Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
АННОТАЦИЯ НА КНИГУ СЛАВОЯ ЖИЖЕКА «МЕНЬШЕ, ЧЕМ НИЧТО: ГЕГЕЛЬ И
ТЕНЬ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА»
В своей книге «Less than nothing: Hegel and shadow of dialectical materialism» Славой Жижек ставит (как сам его определяет) главный философско-мировоззренческий вопрос нашего времени, а именно: возможно ли сегодня оставаться гегельянцем в философии? В процессе развития своей мысли автор приходит к утвердительному ответу, который, в то же время, не мыслим без одного важнейшего условия Гегеля сегодня возможно читать лишь через Лакана. Впрочем, относительно Лакана ситуация аналогична.
На первых же страницах своей работы Жижек старается определить круг возможных читателей. И делает он это следующим образом. Выделяются два противоположных вида «идиотизма»: 1) периодический «идиотизм», суперумная личность, которая просто не понимает какие-то определённые ситуации, т.е. понимает ситуацию логически, но упускает скрытый подтекст (к подобного рода личностям можно отнести Алана Тьюринга); 2) «идиотизм» тех людей, которые не лишены здравого смысла (например, это может быть хор в древнегреческой трагедии, доктор Ватсон или капитан Гастингс), в том числе и социального, бытового. (Но возникает проблема с таким типом личностей как Франц Кафка. А всё дело в том, что его способность это представлять идиотизм как нечто нормальное); 3) представления же третьего типа «идиотизма» не надо искать с большим усердием, чем просто посмотреть в Википедии определение понятия «имбецил». И в данном случае ситуация не катастрофична, как бы сказал Кафка. Для Жижека проблемы здесь начинаются в другом, с вопроса: откуда берётся корень «бицил» («им-» отрицательная приставка). В конце концов, философ приходит к тому выводу, что «имбецила» можно сравнить с кем-то, кто может ходить без палки.
В конечном итоге, данную классификацию можно свести к следующим трём составляющим: 1) «идиоты» это личности вроде Алана Тьюринга; 2) morons («болваны») это, собственно, обычные люди («big Other») и 3) типичный представитель «имбецильности» - это Франц Кафка.
«Less than nothing…» не является, таким образом, справочником по Гегелю для полного идиота, но в то же время это и не очередной университетский учебник по немецкому философу. Это что-то сродни путеводителю по Гегелю для «имбецилов»; «Гегель для тех, у кого температура тела (по Цельсию) сопоставима с их IQ»1.
Развивая то, с чего начал, Жижек задаётся далее вопросом: чего же такого знает «имбецил», чего не знают «идиоты» и «болваны»? Если человека обладающего истинным знанием заставить отказаться от него, то оно (знание) не перестаёт, конечно же, от этого быть истинным. Например, фраза Галилея «Eppur si muove» («И всё-таки она движется»): эту фразу можно понять и по-другому, не дословно, символично. С тех пор прошла не одна сотня лет и теперь достоверно не известно, была ли произнесена вообще эта фраза или нет. Но фраза-то осталась и смысл остался. Может быть, слов и нет, но есть позиция, которая верна. Даже если чего-то нет (если мы что-то отрицаем), то идея этого всё равно влияет на нас. Если мы во что-то не верим, то этот факт не отменяет реальности того во что мы не верим. Например, для Фрейда фраза аналогичная галилеевской: «Теория хороша, но она не отменяет существование тех фактов, которые в неё не входят». Жижек замечает, что двусмысленность этой фразы говорит нам, что не стоит сводить её к простому эмпиризму.
«Less than nothing…» описывает все онтологические последствия смысла галилеевского изречения «и всё-таки она движется». Движение это борьба-стремление за постижение пустоты. Буквально, «вещи движутся» означает, что есть что-то вместо ничего, не потому что реальность это избыток по сравнению ни с чем, но потому что реальность это меньше, чем ничто. Именно поэтому реальность нужно дополнять вымыслом. Чтобы скрыть её пустоту. Чтобы стать ничем, нужно уже чем-то изначально быть. «Less than nothing…», по словам Жижека, видит эту странную логику в самых несоизмеримых онтологических областях и на разных уровнях: от квантовой физики до психоанализа.
Смысл логики этой книги очень хорошо передаётся с помощью гипотезы поля Хиггса, которое широко обсуждается в современной физике частиц. «Предоставленные своим собственным механизмам в среде, где они могут либо сами существовать на своей энергии, либо передавать, все физические системы, в конечном итоге, погрузятся в состояние наименьшей энергии, другими словами, чем большую массу мы возьмём из системы, тем больше мы снизим её энергию, пока не достигнем состояния вакуума или нулевой энергии»2. Но есть какая-то субстанция, что мы не можем забрать из системы, не повысив её энергию это и есть поле Хиггса. Когда это поле появляется в опустошённом сосуде, температура которого снижена до возможного минимума, его энергия будет дальше снижаться. Это «что-то», что содержит меньше энергии, чем ничто; что-то, что характеризуется полностью негативной энергией в общем, это физическая версия того как что-то появляется из ничего.
В своей книге словенский философ делает попытку показать, что фрейдовское влечение нельзя свести к тому, что буддизм называет желанием, а Хайдеггер стремлением. Аксиома книги такова: она делится на два главных раздела Гегель (как смысловой центр книги) и Лакан (как повторение Гегеля). Здесь используется пошаговый подход, аналогичный тому, который использован Элизабет Кюблер-Росс в её исследовании «смирения с бессмертием».
Рассмотрение Гегеля Жижек начинает с очевидного исторического вопроса: в каком смысле человек может быть гегельянцем, при этом держа в голове радикально изменившуюся историческую ситуацию?
Далее автор даёт описание основных механизмов или формул диалектического процесса и переходит к более детальному описанию основных тезисов Гегеля относительно Абсолюта не только как субстанции, но и как предмета. «В конце концов, мы поднимаем сложный и не тривиальный вопрос ограничений гегелевского проекта»3.
Следующее, что делает Жижек рассматривает Лакана как повторение Гегеля. В этом разделе первый шаг презентация отсылок Лакана к Гегелю (как очевидных, так и скрытых). Этот этап автор называет «Лакан как читатель Гегеля».
Далее презентация шва как элементарного механизма процесса обозначения (индикации). Этот механизм, по мнению Жижека, позволяет нам понять лакановское определение слова signifier (индикатор) это то, что представляет предмет для другого индикатора. Автор также говорит о необходимости проверки предмета, созданного в результате процесса обозначения (индикации). Этим предметом и будет лакановский объект А во всех измерениях. Наконец, рассматривается и лакановское понятие о половых различиях и его логика non-All (не все, не всё). Эти вопросы рассматриваются очень подробно, здесь Жижек очень внимательно читает Лакана. В «Less than nothing…» Жижек показывает, критикуя, ограниченность и тупиковость лакановской теории. В то же время, Бадью его попытка преодолеть антифилософию Лакана, - наталкивает нас по словам автора на вопрос существовании онтологии сегодня.
Что касается Гегеля, то помимо самого немецкого философа и его Вещи в книге также идёт речь о том, что было «до» (Платон, христианство и Фихте) и «после» (Бадью, Хайдеггер и квантовая физика). Автор считает, что «Парменид» Платона заслуживает особого внимания как первое упражнение в истинной диалектике, отмеченной Гегелем и Лаканном. Так как Гегель был философом христианства, не удивительно, что подход Гегеля к смерти Христа имеет радикальный освободительный потенциал. Хотя, иногда и кажется, что Фихте в одном шаге от Гегеля, их вселенные совершенно различны, так как то, как Гегель понимает отношение между Я и не-Я, выходит далеко за рамки субъективного идеализма. И так как философский смысл и последствия квантовой физики всё ещё не изучены, то правомерен вопрос: а что если чтение Гегеля открывает нам дорогу для новой материалистической интерпретации?
Книга устроена таким образом, что между центральными частями вставлены шесть интерлюдий. Это отражение главных тем в литературе, искусстве, науке и идеологии. В них также освещены работы философов противоположных Гегелю и Лакану. Есть также три дополнительных темы по поводу Гегеля: размытость ссылок Маркса на Гегеля; уникальный статус безумия в теории разума по Гегелю; места философии Гегеля, где его система порождает избыток, что угрожает разрушить его же собственную систему, именно: толпа, сексуальность, брак.
У Лакана также есть интерлюдии: 1) обратное действие процесса обозначения (идентификации); 2) противопоставление анти-корреляционизма Лакана недавней критике посткантианского корреляционизма Квентина Мейясу; 3) исследование ограничения понятия субъекта в работе в когнитивных науках.
Жижек обращает внимание на то, что сегодняшнее идеологическо-философское поле состоит из четырёх основных элементов: 1) научный натурализм (исследования мозга, дарвинизм и т.д.), 2) дискурсивный историцизм Фуко и деконструкция это (пп. 1 и 2) две стороЖны того, что Бадью окрестил демократическим материализмом. 3 и 4 две стороны реакции спиритуалистов на демократический материализм, то есть 3) «западный буддизм» Нью Эйджа и 4) понятие о трансцендентальной конечности, кульминацией которой является Хайдеггер. То есть существует две оси противостояния в современном идеологическо-философском мире, соотношение которых Жижек сравнивает по принципу семиотического квадрата Греймаса: 1) историческая и неисторическая мысль и 2) материализм против спиритуализма.
Таким образом, тезис книги Жижека двойной: 1) есть некое измерение всеми четырьмя претрансцендентальный пробел, разрыв, который по Фрейду есть влечение; 2) это измерение определяет самую суть современной субъективности. Ссылаясь на Кафку (на его слова о том, что «средство зла это диалог»), Жижек поясняет, что его книга не диалог, так как предпосылка к двойному тезису книги гегельянская.
По мнению автора «Less than nothing…», есть такой момент, который является единственным ключом к прочтению всей предыдущей и последующей традиций в качестве философии. Этот основной момент момент немецкого идеализма, ограниченный датами: с 1787 год выхода в свет «Критики чистого разума» И. Канта по 1831 год смерти Г. Гегеля. В эти годы, замечает Жижек, произошла значительная концентрация интенсивности мысли; за этот период произошло больше, чем за столетия или тысячелетия нормального развития человеческой мысли. Таким образом, всё, что мы видим до этого момента ни что иное как подготовка к этому взрыву; а всё, что после последствия интерпретаций, критических и неправильных прочтений.
Базовые координаты этого времени, которые даёт Жижек, это: И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель. Их можно привести к одному из четырёх состояний по Бадью: 1) Кант это выражение ньютоновской науки. Его основной вопрос - какой вид философии адекватен ньютоновскому научному прорыву? 2) Фихте можно свести к политике, к событию Французской революции. 3) Шеллинга к «романтическому искусству», он эксплицитно подчиняет философию искусству как самому высокому подходу к Абсолюту. 4) Гегеля к любви. Его скрытая проблема в том, что с самого начала его мысли о любви.
И, наконец, довольно большое по объёму заключение Жижек посвящает рассмотрению политических подтекстов лакановского повторения Гегеля.
Здесь автор обращается, прежде всего, к той проблеме, что, то, что несуществование Большого Другого означает, это то, что каждое этическое и/или моральное строение должно быть основано в акте пропасти, который, в самом радикальном значении из тех, что можно представить, является политическим. Политика это то самое пространство, в котором, без какой либо внешней гарантии, принимаются и обсуждаются этические решения. Идея, что можно основать политику на этике или что политика это, в конечном счёте, стратегическая попытка реализовать первичные этические позиции, является версией иллюзии Большого Другого. Таким образом, как считает Жижек, от вопроса «какая этика соответствует психоанализу?» следует перейти к вопросу «какая политика соответствует психоанализу?»4.
Психоанализ не предоставляет новых позитивных политических программ для действия. Его последнее достижение это способность заметить контур негативности, которая угрожает каждой стабильной коллективной связи. С тех пор как политический акт вмешивается в состояние вещей, в то же время, создавая нестабильность и пытаясь установить новый позитивный порядок, можно утверждать, что психоанализ противостоит нам с нулевым уровнем политики, с преполитическим «трансцендентальным» условием возможности политики.
Соответственно, можно сказать, что в отношении бреши или антагонизма, определяющей человеческое условие, отношение между психоанализом и политикой этот тот разбитый параллакс, тот период, возникающий между «ещё не-» и «слишком поздно»: психоанализ открывает брешь перед актом в то время, как политика уже латает её, внедряя новый состав, навязывая нового Господина.
«Нам следует отказаться от здравого смысла, согласно которому, раскрывая все мистификации и иллюзии, психоанализ заставляет нас осознавать чем мы в действительности являемся, что мы действительно хотим, тем самым, оставляя нас на пороге реально свободного решения, более не зависимого от самообмана»5.
Далее, автор задаётся вопросом: а каковы, собственно, политические последствия принятия недавно упомянутой бреши? По Жижеку, существует три основные варианта этих последствий: 1) «либеральная версия», которая поддерживалась самим Фрейдом: брешь означает то, что мы не должны полностью идентифицировать с любым позитивным политическим проектом, но при этом оставлять минимальное расстояние между этими понятиями, пока политика является территорией Господина и символических и/или выдуманных идентификаций. 2) «Консервативная версия» в противовес вечной угрозе деструктивной негативности необходимо, прежде всего, навязать социальной жизни строгий порядок, основанный на Господине. 3) «Версия Троцкого-Делёза» настоящая радикальная политика это дело «перманентной революции», постоянного нахождения в «самореволюционировании», не позволяющее устояться в новом позитивном порядке. Для Жижека отношение Лакана к политике такое же, как и у Гегеля: три интерпретации (консервативная, выделяющая символическую власть как sine qua non социального порядка; левая (Троцкий-Делёз) критика патриархальной идеологии и практики, и цинически-позволительная либеральная версия). Неудивительно, что стандартное политическое использование признания как ключевой черты социальной мысли Гегеля, ограничено либеральным прочтением Гегеля.
Рассуждая о правах человека, критика идеологии совершает две ошибки: очевидная ошибка симптоматический момент (чрезмерность, самоотрицание, антагонизм) уменьшен до обычного несчастного случая, эмпирического несовершенства, до чего-то необходимо возникающего. Понятие универсальных прав человека de facto создаёт привилегии определённому набору особых культурных ценностей (европейский индивидуализм и т.д.), что значит, что вся их универсальность (прав человека) ложна. Однако противоположная ошибка заключается в следующем: целое поле разрывается в своем симптоме буржуазной свободы и равенстве, которые «прямо и только» капиталистические идеологические маски доминирования и эксплуатации, а универсальные права человека «прямо и только»6 способы оправдания империалистических колониальных внедрений.
Таким образом, цель книги Жижека не просто вернуться к Гегелю, а повторить Гегеля (в радикальном кьеркегорианском смысле). В последнее время, горизонтом возможностей Жижека и его товарищей было чтение Гегеля через Лакана, а Лакана через Гегеля. Однако, недавно появились ограничения этого горизонта: в случае с Гегелем это его неспособность придумать чистое повторение и передать тематически сингулярность того, что Лакан назвал объектом А; у Лакана это тот факт, что его работа закончилась непоследовательным открытием. Семинар 20 Анкор означает его предельное достижение и тупик. И в последующие годы он пытался отчаянно выйти из этого тупика, но безуспешно. Закономерный вопрос, которым и задаётся словенский философ: так, где же мы находимся сейчас?
Жижек готов биться об заклад, что взаимодействия Гегеля и Лакана психоанализ и гегелевская диалектика как бы исправляют и дополняют друг друга, сбрасывая свою привычную кожу и принимая новую необычную форму.
Девизом книги может быть утверждение А. Бадью: «антифилосов Лакан это состояние ренессанса философии. Философия сегодня возможна, только если она сочетается с Лаканом»7. Гай Лардро сделал то же самое в отношении этико-политического пространства, когда написал, что Лакан «единственный думающий сегодня, единственный, кто никогда не лжёт, охотник на подлецов» - «подлецы» здесь это те, кто пропагандирует подобие или видимость освобождения, которое только прикрывает реальную капиталистическую извращённость, которая для Лардро означает таких мыслителей как Лиотар и Делёз, «а для нас и многих других» - вторит ему Жижек.
У Бадью и Лардро есть общая идея, что следует думать через Лакана, зайти дальше, чем он. Но единственный способ выйти за грань Лакана это выйти через Лакана. Обоснование этого диагноза чисто политическое: Лакан раскрыл иллюзии, на которых основывалась капиталистическая реальность и её ложные грехи, но его финальный результат в том, что мы обречены на господство, доминирование, потому что Господин это составная часть самого символического порядка. Поэтому, попытки превзойти доминирование только порождают новые фигуры для Господина. Задача того, кто готов пройти через Лакана это задача поиска или создания пространства для бунта, которое не будет снова захвачено одной или другой версией Господина.
В политике единственное возможное восстание это внутренний духовный бунт. Об этом говорили Ямбет и Лардро. Настоящая книга отрицает одухотворение восстания и остаётся верной оригинальному проекту Бадью радикальному освободительному проекту, который проходит через Лакана.
1 Slavoj Zizek, Less than nothing: Hegel and shadow of dialectical materialism, London New York: Verso Books 2012, p. 3.
2 Slavoj Zizek, Less than nothing: Hegel and shadow of dialectical materialism, London New York: Verso Books 2012, p. 4.
3 Slavoj Zizek, Less than nothing: Hegel and shadow of dialectical materialism, London New York: Verso Books 2012, p. 5.
4 Slavoj Zizek, Less than nothing: Hegel and shadow of dialectical materialism, London New York: Verso Books 2012, p. 963.
5 Slavoj Zizek, Less than nothing: Hegel and shadow of dialectical materialism, London New York: Verso Books 2012, p. 964.
6 Slavoj Zizek, Less than nothing: Hegel and shadow of dialectical materialism, London New York: Verso Books 2012, p. 1005.
7 Alain Badiou, Manifesto for Philosophy, London: Verso Books 1999, p. 84.