Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лекция 1 Философия

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

Философия

Крицкая Наталья Леонидовна

Лекции - проверка присутствия

Лекция 1.

Философия. Круг проблем. Роль в обществе.

Философия сложилась с 7 по 6 век до нашей эры в Древней Греции.

Первый человек, назвавший себя философом, был Пифагор.

Термин «философия» ввел Платон.

Аристотель впервые обосновал появление философии: «Только философия ставит перед собой задачу понять сущность всего сущего».

Философия (от греч.) – «мудрость».

Философия – особый интеллектуальный способ освоения мира как единого целого.

- рационально или научно обоснованное знание о целостном представлении мира.

Мировоззрение – предельно широкая система взглядов человека на мир, позволяющая чувствовать, представлять и понимать мир в его многообразном единстве.

Структура мировоззрения включает в себя:

1. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне чувств и эмоций составляют мироощущения.

2. Формирование в процессе восприятия мира некой системы образов представляет собой мировосприятие.

3. Миропонимание – интеллектуально-познавательная сторона мировоззрения, значение которой в том, что на этом этапе устанавливаются причинно-следственные связи между элементами образной системы.

4. Систему ценностных ориентаций человека.

5. Уровни мировоззрения:

1) обыденный

2) Теоретический (соответствует уровню философского знания и философского восприятия мира)

Философия – высшая форма мировоззрения.

История мировоззрения

Исторический тип мировоззрения – сравнительно устойчивая мировоззренческая система, которая обусловлена уровнем материальной и духовной культуры данного общества, характером общественных отношений, которые сформировались на данном этапе общественного развития.

3 вида исторических типов мировоззрения:

- миф

- религия

- философия

Свойства (особенности) философии как типа исторического мировоззрения, как особой области знаний:

1. В отличие от других типов исторического мировоззрения философия всегда существует как теоретически сформулированное и обоснованное мировоззрение. Выступает синтезирующей формой познания мира, что позволяет ей выполнять методологическую функцию в отношении других областей знания.

2. Как особый  духовный (интеллектуальный) способ освоения мира философия, в отличие от других знаний, исследует всеобщие законы, по которым развивается объективный мир. Для описания этих законов философия пользуется специальными философскими категориями (бытие, сознание, качество, количество, мера, субстанция, идеальное, материальное), что позволяет утверждать, что философское мировоззрение сложилось в категориальной и понятийных формах.

3. Философия имеет сложившийся предмет исследования, особенность которого в его биполярности (с одной стороны, человек, с другой – мир, и связи между ними).

4. Важнейшей особенностью философского мировоззрения является попытка сформулировать и осмыслить основной философский вопрос:

- отношение человека, обладающего сознанием и способностью познавать объективный мир, к самому этому миру.

- принципы освоения реального мира.

- как соотносятся материальное и идеальное, объективное и субъективное, физическое и психическое.

- в каких отношениях находятся бытие и сознание.

«Что первичнее: человек или мир?» - основной вопрос философии (универсальный вопрос философии/мировоззренческий вопрос).

В результате осмысления этого вопроса и возможности познания мира человеком сформировалось две стороны:

1. Онтологическая – выявляет суть взаимодействий материального и идеального, выясняя при этом, что в этом соотношении первично.

2. Гносеологическая – учение о познании мира, которое ставит вопрос о возможности человека познать мир и об адекватности его мысли о мире.

В зависимости от того, как соотносятся материальное и идеальное, выделяют 3 направления:

- материализм

- идеализм

- дуализм

Материализм

Основа бытия – и миропонимания – природа, объективная реальность, которая существует независимо от человеческого сознания и вне его. Что означает: материя – абсолютное начало мира, в реальном мире нет ничего, не являющегося материей, её свойством, результатом развития, проявлением, и, следовательно, вне материи нет какой-либо идеальной субстанции, которая обладала бы самостоятельным бытием.

Лекция 2.

Признавая вторичность сознания, материалисты утверждали, что, во-первых, что сознание возникает лишь на определенном уровне развития материи, во-вторых, поскольку сознание является свойством материи, причем только одного её вида – мозга, - постольку оно не существует вне этой материи. Сознание, по сути своей, является отражением материи, потому его содержание определяется исключительно внешним миром.

Идеалисты активную роль в соотношении материального и идеального отводили исключительно духовному началу и утверждали, что в основе мира лежит некое идеальное начало, которое первично по отношению к материальному.

Дуалисты считали, что и материальное и духовное начало являются равнозначными, и, следовательно, ни одно из них не может быть признано первичным.

В современном мире выделяют ещё один подход – эклектический подход, который представляет собой простое механическое совмещение элементов материалистической и идеалистической философии.

Что касается второй стороны универсального вопроса философии, вопроса о том, может ли в принципе человек познать реальный мир и, если может, то насколько верно, то в истории философии его тоже решали по-разному. Большинство философов, как правило, материалистов, и некоторого числа идеалистов утверждали, что человек может познать этот мир достаточно адекватно (гностики).

Но в истории философии сложилось также учение, отрицающее возможность познания мира человеком, его называют агностицизмом.

В истории развития материализма  выделяют несколько исторических форм:

1. Материализм античного мира, т.е. Древней Греции и Рима. Представители: Демокрит, Гераклит, Эпикур и др.

2. Метафизический материализм 16-18 веков. Представители: Ф. Бекон, Спиноза, Дидро, Гольбах, Гельвеций.

3. Диалектический материализм. Представители:  К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин

В развитии идеализма также выделяют:

1. Объективный идеализм

2. Субъективный идеализм

Объективный идеализм (Платон, Гегель, Неотомисты и др.): за первооснову мира принимается  некое безличное объективно существующее духовное начало, которое может превращаться в различные формы внешнего мира, в человеческую историю, формы общественного сознания, формы человеческого мышления и т.д.

Субъективный идеализм (Беркли, Мах, экзистенциалисты, Сартр, Марсель, Камю, и т.д.): первичным считались различные формы человеческого сознания, сознания субъекта, при этом объективны мир объявляется всего лишь совокупностью ощущений субъекта.

Общее - существует идеальное начало. Разное – носитель идеального – внешний источник, объективное начало, а носитель идеального во втором случае – человек, разум.

Лекция 3

Античная философия

План:

1. Фундаментальные проблемы и особенности

2. Философы – натуралисты. Проблема поиска первоначала мира (Милетская школа, Пифагор, Демокрит, Платон, Аристотель)

3. Смещение направленности  философских исследований с изучения космоса к проблеме человека.

4. Зарождение диалектики

Появилась в периоде с 6 в до н.э. в Древней Греции и существовала до 6 в н.э.

Структуры античной философии отражает и многообразные подходы к философскому осмыслению мира и существование различных школ и направлений. Она также отражает историческоую последовательность развития философии:

1 период «доклассический» с 7 по 5 в до н.э.

Фалес Милетский  

Анаксимен

Анаксимандр

Гераклит

Пифагор

2 период «классический» с сер. 5 в до н.э. до конца 4 в до н.э.

Связан с философскими системами Сократа, Платон, Аристотеля

3 период  «эллинистический» с конца 4  по 2 вв. до н.э.

4 период с 1 в. до н.э. по 5-6 в. н.э.

Скептицизм, стоицизм, кинизм и др.

 

Античная философия в отличие от мифологического сознания, которая, отражая мир в художественных образах, ставило вопрос «кто создал мир? Какова его первооснова?», поэтому античная философия это размышление о причинах и началах всего сущего. Ей свойственен антагонизм, который позволял философам понять, что в этом мире существует объективно, а что только кажется существенным.

Поэтому античные философы первыми пытались рационально объяснить мир.

Такой подход стал основой материалистического объяснения мира.

Античных философов интересовал мир природы. Для её обозначения появилась категория космос. Отсюда основная черта античного философского мировоззрения – космоцентризм.  

Античную философию часто называют натуралистической, от «natura» - природа.

Черта античной философии: господство натуралистической философии обуславливает абстрактность, отвлеченность от конкретных фактов.

Поскольку «космос»- живой организм (как макрочеловек, а человек – микрокосмос), то это наводит на мысль о единстве человека и космоса.

Это означает, что интуитивно философы угадывали тот факт, что между миром и человеком нет непреодолимой пропасти. Человек – часть единого целого, вселенной. В нем отражены закономерности этого целого. В этом позиция наивного материализма.

1-я школа :

Милетская школа

Основатель: Фалес Милетский

Ученики: Анаксимен, Анаксимандр

Впервые поставил вопрос о первопричине, праоснове всего сущего. Как материалист, считал основу – материальной.

Фалес: «Мир произошел из воды»,

Анаксимен: «Основа – воздух»,

Анаксимандр: отрицал своих предшественников, считал основой нечто неопределенное, безграничное, начало и конец всего, вечное – «апейрон» («безграничное и неопределенное»).

Материалистический подход к пониманию мира предложил Гераклит, который считал, что в основе его – огонь.

Параллельно с материалистической тенденцией объяснения мира, складывается и идеалистический подход, который рассматривал основу мира, как некое идеальное начало.

Представители: Пифагор и его ученики

Они считали, что началом всех начал является число. Весь мир состоит из чисел, а сами числа имеют сложную структуру.

Пифагор перешел к философской концепции, в которой раскрыл его фундаментальные основы мира:

Число для Пифагора – это порядок. Число – основа сущего, следовательно, всё, что существует, есть некий порядок.

Дальше всех ушел Демокрит. Вместе с Левкиппом заложили основы и сущность атомического материализма.

Демокрит поставил задачу создать такое учение, которое соответствовало бы существующей картине мира, который человек может ощутить, но в то же время продемонстрировать рациональный подход к его осмыслению.

Лекция 4. 05.02.2012

В истории философии считается, что основателем объективного идеализма является Платон.

Дух, мышление, идеи существуют объективно, вне и независимо от человеческого сознания и первичны по отношению к природе.

Как объективный идеалист, Платон создал учение об идеях. В нем он утверждал, что существует 2 мира:

- естественный, в котором живут люди, мир отдельных вещей и предметов; он текуч, изменчив, т.к. отдельные предметы постоянно изменяются, поэтому суть его трудно уловить, он доступен только чувственном восприятию, а чувства не всегда дают верное представление о мире, значит, этот мир не истинный, т.к. он лишь копия воплощения мира идей. Мир идей доступен рациональному познанию, суть его за пределами реального мира, это множество идей, каждой из которых в реальном мире соответствует определенная вещь. Мир идей первичен, неизменчив, постоянен, а мир вещей – вторичен.

Суть концепции Платона изложена в его мифе о пещере.

Платон, дуалист, признавал как объективное идеальное начало, так и материю («хора»); и много внимания уделял этической составляющей. Ведущая идея Платона  – идея Добродетели, идея Блага.

Аристотель был учеником Платона.

Софисты

Изменение генеральной линии философских исследований Древнегреческой философии было связано с попыткой софистов изменить предмет философского анализа с осмысления космоса на исследование человека.

Софисты – первые мыслители, которые поставили вопрос о том, как наши мысли о мире соответствуют самому этому миру, вопрос о принципиальной возможности познания мира человеком. Сами они в этом плане – агностики.

Протагор – один из старших софистов – одним из первых сформулировал проблему критериев истинности человеческого знания о мире. Он утверждал, что объективной истины как всеобщего знания о мире не существует, что всё в мире относительно: как каждому кажется, так и есть на самом деле. Существует только субъективное знание о мире.

Протагор – автор Западно-Европейского релятивизма – учения об относительности всего в мире.

Протагор: «Человек есть мера всех вещей: существующих- в том, что они существуют, а не существующих – в том, что они не существуют».

Отсюда критерий истинности знания о мире – мнение каждого отдельного человека.

Продолжателем традиции изучения человека в античной философии считается Сократ. Исследуя сущность человека и его познавательные возможности, он сформулировал сущность философского метода познания мира – диалектического метода.

Диалектический метод Сократа и эллинистический подход в философии см. в доп. файлах.

Философия средних веков

План:

1. Теоцентризм – основная черта Средневековой философии

2. Патристика, особенности, философские учения

3. Схоластика как этап развития средневековой философии

Средневековье: ок. 5 – 14 вв. н.э.

В этот период основной идеологией становится христианство.

Происходит переход к феодальным отношениям. Возникают новые мировоззренческие установки, идеологические ценности, представления о существующей картине мира.

Средневековая философия тесно связана с христианской религией. Постепенно она оказывается в зависимом положении.

Принципиально меняется философская картина мира: в центре – Бог и его творения. В результате сформировалась такая черта как креационизм – признания факта, что все создано Богом.

Это сформировало основу теоцентристского философского мировоззрения.

Теоцентрическое мышление:

- определяющий фактор бытия – Бог

- Бог – абсолютное начало, высшая субстанция, остальное- его творение, поэтому самостоятельным бытием не обладает.

- природа не обладает бытием, а значит, её познание бессмысленно

- объект познания – Бог и его мудрость.

Лекция

Философия эпохи Возрождения (Самостоятельное изучение)

План:

1. Общественно-политическая ситуация в странах Западной Европы в 14-15 веках и её влияние на состояние философского знания.

2. Особенности философии Возрождения, социально-политическая философия эпохи Возрождения (Николай Кузанский, Томас Мор, Томазо Компанелла, Эразм Ротердамский)

3. Научные открытия эпохи Возрождения  и их значение для формирования новой картины мира и для развития философии (Коперник, Бруно, Галилей)

Постепенный переход к буржуазным отношениям

Секуляризация

Пантеизм – бог растворен в природе

Философия Нового Времени (16-17 века)

План:

1. Общественно-политическая ситуация в Западной Европе в 16-17 веке и особенности состояния философии.

2. Френсис Бэкон как основатель эмпиризма

3. Ренэ Декарт и развитие рационалистического направления в философии Нового времени

4. Социально-политическая философия Нового времени (Томас Гоббс, Джон Локк).

Состояние философии в 16-17 веках было обусловлено особенностями общественно-политических отношений в это время - буржуазными революциями и выходом на политическую арену молодой буржуазии, формированием буржуазных общественных отношений. В этой ситуации религия пока оставалась в качестве идеологии, т.к. новая буржуазная идеология пока не сложилась.

1. Философия начала Нового времени пока сохраняла свою связь с религией.

2. Развитие нового капиталистического способа производства неизбежно породило потребность в науке, в таких исследованиях, которые имели бы практическую значимость. Осознание этого факта также неизбежно привело к формированию новой черты философии – крепнущую связь с наукой.

3. Развитие естественных наук имело не только мировоззренческое значение, но также позволяло философии обосновать метод познания мира.

4. В этот период времени философия все больше тяготеет к материализму.

5. Философия Нового времени, которая всё таки сохраняла свою связь с религией, оказалась в ситуации, когда ей пришлось занимать положение между религиозно-теологической и научной мыслью.

Пытаясь найти возможности для сосуществования с религией было создано новое философское направление – деизм – религиозно-философское учение, согласно которому Бог, сотворив мир, больше не вмешивается в его закономерное развитие. Деизм защищал идею естественной религии, идею религии разума. Поэтому философы деисты постоянно подчеркивали разумность природы бога. Вместе с тем науку они тоже пытались использовать для доказательства этого положения.

Таким образом, философия была связана с механистическим (метафизическим) материализмом, а,  с другой стороны, с теологией.

Новые научные открытия этого периода привели философов и ученых к убеждению что для научного познания мира необходимы новые методы познания метода.

Эмпиризм – направление в гносеологии нового времени, которое выводит познание из чувственного опыта.

Рационализм – направление в гносеологии, представители которого особое значение придавали способностям человека анализировать, сопоставлять, обобщать данные чувств, т.е. мыслить рационально. Основатель Ренэ  Декарт, Бенедикт Спиноза и др.

Философия Френсиса Бэкона

Он не только поставил перед философией задачу классифицировать имеющиеся на тот период знания, но и провел такую классификацию в своем труде о достоинстве и приумножении наук.

В основу положил три способности человеческой души: память, воображение и разум. Указал, что каждая из них соответствует определенной сфере бытия:

Память – история

Воображение – поэзия (искусство)

Разум – философия

Рассуждая о философии, он определял её как обобщенное познание, так как выделил в ней 3 основных предмета: Бог, природа, человек.

В центре философии Бэкона находился вопрос о поиске нового метода познания объективной истины.

Бэкон утверждал, что основу  знания о мире составляют общие понятия, представляющие результат опытного познания природы. На этом основании он разработал опытно-индуктивный метод познания мира, суть которого заключается в постепенном образовании новых понятий, в обобщении фактов наблюдаемых в опыте, суть которого  в движении от частных положений к более общим.

Основатель рационализма Ренэ Декарт интересовался проблемами методологии научных исследований и в своем труде «правила для руководства ума» сформулировал сущность своего рационалистического метода познания мира:

1. признавать истинным только то, что признается с очевидностью и отчетливостью и не оставляет ни малейшего сомнения

2. Посольку реальная действительность представляет собой цепь бесчисленных отношений.

Познать их можно не традиционным методом познания, а только путем дедуктивной цепи суждений. Важнейший принцип дедукции – непрерывность. Таким образом, рационалистический метод  Декарта предполагал концентрацию внимания исследователя на самом процессе и структуре мыслительной деятельности.

Лекция 02.04.2012

Гносеология Канта.

Тезисы:

1. Логические законы не всегда реально осуществляются.

2. Знание (2 уровня):

- эмпирическое ()

-

Гносеологическое поле:

4 круга один в другом

Трансцендентальные способности – условие априорной познаваемости объектов.

Трансцендентальная аперцепция –  Возможность априорного предвосприятия

Логическая структура сознания

Существует решетка понятий, которые навязаны до восприятия объекта и потому влияют на восприятие.

Вне 4х кругов находится внешнее поле – Трансцендентная область вещей в себе – область непознаваемая в принципе. Явления – феномены – мера проявленности вещи. Ноумены – представление вещей как они есть, некие правила, сущности, законы. Ноумены находятся за феноменами.

Вещи в себе – не даны  в феноменах. Непознаваемы.

Немецкая классическая философия отличается:

- метафизика – рассматривание всей вселенной как неразвивающуюся, но изменяющуюся по законам механики.  Немецкая классическая философия вводит диалектику – законы развития…

Лекция 09.04.2012 

Философия Гегеля

За основу всех явлений в природе и в обществе Гегель принимал мировой дух, который по его мнению был первичен и вечен. Природа – производная от духа. Мировой дух Гегель ещё называл абсолютной идеей или абсолютный дух (божественное сознание). Отсюда следует, что проблему субстанции Гегель рассматривал как объективный идеалист. Гегель спорил с Кантом, создавая свою теорию. В отличие от него, Гегель отрицал наличие непроходимой грани между мышлением и вещами в себе. И утверждал, диалектическое единство сущности и явления. Особенность Гегелевского идеализма заключается в том, что он рассматривает мышление не как отражение вне и независимо от него существующих предметов природы, а наоборот природа изображается Гегелем как воплощение мышления. Мышление у Гегеля в некую сверх природную сущность, которая и объявляется предметом философии.

Объективный идеализм берет начало с философии Платона.

Сравнение систем Платона и Гегеля.

Корнями объективный идеализм Гегеля уходит в философию Платона.

Общее: абсолютизация понятий, признание идей первичными, а вещей – вторичными.

Различия: у Платона – истинное бытие это мир неподвижных идей, у Гегеля – понятия рассматриваются как этапы саморазвития абсолютной идеи.

В философии Гегеля условно выделяют 2 стороны:

Первая – диалектический метод Гегеля, который считается прогрессивной стороной его философии

Вторая – консервативная метафизическая система, которая вступает в противоречие с его методом.

Диалектический метод Гегеля – это учение о развитии, в нем высказывается предположение о противоречии как движущей силе развития. По Гегелю, развивается не объективный мир, а мировой дух, развитие мирового духа у Гегеля это развитие понятий, их взаимный переход друг в друга, отрицание отрицания, и в то же время единство и борьба противоположностей. Поэтому метод Гегеля – это идеалистическая диалектика понятий, в которой в гениальной форме содержалось всего лишь предположение о всеобщих принципах развития.

Основные идеи своей метафизической философской системы, которая вступает в противоречие с методом, поскольку он предполагает развитие и в этом его сущность, а система требует прекращения всякого развития, изложены в трех произведениях, которые одновременно представляют 3 части его философской системы:

1) «Наука логики»: «Учение о бытии», «Учение о сущности», «Теория познания».

2) «Философия природы»: «Механика», «Физика», «Органическая физика».

3) «Философия духа»: «Субъективный дух», «Объективный дух», «Абсолютный дух».

«Наука логики»: разработка первой части системы и элементы метода.

Основное положение: основа всех явлений – абсолютная идея. Абсолютная идея – мировой дух ещё до возникновения природы, он существует в начале на стадии чистого бытия. Далее, достигнув определенной точки своего развития в рамках чистого бытия, мировой дух переходит в свое новое состояние – инобытие, т.е. в природу. Природа понимается Гегелем как производная от духа, просто его иное состояние. Далее, пройдя стадию инобытия, мировой дух возвращается в свое первоначальное состояние, но уже в новом качестве, а именно в качестве абсолютного духа. Таким образом, абсолютная идея Гегеля – это саморазвитие мышления, которое рассматривается как процесс, оторванный от его носителя.

Сформулированы важнейшие принципы диалектического метода:

1) Движение как саморазвитие, при этом саморазвитие – саморазвитие Абсолюта.

2) Идея всеобщей связи и взаимозависимости. Суть: все в мире связано, иногда опосредованно, и эта связь имеет закономерный диалектический характер, хотя  Гегеля в этой связи находятся понятия, а не явления реального мира.

В процессе саморазвития мировой дух проходит 3 основные стадии: бытие, сущности и понятия.

На этапе бытия развитие мирового духа – последовательная смена понятий качества, количества и меры.

В этой части своей философии (учении о бытии) также формулируются и новые принципы своего диалектического метода:

1) Идею связи понятий

2) Идею о развитии мирового духа, как процесса перехода количественных изменений в качественные и обратно.

3) Идею о скачкообразном характере развития, о перерыва постепенности в процессе развития.

«Учение о сущности»

В этой части согласно Гегелю мировой дух получает новое определение, новое состояние. В диалектике понятий на этом этапе Гегель высказал догадку о том, что познание людьми реального мира углубляется постепенно по направлению от явления к сущности, при этом, в отличие от Канта, в этой ситуации сущность нам является; действительность, мир представляют собой диалектическое единство явлений и сущности.

«Теория понятия»

В этой части своей консервативной философской системы Гегель рассматривает процесс развития мирового духа как процесс выведения одного понятия из другого.  При этом движение понятий совершается по кругу, поскольку в Абсолюте начало и конец движения совпадают. Из этого следует, что гегелевская диалектика это замкнутый круг. И в этом проявляются идеалистические черты его диалектического метода.

Вместе с тем, развивается мысль о том, что развитие представляет собой диалектический процесс отрицания отрицания. Развитие – процесс отрицания отрицаний. Суть: Гегель предлагает некую формулу процесса диалектического развития. Откуда следует, что первая часть любого развития - это тезис, или исходный тезис, вторая – антитезис, или отрицание тезиса, третья – синтез, отрицание первого отрицания. Эта формула, гегелевская триада, послужила основой для открытия в материалистической диалектике закона отрицания отрицания.

Таким образом, несмотря на идеалистический характер его диалектики в целом, в ней содержались важнейшие принципы развития такие, как идея перехода количественного в качественное, идея о противоречивом характере развития и понимание развития как процесса отрицания отрицания.

Лекция 23.04.2012

Западная философия 20 века

План:

1. 20 век и состояние философского знания

2. Позитивизм 20 века и его особенности

3. Философия Артура Шопенгауэра

4. Иррациональная философия Ницше

5. Основные проблемы философии экзистенциализма.

20 век – век глобальных противоречий.

Основные тенденции 20 века:

- с одной стороны, величайшие достижения в науке, позволившие человеку достичь невиданных ранее высот в изучении элементарных частиц, биосферы, космоса, человеческой истории, а, с другой стороны, наука тесно была связана с военно-техническими разработками

- бурное развитие мирового рынка, что в целом должно способствовать формированию новых отношений между странами и народами, вести к их сближению, но мир разделился на международные блоки, вызвав социальное расслоение

- социально-политическая ситуация в 20 веке оказала свое влияние и на духовную культуру. С 1й стороны – многообразие течений, концепций и тенденций, что удовлетворяет самые разные духовные запросы людей, но, с другой стороны, 20 век создал индустрию развлечений и породил коммерческое искусство.

Все эти тенденции оказали непосредственное влияние на состояние философии, которая отличается рядом специфических признаков:

1) философия стала отходить от узко-рационалистического философствования к философским размышлениям, перейдя к философским рассуждениям, основанным на диалоге, на терпимом отношении к другому мнению, при этом философия 20 века не отрицает нетрадиционные философские системы.

2) Опираясь на научные знания, сформулировала и осмыслила ряд новых философских проблем, среди которых: техника и человек, человек и природа, глобальное моделирование, другие проблемы, изучение которых в конечном итоге привело к возникновению новых наук, таких, как, математическая логика, математическая лингвистика, экофилософия, биосферная концепция культуры и другие.

3) Поставила и разрешила такие важные философские проблемы как соотношение между знанием и пониманием на основе чего возникла новая отрасль философская знания – герменевтика – учение об истолковании и понимание текстов, концепций, между знаниями и концепциями, что способствовало окончательному формированию такого направления – аксиология – учения о ценностях, между знанием и истиной, что помогло сформироваться таким новым философским направлениям, как «понимающая социология», эристика, интегративный подход к исследованию проблемы.

4) Пристальное отношение к проблемам сущности и существования человека. Исследование этих проблем привело философию к исследованию вопросов, стоящих на стыке различных областей научного знания.

5) Сложились новые сферы философского знания, как философия культуры, философия техники, философия жизни.

Все это привело к расколу философии, в которой стали различать классическую философию и современную нетрадиционную философию. Критерии для различения этих направлений – проблемы, которые ими рассматриваются.

Для классической европейской философии основными остались проблемы познания, бытия, мира, путей его преобразования на разумных началах.

Для нетрадиционной философии 20 века, которая выступила против рационалистических философских концепций Нового времени, характерен философский подход к осмыслению проблем отдельного человека.

В конечном счете, все философские школы и направления относятся к одной из двух известных  тенденций: либо к сциентизму, т.е. философскому изучению науки, либо к антропологизму.

К первой относят – позитивизм, неопозитивизм и все его разновидности, включая пост позитивизм, прагматизм, все области философского знания, предметом которого является наука.

Ко второй тенденции относят – философскую антропологию, философию жизни, иррациональную философию, персонализм, философию психоанализа, неотомизм (томизм – Фома Аквинский), экзитенционализм, и т.д.

Философия Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление», философия жизни

Акцентирование на исследовании жизни. Жизнь – особая целостная реальность, не сводимая ни к духу, ни к материи.

Мир – воля к жизни, присущая всему живому. Воля жизни человека – особа значима. У всех людей разная.

Человеческое сообщество – совокупность отдельность воль. Государство соизмеряет эти воли.

Сходство с идеями буддизма.

Философия пессимизма, смерть – данность.

Бессознательное – важная часть жизни человека.

Утверждал познаваемость вещей в себе.

Истинное познание – созерцание.

Основатель иррационализма – отрицает возможность разума познать действительность.

Уменьшил роль разума, оспорил само понятие.

Мировая воля – единая энергийная основа.

Воля неутомима.

Реальная только комическая воля, которая проявляется во всем.

Этапы движения воли (формы воли)

1) Притяжение

2) Магнетизм

3) Химизм

4) Мотивирование воли (присуща человеку)

Необходимость укрощение воли.

Выводы:

Разум не мерило человеческого бытия, иррациональное начало – реальность.

Государство и право – факторы, сдерживающие индивидуальную агрессивность.

Критика общества массового потребления, оно тупиково.

Приоритет художника как гения по природе

Классификация родов и видов искусства.

Изначальный порыв воли – музыка. Мост между волей и преставлением. Помогает вырваться из под влияния воли. Идеал – музыка Вагнера.

Идеализм и материализм неравноправны, неравномерны, т.к. мир объясняется на основе других вещей.

В основе мира – Мировая воля, начало всего, которая подавляет разум человека, влияет на всё. Цель человека – вырваться. Средства – музыка, аскетизм, милосердие и мораль.

Философия Ницше

Идея о воле, стремление человека к власти.

Не нашел признания у современников.

Иррационалист.

Не использует четкие построения, использует художественные образы, чтобы быть доступным каждому простому человеку.

Материализм и идеализм – не центр мира.

Воля – внутренний порыв, истинная суть, заставляющая человека совершать поступки, определяющая модель его поведения.

Выступает против разума. Разум – маска воли, поверхностен по сути.

Проблема сознания и подсознания. Сознание подчиняется подсознанию – истинным желаниям человека.

Никто не правит - ни разум, ни бог.

Под влиянием теории Дарвина:

Сильные остаются, слабые погибают. Отсюда в человеке стремление к власти.

1. Теория  сверхчеловека.

2. Теория переоценки ценностей.

В человеке нет начала, которое сделает его счастливыми. Люди подчиняются обществу, влиянию, не раскрывают индивидуальность, не могут проявить волю.

Сверхчеловек не подчиняется животным инстинктам и давлению общества и моральных устоев. Соединить сильную волю, гордость, страсть и творчество, созидание, жертвенность.

Человек – мост между обезьяной и сверхчеловеком.

Влияние общества на человека противоестественно. Воля – единственный закон и мораль, необходимые для жизни.

Бог – призрак, выдуманный человеком на определенном этапе.

Дух и тело человека неразделимо. Здоровое тело и здоровая воля – залог к созданию сверхчеловека.

Проявление любви, помощи ближнему, чувств – слабость, это разрушает личность, навязывается извне. От этого надо избавляться, чтобы достичь идеала сверхчеловека.

Каждый человек должен развиваться, становиться сильным, избавляясь от внешних давлений.


Область ощущений

Трансцендентальные способности

Область опыта апостериорное знание

Трансцендентальная аперцепция




1. Вселенная, которую я выбираю (Модель Вселенной Лео Шарка)
2. Класифікація юридичних осіб
3. Право в сфере образовательной деятельности
4. Половая дифференциация- мышление
5. варіанту Показник і 1 рік
6. Текстовый процессор Word- Вставка объектов- рисунков, клипов, формул, диаграмм, организационных схем и т
7. Wht is the repetition of consonnt sounds t the beginning of words
8. Парадокс близнецов
9. РАЗВЕРТЫВАНИЕ НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СТРАНЕ
10. Иностранная литература
11. на тему ldquo;Public Reltionsrdquo; Исполнитель- студентка ВУ3 1
12. вариантЦикл Менструальный Цикл ОвариальноМенструальный Menstrul Cycle периодические изменения протекающие в
13. Mcromedi Flsh MX
14. Київський національний економічний університет ім
15. Основные понятия и принципы развития мышления по Пиаже
16.  Методические основы организации учета наличных и безналичных расчетов
17. Вы хотите научиться оказывать влияние на людей чтобы добиваться успеха Это наименее эфективны и весьма сом
18. Статья 128 ГК относит к объектам гражданского права следующие блага- вещи включая деньги и ценные бумаги ино
19. Лабораторная работа 24 Тема-Демонстрация слайдфильма и настройка занимации Упражнение- Демонстрац
20. Лабораторная работа 3 ИЗУЧЕНИЕ ПОТЕРЬ ЭНЕРГИИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ ПО ТРУБОПРОВОДУ