Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
§ 6. Политическая доктрина В.Н. Татищева
Василий Никитич Татищев (1686-1750) происходил из знатного, но обедневшего дворянского рода. Он окончил московскую артиллерийскую школу, много времени посвятив самообразованию, в результате чего снискал известность одного из самых
1 ПосошковИ.Т. Книгаоскудостиибогатстве.-С. 134-135. "• См.: Посошков И.Т. Завещание отеческое сыну.-СПб., 1867.
образованнейших офицеров эпохи. Татищев участвовал в военных походах Петра 1, и в частности в Полтавской битве. Царь обратил внимание на мыслящего и образованного офицера и несколько раз использовал его на дипломатической службе. В 1717 г. Татищев по поручению Петра приступил к работе над географическим описанием России и составлением русской истории.
В течение своей жизни Василий Никитич занимал крупные политические и хозяйственные посты. Дважды назначался на Урал в качестве главного правителя горных заводов. Был также и начальником Оренбургской экспедиции и астраханским губернатором. В 1745 г. он попал в опалу (при Елизавете) и доживал свои дни в подмосковном имении Болдино, где и завершил свой многотомный труд «История российская», а также написал ряд работ по географии, экономике, политике и просвещению.
Теоретической основой взглядов В.Н. Татищева является концепция естественного права и договорного происхождения государства. При аргументации своих взглядов Татищев показал большую образованность и знание как античных, так и европейских мыслителей^
В своих рассуждениях о происхождении государства мыслитель использовал гипотезу о преддоговорном «естественном состоянии», в котором господствует «война всех против всех», обуславливающая отсутствие безопасности. Разумная нужда людей друг в друге (Татищев, как и Платон, руководствовался соображениями о разделении труда между людьми) привела их к необходимости создать государство, которое он рассматривает как результат общественного договора, заключенный с целью обеспечения безопасности народа и «поисков общей пользы». Татищев пытается внести в процесс образования государства исторические начала, утверждая, что все известные человеческие сообщества возникали исторически: вначале люди заключили договор супружества; затем из него возник второй договор между родителями и детьми, затем господами и слугами. В конечном итоге семьи так разрослись, что образовали целые общества, которым потребовался глава, им и стал монарх, подчинив всех, подобно тому, как отец подчиняет своих детей. В результате получается не один, а несколько договоров, и их заключение, по-видимому, якобы зависящее от людей, на самом
м^
Й^. - >•»-.
деле предопределено природой. Согласно договору, по мнению Татищева, возникает власть господина над слугой. «Например, рассуждает он, один не способен добыть себе пропитание, одежду, жилище, защититься от неприятеля, а другой имеет все это, тогда они договариваются о том, что один обещает снабжать другого пищей и одеждой, а другой, обещает «служить ему и во всем его воле повиноваться, а своей не иметь». Таким образом, крепостное право он рассматривал как договорное, а следовательно, считал недопустимым его расторжение по требованию одной стороны. Но при внимательном исследовании всех рассуждений мыслителя о формах крепости становится заметной тенденция ее трактовки как договора трудового найма. Надо отметить, что во время своей работы на Урале Татищев столкнулся с полной правовой неурегулированностью положения сторон в договоре, возникающем в результате найма рабочей силы. Ему стали очевидными все препятствия, которые грозят развитию промышленности в случае сохранения крепостного состояния крестьян. Не покушаясь в целом на отмену крепостного права, он пытался теоретически обосновать возможность рассматривать его как результат своеобразного договора найма рабочей силы, влекущий определенные обязанности для заключивших его сторон.
Такие жесткие формы несвободы, как рабство и холопство, В.Н. Татищев осуждает, заявляя, что «рабство и неволя против закона христианского» и являются «плодом насилия», а не договора. За рабом мыслитель признавал право требовать и добиваться своего освобождения^
Анализируя причины возникновения крепостного права в России, Татищев относил их к возмущениям, сотрясавшим страну в период Смуты. Однако последовательным он в этом вопросе не был, хотя и признавал, что «до царя Федора крестьяне были вольными и жили за кем хотели», но в данное время в России вольность крестьян «с нашей формой монар-шеского правления не согласуется и вкоренившийся обычай неволи переменять небезопасно»^ Он считал, что в настоящее время требуется лишь смягчение условий крепости. Помещика, которого он признавал стороной в договоре, мыслитель призывал заботиться о крестьянах, снабжать их всем необходимым, чтобы те имели крепкие хозяйства, побольше скота и всякой птицы. В качестве единицы обложения крестьянского хозяйства предлагал введение поземельного налога
В.Н. Татищев неоднократно ссылается на произведения Платона, Аристотеля, Цицерона, а также труды греческих и римских историков и многократно цитирует европейских мыслителей нового времени: Греция, Гоббса, Локка, Пуффендорфа и др.
Татищев В.Н. Избранные произведения. -М., 1979. -С. 119, 121. "• Татищев В.Н. История российская. Т. 7. - М., 1968. - С. 326.
и вообще настаивал на том, чтобы крестьянство было «податьми сколько можно облегчено». Подобная точка зрения глубоко укоренилась среди русских дворян-помещиков. Наиболее прогрессивно настроенные из них понимали юридическую несостоятельность крепостного права, но боялись его разрушения и предлагали различные полумеры, облегчающие участь крестьян, не представляя в целом всю бесперспективность подобных отношений для развития промышленности и сельского хозяйства.
В.Н. Татищев настаивал на установлении юридического и экономического статуса основных сословий в государстве.
Главным занятием дворян он считал военную и государственную службу, полагая, что их привилегии должны соответствовать этим факторам. Он ратовал за сокращение срока дворянской службы, «чтобы в тягость не было» и обеспечение воинов регулярным жалованьем. По его мысли, на государство возлагалась забота и о купечестве. «Ограждение его от всяких обид и неволи» и установление правил вольной торговли. Купечеству же, в свою очередь, необходимо «знать состояние торга», а горожанам «ремесел совершенные свойства и ухватки». Упорядоченное состояние сословий придаст прочность государственному устройству.
Татищев беспокоился об экономии государственных средств. Поскольку он неоднократно выражал надежду на мирную политику России, то соответственно советовал войско в стране иметь только в целях обороны («государство защищать и оборонять»). При внешних агрессиях весь народ «совокупно» обязан на войны ходить, но по миновании опасности следует определить в армию «особных людей», способных «к обороне и защищению государств». В таком войске каждый солдат «мыслит... чтобы в обер и штаб-офицеры дослужиться». Татищев хотел бы видеть в армии образованных и мыслящих людей, причем не только в офицерском корпусе, но и в нижних чинах. Все его рассуждения в этом вопросе сводятся к предложению о формировании небольшой, но хорошо обученной армии, содержание которой было бы не обременительным для страны.
Большое внимание Татищев уделял рассмотрению форН> государства. Наличие той или иной формы правления он ставил в зависимость от размеров территории страны и степени обеспечения ее внешней безопасности. «Малые» народы, к тому же не подвергающиеся нападениям, вполне могут управляться всенародно (демократическая республика);
«великие и находящиеся также в безопасном положении могут установить у себя аристократическое правление» (аристократическая республика). «Великие же и от соседей небезопасные государства без самовластного государя в целости сохраниться не могут». Рассматривает мыслитель и смешанные формы правлений, но достоинств за ними не признает. Татищев приходит к выводу, что из всех «разных правительств каждая область (здесь в значении страна. Н.З.) выбирает себе образ правления, рассмотрев положение места, пространства владения и состояния людей, а не каждое годно всюду или каждой власти может быть полезно»^
Тиранию (деспотию) Татищев называл худшей из всех форм правлений. Наилучшей формой правления для России В.Н. Татищев считал монархию. Однако, по-видимому, все-таки мыслитель склонялся к ограниченному ее варианту. Так, он полагал, что монарху необходимо опираться в своей деятельности на двухпалатный выборный орган, который учреждается «для лучшей государственной пользы управления». Цель этого органа: подготовка законов, разрешение «дел внутренней экономии» и обсуждение важнейших проблем («война, смерть государя, или какое другое великое дело»). Представительный орган состоит из двух палат: Сената высшей палаты, в состав которой входит двадцать один представитель из дворян, и Совета второй палаты, где заседает сто человек, избранных по более широким нормам представительства. Статус этого органа законосовещательный.
Об ограничении верховной власти представительным органом Татищев высказывался неоднократно и в разных работах, особенно четко эта его позиция прослеживается в рассуждениях о процессе законодательства. Монарх выступает у него в роли верховного законодателя, но издаваемые им законы должны соответствовать естественному праву, справедливости и общей пользе. Соблюдение таких требований один человек не может полностью обеспечить, поэтому необходимо, сохранив за монархом формальное право на титул верховного законодателя, потребовать предварительного рассмотрения и одобрения каждого законопроекта различными ведомствами и выборными учреждениями. Роль монарха будет заключаться в подписании готового законопроекта.
В настоящее время, по мнению мыслителя, в России отсутствует соответствие естественных и положительных законов, объясняющееся невежеством и ошибками законодателей,
ТатищевВ-Н. Избранныепроизведения.-М., 1979.-С. 111, 119. 177
поэтому необходимо подготовить Новое Уложение взамен устаревшего, но еще действующего Соборного Уложения 1649 г. Мыслитель считал, что новые законы следует писать четким и доступным для любого подданного языком и поручить их составление «людям в законах искусных и отечеству беспристрастно верным».
Соблюдению законов Татищев придавал большое значение, полагая, что «в государстве не персоны управляют законом, а закон персонами».
При составлении нового проекта Уложения он обращал внимание на необходимость проведения кодификационных работ для устранения существующих в нынешнем законодательстве «неразберихи» и противоречий. Новые законопроекты до их принятия следует подвергнуть широкому обсуждению. В тех случаях, когда всему народу не предоставляется возможность собраться, следует заменить народный референдум выборными представителями, наделенными «полной мочью». Такие выборные учреждения Татищев называл «сеймами и парламентами»^
Таким образом, трудно согласиться с распространенным в современной историографии мнением о том, что Татищев допускал ограничение верховной власти только в качестве тактического приема в процессе борьбы с «верховниками» и «какого-либо формального ограничения власти его проект не предусматривал»^
Рассматривая вопросы, связанные с судоустройством и судопроизводством, Татищев настаивал на профессиональной подготовке судей, полагая, что на судебные должности должны определяться лица, только обладающие соответствующей специальной подготовкой. Такая позиция в конечном итоге привела бы к сглаживанию сословных граней (что впоследствии и было сделано в Судебных уставах 1864 г.).
Вообще образованию, его организации, распространению и качеству Татищев уделял серьезное внимание. С отсутствием просвещения в стране он даже связывал «бунты и раззо-рения», полагая, что народное недовольство выражается в такой форме именно потому, что «народ никакого просвещения не имеет и в темноте суеверий утоплен», поэтому его так легко могли обманывать всякие «коварные плуты». В данном случае Татищев имел в виду самозванцев, раскольни-
1 Татищев В.Н. Избранные произведения. - Л., 1979. - С. 146,
124-125,128. "• История политических и правовых учений.-М., 1983.-С. 211.
ков и «своих мятежников» (Милославских и Ивана Хованско-го), которые «учинили великие беды и смятения».
Пользу наук он считал очевидной и даже связывал промышленное и экономическое процветание Англии и Франции именно с развитием и распространением в этих странах наук и квалифицированных способов их постижения. Он настаивал на предоставлении возможное™ обучения за границей тех чиновников, которые состоят «в знатных услугах и правлениях, яко в Сенате, Иностранной коллегии и в посольствах во иностранные государства, тем весьма нужно знать состояние, силы богатства, законы и порядки тех государств, с которыми чаем союз или войну иметь». .Но учить также необходимо военных, купечество и простой народ. В числе главных наук, которым должны обучаться дворянство (особенно чиновники) и офицеры, В.Н. Татищев называл: экономию, медицину, законоучение, философию, физику, математику, географию, историю, ботанику, риторику, грамматику русского языка, иностранные языки. А в качестве «оскудевших наук», неполезных для людей, он упоминал астрологию, физиономику и хиромантию, считая их вредными заблуждениями.
Мыслитель предусмотрел организацию образования по губерниям, связанную с подготовкой учителей для проведения его программы.
При общей оценке взглядов В.Н.Татищева, необходимо принимать во внимание цензурные условия, а также трагические перипетии в судьбе самого мыслителя (неоднократные отстранения от должности, опалы), которые, несомненно, обусловили определенную осторожность в изложении его политических взглядов.