У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Предмет метод методология и периодизация истории государства и права зарубежных стран.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

 1. Предмет, метод, методология и периодизация истории государства и права зарубежных стран.

Всеобщая (универсальная, многоединая) история права и государства изучает в избранных образцах возникновение правовых обычаев и законов у разных народов, особенности их фактического применения во взаимодействии с моралью, религией, властной деятельностью государственных учреждений Мы изучаем государственно-правовые явления в их связи и взаимозависимости, в непрерывном движении, развитии, исходя из законов диалектики. Освещая историю государства и права России, мы исходим из того, что история общества есть история развития и закономерной смены общественно-экономических формаций; Периодизация истории права в большинстве учебных изданий все еще строится в соответствии с марксистской традицией в обществоведении: рабовладельческое государство и право, феодальное государство и право, социалистическое государство и право с добавлением разделов о постсоциалистическом праве и государстве.

2. Характеристика древневосточных государственных форм.

Ответ :

По мнению русского историка последней трети XIX в. Л. И. Мечникова, первыми в истории великими культурами (он предпочитал цивилизации именовать культурами) стали следующие четыре: египетская, ассирийская (ассиро-вавилонская, или Сирия двух рек, Двуречье), индийская и китайская. Самые ранние государственные формы стали складываться в древневосточных цивилизациях в ходе разложения общинно-родовой организации. По мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения общинных земель Как правило, на Древнем Востоке государства имели форму деспотий, то есть сильной, единоличной власти одного лица. «Деспот» - слово греческое и в переводе означает господин, хозяин.

Древней важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного бюрократического аппарата, в котором условно выделяется три ведомства:

· финансовое ведомство по сбору налогов;

· ведомство военное;

· ведомство общественных работ.

3. Государственная власть в Древнем Египте. Система управления.

Египетское государство в период Раннего царства представляло собой древний племенной союз.

Основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники. Общины владели землей на основе общинного землевладения. Государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин.

Эпоху расцвета Среднего царства (XVIII в. до н. э.) характеризуют следующие важные черты общественных отношений:

 ◊  значительно растет рабовладение в частных хозяйствах и изменяется

положение землевладельцев;

 ◊  происходит расслоение сельских общин, приводя к образованию мелких

собственников - неджесов.

Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство - проводились под его общим руководством. Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний. После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

4. Древнеегипетское право: характеристика основных правовых институтов.

Источники права в Древнем Египте:

 • первоначально - обычай;

 • с развитием государства - законодательная деятельность фараонов.

В Египте существовали следующие виды земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные.

Из-за особой ценности земли в Египте был создан особый порядок перехода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий:

• первое - достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа;

• второе - продавец давал клятву перед лицом богов, подтверждавшую договор;

• третье - ввод покупателя во владение,

Брак в Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собственностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлялся свободно для обеих сторон.

В Египте долго существовал матриархат. С течением времени главой семьи становится муж, и жена, несмотря на ее достаточно высокое положение в семье, утрачивает прежнее равенство с ним.

Египетское право признавало преступлениями широкий круг деяний, которые можно объединить в следующие группы:

• › посягательства на государственный и общественный строй преступления религиозного характера• › преступления против личности - убийство, членовредительство;

• › имущественные преступления - кража, обмеривание, обвешивание;

• › преступления против чести и достоинства

5. Города-государства шумеров. Система управления и право.

Общая характеристика государства Древнего Шумера

Особенностью общественного строя Древнего Шумера является сохранение пережитков родоплеменной организации. Существование территориальных общин обусловлено тем обстоятельством, что сельское хозяйство основывалось на принципе организованного орошения

Высшие слои шумерского общества составляло жречество, игравшее огромную роль в жизни Шумера. Храмы организовывали прокладку каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень.Родовые общинники составляли более пятидесяти процентов населения. Общинники, потерявшие связь с общиной, обладали личной свободой, но находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц. Органами, ограничивавшими власть правителя, были совет старейшин и народное собрание. Они избирали правителя, давали ему рекомендации, производили общий контроль над его деятельностью, осуществляли суд и управление общинным имуществом.

6. Древний Вавилон. Реформы Царя Хаммурапи.

Общая характеристика древнего Вавилонского государства

Свободное население Вавилона делилось на:

= полноправных (авилум);

= неполноправных (мушкену).

Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане - авилум. Они могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности.

Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы - вардум.

Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие

бесправными свободные. Рабы подразделялись на:

» царских;

» храмовых;

» частновладельческих.

Ценились писцы.

Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве.К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были введены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. В Вавилонии имелась регулярная армия. Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения.  При Хаммурапи достигли высшего развития процессы начавшиеся после падения III династии Ура: рост товарно-денежных отношений, частных рабовладельческих хозяйств, усиление торговли.

7. Законник Хаммурапи и его характеристика.

Право Вавилонского царства - Законы Хаммурапи

Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда.

Текст сборника состоит из трех частей:

≈ введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему

царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также

перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего

государства;

≈ 282 статьи законов;

≈ обширное заключение.

Источниками при составлении сборника послужили:

◆обычное право;

◆шумерские судебники;

◆новое законодательство

Законодательству Хаммурапи известны договоры:

• аренды;

• имущественного найма;

• личного найма;

• займа;

• купли-продажи;

• хранения;

• товарищества;

• мены;

• поручения.

Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое,

Уголовное право и судебный процесс

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений:

= против личности;

= имущественные;

= против семьи.

8. Древнеиудейское право.

Начало древнееврейского права относится ко времени полулегендарного пророка Моисея (XIII в. до н. э.), с именем которого связывается начало освоения евреями Палестины, составление религиозных заповедей и первых законов.

юристы и учителя составили особый свод нововведений к праву под названием Гемара («Восполнение»), посвященный главным образом имущественным и семейным отношениям. Позднее из этих двух сводов – Мишны и Гемары – составили единый памятник под названием Талмуд. Талмуд – это не чисто правовой, но более религиозный, наставительный свод разного рода поучений и толкований, и в силу этого по содержанию посвященный многим правовым вопросам. Еврейское право не прекратило своего существования с падением Древней еврейской государственности. До начала V в. римляне, даже завоевав Иудею, разрешали применение там древнего права и собственную юстицию синедриона. В последующие века еврейское право сохранялось в разбросанных по всему миру еврейских общинах

9. Варно-кастовая социальная структура Древней Индии по Законам Ману.

Общественный строй Древней Индии

Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий - варн. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям.

С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:

» брахманы - члены жреческих родов;

» кшатрии - военная аристократия;

» вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники;

» шудры - низшая варна, неравноправные члены общества.

Рабство Древней Индии

Рабство Древней Индии отличается своей неразвитостью - наряду с рабовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Законы Ману указывают следующие разряды рабов:

≈ захваченные под знаменем (военнопленные);

≈ рабы за содержание;

≈ рабы, рожденные в доме хозяина;

≈ купленные;

≈ подаренные;

≈ доставшиеся по наследству;

≈ рабы в силу наказания.

10. Организация власти в древней Индии. Концепция «богоугодного царя».

Для Магадхско-Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.Главой государства являлся царь. Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью - был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. При царе существовали советы:

◊ паришад - совет царских сановников;

◊ тайный совет;

◊ раджа-сабха, или царский совет.

В Древней Индии существовали две системы судов: царские и внутриобщинные (кастовые).Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовал сам царь вместе с брахманами и советниками или замещавшая его судебная коллегия (сабха), состоявшая из назначенного царем брахмана и трех судей. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии

11. Право и процесс по законам Ману 

Право древней Индии - Законы Ману

Право собственности и обязательства

Законы Ману являются так называемой дхармашастрой – сборником норм, правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности:

~ наследование;

~ получение в виде дара или находка;

~ покупка;

~ завоевание;

~ ростовщичество;

~ исполнение работы;

~ получение милостыни;

~ давность владения (10 лет).

В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров: займа, найма рабочей силы, аренды земли, купли-продажи и дарения.

Брачно-семейные отношения

В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни. Виды преступлений по Законами Ману:

» государственные преступления;

» преступления против собственности;

» преступления против личности;

Законы Ману знают также понятие необходимой обороны: убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Существовало множество видов наказаний, в том числе:

› смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);

› для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;

› членовредительские наказания;

› штрафы;

› изгнание;

› тюремное заключение.

12. Образование древнекитайской цивилизации. Управление империей.

В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

» царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;

» царство Чжоу - с XII в, до н. э. до 221 г. до н. э.;

» царство Цинь - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;

» царство Ханъ - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.

Характерной особенностью образования государства в Китае является то, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Древнем Китае существовало разделение должностных лиц на три основные категории:

◊ высшие гражданские чиновники;

◊ военные чиновники;

◊ советники, прорицатели.

В период Западного Чжоу укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура. Общество характеризуется более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением численности рабов, развитием крупного землевладения. В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Армия в царстве Чжоу была постоянной лишь отчасти, будучи составлена из небольших кадровых отрядов и ополчения, которое присоединялось к ним во время войны.

    

13. Право Древнего Китая. Реформы Шан-Яна.

Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы.

Широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества.

Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство, в V - Ш вв. до н. э. часто заключался договор аренды земли.

В Древнем Китае брак заключали родители. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, не могла иметь личного имущества. Право наследовать она имела, но это право было ограниченным.

Уголовное право и судебный процесс

Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выделить:

a. государственные - мятеж, заговор;

b. религиозные - шаманство, выбрасывание золы на улицу;

c. против личности - убийство, нанесение телесных повреждений;

d. против собственности - кража, грабеж, убой чужого скота;

e.  воинские - неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др

В результате преобразований Шан Яна:

• узаконивалось право частной собственности на землю и была официально разрешена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному землевладению;

• проводилось принудительное дробление больших патриархальных семей, что также ускоряло распад общины;

• в целях централизации вся территория государства была разделена на административные уезды - новое административное деление было проведено по территориальному принципу;

• налоги стали взиматься исходя из количества обрабатываемой земли;

• войско было перевооружено и реорганизовано.

14. Древние Афины. Греческий полис. Реформы Солона и Клисфена.

После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап. В IX-VII веках до н.э. в Греции возникают первые города-государства - полисы. Каждый полис - это совокупность городского поселения и нескольких деревень.   Полисный этап Древней Греции принято подразделять на три периода:

» гомеровский период - XI - IX вв. до н.э.;

» архаический период - VIII - VI вв. до н.э.;

» классический период - V - IV вв. до н.э.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.

Основными органами Афинского государства являлись:

› Народное собрание;

› Совет пятисот;

› гелиэя;

› коллегия стратегов;

› коллегия архонтов.

Реформы Солона

Солон впервые допустил завещание для тех, кто не имеет законных детей мужского пола, а также дарение с оговоркой «буде не действовал в состоянии болезни, не был околдован зельем, не был заключен в оковы или не был вынужден необходимостью, или не находился под влиянием женщины. Солоном же было создано судебное учреждение, оказавшее впоследствии большое влияние на политическую жизнь, — народный суд (гелиэя), который стал по сути дела судом присяжных, состоявшим из 5 тыс. членов и 1 тыс. запасных членов.

Клисфен начал свои реформы с того, что распределил всех граждан между десятью филами вместо старых четырех. Он обосновывал это желанием предоставить больше возможностей согражданам для участия в делах государства. Затем он учредил Совет пятисот (по 50 граждан от каждой новой филы). Он разделил страну по демам на тридцать частей. Законы Клисфена в гораздо большей степени учли интересы народа

15. Право и правосознание в Древних Афинах.

Имущественные и обязательственные отношения

Источником права в Афинах первоначально был обычай, а в 621 г. до н. э. появилось писаное право - Законы Драконта, запись действующих норм права.

Афинскому праву известно деление имущества на движимое и недвижимое. Семейное и наследственное право

В Афинах брак представлял собой договор, заключаемый главой семьи. Вступление в брак считалось обязательным, хотя безбрачие не влекло наказаний. Женщина в семье занимала подчиненное положение, поэтому развод, свободный для мужа, был затруднен для жены. Власть отца над детьми первоначально была очень широкой, но с течением времени сузилась.Афинское право знало наследование по закону и по завещанию. Уголовное право и судебный процесс

Виды преступлений, известные афинскому праву:

♦ государственные преступления;

♦ преступления против семьи;

♦ преступления против личности;

♦ преступления против собственности.

16. Спарта. Государственный строй. Реформы Ликурга.

Рабовладельческое государство в Спарте

1. Возникновение государства.

2. 0бщественный строй.

З. Государственный строй.

Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий полис, город-государство, в VI - I вв. до н. э. занимавшее южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н. э., подобно Афинскому, в результате синойкизма, слияния обособленных родовых общин

Жители Спартанского государства подразделялись на следующие социальные группы:

• спартиаты;                    

• гипомейены;

• периэки;

• илоты.

Законы Ликурга преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они были направлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с семилетнего возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу.

17. Древний Рим в царский период. Реформы Сервия 

Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э. и характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Все полноправное население Рима - римский народ – делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос. возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима.

Реформа Сервия Туллия

Первая часть реформы - деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Вторая часть реформы - деление свободного населения по территориальному принципу.В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы.

Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства.

             18. Государственный строй Рима в период республики. Борьба патрициев и плебеев.

Общественный строй Древнего Рима

Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н. э., после изгнания Тарквиния Гордого.Период республиканский (VI - I вв. до н.э.) условно подразделяется на два этапа:

› время ранней республики (VI—III вв. до н.э.), на которое приходится формирование раннерабовладельческого общества и завоевание Римом Италии,

› на позднюю республику (II—I вв. до н.э.). Для нее характерен расцвет рабовладельческих отношений в Италии и создание Римской средиземноморской державы.

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов.

Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

= имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);

= мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота - люмпен-пролетарии.

Рабы были государственные и частные. По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебсаГосударственный строй Римской республики

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний: центуриатные, трибутные и куриатные

Борьба плебеев с патрициями.

Плебеи с самого начала установления республики начинали борьбу за рабство с патрициями:

- В сфере экономики плебеи допускались к общему полю и ограничение долгового рабства, от которого в основном страдали плебеи.

- В политической сфере плебеи добивались допуска к патрицианским должностям и в сенат.

- В социальной сфере плебеи требовали отмены запрета брака с патрициями, вхождения в жреческие коллегии.

Патриции не соглашались признавать в качестве общегосударственных законов решения, принятые на плебейских патрицианских собраниях. В 287 г. до н.э. был принят закон, по которому плебесциты были приняты общеобязанными.

Так завершилась борьба плебеев и патрициев, и в Риме сложился новый сословный слой. Патриции и верхушка плебеев объединились в сословие нобили – крупные землевладельцы, аристократия.

 

19. Законы XII таблиц и их характеристика.

Римское право отражало и закрепляло сложившиеся в римском рабовладельческом обществе социально-экономические и политические порядки. В своем развитии оно прошло следующие стадии:

• квиритское, или цивильное, право;

• преторское право;

• общенародное право;

• собственно римское право, которое, в свою очередь, делится на публичное и частное.

Семейное и наследственное право

В Древнем Риме были известны три формы заключения брака:

• брак, совершавшийся в форме священной клятвы и отдававший жену под власть мужа;

• брак в форме покупки невесты, также отдававший жену под власть мужа;

• брак «сине ману» - без власти мужа.

В эпоху Законов двенадцати таблиц нормы семейного права основывались на безусловном господстве главы семьи - отца. Господствующей формой брака в период империи становится брак без власти мужа

Уголовное право и судебный процесс

преступления, непосредственно затрагивавшие интересы римского государства;

~ религиозные преступления, число которых значительно возросло после официального признания христианства;

~ воинские;

~ преступления, относящиеся к сфере семьи и нравственности, - кровосмешение, супружеская измена, полигамия, сожительство с незамужней женщиной, мужеложство и т. д.;

~ преступления против личности;

~ преступления против собственности.

♦ восстанавливается смертная казнь, которая в позднюю республику не применялась к римским гражданам, причем появляются новые ее виды: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление;

♦ каторжные работы на рудниках, принудительные работы на установленный

срок, отдача в гладиаторы;

♦ различные виды ссылок: изгнание из Рима с потерей гражданства, ссылка на острова с полной изоляцией, временная ссылка;

♦ по некоторым видам преступлений предусматривались телесные наказания;

♦ широко практиковалась конфискация имущества осужденных.

20. Римское государство в период империи.

Период Римской империи подразделяется на:

a. период принципата (27 г. до н. э. - 193 г. н. э.) – это период ранней империи в истории Римской средиземноморской державы, сопровождавшейся расцветом рабовладельческих отношении во всем Средиземноморье.

b. период домината (193 - 284 гг. н. э.), от «доминус» - господин, владыка, что  свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.III в. н.э. - это кризис Римской империи, грозивший угрозой распада.

c. кризисный (284 - 476 гг. н. э.). Это период поздней Римской империи (с конца III по V в. н.э.) характеризуется разложением рабовладения на ее огромных территориях и началом формирования протофеодальных отношений.

В Риме возникает единая военно-бюрократическая организация управления.Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп, разгон собраний, насилие над их участниками. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора. Особое положение среди этих ведомств занимали:

≈ государственный совет при императоре;

≈ финансовое ведомство;

≈ военное ведомство.

21. Римские юристы. Свод Гражданского права Юстиниана.

В своей деятельности римские юристы превосходно сочетали теорию и практику, отлично знали запросы жизни, правовые ситуации и конфликты, обусловленные всепроникающими воздействиями частной собственности. Они толковали право не по букве, а по смыслу, исходя из практической целесообразности, признания римских граждан равноправными по закону и справедливости.

Созданный при Юстиниане "Свод гражданского права" - вершина византийской юридической мысли. В "Своде" нашли отражение те изменения, которые произошли в экономической и социальной жизни империи,  в т.ч. улучшение правового положения женщин, отпуск рабов на волю и др.

Свод гражданского права» составился из четырех отделов:

1. Законы и постановления римских императоров, собранные в 529  году в двенадцати книгах под названием «Кодекса Юстиниана»;

2. Собрание приведенных в научную систему отрывков из сочинений знаменитейших римских юристов, изданное в пятидесяти книгах под латинским названием «Дигесты» и греческим «Пандекты» и получившее силу законов в 533 году;

3. «Институции», изданные в четырех книгах в 533 году и предназначенные служить руководством в главных юридических школах, организованных в Константинополе, Берите и Риме;

4. Собрание указов самого Юстиниана, изданных после обнародования его кодекса: это собрание названо «Новеллы»;

22. Право и процесс по Своду Юстиниана.

Свод Юстиниана - систематическое изложение римского и византийского права, предпринятое по приказу императора Юстиниана в VI в. Основной задачей кодификации, проведенной Юстинианом, было упорядочить применение римского права в Византии, в том числе согласовать его с новым византийским законодательством. Законодательство Юстиниана завершило развитие римского права. По издании своих сборников Юстиниан запретил юристам издание всяких их толкований, допустив лишь составление указателей и переводов с латинского на греческий, и этим прекратил дальнейшее развитие юриспруденции. Свод Юстиниана являлся вспомогательным источником права в одной из частей Российской Империи - Бессарабии (ныне Молдова) вплоть до начала XX в. В ряде стран, чья правовая система основана на римско-голландском праве (ЮАР, Ботсвана, Зимбабве), на Свод Юстиниана ссылаются как на авторитетный источник права до сих пор..

23. Восточная Римская империя: институты государственной власти.

Началом Византийской империи принято считать 395 год, когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части — восточную и западную.

   Столицей восточной части империи стал Константинополь.    Начиная с IV века в римское право, особенно в Византии, был включен ряд нововведений, свидетельствующих о переходе к феодализму; особо следует отметить прикрепление различных групп населения к отдельным профессиям и корпорациям (в первую очередь колонов).

Государственное управление

   Важными особенностями характеризуется государственный строй Византийской империи:  сохранение сильной императорской власти, наличие устойчивого централизованного руководства империей. Однако весьма нередко императоры находились во власти клик, ими ставились и свергались.    Императорская власть опиралась на огромный, строго централизованный аппарат управления. К высшим ведомствам империи относились министерства внутренних дел (полиции), иностранных, военное, финансовое и др.

В налогообложении в Византии широко практикуются: поземельная подать в виде зерна и пр., которую налогоплательщик доставлял своими средствами, подушная подать, подать с жилищ, налог на париков и др.;

24. Византийское законодательство: характеристика после СГПЮ.

Византийская империя оставила после себя множество памятников права того времени. Одним из них является свод законов Юстиниана. Следует отметить, что интерес императора Византии Юстиниана к праву и судебной деятельности был достаточно велик Законодательство Юстиниана преследовало различные цели:

1) стремление привести в систему старое право;

2) желание придать значимость правлению императора – выходца из простых крестьян.

Кодификация Юстиниана включает в себя следующие части:

1) Дигесты, или Пандекты («собранное», «содержащие в себе все») были составлены из сочинений выдающихся римских юристов (в извлечениях).

2) 2) Институции – учебник для студентов византийских юридических учебных заведений. В империи было два высших юридических учебных заведения:

3) а) в Константинополе;

4) б) в Бейруте (римская школа оказалась за пределами Византии).

«Кодекс Юстиниана» — собрание императорских постановлений (конституций), подготовленное в течение года комиссией из 10 человек.Две последние части кодификации Юстиниана имеют меньшее значение, по сравнению с дигестами.

25. Рецепция римского права в странах Западной Европы. Школы глоссаторов и постглоссаторов.

Рецепция (от лат. receptio — принятие) разъясняется как восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития Первый этап рецепции характеризуется преимущественно изучением римского права в отдельных городских центрах Италии. Для второго этапа типично распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков.

Рецепция римского права как крупное и сложное явление общественной жизни, как связующее звено правового развития Древнего мира. При рецепции происходило дополнение менее развитых правовых систем опытом более высокого состояния.

Глоссаторы - в средние века (XI-XIII вв.) итальянские юристы, комментировавшие и толковавшие римское право путем составления заметок (глосс) на полях текстов римских кодексов и законов. Основателем школы Глоссаторы был Ирнерий, работавший в городе Болонье. Глоссаторы считали римское право "писанным разумом", абсолютной истиной и видели свою задачу в том, чтобы выявить точный см. ысл античных норм, ничего не меняя в их содержании.

Постглоссаторы (позднелат. postglossatores), итальянская правовая школа, пришедшая с середины 13 в. на смену глоссаторам. П. занимались толкованием правовых понятий и отдельных отрывков из кодификации Юстиниана, содержавшихся в работах глоссаторов, с целью выведения т. н. общего мнения учёных (communis opinio doctorum).

           26. Возникновение государства у франков: от варварского королевства к империи.

Возникновение Франкского государства отсчитывают с правления князя или короля Хлодвига (481—511). Органы управления, присущие первобытнообщинному строю на стадии военной

демократии, постепенно уступают место усилившейся власти военного вождя,

который превращается теперь в короля. Это превращение было ускорено

самим фактом завоевания, поставившим франков лицом к лицу с завоеванным

галло-римским населением, которое необходимо было держать в повиновении.

Кроме того, на завоеванной территории франки столкнулись с развитым

классовым обществом, дальнейшее существование которого требовало

создания новой государственной власти взамен уничтоженного франками

государственного аппарата рабовладельческой империи.

В центральном управлении Франкского государства сохранились лишь слабые

следы былой первобытнообщинной организации в виде ежегодных военных

смотров — «мартовских полей». Вынужденные считаться с крупными землевладельцами, франкские короли

периодически созывали собрания виднейших магнатов, на которых

обсуждались общегосударственные вопросы.

Полнее всего сохранилось самоуправление в деревенской общине, которая на

сельских сходах избирала своих должностных лиц, творила суд по мелким

правонарушениям и следила за тем, чтобы соблюдались обычаи марки.

27. Процесс феодализации франкского общества.

Начало феодализации франкского общества сопровождалось зарождением раннефеодального государства.

Органы управления, присущие первобытнообщинному строю на стадии военной демократии, постепенно уступают место усилившейся власти военного вождя, который превращается теперь в короля. Король сосредоточил в своих руках все функции государственного управления, центром которого стал королевский двор. Власть короля основывалась прежде всего на том, что он являлся крупнейшим земельным собственником в государстве и стоял во главе многочисленной, лично преданной ему дружины. В центральном  управлении Франкского государства сохранились лишь слабые следы былой первобытнообщинной организации в виде ежегодных военных смотров — «мартовских полей». Следы древних первобытнообщинных порядков больше сохранились в местном управлении Франкского государства.

«Сотни» из подразделений племени у древних франков после завоевания Галлии превратились в территориальные административные единицы. Управление графством — более крупной территориальной единицей — всецело находилось в руках королевского должностного лица — графа, Полнее всего сохранилось самоуправление в деревенской общине, которая на сельских сходах избирала своих должностных лиц, творила суд по мелким правонарушениям и следила за тем, чтобы соблюдались обычаи марки.

28. «Салическая правда»: право собственности, договорные отношения, преступления и наказания, процесс.

Возникновение Салической правды

'Варварскими правдами' называют обыкновенно раннефеодальные юридические

кодификации германских народов - записи их обычного права. Наиболее

известна Салическая правда (по точному названию - 'Салический закон' -

Lex Salica). Временем ее возникновения принято считать конец V столетия

- момент расселения франков на завоеванных землях. Юридические обычаи,

зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом жизни и

быта обыкновенной франкской деревни. Особое внимание в Салической правде уделяется Аллоду. Аллод (нем. Allod, французское al - полный и od - владение) у германских племен и в раннефеодальных государствах Западной Европы свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность. С развитием феодальных отношений большая часть мелких аллодов превратилась в зависимые крестьянские держания, аллоды крупных и средних землевладельцев  - в бенефиции и феоды. Древние обычаи германцев допускали установление брака покупкой жены, а еще более древние не исключали похищения (умыкания). Через покупку муж приобретал власть над женой.  После его смерти эта власть переходила к свекру,  поскольку выкупная плата давалась им.

Кровная месть

У всех нардов с незапамятных времен в том или ином виде существовал (а кое-где и существует до сих пор) обычай кровной мести

Германские правды были составлены в то время, когда кровная месть была уже пережитком. Она стала особенно страшной с переходом к оседлости, с усовершенствованием оружия, с распадением старых родовых коллективов. Самосуд и государство  находились в явном противоречии. Тем не менее, правды хотя и ограничивают, но не вовсе запрещают кровную месть. Убийство. Увечье.

Пока человек потреблял все то, что добывал, для кровной мести не было замены. Единственной платой за жизнь  и страдание оставались жизнь и страдание. Благодаря новой эпохе в системе наказаний  на смену кровной мести приходит штраф. Переход к штрафу взамен кровной мести происходил непросто.  Первые акты  подобного рода  встречали нескрываемое презрение. Принимать деньги за кровь ближнего, в особенности отца или брата, считалось несмываемым позором.

Судебный процесс

Старинные обычаи многих народов требовали, чтобы судебное дело возбуждалось не иначе как по заявлению потерпевшей стороны. На ней лежало формулирование обвинения и представление обвинения и доказательств. Такой процесс получил название обвинительного. Старинные обычаи многих народов требовали, чтобы судебное дело возбуждалось не иначе как по заявлению потерпевшей стороны. На ней лежало формулирование обвинения и представление обвинения и доказательств. С распадением родовых связей и ростом бедности крестьянину все труднее становилось прибегать к рискованной помощи соприсяжников. Но тем легче это было сделать знатному синьору, окруженными вассалами и дружиной.Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятву на Евангелие, на святых мощах, испытание крестом.

30. Нормандское завоевание Англии и его историческое значение. Книга страшного суда.

Нормандское завоевание Англии (англ. Norman conquest of England) — вторжение в 1066 году в Англию армии Вильгельма Завоевателя, герцога Нормандии и последующее подчинение страны.

Завоевание Англии началось с победы нормандцев в битве при Гастингсе в

1066 году, после чего герцог Вильгельм стал королём Англии. Важнейшим последствием нормандского завоевания в социальной сфере было

введение в Англии классических феодальных отношений и вассально-ленной

системы по французскому образцу. Генезис феодализма в Англии начался в

IX—X веках, однако возникновение социальной системы, основанной на

земельном держании, которое обуславливается исполнением держателем

строго определённых обязанностей военного характера, чей объём зависел

не от размера участка, а от соглашения с сюзереном, является безусловной

новацией нормандского завоевания В политическом плане была окончена самоизоляция страны, бывшая в

англосаксонской эпохе. Англия оказалась тесно включённой в систему

международных связей Западной Европы и стала играть одну из важнейших

ролей на европейской политической сцене.

Книга страшного суда», тж. «Книга Судного дня» (англ. Domesday Book) — свод материалов первой в средневековой Европе всеобщей поземельной переписи, проведённой в Англии в 1085—1086 годах по приказу Вильгельма Завоевателя. Название книги ссылается на библейский Судный день, когда всем людям должен быть предъявлен полный список их деяний.

31. Образование Арабского халифата. Мусульманская государственность.

Возникновение арабского халифата приходится на период, когда социальные отношения в Аравии в VI–VII вв. (в преддверие магометанской (исламистской) реформации) были очень сложными. На данном этапе истории на большей части страны господствовали первобытнообщинные отношения. Они ярко проявлялись в следующих сторонах общественной жизни:

1) родовой связи членов общества;

2) кровной мести;

3) в общем владении землей и т. д.

Основными источниками мусульманского права

являются:

1) сунна (дополняющая Коран);

2) фетва (сборник высказываний авторитетных комментаторов мусульманского

права);

3) указы халифов.

Общественный строй арабского халифата характеризуется тем, что в начале

VII в. существовавший долгое время строй военной демократии у арабов

пришел в упадок, стал себя изживать. Шла борьба за свободные земли.

Выход из трудного положения знать видела в новой организации общества, в

завоевательных походах, в приобретении вооруженной силой новых пастбищ,

плодородных земель, скота, рабов. Однако дело объединения племен Аравии

оказалось неисполнимым из-за их полной самостоятельности. В результате:

1) начали вспыхивать межплеменные войны;

2) торговля пришла в упадок;

3) сократился транзит товаров.

Следует отметить такую специфическую особенность общественного строя

арабского халифата как сближающие его в с древневосточной деспотией.

Земля считалась собственностью государства. Она делилась на несколько

категорий и имела свое правовое регулирование:

1) священная (места, где жил пророк);

2) вакф 3) икта (давалась за службу).

Верхушку господствующего класса составляли рабовладельцы и феодалы:

1) халиф;

2) многочисленные сородичи халифа;

3) чиновники;

4) местная знать;

5) начальники войска;

6) духовенство;

7) крупные землевладельцы

32. Школы мусульманского права.

На раннем этапе становления ислама богословие и правоведение были еще слиты воедино в рамках исламского правоведения (фикха). Позже возникает суннитское богословие (калам),  возникшее на базе фикха и добившееся самостоятельности именно как богословие, свободное от правоведения Опираясь на Коран и Сунну, как каноническую основу исламского права, обособившиеся от богословия законоведы, используя указанные четыре метода решения спорных богословских проблем, в VIII - IX вв. создали в рамках ортодоксального  суннитского ислама  четыре наиболее известные и сохранившие свое влияние и поныне школы исламского права. Первым и наиболее почитаемым из них был Абу-ханифа (умер в 767 г.).

Система Ханифы, ханифизм, опираясь как и другие системы на Коран и Сунну

, наибольшее внимание уделяет методам рая и кыяса,признается также и

иджма, но в значительно меншей степени

Система Малика (умер в 795 г.), маликизм, также опирается на методику истихсана, но из всех остальных методов предпочитает иджму и рай.

Система Аш-Шафии (умер в 820 г.), шафиизм, использует иджму и кыяс и выступает против рая и истихсана. Распространена в Сирии, частично в Египте и восточной Африке, в Пакистане и Индонезии.

Система Ибн-Ханбала (умер в 855 г.), ханбализм, опирается в основном на хадисы и лишь ограниченно использует методы рая, иджмы и кияса. Распространена в Аравии.

Все четыре мазхаба, хотя и спорят между собой по различным вопросам права, методики и обрядности, практически мирно сосуществуют, нередко в рамках одного и того же государства. Всем четырем школам сунниты придают равное значение; каждый имеет право менять свои симпатии в пользу того или иного мазхаба, пользоваться учебными пособиями различных школ.    Все эти школы составляют единую систему шариат.

33. Источники и система мусульманского права. Характеристика гражданского права.

Шариат (мусульманское право) органически связан с исламом, его учением. Согласно юридической энциклопедии "Шариат - свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны Шариат развивался как строго конфессиональное право. Особенно на первых

порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть

(фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную

догматику и мораль. В результате нормы шариата (правила, предписания), с

одной стороны, регулировали общественные ("человеческие") отношения, а с

другой - определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью

породила и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее

пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы

заняли разную позицию. Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность. Вместе с предствлением о едином боге - Аллахе - утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный порядок. мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиальныЙ принцип

Как конфиссеональное право шариат отличался от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные

сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве

всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в

целом ряде стран Азии и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко

за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на

Среднюю Азию и часть Закавказья,

34. Сословно-представительная монархия в Англии. «Великая хартия

вольностей» 1215г. 

В течение периода централизованной сеньориальной монархии (XI – ХП вв.) в Англии завершилось становление феодального строя. После нормандского завоевания (1066 г.) закрепилась характерная особенность английского феодализма - политическое объединение страны и централизация государственной власти.

   В результате реформ Генриха (правил в 1154 - 1189 гг.) укрепились

судебные, военные и финансовые полномочия королевской власти. Основные

направления этих реформ - создание системы центральных финансовых и

судебных учреждений, а также реорганизация армии.

Период сословно-представителъной монархии

   Переход к новой форме государства - к сословно-представительной

монархии (вторая половина XIII в. - XV в.) - осуществился в результате

гражданской войны 1263 - 1267 гг.

   С конца XII в. королевская власть стала наносить ущерб интересам

значительной части населения: проводились конфискации земель,

притеснялись крупные земельные собственники, вводились новые денежные

поборы и повинности. Страна ответила на это рядом оппозиционных

выступлений, и в начале XIII в., после восстания баронов, поддержанного

рыцарями и горожанами, король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию

вольностей Высшими судами в этот период были Суд королевской скамьи, Суд общих

тяжб и Суд казначейства.

35. Оформление системы: «общее право» и «право справедливости» в Англии.

Единое английское "общее право" (common Law) стало образовываться лишь

начиная с XII в., когда королевские суды получили преобладание над

судами графств, сотен и феодалов Королевские суды в своей деятельности

руководствовались обычаями, судебной практикой (предыдущими решениями

судов) и указаниями, содержавшимися в королевских "указах", которые

ничего общего не имели с законодательными актами. Генрих II установил, что даже феодальные суды не могут рассматривать

земельные споры без наличия такого "указа".

XIV в. развитие "общего права" стало останавливаться, так как

королевские судьи крайне неохотно шли на создание новых прецедентов. Но

потребности торгового оборота, меняющейся обстановки, новых общественных

отношений были причиной появления, начиная с XIV в., новой системы права

— "права справедливости" (eguity), существовавшей одновременно с

системой "общего права". Суд "справедливости" возник в результате

подававшихся королю прошений и жалоб по вопросам, не получившим защиты в

общих судах.

36. Особенности вещного права Англии. Траст.

    Английскому средневековому вещному праву известно деление имущества

на движимое и недвижимое, но более распространенным и традиционным было

деление вещей на реальную собственность и персональную собственность:

  • реальная собственность защищалась реальными исками (в случае успеха

которых утраченная вещь возвращалась владельцу). К реальной

собственности относились родовая недвижимость, а также такие права на

землю, которые носили характер свободного держания, феодального

владения от короля или от другого лорда;

  • персональная собственность защищалась персональными исками. К ней

относились все прочие вещи.

Чисто английским институтом вещного права был институт доверительной

собственности (трэст): когда одно лицо передает другому в собственность

свое имущество или его часть с тем, чтобы получатель, став формально

собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах

прежнего собственника или по его указанию. По мере развития рыночных

отношений в английском праве стало складываться и развиваться

обязательственное право: обязательства из деликтов и договоров.

   Средневековому английскому обязательственному праву известны в числе

прочих следующие формы исков:

  ≈ иск о долге;

  ≈ иск об отчете (лица, которому были доверены чужие деньги);

  ≈ иск о соглашении (требование к должнику исполнить обязательство,

установленное соглашением сторон);

  ≈ иск о защите словесных соглашений.

Семейное право средневековой Англии определялось интересами охраны и

защиты феодального землевладения. Как и в других странах Европы этого

периода, оно регулировалось нормами канонического права - например,

церковная форма брака, запрещение развода и двоеженства и пр.

   Английская средневековая семья носила патриархальный характер.

Движимое имущество женщины при вступлении в брак переходило к мужу, в

отношении недвижимого имущества устанавливалось его управление.    При наследовании по закону утвердился принцип майората - во

избежание дробления феода передача по наследству земельной

собственности старшему сыну, а при его отсутствии - старшему в роде.

Наследование по завещанию в некоторых местностях ограничивалось -

запрещалось устранять от наследования законных наследников..

37. Особенности уголовного права Англии

   Английское средневековое уголовное право традиционно подразделяло все

преступления на три группы:

• фелония - понятие, сложившееся еще в XIII в. и означавшее тяжкие

Преступления

  • измена, выделившаяся из числа других преступлений в XIV в. и ставшая

самым тяжким преступлением

• мисдиминор - понятие, которое постепенно развилось из

правонарушений, ранее наказывавшихся лишь взысканием причиненного

ущерба в гражданском порядке.

В судах общего права доказательства собирались самими сторонами. В

конце XV в. стали созываться специальные жюри обвинительных присяжных с

целью проверки материалов обвинения. Если они признавали достаточными

доводы в пользу обвинения, то составляли документ об обвинении.

38. Сословно-представительная монархия во Франции. Генеральные Штаты.

Структура и функции.

Началом периода сословно-представительной монархии во Франции (XIV -

XV вв.) принято считать созыв в 1302 г. высшего органа сословного представительства - Генеральных штатов.

Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны, когда

королевская власть особенно нуждалась в деньгах. Центральными органами

управления в этот период были:

   = Государственный совет, осуществлявший по указаниям короля

руководство и контроль за отдельными звеньями управления;

  =  Счетная палата, ведавшая финансами.

Государственный строй сословно-представительной монархии: 1) король; 2)

государственный совет; 3) Парижский парламент; 4) судебно-прокурорские

органы; 5) Генеральный штаты – были созваны в 1302 г., в их состав

входили представители всех трех сословий: а) феодалы; б) духовенство; в)

«третье сословие» – буржуазия; 6) собрание нотаблей; 7) счетная палата;

8) должностные лица – канцлер, – коннетабль, палатины, легисты и др.

Сословное деление населения Франции: 1) духовенство; 2) дворянство; 3)

«третье сословие» – буржуазия и крестьяне-цензитарии – лично свободные

39. Феодальное право Франции. Кутюмы.

К концу Х в. – времени начала французской феодальной государственности –

на территории королевства утратили практическое значение и Салический

закон, и в подавляющем большинстве законы Каролингов. Юридический быт

основывался на местных обычаях, разных в различных областях страны, и на

формирующейся практике феодальных судов

В отдельных областях феодальное право стало приобретать вид стабильной

системы. В конце Х – XI вв. появились первые собрания феодальных обычаев

и правил юридического значения: «Правила обычаев и прав монастырских»,

составленные в вотчине древнего Рельского монастыря (977), свод обычаев

Барселоны (1064), «Законы и обычаи герцога Вильгельма», правителя

Нормандии (1066).

Практика кутюмов отпиралась на особую форму судопроизводства – повальный

обыск (par tubes). Это был суд, проводимый своеобразным жюри «знающих»,

или «старейших», в количестве 10 человек. Они предлагали судье сеньора

или короля свои заключения о факте правонарушения или преступления и о

личности тяжущихся.

Кутюмам Орлеана были посвящены и Установления св. Людовика, написанные в

1272 – 1273 гг. неизвестным автором, но благодаря имени почитаемого

короля и выдержкам из его указов широко распространившиеся

Феодальная собственность на землю была неразрывно связана с

владельческими правами крестьян - для феодала земля представляла

ценность не сама по себе, а в соединении с работником, ее

возделывающим. Эти права были ограниченными, но постоянными. Крестьянин

не мог отчуждать свой земельный надел без согласия сеньора, но и

последний не мог произвольно сгонять с земли крестьянина.

Семейное и наследственное право

   Брак и семья во Франции до XVI в. регулировались исключительно

церковными правилами. Лишь в XVI - XVII вв. королевская власть,

стремясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные

отношения, отступила от церковных норм, относящихся к заключению брака.

Брак стал рассматриваться как акт гражданского состояния

Личные отношения супругов определялись каноническим правом -

главенство мужа, подчинение ему жены, совместное проживание и т. п.

Дети не могли совершать юридические акты без согласия родителей. Отец

имел право просить у королевской администрации заключения в тюрьму

непокорных детей.

Уголовное право и судебный процесс

   В период сословно-представительной монархии, в XIII - XV вв., с

централизацией государства и усилением королевской власти

сеньориальная юрисдикция ослабляется и возрастает роль законодательства

королей в развитии уголовного права.

Видами наказания были:

  » смертная казнь в разнообразных формах (разрывание на части лошадьми,

четвертование, сожжение и т. д.);

  » членовредительские и телесные наказания;

  » широко применялось тюремное заключение;

  » конфискация имущества - в качестве основного и дополнительного

наказания.

Судебный процесс до конца XII в. носил обвинительный характер. Судебное рассмотрение дела проходило в закрытом заседании, решающее

значение придавалось материалам, собранным в ходе следствия.

40. Образование германской государственности. Особенности феодальных

процессов на территории империи. «Золотая булла» 1356г.

С распадом империи Каролингов (середина IX в.) на исторических

территориях германских племен образовалось самостоятельное

Восточно-Франкское государство. В королевство вошли земли

преимущественно с германским населением Формирование единой государственной организации королевства было

своеобразным в силу большой зависимости королевской власти от племенных

герцогств. Становление государственности в Германии шло в опоре на

церковь как единственную носительницу государственного начала.

Единственными органами государственного управления в королевстве были

церковные институты: монастыри, аббатства, епископства. Назначение на высшие церковные должности производилось королем. Тем

самым церковная администрация превращалась, по сути, в государственную,

учитывая, что священнический стаж большинства высших иерархов начинался

только с назначением. Такая церковная государственность несла в себе предпосылки очень

неоднозначных политических следствий. Во-первых, к XIII в. многие

епископства превратились в обособленные и политически замкнутые

территории, лишь номинально подчиненные в ленной иерархии королю.

Во-вторых, активная процерковная политика германских королей неизбежно

вовлекла Германию в вековую внешнеполитическую авантюру: борьбу за

доминирование над Римом и папством, за подчинение Италии. В-третьих, переплетение королевской и церковной власти в империи вызвало

уже в XI в. длительную борьбу за инвеституру с папами, т. е. за право

назначать в церковные должности.

41. Особенности сословно-представительной монархии в Германии. Рейхстаг

и ландтаги. Структура и функции.

В 1356 г. германским императором Карлом IV была выпущена «Золотая

булла», в соответствии с которой вся реальная власть в империи была

сосредоточена в руках коллегии курфюстов, которая выбирала германского

императора.

Курфюсты взимали пошлины, раздавали земельные держания, чеканили монеты.

Власть императора была крайне ограничена, оставались лишь полномочия во

внешнеполитической сфере.

Имперский орган представительства в Германии – рейхстаг, который состоял

из трех курий:

– коллегия курфюстов;

– коллегия князей, графов и свободных господ;

– коллегия представителей имперских городов.

Полномочия рейхстага:

– обладал правом законодательной инициативы;

– утверждал указы, изданные императором;

– давал согласие императору по военным, международным и финансовым

Кроме того, существовали местные сословно-представительные органы –

ландтаги, в которых было три замкнутые курии:

– духовенство;

– рыцари;

– горожане.

В Германии существовал рейхстаг - Имперское собрание, которое включало

три курии - курфюрстов, духовных и светских князей и представителей

городов. В княжествах существовали ландтаги  - Сословно-представительные

органы местного дворянства, духовенства и княжеских городов Рейхстаг и ландтаги играли важную роль. Они были местом согласования

интересов крупных общественных групп, выполняли роль определенного

противовеса власти монарха - императора или князя.

42. Феодальное право Германии. Саксонское зерцало. Швабское зерцало.

Каролина

Феодальное право Германии

В развитии феодального права Германии можно выделить 3 основных этапа: 

-период преобладания обычного права (Х-ХIV века); 

-период рецепции римского права (ХIV-ХVII века); 

-период оформления самостоятельных правовых систем в германских

княжествах. 

В Х начале ХIV века основным источником права Германии являлся правовой

обычай. С развитием общественных отношений возникает необходимость

записи и систематизации правовых обычаев. 

В ХVI веке рейхстаг принял общегерманское уголовное и

уголовно-процессуальное уложение под названием "Каролина" (по имени

императора Карла V). 

Издание общеимперского уложения вовсе не означало его обязательности для

князей, в него была включена оговорка о том, что курфюсты, князья и

сословия не должны быть лишены старых обычаев. За каждой землей было

сохранено ее уголовное и уголовно-процессуальное право, а "Каролина"

предназначалась для восполнения пробелов в местных обычаях и законах. 

" провозгласила верховенство

имперского права под правом отдельных земель. "Каролина" свой

несправедливый характер откровенно обнаруживает в наказаниях. 

В "Каролине" устанавливались наказания не только за покушение к

совершению преступления, но и за пособничество и соучастие. 

Уголовный процесс делился на предварительное следствие и судебное

Разбирательство

43. Реформация в Германии. М. Лютер 

Движение за реформы в католической церкви приобрело в XVI в.

общеевропейский характер и нашло поддержку в разных слоях населения.

Образование централизованных национальных государств

в Западной Европе лишало католическую церковь ее прежней,

наднациональной политической роли. В то же время, в результате

распространения светской образованности и развития научных знаний,

католическая церковь теряла монополию на образование и духовное

руководство обществом.

Вместо католического учения о воздаянии по заслугам Лютер утверждал, что

спасение можно получить благодаря Божественной милости, дарованной людям

через Христа. При этом он рассматривал веру как внутреннее состояние

человека, а благодать как силу, постоянно живущую в праведном человеке и

помогающую ему одолевать грехи, достигая спасения. Реформация, или Протестантская реформация – это христианское

реформистское движение в Европе. Считается, что оно началось в 1517

году, когда Мартин Лютер опубликовал свои «95 тезисов» и закончилась

принятием Вестфальского мира в 1648 году.  

44. Реформация в Англии. Протестантизм как религиозный и политический

фактор английской истории.

Протестантизм возник в XVI в., в эпоху Реформации

По словам Энгельса, Реформация была первой решительной битвой в борьбе

европейской буржуазии против феодализма, первым актом буржуазной

революции в Европе.

Лютеранская реформация провозгласила учение о всеобщем священстве, о

равенстве всех верующих перед богом. Под лозунгом восстановления

традиций раннехристианской церкви было выдвинуто требование упразднения

обособленного сословия священников, устранения монахов, прелатов,

римской курии, т. е. всей дорогостоящей иерархии. Требование дешевой

церкви отвечало интересам бюргерства Из учения Лютера следовало, что мирская

жизнь человека и общественный порядок, который должен обеспечивать

человеку возможность отдаваться вере, составляют важный момент

христианской религии.

45. Реформация во Франции. Гражданские войны.

Королевская власть во Франции рано начала противостоять притязаниям

папы. В XV в. были отменены папские аннаты - французские епископы

избирались духовным капитулом и утверждались не папой, а королем. В

папскую курию представители французской церкви могли обращаться только

во вопросам вероучения. По всем остальным вопросам они имели дело не с

папой, а с французским королем

"Единый король, единая католическая вера" - эти слова были лозунгом

Французского государства вплоть до революции 1789 г. Кроме того,

французская буржуазия была экономически тесно связана с королевским

двором. Французские протестанты получили название гугенотов.

К концу XVI в. Север и Юг Франции окончательно размежевываются на два

вероисповедания. Такое размежевание привело к созданию двух

религиозно-политических партий, оказавших в дальнейшем серьезное влияние

на характер государственного развития страны.

Гугенотское движение дало видных теоретиков Реформации - историка де Ту

и поэта Агриппу д'Обинье. Они были сподвижниками и единомышленниками

Генриха Наваррского.

Религиозное размежевание страны привело к длительным (1562-1598 гг.)

гражданским войнам, которые принесли стране огромные бедствия. Кровавым

и страшным символом этих почти 40-летних войн стала Варфоломеевская ночь

14 августа 1572 г., когда было уничтожено значительное число

протестантов и католиков Франции.

46. Абсолютная монархия во Франции. Государственно-административная

система управления.

Французское королевство, возникшее в IX веке с распадом франкской

державы Королингов внесло существенное изменение в

социально-экономическое развитие областей, входивших в ее состав

Начиная с XVI века формируются новые прогрессивные капиталистические

отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Появляется мануфактура

в судостроении, в горном деле, в металлургии, в книгопечатании.

К началу XVI века Франция предстает единым государством. Формой этого

государства становится абсолютная монархия.

Абсолютизм характерен прежде всего тем, что вся полнота законодательной,

исполнительной и судебной власти концентрировалась в руках наследного

главы государства - короля. Ему был подчинен весь централизованный

государственный механизм: армия, полиция, административный аппарат, суд.

Все французы, включая и дворян, были подданными короля, обязанные

беспрекословно повиноваться.При этом абсолютная монархия последовательно

защищала классовые интересы дворянства.

Бюрократический механизм абсолютизма был громоздкий, сложный,

коррумпированный и дорогостоящий. Сочетание  различных учреждений,

созданных в различные периоды, представляло центральные органы

государственного управления Франции. При Людовике XV Франция вступила в период острейшего кризиса

абсолютизма. При Людовике XVI Генеральный контролер Тюрго пытался

провести реформы буржуазного характера, но они были сорваны

противодействием привилегированных сословий, что еще более обострило

революционную ситуацию.

Абсолютизм был последним этапом в развитии французского феодального

государства. В ходе Великой французской революции  1789-1794 гг.

феодализм и его важнейший институт - монархия прекратили существование.

47. Абсолютная 

монархия в Англии. Особенности абсолютизма. Система управления

Англия в период абсолютной монархии

Общественное устройство

   Становление абсолютизма в Англии обусловлено следующими изменениями в

общественном строе и экономике.

   С конца XIV в. в Англии быстрым темпом идет эволюция феодального

землевладения в капиталистическое:

  • ликвидация барщины;

  • падение феодальной ренты;

  • сдача барской земли в аренду крестьянам за сравнительно умеренную

плату;

  • уничтожение крепостного права, превращение крепостных крестьян в

копигольдеров.

Особенность экономического развития Англии этого периода -

формирование капиталистических элементов в деревне ранее, чем в городе.

Своеобразием английской абсолютной монархии являлись:

  ◆ сохранение парламента, ставшего орудием сильной королевской власти;

  ◆ отсутствие сильного и развитого бюрократического государственного

аппарата;

  ◆ сохранение органов местного самоуправления;

  ◆ отсутствие постоянной армии. Особенности английского абсолютизма:

– наряду с сильной с сильной монархией в Англии продолжал существовать

парламент;

– сохранение местного самоуправления;

– отсутствие сильной централизации и бюрократизации государственного

аппарата;

– отсутствие постоянной крупной армии.

Государственный строй Англии в период абсолютизма:

1) король – в его руках была сосредоточена реальная власть;

2) центральные органы власти и управления

Судебная система:

– сформированы центральные Вестминстерские суды, в том числе Суд

справедливости и Высший суд адмиралтейства;

– созданы чрезвычайные суды – Звездная палата;

– была значительно расширена компетенция мировых судей;

– все уголовные дела рассматривались разъездными и мировыми судьями

после утверждения по ним обвинительного акта большим жюри. 

48. Княжеский абсолютизм в Германии. Система управления.

Политическая раздробленность Германии, закрепленная «Золотой буллой»,

удерживалась в течение последующих веков. Абсолютизм развивался и как

абсолютизм областной, княжеский, но не общегосударственный. Эта

закономерная тенденция была усилена двумя новыми факторами: Крестьянской

войной 1525 года и Тридцатилетней войной 1618—1648 годов. Крестьянская

война 1525 года была самым крупным антифеодальным движением средних

вековРазвитие феодального государства в Германии имело существенные

отклонения от классического пути. Оно осуществлялось замедленно, а

возникшая раздробленность страны не только не была преодолена до конца

эпохи феодализма, а, наоборот, усиливалась в периоды

сословно-представительной и абсолютной монархий. Соответственно в

истории феодального государства в Германии обнаруживаются следующие

особенности:

- феодализация Германии произошла позже, страна была раздроблена в XIII

в., когда во Франции уже начали действовать цент-рализаторские

тенденции;

- переход к сословно-представительной монархии не приостановил, а усилил

раздробленность страны; черты, характерные для сословно-представительной

монархии, не получили здесь полного развития;

- абсолютизм в Германии приобрел форму княжеского абсолютизма, закрепил

феодальную раздробленность государства;

- наконец, в Германии позже, чем в большинстве других государств

Западной Европы (во второй половине XIX в.), произошло объединение

страны, еще позже на смену феодальному государству приходит буржуазное

49. Каноническое право. Кодекс Грациана.

КОДЕКС КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА (Codex Iuris Canonici), свод канонов, или

законов, действующих в Римско-католической церкви с 27 ноября 1983.

Представляет собой переработку более ранних сводов церковного

законодательства, служит руководством, определяющим жизнь католического

духовенства и мирян, и учитывает те процессы, которые происходят в

церкви и обществе. Попытки кодификации церковного (или канонического) права предпринимались

по крайней мере с 12 в., когда был издан Декрет Грациана, который,

вместе со сводами церковного законодательства, осуществленными

последующими папами, стал главным учебником по каноническому праву в

средневековых университетах и использовался в церковных судах. Учитывая изменения, произошедшие в жизни церкви и всего мира после 1918,

папа Павел VI распорядился о начале работы над новой редакцией кодекса.

Комиссия кардиналов, епископов, специалистов по каноническому праву и

теологов представила на суд церкви новый свод законов, включавший 1752

канона.

50. Суды инквизиции. Инквизиционный процесс.

Верховным главой инквизиции являлся папа римский. Конкретно ему –

наместнику бога на земле – служила и подчинялась эта маши-на. Даже в тех

странах, где, как в Испании и Португалии, инквизи-ция конкретно зависела

от королевской власти, её преступные деяния были бы немыслимы без

одобрения папского престола.

Когда инквизиторы приходили к заключению, что уговорами, опасностями,

хитростью нереально сломить обвиняемого, они прибе-гали к насилию, к

пыткам, исходя из посылки, что физические муки просвещают разум

существенно эффективнее, чем муки моральные.

Суд инквизиции присуждал в первую очередь к епитимиям – от “легких” до

“унизительных”, потом к тюремному заключению, обычному либо серьезному,

к галерам и, наконец, к отлу-чению от церкви и передаче осужденного

светским властям для сож-жения на костре. Практически постоянно эти виды

наказаний сопровождались бичеванием осужденных и конфискацией их

имущества.

Костер употреблялся экзекуцией для– унич-тожение

сочинений вероотступников, иноверцев и неугодных церк- ви писателей.

Деятельность инквизиционного суда наложила зловещий отпечаток на теорию

и практику гражданского судопроизводства, из которого пропали под её

влиянием зачатки объективности и бесприс-трастности, свойственные еще

римскому праву. В большей части Европы инквизиционное судопроизводство

сделалось обыденным ме-тодом, применявшимся в отношении всех обвиняемых.

51. Средневековые города и городское право (на примере Германии).

Средневековое право наделяло город статусом "корпорации" — совокупности

граждан как единого целого, с правами юридического лица. В сборниках

городского права Германии подчеркивается его авторитетное королевское

происхождение, ибо король "дал купцам право, которое он сам постоянно

имел при своем дворе". Германское средневековое право, в том числе и городское, отличалось

особой суровостью в отношении должников. Если ответчик не мог отдать

долг через суд и заплатить штраф судье, следовала конфискация имущества

или арест до тех пор, пока не находился желающий заплатить долг за

ответчика. Городское уголовное право, охраняя "городской мир", устанавливало

достаточно простой перечень наказаний, без квалифицированных и

мучительных разновидностей. Городское процессуальное право делало особый акцент на гарантиях прав

обвиняемого: краткосрочности разбирательства, объективности

доказательств, недопущении самосуда. Ответчик или обвиняемый имели право

на скорый суд: бургграфа или шультгейса, если не заседала коллегия

шеффенов или ратманов, шеффенов, если отсутствовал бургграф или

шультгейс, или любого избранного горожанами на месте судьи, если

отсутствовали иные судьи.

53. Основные черты государства и  права средневекового Китая.

Возникновение государства в Древнем Китае связывают с тем, что в XVIII

в. до н. э. союз племен, известный под названием Инь, завершил покорение

другого племенного союза. Глава победителей сделался «царем».

Археологические данные свидетельствуют, что в Иньском государстве

широкое распространение получают все виды земледельческой техники той

эпохи:

1) соха и плуг (с металлическим сошником);

2) борона;

3) мотыга и т. д.

Большой вклад в развитие китайской государственности был внесен

сановником Шан Яном. Так, в середине IV в. до н. э. по его инициативе

была проведена реформа, в результате которой:

1) была узаконена свободная продажа и покупка земли;

2) мужчинам, живущим в одном доме и ведущим общее хозяйство было

предписано разделиться;

3) в ходе названной реформы также были ликвидированы старые округа и

повсеместно введено новое деление. Появились такие единицы

административно-территориального деления, как уезды. В интересах

правительственного контроля над населением была сохранена и упрочена

круговая порука.

Следует отметить, что Древний Китай являет собой типичный пример

восточной деспотии. Китай был разделен на области и уезды, во главе которых были поставлены

два чиновника:

1) гражданский губернатор;

2) военный губернатор.

Рассматривая государственное устройство, следует учитывать, что

вмешательство центрального правительства в дела управления стало

всеохватывающим. Налогообложение и налоговая политика отличаются

детальной продуманностью и четкой регламентацией.

54. Основные черты государства и права средневековой Индии.

Следует отметить, что кастовое деление является общей чертой древневосточного общества. Однако в Древней Индии оно проявилось с наибольшей силой. По древнеиндийским законам Ману жители делились на четыре наследственные и замкнутые социальные группы или сословия (варны):

1) брахманы;

2) кшатрии;

3) вайшьи;

4) шудры.

Представители первых трех сословий считались дваждырожденными. Совокупность религиозных и юридических предписаний для членов каждой варны, их права и обязанности назывались драхмой.К высшему сословию относились брахманы, якобы рожденные из уст бога

К варне однорожденных относились шудры – наемные работники, слуги. Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения. Он тот, «чье имущество может быть отобрано хозяином».

Со временем внутри шудр и вайшью возникли касты лиц однородных профессий: кузнецы, гончары, парикмахеры, уборщики нечистот и др. Имелись чистые и нечистые касты. На самой нижней ступени общественной лестницы стояли рабы, их чаще использовали как слуг.

В первых веках нашей эры в Индии стали складываться феодальные отношения, и в связи с этим происходит процесс «преобразования» варн в касты.

55. Основные черты государства и права средневековой Японии.

Япония - молодая цивилизация. Хотя заселение японских островов началось несколько тысячелетий назад, государственность стала складываться лишь к VI—VII вв. н. э. Во главе японского общества в то время стоял вождь-правитель

В XIII—XIV вв. начался расцвет японских городов. Вместе с городами - центрами ремесла и торговли - в стране стали развиваться товарно-денежные отношения. Города были независимы от государства, а некоторые активно добивались самоуправления. В городах существовали цехи и гильдии. Япония вышла на внешний рынок, успешно торгуя с Китаем и Кореей.

В обществе Японии лишь в XVIII—первой половине XIX вв. зарождаются

элементы капитализма в форме мануфактурного производства. Данная форма

соче- талась с многоукладностью средневековых восточных

обществ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ЯПОНИИ

В Японии проявились черты, характерные для всего восточного мира, и

одновременно особенности, при- сущие западной модели. Заселение японских

островов началось несколько тысячелетий назад, но государ- ственность

стала складываться лишь к VI—VII вв. н. э.

В Японии к концу Х1-началу XII вв. стали склады- ваться фактически 3

центра реального политиче- ского влияния:

- императорский двор;

- домоуправление правящего клана (им на про- тяжении ряда веков

оставался клан Фудзияра);

- буддийские монастыри.

Право средневековой Японии

Источники права средневековой Японии:

– обычное право;

– Конституции;

– кодексы;

– постановления, указы императора;

– законы;

– «Гири»;

– распоряжения, указы бакуфу.

Виды договоров:

– купли-продажи;

– дарения;

– мены;

– хранения;

– аренды.

Виды преступлений:

– заговор против императора, мятеж;

– государственная измена;

– убийство;

– грабеж;

– кража;

– другие.

Виды уголовных наказаний:

– смертная казнь;

– ссылка;

– каторга;

– битье палками;

– сечение розгами;

– конфискация имущества;

– штраф;

– понижение чиновников в ранге, должности, разжалование.

56. Вестфальский мирный трактат 1648г. и становление надгосударственного права.

Средние века стали для европейских народов периодом разработки международного права, содержание которого во многом предопределялось потребностями и поисками мирного разрешения конфликтов между народами и государствами

В первый период разработки этих вопросов, который длился до середины XVII в., юристы взяли за основание новой науки некоторые положения высокоавторитетного в то время римского права и даже заимствовали из него термин «общенародное право» (ius gentium) для обозначения международного права.

Этот период сменяется новым после 1648 г., когда европейские народы по окончании тридцатилетней общеевропейской войны (1618—1648) подписали Вестфальский трактат (24 октября), представлявший собой два взаимосвязанных мирных договора. Вестфальский трактат сформулировал ряд принципов и правил, которые впредь должны применяться при разрешении споров, и предусмотрел коллективные санкции против нападающей стороны.

Вестфальский договор констатировал также факт разобщенности двух христианских церквей — протестантской и римской католической.

 




1. реферату Поняття англоамериканського тилу правової системи
2. В том числе обязанность следовать предписаниям законодательства о порядке взаимодействия социальных партн
3. Философское осмысление смысла жизни в поэме Маяковского Облако в штанах
4. экономических экологических ресурсныыыыыдыыыырыылеыыыВ этой связи в разряд наиважнейших проблем функци
5. ТЕМАХ Спеціальність 05
6. Иск и право на иск в гражданском процессе
7. Первый московский юридический институт КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ ПРОГРАММА КУРСА ldq
8. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук Киї1
9. Отчего у белого медведя нос черный 1
10. М Толошняк
11. 40 1000 1000 175 227 227 Концепции современного естествознания
12. ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет высоких технологий Кафедра космического приборостроения и
13. Реферат- Основные этапы туризма
14. Лабораторная работа 4 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСВЕЩЕННОСТИ Цель занятия- изучить методы исследования ест
15. Факторинг в поле зрения налоговых органов
16. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ГОС СПО 030912 3ПР Руководитель.html
17.  По окончании войны Россия будет занимать господствующее положение в Европе
18. рефератів для студентів 151152 груп Джерела вивчення та історіографія історії України
19. Пожиратели мертвых 13й воин Майкл КрайтонПожиратели мертвых 13й воин OCR Rolnd http---.html
20. лет. Но не страшно если ребенок начал осваивать азы хоккея и в более старшем возрасте