Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Нижнетагильский техникум информационных технологий сервиса и предпринимательства Курсовая работа

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-20

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 17.5.2024

Министерство общего и профессионального образования свердловской области.

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Нижнетагильский техникум информационных технологий, сервиса и предпринимательства»

Курсовая работа

Витраж

                                                            Выполнила: Винокурова В.О.

                                                Учащаяся: гр. 305

                                                Профессия: ИХОР

Преподаватель: Голото Е.Ю.

                                                         Мастер п/о Голото Е.Ю

Нижний Тагил

2012

Содержание

Введение....................................................................................3

1.Теоретическая часть

  1.  История витража................................................................5
  2.  Виды витражей…………………….................................11

2.Практическая часть

2.1 Инструменты и материалы............................................20

2.2 Техника безопасности....................................................21

2.3 Техника выполнения......................................................22

Заключение...............................................................................23

Список литературы..................................................................30

Приложение..............................................................................31

2

Введение

Данная курсовая работа, представляет собой картину, выполненную в технике росписи по стеклу. Для работы я выбрала тему новогоднего торжества и в качестве эскиза я взяла изображение новогодней ёлки.

Тема витраж мне очень близка, поэтому я решила взять её для своей курсовой. С помощью витража как никогда лучше можно передать всю яркость и контрастность моей работы.

Витраж – это обобщенное название разнообразных способов изготовления витража. Традиционный витраж выполнен в виде кусочков стекла  спаянных между собой. Но сейчас существуют разные техники росписи цельного стекла.

Цель данной курсовой работы проанализировать возможности передачи зрительного образа и технологии выполнения витража.

Задачи:

  1.  Изучить по данной теме необходимую литературу.
  2.  Собрать материал для разработки и выполнения росписи по стеклу.
  3.  Создать проект оформления  изделий из стекла в технике витраж.
  4.  Дать анализ данной разработки и описать технологическую последовательность выполнения росписи по стеклу.

Актуальность:

В настоящее время витраж не только не потерял своей актуальности, но даже стал популярен! Витраж широко применяется в оформлении интерьеров. Витраж отлично уживается с любым стилем интерьера - от классики до хайте-ка. Он всегда уместен на кухне, в ванной, гостиной или кабинете. Витражные окна не только привносят уют в дом, но и позволяют создать яркое пятно в интерьере, скрыть не слишком презентабельный вид из окна, защитить от чужих глаз.

Благодаря своей светопропускной способности, плоскость витража может служить прекрасным приёмом зонирования, не нарушающим целостности

восприятия пространства. Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслим без света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет создавать в интерьере необычные цветовые решения. В интерьере витраж может использоваться не только в виде окон или панно, но и в виде различных декоративных изделий, например ширмы, плафоны люстр или светильников, декоративная посуда. Применение витража многогранно и не повторимо.  С помощью витража можно придать интерьеру удивительный уют и комфорт.

 

4

  1.  Теоретическая часть
  2.  История витража

Витраж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

С давних пор витраж использовался в храмах.

В ранне христианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.

В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.

В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.

Возрождение витражей

В 1820-е годы увлечение в России рыцарскими романами и подражания в зодчестве готической средневековой архитектуре сформировали в России моду на витражи. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французского transparent — прозрачный). В России не было практики изготовления разноцветных стекол для окон. В Западной Европе в это время витражное искусство находилось в стадии становления после долгого периода забвения, который привел к потере многих секретов ремесла. Мастера придворных стекольных предприятий разных стран Европы работали над восстановлением старых и поиском новых рецептов окраски стекол, разрабатывали составы для росписи, совершенствовали технику соединения стекол между собой. В этот «восстановительный период» Европа еще не могла поставлять витражи на внешний рынок. Поэтому для украшения зданий России из-за границы привозили не работы мастеров XIX века, а старинные средневековые произведения. Так, в окна здания Арсенала в Царском селе, предназначенного для хранения коллекции оружия императора Николая I, были вставлены витражи XV—XVII веков, в том числе немецкие и швейцарские.

Витражи Санкт-Петербурга

Николай I проявлял к транспарантным картинам большой интерес и желал распространить их в России, прежде всего в столице империи — С.-Петербурге. В первую очередь витражи появились в императорских дворцах так как российские придворные заводы в этот период еще не были в состоянии производить подобные изделия, они отбирались из музейных коллекций, например из собрания древних готических стекол, хранившихся в Эрмитаже. Витражи в этот период стали главным элементом, формировавшим «готический стиль» русского интерьера — той изюминкой, благодаря которой на любом помещении появлялся налет европейского средневековья. Стоимость «готических окон» в то время была невероятно высока. На всероссийской мануфактурной выставке 1839 года «картина в 61 стекло» завода М. Ф. Орлова вызвала восторженные отзывы как «изящнейшее изображение» и была оценена в 6 тысяч рублей . Мало кто мог себе позволить приобрести такие дорогие вещи. Так как витражи в это время вызывали в Петербурге повышенный интерес публики, на них приезжают смотреть как на чудо.

Владельцы частных стекольных заводов пытались изготавливать витражи. Результат, как правило, не оправдывал вложенных усилий. Незнание рецептов керамических красок, технологии обжига, дороговизна импортных материалов, отсутствие необходимого оборудования сводили все старания на нет: либо опыты были неудачными, либо стоимость стеклянных картин оказывалась чрезмерно высокой, и дело не приносило выгоды. Опыты предпринимались на заводах М. Ф. Орлова, Н. А. Бахметьева, Мальцовых, П. М. Воробьева. Результаты их деятельности до нас не дошли.

Имитации витражей

Пока одни бились над секретами изготовления витражей, другие осваивали рынок, выпуская на него «подделки»: расписывали оконные стекла недолговечными масляными красками, или клеили на окна бумагу с рисунками и тем имитировали разноцветные витражи. Императорский стеклянный завод по воле Николая I также оказался вовлечен в процесс освоения нового для России ремесла. На этом придворном предприятии первоначально изготавливали одноцветные стеклянные пластины без росписи. Поэтому витражи этого завода первоначально представляли собой набор однотонных стекол, образующих в оконном переплете простой геометрический узор. Так, в церкви  Св. Александра Невского в Александрии (1831—1833); проект К. Ф. Шинкеля; арх. А. Менелас, И. Шарлемань), первые разноцветные розы над порталами были сделаны в 1833 году и напоминали калейдоскопическую мозаику. Такие примитивные витражи были распространены в русских интерьерах на протяжении всего XIX века, однако, они мало походили на своих прародителей — тысячецветные окна в каменном кружеве готических соборов.

Середина XIX века

До 1840-х годов русская стекольная промышленность не могла предложить ничего, кроме этих малохудожественных имитаций окон средневековых храмов. В тот момент, когда было решено установить в алтаре Исаакиевского собора витраж с изображением Воскресшего Спасителя, в России не нашлось завода, способного выполнить такое задание. Поэтому алтарный образ был заказан за границей — в Мюнхене, на знаменитом в XIX столетии предприятии — «Заведении живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре (нем. Königlich Bayrische Hofglasmalerei) по эскизу Г. М. фон Хесса М. Э. Айнмиллером.. В 1847 году стеклянный запрестольный образ уже находился в алтарном окне собора, и с тех пор его не покидал. Это расписное окно является самым ранним из сохранившихся в Петербурге витражей XIX столетия. Значение его для всей истории русского витражного искусства очень велико. Это — первый фигуративный витраж в русском православном храме. До его установки стеклянных икон не было ни в древнерусских культовых постройках, ни в храмах XVIII века. Появление в Исаакиевском соборе заалтарной стеклянной картины с изображением Иисуса Христа стало результатом взаимодействия западной и восточной христианской традиций, своеобразного синтеза фигуративного католического витража и запрестольной православной иконы.

Впоследствии витражи стали распространенным элементом в убранстве православных храмов, а иконографическая схема витража Исаакиевского собора часто использовалась при росписи алтарных окон русских церквей в разных городах России .

Витражи Императорского стеклянного завода

Следующий этап истории витражей в России связан с производством на Императорском стеклянном заводе, где в приказном порядке начинают расписывать стекла для окон. Эти работы представляли собой картины на стекле. Такой тип витражей распространился в Европе с 1830-х годов. Первоначально картины для окон составляли из нескольких крупных пластин стекла. Однако постепенно техника стеклоделия, росписи и обжига настолько усовершенствовались, что появилась возможность писать картину на цельном стекле, как на куске холста. Сохранились всего два витража Императорского завода: «Ангел молитвы» (1857) — копия картины Т. А. Неффа (Государственный музей-заповедник г. Павловска) и «Святое семейство» — копия работы итальянского живописца эпохи Возрождения (музей фарфорового завода им. М. В. Ломоносова). Императорские заводы были «образцовыми» предприятиями, законодателями мод и вкусов: частные стекольные заводы стремились подражать придворной продукции. Однако из-за сложности исполнения и, как следствие — дороговизны подобных картин на стекле, производство их было невозможным. Деятельность по созданию витражей на Императорском стеклянном заводе существовала около 50 лет — от возникновения в 1840-е до 1890 года, когда ИСЗ как самостоятельное предприятие прекратил свое существование.

Витражи периода эклектики

Тем временем в русской архитектуре сменился не один «исторический стиль». Витражи, появившиеся как атрибут «готики», не исчезли вместе со снижением интереса к западному средневековью. Они настолько прочно укоренились на русской почве, что в период эклектики их можно было увидеть в интерьерах самой разнообразной стилистики. Разноцветные композиции украшали окна как дворцов и особняков знати, так и общественных сооружений и церквей. Витражи стали олицетворять богатство хозяина дома, древность его рода.

Российская стекольная промышленность на протяжении всего XIX века не обеспечивала спрос на произведения художественного стеклоделия: развитие этой отрасли было недостаточным для удовлетворения спроса населения даже на простые изделия первой необходимости. Поэтому витражи в основном привозили из-за рубежа. В 1860-е годы среди заграничных мастерских появилось конкурентоспособное ателье, организованное русским художником Владимиром Дмитриевичем Сверчковым (1822—1888). Его мастерская находилась в Шляйсхайме под Мюнхеном, она была ориентирована в первую очередь на заказы российского императорского Дома, выполняла витражи для церквей и особняков Петербурга, Москвы, Берлина, Лондона, Мюнхена, Турку. Витражи Сверчкова сохранились в зданиях Петербурга и музейных коллекциях, часть известна по старым фотографиям. Среди самых известных его работ — Фигуративные витражи в конференц-зале С. петербургской Академии художеств. Они сохранились в фондах музея Академии художеств и ожидают реставрации.

Конец XIX — начало XX века

В конце XIX века наступил новый этап в развитии витражного искусства, которое за короткий период 1880—1910-х годов достигло необычайного расцвета в странах Европы, Англии и Америке. Благодаря техническому прогрессу в области стеклоделия упростилось производство листового стекла, были разработаны новые технологии его окраски, обработки, декорирования. Основные художественные принципы стиля модерн — графичность контуров, плоскостность рисунка, локально окрашенные поверхности изображения как нельзя лучше соответствовали природе витража, набранного из кусочков цветного стекла. Стиль модерн выявил художественные достоинства техники мозаичного набора, замаскированного в эпоху эклектики эффектными росписями. Витраж-картина остался в прошлом. В конце XIX—начале XX века господствует витраж-панно. Это эволюционное превращение не только кардинально изменило иконографию витражей, но и чрезвычайно расширило сферу их применения. В эпоху эклектики месторасположение витража в доме было жестко ограничено рамками оконного проема. Теперь витраж «вышел» из «рамы» окна: композиции из цветных стекол стали включать в межкомнатные перегородки, затем появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после чего витраж «вырвался» и за стены дома: светящиеся вывески, рекламные надписи из стеклянных букв преобразили облик города.

Древняя техника витража — мозаичный набор из фигурных кусочков стекла — стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов — ламп и светильников самых причудливых форм.

Витражные ателье в России

В российскую стекольную промышленность проник иностранный капитал, что изменило саму ее структуру. Появился новый тип предприятия — акционерное общество, которое часто объединяло несколько фабрик. Эти общества часто возглавляли иностранные предприниматели, которые вместе с капиталом привозили в Россию современное оборудование, сырье для производства и мастеров. В сфере российской стекольной промышленности произошла специализация: если раньше производство стекла, его отделку и декоративную обработку осуществляла одна и та же фабрика, то теперь заводы лишь производят листовое стекло, а отделочные и художественные работы выполняют специализированные мастерские, среди которых появилось большое число витражных ателье. В Петербурге за почти тридцатилетний период (1890—1917 гг.) в общей сложности работали около 20 витражных мастерских. Наиболее известные среди них — ателье братьев М. и А. Франк, братьев Оффенбахер, М. Кноха, А. Аноховича и другие Они изготавливали витражи не только для столицы, но и для многих других городов России. Наряду с ними художественную продукцию предлагали представительства заграничных ателье, но их количество в это время было незначительным.

Если в 1890-е в сфере отделочных и художественных работ по стеклу приглашение иностранных мастеров было необходимостью, то в 1900-х в России формируются собственные кадры профессиональных художников-витражистов. Подготовка специалистов была организована в образовательных учреждениях столицы: в 1895 году — в Императорском обществе поощрения художеств, в 1899 — в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица.

Таким образом, к началу XX века в России было все необходимое для успешного развития витражного дела. Разноцветные окна перестали быть предметом роскоши и стали доступны большому числу заказчиков. Применение витражей в петербургских зданиях в начале XX столетия приобрело массовый характер. Особняки, церкви, больницы, школы, магазины, рестораны, театры и даже бани украшались витражами. В конце XIX—начале XX века изменилось и терминологическое обозначение витражного произведения: от «транспаранта», «живописи на стекле» или «стеклянной картины» XIX столетия — к «стеклянной мозаике» в 1880—1890-е. Затем в русской лексике появились термины, в которых подчеркивалась функция витража как декоративно оформленного окна: «узорное окно», «витро» (vitro или vitreau). Лишь в 1900-е в русском языке появилось слово «витраж».

Витражи в стиле модерн

Русские витражи конца XIX — начала XX веков отразили основные принципы стиля модерн. Основой его художественной и декоративной практики было подражание природным формам во всем многообразии их проявлений. Круг иконографических мотивов витражей этой эпохи чрезвычайно широк. Цветы и ветки растений, сплетенные в сложном рисунке стебли или орнаментально упорядоченные мотивы, беспредметные композиции с текучими, плавно изгибающимися линиями, часто образующие букву «омега» — основной набор изображений на витражах стиля модерн. Наряду с ними существовали и другие — геометрические композиции, вариации на тему готической стрельчатой арки, стилизованные изображения гербов, пейзажные композиции. Фигуративные композиции сохранились в нашей стране в незначительном количестве: один из самых эффектных сюжетных витражей посвящен античной мифологии и находится в ресторане гостиницы «Европейская».

«Программным» произведением русского витражного искусства, наиболее полно сконцентрировавшее в себе «дух» времени, стало художественное остекление Торгового дома братьев Елисеевых на Невском проспекте (сохранился лишь небольшой фрагмент). Многофигурная витражная композиция в огромном окне-экране главного фасада выражала идеи богатства страны, национальной самобытности и включенности России в общеевропейскую культуру. В конце девятнадцатого века Джон Ла Фарж и Луис Тиффани стали намеренно добиваться неоднородности стекла. Современное витражное стекло получается в результате использования множества разнообразнейших технологий. Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной фактурой. Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим. Недоступность витражей для широких слоев населения при остром желании их все-таки иметь, например, в советский период, привела к появлению различных технологий-заменителей.

Упадок витражного дела в России

С началом  Первой мировой войны в 1914 году объемы стекольного производства в России сократились, строительная деятельность в стране, а вместе с ней и выпуск отделочных материалов были прекращены. После Октябрьского переворота все крупные частные производства были национализированы. Витражные мастерские, существовавшие почти исключительно в структуре крупных стекольно-промышленных объединений, прекратили свое существование. Так, недолгая история российских витражей оказалась прервана. Лишь в 1930-е годы в советской архитектуре вновь появился интерес к полихромным просвечивающим композициям, которые составили уже совсем другую эпоху — советского витражного искусства со своей тематикой, новыми материалами, находками и экспериментами.

Старинные российские витражи благодаря усилиям историков и хранителей музеев постепенно возвращаются: они становятся известными по архивным документам, некоторые обнаруживаются в музейных хранилищах. Их реставрируют  и демонстрируют на выставках.

  1.  Виды витражей

Классический паяный витраж

Свинцово-паяный (паечный) витраж - классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.

Классический витраж несет ни с чем несравнимую красоту, свое обаяние, свой шарм. Однако классика не всегда подходит к ритмам современной жизни. В современных интерьерах в моду вошли витражные панно, закрывающие потолочные светильники, внутренние междуэтажные колпаки-фонари, прозрачные стенки-перегородки в жилых комнатах. Новые функции потребовали новых технологий и горячей, и холодной обработки стекла на стадии подготовки деталей витража.

Помимо традиционных существует также несколько современных методов изготовления витражей.

Тиффани

Одной из наиболее распространенных техник изготовления витража является техника "Тиффани". Такое название она получила от имени своего изобретателя и популяризатора американца Льюиса Тиффани, на рубеже 19-20 веков вдохнувшего новую жизнь в древнее искусство.

В конце 19 века в США Луи Комфорт Тиффани, представитель известной семьи ювелиров, занялся изготовлением витражей. Профессиональный мастер-витражист, Тиффани не был удовлетворен традиционными технологиями производства, пришедшими в бурно развивающуюся Америку из глубин Средних Веков и европейской эпохи Возрождения. Новое время потребовало если не технологической революции, то, по крайней мере, существенных усовершенствований на всех этапах изготовления витража - от самого цветного стекла до методики скрепления фрагментов рисунка в единую картину. Тиффани экспериментировал и с тем и с другим, и в результате на основе старого способа паяного витража родилась техника, прославившая его имя. Этой новой в то время технологией пользуются изготовители витражей во всём мире.

Сутью усовершенствования технологии паяного витража является использование в качестве соединительного элемента тонкой медной ленты. Края ленты, по ширине немного превышавшие ширину стекла, загибались под углом 90 градусов к плоскости торца стекла, создавая, таким образом, паз, удерживающий стекло в заданном положении. Составленные в единую картину элементы витража, пропаивались на стыках оловом, а затем покрывались медной или черной патиной. Главными достоинствами новой технологии можно было признать относительно малую ширину закрепляющих захватов ленты - всего 1-2 миллиметра, а также малый удельный вес каркаса и возможность создавать сколь угодно фигурные контуры отдельных элементов изделия. Новый способ позволял собирать витражи из сколь угодно мелких кусочков стекла, что сильно увеличивало их зрелищность.

Отказ от жесткого металлического каркаса сделал возможным применение таких декоративных изделий не только в качестве стеклянного заполнения проемов в стенах, но и, например, в качестве плафонов для светильников или как отделка для потолков.

Технологический процесс изготовления витражей и предшествующих ему работ в основном сводится к следующему: художник делает в красках эскиз, а затем пишет на плотной бумаге шаблон-картину в натуральную величину будущего витража. Обе стадии необходимы, так как творческий замысел художника должен быть согласован с заказчиком.

С картона снимается калька, на которой нумеруются, как и на картоне, все детали. Детали стекол одних и тех же размеров, конфигураций и расцветки, обозначаются одним и тем же номером. Затем мастер-витражист нарезает по кальке картонные шаблоны. Вместо одной кальки и картонных шаблонов можно одновременно снять с картона две кальки, из которых одну сохраняют, а вторую режут на шаблоны.

После разметки стеклянного листа вырезают детали. Кажущийся на первый взгляд легким, процесс вырезания деталей из стекла на практике обнаруживает большие препятствия. Нетрудно резать стекло по прямым и несложным кривым линиям с выступающими углами и зубчиками. Гораздо сложнее резать стекло по кривым, обращенным вовнутрь линиям и с малым радиусом кривизны. Сложные кривые выполняются путем постепенного нанесения на стекло малых кривых линий и выламывания пассатижами небольших кусков до получения плавной кривой.

Гибкость технологии, разнообразие исходных материалов, помноженное на безудержную фантазию профессиональных художников, дизайнеров позволяют воплощать в жизнь самые оригинальные, смелые замыслы.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что витражи Тиффани, всегда художественны, престижны и неповторимы.

Фьюзинг

Фьюзинг - спекание (дословно с английского - сплавление) стекла. На целом пласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул, шихты, дротов и т.п. Затем, стекло разогревается в специальной печи до высокой температуры и спекается в монолитную единую композицию. Такое перевоплощение, возможно, благодаря специфическим аморфным свойствам стекла, которое при нагреве до определенной температуры размягчается, и детали изделия спекаются между собой. В стеклянную массу можно запекать металлические пластины, проволоку, ткань, порошки минерального и органического происхождения и многое другое, в зависимости от того, какой эффект хочет получить мастер в конечном итоге. Технологией Фьюзинг достигается необыкновенный декоративный эффект витражного стекла, которое прекрасно вписывается в современный дизайн интерьера. При использовании этой технологии можно заполнять большие проемы любой формы и практически любого объема. Фьюзинг используют для изготовления различных элементов в дизайне интерьера: декоративных панно, интерьерных перегородок, витражных вставок для дверей, окон и мебели, и многого другого, на что только хватит фантазии. Методом фьюзинга можно создавать и отдельные штучные изделия, например вазы, блюда, абажуры, циферблаты для часов.

Фьюзинговые витражи выглядят современно и эстетично, и пользуются заслуженной популярностью в дизайне интерьера. Особенно нужно обратить на них свое внимание почитателям в интерьере постмодернизма и хайте-ка.

Матированный витраж

Матированный витраж выполняется с помощью пескоструйной установки из цельного листа стекла. Пескоструйная обработка (матирование) - это традиционная технология декорирования стекол и зеркал, основанная на механической обработке поверхности стекла воздушной струей с частичками абразива. На компьютере делается будущий рисунок витража и переносится на плоттерную плёнку. Затем убираются те участки плёнки, где рисунок будет матовым. Кварцевый песок (в хороших фирмах в качестве абразива используют оксид алюминия) в сильной струе сжатого воздуха выбивают частицы стекла, делая его поверхность матовой на незащищённых плёнкой участках. Это позволяет делать на стекле всевозможные рисунки, надписи. Затем витраж обязательно обрабатывают защитным составом на основе силикона.

Изображение получается матовым на прозрачном фоне или прозрачным на матовом фоне. На цветном стекле матовое изображение приобретает молочно-белый оттенок, напоминающий туман.

Степень обработки может быть разной. При увеличении давления или времени обработки можно добиться разной степени матирования, вплоть до глубокого. Рельефные многоуровневые углубления дают глубокое объемное изображение. Можно добиться интересного эффекта, если подсветить пескоструйный витраж с торца, тогда рисунок начинает, как бы светиться изнутри.

Данный вид обработки имеет ряд преимуществ:

изготовление матированного витража большого формата из стекла любой толщины; Витражи "Plastic Lead"

Довольно новая промышленная технология производства витражей "Plastic Lead". На стекло наносится сверхпрочный полимерный контур, который после высыхания образует границы заливки и создает рельеф. В зависимости от замысла художника толщина контура может быть от 1,5 до 8 мм.

Цвет контура тоже может варьироваться от стандартного черного или "мокрого асфальта" до золотистого и серебристого.

Затем отдельные части замкнутого контура заливаются цветными полимерными лаками, которые могут передавать неограниченное число оттенков.

Технология нанесения контура и лаков вручную близка к росписи, поэтому художник может создать даже портрет.

Специализированные полимерные лаки позволяют наносить рисунок на любые материалы - стекло, зеркало, дерево, плитку, пластик.

Лаки устойчивы к ультрафиолетовому излучению и не выгорают на солнце. Они не боятся влаги и перепадов температур, поэтому витражи "Plastic Lead"могут украсить интерьеры ванных комнат, бассейнов, аквариумы, стеклопакеты. Кастинг

Техника Кастинг, известная у нас как “муранское стекло". Для отливки витражей из него используются металлические формы, в нижней части которых есть рельефные углубления. В эти углубления заливается расплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоем прозрачного стекла. Но в отличие от стекла в технике “спекания" рисунок на “муранском стекле” ограничен той металлической формой, с помощью которой оно было изготовлено.

не требует специальной арматуры;

имеет высокую стойкость к внешним воздействиям.

Область применения матированного витража очень обширна: офисные перегородки, мебель, межкомнатные двери и т.д. Такой витраж идеально подходит для дизайна интерьера в классическом стиле.

Пленочный витраж. Технология SGO

На прозрачное листовое стекло наносится плёночное покрытие, придающее будущему изделию цвет и фактуру. Рисунок на стекле выполняется с помощью свинцовой самоклеящейся протяжки, закрепленной с обеих сторон стекла. Это дает возможность использовать такой витраж в стеклопакетах и применять наряду с силикатным и акриловое стекло. Это значительно снижает вес конструкции, позволяет обыгрывать вид из окна с помощью полупрозрачного рисунка и создавать любую пластику линий.

Фацетный витраж

Фацетный витраж выполняется из стекол со снятой по периметру фаской (фацетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочный (латунный или медный) витражный профиль. Подобный витраж можно размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, т.к такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает. Золотистый оттенок медного или латунного профиля придает вещам драгоценный вид, будучи видимым, не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей. Красиво и изысканно смотрятся витражи, выполненные из прозрачных либо матовых стекол с фацетом по периметру, собранных в латунный профиль. Витражи, собранные по этой технологии, внешне ничем не отличаются от классических, и позволяют не только использоваться в реставрации, но и для создания эффекта старины.

Моллирование

Моллирование - процесс формования стекла путем повторного нагревания для принятия им конфигурации стеклоформы без изменения профиля стекла.

Технология моллирования очень похожа на технологию отекания, отличается только температурным режимом обработки.

Отекание или свободное формование стекла - изменение формы нагретой стеклянной заготовки под воздействием собственного веса. При достижении температуры 750-800оС, стекло размягчается настолько, что начинает провисать и отекать, принимая форму поверхности, на которой оно находится. Воспользовавшись этим процессом, готовому изделию можно придать форму чаши, блюда и иную подобную. При этом роль подложки играют различные изделия из глины, гипса и других термостойких материалов, называемые стеклоформами. Комбинированный витраж

Комбинированный витраж - витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: фьюзинговый элемент и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. В старину такие сочетания достигались путем подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающие части просто доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента. Комбинированный витраж сегодня очень популярен в дизайне интерьера. Он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах. Расписной витраж (роспись по стеклу)

Художественная роспись по стеклу выполняется специальными силикатными красками. Обычно расписываются детали в витражах. Использование только этой техники создает впечатление свежести акварели. Краски, после нанесения их на стекло, закрепляются в печи при высокой температуре, становясь при этом очень прочными и невосприимчивыми к выгоранию. Роспись по стеклу проста в исполнении, но достаточно красива и изящна, так как создает нежные, прозрачно-туманные образы. Это милое волшебство, по мнению дизайнеров, не останется незамеченным в интерьере вашей квартиры. При применении этой технологии витраж становится более дорогим, но в результате стекло выглядит по-настоящему элитным.

Травлёный витраж

Травление - техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины.

  1.  Многослойное травление специальными составами в несколько планов достигается постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле. 

Узор «Мороз»

Фактура стекла, получаемая при помощи нанесения столярного клея или желатина (годится также рыбий клей) на заранее запескоструенную, зацарапанную, протравленную или затертую абразивом поверхность. При данной технике используется свойство высыхающего клея уменьшаться в объеме. Горячий клей затекает и въедается в шероховатости соответственно обработанной поверхности, а по мере высыхания, он начинает отскакивать, выдирая тонкие пластинки стекла. Получается фактура, своим рисунком напоминающая морозные узоры на окне.

Лазерная гравировка

Технология создания при помощи лазера объемных изображений в стекле, хрустале, кварце, зеркале и пластике различных форм и размеров. Изображение наносится не на поверхности, а внутри стекла, таким образом, стекло остается в первозданном виде. Вследствие большой интенсивности лазерного излучения происходит микровзрыв, в результате которого образуется микротрещина. Совокупность микротрещин, расставленных по трем координатам, дает как плоское, так и объемное изображение. Поле гравировки может быть размером до полутора метров на метр. Производительность лазера необыкновенно высока - до тысячи точек в секунду.

Лазерную гравировку можно использовать для создания витражных панно для дверей и окон, столешниц, стеклянных и зеркальных перегородок. А на стеклянных элементах мебели, светильниках и мелких аксессуарах интерьера она усилит впечатление от игры света, придав дизайну интерьера необычайную яркость и очарование.

Лазеру под силу все - и портрет, и пейзаж, и орнамент. Новым направлением является изготовление плоских и объемных фотографий в стекле и зеркале различных форм и размеров. Поскольку гравировка осуществляется лазером с компьютерным управлением, то изображение воспроизводится с максимальной точностью.

Лазерная технология обладает значительными преимуществами перед традиционными способами нанесения изображения на стекло. Изображение не выцветает и не стирается. Существенно упрощается и работа дизайнера, так как заказчик может увидеть рисунок на экране монитора до его исполнения в стекле. Лазерная гравировка в стекле позволяет также расширить возможности дизайна и снять практически все технологические ограничения по качеству и сложности изображения.

Впечатляющего результата витражных дел мастера достигают, сочетая разные виды техник, например, технику спекания с техникой пескоструйной обработки. При этом вплавленные в стекло, цветные пятна дополняются матовым рельефным рисунком. Также нередко рельефные элементы витражной композиции, изготовленные спеканием, соединяют с элементами, набранными в классической технике.

Контурный заливной витраж.

 На лист стекла наносится изображение акриловыми полимерами. 1-й этап - нанесение контура: имитация свинцовой пайки классического витража. Контур имеет незначительный объем, что придает изделию дополнительную фактурность, максимально приближая его к внешнему сходству с классическим витражом и добавляя эстетический эффект. 2-й этап - заполнение промежутков, образованных контурной линией, цветными полимерами. Цветные заливки выполняются вручную, что позволяет использовать максимальное количество цветовых оттенков и эффектов. Технология может применяться на любом виде стекла, в том числе на зеркале или химически травленой поверхности, что расширят возможности вариативности декоративных эффектов.

Эрклез.

Декоративная вставка в витраж в виде небольшой глыбки из более толстого стекла с поверхностью в виде сколотых граней. Такие вставки вырезаются из стекла, обтачиваются по шаблону, затем обтесываются специально заточенным инструментом. В сколотой поверхности солнечный свет особенно искрится.

  1.  Практическая часть
  2.  Инструменты

Для изготовления витражей используют различные инструменты и приспособления:

Каток -  служит для прижима свинцовой ленты и равномерного наклеивания цветных самоклеющихся пленок, а также для устранения избытка воды из-под пленки (в случае наклеивания плёнки на воду).

Прижим твёрдый и мягкий с различными насадками - служат для прижатия кромок свинцовой ленты и зажима мест, в которых ленты находят друг на друга.

Резиновый отжим - служит для устранения избытка воды из-под пленки.

Набор ножей для свинца - острые острия ножей позволяют точно обрезать свинцовую ленту и вырезать отдельные элементы узора из витражной плёнки.

Ультрафиолетовые лампы - применяются для упрочнения ультрафиолетового клея при наклеивании фацетов.

Защитные очки – нужны при работе с УФ-лампой при наклеивании фацетов.

Веера с образцами плёнок - позволяют быстро подобрать цветовую гамму, вид и сочетаемость тонов.

Резаки по стеклу

Кисти – для росписи

  1.  Материалы

Клеи , упрочнённые ультрафиолетовыми лучами.

Оксидирующий раствор Decra Sheen - Применяется для свинцовой ленты натурального цвета. Натуральная свинцовая лента из-за влияния атмосферных условий подвергается процессу окисления и на её поверхности возникает патинированный защитный слой. Этот процесс можно регулировать, применяя оксидирующую жидкость. Протирание ею свинцовой ленты повлечёт за собой её осушение, вплоть до приобретения блёклого, матового защитного слоя.

Раствор для очистки клея - раствор-спрей позволяет быстро и качественно удалить остатки клея по краям фацета после использования УФ-лампы.

Матирующая паста - область применения: декорирование всех видов стеклянных изделий, как плоских, так и сложных форм. Технология матирования стекла, позволяющая получить на поверхности стекла непрозрачный матовый слой. Полученное таким образом изображение является практически вечным, его нельзя соскоблить, оно ничем не стирается и не смывается, так как при обработке происходит изменение самой структуры поверхностного слоя.

Акриловые витражные краски для росписи стекла.

Стекло в деревянной раме

Контур по стеклу.

  1.  Техника безопасности

  1.  Технология выполнения

Разработка эскиза.

На листе плотной бумаги разработать эскиз. Подложить эскиз под стекло, с помощью контура перевести контуры рисунка на стекло. Оставить до полного высыхания контура . Залить границы рисунка красками по стеклу. Вставить стекло в раму.

Заключение

Выполнение работы было интересным и увлекательным. В процессе создания работы небыло трудностей, так как работа легка в выполнении. Контур наносится легко, краска ложится хорошо.

Работа выполнялась в хорошо проветриваемом помещении.

Проблем с техникой безопасности не возникло.

Работая над курсовой я поняла, что витраж стал ещё более увлекательным для меня. Техники выполнения витража на столько различны и интересны.   

Приложение

Фьюзинг.

Плёночный витраж.

Заливной витраж.

Витраж Тифани

Фацетный.

Фьюзинг спекание.

Список литературы

  1.  http://ru.wikipedia.org
  2.  http://vitrelle.ru
  3.  http://vitrazhgrab.ru
  4.  http://revolution.allbest.ru




1. а Слушайте читайте интервью с физикомтеоретиком для своих взглядах на будущее и обратить внимание на выдел
2. 2002 N 79З от 25052002 N 104З от 24
3. составная часть управления промышленным производством.
4. Тема 11 30. ВЛАСТЬ И ВЛИЯНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ Понятие власти и влияния
5. Динамическое действие нагрузок.Общие понятия. Принцип Д Аламбера
6. . Аудит выпуска готовой продукции и прибыли от продаж 1.
7. Реферат- Штат Пенсильвания
8. Op Jive это бесплатный танцевальный кооператив www
9. Великая императрица
10. Молоко за вредность
11. Курсовая работа- Реорганизация фирмы
12. Путь к Любви отрывки Уступки Когда вы впервые слышите слово уступка то возможно оно ассоц
13. Основа 1996 ББК 67
14. Дипломная работа- Аналітичне дослідження кривошипно-шатунного механізма автомобільних двигунів
15. Бенедикт Спиноза и его философские воззрения
16.  Мезотелий сальника
17. Экологические аспекты преподавания темы ванадий и его применение в школьном курсе химии
18. 1 Понятие фирмы ее сущность и роль [0
19. С другой стороны в Скандинавии только лишь владения было недостаточно
20. Структура системы отношений собственности