Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
ДДЕЖДУНАРОДНЫЕ отношения, как межгосударствея-"*ные, впервые складываются и развиваются на Древнем Востоке. Им предшествуют межплеменные отношения периода лервобытно-общиниого строя. Наблюдая жизнь племен Австралийского материка в середине XIX века, англо-австралийские ученые Спенсер и Гиллен отметили, что основяой формой общежития у австралийцев являются небольшие .охотничьи группы 'в 3060 человек. Каждая из этих групп состояла из нескольких десятков женщин и мужчия._ Ведущая роль у австралийцев принадлежала старикам-охотникам, которые были носителями традиций. Они считались «ведуна- • ми» «колдунами», старейшинами в своей группе. Каждая' группа имела свой охотничий район и вела бродячий образ жизни. Им было «езнакомо понятие собственности. Но некоторое представление о границах района обитания даино»й груп-яы, где она собирала растения, плоды, охотилась наживот-иых, у австралийцев все же было. Они различали районы своей охоты от районов соседняя групп. Таким образом возможны были трения между группами, когда одна группа заходила в чужой охотничий район, и, как следствие, появлялась необходимость переговоров между вожаками этих групп с целью ли-мвидацин трений, установления границ или условий общей охо-,ты. Иногда устраивались межплеменные собрания и торже-^ва по случаю удачной охоты или же по случаю брачных
азднеств, которые при наличии коллективного брака у ав- } ...ралийцев, живших в условиях кровно-родственной семьи,' обыкновенно приходились на осеннее время. Эти же встречи использовались для совершения обряда перевода юношей из детской группы в мужскую.
После совершения необходимого ритуала юношам вручали оружие и допускали к участию в коллективных брачных
празднествах. В момент таких собраний двух или нескольких .групп сходились ях представители я обсуждали ^ьжду собою в предварительных "переговорах порядок испытаний и последующих празднеств. Эти собрания представителей племенных групп и являются зародышем будущих международных отношений, так как каждая группа в отдельности не могла решить общие вопросы я была вынуждена посылать своих делегатов • стариков для обсуждения вопроса совместно с представителями соседей. Были и другие поводы к переговорам. Австралийцы верили, что путем колдовства, при посредстве колдовского оружия окостобоя», один человек может навести болезнь «а другого, поэтому в случае, когда кто-либо втз членов группы заболевал, австралийцы старались найти виновника в соседних 'группах. Если взрослые охотники и женщины решали, что на их сотоварища или лодругу навел болезнь один из охотников соседей, к ним посылалась делегация. Посланцы являлись в соседнюю группу к старикам и вели с «ими переговоры, а затем приходили к лицу, которое подозревали & колдовстве, и приносили ему подарки. Это означало, что у вето требовали, чтобы он взял свое колдовство обратно. Положение обвиняемого было очень тяжелым даже и в том случае, если он соглашался взять колдовство обратно. Для него было большим несчастьем, если больной в соседней группе умирал. Тогда считалось, что подарки не приняты, переговоры не увенчались успехом, и родичи умершего посылали уже отряд мстителей, чтобы убить виновника колдовства и возместить смерть товарища смертью «обидчика».
Таким образом даже в случае враждебного столкновения конфликту между группами предшествовали переговоры посредством особых уполномоченных.
В более ясной форме слагаются межплеменные отношения в условиях родового общества. Европейские ' путе-шествейники <и исследователи, наблюдавшие жизнь индейских племен Северной Америки в XVII, XVIII и начале XIX в., отмечали у них наличие определенных общественных органов, которые решали дела межплеменных отношений. Особенно это заметно у знаменитых племен ирокезов, обитавших в XVIII столетии в бассейне Великих Озер. Наблюдавший жизнь этих индейцев в резервациях в иачале XIX в., американский ученый Льюис Морган мог отметить, что такие вопросы межплеменных отношений, как, например, об охоте, о мирных отношениях, о совместных военных действиях против третьего 'племени, об обороне или нападении, решались у ирокезов на советах вождей, направлявших к соседям специальных посланцев. Ф. Энгельс в своей книге «Происхож-
дение семьи, частной собственности и государства» пишет, что «в круг ведения племенного совета (ирокезов. А. Б.) входило регулировакие отношений к другим племенам; он (т. е. совет) принимал и отправлял посольства, объявлял войну и заключал мир»'. Это указание Ф. Энгельса иллюстрируется рассказами многочисленных путешественников о том, как у индейских племен в XVIIXVIII и в начале XIX века можно было наблюдать обсуждение на племенном совете вопросов взаимоотношений с соседними племенами. Здесь разрешались вопросы о возможности мира или же враждебных действий, намечались предложения или требования, которые предъявлялись соседям, выбирались делегации, которые отправлялись к соседним племенам для передачи им решения племенного совета и собрания членов, племени. Когда такие посланные являлись в соседнее племя, то они часто цвели особые отличительные энаки, особые 'повязки, иногда особые головные уборы. Их принимали по определенному ритуалу. Так, североамерикаяские индейцы на Аляске и побережье Тихого океана посылали своих «представителей для переговоров к соседям с ветвью растения, с «ветвью мира». Подобных посланцев сажали в круг старейшин, давали курить «трубку мира», которая шла вкруговую, и только после этого начинались переговоры. У индейцев существовал обычай, по которому личность посла даже от враждебного племени в момент выполнения им поручения передачи известия или предложения являлась аеприкосновенной. Нанесение какой-либо обиды такому представителю рассматривалось как нарушение обычаев и религиозных обрядов.
Интересно, 'что предложение, приносимое посланным от соседей, сначала обсуждалось на совете старейшин, а затем выносилось на собрание всех членов племени, воинов, что было обычным в условиях военной демократии.
Айалогичаые обычаи описываются и в поэмах Гомера у древних греков. Таким образом в условиях первобытно-об-щинных отношений, развития, а затем и разложения родо-пле-меииого строя и складывания предпосылок для возникновения рабовладельческого общества и государства взаимоотношения между племенами налаживаются по одному типу, что не исключает особенностей в деталях. Если заключался какой-либо договор между, племенами, то его, при отсутствии письменности, твердо заучивали наизусть. Старейшины родов и племен хорошо знали целый ряд пунктов договора с соседними племенами. Заключение договора скреплялось клятвой,
* Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности' я государства, стр. 92. Партийное издательство, 1932.
когда делегаты обеих сторон ^лялнсь в присутствии жрецов соблюдать условия соглашения, а в некоторых случаях заключение договора скреплялось также и своеобразным обычаем «побратимства». Например, при заключении договора о союзе сходились представители двух племен у зажженного костра, где каждый из представителей давал разрезать се^е руку и вливал свою кровь в общую чашу. Здесь ее смешивали, к каждый из присутствующих .отпивал по глотку. С этого момента у договаривавшихся сторон получалось представление, что у членов союзных племен общая юровь, что они имеют общее кровное родство, а в условиях родового строя, когда крово-родственные отношения имели первостепенное значение, соглашение, скрапленное кровью, .считалось особе-ино прочным. Нарушение подобного договора рассматривалось как дейст-•вие, особенно преступное.
' -Таким образом в условиях доклассового общества можнв установить вогникновение межплеменных связей, зарождение и развитие межплеменных отношений.
Вполне естественно, что даздные о первых, собственно междуна-родяых отношеннях следует искать там, где вдер-вые возникает клгссозое общество. Известно, что наиболее древние рабовладельческие общества в мире возникли в области речных долин Восточной Африки, в долине реки Нила в Египте и в Юж-ной Азии, в Двуречье, или Месопотамни в долине рек Тигра и Евфрата, в долине Инда и Ганга (Северная Индия) и в среднем течении долины реки Хуанхе (Центральный Кктай). Именно здесь в VIII тысячелетиях До к. з. на основе социального разложения родо-ятлемен-ного строя и возникли первые рабовладельческие государства. Б Нильской долине и 'в Двуречье их возникновение можно отнести к концу V и 'началу IV тысячелетия до нашей эры. Б Индии и Китае образование классового общества происходит несколько позднее. Б Индии можно установить обраэоваяие первого классового общества в III тысячелетии до нашей эры. Относительно Китая известно, что рабовладельческие центры возникли здесь в конце III .и начале . II тысячелетия до вашей аоы. -
Во всех этах странах образование рабовладельческо-то общества имело некоторые сходные черты. Первоначально е Нильской долине создалось из нескольких мелких племенных союзов два рабовладельческих объединения. Одно из ких было, в верхней, южной, части долины Нила, другое в северной. В южной части Двуречья, в области Шумер, также создался ряд городов-государств. В среднем Двуречье воз-
викло рабовладельческое царство Аккад, а еще севернее Ассирийское государство и государство Мари. В Индии воз-кикло несколько рабовладельческих царств. Наконец, в Китае также не сразу возникло единое Китайское государство.
И здесь первоначально создалось несколько различных рабовладельческих центров, причем эти политические объединения были как в долине реки Хуанхе, так и на юге Китая, в районе современного Кантона и,'наконец, на восточном «то-бережье Китая, на месте современной провинции Фуцзян.
Все эти древние государства находились между собою в постоянных взаимоотношениях, иногда дружественных к мир-вых, но чаще 'враждебных, когда между отдельными из них возникали конфликты и войны, что приводило к возникновению политических союзов и заключению 'различных договоров между теми государствами, интересы которых совпадали.
Таким образом между ранними рабовладельческими государствами возникали белее или менее постоянные связи, и очень рано можно проследить зарождение наряду с другими функциямк государственного аппарата и функцию органа, ведавшего постепенно развивавшимися Бнешнпмн сношениями.
Прослеживая это развитие на примерах отдельных древ-вейших рабовладельческих обществ, возможно выяснить, как и когда эти общества, первоначально жившие замкнуто, впо-еледствик вынуждены были вступить между собою в связь, как постепенно создались три комплекса, три группы рабовладельческих государств: Египта и соседних областей Передней Азии, или то, что мы называем классическим Древ-ким Востоком, группа рабовладельческих государств Дрез-вей Индии и, наконец, рабовладельческие княжества Дальнего Востока, с течением времени слившиеся в единую деспотию Китая. **
Уже в III тысяче.летии до нашей эры египетские цари вы-вуждеяы были вступить в сношения с соседними племенами. В эпоху так называемого Древнего царства (от 32002400 гг. до ». э.) египетские цари предпринимали грабительские походы на Синайский полуостров, а также посылали и мирные экспедиции в соседние области. Например, в эпоху царей VI египетской династии, при царях Пели, или Пиопи 1 и II (XXVI столетие до нашей эры), египетское правительство посылало большие экспедиции на юг, к побережью Красного моря, в страну, которую египтяне называли <кПунт»,.для вывоза сло-вовой кости, закупки рабов-негров и некоторых редких животных, для получения откуда некоторых редких пахучих ра^ стений, иеобходимых при ритуале жертвоприношеяня. Эти эк-
стедидии в страну Пунт яе могут рассматриваться как экспедиции военные, так как египетскими царями было отправлено небольшое количество кораблей и посланды не имели задач покореяня тех страя, куда они ехали. Им было поруче-ио приобрести в этих странах мирным путем необходимые для Египта предметы и продукты. Таким образом это были торгово-дипломатические экспедиции.
Имеются данные о том, что в несколько более позднее время, в период Среднего царства (около 21501710 гг. до и. э.), выделилась особая категория людей, задачей которых было поддержание связей со странами, лежащими вне Египта.
•В руках современной исторической науки находится древ--ний египетский документ, «Наставление Дуау, сына Ахтои, саоему сыну Пиопи». В этом «Наставлении» отец, повидн-мому, сам писец, поучает своего сына, отправляемого на юг для обучения письму, почему он должен хорошо изучить лисьменность: это даст сыну почетное и выгодное положение в египетском обществе. Требуя от сына прилежания. Дуау рассказывает свое»"}' сыну о всех существовавших в ту эпоху профессиях. '
Наряду с прочими Дуау упоминает и о такой должности: «Посланец, отправляясь в чужую страну, делает завещание в пользу детей из боязни львов и азиатов... Когда он уходит, кирпич у него за поясом». Что за «кирпич за поясом»? Это глиняная клинописная таблетка.
Долгое время ученые не представляли себе технику межгосударственных сношений в Древнем Египте. Но в 1887 1888 1Т. египетские крестьяне в развалинах дворца фараона Эхнатова, жившего в XIV в. до нашей эры, в современной деревне Тель-Амарне, открыли погреб, в котором оказалось большое количество клинописных глиняных документов, со-•вершенво таких же. какие находили при раскопках в Двуречье. Первоначально европейские ученые совершил» большую оплошность. Работники Каирского музея не поверили крестьянам, что в Египте можно найти клинописные документы, и '-находка ве была куплена музеем. Поэтому она была распродана кое-как, и часть документов погибла. Их было до 800 таблеток. Лишь впоследствии ученые разных стран стали собирать эти документы. С большим трудом удалось собрать приблизительно 360 таблеток, часть которых в настоящее время находится в лондонском Британском музее, Чикагском музее и Лувре. Ряд документов из Тель-Амарны собран в Государственном Эрмитаже и в Московском музее изобразительных искусств имени Пушкина. Коглг некоторые из этих документов были прочитаны, то оказалось, что это
была подлинная дипломатическая переписка. Клинописные письма, найденные в Тель-Амарне, могут быть сравнены с теми 'международными документами, которые называются сейчас французским термином нота. «Нот» по-французски «заметка», «записка». Оказалось, что ъ архиве египетского царя хранились письма, присланные •египетскому правительству от правителей Митанни, а также от царей Двуречья, острова Кипра, Сирии и финикийских городов. На некоторых из этих документов,, написанных клинописью, найдены даже пометки красной краской, их сделали египетские писцы, от. мечавшие для облегчения перевода с азиатских языков концы фраз красной краткой. Это объясняет вышеприведенное место из египетского документа, почему посланец, уходящий за пределы страны, имел «кирпич за поясом». В международных отношениях египтяне пользовались клинописью, которая была международным видом письменности. Можно, следовательно, сказать, что в XVXIV вв. до нашей эры дляяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяялялся язык Аккада или Древней Вавилонии, «а Котором говорили жители Вавилона. Подобное упо-поеблеяие вавилонского языка объяснялось тем, что Вавилон был крупным торговым центром, привлекавшим купцов из различных стран л посылавшим товары в Малую Азию, Сирию, Аравию и Иран.
Таким образом оказывается, что в Древнем Египте уже во II тысячелетии до н. э. существовала специальная профессия людей, которые ездили -за границу, поддерживая связь с соседними государствами. Для международных связей египтяне употребляли не свой родной, а иностранный язык, «которому учились соответствующие писцы, являвшиеся специалистами по «сношениям с заграницей, с другими обществами и их правителями.
О посылке египетских посланцев в Азию в эпох> Среднего царства упоминается в рассказе о бегстве египет. ского вельможи Синухета в Сирию. Повествуя потомству & своем пребывании у одного из сирийских царьков, Синухет сообщает, что царь страны Ретеяу (Средняя Сирия) говорил ему: <:Тебе у меня будет хорошо ты услышишь египетскую речь... Это он сказал мне, ибо знал, кто я, и слышал о моих способностях ему заовидетельствовали об этом египтяне. находившиеся там у него». Далее Синухет сообщает, что. сделавшись правителем страны, он помогал египетским послам: <я1осол отправлявшийся на север пли на юг, ко двору, останавливался у меня».
За оказанные египетским предста1вителям услуги египет--ский царь предложил Сннухету вернуться на родину. Имели место и дипломатические переговоры перед откры--
та^м военных действий. Тах, в XVI в. до н. э. обострилась борьба между южным египетским царством и вторгшимися в Египет гиксосами. Царь гиксосов послал кате^Ьрическое и невыполнимое требование египетскому правителю Фив, провоцируя военный конфликт. Так, в данном случае впервые в истории встречается хотя и в простейшей форме так называемый «ультиматум», т. е. решительное требование, которое нападающий посылает соседнему государству, а отказ выпол-йнть его влечет за собою начало военных действий.
Вполне естественно, что международные отношения Египта с ввешним миром особенно интенсивно стали развиваться тогда, когда египтяне, изгдав завоевателейгиксосов, начали свои большие завоевательные походы в Азии (XVI в. до н. э.). В XVXIII вв. до н. э., как можно судить йо упоминавшейся выше переписке, найденной в развалинах царского дворца Тель-Амарны, относящейся к XVXIV вв., Египет был в постоянных сношениях с Сирией, Палестиной, Малой Азией, Кипром, Вавилоном и Асанри-ей. В это Бремя все страны Передней Азии находились в тесной связи между собою и в этот круг взаимоотношений был втянут также к остров Крит. Постоянный обмен послами, дипломатическая иереписка, то уста.кавливающая мирные отношения, то ставящая своей целью всевозможные комбинации союзов, характерны для этого отдалбнлого периода. В эту эпоху на восточном побережье Средиземного моря создалась такая си-ттема рабовладельческих государатв, какую обыкновеяно принято называть в международных отношениях скоицергом государств», при наличии постоянной взаимной связи между »ими.
*•=•• &
Однако для лучшего изучения международных отношений периода, описаиного в письмах, найденных в развалинах царского дворца Тель-Амарны, необходимо также обратить таимание и на государства, сложившиеся к этому времени в долине Тигра и Евфрата. Здесь дипломатические . связи между различными объединениями рабовладельческих обществ были развиты сильнее, чем это было в древнем Египте. В Двуречье редко случалось, чтобы вся страна, вся область от моря и до гор Тавра была надолго объединен^ в одно политическое целое: там то возникали крупные политические сбъединеняя, то вновь раопада.тась иа мелкие государства, которые вели ожесточенную борьбу между собою.
При раскопках в 19321937 гг. старинного городского центра Двуречья Мари был найден царский архив, с^вде-тельствующий об очень сложном характере борьбы между
разлитаыми государствами. Двуречья в отдельные моменты пстории этой борьбы. Особенно большого напряжения политическая жизнь в Двуречье достигла при известном вавилонском царе Хаммурапи, правившем в 17921750 гг. до вашей эры. Продолжительное царствование Хаммурапи долгое время было известно только на основе его писем к своим наместникам да по знаменитому кодексу законов. В 1930-х годах. после новых раскопок, произведенных французскими археологами на Среднем Евфрате, на развалинах города Мари, выяснилось, что Хаммурапи был не только замечательным законодателем к администратором, но также и выдающимся дипломатом. Хаммурапи, как выяснено на основе данных архива города Мари, за время своего царствования разрешил сложнейшую внешнеполитическую задачу: из раздробленных княжеств Двуречья он создал единую, крупную рабовладельческую державу с центром в Вавилоне. Этого успеха он достиг в результате умелого ведения внешней политики.
Когда Хаммурапи ветрил на престол своего государство Заджлона, на ю"е Двуречья господствовали цари Элама, а ста.5ленник царя Элама царь города Ларсы владел большей частью Шумера. На северо-восток ют Вавилона был враждебный Вавклону город Ашнуннак, еш<- далее на север нахо-- вилось сильное Ассирийское княжество н, наконец, на севг-оо-заладе старинное царство Мари.
Б начале своего правления Хаммурапи был лишь -одним из 5 конкурентов в борьбе за первенство в Двуречье. Хамму-рапн был далеко ке самым сильным правителем в Двуречье. Гораздо сильнее его был правитель города Ларсы Римсин и очень сильным считался государь 'АшнуннакаШальсурадан.
Чтобы протазостоять таким мощным противникам, Хамм\-ог^к со своим западных соседок царем Мари заключил союзный договор и, опираясь на союз с Марн, первый удар нанес враждебному государств), расположенному на востоке, городу Ашкуннак. Это было на 30-м году царст-всзаиия Хаммурапи, т. е. в 1762 году до н. э.
Разбив своего восточного противника, Хаммурапи, судя по документам, не обессилил его до крайности, а ограничился тем, что ослабил его и поставил в зависимость от себя. На первых порах Хаммурапи считал, что это является достаточным. Обеапечивши себя с тыла союзом н поддержкой, Хаммурапи качикает готовиться к удару против соседей на юге. В этот момент в Ассирии у власти ста.1 новый правитель, который аидед во внешней политике Хаммурапи опасность для своего государства и пытался договориться с правителем Мари, дабы отвлечь его от союза с Хаммурапи и привлечь на свою сторону. Но Хаммурапи сумел удержать Марн в союзе с собою.
указывая ему на угрозу иападения со стороны Ассирии. В ре' зультате Мари сохранил союз с Хаммурапи, тыл Вавилона, следовательно, был защищен, и «а 31-м году своего царствования {т.е. в 1761 году до н.э.) Ха^мураян наноситжестокий удар всеми сила м»своему южному противнику. Город Ларса, столица врага, взята. Государство царя Римсииа разгромлено. После этого ничего не известно о судьбе самого даря. Он яли погиб или бежал. Таким образом весь юг был закреплен за Хаммурапи. Лишь вслед за этим Хаммурапи вновь обратил свое внимание на север и нанес поражение Ассирии. Однако царь Мари испугался возросшего могущества своего союзника и попытался перейти на сторону его врагов, чтобы ограничить влияние вавилонского правителя. Но было уже поздно. На 33-м году своего царствования, .в 1759 году до я. э„ Хаммурапи предпринял поход против своего бывшего союзника я поставил его в подчиненное от себя положение. Но и после этого царь города Мари Зиири-лим не успокоился и вновь пытался организовать союз с Ассирией. На этот раз, уже на 35-м году царствования Хакму-радти, т. е. в 1757 году до н. э., силы царя Мари бцли разгромлены, а оам город раэрушел. Развалины Мари только около 1510 лет тому назад были откопаны фраицузокимв археологами. Среди груды камней был найден царский архив, а также вся дипломатическая переписка того вреиенл, откула н сделались известны все эти под1ро6ности.
В последующее время Хаммурапи, разбив противнихов на западе, севере и юге, 'мог свести свои счеты с первым врагом, соседом на востоке. Окончательно разгромив Ашнуннах и затем вытеснив эламитов из Двуречья, он оставил своим наследникам сильную державу, охватывавшую почти воо долину Тигра н Евфрата.
Что характерно в дипломатической деятельности Хаыл^-рапи? Большая осторожность, чувство -меры. Он бьет своего противника, «о ограничивается умеренными уровнями для начала и только, выбрав выгодный момент, доводит дело до .конца, до портного подтанедия противника. Хаммурапи ста--рается не допускать против себя объедийения нескольких врагов. Умений ждать, умеренность при первичных успехах, умение не зарываться, трезвая оценка обстановки и своих сил, а также и сил возможных врагов все это «при иалн-чии достаточных внутренних ресурсов и военных сил и было причиной того, что Хаммурапи под конец своей жизни оказался победителем, объединил все Двуречье под своей властью вокруг города Вавилона, явившись тем с^мым создателем крупного Древне-Вавилонского царства. При преемниках Хаммурапи Вавилонское царство теряет
свое политическое могущество, столь искусно созданное Хаммурапи. Внутренние противоречия и набеги соседних стран приводят к тому, что государство, созданное Хаммурапи, делается добычей горных племен каоситов в тот же период, колда Египет захватывают гиксосы. И когда египтяне XVI века до иашей эры, вытеснив гиксосов из своей страны, стали совершать походы в Сирию, то уже не было единого сильного Вавилонского царства. В Вавилоне сидели кассит-ские князья. Двуречье было разбито на ряд фабовладельче-ских государств. На севере Сирии находилось объединение племен хеттов. На севере Месопотамии было царство Мита-ниц, враждовавшее с Ассирией, с-хеттами и с Вавилонским царством. Сама Сирия представляла ряд небольших рабовладельческих княжеств, которые египетские цари относительно легко поставили от себя в зависимость.
»« «
Почему Египет стремился овладеть Сирией? Почему Сирия на протяжении всей истории Древнего Востока является той областью, из-за которой происходят наиболее частые конфликты между Египтом и Вавилоном, Египтом и Ассирией; Египтом и хеттами, между хеттами и Ассирией? Через Сирию проходили торговые пути из Двуречья к Средиземному морю. Кроме того, Сирия была не только районом, где скрещивались торговые пути из Малой Азии в Вавилон, из Двуречья к морю, из Египта на восток. Сирия была еще страной, обладавшей ценным сырьем строевым лесом; ливанские кедры строевой лес, который был одинаково нужен и Египту, где не было своего строевого леса, и Вавилону и, наконец, жителям малоазиатского плоскогорья хеттам. Погоня за ценнейшим лесным материалом и стремление овладеть торговыми путями и приводили к тому, что именно из-за Сирии велись наиболее жестокие войны между рабовлаДель-дескими государствами Древнего Востока. Первым властителем Сирии из крупных рабовладельческих государств был Египет, который при XVIII династии (XVXIV вв. до а. э.) захватил всю Сирию. Цари этого большого государства установили тесную связь с соседями. Архив в Тель-Амарне показывает, что египтяне вели оживленную переписку и постоянно обменивались послами с царями сирийских городов, с царями Митанни, с вавилонскими правителями. Так, например, вавилонский царь писал в Египет:
«Царю египетскому, моему брату, Кадашман-Харбе, царь Кардуниаша (название Вавилона), твой брат. Привет твоему доку, твоим женам, всей твоей стране, твоим колесницам, твоим коням, твоим вельможам, всем большой привет». Да-
лее вавилонский правитель излагает суть дела. Оказывается, что вавилонский караван, яаправлявшийся в Египет, был разгромлен по дороге, и вави.тояский царь посылает египетскому царю ттротест: на каком основании египетский царь ие 'выстг-вил караульных постов и дал разграбить караван? Кроме того, египетский царь осмелился принять посольство из Асск-рии, которое явилось в Египет без согласия вавилонского царя, и послы ассириян, враждовавших с Вавилоном, говорили о союзе с царем Египта. Кадашман-Харбе с обидой напоминает, что, когда к его отцу приходили посланцы из области, находившейся под влиянием Египта, он отказывался говорить с кими. А египетский царь нарушил этот обычай, и поэтому Хадапшан^Харбе протестовал против того, что царь Египта принимал ассирийских послов. Таким образом, перед нами дипломатическая переписка, в которой отражена борьба зг сферы влияния в областях Переднего Востока.'
Другие письма посвящены вопросу заключения брака между вавилонским царем и одной из египетских принцесс. Вавилонские царевны 'находятся в гареме египетского царя, и вавилонский царь требует, чтобы и ему прислали невесту н$ Египта. Ему нужно, для поддержания престижа в глазах подданных, показать, что он состоит в родстве с могущественным египетским царем. Видя, что египетский правитель не пошел навстречу этому желанию и не прислал свою дочь, вавилонский царь писал в Египет: если царь не может прислать свою дочь, то пусть пришлет египтянку и скажет, что она царская дочь. Вавилонскому царю важно установить родственную связь с Египтом, получить известную дипломатическую поддержку, потому что брак с представителышцей египетского царского дома и был бы такой авторитетной поддержкой в глазах окружающих князей. Кроме писем посылались и подарки. Послы дружественных Египту держав привозили подарки и в свою очередь ждали ответных подарков. Они хотели получить богатые подарки, так как Египет считался страной, богатой золотом. Вавилонские цари и царв Митанни заканчивали письма в Египет трафаретным окончанием: «Что касается золота, шли мне золото, много золота, шли его до прибытия посольства. Посылай его как можно скорей, в эту жатву».
Не менее характерно и др\гое письмо Кадашман-Харбе: «Итак, пусть брат моц, египетский царь, пришлет мне золоте в таком большом количестве, которого нельзя было бы н исчислить. Ведь в стране брата моего много золота, столько же, сколько и земли. Боги да устроят так, чтобы его было еще больше в десять раз». В ответ на это египетский царь послал драгоценные камни, медь, но просьбы из Двуречья о
золоте становились все настойчивее. И Египту приходилось посылать золото в тех случаях, когда необходимо было удержать союзников. Тель-амарнская переписка содержит письма, посвященные вопросам и иного рода. Так, например, в письмах мелкие властители городов Финикии, которые находились в зависимости от Египта, доносили египетскому царю об интригах хеттских правителей, стремившихся укрепить свое влияние в Сирии.
К концу XV века до н. э. международное положения Египта резко ухудшилось. В самом Египте шла жестокая внутренняя борьба. Царь Эхнатон занят был религиозной реформой, вел решительную борьбу со старым жречеством сторонниками культа бога Амона. Эхнатону 'было не до внешней политики, и Египту пришлось постепенно оставить Сирию. Последняя стала предметом интриг соседних государств. Однако некоторые князьки н царьки Сирии в силу ряда обстоятельств еще искали поддержки у Египта. Та'к, страдав-ший от притеснений со стороны города Сидона и потому ориентировавшийся кг Египет, царек города Тира посылал в Египет отчаянные письма.
«Царю, моему господину, моим богам, моему солнцу. Абимилк, твой слуга. Семь и еще семь раз падаю я к ногак моего господина. Я прах под сандалиями царя, моего господина. Мой господин солнце, выходящее ежедневно над странами по предписанию бога солнца, его отца милостивого. который оживляет своим радостным словам при восходе и который успокаивает все страны при закате, который дает греметь на небе своему голосу так, что вся земля трепещет пред его громом. И вот слуга пишет своему господину. На груди и на спине ношу я 'слово царя, моего господина. Кто не принимает слово своего господина, потеряна страна того, потерян его дом, уничтожено его имя в целой стране. А кто слушаетсяблагоденствует того город, благоденствует и страна, имя его пребывает во веки. Ты'солнце, восходящее надо мною, и стена медная, защищающая меня. Я говорю моему солнцу: «Всегда хотел бы я видеть лицо царя, ^оего господина. Я защищаю город Тир, великий город, для царя, моего господина, пока не выйдет могучая рука царя ко мне, чтобы дать мне воду для питья и до-ова, чтобы согреть меня. Зимрида, царь Скдона, пересылается ежедневно с бунтовщиком Азипу, сыном Абдаширты, относительно всего, что он узнает из Египта. А потому я пишу царю, моему господину; хорошо, чтобы он знал об этом».
После гтого вчень важного сообщения об интригах, которые ведет царь Сидона против власти египетского царя, Абимилк писал вновь:
«Весьма хотел бы я видеть лицо царя, моего господина, ^ао «е могу освободиться из рук Зимриды сидонснюго. Лишь только услышит он, что я собираюсь ко двору, ^начинает против меня враждебные действия. Да^даст мне царь 20 человек защищать город даря, моего господина. Тогда я пойду к нему, созерцать лицо его. Да анает царь, что мы заперты со стороны земли, что у нас нет «и -воды, я*й дров. Я послал Илумилки в качестве вестника к царю. Царь написал нам:
-«Что ты услышишь из земли Ханаанской, сообщай мне». И вот царь Дануны умер, его брат сделался царем после него, в его земле спокойно. И да знает -царь: Угарит, царский за-~й1ок, пожрал отонь наполовину. Хеттов там нет. Итаками завял Кадеш, а Азиру начал вражду с Нахарикой. Я узнал о преступлении Зимриды, что он собрал корабли и людей из городов Азиру против меня. Да обратит царь лицо свое на своего раба и выступит в помощь ему».
Таково было содержание этого 'письма настоящее дипломатической депеши, сообщения о политической ситуации в Сирии, о действиях отдельных ее правителей.
Таким образом 360 писем .из Тель-Амаряь^ дают богатый материал для характеристики всей международной ситуация, которая была в Передней Азии в XIV веке. Господство Египта снлыю поколеблено, чувствовалось усиление интриг хеттов в Севервюй Сирин. Мелкие тар^вители Сирии, ориентировавшиеся -ва Египет, умюляли египетского царя о помощи. Другие правители понимали, что Египет слабеет, и начинали ориентироваться в сторону хеттского правителя.
Действительно, вскоре (во 2-й половине XIV в. до и. э.) хетты, воопользовавшиеся вяутреиним ослаблением Египта, замяли всю Сирию и на целое столетие установили там свое госиодство.
В настоящее время, на 'основе даяных архива хеттских царей, известно, что, пользуясь внутренней борьбой в Египте, хетты пытались даже организовать вмешательство и во ' внутреяняе дела Египта. Хеттский царь Суппилулиума, ум-яый, далыкхвидный политик, дослал одного из царевичей в качестве женяха дочери египетского царя, а когда царевич 'был убит, отобрал под предлогом мще-ни-я все «владения егип- : т»н в Сирии и Палестине.
В XIII в. до н. э. египетские цари пытались отбить у хет- ' тоэ Сирию обратно. Начались жестокие войны между Егил-^ том я Хеттским государством. При царе Рамзесе II эти вой- ^
-ны продолжались йесколько десятков лет, а затем оба противника, и Египет <я Хеттское государство, заключили мир. Почему? Потому что в Северном Двуречье усиливалась
-Ассирия и хетты, наступая не юг, имели на фланге у себя
врага. Египет также опасался усиления Ассирии. Поэтому в 1278 году до н. э. между египетским царем Рамзесом II и хеттским царем Х^тушилем был заключен мирный договор. Этот документ интересен с точки эрейия 'международных отношений потому, что э т о п е рвыйнзвес тн ы и в мир о-•в о и истории письменный договор, сохранившийся донашего времени. Он сохранился в двух редакциях, и в египетской, и в хеттской. Этот договор начинается с перечня титулов египетского царя и титулов хет-ского царя, а также ссылок на договоры, ранее существовавшие между хеттскими вдарями и Египтом. Затем уже шли статьи самого договора. Его содержание таково: вочлервы-х, это был договор о мире египетский и хеттский цари обязываются прекратить враждебные действия, быть в мире между собою. Это) первый и главный пункт договора. Затем в договоре говорится о союзе между Египтом и Хеттским государством. Третьей статьей этого договора обе договаривающиеся стороны обязываются выдавать друг -другу 'перебежчиков про-тивио-й стороны. Таки-м 'образом, если от хеттокО^о царя убегали какие-либо политические эмигранты или рабы 'в Бгивпет, то египетские цари обязывались их вернуть на территорию хеттского царя. В свою очередь, хеттский царь обязывался беглецов иэ Египта возвращать под власть египетского царя. Наконец, обе стороны, хеттский царь и египетский царь, договорились о совместной защите против третьей державы, •именно против Ассирии.
Этот договор между Египтом и Хеттским государством представляет большой интерес для всех изучающих историю международных отношений. Несколько позже этот договор был подкреплен династическим браком. Когда у Рамзеса умерла его главная жена, хеттский царь согласился выдать свою дочь за Рамзеса II и сам приехал на их бракосочетание. Следовательно, здесь мы видим первое исторически засвидетельствованное свидание двух правителей.
Вообще же на протяжении всей древности и всего средневековья, в условиях, когда у власти стояли либо восточные деспоты, либо цари и разного рода правители, установление родства между ведущими политическими деятелями путем брачных союзов считалось одной из форм союзных международных отношений. Пережитки этих отношений можно •наблюдать в истории XIX века и даже XX века. Браки между представителями царствующих домов представляли собою форму сближения правящих групп одной страны с правящей группой другой. -
Международная обстановка на Переднем Востоке несмот-ря на заключение этих договоров, очень скоро изменилась
В последней четверти XIII в. до н. э., несмотря на союз с Египтом, Хеттское царство, подвергнувшись нападекию племен с севера и северо-запада, было 'разгромлено. Египет •подвергся нападению ливийцев^ кочевых племен, вышедших из западных пустынь, а также приморских народов. И Египет и Хеттская дер'жава .вскоре потеряли свое ведущее политиче-окое положение.
Паден,ие политиче-ского авторитета Епстта среди правителей Сиркк и остр-ов^К^шра 'в XI в. до н. э.ярко отражея-о «в сохранившемся до нашего времени отчете егапетског-о посла Уну-Ашона, послаяаого в Финикию и на остров Кипр •фиван-ским царем жрецом Херихором. Сотласио рассказу Уну-Ашона, в от^ет на (просьбу 'о выдаче кедрового леса он получил от одного из финикийских царьков отказ и заявление: «Я «са"м по себе, я не слуга тво'й, к-и пославшего т&б'я...».
С конца XIII и особенно с середины XII века до н. э. «2 первое место среди восточных государств начала выдвигаться 'новая рабовладельческая дер^жава, против которой блокировались хетты и Епшет, Ассирия. Политическое могущество Ассирии создалось не сразу. Ведущей державой на Востоке Ассирия становится лишь в период между IX и VII веком до нашей эры. В VIII веке до нашей эры Ассирия, подчинившая себе Вавилон, захватившая торговые пути в Северной Сирии, проходпБШие к восточной части Малой Ази», и временно даже завоевавшая Северный 'Египет, превращается' в мощную мировую дер-жаву. Ассирийские правители б&лй жесткую- захватническую полити-кув интересах небольшого господствующего слоя крупных рабовладельцев, опираясь ка превосход-•ныевоед-ные склы одной из лучших арм-ии древности. Но уоле-хи Асскрииязилпсь не только результатом применения лучшей технически оснащенной н снаряженной' армии, зладевшей железных оружием, что было глазным, но и тем, что ассирийские правители умели сочететь прйменанне вооруженной силы с удачным ведением переговоров с соседями. Они имели а . с^оем распоряжекин хорошо развитый осведомительный аппарат, который позволял им учитывать все, что делается в соседних странах. В настоящее время з развалинах одного из дворцов ассирийских царей найдено довольно большое ко-. личество документов, содержащих сообщения ассирийских агентов из разных стран. Это была разветвленная агентура наблюдателей. В ряде случаев ассирийские агенты выступали одновременно б роди дипломатов 1? шпионов. 'Известно, что^ к в современной политической жизни дипломатические представители буржуазных стран комбинируют два рода дея-
тельности деятельность официальных представителей со шпионской, диверсионной работой.
Впервые же в истории международных отношен-ий подоб- -йый «комплекс» в работе дипломатических поганцев царя гласной деятельности «и, связанной с собкраннем сведений, 'негласной, ведение прозокационной работы, вмешательство к чужие дела, поддержка ттолитикт! тех лиц, которые дейст-' вовали в интересах Ассирии, возбуждение в соседних государствах внутрен-ней борьбы, организация заговоров, натра-в-ли-ва^ие одной группы рабовладельцев в соседних странах *на другую с тем, чтобы ослабить сопротивляемость ассирийско-
•му завоевателю, встречается у асснряяя. Ассирийские посланцы - шпионы засылались в государство
• Урарту, с которых Асюирпя вела частые войны. Такие же ' ассирийские представители бывали и на юго-заладе в Сирин и, нако-кец, в Вавклоне. Пример деятельности одного из таких представителей дает содержание донесения некоего Белиб-нк. Он действовал по поручению ассирийского царя Ашурбанйпала в Эл'аме в момент напряженной борьбы эламского населения против владычества Асс'ирни. Белибни должен был обрабатывать там обшествеяное мяекие в пользу ассирийского царя Ашурба-нипала. В письме к царю он давал сведения о проводимой им работе:
«Царю царей, моему повелителю, твой раб Бели^ни. Но-
•вости из Элама: Уммалхалдаш, прежний царь, который бежал, затем вернуло", захватил престол и, подняв восстание, иокк-кул город Мадакту. Захватив мать, же^у, детей и всю свою челядь, он перешел реку Улан в южном каправлекии. Он подступил к городу Талах, его военачальники Уммакши-бар, Ундаду п,все его союзники идут к городу Шухарисул-тур. Они говорят, что камере'ны поселиться между Хуха-ном к
•Хайдалу. Вся 'страны, вследствие прибытия войск царя царей, '•моего повелителя, объята великим страхом. Злам как бы поражен чумой. Когда они увидали столь великие бедствия, они впали в ужас. Когда они пришли сюда, вся страна отвернулась от Ю1Х. Все племена Таххашаруа и Шаллу^еа .находятся в состоянии мятежа. Уммалхалдаш вернулся в Мадакту к, . собрав своих друзей, упрекал их такими словами «Разве я 'не говорил вам, прежде чем я оставил город, что желаю извозить Набу-Бел-Шу^атг, которого я должен был выдать царю Ассирии, чтобы ок не посылал поотиз 'нас своих войск? Разве вы не уразумели моих ялов? Вы-свидетели сказакного». Аналогично сообщение и друг^о ассирийского агента. Щарю царей, моему повелителю, твой рзб Упахир-Бел. ^Да будет здрав царь. Да пребывают в добром состоянии его
семья и его крепости. Пусть сердце царя преисполнится радостью.
Я отправил особого уэтолномоченного собрать все новости, которые касаются Арама (Армении). Он уже вернулся и сообщил следующее. Враждебно к нам настроенные люди в настоящее время собрались в городе Харда. Они внимательно следят за всем происходящим. Во всех городах до "самой Туруишии стояг-вооруженные отряды. Пусть мой господин дозволит прислать вооруженный отряд и разрешит мне занять город Шурубу во <время жатвы».
Как видно из этого письма, посланец царя имел свою собственную агентуру, посылал своих людей, а затем просил прислать в его раопоряжение вооружеяную силу, чтобы «выступить для захвата власти.
Чрезвычайно интересны данные о том, как ассирияне обеспечивши себе столитический успех в Сирии в IX в. до н. э. Когда «в 854 <г. до н. э. ассиржгский царь Салманассар начал зазоезательный поход в Сирию, то, пасенные горьким опь:-то\!, сирийские правители, цари Тира, Израиля, другие цари Сприк и Палестины объединили свои силы. Около города Каркар ассирийский царь встретился с союзными войска;ии Салманассар пнигет, что он победил и после этого вернулся до^ой, но в Библии сообщается, что союзники разбили ассирийские войска и одержали победу. Перед ассирийцами встала задача расколоть враждебный союз. С этой целою ассиоийский царь установил связь с недовольньши элементами Израильского царства, и через несколько лет в Израиле 'произошел государственный переворот. Один 413 военачалони-1.оз, Иегу, свергнул царствовавшую до тото враждебную Ассирии династию. Сам старый парь умер от ранения во вр?-мя битвы, дети его были убиты. Затем, по сообщению Библии. Иегу, ориентировавшийся на Ассирию, ставший царз-м Израиля, шелается дротом царя .асоирийското. О характере этой дружбы свидетельствует ассирийский документ. На одном из памятников Салманассара сохранился рисунок, изображающий 'Салманассара с его {приближенными, а перед иим коленолрек.тонеян\^ю фигуру. Сцену поясияет «краткая, но до-, статочно выразительная надпись о «дружбе» царя Ассирии и даря израильского: «Иегу, царь Израиля, поцеловал землю у ног моих и вымел прах своей бородой».
Таким образом Иегу был не другом, а ставленником ассирийского царя. Чувствуя слабость у .себя на родине, оя ориентировался на Ассирию. Благодаря этому союзу Ассирии и Израиля другие сирийские госздарства были разбиты, я Ассирия установила свое госяодствс в Си"рии. Что же, таким образом, характерно для асслрийской по-
литики? Стремление рассорить соседние между собою государства, стремление привести к власти у-соседей людей, ко-торьге ориентировались бы на Ассирию и которые стремились бы предать интересы своих областей, княжеств и государств ради своих личных интересов, отоставить дело так, чтобы пр'а-вители этих княжеств нуждались в поддержке ассирийских царей, и, конечно, за эту (поддержку получали бы полную возможность зверски собирать «дань, ограблять население сво^х городов и стран, подчиняя их ассирийскому игу. Кбгда почвз была достаточно подго-щвлен-а, тогда ассирийские пра: вители выступали отмыто, как завоеватели, ягодчиняя себе разрозненных и ослабленных 'соседей _?и уничтожая их государственную. независимость.
Но бывали случаи, когда грабеж ассирийского захватчика приводил к союзу, настолько сильному, что ассирийские цари вынуждены были отступать. В VII веке до нашей эры, после того как ассирийцы подчинили себе Сирию и Вавилон и даже распространили 'свое господство на Северный Египет, в Вавилоне вспыхнуло отчаянное восстание. Ассирийский царь Ашурбашшал управлял своим государством, а в Вавилоне сидел его сводный бр«ат, сын другой жены его отца. Этот ассп-рнйский царевич, Ша-машшумукин, заключил договор с царем Элама и яод влиянием вавилонского общества объявил об отпадении Вавилона от Ассирии. В ответ на это царь Ашур-банипал, предпринимая новый захватнический лоход на Вавилон, стремился прежде всего морально подорвать положение Шамашшумукина. Ассирийский царь посылал послов к жителям Вавилона, пытаясь воздействовать на них убеждение-м, заверяя, что ассирияне не имеют никаких жестоких намерений относительно жителей Вавилона, при у словил, если жители Вавилона откажутся поддерживать его соперника брата.
«Вы знаете, что вся страна разрушена железными (мечами Ашура п моими богами, выжжена огнем, вытоптана копытами животных и ловержена ниц перед моим лицом. Вы должны захватить всех мятежников, которые ищут ныне спасения в бегстве. Подобно человеку, который у дверей просеивает зерна, вы должны отделить его от всего народа. Вам надлежит занять указанные вам места. Конечно, он изменит теперь свой план побега. Вы не должгны никому позволять выходить из ворот 'города без тщательного обыска Он не должен уйти отсюда. Если же он каким-либо путем ускользнет через "лазейку, то тот, кто позволит ему это сделать, будет строго мною наказан со всем своим потомством. Тот же, кто захватит его и доставит ко мне, живым или мертвыъ, получит большую награду. И повелю бросить его на весы, определю его вес л доставившему его мне уплачу ^зличестзо серебра,
равное этому весу. Прочь всякую медлительность п колебания. Прочь! Я уже писал вам -об этом. Вам дано строгое повеление. Следите, чтобы связали его, прежде чем он уйдет из города».
Таков образец ассирийской агитации, которая сочетала угрозы с попыткой подкупить вавилонян, объявив награду за поимку Шамапштумукина. Таким путем Ашурба-нипал хотел посеять раздор между жителями Вавилона и своим конкурентом-братом, подрывая его положение с тем, чтобы потом снова подчинить себе Вавилон. В дальнейшем, когда ассирийский царь овладеют Вавилоном, он, несмотря на свои обещания, предал город полному разгрому, пожару и разорению. Таким образом эта прокламация, эти обещания пощадить Вавилон бь^и со стороны ассирийского царя лишь маневром, чтобы подавить сопротнвле.нне вавилонской армии.
Таковы были значение и роль ассирийской службы внешних связей, благоприятствовавшей политике захватов ассирийской деспотии.
Организуя нападение на соседей Египет, Вавилон, Хеттское государство н Урарту, ассирийские цари «в зн-ачител^-лой степени пользоЕались также и услугам^ своей агентуры. Они старались не допустить образования против себя союза государств, или же, как говорят б настоящее время, употребляя латинское слово, коалиции. Коалиция союз, объедин-еняе нескольких государств против какой-нибудь одной державы.
Все же в "конце VI! века ассирийским правителям не удалось предотвратить объединения враждеблых Ассирии древне-восточных государств Вавилона и Л1и^и1:, под ударами которых Ассирийск:^ держава, претекдо^авшая на господство над всем кулоТ}ркым миром Передве^ Азии, рухнула, н ее территория была поделена межд^ победителями. Это^роп-зошло е 605 роду до и. э.
: :•
Катастрофический конец Ассирии дал толчок к новой вспышке политической борьбы в древне-восточном мире. Вполне естественно, что вопрос о разделе территории большого Ассирийского государства сразу должен 'был вызвать соперничество между государства^п, которые одолели Ассирию. В данном случае перед нами наглядный пример международных отношений, когда разгром одной преобладающей державы послужил исходных! пунктом для конфликта между победителями. Что же получилось? Вавилонский царь НануходоБОсор, захватив Сирию, входившую в состав Ассиоииской державы, стремился пронти к Средиземному морю, так как интересы
91
вавилонской торговли настойчиво требовали от вавилонского правительства захвата морских портов на восточном побережье Средиземного моря. Но на Сирию претендовал и Египет, освободившийся от А-ссирии. Движение Вавилона на запад, ^ морю, встретилось с движением Египта с юга на север, стремившегося захватить богатые сирийские области.
Таким образом, вслед за разгромом Ассирпи сразу же произошло столкновение между победителями Вавилоном и Египтом. Победа осталась за Вавклоном. Вавилонский царь Навуходоносор разбил египетские войска на берегу Евфрата н подчинил Сирию своему влиянию.
Эта победа очень тяжело отозвалась на маленьком Иудейском государстве, которое оказалось между двух огней. Иудейское правительство в Иерусалиме должно было несколько раз менять свою политическую ориентацию. В Биб-лки сохранились очень интересные высказывания иудейских жрецов об этом. Решался вопрос об орпентацик. Что же было делать маленькой Иудее? Брать лн ей линию на поддержание связи с Египтом 'или же, наоборот, считаться с более отдаленным, но в тот момент более сильным государством Навуходоносора, государством Ново-Вавилонским?
Угрозы завоевания со стороны Ьавилока б^ла очень реальна, и это обстоятельство, затоагивавшее интересы господствовавших слоев иудепского жречества 1" местной рабовладельческою знати, определило в общем направление политики иудейского правительства, безоговорочно связавшего свою судьбу с Египтом. Несмотря на указания некоторых жрецов и так называемого пророка Перемни, выстлавшего против союза Иуден с Египтом, отмечавшего, что «Египет это трость надломленная, кто обопрется на нее, тому она воьдет в руку», иудейское правительство пошло на союз с Египтом, в результате чего последовало новое появление вазклонских вонск и гибель Иудейского царства как самостоятельной политической единицы.
В то же самое время, когда решался спор Вазнлона с Бгиптом из-за С-и-рни, прибрежных порто'3, путей сообщения п богатств Сирийской области, Навуходсносор помнил и о но-^ой опасности. Ведь на восторг от Вазилона, в Иране, создалась сильная держава Мидия, которая объединила под •своей властью иранские племена.
В 586 г. до н. э. мидяне разгромили государство Урарту и даже пытались завоевать всю Малую Азию. Мидия нависала над Вавилоном, ее границы с севера и северо-востока вплот-йую подошли к Вавилонскому царству. Под влиянием этих добытки дальновидный политик Навуходоносор не только прекратил свою враждебную политику в отношении Египта,
но стал стремиться примириться с Египтом. Кроме того он всячески стремился предотвратить преждевременное столкновение Вавилона с Мидией, считая его опасным для себя. На-вуходоносор пытался установить с Мидией самые лучшие отношения. Он женился на дочери мидийского царя. Для того ччобы укрепить связи с представителями руководящих классов Мидии, для своей жены в Вавилоне Навуходоносор разбил роскошные парки, так называемые «висячие сады», с тем, чтобы показать свое внимание к близкому родственнику мидийскому царю. В то же время, прекратив всякую вражду с Египтом, он делал все для того, чтобы 'не только не увели-^ чивать пропасть между Вавилоном и Египтом, но и обеспечить себе тыл на случай столкновения с Мидией.
К концу правления Навуходоносора отношения между египетским царем -и Навуходоносором становятся из враждебных дружественными и даже союзными.
Этому способствовала политика и нового египетского ларя Яхмоса II Амазпса (569525 'гг. до н. э.), также опасавшегося дальнейшего усиления Мидии и стремившегося к созданию мощного союза в составе Египта,, малоазиатского царства Лидии, греческих городов и Вавилонского царства для предотвращения новых мидийских завоеваний.
Со своей стороны Навуходсносор установил дипломатические отношения с Лидией, лежавшей в западной части Малой Азии, которой угрожала Мидия, и тоже заключил с ней союз. На мидийской границе он построил пограничные укрепления, крепостные стены, остатки которых сохранились до настояяего времени.
Навуходоносор чувствовал, что наиболее опасным врагом для Вавилона становится Мидия. Он не шел на конфликт с ней. Наоборот, он стремился предотвратить егб. Но на всякой случай он гарантировал себя союзом с Египтом и лидись, обеспечивая себе тыл и фланги. Это пример дальновидного предвидения возможных международных осложнений.
Смерть Навуходоносора привела к том), что внутри Ново-Вавилонского царства начался процесс жестоких столкнове-йий между жрецами и халдейской знатью, что ослабило мощь Вавилона. А между тем именно как раз в это время в соседней Мидии произошли события не менее важные. На смену мидийца-м пришли новые правители, вожди южных иранских племен, персов Персидский царь Кир, овладев всем Ираном, очень скоро предпринял ряд захватнических воин.
Кир был не только воином, но и дальновидным политиком. Придя к власти в 552 году дол з, он начал свои захватнические войны не сразу, а через 6 лет, повчди>момл, проводя соответствующую подготовку. Первый удар Кир нанес не
Вавилону, как главному и наиболее серьезному противник), а сначала в 546 году до и. э. он обрушился на Лидниское цар« ство и завоевал его. Тем самым антинранская коалиция была разбита, Вавилон лишился важного союзника, на поддержку которого вавилонские правители, занятые внутренними усобицами, не выступили.
Только после этого Кир предприняя наступление на Вавилон. Но стяяь-таки он не решился атаковать центральную часть Вавилонского царства, но, завоевав сначала Северную Месопотамздю, перехватил торговые пути из Вав'илона в Сирию, и тем нанес жестокий удар вавилонской торговле. Перерезав торговые пути от Вавилона к морю, Кир, как теперь выяснилось, легко мог договориться с вавилонскими жрецами и купцами о капитуляции и заручился их поддержкою. После этого, когда он был уверен в том, что внутри Вавилона существует сильная партия из представителей господствующих классов, ставившая свои личные экономические интересы выше интересов всего своего народа и государства, Кир атаковал самый Вавплон. До нас дошел документ манифест Кира к жителям Вавилона после вступленияяв город. В этом манифесте Югр говорит прямо, что его вопска вступили в город Вавилон, так как ему открыли ворота, т е Вавилон был занят К"иром (при помощи предательства ^538 г до н. э.). Он овладел мошной пограничной укрепленной вази-лонской системой 'и самой столицей благодаря тому, что внутри Вавилона \ него были сторонники, которые не" только сорвали оборону Вавилонского государства, но и самого города Вавилона. Кир дал привилегии вавилонским жрецам и купцам. Что же касается остальных жителей !Ва1внлона, то онь сделались добычей победителей и горько расплачивались за предательство своих правителей <н ботачей.
После того, как Кир овладел Вавилоном, перед ним оставался лишь один противникЕгипет, который имел тесн\ю связь с Грецией. В Египте было большое количество греческих наемников. Кир постепенно овладел западным побережьем Малой Азии, подчинив себе многие греческие города, но атаковал Египет не сразу п&сле захвата Вавилона. Он внимательно готовился к нападению н'а Египет. С этой целью он отпустил из Вавилона всех уведенных сюда вавилонским царем Навуходоносором плененных представителей жречества н знати из" городов Иудек, проявил религиозную терпимость и' позволил иудейским жрецам в Иерусалиме Еосстановнть храм. Кир готовился к походу на Египет. Иудея была ближайшим тылом, плацдармом для пехота на Египет. Отсюда, из Иудеи, персидские войска должны были ^ерез несколько лет ит^на Египет. Таким образом, привлекая к себе
судейское -каселедие, Кир обеспечивал себе предполье воен-
•ной борьбы.
Са.м Кир так. и не довел до кднца подготовки похода для "яодчиненйя Египта. Прежде чем выступить против Египта,
•он вынужден был отправиться в поход на восточную границу,
•где и погиб б борьбе со среднеазиатскими племенами. Но сын Кира Камбиз пожал результаты дипломатической работы своего отца. Греческий историк Геродот рассказы-вает, что в момент решительной битвы персидских войск с египетскими, когда персидские' войска атаковали египетскую укрепленную линию на гра-н-ице, около Пелусия, часть греческих наемных войск и один из командиров греческих наемников перешли из египетского лагеря в персидский. Таким образом и здесь опять-таки были найдены те предатели у противника, которые могли быть прп-
• влечены 'ка сторону етерсов. Египетские войска были тем самым ослаблены, а персы, прорвав лжию обороны, завоевали ' Египет,
Русский ученый академик Борис Александрович Тураев доказал на основе египетских текстов, что не только грекк, но и часть египетских жрецов была лодкуплека перса м'п и лошла на предательство, совершив то же самое, что сделали ^рецы в Вавилоне, помогла изнутри взять Египет.
Та-ким образом в процессе создйтя -огромной Персидской державы от Мглой Азии и Египта до границ Индии и Сред-йей Азии, большое значение имели действия персидской дипломатии. Персидские завоеватели, в частности Кир, действовали, применяя оружие дштломгтического 'искусства, разделяя своих дротивииков, выступая протиз :них ттоочереди, стремясь №6 допускать тгр-отив себя объединения тех племен и держав,
•на которые сами готовились напасть.
Таким образом, «прием разделения (проти-вников и -нгиере-ния ^ ударов поочереди н возложение этой задачи на представителей своего государства, ведущих переговоры с -соседями, «на ^00^^, на дипломатов, 'на агентов, были «прекрас-но известны еще в Древнем Востоке. ., .
<=*
1.:
Кроме государств Передней Азии, Бгнтпг, в той или иной .'мере связа-нных между собою дипломатическими или экономическими отношениями, далеко на Востоке в глубокой древности существовалнещ'е два культурных цевтра: в Индии и в Китае. Что же мож'но наблюдать в этих областях? Какие интересные моменты . в развитии международных отношений были в политической жизни Древней Индии н Китая? История рабовладельческих государств Древней Индии в
настоящее время историкам известна еще недостаточно хорошо, но некоторые документы, в частности, от V века до нанки эры, дошли до нашего' -времени. Между V1 в. до и. э. в Индии жрецы создали свод законов, так называемые ^законы М-ану», будто бы написанные первым человеком.
В законах Маяу перед нами раскрывается картина отношений международной политики. В законах Ма^у имеются параграфыы ' где трактуется о том, каким должен быть царский представитель, который ведет переговоры с соседними государствами, с правительствами соседних государств; указывается, что царь и его помощники должны набирать людей, которые были бы достаточно сведу-щи, не грубы, не резки, которые могли бы замечать, что от них хотят их контрагенты, которые старались бы узнавать мысли своих контрагентов и их намерения, а сами скрывал» .бы свои намерения и намерения своего правительства, что они должны вести переговоры так, чтобы всегда думать о возможных будущих результатах настоящего соглашения.
Эти интересные правила показывают, что среди представителей индийских господствующих классов в древност-и также уже выработались определенные дри^м^, появились определенные взгляды "на искусство ведения переговоров, как ка возможность достижения, таких результатов, которьгх нельзя достигнуть открытой грубой силой, возможность при столкновении с грубой силой защищать свои интересы к ослаблять позиции противника.
^ Еще более своеобразные отношения возникло в Древнем Китае. Здесь первое племенное государство создалось еще в начале .второго тысячелетия до =нашей эры. К -началу первого тысячелетия до 'нашей эры единое довольно з-начителшое племеяное рабовладельческое Китайское государство распалось на ряд княжеств, которые, начиная с ^842 года до н.э.,
•йраждовали между собою. Лишь 'в III в. до н. э. •образовалось первое единое государство в долине «реки Хуанхе и затем постепенно расширилось за счет долины Голубой реки, а
•далеко на юге, на Жемчужной реке, создались с-зои србст-венные классовые образования.
Между разными китайскими княжествами шла «апряжеи-яая борьба, заключались союзы, происходили частые войны, ио вообще всем китайским 'князьям все время угрожало нашествие кочевых племен из Центральнэй Азии, которых китайцы называли сюн-ну или хун-ну (гуниы). Это гунны, жившие в районе современных монгольских степей. Под влиянием ужас-аых набегов этихз:оче-вников китайские князья, враждовавшие
•между собою, не раз образовывали союзы, пока, наконец, б
•середине VI века до нашей эры, ,в 546 году до нашего лето-исчисления, китайские правители на мирном созешаяин я& заключили между собою договора об улаживании споров •путем третейского суда. Это первый известный з истории «договор о ненападении» между к-итайскими князьями лод угрозяй со стороны кочевников. Но этот договор оказался чрез-
•вйчайяо непрочным, через несколько лет отдельные китайские князья его нарушили, разгорелась вновь напряженная борьба, которая закончилась тем, что один из князей, правитель княжества Цинь по именд Чжэнь подчинил себе остальные китайские рабовладельческие княжества и объединил Китай в единую деспотию.
Перед правительством китайской деапотпп, объединившей земли между реками ХуайхенЯнцзыцзянводно государство, встал ряд внешнелолктических проблем. Первая задача борьба с кочевниками, которые «в это время нападали яа китайские земледе.чьче2кпе области, и, во-вторых^ ^раапрострзне-ни? своего влияния б южные, более богатые области Китая, где создались своп собственные~местны^ государственные образования.
правительство объедкненного Китайского государства лроеоднло очень активную внешнюю политику. С одной стороны, китайские правители пытались всеми ершами поссорить кочевые племена между собою, сталкивать их п тем самым предотзращгть нашествие «кочевн-иков на Китай, чтобы ослабпть давление -на гранпце. С другой стороны, они вели агрессивную политик)' н какали все средства для того, чтобы узнать, как и кгкпм образом можно легче -озладеть южными государствами, возникшими независимо от центрального китайского правительства.
Особенно энергичную внешнюю политику проводил шпанский правите«1Ь У-ди. Жил он и управлял Китаем между 140 86 гг. до я. э. Узнавши, что на запад от хочевых племен имеется государство, которое также ведет борьбу с кочевницами (это было греческое' государство в Средней АзииПар-фия, с которым через кочевников китайцы вели торговлю, продавая туда шелк и некоторые д-ругне предметы), У-ди на второй год своего царствования^ в 138 году до нашей эры, дал специальное пэрученне одному китайскому вельможе, Чжань-Цяню, и послал его на запад подготовить "союз с западнымп странами для того, чтобы напасть на гуннов -с двух сторон. Чжань-Нянь «поехал, -но в степях его за-хватйлп гунны. 10 лет жил Чжань-Цянь в плену у гуннов, был вынужден по знешностп принять все обычаи ^епнякэа, для маскировки обзавелся семьей п, когда гунны стали ему
доверять, бежал. Он направился на запад, дошел до района современного Южного Казахстана, где узнал, что те кароды, к которым он послав, живут еше дальше. Тогда К1ггайский посол поехал еше далее и 'в 126 году целый год провел в районах, соответствующих современной Фергане. Хотя греке-бактрийское царство, куда был направлен Чжань-Цянь, за .несколько лет до его приезда было разгромлено кочевы мп
•«племенами «саков, Чжань-Цянь 'остался среди последних, пытаясь привлечь правителей племен, -занимавших эту территорию, к борьбе против гуннов. Это ему не удалось, «но китайцы узнали пути, разведали всю местность, п у китайских историков мыыможем читать точные, подробные описания состояния Средней Азии з ту древнюю эпоху. Через несколько лет китайские войска, разгромив гуннов, предпринимают поход з Среднюю Азию. Таким образом ди-пломатичеокий разведчик собрал сведения, & лотом 'сюда были двинуты и китайские
•вопска.
Еше -интереснее были действия китайской дипломатии на юге. Китайцы узнали с помощью своих представителей о положении -вешей в ^езазиснмом государстве Нан-Нюэ (Кантон). Из Китая в Кантон, который тогда был столицей особого государства, был шослан посол. Ему было дано поручение ^1^0^^ пути для завоевательного похода. На одном из празднеств 'в Кантоне к-птгйский дипломат тонко подошел к всотросу о том, как лучше найти ближайший путь в Кантон", минуя ^горные-цепи. Ему подали нг стол блюдо из особых плодов. Спросив, где растут зтн плоды, он узнал, ччо эти плоды растут з веохнем течении «реки Жемчужной. Споавля-яяь о ^естностк, где растут плоды, китайский погол постепен» но выяснил, что река Жемчужная очень близко подходит к верхнему течению реки Ян-цзы, о чем посол и сообщил сво-е^у правительст-зу, а военные власти Китая приняли это во внимание при лодг-отозке атаки на Кантон. Кроме того, китай-'ский посол узнал, что жена местного царяуроженка Китая и в молодости имела роман -с одним китайским придворным. Китайское правительство, учитывая этот факт, через несколько лет после смерти царя, -когда китаянка совместно с ^а.толетням сыном стала пра-вительницей, отправила послом из Китая ее бывшего возлюбленного. Царица, встретившись с ним, опять приблизила сто к себе. Это вызвало недовольство в Кантоне. По просьбе царицы, обратившейся за -помощью к своему возлюбленному. Китай послал небольшой отряд дли ^е охраны; это вызвало страшнейшее возбуждение внутри Кантона, 'начглись внутр^няц-е етолкновеяня, появились партии -царицы п ее прэтивнкков^единение ка-нтонск-их руководящих сил было разбито, п з момент, когда китайский посол
дровокационно довел дело до открытой внутренней гражданской войны, неожиданно появляются китайские войска. В одну ночь Кантон был захвачен, и почти без воетаных действий Каятонское государство оказалось в руках китайского правительства. Таковы были результаты большой и тонкой работы» проведенной китайским представителем по подготовке этого ^авоевательйого акта. Это было в 111 году до н. э.
Не менее интересны факты деятельности китайского полководца и дипломата Пай-Час. В конце первого века н. э. Пай-Час, назначенный наместником западных областей Китая, ^разработал план завоеваний, предложив для борьбы с соседними племенами создавать войска из них же, и с помощью отрядов, набранных из гуннов, руководимых китайскими командирами, он обрушился на другие племеиа тех же гуннов. Несколько позднее (в 90-х гг. 1 в. до н. э.) он продвинулся в Си»-Цзян1Ь, а затем ворвался в Среднюю Азию, захватил район современной Ферганы, далее некоторые районы современного Афганистана и даже доходил до города Мерв^. Китайская империя границами почти приблизилась к империи Римской. Китайские дипломаты пытались устано-акть контакт с Р-имом, и Пан-4 ао отправил через Парфянс-хое государство послов в Рим. Но парфяне быЛи опытными в международных вопросах людьми, они не показали китайцам дороги в Рим и повезли к-итайских послов не прямо в Рим, на запад, а к Персидскому заливу и, посадив их на корабли, хотели отправить вокруг Аравии, пугая трудностями пути. В результате китайцы испугались такой длительной поездки и вернулись домой. Усилия китайских дипломатов установить прямую связь с Римской империей, наладить взаимоотношения не увенчались успехом.
Та<к-овы в общих чертах данные о дипломатии Древнего Китая. Как видно, искусство вести отношения с соседями, пользоваться их слабостями, ползать сведения для подготовки нападения иа противника, для создания разложения в его рядах было прекрасно известно и руководителям внет-лей политики Древне-Китайского государства, подобно руководителям внешней политики других древне-восточчччччччччччччччч
ч Мерв современный Мары один из районных центров Туркмен-едой ССР.