Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В СОЗНАНИИ МОЛОДЁЖИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Обоснова

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.6.2024

РАЗДЕЛ I. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В СОЗНАНИИ МОЛОДЁЖИ»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Обоснование проблемы исследования. В условиях Нового времени молодёжное сообщество стало рассматриваться, как одно из важнейших социокультурных пространств, внутри которого адаптируются идеи прогресса. Под влиянием глобализации меняются ценности, приоритеты, исторически сложившиеся модели поведения, а так как молодёжь является самой динамичной и мобильной частью социума, то она быстрее всего реагирует на происходящие изменения в общественной среде. Подростки активно проникают в социальную жизнь общества, устанавливают с ней определенные связи и взаимоотношения, постигают смысл деятельности и поступков. В данный возрастной период происходит чрезвычайно интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, формирование связанных с ними нравственных привычек поведения и нравственных качеств личности. Главным условием  становления молодого человека, как личности является процесс социализации, который проходит под влиянием различных институтов социализация, важнейшими из которых являются семья и образовательные учреждения3.

Но в условиях социально-экономических, а так же прогрессивно-технических изменений в обществе, воспитательное влияние семьи и школы уменьшилось. Отсюда – возросшее влияние средств массовой информации (в частности интернета и телевидения) на процесс социализации, формирование мировоззрения и сознания молодёжи. В нашем исследовании мы акцентируем  внимание именно на этих составляющих виртуальной реальности, так как, интернет и телевидение на данном этапе технического прогресса имеют самое интенсивное влияние на молодёжную среду.

Телевидение создаёт в бытовых условиях постоянно действующую информационно-стетическую среду, которая стихийно формирует ценностные ориентации молодёжи в области искусства, культуры быта, эстетической организации среды, деятельности, отношений. В последнее время коммерческое вещание, предоставленное стихии рынка, рассчитано на усреднённые вкусы молодёжи. Всё чаще мы встречаемся с проявлениями пошлости, отсутствия вкуса, жестокосердия, цинизма. Исчезли познавательные передачи, канули в лета манеры поведения в кадре ведущих и участников передач, воплощающих в прошлом наши представления об истинной интеллигентности.

Тем временем «всемирная паутина» Интернет, охватывает с каждым годом всё больший диапазон пользователей. К постоянному нахождению в Интернете молодых людей больше всего подталкивают быстро набравшие популярность социальные сети, такие как Вконтакте, Одноклассники, разнообразные блоги. Повышается значимость сети Интернет, происходит замена человеческого общения искусственными формами социальной коммуникации, осуществляющимися посредством службы сети Интернет. Не успевая общаться с друзьями и знакомыми в реальном мире, а так же передавать и принимать новую информацию, молодые люди переходят на виртуальное общение, и большинство из них постепенно приобретает интернетзависимость 4.

Студенты и школьники уже намного реже посещают библиотеки, потому что Интернет предоставляет любую нужную им информацию; телевизор позволяет хорошо провести свободное время, не вставая с места; он-лайн игры погружают в другую реальность, где можно быть модератором событий, управлять виртуальной реальностью – всё это становится частью жизни молодёжи и безусловно влияет на психику и сознание молодого поколения, которое является опорой и будущим нашего общества5.

Для того, чтобы узнать и предугадать, какие изменения общественного сознания нас ждут, мы и должны  изучать часть общества, которое прямо влияет на всё социальное пространство в целом – молодёжь.

Молодёжь это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума6.

Учитывая, что наличие высшего образования является ключевым условием общественного успеха человека, можно с уверенностью сказать, что группа, определяющая завтрашнее общественное сознание – это сегодняшние студенты ВУЗов. Кроме того, молодёжь, в том числе студенчество, является нестабильной, и как говорилось ранее – самой динамичной и мобильной частью общества, поэтому особенность студентов, как объекта исследования заключается в том, что, с одной стороны, у студентов уже сформированы или находятся на завершающей стадии формирования культурные и политические мировоззренческие позиции, а с другой стороны – студенты еще не способны активно влиять на процессы культурной и политической жизни общества.

Итак, с одной стороны, мы имеем необходимость изучения влияния виртуального мира на общества, с другой стороны, существует необходимость исследовать перспективу данного явления.

Из всего вышеупомянутого можно сделать вывод, что сознание молодёжи, является опорой всего общества в целом, то следовательно, изучение конкретных аспектов влияния на сознание молодого поколения представляется весьма актуальным.

Объект социологического исследования: сознание молодёжи.

Предмет социологического исследования: виртуальная реальность и действительность в сознании молодёжи.

Цель исследования: изучить отношение к интернету и телевидению студенческой молодежи Белгородской области.

Задачи исследования:

1) провести анализ теоретического материала по теме курсового проекта;

2) получить информацию об отношении к интернету и телевидению студенческой молодежи Белгородской области;

3) выявить, как виртуальная реальность влияет на сознание студенческой молодёжи.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что виртуальная среда влияет на сознание молодёжи.

Интерпретация и операционализация основных понятий. 

Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества7.

На определенных этапах исторического развития в каждом конкретном обществе социальные институты могут поддерживать как позитивную, так и негативную полярность разрешения соответствующих кризисов развития. В связи с этим при рассмотрении социальных систем, с точки зрения психосоциального подхода, важно понять, каково реальное смысловое наполнение, вкладываемое обществом либо уполномоченными его представителями (идеологами, пророками, законодателями и т. п.) в структуру, формализованную как тот или иной социальный институт, а также, как данное содержание отражается и преломляется в реальной социальной практике.

Другая важная проблема, без пристального рассмотрения которой представляется невозможным понять механизм развития идентичности индивида и ее взаимосвязь с обществом в процессе социализации, связана с качественными особенностями референтных фигур и групп, посредством которых осуществляется взаимосвязь личность общество. Средства и формы передачи содержания и смыслов базисных социальных институтов данного общества, а также субъективное преломление их на рефлекторном и бессознательном уровне конкретных референтных фигур или групп могут быть полностью адекватны, а могут существенно отличаться и, более того, вступать в противоречие с фактическими результатами социогенетического развития. При этом фильтрация содержания социальных институтов на уровне референтных фигур и групп может, в зависимости от особенностей последних, происходить как в сторону компенсации негативных аспектов традиции, повышения институциональной витальности ее составляющих, так и в противоположном направлении культивировании и консервации деструктивных и инфантильных установок личности.

По-видимому, говорить о полном разрешении конфликта развития и успешной социализации конкретного индивида в конкретном обществе можно в том случае, когда направленность и выраженность реального содержания базисных социальных институтов и компонента идентичности, сформировавшаяся на соответствующей психосоциальной стадии при посредничестве референтных фигур, в целом совпадают. Если же имеет место существенное расхождение линий онто- и социогенетического развития, это ведет к внутриличностному конфликту, влекущему за собой специфические социальные последствия. В этом случае можно говорить о кризисе идентичности и десоциализации индивида.

Одним из базовых показателей успешной социализации является уровень социальной адаптации личности.

При совпадении полярностей разрешения кризиса развития на индивидуальном уровне и содержания соответствующего ему базисного института общества, высокий уровень социальной адаптации обусловлен как совпадением личностных и социальных ценностей и смыслов, так и предпочтительных типов адаптационного процесса.

Если же полярности разрешения онто- и социогенетического развития не совпадают, то уровень социальной адаптации индивида в рамках соответствующего социального института, как правило, оказывается низким в силу несовпадения личностных ценностей и смыслов содержанию традиции, а также оппозиционности типа адаптационного поведения общественным установкам и связанным с ними социальным стереотипам.

Личность понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности8.

Ценностные ориентации это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Интернет всемирная система объединённых компьютерных сетей. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть.

Интернетависимость навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус как психического расстройства формально не установлен, и она не включена в классификаторы заболеваний.

Телевидениекомплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние. В обиходе используется также для обозначения организаций, занимающихся производством и распространением телевизионных программ. Является наиболее массовым средством распространения информации9.

Общественное сознание  отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. 

Институт социализации конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. Основные институты социализации это семья и образовательные учреждения.

Семья. Такие институты организации, как семьи во всех концепциях личности традиционно рассматриваются как одни из важнейших. Именно в ней дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (например, авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка тех или иных особенностей «образа Я».

Такие институты социализации, как семьи имеют свою специфику, которая состоит в том, что семья, с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с другой как малая группа. Соответственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности, является, с одной стороны, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а с другой средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.

Как элемент макросреды семья является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью. При этом отмечается, что роль семьи в трансляции культурных влияний тем больше, чем выше гомогенность окружающей ее социальной общности: в разнородном, поликультурном социуме отдельные культурные традиции могут находиться в противоречии друг с другом, затрудняя процесс вертикальной трансмиссии культуры. Однако множественные исследования показывают, что и при достаточной культурной разнородности общества родители становятся референтным источником выбора ценностей и моделей поведения в тех областях, в которых культурные нормы стабильны (таковыми преимущественно являются религиозные убеждения, этнические и полоролевые стереотипы).

Образовательные институты. Институты социализации также включают в себя систему образования. В этом своем качестве она обладает рядом специфических особенностей.

Во-первых, отчетливо выраженным целенаправленным характером: для любой исторической формы образования характерна четкая экспликация своих целей, причем при всех возможных нюансах основная задача образовательной системы как социального института воспроизводство существующей общественной системы, и в этом смысле образование неминуемо консервативно.

Во-вторых, для любой системы образования характерна ориентация на идеальную модель: и учебное и воспитательное воздействие предполагает наличие некоторого идеального образца (выражаемого в сумме умений и знаний и в качествах личности), который необходимо получить «на выходе».

В-третьих, любой образовательный институт подразумевает наличие операциональных критериев оценки своей деятельности через степень соответствия того, что получилось «на выходе», заявленному идеальному образцу.

В-четвертых, институты образования предполагают временную фиксацию сроков воздействия и наличие штата профессиональных социализаторов, отношения ребенка с которыми существенно отличаются от характера межличностных отношений в семейном институте социализации.

Особенности системы образования как института социализации могут быть раскрыты через систему взаимодействия ребенка и профессионального социализатора.

Так, разделяя процессы первичной (семейной) и вторичной (институциональной) социализации, некоторые исследователи видят их принципиальное различие в степени эмоциональной идентификации ребенка: грубо говоря, необходимо любить свою мать, но не учителя. В семье ребенок интернализует мир своих родителей именно как мир, как неизбежную и не подвергающуюся сомнениям реальность, вне определенного социального контекста. Задачей же вторичной социализации является усвоение именно социального контекста, и некоторые из кризисов бывают вызваны осознанием того, что мир родителей не единственный из существующих. Именно потому, что учитель есть, по сути, репрезентация специфических институциональных значений, ему и не нужно быть значимым. Другим в абсолютном смысле этого слова: при вторичной социализации роли характеризуются гораздо большей степенью формальности и анонимности, очевидно подразумевающей значительно меньшую эмоциональность межличностного взаимодействия. Именно эта особенность вторичной социализации оказывает определяющее влияние на личность ребенка, а именно на развитие его самосознания. В силу формального и анонимного характера отношений содержание, которое усваивается в процессе вторичной социализации, наделяется качеством гораздо меньшей субъективной неизбежности. Иными словами, волей-неволей ребенок живет в мире, определяемом его родителями, но он может с радостью покинуть мир математики, как только выйдет из класса. Именно это умножение интернализуемых миров, различных по степени субъективной значимости, создает возможность дифференциации «Я-концепции»: выделение целостной и частных самооценок, общеэкзистенциальных и специфически-ролевых представлений о себе связывается с началом вхождения ребенка в систему образовательных институтов.

Молодёжь социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств10.

Социальная сеть   платформаонлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы.

Мировоззрение   совокупность взглядов, оценок, принципов   и образных представлений, определяющих самое общее видение,  пониманиемира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения.

Блог веб-сайт, основное содержимое которого регулярно добавляемые записи (посты), содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке11.

Виртуальная реальность  искусственная реальность, выдуманный, сконструированный мир иллюзий12.

   Основной инструмент проникновения в виртуальную реальность каждый человек имеет от рождения это мозг и его сенсорные рецепторы. Взаимодействие в среде виртуальной реальности происходит таким же образом, как и в подлинной реальности с помощью систем репрезентации (восприятия и передачи информации). Виртуальная реальность задействует работу человеческих органов чувств, а поскольку ее возможности в этой области велики, то это и дало возможность системе называться новой реальностью искусственной, созданной самим человеком с помощью компьютерных информационных технологий.

Таким образом, натуральность виртуальной реальности для сознания человека тем более реалистична, чем более внушительно ее компоненты воздействуют на его сознание, нервную систему. Компоненты виртуальной реальности очевидны: это визуальная, аудиальная, тактильная (кинестетическая) информация, к ним можно отнести еще ощущение равновесия и ориентацию. Эксперименты по передаче вкусовых и обонятельных признаков реальности уже существуют, но пока еще не закрепили положительных результатов. Все перечисленные компоненты являются инструментарием создателей виртуального мира для генерирования любой возможной и принципиально невозможной в реальном мире ситуации13.

Технология функционирования системы виртуальной реальности такова: мозг интегрирует все получаемые им сигналы от всех рецепторов и сопоставляет новые данные с теми, что уже имеются в нашей памяти. «Транслируемые» данные должны в определенной пропорции соответствовать уже имеющейся в сознании информации в информационном отношении. Если не придавать этому значения – последствия взаимодействия с системой виртуальной реальности (если быть точным – эффект от ее диссонанса) могут быть самыми непредсказуемыми, где расстройства психического характера будут далеко не самым худшим вариантом.

Мир виртуальных реальностей безусловно, опасен. И здесь человека поджидает такая огромная и реальная опасность, что мы ее пока еще можем только недооценить, но никак – переоценить.

Эта опасность – и духовная, и психическая, и физическая.

Опасность духовная потому, что в мире виртуальной реальности нет места Богу, но есть место дьяволу. У человека сильно развивается чувственность и гасится духовность. Человек не борется со своими страстями, а целиком предается им и погружается в них14.

Технология виртуальных реальностей создала «Киберсекс», позволяющий заменить естественное физиологическое общение между мужчиной и женщиной на компьютеризированные половые извращения. Киберсекс позволяет тотально сексуализировать общество. При помощи специальных сексуальных компьютерных программ возможно пережить различные сексуальные переживания с кем угодно, как угодно и когда угодно.

Большая опасность мира виртуальных реальностей заключается в том, что создается великий соблазн и реальная возможность управления психикой человек – целенаправленным манипулированием его сознания, т. е. погружение человека в мир виртуальной реальности позволяет осуществлять внушение и программирование и навязывать человеку определенные поведение, образ жизни, мышление. Целью технологий виртуальных реальностей является создание ложного мира, но когда в сознании человека эти ложные миры станут действительными, человек просто не сможет справиться с их разделением и легко сможет произойти раздвоение личности или даже деперсонализация15. В любом случае мы должны помнить о той большой угрозе человечеству, которую несут ему технологии мира виртуальных, т. е. ложных реальностей.

ПРОЦЕДУРНАЯ ЧАСТЬ

Определение выборочной совокупности.

Генеральная совокупность  совокупность всех объектов (единиц), относительно которых учёный намерен делать выводы при изучении конкретной проблемы16.

Выборка – множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании.

Характеристики выборки:

– Качественная характеристика выборки – что именно мы выбираем и какие способы построения выборки мы для этого используем.

– Количественная характеристика выборки – сколько случаев выбираем, другими словами объём выборки.

Необходимость выборки:

– Объект исследования очень обширный. Например, потребители продукции глобальной компании – огромное количество территориально разбросанных рынков.

– Существует необходимость в сборе первичной информации.

Выборочной совокупностью исследования являются молодые люди возрасте, обучающиеся в высших учебных заведениях города Белгорода.

Т.к. наше исследование является пилотажным, то выборочную совокупность составляют 40 человек. Опрос был произведен весной 2013 г. в городе Белгороде среди молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях.

В пилотажном исследовании было использовано стихийная выборка.

Стихийная выборка – выборка, при которой опрашивают наиболее доступных респондентов. Исследователь полагается на принцип принадлежности респондента к проектируемой генеральной совокупности.

Методы сбора и обработки информации. Методом сбора информации является заочное анкетирование (анкетирование проводится в отсутствии исследователя-анкетёра).

Метод анкетирования – психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета.

Анкетирование – средство получения информации для социального обследования, применяемое в социологических, социально-психологических, экономических, демографических исследованиях.

В социологии анкетирование – это метод опроса, используемый для составления статистических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.

Достоинства метода анкетирование:

1) большая скорость ответа на вопрос;

2) наличие подсказки в самих ответах, помогающей лучше понять задаваемый вопрос, что снимает часть неопределенности при неудачном задании вопроса;

3) возможность задания неэтичных вопросов (респондент не описывает неэтичную по отношению к нему ситуацию в свободном стиле, а лишь выбирает один из представленных вариантов);

4) удобство ввода в электронные базы данных, в том числе в оперативные сканирующие устройства.

Недостатки:

1) возможное отсутствие среди вариантов ответа, который был бы предпочтительнее для респондента;

2) наличие подсказки в самих ответах может изменить высказываемое мнение респондента ("навязывание" варианта ответа);

3) возможная неопределенность ответа или вопроса для респондента.

Анкеты рассылались респондентам по средствам сети Интернет.

Обработка информации производилась с использованием программ Microsoft Office.

Инструментарий исследования. Инструментом сбора данных является анкета (см. Приложение 1).

Анкета состоит из 13 вопросов и является анонимной. В анкете использованы следующие типы вопросов: 

– Открытые (неструктурированные) вопросы (предполагают некоторое творчество при ответе )

– Закрытые (структурированные) вопросы (вопросы, которые предполагают наличие нескольких уже известных вариантов ответа, из которых нужно выбрать один. )

–  Вопросы о респондентах.

РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В СОЗНАНИИ МОЛОДЁЖИ

Социологическое исследование это специфическая разновидность социальных (обществоведческих) исследований, рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии. 

Общественная жизнь постоянно ставит перед человеком множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического.

Наше исследование проводилось с помощью такого метода, как анкетирование. Респонденты с охотой отвечали на предложенную им анкету, из этого можно сказать: данная тема очень интересна.

На основе анализа анкет можно сделать следующие выводы.

Было опрошено 40 человек – 20 юношей и 20 девушек. В среднем, их возраст составляет около 19 лет.

На первый вопрос анкеты, который звучал – «Как часто Вы смотрите телевизор?», мы получили такие результаты:

Таблица 1

Частота пользования респондентами услугами телевидения

мужчины

женщины

Каждый день

9

7

Несколько раз в неделю

6

5

Реже, чем раз месяц

3

4

Вообще не смотрю

2

4

Из приведённой выше таблицы, мы видим, что мужчины смотрят телевизор чаще, чем женщины, а следовательно более подвержены влиянию виртуальной среды.

Второй вопрос позволил нам определить, что является более интересным для респондентов на телевидении:

Диаграмма 2. Предпочтения респондентов при просмотре телевизора

Лидером оказались фильмы, на втором месте развлекательные передачи, на третьем месте новости, на четвёртом месте познавательные передачи. Респонденты, которые выбрали вариант ответа «Другое» (5,0%) написали «Кулинарные передачи».

Из вышеприведённых данных можно сделать вывод, что молодые люди ( а именно 28 из 40 опрошенных) в большинстве своём используют, телевидение,  как средство развлечения. Новости и познавательные передачи заинтересовали лишь 10 опрошенных респондентов.

На третий вопрос «У Вас есть доступ к сети Интернет?»  100,0% опрошенных ответили «да». В век развитых, прогрессивных технологий это не удивительно, тем более, что «всемирная паутина» решает такие потребности современного человека, как:

1) Потребность в общении. По своей природе, люди – социальные существа, и так же остро нуждаются в других людях, как и в пище, воде и крыше над головой. Интернет помогает удовлетворить данную потребность. Сегодня существует множество ресурсов, помогающих найти в сети старых друзей путем вступления в различные группы и посещения разных сайтов, общаться на любые интересующие темы на всевозможных форумах.

2) Потребность в знании. Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе. Узнавать новое – это  одна из самых главных духовных потребностей современного человека. Существует множество электронных словарей, ведущие СМИ дублируют свои материалы в интернете, грамотные специалисты из всех областей проводят он-лайн консультации.

3) Потребность в отдых, развлечениях. Отдых для человека является жизненно необходимым. Напряжение и стрессы будничного дня требуют релаксации и рекреации для дальнейшей деятельности. В интернете мы играем в любимые игры, смотрим видео, скачиваем любимую музыку, читаем интересные новости.

4) Потребность человека в труде. В интернете мы можем не только читать объявления о новых вакансиях, но и получать реальные деньги. Существует множество способов для заработка, не выходя из дома, начиная с простых спонсоров, заканчивая собственным бизнесом в сети.

На вопрос «Сколько в среднем времени в день Вы проводите в сети Интернет, а так же за просмотром телевизора?» респонденты ответили следующим образом:

Диаграмма 3. Среднее время, проведённое респондентами в сети Интернет и за просмотром телевизора в день

Как мы видим, респонденты проводят, в основном,  более 2 часов в день в сети Интернет, значит и за компьютером, что сильно влияет на их здоровье, ведь рекомендуемое время сидения за компьютером 2 часа, после чего надо дать отдохнуть глазам. Так же, при длительной работе за компьютером человек сидит в одной позе. Это приводит к постоянной нагрузке на одни группы мышц и к постоянному отсутствию её же, на других группах мышц. Отсутствие нагрузки на мышцы спины приводит к их деградации, а поскольку обмен веществ в позвоночнике происходит с их помощью, соответственно он тоже нарушается, в итоге происходит деградация (разрушение) межпозвонковых дисков – остеохондроз. Стоит так же заметить, что в положении сидя нагрузка на межпозвоковые диски намного больше чем в положении стоя или лёжа. Таким образом, все эти негативные факторы могут вызвать появление грыжи межпозвонкового диска, а она может вызывать боли в голове, конечностях и внутренних органах.

И разумеется, долгая работа с компьютером является вредным фактором по отношению к психике человека. И если зрению и слуху человека в первую очередь угрожают клавиатура, «мышь», монитор или наушники, то, что касается психики человека – здесь на первый план выходят более виртуальные вещи, а именно – чрезмерное увлечение компьютерными играми или интернетом. Как правило, именно эти факторы могут вызывать некое подобие зависимости, которое в некоторых случаях связывается с невозможностью оторваться от своего увлечения, вызывая своего рода маниакальную  зависимость от интернета или от игр. В таких случаях человек оказывается просто не в состоянии представить себе свое существование без предмета своего уже нездорового интереса. Опасными сигналами являются также: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса он-лайн; увеличение времени, проводимого он-лайн; увеличение количества денег, расходуемых он-лайн. Принимая во внимание данные вышеприведённой таблицы, можно сделать вывод, что большая часть молодых людей подвержена пагубному воздействию17.

Следующий вопрос анкеты звучал таким образом «Что Вы чаще всего ищите в интернете?». Респондентам были предложены такие варианты, как:

  1.  Деловая информация (новости, погода)
  2.  Учебные материалы
  3.  Развлечения (музыка, кино)
  4.  Общение (блоги)

 

Диаграмма 4. Информация, которую респонденты ищут в сети Интернет наиболее часто

Как мы видим, треть опрошенных чаще всего ищет материалы для учёбы, но при этом на следующий вопрос: «Нуждаетесь ли Вы в услугах Интернета в Вашей учебной деятельности?»  70,0%  опрошенных ответили «Мне просто необходим Интернет».

Мы так же решили, что будет целесообразно задать респондентам вопрос «Читаете ли вы книги в электронном формате?». В процентном соотношении ответы распределились следующим образом:

Диаграмма 5. Отношение респондентов к чтению

Из этих показателей мы видим, что 30,0% опрошенной молодёжи вообще не заинтересованы в чтении. Хотя, чтение является важной деталью саморазвития, что необходимо для конкурентоспособности личности. Это касается и прошлого, и настоящего, и будущего, хоть книги и стали не основным источником информации. Это подтверждает идею о том, что виртуальный мир набирает набольшую значимость. Тем более что, обычным книгам отдали предпочтение только 20,0% молодых людей. 40,0% используют электронные ресурсы.

Электронная книга   общее название группы узкоспециализированных компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде, например, электронных книг.

Основным отличием данной группы компьютерных устройств от КПК, планшетных ПК или субноутбуков является ограниченная функциональность, а также существенно большее время автономной работы. Последнее достигается за счет использования технологии E-ink, так называемой «электронной бумаги». Дисплей, выполненный по этой технологии, отображает лишь несколько оттенков серого цвета, но при этом отражает свет (сам не светится) и потребляет энергию только для формирования изображения (перелистывания страницы). Электронные книги относят к разновидности планшетных компьютеров. Их появление обусловлено развитием и специализацией планшетных компьютеров вообще. Некоторые современные устройства оборудованы сенсорным экраном и имеют расширенный набор функций, и позволяют не только читать, но и редактировать текст.

Преимущества электронных книг:

Компактность и портативность. В одном устройстве могут храниться сотни и тысячи книг. Кроме того, устройство обычно меньше и легче бумажной книги.

 Настройки изображения. По желанию пользователя можно изменять начертание и размер шрифта, и формат вывода (в одну колонку или в две, портрет или ландшафт). Возможность изменения размера шрифта даёт возможность читать книги людям, которым мелкий нерегулируемый шрифт бумажных книг принципиально не позволяет читать.

Дополнительные возможности. В устройстве может быть реализован поиск по тексту, переходы по гиперссылкам, отображение временных выделений и примечаний, электронные закладки, словарь. Встроенные программы синтезаторы речи позволяют озвучивать тексты. Электронная книга позволяет не только читать тексты, но и отображать анимированные картинки, мультимедийные клипы или проигрывать аудиокниги.

Стоимость текста. Многие тексты в электронном виде бесплатны или дешевле, чем в бумажном.                                                               

Доступность. При наличии подключения к Интернету тексты в любое время доступны для скачивания с соответствующих сайтов (электронных библиотек).

Экологичность. Для чтения текстов в электронной книге не нужна бумага, для производства которой вырубаются леса.

Безопасность для астматиков, аллергиков, чувствительных к домашней и бумажной пыли. Недостатки:

Электронные книги с TFT — экранами имеют неблагоприятное влияние на зрение человека по аналогии с компьютером.

Как любые электронные приборы, устройства для чтения электронных книг гораздо чувствительнее к физическому повреждению, чем бумажные книги.

Часть издателей выпускают электронную версию книги с задержкой. Часть книг вовсе официально не публикуется в виде электронной версии.

Некоторые книги в электронном виде стоят дороже чем в традиционном бумажном, это определяется сложной маркетинговой политикой.

Высокая начальная стоимость.

Устройства для чтения электронных книг требуют периодической подзарядки встроенных аккумуляторов (батарей).

В части модели используется DRM накладывающая ограничения, в том числе и на добросовестное использование, так применение DRM приводит к ситуации, что любую книгу на любом устройстве прочитать нельзя. Одним из ярких примеров было дистанционное удаление легально купленных книг с устройств пользователей.

На вопрос «Зарегистрированы ли Вы в социальных сетях?» утвердительно ответили 96,6% участников опроса (т.е только 1 из 40 участников не имеют принадлежности к социальным сетям).

В обществе возникла некая зависимость от социальных сетей. Люди слишком много тратят время на бессмысленное времяпрепровождение в социальных сетях. Россияне сегодня находятся по этому показателю на втором месте в мире. Наши дети заводят свою страничку на просторах Интернета в среднем в возрасте 10 лет. 

Удручающая тенденция заключается в том, что современный человек вытесняет реальное общение виртуальным, утрачивая способность поддерживать разговор при общении с глазу на глаз. Сегодня у психологов возникает сомнение в том, умеем ли мы общаться? Общение в виртуальном режиме подразумевает несоблюдение правил грамматики и пунктуации, составление максимально простых предложений, использование чрезвычайно бедного словарного запаса, замену настоящих эмоций виртуальными смайликами – всё это негативно отражается на реальном общении. Кроме того, человек словно прячется за своим виртуальным образом, теряя способности к самопрезентации в реальном мире. Имея такой образ в соцсетях, человеку будет сложно общаться и знакомиться с людьми в режиме настоящей жизни 18 .

Следующий вопрос анкеты был открытым. В нём мы попросили респондентов написать в каких социальных сетях они зарегистрированы. Причём 26 из 39 опрошенных респондентов, зарегистрированы сразу в нескольких сетях, что подтверждает идею о зависимости от социальных сетей.  Мы получили такие данные 19:

Таблица 2

Социальные сети, в которых зарегистрированы респонденты

«Вконтакте»

38

«Одноклассники»

35

«Фейсбук»

15

«Твиттер»

17

«Спрашивай.ру»

9

Рассмотрим каждую социальную сеть отдельно.

«ВКонтакте»  крупнейшая в Рунете социальная сеть. Ресурс изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских вузов, позднее стал называть себя «современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети». По данным на февраль 2013 г. ежедневная аудитория «ВКонтакте»  более 43 миллионов человек.

Пользователям «ВКонтакте» доступен характерный для многих социальных сетей набор возможностей: создавать профиль с информацией о себе, производить и распространять контент, гибко управлять настройками доступа, взаимодействовать с другими пользователями приватно (через личные сообщения) и публично (с помощью записей на «стене», а также через механизм групп и встреч), отслеживать через ленту новостей активность друзей и сообществ. Кроме возможности писать новые сообщения пользователь может оставлять комментарии под уже опубликованным контентом. К своим сообщениям можно «прикреплять» фотографии, аудио-треки и видео-записи (в том числе и полнометражные фильмы), граффити и опросы. Возможность закачивать на сайт собственные записи и использовать файлы, загруженные другими пользователями, делает «ВКонтакте» одним из крупнейших медиа-архивов Рунета. Из всех имеющихся на сайте файлов пользователь может создавать в своём профиле личную коллекцию записей, при желании группируя их в отдельные альбомы. При этом введено предельное количество для одного альбома  500 изображений (фото). «ВКонтакте» предлагает сторонним ресурсам использовать специально разработанные инструменты виджеты для глубокой интеграции с социальной сетью. Эти решения позволяют встраивать в сайты систему комментариев для пользователей, сообщества, систему опросов, а также возможность легко поделиться ссылкой на материал с другими пользователями и авторизоваться на сайте.

«Одноклассники»  мультиязычная социальная сеть, используемая для поиска одноклассников, однокурсников, бывших выпускников, а также родных и близких родственников и общения с ними. Проект запущен 4 марта 2006г., его автором является российский веб-разработчик Альберт Попков. Каждый пользователь видит имена всех, кто заходил посмотреть на его анкету. Кроме того, все публичные действия пользователей (сообщения в форумах, добавление друзей, загрузка фотографий) отображаются в доступной другим пользователям «Ленте активности». Недавно начала действовать платная услуга «Невидимка», при включении которой тот, кого вы посещали, не узнает, кто вы. Одним из способов обеспечения приватности является создание виртуала. В ленте активности же остаются только записи общего плана, без указания старых фамилии и имени. Другим способом убрать информацию о посещении является удаление учётной записи, после которого у всех посещённых вами пользователей упоминание о факте захода перестаёт отображаться. Пользователи не имеют возможности поменять адрес своей электронной почты, если у них нет доступа к телефону, принимающему короткие сообщения.

«Фейсбук» в настоящее время самая крупная социальная сеть в мире. Была основана в 2004 году Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете  Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом.

Первоначально веб-сайт был назван «Thefacebook» и был доступен только для студентов Гарвардского университета, затем регистрацию открыли для других университетов Бостона, а затем и для студентов любых учебных учреждений США, имеющих электронный адрес в домене .edu. Начиная с сентября 2006 года сайт доступен для всех пользователей Интернета в возрасте от 13 лет, имеющих адрес электронной почты. Фейсбук позволяет создать профиль с фотографией и информацией о себе, приглашать друзей, обмениваться с ними сообщениями, изменять свой статус, оставлять сообщения на своей и чужой «стенах», загружать фотографии и видеозаписи, создавать группы (сообщества по интересам). В 2007 году Фейсбук предложил сторонним программистам создавать приложения (игры, средства обмена музыкой, фотографиями и т. д.) и зарабатывать на этом. Благодаря этой возможности посещаемость сайта повысилась. Фейсбук предлагает множество функций, с помощью которых пользователи могут взаимодействовать между собой. Среди наиболее популярных виртуальное подмигивание, фотоальбомы и «стена», на которой знакомые пользователя могут оставлять сообщения. Пользователь может контролировать уровень доступа к информации, опубликованной в его профиле, и определять, кто имеет доступ к той или иной части страницы.

«Твиттер»  система, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов), используя веб-интерфейс, средства мгновенного обмена сообщениями или сторонние программы-клиенты. Характерной особенностью Твиттера является публичная доступность размещённых сообщений; это называется микроблоггингом.

Пользователи могут объединять группу сообщений по теме или типу с использованием хештэгов слов или фраз. Кроме того, буква «d» перед именем пользователя позволяет отправлять сообщения в частном порядке, приватно. Наконец, знак «@» перед именем пользователя используется для упоминания или ответа другим пользователям. В конце 2009 года была добавлена функция «Списки Твиттера», что позволяет пользователям следить (а также отмечать и отвечать) за списками авторов, а не за отдельными авторами.

«Спрашивай.ру» – сайт для того, чтобы анонимно задавать вопросы ползователям сайта.

Все «личные» и «тайные» сообщения, фотографии, защищенные настройками приватности, видео «только для друзей» не всегда такие «тайные» и «личные», как обещают владельцы многих сетей. Как минимум, их знают владельцы социальной сети, в которой человек зарегистрирован, как максимум, их могут знать почти все. Самым безобидным можно считать использования личных данных самими владельцами социальных сетей для развития своего бизнеса. Самый простой способ это поиск информации, на основе заполненных анкет пользователей, так, например, социальная сеть от Mail.Ru МойМир автоматически находит и предлагает одноклассников и однокурсников после добавления информации о месте учёбы. Отдельно стоит вспомнить рекламные технологии. Можно с уверенностью сказать, что профиль пользователя (им же добровольно предоставленная информация о себе) и его поведение в социальной сети (недобровольно предоставленная информация) являются бесценным источником информации для маркетологов и очень перспективным источником для прибыли. Уже сейчас многие социальные сети предоставляют возможность поведенческой рекламы, и данные технологии стремительно развиваются. Начиная от простого разделение по полу (как например у Фейсбук) и заканчивая сложными системами слежения и анализа действий пользователя, на основе которых ему и будет показа реклама. Хотя с первого взгляда и кажется, что тут нет ничего страшного, и всё вполне логично, всё не так замечательно. В 2007 году одна из самых популярных социальных сетей Фэйсбук запустила рекламные сервис Beacon, который фактически шпионил за пользователями этой социальной сети, общее число которых на тот момент превышало 50 миллионов человек. Фэйсбук Beacon рассылал друзьям пользователей информацию о покупках пользователей. В результате более 70 тысяч человек воспротивились таким нововведениям, и вскоре сервис был отправлен на доработку, а основатель этой социальной сети Марк Цукерберг принёс свои извинения пользователям.

Вспоминая о приватности, невольно приходят на ум услуги по взлому паролей к социальным сетям в рунете. И стоит это совсем недорого (всего около 20$ за один пароль), оплата только после взлома и проверки пароля. Были и реальные истории с последствиями такого взлома, когда недоверчивые супруги покупали пароли друг друга и обнаруживали любовников и любовниц, с которыми переписывался партнёр. Кроме того, юристы говорят о том, что откровенные сообщения в социальных сетях могут влиять на бракоразводные процессы, в основном на западе. Так что в следующий раз, когда женатый пользователь будет в переписке по социальной сети упоминать конфиденциальную информацию, общаться на откровенные темы с любовницей/любовником, стоит дважды подумать, чем это может обернуться, и кому нужна ваша личная информация.

Так же мы решили спросить молодых людей оказывает ли Интернет и телевидение пагубное влияние на их сознание и получили такие результаты:

Диаграмма 6. Мнение респондентов о том, оказывает ли Интернет и телевидение пагубное влияние на их сознание

Ответ «да» и «отношусь к этому нейтрально» дали поровну по 30,0% респондентов. 40,0% опрошенных молодых людей считают, что интернет и телевидение полезно влияют на их развитие.

На вопрос «Согласны ли Вы с тем, что существует Интернет-зависимость?» утвердительный ответ дали 23 из 40 опрошенных.

Так или иначе, но человек уделяет больше внимания виртуальному миру, а не реальному. В результате нарушаются его общественные связи, человек сам может измениться, причем неизвестно, в лучшую ли сторону. Интернет-зависимость рассматривается, как обычная поведенческая зависимость. Единственная специфика заключается в том, что все это связано с компьютером, как Интернет-зависимость с Интернетом. Это единственное отличие от других поведенческих зависимостей. Сама по себе Интернет-зависимость может быть определена как навязчивое желание войти в Сеть и нежелание выходить из нее. Здесь нужно подчеркнуть слово «навязчивое». Навязчивое стремление блуждать по Интернету иногда совершенно бесцельно. Этим и отличается обычное пользование компьютером или Интернетом от зависимого20.

Современный мир уже невозможно представить без интернета – он прочно вошел в повседневную человеческую жизнь. Можно привести положительные стороны интернет-взаимодействий, обеспечивающие реализацию базовых потребностей человека: познавательных (поиск новой информации, повышение квалификации, получение экспертного мнения); коммуникативных (родственное, интимное, дружеское, деловое общение); потребности в саморазвитии (творческая реализация, самообразование, демонстрация достижений: рекреации (игры, досуг, увлечения); аффилиации (новые знакомства, сотрудничество, поиск единомышленников, сопричастность к группе, партнерство).

Виртуальные взаимодействия выступают и как способ провести время и как способ осуществить за более короткое время множество межличностных контактов, что отражает реалии «скоростного века», в котором мы живем. Вместе с тем современная практика интернет общения в молодежной среде вскрывает наличие неблагоприятных факторов как в физическом, так и психическом отношении.

Важнейшей областью исследования в микросоциологии стало изучение особенностей развития личности и процесса коммуникаций в условиях опосредования основных видов деятельности человека через новые информационные технологии. В этом направлении интерес представляет вопрос: «Как влияет использование информационно-коммуникативных технологий на личность?». Таким образом, актуальными становятся исследования, проводимые с целью изучения влияния интернет-взаимодействий на здоровье человека. Вместе с тем интерес представляет поиск ответа на вопрос: «Какое влияние оказывают виртуальные взаимодействия на социализацию молодежи?»

Результаты проведенных исследований в данной области доказывают, что Интернет-общение воздействует на здоровье человека как в физическом, так и в психическом отношении. В связи с этим наука рассматривает факторы, угрожающие нервно-психическому здоровью при виртуальных взаимодействий человека.

Известно, что любая чрезмерная увлеченность человека чревата неблагоприятными воздействиями на его здоровье: это может выражаться от элементарного переутомления до появления зависимости. Избыточное применение информационных технологий может привести к таким отрицательным эффектам, как информационные перегрузки, технострессы, игровая и Интернет-зависимость, идентификация себя с кибер-персонажем, стремление к экстапизму. Таковы наиболее типичные проявления патологичного использования сети.

Таким образом, проанализировав ответы респондентов на вопросы анкеты можно сделать следующие выводы:

  1.  Виртуальная реальность стала неотъемлемой частью жизни молодёжи, а так же частью культуры и повседневной жизни. Молодёжь использует Интернет во всех сферах своей жизни – учёба, общение, взаимоотношения. Огромное количество молодых людей уже не могут жить без очередной «дозы» Интернета. Он привлекателен тем, что в нём каждый может найти что-то интересное для себя. Одни люди производят нужную информацию, а другие её потребляют. Но это бесконечный круговорот, в который втягивается всё большее и большее количество людей21.
  2.  Интернет-зависимость становится всё более частым проявлением, что является прямым воздействием на психику молодых людей.

Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером огромное количество времени. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение.

Интернет-зависимость психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Официальная медицина пока не признала диагноз «Интернет-зависимость» теоретически и организационно, но практически часто приходится встречать людей, страдающих от данного состояния. И их зависимость носит вполне реальный характер, существенно нарушающий их адаптацию.

В ходе проведенного социологического исследования  гипотеза курсового проекта подтвердилась. Виртуальная среда оказывает влияние на сознание молодёжи. Так как современный информационный мир оставил далеко позади ориентиры в направлении гармонии, традиции, гуманизму. Появились новые информационные технологии, которые заменяют человеческое общение, помогают в развитии, самореализации и становлении человека, заменяя собой традиционные способы прохождения процесса социализации. Следовательно, меняет сознание молодого поколении.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Арестова, О.Н. Психологические исследования мотивации пользователей интернет [Текст] / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский. – М. : Экопсицентр РОСС, 2000. – 269 с.
  2.  Яндекс. Словари [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://slovari.yandex.ru/ – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
  3.  Википедия [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://ru.wikipedia.org/wiki. – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
  4.  Знание. Понимание. Умение [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/1/Shitov/. – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
  5.  Академик. Словари и энциклопедии [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/21517.  – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
  6.  Википедия [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://ru.wikipedia.org/wiki/. – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
  7.  Genon [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://www.genon.ru/GetAnswer. . – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
  8.  Войскунский,  А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде [Текст] / А.Е. Войкунский. – М. : Экопсицентр РОСС, 2000. – 250 с.
  9.  Белинская, Е.П. Социальная психология личности [Текст] / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М. : Проспект, 2004. – 174 с.
  10.  Раковская, О.А. Социальные ориентиры молодёжи: тенденции, проблемы, перспективы [Текст] / О.А. Раковская.  – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 186 с.
  11.  Бабаева, Ю.Д. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в интернете [Текст] / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войкунский, О.А. Смыслова. – М. : Можайск-Терра, 2000. – 431 с.
  12.  Борецкий, Р.А. Осторожно, телевидение! [Текст] / Р.А. Борецкий. – М. : Издательство ИКАР, 2002.  – 224 с.
  13.  Воробьёв, Г.Г. Молодёжь в информационном обществе [Текст]  / Г.Г. Воробьёв. – М. : Молодая гвардия, 1990. – 225 с.
  14.  Кон, И.С.Психология юношеского возраста [Текст] / И.С. Кон. – М. : Издательство ИКАР, 1975.  – 217 с.
  15.   Трубицына, Л.В. Средства массовой информации и психологичская травма [Текст] / Л.В. Трубицына, Е.Е. Пронина. – М. : РИП Холдинг, 2002. – 352 с.
  16.   Ковалева, И.А. Концепция социализации молодёжи: нормы, отклонения, социализационная траектория [Текст] / И.А. Ковалёва. – М. : РИП Холдинг, 2003. – 217 с.
  17.   Засурский, Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации [Текст] / Я.Н. Засурский.  – М. : Академия, 1999. – 40 с.
  18.   Тихомиров, О.К. Общение, опосредованное компьютером [Текст] / О.К. Тихомиров.  – М. : Издательство ИКАР, 2004. – 320 с.
  19.   Арестова, О.Н Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия [Текст] / О.Н. Арестова. – М. : Издательсвто ИКАР, 2003. –  115 с.
  20.   Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации [Текст] / Ю.Д. Бабаева. – М. : Молодая гвардия, 2005. – 90с.
  21.   Афанасьев, К.А. Виртуальная реальность [Текст] / К.А. Афанасьев. – М. : Академия, 1998. – 219 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкета. Отношение молодёжи к сети Интернет и телевидению.

Цель этого анкетирования - изучить отношение молодежи к сети интернет и телевидению. Ваше участие в данном исследовании очень важно. Просим Вас отвечать честно на предложенные вопросы. Анкетирование анонимно, полученная информация будет обрабатываться в общем виде.

  1.  Как часто Вы смотрите телевизор?
  2.  Каждый день
  3.  Несколько раз в неделю
  4.  Реже, чем раз в месяц
  5.  Вообще не смотрю

  1.  Какие телепередачи Вам нравятся больше?
  2.  Юмористические
  3.  Познавательные
  4.  Новости
  5.  Люблю смотреть фильмы
  6.  Другой вариант.

  1.  У Вас есть доступ к сети Интернет?
  2.  Да
  3.  Нет

4. Сколько в среднем времени Вы проводите в сети Интернет, а так же за просмотром телевизора?

     a) Менее 15 минут

      
b) 15–30 минут

      
c) 30–60 минут

      d) 60–120 минут

      
e) Более 120 минут


  1.  Что Вы чаще всего ищите в Интернете?
  2.  Деловую информацию (новости, погода)
  3.  Учебные материалы
  4.  Развлечения (музыка, кино)
  5.  Общение (блоги)

  1.  Нуждаетесь ли Вы в услугах Интернета в Вашей учебной деятельности?
  2.  Мне просто необходим Интернет
  3.  Я могу обойтись без него
  4.  Мне не нужен он для этих целей
  5.  Читаете ли вы книги в электронном формате?
  6.  Да, предпочитаю их обычным книгам
  7.  Нет, мне удобнее читать обычные книги
  8.  Нет, я в принципе не люблю читать книги

  1.   Зарегистрированы ли Вы в социальных сетях?
  2.  Да
  3.  Нет
  4.   Если да, то в каких? __________________________________ .

  1.  Считаете ли Вы, что Интернет и телевидение оказывают пагубное влияние на сознание молодого поколения?
  2.  Да
  3.   Нет, наоборот, даже помогают развиваться
  4.  Отношусь к этому нейтрально

  1.   Согласны ли Вы с тем, что существует Интернет-зависимость?
  2.  Да
  3.   Нет
  4.  Затрудняюсь ответить

  1.  Ваш пол?
  2.     Мужской.
  3.  Женский.

  1.  Возраст?
  2.  16 -18
  3.  19 -21
  4.  22 -25

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ЗАПОЛНЕНИЕ АНКЕТЫ.

3 Арестова О.Н. Психологические исследования мотивации пользователей интернет. М.,   2000. С. 269.

4 Войскунский  А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде. М., 2000. С. 250.

5 Тихомиров О.К. Общение, опосредованное компьютером. 2004. № 3. С. 20.

6 Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%EB%EE%E4%B8%E6%FC. (дата      обращения: 18.04.2013).

7 Ковалева И.А. Концепция социализации молодёжи: нормы, отклонения, социализационная траектория.  2003. С. 17.

8 Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%F7%ED%EE%F1%F2%FC (дата обращения 18.04.2013).

9 Знание. Понимание. Умение. http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/1/Shitov/ (дата обращения 18.04.2013).

10 Белинская Е.П. Социальная психология личности . М., 2004. С. 174.

11 Засурский Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации. М., 1999. С. 40.

12 Яндекс. Словари. http://slovari.yandex.ru (дата обращения 18.04.2013).

13 Трубицына Л.В. Средства массовой информации и психологичская травма. М., 2002. С. 352.

14 Бабаева Ю.Д. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в интернетею. М., 2000. С. 431.

15 Бабаева Ю.Д. Психологические последствия информатизации. М., 2005. С. 90.

16Академик. Словари и энциклопедии. http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/21517 (дата обращения 18.04.2013).

17 Арестова О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия. М., 2003. С. 15.

18 Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! М., 2002. С. 224.

19 Genon. http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=7d3dad14-1d39-4f49-aca6-d6ec53c92c0f (дата обращения 18.04.2013).

20 Раковская О.А. Социальные ориентиры молодёжи: тенденции, проблемы, перспективы.  М., 2004. С. 186.

21 Афанасьев К.А. Виртуальная реальность. М., 1998. С. 9.




1. DM используется для выполнения операций передачи данных непосредственно между оперативной памятью и устрой
2. двигательного аппарата Титульный лист МЗ РБ БГМУ Кафедра травматологии и ортопедии зав
3. Социологическая гипотеза
4. Средство для терминальной анестезии
5. Культ личности Иосифа Виссарионовича Сталина и преодоление его последстви
6. Замер степени использования процессора
7. Ростовский государственный строительный университет
8. Франц Шубер
9. Разработка проекта управления базами данных для процесса Учет ремонта и ТО автотранспорта
10. Курсовая работа- Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда
11. Какое топливо лучше
12. Реферат О предметной сфере маркетинговых исследований
13. самым необыкновенным событием египетской древности
14. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
15.  Что называется независимым источником питания Независимый ИП ~ это источник на котором сохраняется пи
16. АМЕРИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ИРИ
17. Социальные сети и подросток
18. Российский государственный профессиональнопедагогический университет Институт социологии и права Ка1
19. і. Вектор ж~не о~ан амалдар ~олдану Негізгі ~~ымдар
20. Тема 5 УПРАВЛІННЯ ФОРМУВАННЯМ ІНВЕСТИЦІЙНИХ РЕСУРСІВ підприємства 5