии злости» тиран вкупе со своими кромешниками «опустошили асе святорусские земли»^.

Курбский развернул также основательную критику суда и судопроизводства, широко поставленную еще его современниками: Максимом Греком, Зиновием Отенским и Иваном Пересветовым, добавив к ней еще и критику законодательства. Он анализировал не только правоприменитель-ную, но и правотворческую практику в государстве, дав анализ содержания законодательных предписаний. Оперируя традиционными понятиями «правды», справедливости и закона, Курбский ставит вопрос о том, что закон, принятый государственной властью, не всегда следует неукоснительно соблюдать, ибо он по своему содержанию может не соответствовать тем критериям, которые должны характеризовать юридические установления высшей власти. Анализ правопонимания Курбского показывает, что у него, очевидно, прослеживается. представление о тождестве права и справедливости. Только справедливое, утверждает он, может быть названо правовым, в законе должны быть воплощены справедливость и правда, а насилие является лишь источником беззакония. Здесь рассуждения Курбского во многом восходят к основным положениям политической теории Аристотеля и Цицерона.

Излагая свои требования к правотворчеству, Курбский подчеркивает, что закон должен содержать реально выполнимые требования, ибо беззаконие это не только не соблюдение законов, но и принятие жестоких законов. Подобное право-творчество, по мнению Курбского, преступно. «Властелины, которые составляют жестокие и невыполнимые законы, должны погибнуть»^

Таким образом, Курбский первым в истории политической и правовой мысли поставил вопрос о том, что справедливость и правда, а также естественные права человека (естественные законы) представляют собой «неподвластный произволу законодателя источник прав и свобод индивида »2. Насилие по самой своей природе не может быть источником права, не существует таких законов (по природе своей), которыми можно было бы оправдать террор и беззаконие.

В рассуждениях Курбского на данную тему явно уже прослеживаются элементы естественно-правовой концепции, которая пробивает серьезную брешь в общем контексте тео-логизированных рассуждений о добре и зле, правде и справедливости, ибо все эти категории воспринимаются как составные элементы естественных законов, посредством

1  Курбский А. История о Великом князе московском. - СПб., 1913. -

Стб. 116.

т- Курбский А. Письма разным лицам. - Стб. 41, 18. э Курбский А. История о Великом князе московском. - Стб. 111.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским... -С. 179. Нерсесянц B.C. Право и закон. - М., 1983. -С. 196.

которых Божественная воля сохраняет на земле свое высшее-творение человека.

Правоирчм^нительная практика рассмотрена Курбским, как и Пересветовым, как в судебном, так и во внесудебном ее вариантах. Современное состояние суда вызывает глубокое осуждение у Курбского. Суд совершается в государстве неправосудно и немилостиво: «что по истине подобает и что достойно царского сана, а именно справедливый суд и защита, то давно уже исчезло...» в государстве, где «опровергохом законы и уставы святые»*. Особое неудовольствие вызывает у Курбского практика заочного осуждения, когда виновный, а в большинстве случаев несправедливо оклеветанный человек, лишен возможности предстать перед судом. Так, члены правительства Сильвестр и Адашев были осуждены заочно, хотя сам митрополит Макарий ходайство-вал перед царем о необходимости выслушать их: «Подобает, рече, приведенным им быти зде пред нас, да очевисте на них клеветы будут, и нам убо слышети воистину достоит, что они на то отвещают»^.

Вызывает осуждение Курбского и широко распространившаяся в опричные времена практика объективного вменения, которая также рассматривается им как проявление беззакония. «Закон Божий да глаголет: да не несет сын грехов отца своего, каждый во своем грехе умрет и по своей вине понесет казнь». «Иные же, утверждает Курбский, человека, не токмо без суда осуждают и казни предают, но и до трех поколений от отца и матери влекомых осуждают казнят и всеродно погубляют». Подобную практику князь Андрей Михайлович характеризовал как «кровопролитие неповинных»з. Возражает он и против применения жестоких и мучительных казней, отмечая полное отсутствие милосердия в деятельности современной ему судебной системы. Среди жестоких наказаний особенно выделяется им смертная казнь, которая, по его мнению, должна назначаться только в исключительных случаях, да и то по отношению к нераскаявшимся преступникам. Праведному суду надлежит быть «нелицеприятному как богатому, так и убогому»*.

Переписка... - С. 172; История о Великом князе московском. -Стб. 95.

Курбский А.М. История о Великом князе московском. -С. 103. Курбский А.М. В кн. Н. Устрялов. Сказания князя Курбского. - М., 1868.-С. 270. Курбский А.М. История о Великом князе московском. - Стб. 12.

Критикуя произвол и беззаконие, допускаемые при исполнении приговоров, Курбский указывает на практику их осуществления не государственными чиновниками, а обычными людьми. Заставляют людей, свидетельствует он, «самим руки кровавить и резать человеков».

Уделяет внимание Курбский и критике различных форм внесудебной расправы с неугодными лицами. Так, Алексей Адашев был «отогнан» в «нововзятый град Феллин», митрополита Филиппа задушили по царскому повелению тайно, как человека посмевшего возражать тирану. Другой формой внесудебного произвола он считает воздействие на подданных с помощью недобровольной присяги или клятвы, принуждающей их к определенным действиям, часто не только безнравственным, но и противозаконным. Так, заставляют под присягой и крестоцелованием «не знатися не токмо со други и ближними, но и самих родителей и братьев и сестер отрица-тися... против совести и Бога».

В государстве не стало свободы и безопасности для подданных, не говоря уже о том, что царь ввел «постыдный обычай», затворив все «царство русское... словно в адовой твердыне», и если кто из «земли твоей поехал... в другие земли... ты того называешь изменником».

Результатом такого правления Курбский считает оскудение царства («опустошение земли своея»), падение его международного престижа («злая слава от окрестных соседов») и внутренне недовольство и смута («нарекание слезное ото всего народа»)*.

Причину «искривления» некогда правильного управления царством Курбский традиционно усматривает в приближении к царю «злых советников». Злому совету придается почти гротескное символическое значение^. «Сотонинский силлогизм» злого советника, настоятеля Песношского монастыря (что на р. Яхроме) Вассиана Топоркова сыграл, по мнению Курбского, трагическую роль, обеспечив своим действием перемену в самой личности царя и его образе действий. Лукавейший

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским... -С. 171, 172., Идея о плохих (злых советниках) и влиянии их совета на верховного правителя подробно разработана Даниилом Заточником. Она тесно связана с другой, также традиционной для русской политической теории - о необходимости лицу, облеченному высшими властными полномочиями, уметь владеть своими страстями. Курбский вносит в некоторые дололнения, показав,, что пагубным влиянием мог бы противостоять человек образованный, подготовленный к выполнению своей миссии всей системой воспитания, умеющий властвовать не только над людьми, но и над своими страстями. Здесь явно чувствуется переплетение традиционного материала с влиянием античных мыслителей, и в частности Платона.

иосифлянин «похлебник отца его», который в свое время «с проклятым Даниилом многих людей оклеветаша» старец Вас-сиан Топорков дал Ивану IV «сотонинский» совет: «Аще хо-щеши самодержецем быти не держи собе советника ни единого мудрейши собяя понежи сам еси всех лутши; тако будешь тверд на царстве, и всех имети будеши в руках своих. И аще будеши иметь мудрейших близу собя, по нужде будеши послушен им»*.

Установившийся тиранический режим привел к потере значения и соборного органа, который стал всего лишь безгласным проводником воли деспота и окружающих его злодеев. Так, однажды Иван IV «собирает Соборище не токмо на весь Сенат свой мирской, но и духовных всех», но это «соборище» своей воли не имеет и не может противопоставить свое мнение требованиям царя и становится практически безгласным, т.к. действует по указке царя и «некоторых прелукавых мнихов», приближенных к нему и принимает несправедливые и неправедные решения. Вопрос о «бинах» Адашева и Сильвестра был на нем поставлен, но по сраведливости не разрешен, и члены «соборища» под воздействием царя «...чтут пописавшие вины оных мужей зочне»^.

Курбский справедливо отметил, что террористический политический режим (опричнина) практически обесценил возможности даже такого органа, каким являлся Земский собор, Он прекрасно понял всеобъемлющий характер террора и страха перед ним, но все-таки предполагал, .что замена одних советников — преступных и злых другими — мудрыми и добрыми способна изменить порядки в государстве. Тем не менее его предположение о том, что, не окажись на троне Иван IV, «погрязший в злострастиях» и «поврежденный умом», Россия могла бы избежать всех тех ужасов, которые принесла ей опричная практика, вполне вероятно. Он понимал также, что губительный деспотический режим не может продолжаться вечно, и высказал предположение о возможности приближения его конца насильственным путем.

Курбский А.М. История о Великом князе московском. - Стб. 52. Курбский А.М. История.. .-Стб. 103.

Карамзин Н.М., анализируя деятельность Собора 1556 г., отмечает его широкий социальный состав '(присутствовало 339 чел. различных сословных категорий: духовенство, бояре, чиновники, казначеи, дьяки, дворяне, купцы). Однако уже на этом Соборе возражений царю не было. На вопрос о мире с польским королем Иван получает такой ответ от духовенства: «Нам надобно молиться за царя, а советовать непристойно». См.: История государства российского. т IX.-С. 56.

История, утверждал он, знала немало примеров деспотических правлений и дала хорошие уроки подобным властителям. Он предрекает гибель такой «злонамеренной» и «безбожной власти», от которой подданные терпят «гонения горчайшие и наругания». Гибель подобного царства, нередко в прошлом «пресветлого», может наступить как по воле Бога, так и в результате открытого сопротивления, оказанного подданными подобным правителям, «творящим беззакония» и «нерадя-щим о пользе своего отечества». Однажды, приводит он пример, взяла себе Черемиса Луговая из Ногайской орды царя, для того чтобы он управлял ими и защищал от врагов, но он не оправдал их доверия, и они убили его («главу отсекоша и на высоком коле воткнули...»).

Теоретическое положение, выдвинутое еще Иосифом Во-лоцким, о праве народа на оказание сопротивления злонамеренной власти получило последовательное развитие в политической концепции А.М. Курбского, причем характеристика «злонамеренного правления» была значительно расширена. Сохраняя значение нравственного образа правителя, он выдвигает также такие обстоятельства, которые должны ха-рактеризосать его деятельность по реальным результатам социально-политической практики государства, прежде всего обращая внимание на способность царя управлять государством, принимать справедливые законы и вершить правосудие.

Наилучшим вариантом государственной организации ему представляется монархия с выборным сословно-пред-ставительным органом, участвующим в разрешении всех наиважнейших дел в государстве. «Царь аще почтен царством... должен искать доброго и полезного совета не токмо у советников, но и всенародных человек», при этом «самому царю достоит быти яко главе и любить мудрых советников своих». Деду нынешнего царя сопутствовали большие удачи (воинские и политические) именно потому, что он часто и помногу советовался «с мудрыми и мужественными сигклиты его и ничтоже начинати без глубочайшего и многого совета». Только царству, управляемому «правильно», сопутствуют победы и успехи в делах его. Под «правильной» организацией А.М. Курбский понимал не только создание представительного органа из «всенародных человек», но и различных «синклитов»', состоящих из советников «мужей разумных и совяршенных во старости мастите сущих, благолепием и

1  Курбский А.М. История о Великом князе московском. - Стб. 66, 54, 51-52; 60-61,11-12.

Слово «синклит» греческого происхождения, им обычно обозначался совет при византийских императорах.

страхом Божьим украшенных... и во среднем веку, тако же предобрых и храбрых и тех и онех в военных и земских вещах искушенных», т. е. специалистов самых различных профилей, без которых «ничесоже устроити или мыслити» в государстве невозможно. Здесь ставится вопрос о каком-либо правительственном органе и чиновничьем аппарате, где чины и звания распределяются по заслугам перед отечеством, -а не по "родству и знатности. Эта лица становятся богатыми по жалованью за службу. Недеятельное родовитое боярство у Курбского не почитается, и более того, он даже утверждает, что тот, кто не служит государству, называется «тунеядцем» и «паразитом» и подвергается осуждению и даже изгнанию.

Высшие властные полномочия в стране осуществляются царем совместно с представительным органом, а вопросы управления решаются правительством, опирающимся в своей деятельное™ на различные «синклиты».

Политический идеал князя А.М. Курбского был, несомненно, прогрессивен и устремлен в будущее; он обращал внимание «на свободное естество человеческое» и требовал, чтобы политические порядки соответствовали ему (ставил вопрос о соответствии уставного законодательства, т. е. государственного, естественным законам).

Курбский значительно разработал положение Иосифа Во-лоцкого о праве народа на оказание сопротивления царю-тирану.

Позитивная конструкция, предусматривающая создание коллегиальных форм управления страной, изложена схематично, практически им утверждался лишь принцип построения наилучшей модели организации власти и управления в современных ему условиях. Напротив, его критические замечания остры и злободневны. Он дал развернутую критику опричного режима, и она оказала большое влияние на развитие политической мысли. Неопосредственно она была воспринята и продолжена мыслителями XVII в. Иваном Тимофеевым и Авра-мием Палицыным. В XIX в. к ней обратился Н.М. Карамзин, заклеймив опричный режим как бесчеловечный^

В наши дни произведения А.М. Курбского (особенно «История о Великом князе московском») были глубоко иссле-. дованы С.Б. Веселовским^ А.А. Зиминым, Р.Г. Скринниковым, С. О. Шмидтом и рядом других историков и до настоящего времени являются одним из важнейших источников по истории опричнины.




1. Размещение ветряных и водяных мельниц Рязанской губернии (первая половина XX в
2. ПУТЕШЕСТВИЕ К МУДРОЙ СОВЕ Задачи игры- развитие у детей уважительного отношения к жизни растительног
3. Реферат на тему- Первоначальное накопление капитала особенности в странах Западной Евро
4. Зарождение методики обучения биологии в России
5. Тема 11- Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления ПЛАН
6. Защитное зануление и защитное отключение.html
7. По результатам соц
8. на тему Деловая оценка персонала в России Выполнил- студент группы 080200 Иванов Ива
9. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
10. Переговоры1
11. Тема 6 Прохідність автомобіля 6
12. Зацепление ведущих колес с гусеницами представляет собой один из наиболее важных и сложных узлов в констр
13. Subject to certin linking conditions
14. питание ребенка на первом году жизни
15. Основи теорії прийняття управлінських рішень.html
16. Стязание о извістном иноческом жительстве Слово душеполізно зіло внимающим ему і ін
17. Ягодные растения
18. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата ветеринарних наук Л Ь В І В ~ Д
19. По теме- Выбор оптимального варианта электро и тепло снабжения района Вариант 31 Руко
20. Кащей Бессмертный. Аналитический этюд