Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Особенности культурной политики передовых стран Запада

Работа добавлена на сайт samzan.net:


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………стр.3

ГЛАВА1

НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ.

Особенности и черты современного досуга за рубежом………..4

ГЛАВА2

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ  

2.1. Особенности культурной политики передовых стран Запада. Управление и финансирование учреждений культуры…………….10

2.2. Зарубежные модели досуга………………………16

2.3. Организация культурно-досуговой деятельности

на местном уровне…………………………………….19

2.4. Культурно-досуговая работа с инвалидами

и людьми «третьего возраста»………………………26

Список литературы…………………………………….33

ВВЕДЕНИЕ.

XXI век - это век преобразовательных процессов не только в экономической и социальной жизни, но и в сфере культуры, которые происходят практически по всем направлениям. Экономическая ситуация и развитие рыночных отношений в современной России явились одной из причин кризисного состояния значительной части населения страны, лишенной возможности полноценной экономической, политической и культурной жизни.

Сегодня экономические, социальные, культурные программы в России должны оцениваться по единому критерию: насколько они способствуют или препятствуют её национальному успеху в XXI веке, ее вхождению в число самых развитых и влиятельных стран современного мира.

В начале нового тысячелетия вся российская жизнь должна базироваться на иных, нежели прежде, основаниях общественного бытия, по природе своей глубоко духовно-ценностных, гуманитарных.

Формирование гуманистической почвы как базы социально-культурной реформации России только начинается в сложных условиях, когда мы сталкиваемся с последствиями пережитых обществом политического, экономического, культурного кризисов, последствиями глубоких конфликтов между культурой и социальными отношениями в стране.

Идеи культурной реформации и гуманизации постепенно утверждаются в обществе, в котором движение социальной системы от прежнего ее состояния к новому осуществляется через дезинтеграцию и нарастание социальной дезадаптации  личности, криминализацию обстановки, отдельные национальные конфликты.

Рубеж XX-XXI веков характеризуется небывалым всплеском творческих идей, инициатив и движений в области культуры, образования, искусства, поиском путей продуктивного взаимодействия и сотрудничества различных возрастных, этнических, профессиональных и других социально-культурных групп и общностей. Активизация этих процессов в российском обществе во многом обусловлена раскрепощением огромной внутренней созидательной энергии человека, скованной на протяжении длительного периода идеологическими догмами, запретами и преследованиями, переходом от громких деклараций и лозунгов о «вечной дружбе и братстве», «свободе творчества», «свободе слова» к действительно открытому и честному культурному плюрализму, формированию нового менталитета всех слоев населения путем его участия в различных видах социально-культурной деятельности.

Каждой стране свойственно разнообразие видов, форм, технологий социально-культурной деятельности. В каждой из национально-культурных общностей востребован особый, специфический тип специалиста социально-культурной сферы. Именно поэтому освоение зарубежного опыта требует не только избирательности, но и строго объективной оценки, поскольку за ним стоят традиции, во многом отличные от российских. Задача состоит в том, чтобы войти в европейскую цивилизацию, не отрываясь от собственных корней, национальных и культурных особенностей.

ГЛАВА 1

1.1 Особенности и черты современного досуга

Досуг и рекреация в самом широком смысле сопрягаются с обширными сферами жизнедеятельности общества - от социально-экономических отношений до сугубо личной жизни человека.

Изменения в теоретических, эмпирических исследованиях и реалиях в сфере свободного времени обусловлены рядом общецивилизационных факторов: деидеологизацией и гуманизацией межгосударственных отношений; признанием приоритетов общечеловеческих интересов; свободным общением молодежи различных стран; развитием форм политического и культурного сотрудничества, международного туризма, а также опосредованных форм через Интернет, аудиовизуальные и телерадиоканалы.

Современный досуг несет на себе печать постиндустриального общества и пронизывает всю повседневную жизнь.

Постиндустриализм размыл прежние социальные границы. Коммерциализация культуры, мегаполисы с модно одетыми людьми, фланирующими по улицам и бульварам, прогулки по магазинам и покупки утвердились как новые виды досуга.

Городская культура модерна оказалась неразрывно связанной с природой, стимулировала развитие таких видов отдыха на воде, как яхтинг, серфинг, водные лыжи круизы и катание на лодках; различных видов слалома и скоростной езды, конных и пеших прогулок. Став распространенными, они усложнились «дифференцировались и «отстранились»от культуры досуга трудящихся и мелких буржуа, превратились в формы элитарного досуга, требующего дорогостоящего оборудования и определенных навыков.

Все это заставляет переосмыслить новые реалии, концепции и выводы теоретиков досуга. Модные формы досуга стали синонимами буржуазности, престижа и предметом подражания для всех слоев населения. Новый стиль в культуре и досуге отразил переориентацию ценностного сознания и сдвинул ценности труда к самоценности досуга.

Введение новых способов художественного производства, доступность фото- и видеокамер расширили круг любителей изобразительного искусства, пополнило число профессиональных художников, мастеров светоцветомузыки. Всё это обогатило виды досуговой деятельности, создавало пространство и возможности для более близкого знакомства с законами разных жанров искусства и техники, развивало и, как итог, способствовало самореализации и самоутверждению субъектов.

Изменился и тип контакта с искусством. Зрителю теперь предлагаются развлечения в широком контексте публицистического, информационного, просветительного и документального материала, с введением элементов игры, с приглашением на улицу, что обеспечивает массовость, унификацию восприятия, потребление информации «на ходу»,т.е. то, что социологи называют «фоновым восприятием».

В то же время Эрих Фромм  указывает на другую тенденцию: «отчуждение в области потребления охватывает не только товары, которые мы покупаем и используем; оно гораздо шире и распространяется на наш досуг. А как же может быть иначе? Если в процессе работы человек отчуждается от дела рук своих, если он покупает и потребляет не только то и не только потому, что вещи эти ему действительно нужны и интересны, как может он деятельно и осмысленно использовать часы своего досуга? Он неизменно остается пассивным, отчужденным потребителем. С той же отстраненностью и безразличием, как купленные товары, «потребляет» он спортивные игры и кинофильмы, газеты, журналы, книги, лекции, картины природы, общество других людей. Он не деятельный участник бытия, он хочет лишь «ухватить» все, что только можно, присвоить побольше развлечений, культуры и всего прочего.

И мерилом оказывается вовсе не истинная ценность этих удовольствий для человека, но их реальная цена».

Становление нового опыта проведения досуга связано с появлением ростков постмодернизма: «изменением образа чувств» и «новой структуры сознания», независимого от ценности и адекватности социальных и культурологических теорий.

Появление постмодернистской структуры сознания Фаулер связывает со следующими взаимосвязанными факторами:

- глобальной реструктуризацией капитала и новым международным

разделением труда;

- обострением борьбы за образовательный капитал;

- обострением конкуренции во всех сферах жизни капиталистического общества, в том числе и в европейских культурных столицах;

- разрушением анклавов докапиталистического образа жизни, до самого недавнего времени вкраплявшихся в структуру капиталистического общества;

- становлением нового опыта досуга под влиянием идеологии «принудительного потребления»;

- распространением туризма, привычки проводить отпуск за границей и многими другими;

Мир превратился в однородное эклектичное пространство, где даже в некогда самых экзотических областях теперь смотрят по телевизору вестерн, едят хот-доги, дарят парижскую парфюмерию и носят одежду в стиле «ретро». Пространство и время сжались в новой глобальной культуре, в основе которой лежит обменная деятельность транснационального класса капиталистов.

Научно-техническая революция придала новую роль средствам массовой коммуникации, смягчила социально-культурные различия между людьми и типами поселений. Этому способствовало развитие системы непрерывного образования, ее демократизация и гуманизация, общедоступность досуговой инфраструктуры, которая дала возможность осознать необходимость не только взаимосвязи и взаимозависимости современного мира, но и физического, духовно-нравственного выживания человечества. На наших глазах формируется международно-ориентированная личность, мыслящая в духе планетарного сознания и общечеловеческих ценностей.

Помимо указанного просматриваются следующие тенденции:

- растет свободное время трудящихся, и при этом происходят его качественные изменения;

- формируются социально-культурные функции местных органов самоуправления, предприятий и многочисленных движений;

- появляются новые виды и формы социального творчества в культурно-досуговой деятельности.

Это социальные инициативы проявляются в экологических, мировоззренческих, феминистических движениях, конфессиональных миссиях. Под их влиянием все большую популярность завоевывают познавательные международные национальные радио- и телевизионные викторины.

На Западе очень серьезное отношение к досугу. Он является одной из ключевых доминант культурной политики. Проблема досуга рассматривается как в теоретическом, так и в практическом планах. Связано это с тем, что роль досуга в обозримой перспективе будет возрастать и дальше. Сегодня уровень развития цивилизации измеряется не столько характером производства материальных благ, сколько тем, как организован досуг населения.

Проблемы досуга стали выходить на первый план в передовых странах Запада еще в конце XIX в., когда резко возрос уровень промышленного производства, и произошло четкое разделение рабочего и нерабочего времени. Оттого, как использовалось нерабочее время, в конечном итоге, зависела производительность труда. По мере возрастания доли свободного времени возрастало его значение и в социальном плане. Вопрос о том, на что будет потрачено свободное время, стал носить ярко выраженный социальный и социально-педагогический аспект. В 1883 г. выходит статья Поля Лафарга «Право быть ленивым», в 1899 г. - книга Торстейна Веблена «Теория праздного класса». (СНОСКА: Названия работ приводим по книге Т.Г.Киселевой «Теория досуга за рубежом» - М, 1992. Сведения предоставлены нам Е.Г.Доронкиной - по материалам французской энциклопедии «Лярусс».) За несколько ироничными названиями этих произведений скрывается обеспокоенность серьезной проблемой.

Еще больше внимания проблемам досуга уделяется в XX в., особенно во второй его половине.

Одним из основоположников социологии досуга считается Джофф Дюмазедье. Его основные труды: «На пути к «обществу досуга»» (1962 г.), «Досуг и город» (Т.1. - 1966 г.; Т.2. - 1976 г.) . Но настоящую сенсацию в зарубежном досуговедении произвела монография Дж.Дюмазедье «Культурная революция свободного времени» (1988 г.). По этой книге в течение 1989 - 1991 гг. в ряде городов Канады, США, Великобритании, Австралии была проведена серия научных конференций. (СНОСКА: См.: Кротова Ю.Н. Педагогика досуга в англоязычных странах – СПб. 1994. - С.145)

В 80-х гг. XX столетия Д.Кларк и Ч.Критчер выпускают книгу под интригующим названием «Дьявол находит работу для праздных рук». (СНОСКА: Название приводим по книге Т.Г.Киселевой «Теория досуга за рубежом» - М 1992) Уже в самом названии книги отчетливо слышится сигнал тревоги: досуг - это не только благо, но и своеобразное поле для асоциального поведения. И это действительно так. Досуг - явление достаточно сложное. В зависимости от того, на что он направлен, он может быть позитивным или негативным. Отсюда такой интерес к проблемам досуга как в теории, так и на практике, что, в свою очередь, не может не дать положительного эффекта.

Каким же образом (здесь и далее мы имеем в виду передовые страны Европы и Америки) удается обеспечить высокий уровень рекреационно-досуговой деятельности для большинства своих граждан, в том числе и для тех, которых можно отнести к специфическим группам населения (инвалиды, представители так называемых «групп риска» и др.)?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим вначале некоторые аспекты культурной политики зарубежных стран.

ГЛАВА 2.         КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ  

На Западе очень серьезное отношение к досугу. Он является одной из ключевых доминант культурной политики. Проблема досуга рассматривается как в теоретическом, так и в практическом планах. Связано это с тем, что роль досуга в обозримой перспективе будет возрастать и дальше. Сегодня уровень развития цивилизации измеряется не столько характером производства материальных благ, сколько тем, как организован досуг населения.

Проблемы досуга стали выходить на первый план в передовых странах Запада еще в конце XIX в., когда резко возрос уровень промышленного производства, и произошло четкое разделение рабочего и нерабочего времени. Оттого, как использовалось нерабочее время, в конечном итоге, зависела производительность труда. По мере возрастания доли свободного времени возрастало его значение и в социальном плане. Вопрос о том, на что будет потрачено свободное время, стал носить ярко выраженный социальный и социально-педагогический аспект. В 1883 г. выходит статья Поля Лафарга «Право быть ленивым», в 1899 г. - книга Торстейна Веблена «Теория праздного класса». (СНОСКА: Названия работ приводим по книге Т.Г.Киселевой «Теория досуга за рубежом» - М, 1992. Сведения предоставлены нам Е.Г.Доронкиной - по материалам французской энциклопедии «Лярусс».) За несколько ироничными названиями этих произведений скрывается обеспокоенность серьезной проблемой.

Еще больше внимания проблемам досуга уделяется в XX в., особенно во второй его половине.

Одним из основоположников социологии досуга считается Джофф Дюмазедье. Его основные труды: «На пути к «обществу досуга»» (1962 г.), «Досуг и город» (Т.1. - 1966 г.; Т.2. - 1976 г.) . Но настоящую сенсацию в зарубежном досуговедении произвела монография Дж.Дюмазедье «Культурная революция свободного времени» (1988 г.). По этой книге в течение 1989 - 1991 гг. в ряде городов Канады, США, Великобритании, Австралии была проведена серия научных конференций. (СНОСКА: См.: Кротова Ю.Н. Педагогика досуга в англоязычных странах – СПб. 1994. - С.145)

В 80-х гг. XX столетия Д.Кларк и Ч.Критчер выпускают книгу под интригующим названием «Дьявол находит работу для праздных рук». (СНОСКА: Название приводим по книге Т.Г.Киселевой «Теория досуга за рубежом» - М 1992) Уже в самом названии книги отчетливо слышится сигнал тревоги: досуг - это не только благо, но и своеобразное поле для асоциального поведения. И это действительно так. Досуг - явление достаточно сложное. В зависимости от того, на что он направлен, он может быть позитивным или негативным. Отсюда такой интерес к проблемам досуга как в теории, так и на практике, что, в свою очередь, не может не дать положительного эффекта.

Каким же образом (здесь и далее мы имеем в виду передовые страны Европы и Америки) удается обеспечить высокий уровень рекреационно-досуговой деятельности для большинства своих граждан, в том числе и для тех, которых можно отнести к специфическим группам населения (инвалиды, представители так называемых «групп риска» и др.)?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим вначале некоторые аспекты культурной политики зарубежных стран.

2.1. Особенности культурной политики передовых стран Запада. Управление и финансирование учреждений культуры

Как и социальная работа, культурно-досуговая деятельность на Западе организуется на трех уровнях: государственном (в масштабе страны), региональном (на уровне штата, провинции) и муниципальном (местном, будь то город или село, община и т.п.). Это выражается и в характере управления этой сферой, и в характере се финансирования.

В большинстве стран Запада в настоящее время происходит так называемая децентрализация управления сферой культуры. Значительную часть своих управленческих функций государство передает на места.

Определенное представление о тенденциях развития европейской культурной политики дают данные исследования, проведенного в 1999 - 2000 гг. в девяти европейских странах, в том числе в Великобритании, Финляндии, Нидерландах, Германии, и опубликованные во французском журнале Circular. (СНОСКА: См.: Панорама культурной жизни зарубежных стран: Инф. сб. - М., 2002. -Вып. 7-8. С.5-7.) Исходя из результатов исследования можно говорить о следующих тенденциях развития культурной политики европейских стран:

- изменение роли государства, которое отказывается от прямого управления культурой и создает условия для наилучшего использования общественных фондов, в чьем ведении находятся вопросы культуры;

- утверждение некоммерческого сектора как истинного партнера в проведении государственной культурной политики;

- особая форма приватизации в секторе культуры;  

- возрастание экономического фактора культуры;

-   возрастание роли регионального и локального факторов в культурной политике;

- отход от элитарности, проявляющейся в поддержке различных форм деятельности и различных групп и социальных слоев населения.

При этом в исследовании подчеркивается, что названные тенденции базируются на непосредственном участии в культурной политике граждан общества. Особо отмечается также важность установления партнерских отношений между государством и так называемым третьим сектором (ассоциации, фонды, церкви, религиозные и профсоюзные организации).

Аналогичные данные содержатся в книге Саймона Манди «Культурная политика: краткое руководство» (см. приложение 3).

Приведенные материалы свидетельствуют, прежде всего, о социальной направленности культурной политики зарубежных стран, стремлении охватить культурным влиянием все без исключения слои общества.

Не менее важно и такое обстоятельство, как опора на общественность, передача ей части управленческих функций. «Задача власти в области культуры, - говорит С.Манди, - оказать поддержку, а затем отойти в сторону». (СНОСКА: Цитируем по сборнику «Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры». - М., 2002. -С.91) Целью культурной политики зарубежных стран провозглашается оказание помощи личности в самореализации ее культурного потенциала, обеспечение физического и социального доступа к культуре для всех и каждого. (СНОСКА: См.: Там же.- С93) Другое дело, что осуществить эту цель не так-то просто. Очень важно также, что учреждения культуры не рассматриваются, как единственные участники культурной жизни, подчеркивается необходимость учета творческой деятельности отдельных личностей и всего населения. (СНОСКА: См.: Там же. - С.92)

Поскольку отрасль культуры и культурно-досуговой деятельности достаточно четко разделяется на три основных сектора (государственно-бюджетный, общественно-добровольный и коммерческий), можно говорить о трех направлениях и трех уровнях управления и финансирования этой отрасли (см. рис.6).

Условные обозначения:

А - государственно-бюджетный сектор;

Б - общественно-добровольный сектор;

В - коммерческий сектор;

I - общенациональный уровень;

II - региональный уровень;

III - муниципальный уровень.

Государственно-бюджетный сектор является в большинстве государств основным. Средства на культуру закладываются в ежегодные бюджеты государств, регионов и муниципалитетов и распределяются на соответствующих уровнях. На общенациональном уровне распределением средств ведают, как правило, министерства культуры, существующие под различными названиями в большинстве передовых стран мира (кроме США). (СНОСКА: В США напрямую финансируются государственные программы типа - поддержка инфраструктуры национальных парков, борьба с наркоманией, алкоголизмом, СПИДом, курением. В реализации этих программ принимают участие и учреждения культуры) На региональном уровне - соответствующие органы управления. Основные средства на культуру и культурно-досуговую деятельность расходуются на местном (муниципальном) уровне. Поскольку бюджетных средств бывает недостаточно, учреждения культуры имеют право предоставлять населению платные услуги (поиск нужной литературы, ксерокопирование и т.п.).

Общественно-добровольный сектор также действует на трех уровнях в зависимости от наличия собственных средств и решаемых социокультурных задач. Тенденцией последнего времени становится передача части государственных функций управления общественным организациям. Это означает, что государство часть средств распределяет не напрямую, а через общественные фонды и ассоциации. Общественно-добровольный сектор поддерживает, как правило, социально значимые проекты и инициативы в сфере культуры и досуга.

Коммерческий сектор может работать на любом из трех уровней. Но, как правило, предпочитает вложение средств в целевые программы, приносящие, прежде всего, коммерческую выгоду. В ряде случаев коммерческие организации занимаются и благотворительной деятельностью. Велика роль коммерческих организаций в создании индустрии досуга и развлечений, поддержке популярного искусства.

Отдельно нужно сказать об общественной и частной благотворительности в сфере культуры, о спонсорстве и меценатстве. Многие зарубежные фонды обладают весьма солидными финансовыми средствами, позволяющими им поддерживать любое ценное в социокультурном отношении начинание. Весьма солидны и личные вклады отдельных меценатов. (СНОСКА: Культурная политика и художественная жизнь. М„ 1996. С. 127)

Поскольку управление - это, прежде всего, распределение ресурсов, рассмотрим, как на практике осуществляется децентрализация финансирования в сфере культуры2. Так, региональные и муниципальные затраты (в совокупности) составляют 55 % от общих расходов в Финляндии; во Франции - 51 %, в Норвегии - 56 %, в Швеции - 54 %. (СНОСКА: По другим данным, региональные и местные бюджеты составляют в среднем примерно 75% общих расходов на нужды культуры, см.: Богачева О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства (опыт индустриально развитых стран) // Вопросы экономики. - 1996. - №10. - С.66)

Центральные органы управления оставляют за собой такие функции, как координация действий местных властей; предоставление им необходимой информации (о проведении межрегиональных выставок, театральных и музыкальных фестивалей и т.п.), организация международного сотрудничества.

Таким образом, основная часть работы по организации досугово-рекреационной деятельности населения ложится на местные органы власти или, другими словами, на местные советы по культуре. Задача этих советов заключается в том, чтобы создавать условия для удовлетворения потребностей различных групп населения (любителей искусства, широкой публики и т.п.). При этом местные органы власти распоряжаются всеми необходимыми средствами для развития культурной жизни региона, города или другого населенного пункта.

В зависимости от исторических предпосылок, социального устройства, проводимой политики, культурных традиций каждая страна по-своему организует культурно-досуговую сферу своих граждан.

Так, крупнейшей статьей расходов на культуру центрального бюджета в Австрии является «исполнительское искусство» (46,6%), а в Великобритании и Испании на его долю приходится всего 1,8 -1,9%.

В финансировании сферы культуры из центральных бюджетов Италии, Нидерландов, Швейцарии и Великобритании превалируют расходы на музеи, архивы и архитектурные памятники - 39-44%, тогда как в Германии на их нужды выделяется менее 2% всех расходов. В ее бюджете доминирует статья «социально-культурные мероприятия» (76,4%), а в Великобритании на долю этой статьи приходится всего 1% расходов.

В структуре расходов на культуру региональных бюджетов в Нидерландах преобладают затраты на библиотеки (42%), в Германии - на социально-культурные мероприятия (45%), в Дании - на исполнительское искусство (41%).

Важнейшей статьей расходов местных бюджетов на культуру во многих странах являются затраты на библиотеки: в Дании - 69%, в Великобритании - 62%, в Швеции - 39%, в Нидерландах - 28%.

В Германии 64%, а в Швеции - около половины расходов на культуру местных бюджетов используется для финансирования социально-культурных мероприятий. (СНОСКА: См.: Богачена О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства (опыт индустриально развитых стран) // Вопросы экономики. - 1996. - №10. – С.66).

По мнению канадских ученых, можно выделить три основные модели финансирования сферы культуры и искусства в индустриально развитых государствах.

1 модель. Государство - вдохновитель. Оказывает косвенное влияние на культуру посредством стимулирования спонсорства и меценатства, а также за счет налоговых льгот. К такого рода государствам можно отнести США и Швейцарию.

2 модель. Государство - патрон. Стремление изолировать сферу духовного творчества от прямого влияния политики. Создаются независимые посреднические структуры для финансирования сферы культуры (Великобритания и Ирландия).

3 модель. Государство - архитектор. Активное влияние через государственный аппарат на культурную политику. К этой группе государств можно отнести страны континентальной Европы (кроме ФРГ) и особенно Северной Европы (кроме Норвегии). (СНОСКА: См.: Рубинштейн А. Введение в экономику исполнительского искусства. - М, 1991. -С.307-309)

Остановимся на некоторых других особенностях организации и управления культурно-досуговой деятельностью в разных странах.

В ФРГ культурная политика вырабатывается в основном на уровне земель и городов. Это сложилось исторически. На федеральном уровне осуществляется только политика в сфере молодежной культуры, в области телевидения, культурные связи с зарубежными странами.

На уровне земель местными органами управления принимается бюджет культуры, основанный на значительных финансовых средствах. Кроме того, крупные города имеют собственные фонды в дополнение к тем, что выделяют земли (например, Франкфурт-на-Майне 7% общегородского бюджета направляет на развитие культуры).

Большую роль в культурной жизни Германии играют общественные и благотворительные организации и ассоциации. Они располагают собственными материальными средствами и в значительной степени независимы в своей деятельности. Так, организации, объединяющие любителей театров, насчитывают более 600 тыс. человек, играя важную роль в поддержании театральной деятельности на уровне высших стандартов. (СНОСКА: Культурная политика и художественная жизнь. - М., 1996. - С. 319 - 120).

Профсоюзы ФРГ субсидируют многочисленные культурные ассоциации, проводят разнообразные мероприятия, например, театральные фестивали. Благотворительные, религиозные и другие организации финансируют строительство или функционирование общественно-культурных центров для молодежи.

В Норвегии, в отличие от Германии, децентрализация сложилась не исторически, а в результате сознательно проводимой политики с середины 70-х гг. XX столетия. Центральные органы большинство прав в сфере культуры передали на местный уровень. Созданные на местах советы по культуре при соблюдении некоторых условий сами определяют использование финансовых средств.

В США разработана специальная методика оценки объективных нужд городов и регионов страны в развитии социальной инфраструктуры. В соответствии с разработанным коэффициентом распределяются субсидии между городами. Увеличивается доля прямых грантов местным властям. А местные власти сами определяют направления средств и грантов. Наряду с государственным финансированием существуют и другие источники поддержания культуры на местах.

Во Франции, стране централизованного управления, большую роль в пополнении средств, выделяемых на культуру на местах, играет меценатство (по закону суммы, выделенные на развитие культуры, не облагаются налогом). Средства, полученные от меценатства и от рекламы, местные власти используют самостоятельно.

Прочная финансовая основа и значительная самостоятельность местных органов власти в проведении культурной политики позволяют в наибольшей степени учитывать культурные запросы основных категорий населения, вовлекать их в социально-культурную деятельность.

2.2. Зарубежные модели досуга

В зарубежном досуговедении используются два основных понятия: «досуг» и «рекреация». Чаще эти понятия объединяются в единое; досугово-рскреационная сфера. При этом в понятие «досуг» вкладывается больше коммерческо-развлекательный смысл, а в понятие «рекреация» - социальный, т.е. имеются в виду ее некоммерческий характер и направленность на социально-значимые цели. Достаточно подробно об этом говорится в главе «Организация досуга за рубежом», автором которой является Е.Г.Доронкина. (СНОСКА: См.: Культурно-досуговая деятельность; Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М.Чижикова. - М: МГУК, 1998. -С.430-454)

В реальной практике часто трудно отделить одно понятие от другого. Тем более и чисто развлекательное мероприятие может иметь социальную направленность. Развлекаясь, активно отдыхая, человек восстанавливает свои духовные и физические силы, что немаловажно как для самого индивида, так и общества в целом. В то же время вряд ли было бы правильным отрицать необходимость проведения специальных мероприятий, направленных на восстановление физического и духовного здоровья человека. Это может быть и просто отдых, так называемый пассивный отдых, включая ничегонеделание. Но это может быть и специальная система упражнений и мероприятий, способствующих восстановлению психического комфорта и т.п.

По нашему мнению, процесс социализации личности происходит и в чисто развлекательном мероприятии. Так, например, принимая участие в той или иной игре, том или ином аттракционе, требующих ловкости, смелости и других подобных качеств, человек ощущает себя не хуже других, он как бы приобщается к сонму лучших или солидаризируется с основной массой сограждан.

Нам представляется, что, говоря об организации различных форм отдыха на Западе, что было бы удобнее пользоваться таким термином, как «досугово-рекреационная деятельность» или «культурно-досуговая деятельность». Как в первом, так и во втором случае просматривается «комплексность» решаемых задач, в том числе, и социальная направленность указанной деятельности. «Досугово-рекреационная деятельность» - восстановление физического и психического здоровья личности. «Культурно-досуговая» - подчеркивается социально значимая цель: не только отдых, но и повышение культурного уровня.

Как уже отмечалось, большое внимание на Западе уделяется теоретической и практической сторонам проблемы досуга. Можно сказать, что на сегодняшний день выработана концепция досуга западной цивилизации, апробированы ее основные модели,

В соответствии с современной концепцией досуга, на Западе под досугом понимается совокупность занятий, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информированность или образованность, свое добровольное участие в социально-культурном творчестве, будучи свободной от выполнения своих гражданских, профессиональных или семейных обязанностей. (СНОСКА: См.: Кротова Ю. Педагогика досуга в англоязычных странах. - СПб., 1994. – С. 146)

По сути дела, все западные модели досуга выполняют следующие функции: физиологическую, психологическую, познавательную, эстетическую, коммуникативную, компенсаторно-творческую. При этом обычно выделяют три важнейшие функции: рекреации, развлечения, физического и духовного развития личности. (СНОСКА: Там же. - С.23, 146)

В то же время досуговая модель каждой страны или группы стран имеет свои особенности. Речь идет о реальном весе той или иной функции, или их соотношении.

Имеют здесь значение и географическое положение страны, исторические и культурные традиции народа, наличие материальных и финансовых возможностей. В этой связи можно говорить о наличии нескольких основных моделей досуга: американской, европейской, бывшей советской, других стран и регионов (японской, китайской и т.д.). (СНОСКА: В целом положительно оценивая книгу Ю.Кротовой «Педагогика досуга в англоязычных странах», мы не можем согласиться с мнением автора о том, что якобы имеется англо-американская модель досуга (с.32), к которой «приписываются» англоязычные государства (США, Канада, Великобритания, Новая Зеландия, Австралия). По нашему мнению, по своим традициям Великобритания ближе к европейской, чем к американской, модели досуга. Географически удаленные от США Новая Зеландия и Австралия имеют, по всей вероятности, свои региональные модели).

Так, в американской модели обращает на себя внимание перекос в сторону функции развлечения. В европейской модели более сбалансированное соотношение функций и большее внимание уделяется духовному развитию личности. Именно в европейских странах (Швейцарии, Германии и Франции) зародилось и получило развитие такое явление, как социально-культурное аииматорство, суть которого заключается в придании педагогической направленности досуговым мероприятиям. Несомненные достоинства были у советской модели досуга. Ее характеризовали такие качества, как стремление к духовному развитию личности, ярко выраженный воспитательный аспект. Недостатками советской модели можно считать недооценку рекреационно-развлекательных элементов досуга и его излишнюю идеологизацию. Досуговую модель современной России можно рассматривать как переходную. Она многое впитала в себя и от американской, и от европейской моделей, не располагая пока материальными и финансовыми возможностями для их реализации на практике. К сожалению, современная российская модель досуга по ряду позиций уступает бывшей советской. Так, например, фактически сведена на нет образовательно-воспитательная функция, снизилась роль творческо-развивающей функции. А сила любой национально-региональной модели досуга, прежде всего - в наличии баланса между ее функциями и во внимании к национально-историческим особенностям страны или региона.

Наличие различий и недостатков в зарубежных моделях досуга не отменяет того позитивного, что в них есть - стремления превратить досуг в пространство для развития личности, реализации ее творческих возможностей. Хотя на практике сделать это не всегда удается. Коммерческий сектор диктует свои условия.

Позитивным в теории и практике зарубежного досуга следует считать разработку и анализ таких понятий, как «педагогика досуга», «социально-культурная анимация», «досуговая квалификация» (выработка системы установок, умений и навыков рационального времяпровождения) (СНОСКА: См.: Кротова Ю. Педагогика досуга в англоязычных странах. - СПб., 1994. - С.45.) и таких явлений, как досуговая квалификация, досуговая карьера (как заменитель профессиональной карьеры; речь может идти, например, о карьерном волонтерстве). Заслуживает внимания попытка западного досуговедения дать определенную градацию досуговым явлениям: серьезный и обычный досуг (серьезный - как заменитель работы), качество свободного времени, оптимальный стиль досуга (СНОСКА: См.: Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Социс №7. 2002. С.64-72) и др.

2.3. Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне.

Как уже отмечалось, в большинстве европейских стран основная поддержка культуры, а, следовательно, и основная культурная деятельность осуществляется на местном уровне. (СНОСКА: Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. - М., 2002. – С. - 92) Но, прежде чем остановиться на этом вопросе, рассмотрим кратко специфические особенности зарубежных культурно-досуговых учреждений. Ибо эта специфика в значительной степени влияет на характер организации досугово-рекреационной деятельности на всех уровнях, в том числе и на местном. Имеет значение также и анализ того нового, что появилось на Западе в культурно-досуговой сфере.

Из специфических особенностей отметим основную: отсутствие жесткой функциональной дифференциации культурно-досуговых учреждений и все большее объединение досуговых функций в деятельности каждого учреждения (стремление к многофункциональности: музей, библиотека - это одновременно и клуб, т.е. досуговый центр). (СНОСКА: Одним из первых среди российских исследователей, кто обратил внимание на эту особенность, является Н.Ф.Максютин. См. его учебное пособие «Культурно-досуговая деятельность» (Тема 10. Культурно-досуговая деятельность за рубежом. - С. 113-124).) Во многих учреждениях культуры и искусств (прежде всего - музеях) большое внимание уделяется решению рекреационных задач (создаются специальные зоны отдыха, в том числе и на открытом воздухе, пункты питания, детские игровые комнаты и т.п.).

По сути дела, рекреационная функция пронизывает деятельность большинства зарубежных культурно-досуговых учреждений. При этом она не отменяет основной (специфической) функции того или иного учреждения. Так, например, при наличии мощного рекреационного фона зарубежные музеи (Англия) все больше внимание уделяют развитию интеллектуально-познавательных способностей учащейся молодежи. (СНОСКА: См.: Панорама культурной жизни зарубежных стран. - М., 2002. Вып.З. - С.3-10) Библиотеки, активно использующие клубные (досугово-рекреационные) формы, основной задачей считают расширение доступа пользователей к информации (книги, аудио-, видео-, компьютерные средства). В последние годы в ряде стран (Франция) появился новый вид библиотек - медиатеки, специализирующиеся на информации о произведениях искусства. Обычным явлением на улицах и площадях французских городов стала работа библиобусов (библиотека на колесах). (СНОСКА: См.: Библиотеки за рубежом. - М, 1998. - С. 163-177.)

Поиск новых форм организации культурно-досуговой деятельности ведется по всем направлениям: и в чисто рекреационном (самые разнообразные виды парков, искусственные зоны отдыха), культурно-просветительном (музеи и библиотеки), творческо-компенсаторском (разнообразные студии и любительские объединения).

Несколько слов о парках. В ряде стран рекреационно-парковая работа выносится на уровень национальной (государственной) политики. Так, например, о состоянии этой работы регулярно докладывается Президенту и Конгрессу США.

Существуют самые разнообразные типы парков. Национальные парки (США, Канада), основное назначение которых - в предоставлении гражданам возможности отдыхать в условиях живой, «нетронутой» природы. Городские или пригородные парки досуга. Эти парки условно можно разделить на две группы: I - традиционные комплексные (семейного типа), аналогичные нашим паркам культуры и отдыха, предоставляющие посетителям разнообразные виды досуга на открытом воздухе; II - тематические, придерживающиеся какого-либо одного направления (ландшафтные, исторические, архитектурные, этнографические, зоологические, чисто развлекательные типа Диснейленда и т.п.). Так, например, летом 2001 г. в Мадриде открылся уникальный для Испании Биологический парк (по нашей классификации - тематический парк), где органично соединился досуг, окружающая среда и мир животных. На площади в 140 тыс. кв. м. расположены различные биологические установки, экосистемы и повсюду свободно разгуливают животные. Специфична топография парка. Она включает холмы, родники, пруды, фонтаны и т.п. Парк дает приют 3500 животным 720 видов и 72 тыс. деревьев и кустарников .

Большое распространение в последние годы на Западе получили так называемые искусственные зоны отдыха. Эти зоны могут создаваться как под открытым небом, и в таком случае они становятся своеобразными тематическими парками, например, парк аттракционов, так и под крышей - имитация, например, какого-либо экзотического уголка земного шара. Возможны и смешанные варианты: часть искусственной зоны - под открытым небом, другая - под крышей и т.п.

Одно из сильных в этом плане личных впечатлений - период прохождения вместе со студентами учебно-производственной практики в Голландии.

Мы подъезжаем к Роттердаму, одному из крупнейших городов Голландии. На окраине города останавливаемся у светофора и в течение нескольких минут из окон автобуса видим следующее. С левой стороны трассы - стеклянное, круглой формы, здание бассейна, изнутри начиненное прозрачными трубами метрового диаметра. Вместе с потоком воды на большой скорости, сверху вниз, вытянув вперед руки, мчатся по трубам фигуры пловцов... Захватывающее зрелище. Да и вид занятия не для каждого, а только для физически здоровых и смелых людей… . (СНОСКА: См.: Панорама культурной жизни зарубежных стран. Вып.2. - М., 2002. -С.30. Примечательна и другая информация относительно этого парка: на его строительство затрачено 7000 млн. пасет; в результате ввода его в эксплуатацию появилось 200 рабочих мест. О проблемах зарубежных искусственных зон отдыха см, в приложении 5)

Появляются новые формы культурной жизни и в других областях.

В лучшем музее Британии организуется, например, выставка художников-любителей (можно себе представить чувства людей, удостоенных такой чести),

В ряде зарубежных стран (Германия, Австрия, Италия, США) многие банки становятся собирателями, хранителями и популяризаторами произведений современной живописи. В таком случае банк выступает и как картинная галерея, и, что не менее важно, как спонсор и меценат новых видов искусства.

Продолжается развитие мультиплексов. В 2000 г. во Франции было открыто 19 новых мультиплексов. А всего в стране насчитывается 84 мультиплекса, которые посетило 57 млн. человек, Мультиплексы открываются не только в крупных, но и в средних и малых городах. Так, в Страсбурге открыт мультиплекс с 22 кинозалами, рассчитанными на 5400 посадочных мест. По отношению к посещаемости кинотеатров, посещаемость мультиплексов составляет 35%.

Начиная с 1994 г. во Франции наблюдается рост посещаемости кинотеатров в летнее время. (СНОСКА: См.: Панорама культурной жизни зарубежных стран. - М, 2002. - Вып.З С.28-30) В США получили развитие открытые кинозалы для автомобилистов.

Интересен сам подход к организации деятельности зарубежных учреждений культуры. Вот, например, какие рекомендации даются европейскими специалистами по организации работы музеев и библиотек:

§   музей должен не только демонстрировать экспонат, но и давать необходимые пояснения;

§   посетителям (музеев) нужно разрешить не только смотреть на экспонат, но и трогать его руками, видеть, как проводится реставрация или делаются копии экспонатов, и даже принимать в этом участие. Так посетитель больше запомнит;

§   музеи должны предоставлять посетителям возможность отдохнуть, развлечься и вкусно поесть;

§   книги б библиотеках представляют собой ресурсы долговременного хранения, а не материалы, от которых следует избавляться, если они не пользуются популярностью. В случае, если нужно освободить место для новых поступлений, книги, не пользующиеся спросом, должны быть перемещены с сохранением возможности доступа и поиска в каталоге;

§   местные библиотеки должны выполнять важную социальную и образовательную функцию. Они должны быть открыты в удобное для большинства населения время и др. (СНОСКА: Из сборника «Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры». - М., 2002.-С.95-96)

Заслуживает внимания зарубежный опыт туристической деятельности, работы с детьми, организации досуга с наименее защищенными в социальном отношении группами населения (малоимущими, инвалидами, представителями групп риска) и т.п.

А теперь несколько подробнее об опыте зарубежной досугово-рекреационной деятельности по месту жительства. Хотя отличает нас здесь не столько характер этой работы, сколько ее уровень.

Как уже отмечалось, прочная финансовая основа и значительная самостоятельность местных органов власти позволяют в наибольшей степени учитывать культурные запросы основных категорий населения. Именно работа по месту жительства составляет основную часть досугово-рекреационной деятельности на Западе. И здесь много общего между разными странами, включая и Россию. Это касается как функционирования различного рода культурно-досуговых центров на местах, так и проведения различного рода культурных акций (фестивалей, выставок, концертов и т.п.).

Практически каждый житель того или иного населенного пункта в Европе, США и Канаде имеет возможность пользоваться услугами местных учреждений культуры, принимать участие в проводимых мероприятиях. При этом большинство услуг оказывается, как правило, бесплатно. Основная часть учреждений культуры на местах и проводимых ими мероприятий финансируется за счет средств, выделяемых местными бюджетами.

До недавнего времени в силу идеологических стереотипов в нашей стране бытовало мнение о том, что все услуги в культурно-досуговой сфере Запада оказываются только на платной основе. Так, но время лекции Хенка Меркельбаха, одного из тогдашних членов совета по организации работы культурного центра в г.Друнене (Голландия), студентами и преподавателями нашего университета было задано много вопросов, касающихся организационной и финансовой деятельности центра. Среди них были и такие: каковы доходы центра, какова зарплата членов совета по организации его работы, что свидетельствовало о слабом представлении присутствовавших на лекции о характере культурной политики на Западе в целом и организации рекреационно-досуговой работы на уровне муниципалитетов. Для большинства присутствующих откровением явился тот факт, что культурные услуги для посетителей центра оказываются бесплатно, а члены совета работают на общественных началах. Нам казалось, что бесплатные услуги в сфере культуры - это достижение только стран социализма, а на Западе господствует буржуазный принцип: «Деньги делают деньги». Многие решения ЮНЕСКО в области культурной политики, по существу, нам были неизвестны или рассматривались как пропагандистские акции. Так, на заседании в Монако (декабрь 1967г.) была сформулирована цель, которой должны следовать все государства в организации своей культурной политики: «Задача ... состоит в том, чтобы все люди имели доступ к культурной жизни и активно в ней участвовали». (СНОСКА: Культурная политика и художественная жизнь. - М, 1996. - С.30) Большинство развитых стран Запада следуют этой цели. И во многом преуспели здесь.

Бесплатное предоставление услуг в сфере культуры на местном уровне - одно из достижений социальной политики стран Запада. Фактически каждый гражданин имеет сегодня равные возможности в использовании основных средств культуры. Особенно это видно при проведении различного рода праздников на региональном или муниципальном уровне, когда практически все жители города или района, будь то взрослые или дети, здоровые или люди с ограниченными возможностями, могут появиться на улице и принять участие в торжествах.

Конечно, за дополнительные услуги в сфере досуга нужно платить. И здесь многое зависит от материальных возможностей индивида. Но и того, что предоставляется на местном уровне, достаточно для нормальной жизнедеятельности.

Как уже говорилось, в организации культурно-досуговой работы по месту жительства как на Западе, так и в России много общего. Это касается и форм организации досуга, и характеристики учреждений культурно-досуговой сферы. Например, немало общего в деятельности муниципальных культурно-досуговых центров на Западе и бывших городских дворцов культуры в России (сегодня дворцы и дома культуры, как правило, именуются центрами).

Вот некоторые сведения об уже упомянутом культурном центре в г.Друнене (Голландия).

Центр существует более 10 лет. Он был создан по инициативе жителей этого маленького городка на юге Голландии. Инициативная группа создала бюро, состоящее из 6 - 7 человек, которые являются основными организаторами работы центра. На спонсорские начальные средства были отреставрированы заброшенные ветхие здания. Затем - открыты 7 ресторанов, которые через 2 года покрыли расходы и стали приносить постоянный доход. Часть денег из этого дохода расходуется на культурную деятельность. В центре работает несколько художественных коллективов; изобразительного искусства, театральный, хореографический, хоровой, художественного моделирования одежды и др.

Существует несколько детских коллективов: музыки, лепки, танцев и др. Некоторые коллективы платные.

Культурный центр располагает большим зрительным залом на 600 мест, оснащенным техническими средствами. На сцене этого зала проходят концерты приглашаемых артистов, показы любительских спектаклей, выступают художественные коллективы. Гордостью центра является хореографический зал с отличным специальным полом и круговыми зеркалами За каждым коллективом закреплено постоянное помещение. В этих помещениях - выставки, отображающие творческую жизнь объединений. Специальная работа проводится в центре с пожилыми людьми (имеются помещения, где пожилые люди могут общаться за чашкой кофе или чая).

Культурный центр проводит праздники и на улицах города. В них принимают участие почти все жители Друнена.

Молодежь - частые гости в ресторанах и барах. Регулярно устраиваются дискотеки.

Только две должности оплачиваются центром, директора и его заместителя. Руководители коллективов оплачиваются, как правило, членами любительских объединений.

Таковы краткие сведения о работе культурного центра небольшого города в Голландии. В приложении 4 даются сведения о крупном культурном центре г.Свонси (Англия).

Предлагаем студентам сопоставить деятельность этих центров досуга, попытаться выявить, что у них общего и что их отличает. Аналогичное сопоставление можно сделать и на примере отечественных культурно-досуговых учреждений.

2.4. Культурно-досуговая работа с инвалидами и людьми «третьего возраста».

Если работа по месту жительства за рубежом близка аналогичной работе в России, то культурное обслуживание инвалидов во многом является новым видом деятельности для российской действительности.

Здесь мы, действительно, отстали от Запада и, может быть, в большей степени, чем даже в создании индустрии досуга. Для нас как бы не существовало этой проблемы. У нас как бы не было тех же инвалидов. А если для инвалидов и проводилась культурно-досуговая работа, то о ней знали только сами организаторы этой работы. В данном вопросе «развитой социализм» однозначно уступил «развитому капитализму». И дело даже не в уровне этой работы, ее материальном обеспечении. Коренное отличие в постановке культурно-досуговой работы, например, с инвалидами у нас и на Западе заключается в понимании социального статуса данной категории граждан. У нас - их как бы нет, они где-то там, в закрытых (специальных) лечебных заведениях. На Западе, и в соответствии с законодательством, и в значительной мере на практике, инвалиды - та категория, которая имеет доступ к основным культурным ценностям, что и здоровые люди.   Открытость работы со всеми категориями населения - еще одна из особенностей западного досуговедения. Открытость, если она не вредит, конечно, нравственной стороне дела, не затрагивает нравственных чувств индивида и окружающих.

Во время прохождения практики в голландском парке «Эфтелинг» автору этих строк неоднократно приходилось наблюдать такую картину. В один из дней недели к парку подъезжают комфортабельные автобусы, из которых выкатываются коляски с инвалидами-олигофренами. В течение почти всего дня «дауны», как в просторечии называют представителей этой болезни, в сопровождении медперсонала находятся на свежем воздухе. Их коляски видны повсюду: на дорожках парка, на открытых лужайках, в тени деревьев. Наблюдают «дауны» и за тем, как работают многочисленные аттракционы, в том числе и особенно любимые молодежью, от которых захватывает дух: ((Голландская лодка)), «Американские горки» и др. При этом присутствие «даунов» никоим образом не стесняет «обычную» публику. Жизнь парка идет своим чередом. Каждый проводит время в соответствии со своими желаниями...

Пожалуй, только российские библиотеки организуют работу с инвалидами на должном уровне и хорошо информированы о зарубежном опыте.

Социальная защищенность инвалидов уже длительное время является предметом пристального внимания со стороны ООН и других международных организаций. Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию о правах инвалидов (9 декабря 1975 г.), в которой провозглашены: неотъемлемое право инвалидов на уважение их человеческого достоинства; одинаковые с остальным населением гражданские и политические права, право на образование и различные формы обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной реабилитации; право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования; право участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга. (СНОСКА: См.: Диянская Г.П. Библиотеки для слепых за рубежом. - М., 1996. – С. 6.)

В 1981 г. был проведен Международный год инвалидов, а в 1983- 1992 гг. - десятилетие инвалидов, вызвавшие сильный резонанс в сфере мировой социальной политики. В 1982 г. ООН приняла долгосрочную всемирную программу действий в отношении к инвалидам. Ее цель - стимулировать эффективные меры по предупреждению инвалидности, по реабилитации, реализации задач полного участия инвалидов во всех сферах общественной жизни.

В 1993 г. ООН приняты «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Одним из основных документов, на которые опираются правила, является «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». Являясь членами общества, инвалиды имеют право на поддержку, в которой они нуждаются, в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг. Имеют они и право доступа к информации. Так, информационное равноправие инвалидов по зрению означает доступ каждого из них к информации и материалам, в которых они нуждаются на тех же (или, по возможности, приближенных) условиях, что и для нормально видящих. (СНОСКА: См.: Диянская Г.П. Библиотеки для слепых за рубежом.-М., 1996.-С.10-11).

Очень верно, на наш взгляд, замечание Г.П. Диянской о том, что «мы видим инвалидность, символизированную белой тростью, слуховым аппаратом, креслом-коляской, но сколь часто мы не видим человека. Что нужно, так это сосредоточиться на способности, а не на неспособности, не на инвалидности инвалида». (СНОСКА: Там же. - С.8)

Поскольку работа библиотек с инвалидами специально изучается на библиотечно-информационных факультетах вузов культуры, мы оставляем этот вопрос за рамками данного пособия. А интересующихся этим вопросом особо отправляем к монографии Г.П. Диянской «Библиотеки для слепых за рубежом» (М., 1996).

В данном же параграфе рассмотрим малоизвестный российскому читателю опыт работы с инвалидами зарубежных музеев, свидетельствующий об общих методологических подходах в организации культурно-досуговой работы с инвалидами в передовых странах. При изложении этого вопроса мы опираемся на материалы, помещенные в научно-информационном сборнике «Культура в современном мире» (Вып.1.- М., 1996. - С.58-68).

В настоящее время на Западе, в частности в Великобритании и США, накоплен значительный опыт работы музеев с людьми с ограниченными возможностями (инвалидами). Так, общественность Великобритании, имеющая отношение к этому вопросу, обсуждает проблему облегчения доступа инвалидов к богатствам художественной культуры, в том числе находящимся в музеях. Общее число инвалидов в Великобритании насчитывает 6 млн. чел. (или каждый десятый). 2 % пользуются колясками. 1 млн. англичан могут быть зарегистрированы как слепые или слабовидящие, т.е. имеющие затруднения для контакта с произведениями изобразительного искусства.

Музеи, не приспособленные для приема такой большой и достаточно разнородной публики, лишают и себя возможности привлечения дополнительной аудитории, и самих инвалидов доступа к художественным ценностям.

Из того, что могут и представляют западные музеи людям особыми нуждами, специалисты выделяют:

Общие услуги для людей с различными физическими и умственными отклонениями:

  доступные брошюры и другого рода информация;

  персонал, специально обученный для помощи людям различными недугами;

  четко и ясно написанные объявления и указатели.

Услуги для глухих и слабовидящих: .

  экскурсии на языке знаков и жестов;

  распечатанные тексты магнитофонных экскурсий;

  персонал, обученный языку жестов и алфавиту глухонемых;

  световая сигнализация;

  знаковая символика (на билетах, музыкальных проспектах), обозначающая готовность музея принять аудиторию глухих;

  доступ в музей обученных собак;

  вода для этих собак.

Услуги для людей с повреждениями зрения:

  экскурсии для слепых (с использованием осязаемых предметов, открыток, рисунков предметов, планов маршрутов-тропинок);

  допуска собаки-поводыря в музей;

  вода для собаки-поводыря;

  гид-кассета;

  перчатки (если это необходимо для проведения экскурсии «на ощупь»);

  мастерские;

  информация на шрифте Брайля;

  информация крупным шрифтом;

  разборчивые надписи;

  хорошее освещение.

Услуги для людей с ограничениями в движении:

  трапы с регулировкой наклона около всех лестниц;

  пассажирские лифты (не грузовые);

  доступные для людей с колясками туалетные комнаты;

 дверные ручки, столики с информацией и общественные телефоны, находящиеся на высоте, которая подходит для людей в колясках;

  достаточно широкие дверные проемы;

  коляски, предлагаемые для использования в музее;

  стулья и сиденья различной высоты и степени твердости для пользования во время экскурсий и для отдыха;

  карты маршрутов, обозначающих места для отдыха, места нахождения трапов и число ступенек на лестнице;

  места для проведения общих занятий с показом на них принесенных экспонатов.

Услуги для людей с умственными отклонениями:

  специально подготовленные кассетные экскурсии;

  крупный шрифт четких указателей и надписей.

Из того, что перечислено выше, многое недоступно российским музейным работникам. В то же время на Западе ставятся задачи по совершенствованию этой работы. Так, многие музеи Великобритании налаживают связи с местными инвалидными обществами. В США типичным стало создание консультативных советов, состоящих из членов организаций инвалидов - потенциальных посетителей музеев.

Одна из немаловажных задач - специальная подготовка персонала для работы с «особыми» посетителями, предлагающая полное понимание проблем людей с ограниченными возможностями, внимательное и заботливое отношение к ним не как к инвалидам, а как к личностям.

Заслуживает внимания деятельность Музея современного искусства (МОМА) в Нью-Йорке по составлению и воплощению в жизнь программ посетителей-инвалидов. Еще в 1944 г. МОМА в сотрудничестве с Центром искусств ветеранов войны предложил одну из первых в США лечебных программ арт-терапии. К 1972 г. была подготовлена и введена новая программа «экскурсия на ощупь». Специально обученный персонал помогал посетителям с поврежденным зрением оценить собрания скульптур из постоянной музейной коллекции.

Особое направление - художественная терапия для слепых и слабовидящих людей, их художественно-творческая реабилитация. В Англии в этом направлении специализируются художники, имеющие подготовку в области психологии и арт-терапии на базе Британской ассоциации художественных терапевтов (ВААТ). Члены общества слепых художников собираются вместе, рисуют, посещают художественные выставки и различные мероприятия.

Приведенные примеры дают представление как о характере работы с инвалидами за рубежом, так и об уровне ее организации. Добавим еще, что достижения научно-технического прогресса в последние годы резко увеличивают возможности приобщения инвалидов к достижениям культуры. Речь идет об использовании различного рода компьютеров, аудиои видеопроекторов и другой техники, позволяющей людям с самыми тяжелыми формами заболеваний организовать досуг, не выходя за пределы своего жилища.

Среди групп людей, находящихся в специфических условиях использования свободного времени, выделяется также категория престарелых. Как правило, их доходы при выходе на пенсию резко снижаются, физические и духовные силы падают, а свободного времени становится больше.

По свидетельству английской социологической статистики, лишь 5% людей в возрасте 65 лет и старше посещают кино, 15% - ходят в клуб. Не более 15% престарелых имеют автомашину, и лишь 40% - проводят отдых вне дома. (СНОСКА: Досуговая деятельность людей «третьего возраста» // Культура в современном мире. - Вып.1.- М., 1993. -С.46-50.)

Особое место в досуговых предпочтениях людей «третьего возраста» занимает просмотр телепередач, а в последние годы - просмотр различного рода видеопрограмм, а также компьютерные игры.

Учитывая образ жизни значительной части пенсионеров, как на Западе, так и в России, большое внимание уделяется работе по месту жительства, оборудованию досугового пространства рядом с жильем.

В то же время в последние годы наблюдается рост активности самих пенсионеров, которые отказываются воспринимать старость как пассивное ожидание смерти в своей спальне. Опросы показывают, что 95% французских пенсионеров считают, что умеют распоряжаться свободным временем вопреки нехватке материальных средств.

При поддержке местных органов власти на Западе повсеместно создается значительное число клубов для пожилых людей, цель которых - расширение возможностей общения по интересам. Здесь каждый может заняться спортом, рукоделием, ремеслом, художественным творчеством, пообщаться в кругу сверстников и единомышленников.

Одним из проявлений активного отношения к жизни пожилых людей является рост числа университетов для людей пенсионного возраста. Во Франции их насчитывается около 60. Высшее образование, получаемое людьми «третьего возраста», свидетельствует о важности этого нового социокультурного феномена - потребности пожилых людей в повышении своего интеллектуального уровня. Раньше это связывалось, прежде всего, с молодостью, а также с более практическими вещами - борьбой со скукой и борьбой за социальный престиж. Самосовершенствование посредством образования, утратив момент профессиональной или школьной необходимости, превращается у пожилых людей в удовольствие.

Особое распространение среди пожилых получают занятия спортом, позволяющие поддерживать форму, сохранять здоровье, сопротивляться старению, больше общаться со сверстниками.. Среди занятий спортом большой популярностью пользуются пешие прогулки и занятия общей физической подготовкой в клубах для людей «третьего возраста». Согласно французской статистике, в возрасте 60 лет различными видами спорта занимаются 37% пенсионеров, в возрасте старше 70 лет - 26%.

Несмотря на материальные проблемы через посредничество профсоюзов по месту прежней работы, а также с помощью клубов по интересам, организующих как краткосрочные, так и долгосрочные поездки-путешествия, люди пожилого возраста получают возможность для путешествий. Если, например, 56 - 57% французских трудящихся ежегодно используют отдых для путешествий, то среди вышедших на пенсию 25 - 50% путешествуют больше, чем раньше.

Важной рекреационной проблемой является организация досуга в парках, где люди пожилого возраста составляют одну из самых многочисленных групп посетителей. Для решения этой проблемы необходимо наличие не только соответствующих программ, но и квалифицированных руководителей.

Многие специалисты считают, что пожилых людей можно привлекать к работе в парках на неполный день (4 часа). Как правило, они выполняют обязанности садовников и парковых служащих. Это не только дает пенсионерам дополнительный источник дохода, но и, как они сами считают, работа улучшает их самочувствие, повышает моральный тонус, дает возможность общаться со сверстниками.

Несмотря на определенные сдвиги в организации досуга пожилых людей в этой сфере, считают зарубежные специалисты, продолжает существовать проблема возрастной дискриминации. Специалисты приходят к выводу о необходимости создания комплексных специализированных программ развития досуга для пожилых людей с учетом уже накопленного в этой области международного опыта. Интересные сведения о социально-досуговой терапии для пожилых приводятся в приложении 6.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод об общих проблемах в организации досуга пожилых людей как в нашей стране, так и за рубежом. Хотя, как уже не раз подчеркивалось, возможности далеко не одинаковые. Достаточно только сопоставить данные об участии в турпоездках отечественных и иностранных лиц пожилого возраста, Сопоставление явно не в нашу пользу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Рассмотрев особенности социально-культурной работы с различными категориями населения зарубежных стран, необходимо отметить, прежде всего, высокий уровень ее организации и ярко выраженный социальный характер. Политика передовых стран Запада направлена на то, чтобы сделать для каждого гражданина доступными пользование ценностями культуры, а также участие в различных видах социально-творческой деятельности. По существу, социально-культурная работа охватывает все слои зарубежного общества, предоставляя каждому из его членов необходимый для нормальной жизнедеятельности минимум благ, в том числе и в сфере культуры.

Но, давая в целом высокую оценку деятельности зарубежных социокультурных учреждений и организаций, необходимо отметить и ее нерешенные проблемы. Особенно это видно, если в качестве критериев ее эффективности взять социальные показатели (непрекращающийся рост преступности, распространение наркомании и других общественных пороков, дороговизна многих видов культурной деятельности - от посещения кинотеатров и дискотек до гастролей эстрадных знаменитостей и т.п.). Невысок и уровень культуры значительной части молодежи. Молодежная проблема остается одной из самых трудных для всех без исключения стран Запада. Для своего решения она требует социально-экономических и комплекса социально-культурных мер - от решения проблем образования, устройства на работу до развития индустрии досуга и вовлечения молодежи в спортивные секции, объединения по интересам, волонтерскую деятельность, приобщения молодежи к высоким ценностям культуры. Здесь есть над чем поработать как зарубежным, так и отечественным организаторам социально-культурной сферы. Взаимный обмен опытом, как в данном направлении, так и в других, был бы полезен обеим сторонам. Очевидно, решению молодежных проблем мешает и неудовлетворительная в ряде случаев работа средств массовой информации. Коммерциализация СМИ, пропаганда культа насилия, погоня за прибылью ведут к тому, что средства массовой информации как бы сами провоцируют те проблемы, с которыми позже приходится сталкиваться работникам социальной и культурно-досуговой сферы. К сожалению, российские СМИ, особенно телевидение, некритически используют западный опыт, утратив за последние годы многое из того позитивного, что было наработано ранее.

Рассмотренный в целом в реферате материал позволяет сделать следующие выводы по всей работе.

Глобализационный процесс в социокультурной сфере оказывает заметное влияние на социально-культурную деятельность во многих странах мира, в том числе, и в России.

Можно считать, что социальная работа на Западе достигла оптимального уровня и дальше будет только совершенствоваться. На сегодняшний день Россия многое взяла у Запада в смысле организации и технологии социальной работы, а также подготовки соответствующих кадров. Недостатки в организации социальной работы в России кроются в особенностях переходного периода - слабой экономической базе.

Неоднозначной оценки заслуживает досугово-рекреационная деятельность на Западе. Несомненны успехи в таких направлениях, как работа по месту жительства, работа с наименее защищенными в социальном отношении категориями населения - людьми пожилого возраста, беженцами, представителями групп риска и, особенно, инвалидами. Здесь в наибольшей степени видно отставание отечественной социально-культурной сферы.

Но у досугово-рекреационной работы на Западе есть и существенный недостаток - явный перекос в сторону развлекательности, невнимание к развивающим видам досуга. Попытки придать досугово-рекреационной деятельности культурно-педагогический, духовно-развивающий характер на практике серьезных результатов пока не дают (некоторым исключением является социально-культурная анимация). Да и добиться здесь позитивного результата намного сложнее, чем в чисто развлекательных видах досуга. Нечтение - пример одной из трудно решаемых проблем. Между тем, здоровье нации включает в себя не только физические, но и духовные параметры. И рано или поздно Западу придется обратить более серьезное внимание на духовно-развивающую сторону досуга.

России не следует слепо копировать культурно-досуговый опыт зарубежных стран. Беря все лучшее из зарубежного опыта, нужно в большей степени учитывать свои национально-культурные и исторические традиции, ранее накопленный позитивный опыт.

Социальное воспитание на Западе, безусловно, имеет много позитивного: многочисленные молодежные объединения по интересам, скаутское и волонтерское движения, стремление к объединению усилий социокультурных учреждений и организаций в решении общих воспитательных задач, наличие хорошей материальной базы и др. Но здесь, по нашему мнению, и больше всего неудач, связанных с противоречием между правильно провозглашаемыми нравственными постулатами и реальностями современной западной действительности.

Причиной многих негативных явлений в подростковой среде являются не столько просчеты в воспитании, сколько неблагоприятная среда, окружающая подростка.

Двойной стандарт в оценке жизненных явлений, пропаганда культа насилия в кино и на телевидении формируют соответствующее поведение молодежи в реальной жизни. Среда оказывается сильнее усилий воспитательных учреждений. И выход здесь только один-западному обществу нужно менять ценностные ориентиры. Интересы всех, общества в целом, а следовательно, и каждой личности в отдельности, важнее корпоративных интересов создателей произведений псевдоискусства, торговцев некачественной социально-культурной продукцией, наркодельцов и т.п.

Беря на вооружение передовой опыт социального воспитания Запада, нужно помнить о его относительной результативности, поскольку реальная действительность, окружающая среда подчас сильнее педагогических воздействий и постулатов. Некритическое копирование зарубежного опыта социально-культурной работы, в том числе и в воспитании, сулит нам еще больше неудач и разочарований, так как у нас слабее и материально-экономическая, и правовая базы социально-культурной работы.

Многое здесь зависит от совместной деятельности работников социокультурной сферы различных стран и регионов по поиску решения общих и аналогичных проблем социокультурного плана.

Список используемой литературы:

1) Голубин П.

Мировое социально-экономическое развитие накануне

21века., 1997-№7.

2) Определение уровня экономического и социального развития государств мира// География в школе.,- 1997-№6.

3) Социально-экономические зоны в мировой экономике//ЭКО.-1997.-№3.

4) Слука А.Е.

Страны Центральной Европы:Социально-экономическое

Обличие в середине 90-х годов//География,-1998,№19(май).

5) Дегтярь Л.С.

Новый этап социальных реформ в странах Центральной и Восточной Европы//Проблемы прогнозирования-1998,№1.

6) Поучительный опыт:(уроки социально-экономических преобразований в странах Центральной и Восточной Европы)//Российская Федерация.-1996-№18.

7) Социально-экономическая ситуация и ход реформ в странах Восточной Европы и СНГ:[“круглый стол”]//Проблемы теории и практики управления – 1995.-№2.

8)Рождественский И., Шишкин С.

Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах?//Вопросы экономики,-1996,-№1

8) Сонина В.

Развитие социально-культурной сферы как фактор социальной защищенности населения.//Вопросы экономики.-1992-№7.

9) Масштабы и пределы социальной политики Северных

стран.//Мировые экономические и международные отношения,

-1994- №11.

«Иностранная литература», 1996, № 1. -С.231-232.

Фаулер Б. Пьер Бурдье и теория культуры: критический анализ/УСоциальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология.РИС/Ран ИНИОН. Центр науч.информ. Исслед. -М.,1999. -№3.

Шрифт– Times New Roman 14

Литература

1. Акимова, Л. А. Социология досуга. – М. : МГУКИ, 2004.

2. Бочарова, В Г. Педагогика социальной работы. – М., 1944.

3. Бутенко, М. Э. Зарубежный опыт социально-культурного развития : уч. пособие. – СПб. : СПГУКИ, 2003.

4. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика : уч. пособие. – М., 2000.

5. Волобуев, В. А. Основные концепции искусства в западноевропейской эстетике. – М. : МГУКИ, 2003.

6. Джуринский, А. Н. Сравнительная педагогика. – М., 1998.

7. Диянская, Г. П. Библиотеки для слепых за рубежом. – М., 1996.

8. Доронкина, Е. Г. Проблемы профессиональной подготовки кадров сферы досуга: зарубежный опыт // Социально-культурна деятельность: проблемы, поиски, перспективы. – М. : МГУКИ, 1999.

9. Доэл, М. Практика социальной работы. – М. : Аспект-Пресс, 1995.

10. Дуликов, В. З. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом : уч. пособие. – М. : МГУК, 1999.

11. Дуликов, В. З. Социально-культурная работа за рубежом : уч. пособие. – М. : МГУКИ, 2003.

12. Ерошенков, И. Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками : уч. пособие. – М. : МГУКИ, 2000.

13. Исаков, В. А. Мегаполис в зеркале социальной философии. – М. : Голден Би, 2001.

14. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы : уч. пособие. – М., 1999.

15. Иванова, Г. А. Библиотечная работа с детьми за рубежом : уч. пособие. – М. : МГУКИ, 1999.

16. Киселева, Т. Г. Теория досуга за рубежом. – М., 1992.

17. Киселева, Т. Г. Глобализацияобщества и культура мира. – М. : МГУКИ, 2002.

18. Китов, Ю. В. Человек интересующийся. – М. : МГУКИ, 2001.

19. Клюско, Е. М. Культурно-досуговая деятельность населения: уч. пособие. – М. : МГУК, 1997.

20. Кротова, Ю. Н. Педагогика досуга в англоязычных странах: учеб. пособие. – СПб., 1994.

21. Максютин, Н. Ф. Культурно-досуговая деятельность: уч. пособие. – Казань, 1995.

22. Михайлова, Л. И. Социология культуры : уч. пособие. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 1999.

23. Моздокова, Ю. С. Социально-культурная реабилитации инвалидов средствами досуговой терапии. – М. : МГУК, 1997.

24. Мосалев, Б. Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: уч. пособие. – М. : МГУК, 1995.

25. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учебник. – М., 1999.

26. Новикова, И. А. Организация досуга подрастающего поколения в США: традиция и современность : уч пособие. – СПб. : СПбГИК, 1991.

27. Павлович А.А. Культурная политика современной России / А.А. Павлович // Отечественные записки. – 2004. - № 4

28. Романов, И. Н. Религиозно-культурные традиции в современном информационном пространстве: уч. пособие. – М. : МГУКИ, 2000.

29. Социальная работа за рубежом : уч. пособие. – Волгоград, 2001.

30. Стрельцов, Ю. А. Социальная педагогика : уч. пособие. – М. : МГУК, 1998.

31. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. № 2 от 1/2/1998

32. Шанн, Т. Социальная работа как культурный феномен современности: новая профессия и академическая дисциплина. – М., 1998.

33. Ярошенко, Н. И. Социально-культурная анимация : уч. пособие. – М. : МГУКИ, 2000.




1. ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ Пейзаж ~ как жанр живописи5
2. Номинации в соответствии с международными правилами ОМС 1
3. Реферат- Правотворчество
4. 19 вв ~ совокупность определенных принципов сформулированных Адамом Смитом которым должна соответствоват
5. Topics culturl visits nd other locl events
6. Реферат- Фонетика
7. Это было обычное утро 01 сентября 2707 года.
8. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата історичних наук Запоріжжя 2002 Дисе
9. Ядролы~ физиканы~ іргелі м~селелері
10. то из нас сделает попытку определить что такое сознание то он неминуемо столкнется с непреодолимой труднос
11. практикум для студентов очной формы обучения Утверждено редакционноиздательским советом ВоГТУ
12. Экзаменационные вопросы и билеты по безопасности жизнедеятельности за первый семестр 2001 года
13. Лекции по дисциплине ИСП и У ле
14. софист от греческого софия мудрость первоначально означавшее мудрец искусственник изобретате
15. Вы знаете нам требуются люди с опытом работы не менее 3х лет ок попытка 2
16. а электронные версии печатных изданий которые все солидные газеты и журналы ldquo;Московский комсомолецrdquo;
17. тема узел деталь соединение или материал место содержание последовательность и результат проводимых воз
18. Лекція 1 Загальне поняття маркетингу План Причини появи і розвитку маркетингу
19. Особливості філософії у порівнянні з іншими формами світогляду філософське мислення має гранично широки
20. Анализ экспортной стратегии промышленного предприятия на примере ЗАО КВАРТ