Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Зарождение материальной культуры Обращение к истокам культуры предполагает выяснение того каким образ

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Глава 16 КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

§ 1. Зарождение материальной культуры

Обращение к истокам культуры предполагает выяснение того, каким образом на протяжении сотен тысяч лет в ходе становления человеческого общества формировалась первобытная культура, заключающаяся в повседневной хозяйственной деятельности людей, выработке трудовых навыков, создании простейших орудий труда, а также в первых образцах художественного творчества и обрядо-j      вых действиях.

Ч         Уже в античном мире сформировалось представление о трех веках каменном, бронзовом и железном, последовательно сменявших друг друга.

КАМЕННЫЙ ВЕК

Остановимся сначала на периодизации истории первобытного общества. Нижняя граница каменного века (эпохи раннего палеолита) по мере появления новых археологических данных отодвигается в глубь веков, и сегодня ученые считают, что эта эпоха началась около 2,5— 2 млн лет назад. Из них около миллиона лет понадобилось для того, чтобы развитие производственной деятельности привело к превращению человекообразных обезьян в предлюдейи еще столько же —.для становления человека современного типа. Накопленный современной наукой материал позволяет утверждать, что развитие производственной деятельности уже на первом этапе сопровождалось развитием мышления и появлением языка, которые возникли не одновременно, а с разрывом примерно в 1 млн лет, что и обусловило выделение второго этапа. К первому этапу относится создание простейших каменных орудий труда, возраст которых составляет около 2 млн лет. Это осколки небольших разбитых галек (поэтому самая древняя культура получила название галечной),

258 III. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

кусков кварца или лавы. Такие орудия труда результат еще не сознательной, целенаправленной, а условно-рефлекторной деятельности. Принято считать, что биологическая эволюция человека завершилась лишь 35—40 тыс. лет назад и была связана с развитием языка как средства общения и орудия понятийного мышления.

В каменном веке выделяют следующие основные периоды.

Палеолит (от греч. palaios древний + lithos камень) древнейший период каменного века, когда первобытный человек изготовлял свои орудия приемами ска-лывания и оббивки камня. Начало палеолита совпадает с появлением на Земле древнейших обезьяноподобных людей. Климат Земли, ее растительный и животный мир значительно отличались от современных. Палеолит завершился 35—33 тыс. лет до н. э.

Мезолит (от греч. mesos средний, промежуточный + lithos камень) эпоха каменного века, переходная между палеолитом и неолитом; совпала с окончательным угасанием оледенения и установлением современного климата. В Европе датирована с помощью радиуглеродного метода — 10—7 тыс. лет до н. э. (Северная Европа до 6-5 тыс. лет до н. э., на Ближнем Востоке — 12—9 тыс. лет до н. э.). В эпоху мезолита возникли микролиты (небольшие каменные, тщательно обработанные орудия) и оббитые рубящие орудия, начали распространяться лук и стрелы.

Неолит (от греч. neos новый + lithos камень)новый каменный век, эпоха позднейшего каменного века, завершающая стадия использования каменных орудий труда. Большая часть культур неолита Европы и Азии датируется 6—3 тысячелетием до н. э. Важнейшая черта неолита переход от присваивающей к добывающей экономике «неолитическая революция» (начало скотоводства и земледелия).

Энеолит (от греч. aeneus медь + lithos камень)халколит, медно-каменный век, эпоха перехода от каменного века к бронзовому. С IV тыс. до н. э. медные и бронзовые орудия стали вытеснять каменные.

Рассмотрим подробнее основные археологические культуры каменного века.

Глава 16. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

ПАЛЕОЛИТ Ранний палеолит

Олдовай (галечная, дошелльская культура) впервые выделена в Восточной Африке (Уганда, Танзания). Носители этой культуры пользовались примитивными орудиями труда из тяжелых галек, оббитых по краям; они занимались охотой и собирательством, жили под открытым небом и в пещерах.

Шелль (шелльская, аббевильская культура) археологическая культура раннего палеолита в Европе, Африке, Юго-Западной и Южной Азии. Возраст ее — 700—300 тыс. лет. Характерны примитивные орудия труда: рубила, чопперы, кливеры. Архантропы знали употребление огня, обживали пещеры или селились на открытых стоянках, занимались охотой и собирательством.

Ашель (ашельская культура) распространена была почти по всей Африке, Южной Европе и Азии; ее возраст — 400—100 тыс. лет.

Мустье (мустьерская культура) наиболее поздняя эпоха древнего палеолита, предшествует культурам позднего палеолита. Названа по имени пещеры Ле-Мустье на юго-западе Франции. Распространена в Европе, Северной Африке, Средней Азии, на Ближнем Востоке. Техника обработки камня характеризуется дисковидными и одноплощадными нуклеусами (ядрищами), от которых откалывались широкие отщепы, в дальнейшем оббиваемые для получения скребел, ножей, сверл, наконечников. Носители мустьерской культуры неандертальцы. Они жили уже не только в пещерах и на открытых стоянках, но иногда и в жилищах, сооруженных из крупных костей мамонтов и пещерных медведей, обтянутых шкурами; занимались охотой и собирательством. Археологические раскопки погребений неандертальцев свидетельствуют о зарождении в этот период религиозных верований.

Поздний палеолит

Ориньяк (ориньякская культура) названа так по раскопкам в пещере Ориньяк во Франции. Предположительно возникла не в Западной Европе, а была привнесена извне, так как не имеет генетической связи с мустье. Возраст — 33—19 тыс. лет. Представлена в ряде стран Западной

Глава 16. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

260 ///. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

и Центральной Европы. Характерны кремневые пластины с ретушью и выемками по краям, скребки, нуклеусы; получила развитие обработка кости. В этот период стали создаваться долговременные жилища и появилось относительно развитое изобразительное искусство (пещерная и наскальная живопись, скульптурные изображения животных и людей).

Солютре (солютрейская культура) культура середины позднего палеолита. Была распространена на территории современной Франции и Северной Испании. Возраст — 18—15 тыс. лет. Характеризуется тщательно обработанными, «солютрейскими» наконечниками с выемками в виде лаврового или ивового листа. Рядом с такими наконечниками были обнаружены кремневые скребки, резцы, проколки, иглы с дисками, жезлы и произведения первобытного искусства.

Мадлен (мадленская культура) является наиболее поздней палеолитической культурой. Была распространена на территории Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии, Германии. Возраст — 15—8 тыс. лет. Преобладают разнообразные кремневые резцы, проколки, скребки. Высоко развито искусство обработки кости. Характерны резные изображения на роге и кости, скульптура из рога, кости и бивня мамонта, гравированные и другие изображения на стенах и потолках пещер. Произошел переход к микролитам, т. е. мелким орудиям труда из камня. Мадленские охотники жили преимущественно в пещерах, а также в жилищах из костей и шкур. Мадленская культура является заключительным этапом развития поздне-палеолитической культуры всей европейской приледниковой области от Франции до Приуралья.

МЕЗОЛИТ

Вильтон (вильтонская культура) была распространена на востоке и юге Африки на рубеже позднего палеолита и мезолита. В ряде районов каменные орудия этой культуры сохранились до XIX в. Распространены микролиты, наконечники стрел, глиняная посуда, бусы. Носители культуры занимались охотой, жили в гротах; земледелие и домашние животные отсутствовали.

Капсийская культура была распространена в Северной Африке и странах Средиземноморья в TX-V тыс.

до н. э. Население занималось охотой и собирательством. Распространены микролиты, сосуды из скорлупы страусовых яиц, лук и стрелы.

Хоабинская культура группа культур Х-1Н тыс. до н. э., распространенных на территории теперешних Вьетнама, Лаоса, Таиланда, юга Китая, Малайзии и Индонезии. Орудия изготовлялись из грубо оббитых галек (топоры, скребла), костей и раковин. Имеются следы зарождающегося земледелия.

Натуфийская культура относится к Х—VIII тыс. до н. э. Существовала главным образом на территории исторической Палестины, Сирии и Южной Турции. Натуфий-цы жили в пещерах или полуземлянках со стенами, облицованными смесью глины, песка и камня. Занимались охотой, рыболовством, сбором дикорастущих злаков. Возникли предпосылки раннеземледельческой культуры. Микролиты представляли собой кремневые вкладыши для серпов и жатвенных ножей. Получили распространение ступки и песты для растирания зерен, костяные гарпуны и рыболовные крючки.

Азиль (азильская культура) развилась непосредственно из мадленской культуры. Была распространена в основном на территории Франции и Германии в VIII тыс. до н. э. Это культура племен охотников, рыболовов и собирателей; она характеризуется мелкими кремневыми орудиями (микролитами), гарпунами и другими «азиль-скими гальками» плоскими речными гальками с нанесенными рисунками культового смысла.

Тарденуаз (тарденуазская культура) была распространена во Франции, Бельгии, Германии, Англии в VII— IV тыс. до н. э. Характеризуется появлением примитивной керамики и домашних животных. Стоянки тардену-азской культуры располагались на песчаных холмах и принадлежали охотникам, рыболовам, собирателям растений. Получили распространение микролиты.

Маглемозе. Культура датируется XII-V тыс. до н. э., была распространена на территории теперешние стран Северной Европы (Дании, Великобритании, Германии, Швеции, Норвегии). Производились микролиты, гарпуны, наконечники стрел, долбленые из дерева лодки, весла. Эртебелле. Культура конца мезолита начала неолита (конец V — начало III тыс. до н. э.). Была распространена

262 ///. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 16. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

в Северной Европе (Дании, Германии, Швеции). Характерны микролитические орудия, костяные и роговые изделия, керамика. Распространены охота, рыболовство, ловля моллюсков.

НЕОЛИТ

Культура эпохи неолита, нового каменного века, характеризуется переходом от присвоения готовых продуктов природы посредством охоты, рыболовства и собирательства к производству продуктов питания с помощью орудий труда. Многочисленные археологические культуры неолита исследователи делят на две группы: 1) земледельцев и скотоводов; 2) развитых охотников и рыболовов. В VII—II тыс. до н.э. в Евразии, Африке и Австралии насчитывалось 22 культуры, относящихся к этим группам. Основным материалом при создании орудий труда оставались камень и кости диких животных. Вместе с тем получила развитие техника пиления, сверления и шлифования. В эпоху неолита завершилась стадия развития каменных орудий, и на смену им пришли медные и бронзовые.

Изменения в технике производства сопровождались грандиозными преобразованиями в экономике, что было связано с развитием скотоводства и земледелия. Постепенный переход в ряде регионов к оседлому образу жизни обусловил первый демографический взрыв. Известный английский археолог Г. Чайлд определил переход к земледелию и последовавший резкий рост численности населения Земли как «неолитическую революцию»*, которая означала первый экономический переворот в истории человечества. Этот переворот знаменовал собой как производственную революцию (переход к производящей экономике), так и революцию техническую. (Более поздние исследования указывают на появление первых очагов производящей экономики в мезолите и даже верхнем палеолите)**.

Переход к производящему хозяйству явился закономерным результатом кумулятивного развития техники и технологии. Определяющими элементами материальной

* См.: Чайлд Г. У истоков европейской цивилизации. М 1952. ** См. подробнее: История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986. С. 246.

культуры явились глиняная посуда, каменные топоры, молотки, долота, мотыги, кремневые кинжалы, ножи, наконечники стрел и копий, серпы, а также изделия из кости, рога и дерева. Получили распространение кремневые мастерские и шахты для добычи кремня. Возникновение всех этих предметов материальной культуры было взаимообусловлено. Так, обработка дерева (долбленые челны, весла, лыжи, сани) потребовала совершенствования операций шлифования и сверления и, следовательно, производства соответствующих орудий труда.

Дерево и глина использовались при сооружении домов-землянок, а также широко применялись при изготовлении посуды и другой домашней утвари. Находки керамики при проведении раскопок являются отчетливым признаком неолитической культуры, характеризующейся развитием оседлого образа жизни. Типичными предметами культуры неолита были зернотерки, песты, ступки, жатвенные ножи, серпы, мотыги.

На основе плетения корзин в этот же период возникло ткачество. Материалом для ручного плетения служили волокна дикорастущих растений. И только развитие земледелия и скотоводства привело к производству тканей из окультуренных видов льна и хлопчатника, шерсти. Появилось веретено и пряслица. Переход от неолита к бронзовому веку ознаменовался появлением ткацких станков (Египет, Передняя Азия, Европа).

На изменение образа жизни человека в эпоху неолита (от полукочевого образа жизни охотников и рыболовов к оседлому образу жизни земледельческих племен) большое влияние оказало использование новых источников механической энергии (обработка земли с помощью прирученных животных). Образ жизни является важнейшим критерием при определении перехода к производящему хозяйству в эпоху неолита.

ЭНЕОЛИТ

Относительно непродолжительная эпоха энеолита, медно-каменного века, перехода от каменного века к бронзовому, частично наложилась на поздний неолит. В IV тыс. до н. э. медные, а позднее бронзовые изделия появились на Ближнем Востоке (Иран, Турция, Месопотамия), в Hill тыс. до н.э.—в Европе, Индии, Китае. В производственной практике это было связано с зарождением метал-

264 ///. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

лургии, развитием горного дела и добычей полезных ископаемых, расширением круга домашних промыслов и ремесел. Наряду с развитием скотоводства и формированием земледелия эти отрасли хозяйства явились материальными предпосылками разложения первобытного общества.

Металлургия одно из важнейших изобретений человечества, приведшее к перевороту в производительных силах, образе жизни и мировосприятии древнего человека. До сих пор нет единого мнения относительно того, какие районы явились родоначальниками этого вида человеческой деятельности. Но, очевидно, последовательность развития технологии получения и обработки металлов для различных очагов мировой цивилизации была общей. Вначале древние мастера научились добывать и обрабатывать самородную медь, затем перешли к получению меди из руд и литью, а позднее научились получать сплавы на основе меди, что означало переход к бронзовому веку.

Крупные литые металлические изделия (долота, кинжалы, топоры, серпы) появились в конце VI тыс. до н. э. на Ближнем Востоке. В большинстве случаев использование медных топоров и ножей увеличивало производительность труда в 3—6 раз, однако для ряда операций каменные орудия труда оставались предпочтительнее, нежели медные. К тому же, добыча меди была весьма незначительна. В Древнем Египте годовая добыча составляла примерно 7 т, а в Центральной Европе производство меди поначалу не превышало 16 т в год.

Развитие горного дела получило начало еще в неолите и было связано с добычей кремня. Поначалу кремень добывался открытым способом в траншеях глубиной до 3—4 м, позже использование крепежных столбов позволило прорывать шахты и штреки глубиной до 16 м и более эффективно использовать их на ограниченных территориях. Кроме кремня, велась добыча сланцев, яшмы, малахита, нефрита, соли. Добыча руд и полезных ископаемых была делом не только мужчин, но также женщин и детей, однако в металлургическом производстве были заняты только мужчины.

Создание горного и металлургического производств обусловило развитие транспортных средств. ВИранеру-

Глава 16. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

да перевозилась на расстояние 800 км, а в Нижнем Египте—за 100 км до металлургических центров.

С металлургией было связано возникновение ремесел и отделение ремесла от земледелия. Первым профессиональным ремеслом стало кузнечное дело. Гончарное дело, ткачество и другие ремесла, связанные первоначально с металлургией, носили товарный характер. К тому же они четко разграничивали обязанности между мужчиной и женщиной, между племенными группами.

Период энеолита, в который совершилась замена каменных орудий труда изделиями из металла, сменился бронзовым веком эпохой повсеместного распространения в различных регионах мира орудий труда из бронзы.

БРОНЗОВЫЙ ВЕК

С конца IV тыс. до н. э. до начала 1 тыс. до н. э. для более чем тридцати культур бронза стала основным материалом при производстве орудий труда и боевого оружия. В отличие от тугоплавкой меди, требующей холодной ковки, бронза имеет более низкую температуру плавления (700-900° С), высокую твердость и прочность при охлаждении. Орудия из бронзы отливались, что дало возможность их массового производства. Из бронзы изготовлялись топоры, серпы, ножи, мотыги, стрелы, мечи, а также предметы бытового обихода, скульптура и пр. Но все же бронза оставалась редким и дорогим материалом и использовалась в основном для производства оружия и предметов роскоши. Основные орудия труда по-прежнему изготовлялись из камня и дерева.

В Азии бронзовый век ознаменовался развитием ранее возникших и появлением новых городских цивилизаций Месопотамия, Египет, Сирия, Хараппа. Центром европейской культуры эпохи бронзы была Эгейская (кикладская) культура; за пределами Эгейского мира в эту эпоху сохранились еще неолитические культуры земледельцев и скотоводов.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК

Железный век завершает историю первобытного и раннеклассового общества.

Культура железного века характеризуется развитием технологии обработки металла и массовым изготовлением

266 ///. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 16. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

железных орудий. Железо окончательно вытеснило камень, что не смогли сделать ни медь, ни бронза. По сравнению с предыдущими железный век значительно короче. Он наступил в Европе, Сирии, Малой Азии, Закавказье, Индии в начале 1 тыс. до н.э. и завершился (ранний железный век) в 1 в. до н.э. Отдельные предметы из железа были известны в Египте еще в III тыс. до н. э., а способ получения железа из руды был открыт во II тыс. до н. э., но широкое распространение этого материала началось в IX—VII вв. до н. э., когда из железа научились получать сталь.

Это привело к техническому перевороту: стали расширяться посевные территории) создаваться мелиоративные сооружения. Интенсивно стали развиваться кузнечное и оружейное ремесла. Появление железных орудий труда способствовало созданию судов, колесниц и других транспортных средств. К началу нашей эры были известны основные виды ремесел и сельскохозяйственные орудия, которые служили человеку в средние века и новое время.

§ 2. Восприятие природы в первобытной культуре

В первобытной культуре деятельность человека носила синкретический, нерасчлененный характер, что обусловливало формирование своеобразного образа природы. Эта деятельность характеризовалась, во-первых, единством человека и осваиваемой им природной среды, во-вторых, неосознанностью различий между реальностью и вымыслом) в-третьих, отсутствием развитых форм социального самосознания, порожденном аморфностью социальной организации и, в-четвертых, доминированием чувственного восприятия и базирующегося на нем воображения.

Практическое освоение природы в первобытной культуре проходило в двух формах хозяйствования: присваивающего и производящего. Присваивающая форма хозяйствования явилась самой первой исторической формой общения человека с природой. Носители культуры этого периода пользовались самыми примитивными орудиями труда, при помощи которых они могли потреблять лишь то, что произвела сама природа.

Второй тип хозяйствования был связан уже с применением орудий труда созидательно-конструктивного действия, связанных с обработкой земли и разнообразных природных материалов глины, растительных волокон, шерсти, металлов) что, в конечном счете, и привело к становлению и развитию производящего способа хозяйствования.

Процесс жизни воспринимался первобытным сознанием в виде беспорядочного нагромождения событий, окружающая действительность одушевлялась некими непонятными стихийными силами. Последние неподвластны первобытному человеку и представляются ему уродливыми и ужасными.

Земля с составляющими ее предметами представлялась первобытному человеку живой, одушевленной) все из себя производящей и все собой питающей, включая небо, которое она тоже рождает из себя. Как женщина в период матриархата являлась главой рода, матерью) кормилицей и воспитательницей, так и земля понималась как источник, живородящее лоно всего мира, богов, демонов и людей.

Демоны первоначально представлялись как некая злая (или, реже, благодетельная), безымяннная, безликая, мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная роковая сила, о которой человек не имеет никакого представления.

Демон еще не имел фигуры и лица, никакого вообще очертания, его нельзя было назвать по имени, вступить с ним в контакт. Внезапно нахлынув неизвестно откуда) он мгновенно производит катастрофическое действиеи тут же бесследно исчезает.

Позднее первобытный человек индивидуализировал безличных демонов. Они начали представляться в его сознании как существа материальные, чувственные, то есть обладающие телесной оболочкой. Но наделяя, например, силы земли такой оболочкой, многие народы по-прежнему присваивали им вид чудовищ и страшилищ.

Так, древнегреческий поэт и философ Гесиод в «Теогонии» излагает архаическое предание о порождении Небом-Ураном и Землей-Геей титанов, циклопов и сторуких. У последних чудовищность подчеркнута особенно: у каждого из них по 100 рук и 50 голов. Среди порождений

268 Д7. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 16. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Геи были и эринии страшные, седые окровавленные старухи с собачьими головами и со змеями в распущенных волосах.

В дальнейшем происходит трансформация восприятия демонов и богов к их антропоморфическому, то есть очеловеченному образу. Именно у греков этот антропоморфизм достиг своего наивысшего оформления и выразился в целой системе художественных и пластических образов. Например, Деметра богиня культурного земледелия и Артемида богиня охоты, несмотря на то, что они служили покровительницами древних видов деятельности, представлялись уже не чудовищами, а величественно-прекрасными женщинами-богинями) проявляющими дружелюбное и сердечное отношение к людям.

Преображается вся природа, которая раньше была наполнена страшными и непонятными для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умел не только прятаться от нее, но и более уверенно ориентироваться в ней, умел находить в ней красоту, использовать природу для своих надобностей. Если раньше нимфы рек и озер (океаниды) или нимфы морей (нереиды) это воплощение дикости и хаоса, то теперь природа предстает умиротворенной, поэтизируется. Так, нимфы становятся в художественной культуре предметом поэтического любования.

Пантеон древнегреческих богов, восседающих на Олимпе, возглавлял Зевс, все стихийные силы оказались в его руках. Гром и молния, равно как вся атмосфера) стали атрибутами Зевса; греки стали объяснять различные атмосферные явления как зависящие от воли Зевса. Характерно окружение Зевса на Олимпе. Это богиня победы Ника тоже уже не страшный и непобедимый демон) а прекрасная крылатая богиня, которая является только символом мощи самого же Зевса. Богиня Фемида теперь воспринимается уже не как страшный закон земли и ее стихийных беспорядочных действий, а как божество права и справедливости, правопорядка, находящееся возле Зевса как символ благоустройства мира. Мифологическая картина мира сложилась в результате переноса человеком кровно-родственных отношений на всю природу и мир в целом.

Интуитивно созданный мифологическим сознанием порядок у греков назывался космосом. В дальнейшем у

античного человека появляется настоятельная потребность к осмыслению этого живого космоса. На смену интуитивному восприятию приходит осознание и рефлексия, то есть философия как особое знание, которое обособляется от мифа и магии, хотя часто внешне сохраняет такую связь.

В интеллектуальных конструкциях древнегреческих философов космос перестает пониматься антропоморфически, но продолжает восприниматься живым, материальным и одушевленным. Для античного понимания космоса важна идея вечного возвращения, вечного рождения его как живого организма. Движение его представляется не прямолинейным) а круговым. В этом подвижном, живом, видимом и слышимом целом человек не противопоставляется природе, а мыслится как одна из ее частей.

§ 3. Зарождение рациональных знаний, письменности и искусства

Говоря о первобытной культуре) нельзя не остановиться на естественно-научных знаниях той эпохи. Первобытные представления о мире первый шаг в становлении этих знаний, начальные его модели, возникавшие в эпоху неолитической революции. Появление этих моделей мира как целого обусловлено противопоставлением человека природе, активным его воздействием на природные стихии. Формирование первоначальных рациональных представлений о мире было связано с переходом к производящей экономике.

Собственно наука древнего мира стала зарождаться гораздо позже в цивилизациях Ближнего Востока, Средиземноморья, Индии и Китая в связи с развитием письменности. Здесь оформились математика, астрономия, медицина, философия.

Воссоздание первобытных представлений о мире позволяет выявить ряд устойчивых мыслительных конструкций древнего человека, которые получили впоследствии письменное выражение в мифах.

На первых порах эти представления укладывались в воспроизводящую акт творения мира космологическую схему: прежде существовал хаос, акт творения положил

270 ///. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

начало организации космоса, природы человека, общества) культурных традиций. Хаос воспринимался как время, когда «не было ни сущего, ни не сущего; ни неба, ни земли; ни дня, ни ночи; ни жизни, ни смерти...» На смену ему пришло то, что человек может конкретно воспринимать и включать в свою деятельность: земля, вода, огонь, воздух, растения и животные) горы и реки и т. д. Все это разумный космос, отделившийся от хаоса. Так формируется одна из устойчивых умственных конструкций древнего человека: объектом человеческого познания, равно как и действия, преобразования, может быть то, что следует за актом творения, т. е. космос, мир, физическая плоть природы.

В мифопоэтическом преломлении Гесиода (VII в. до н. э.) поэме «Теогония» это звучит так:

«Перво-наперво возник Хаос (Бездна), а затем Широкогрудая Гея (Земля), прочное седалище навек Всех бессмертных, живущих на вершине снежного

Олимпа,

И Тартар туманный в недрах широкодорожной Земли, И Эрос (Любовь) прекраснейший среди

бессмертных богов, Расслабляющий члены всех богов и всех людей, Покоряет он разум и соображения в груди. Из Хаоса родились Эреб (Мрак) и Черная Ночь, А от Ночи произошли Эфир и Денница, Которых она родила, зачав от Эреба в любовном

совокуплении. Земля сначала родила равное себе Звездное Небо (Урана), чтобы оно покрыло ее повсюду, И да будет блаженным богам прочным седалищем навек, Родила и высокие Горы прелестные обиталища Богинь Нимф, которые живут в ущелистых горах, Еще родила бурно волнующуюся неистощимую

пучину Море, [все это] без вожделенной любви. А потом,

Разделив ложе с Небом, родила глубоководовертного Океана...*

Глава 16. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Мифологическая картина мира была шире, нежели религиозная, поскольку она включала, помимо фантастических идей, абстрагированные понятия о космосе, пространстве, времени. В раннепервобытных человеческих коллективах (у австралийцев, бушменов, папуасов) понятие вселенной ограничивается территорией группы или племени мезокосмом. Позже формируется целостная модель мира, охватывающая три зоны космоса: небо, землю и преисподнюю. Древние космогонии фиксировали все явления природы и культуры в виде пары взаимосвязанных противоположностей: мужскоеженское, левоеправое, верх—низ, жизнь—смерть, свои—чужие и др. В недрах первобытного сознания присутствовала целая система таких бинарных противоположностей (до 20 пар). Проецируя эти признаки на первоначальный хаос, человек постепенно приходит к систематизации знания о нем как о космосе, организованном мире.

Центр мироздания, мезокосм был воплощен в образе мирового дерева (горы, столпа, оси и т. д.), соединяющего все миры в трехслойном космосе. Такое понимание стало традиционным в истории культуры.

Четыре стороны света и три слоя (уровня) мироздания давали в сумме священную семерку (пантеон семи богов у иранцев, скифов, славян). Четыре (чет) мужской символ и три (нечет) женский символ у племен Западной Африки в сумме становились символом царя, реализовывавшего все социальные функции (Западная Африка). Так было положено начало космологическим константам*.

Космос в развитых космогониях был антропоморфи-зированным и представлялся созданным из расчлененного тела первочеловека (ведийский Пуруши, скандинавский Имир) или возникшим из хаоса. Помещенные на небо боги инициировали в человеческих коллективах обряды (погребальные, свадебные, календарные), карнавалы, ритуальные сексуальные оргии. Если обряды являлись отражением порядка космоса, то карнавалы и оргии вторжением сил хаоса.

* Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических тео-космогоний до возникновения атомистики. М., 1989. С. 35.

* См. подробнее: Топоров В. Н. Первобытные представления о мире // Очерки истории естественно-научных знаний в древности / Под ред. А. М. Шамина. М., 1982. С. 24-28; Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979. С. 117—118, 130—131.

272 ///. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Смысл ритуалов заключался в укреплении связи человека с природой, умилостивлении ее сил. Именно в земледельческих цивилизациях, возникших в ходе неолитической революции, сложились ритуалы кровавых человеческих жертвоприношений и эротических действ на полях для поддержания плодородия земли.

В ритуалах нашли отражение представления о космических циклах: то или иное ритуальное действо означает вечное возвращение к идеальным временам, поскольку действительность всегда оказывается ухудшенным вариантом изначального существования.

В философской поэме Гесиода «Труды и дни» так описан контраст между жизнью людей в идеальном, «золотом» и современном автору «железном» веке:

Создали прежде всего поколение людей золотое Вечно живущие боги, владельцы жилищ олимпийских, Был еще Кронос-повелитель в то время владыкою неба. Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою, Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили, А умирали как будто объятые сном. Недостаток Был им ни в чем не известен. Большой урожай

и обильный

Сами давали собой хлебодарные земли. Они же, Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства, ~

Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных... Землю теперь населяют железные люди. Не будет Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, Йот несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им... Дети с отцами, с детьми их отцы сговориться не смогут.

Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю хозяин, Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.

Старых родителей скоро совсем почитать перестанут... Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью. И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель, Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею

Глава 16. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА       273

Станет почет воздаваться.

Где сила^ там будет и право. Стыд пропадет...*

Так в представлениях о «золотом веке», об исчезновении поколения героев формировалось историческое сознание, которое тесно переплеталось с космологическими представлениями. Произведения Гесиода, равно как и Гомера, характеризуются тем, что в них разрушается мифологическое мировосприятие (у Гесиода это происходит на основе рационализации мифа, у Гомера мифы обретают эстетические каноны). Эпические поэмы Гомера и Гесиода, произрастая из корней народного эпоса, отразили эстетиччские и этические воззрения древних греков, сочетаясь с космологическими представлениями, на основе которых формировалась древнегреческая наука.

Зачатки научных знаний

На основе мифопоэтического восприятия мира в зарождающейся древнегреческой философии стали формироваться космогонические концепции, умозрительные модели космоса. Космос, по аналогии с живым существом, рассматривался как нечто зарождающееся и развивающееся во времени. Так, Анаксимандру приписывается мысль о том, что при зарождении этого мира из вечного выделилось животворное начало теплого и холодного, и некая сфера из этого пламени облекла окружающий Землю воздух, как кора дерево.

Рациональные знания первобытной культуры включали в себя календарно-астрономические и математические представления, биологические, медицинские, географические, исторические сведения. Возведенный на рубеже каменного и бронзового веков на территории современной Англии гигантский мегалитический комплекс Сто-унхендж точно фиксировал точки восхождения Солнца в день летнего солнцестояния и захода его в день зимнего солнцестояния и мог служить для предсказания солнечных и лунных затмений. В ранних охотничьих общинах выделялись на карте звездного неба Плеяды, а развитие

* Антология мировой философии. Т. средневековья. Ч. 1. М 1969. С. 266-267.

Философия древности и

274 ///. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Гаава 16. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

земледелия позволило расширить представления о пространственно-временных особенностях движения Плеяд по небосводу. Развитие скотоводства способствовало появлению зоологических знаний, а земледелие ботанических, химических и гидротехнических. Необходимость расселения первобытного населения в новых районах привела к выработке навыков описания и графического обозначения объектов ландшафта (реки и их притоки, озера, пути, реже особенности рельефа местности).

Помимо рациональных знаний, важнейшими элементами культуры рассматриваемых эпох являются зарождающаяся письменность и искусство.

Письменность

Основными факторами становления письменнности в первобытном обществе послужили: 1) выделение графической символики среди других форм коммуникации; 2) выработка стабильных графических средств для передачи общего смысла сведений; 3) создание устойчивой системы графических знаков для передачи речевой информации.

Исторически первым, предположительно в палеолите, сложилось пиктографическое письмо, или пиктография. Содержание сообщения передавалось в виде рисунка или последовательности рисунков. Пиктография служит и в наши дни подсобным средством общения (знаки дорожного движения, вывески-символы). Пиктография не является в полном смысле письмом, так как фиксирует не саму речь, а ее содержание посредством метафорической или условной символики. Так, всего в 12-ти пиктографических рисунках эскимосы могут сообщить о направлении и длительности маршрута, способах передвижения и охоты, об успехе промысла на морского зверя и о стоянках на маршруте. Уходя со стоянки, эскимосы оставляли щепки с рисунками, поясняющими, куда и зачем они ушли. У северо-американских индейцев дымящаяся трубка и ее изображение символизировали состояние мира, покоя.

В неолите диапазон пиктографии расширяется, в рисунках фиксируются уже не только отдельные эпизоды деятельности, а целые периоды в годовом цикле. Так ста-

ли появляться пиктографические «хроники», означавшие переход к рисуночно-знаковому письму и далее, к идеографическому. Этот переходный период означал и начальную стадию выделения труда по составлению регулярных «записей» в особый вид деятельности. Идеограммы, в отличие от пиктограмм, обозначают не целые предметы и понятия, а целые слова или значимые части слов морфемы. Первоначально идеограммы означали понятия вне зависимости от их устного звучания. Позже письмо окончательно освобождается от своего рисуночного изображения и получает завершенную форму в иероглифе.

Иероглифическое письмо получило распространение в Шумере, Египте, Урарту, Крите, Китае (здесь оно получило наиболее развитую форму, сохранившуюся до настоящего времени). На рубеже IV и III тыс. до и. э. произошел переход от рисуночных иероглифов к более скорописной клинообразной графике. Позже идеографическое письмо стало словесно-слоговым (шумерская клинопись содержала около 1000 специальных знаков).

Искусство

Произведения искусства первобытной эпохи служили культовым целям или решению разнообразных практических задач. Художественные произведения использовались для облегчения трудовых процессов (песни, музыкальные ритмы), регулирования социальных отношений и религиозно-магических обрядов (маски и скульптурные изображения). Тогда же стало формироваться декоративное искусство, предназначенное для художественного оформления орудий труда, утвари, жилищ, культовых принадлежностей и построек и т. д.

Позже, в эпоху классообразования, начала возникать особая категория произведений искусства, предназначенная для действ, несущих на себе протополитическую и идеологическую нагрузку. Обожествление образов вождей осуществлялось в хвалебных песнях-гимнах и монументальных надгробных изваяниях. Произведениями искусства стали предметы, выполняющие функции атрибутов власти (жезлы, скипетры, оружие, маски, статуэтки и т. д.).

Появление предметов и видов искусства, служащих не только реализации утилитарных функций, но и удовле-

276 ///. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 16. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

творению художественного чувства, развлечению, начало складываться позже отмеченных выше видов. Это было связано также с социальным расслоением общества и закреплением отдельных видов художественной деятельности только за мужчинами (резьба по дереву и кости), либо только за женщинами (изготовление ковров, расписывание одежды, обуви). Такая специализация привела к развитию системы обучения, которая строилась на передаче опыта, традиций, тайн ремесла.

В эпоху перехода от родоплеменной общины к классовому обществу зародился героический эпос. Впоследствии он получил воплощение в ранних памятниках литературного творчества и устных сказаний древнева-вилонских сказаниях о Гильгамеше, древнеиндийской «Ра-маяне», «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, ирландских сагах, русских былинах и др.

Жизненность эпических сказаний и песен, их разнообразие были обусловлены сложными этническими процессами преодолением племенной замкнутости, образованием более крупных этнических и социальных коллективов, наличием частых военных конфликтов между ними. Так) в образах наделенных фантастической силой богатырей героизировались носители ратной славы, вершители военных захватов чужих территорий.

Но не только это определяло содержание раннелите-ратурного творчества. В мифопоэтическом наследии активное начало принадлежало прекрасному. Еще в архаической мифологии, окончательно сложившейся в первой трети 1 тыс. до н. э., красота обладала притягательной и губительной силой. В последующие периоды развития античной мифологии и литературы олимпийские боги становятся носителями красоты, созидающей космическую и земную жизнь.

В переходный к классовому обществу период было положено начало волшебным сказкам. Если в героическом эпосе главным героем выступает богатырь, борющийся с силами зла (неважно, где они заключены в природной стихии или в чужом племени), то в сказках повествуется история обыкновенного человека. Он не обладает никакими исключительными качествами, часто незаслуженно обижен, обездолен, но благодаря действию волшебных сил преодолевает многочисленные труднос-

ти; справедливость торжествует. В условиях классообра-зования возникают такие жанры словесного искусства, как панегирик, восхваляющий богов и людей, и поношения, или инвективы, адресуемые врагам и соперникам.

Памятниками прикладного искусства являлись произведения монументальной архитектуры дольмены, менгиры, кромлехи и другие постройки из огромных каменных плит и камней. Эти сооружения предназначались для астрономических наблюдений (Стоунхендж), погребальных и культовых действ (Восточная Полинезия). Монументальные сооружения из сырцового кирпича в VII тыс. до н. э. создавались на территории Передней Азии, Сирии, Палестины, Испании и др. С монументальной архитектурой тесно связана и монументальная скульптура, изображающая героев, воинов, различных реальных и фантастических животных.

В заключение следует отметить, что и в героическом эпосе, и в наскальных рисунках, и в монументальной скульптуре центральное место занимал образ человека. В художественных произведениях верхнепалеолитической пластики Европы преобладали женские изображения. В наскальном искусстве мезолита приоритет отдавался изображению мужчин-охотников. Для ранних антропоморфных изображений (вплоть до энеолита) была характерна «безликость», т. е. отсутствие четкой прорисовки лиц. Но зато масками выражали вполне определенные человеческие качества и душевные состояния храбрость и силу, злобность и коварство, страх и смелость, печаль и радость. Но эти портреты не были еще изображениями какого-либо отдельного человека, равно как и мифологические образы не выражали индивидуальных человеческих характеров. Главные герои эпоса и сказок фигуры часто идеализированные.

Эпический герой олицетворял идеал воина-богатыря, который обладает огромной физической силой, жаждет подвига и самопожертвования, независим и противостоит стихиям и богам (Геракл). Герой волшебных сказок, напротив, социально пассивен, но трудолюбив, смекалист, добродушен; его поддерживают волшебные силы. Такие качества явились основой формирования ценностных форм сознания как регуляторов общественных отношений.




1. Шаровая молния
2. Вита Оглавление О книге К читателю Благодарности Введение Часть I
3. Правовое регулирование лесохозяйственной деятельности
4. Тема Фасад и Архитектурный разрез
5. Клетки иммунной сисемы Иммунокомпетентные клетки
6. Договір на проведення перевірки
7. Конспект лекций Омск 2005 УДК 1 075 Ббк 87я73 Ф 56 Рецензенты-
8. Основные концепции и законы физики
9. Стратегии обеспечения материальными ресурсами различных предприятий
10. а с 1030 до 12
11. Реферат- Низкие цены нужны лишь потребителям
12.  Показатели деятельности страховых компаний
13. Роман И С Тургенева Отцы и дети
14. первых данные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев классов общества поли
15. Pinnacle Studio
16. Образование взрослых в контексте становления глобальной культуры
17. Тема уроку. Такт затакт сольфеджування вправи
18. Тема Глава б тв 1 Т ~азір ~олдан
19. Преодоление барьеров в обучении
20. Контрольная работа- Особенности организации бухгалтерского учета