Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Содержание
Введение
СМИ это зеркало, зеркало, без сомнений, многогранное от газет местного масштаба до центральных телеканалов. Печатные издания читает далеко не каждая семья, а телевизор имеется в любом доме. И по данным статистики, гражданин нашей страны в день проводит перед телевизионным экраном от трех до трех с половиной часов. В среднестатистическом российском доме телевизор работает около 7 часов в сутки (это совсем не значит, что его непрерывно смотрят, специалисты по психологии убеждены, что и фоновое вещание способно оказывать довольно мощное воздействие на сознание и подсознание).
Общество, может быть, медленно понимает, какую новую и влиятельную мощь оно получило в лице телевидения. Телевидение несет информацию, расширяет кругозор, волнует, радует и разочаровывает человека; в любом случае оно делает его жизнь богаче и разнообразнее. Оно не имеет возможности дать хлеба, однако способно дать любому зрелище.
Телевидение не знает географических пределов, преодолевает место и время. Оно делает человека соучастником событий, которые совершаются без него.
Телевидение создает фон нашей жизни, формирует наши привычки, завлекает к обсуждению разных проблем, активно влияет на массовое сознание. Большая часть рейтинговых телеканалов нацелена на функции развлечения и информирования населения. Тем не менее, общественный запрос на просветительскую продукцию телевидения существует.
На данный момент, просветительскую функцию на российском телевидении активно выполняет канал «Культура». К нему примыкают профильные (или нишевые) телеканалы: «Первый образовательный» (бывший «СГУ ТВ»), «Школьник ТВ», «Знание», «Радость моя», «Карусель».
ТВ продолжает развиваться, как в техническом отношении, так и в содержательном. Общая тенденция современного мира бурное развитие информационного пространства и каналов распространения информации.
Цель данной работы рассмотреть формы передач образовательных телеканалов, выяснить тенденции поиска ими новых форм общения со зрителем.
Задачи работы:
1. История образовательного телевидения в России и других странах
Цель образовательных программ - расширять кругозор, помогать воспринимать красоту мира, просвещать. Происходит это в разных формах: выпусков новостей, ток-шоу, документальных кинофильмов, развлекательных передач, спектаклей, кинофильмов, телевизионных лекций, игровых обучающих шоу, и т.д.
Основной многофункциональной задачей образовательного телевидения считается распространение научно-культурной информации, содействие в обучении и восприятии новых познаний разных значений и типов (образовательная задача).
Так, в Китае образовательное телевидение стало «ареной» образовательной реформы. Телевидение постоянно пропагандирует инновационные образовательные концепции, содействуют политике реформ, выполняя свою организаторскую функцию. Японское образовательное телевидение известно качественными передачами о культуре, своими документальными фильмами. Образовательное телевидение в Южной Корее считается главным инструментом воспитания людей на протяжении всей их жизни. Особое внимание уделяется внеклассному образованию. Содержание программ бесплатного образовательного телевидения США включает детские передачи, телевизионные уроки по университетским научным дисциплинам. Английское публичное телевидение представляет собой целый спектр высококачественных образовательных услуг., охватывающий все уровни подготовки аудитории. [4,c. 147]
Образовательного телевидения в России в настоящее время в чистом виде не существует. В СССР были особые каналы (Третьий учебным и Четвертый канал), работавший чрезвычайно эффективно. Главной функцией образовательного телевидения СССР считалось распространение технической информации, воспитание и просвещение, расширение кругозора зрителей. Активность образовательного телевидения финансировалась государством.
На российском телевидении функция распространения научных и культурных познаний сконцентрирована на федеральном телеканале «Культура». Функции образовательного телевидения в его первозданном облике перешли к дистанционному воспитанию с применения новейших телевизионных технологий и Интернета. Данной работой занимаются отдельные высшие учебные заведения и специально созданные образовательные структуры. Формирование дистанционного образования, сочетающего способности телевидения и Интернета, - это еще одно многообещающее направление становления образовательного телевидения в России.
Оценки профессионалов и пользователей говорят o большом спросе на образовательное телевизионное вещание и необходимости активно развивать его. Они базируются, с одной стороны, на несовершенстве Интернета, а с другой - на том, что персональный компьютер еще не скоро появится у каждого учащегося, а телевизор есть почти в каждом доме.
Неясными остаются вопросы o структуре образовательных интересов людей старшего, взрослого возраста, о наполнении образовательного телевизионного канала программами, нацеленными на повышение квалификации и переквалификацию; об образовательных нуждах людей пенсионного возраста и инвалидов c ограниченными физическими способностями. Данные «белые пятна» становятся все более тормозящим фактором в связи с возрастающей динамикой становления индустрии, миграцией огромных масс трудоспособного населения и т.п.
Таким образом, очевидно, что в последние годы возможная аудитория образовательных телевизионных программ растет. Отдельной проблемой в развитии учебных и образовательных телеканалов считается переработка данных по востребованности тематических рубрик.
Развитие образовательного телевидения происходило под действием уже сформировавшейся системы образовательного и научно-популярного кино. Еще в 1908 г. в Москве, Одессе и Самаре формируются первые образовательные лектории-кинозалы. Русский историк синематографа, доктор искусствоведения С.С. Гинзбург, разбирая печать тех лет, приходит к выводу, что в 1908-1914 годах в России насчитывалось несколько десятков просветительских кинозалов. По его свидетельству, первой попыткой введения кинематографа в обучение стал открытый научный кинозал под патронажем Российского филиала Технического общества в Одессе, где за конкретную оплату (к примеру, для студентов городских средних учебных заведений цена составляла 5 копеек, для гимназий, училищ и проч. 10-20 копеек) велись лекции образовательного содержания с особой иллюстрацией показом фильмов по соответственной теме. За учебный год (1909-1910 гг.) было прочитано 148 лекций с провождающими их киносеансами
«Культура» единый федеральный телевизионный канал, который реализует сегодня просветительскую функцию. Доступ к нему имеют города с населением выше 100 тысяч человек. С 1997 по 1999 гг. в эфир телеканала вышли 5000 премьер и 50 новых передач. Наиболее знаменитыми проектами канала считаются «Что делать?» В. Третьякова, «Культурная революция» М. Швыдкого, «Тем временем» А. Архангельского, «ACADEMIA», «Острова» В. Трояновского и И. Изволовой, «Магия кино» О. Шишкина и М. Борзенкова, «Линия жизни» Н. Сологубовой и т.д. В сетке вещания канала находятся также телеспектакли, художественные фильмы, телеверсии балетов и драматических спектаклей. Много раз проекты телеканала «Россия-Культура» отмечались премией ТЭФИ и иными заслугами. Д. Дондурей отмечает: «Мне видится, что у канала «Культура» особенная задача беречь самый принципиальный ресурс нашей родины. Это культура, разум, творчество, ум, качество. Это то, что понимает целый мир про Российскую Федерацию»1.
Огромное место в осуществлении взаимосвязей с населением занимают электронные средства глобальной информации: телевидение, радио, компьютерные коммуникационные связи. По мнению В.Ф. Кузнецова, электронные СМИ стали мощным инструментом целенаправленного конструирования социальных порядков, средством выстраивания нужных органам управления взаимосвязей и взаимоотношений с группами населению. Вследствие конкретной открытости, оперативности в формулировании социальных оценок и позиций, а также благодаря своим способностям формулировать интересы и чаяния самых различных социальных групп электронные СМИ перевоплотился в чуть ли не ведущий аппарат общественного представительства интересов групп населению.
Телевидение, как одно из средств глобальной информации, считается более глобальным из СМИ, включая и те круги населения, которые остаются за рамками воздействия остальных СМИ. Данная дееспособность телевидения разъясняется его особенностью как средства создания, передачи и восприятия информации.
Во-первых, данная особенность заключается в возможности электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, просачиваться в любую точку места в зоне действия передатчика. С выходом в свет спутникового телевидения крайнее ограничение отпало, еще наиболее усилив позиции ТВ. [1,c. 32]
Во-вторых, особенность ТВ (в отличие от радио) в его экранности, то есть, в передаче информации средством движущегося изображения, сопровождающегося звуком. Именно экранность гарантирует конкретно-эмоциональное восприятие телевизионных образов, а значит и их вразумительность для самой широкой аудитории. В отличие, к примеру, от радио, телевизионная информация доносится до созерцателя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, визуальной. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации увеличивается персонификацией информации, телевидение в большом количестве случаев предполагает личные контакты автора либо ведущего и участников передачи с аудиторией.
В - третьих, телевидение способно сказать в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Одновременность действия и его отражения на телевизионном экране (симультантность) считается чуть ли не самым неповторимым свойством телевидения. Симультантность находится в телевизионных передачах не постоянно, но, имеет огромное значение для психологии зрительского восприятия, как бы подсказывая о правдивости действия, происходящего на экране. Например, трансляция онлайн лекции из известного зарубежного преподавателя на телеканале способна погрузить зрителя в атмосферу учебного заведения, дать ему возможность почувствовать себя студентом этого университета. Симультантность, создающая эффект пребывания зрителя на месте событий, придает деталевизионному сообщению необыкновенную достоверность, документальность, реалистичность, что гарантирует необыкновенность в решении информационных задач телевидением как одной из видов СМИ.
Именно от этих специфических свойств телевидения зависят, в свою очередь, многие функциональные, структурные, выразительные, эстетические особенности и возможности телевидения, занявшего по мере развития и совершенствования своей технической базы особое место в системе средств массовой коммуникации. Наличие возможностей определяет и те функции, которые выполняет телевидение в современном мире.
Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в Сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.
Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, информационно-предметная среда, первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определенными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами - суть средство реализации этих целей и задач.
Задачи, которые можно выполнять с помощью Интернета:
включение материалов сети в содержание урока (интегрирование их в программу обучения);
самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы над проектом;
углубленное самостоятельное изучение первого или второго иностранного языка, ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках;
самостоятельная подготовка к сдаче квалификационного экзамена экстерном;
систематическое изучение определенного аспекта иностранного языка дистанционно под руководством преподавателя;
повышение мотивации и создание потребности в изучение иностранного языка посредством живого общения;
формирование и развития умений и навыков чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
формирование и развития умений и навыков аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных преподавателем;
совершенствование умений монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кем-то из учащихся материалов сети;
совершенствование умений письменной речи, индивидуально составляя ответы партнерам по переписке;
пополнение словарного запаса, как активного, так и пассивного, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества, используя аутентичные тексты из страны изучаемого языка;
знакомство с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка. [5,c. 117]
Что касается телевидения, то нельзя сказать, что оно чем либо уступает интернету, но ТВ не даёт полной свободы в образовании. То есть человек, при необходимости получить ту или иную информацию в срочном порядке не сможет обратиться к оперативности телевидения, в отличие от интернета. Однако в интернет-образовании тоже имеются минусы: невозможность подтвердить достоверность данных во многих случаях; интернет не может заменить настоящего, живого общения, российский сегмент интернета зачастую способствует пиратству.
Можно рассмотреть успешное сочетание взаимодействия ТВ и интернета.
Интернет-телесеть «Образовательное видеокольцо России» специализирована для всех средних учебных заведений России в открытом доступе. В отличие от получивших известность разных средств Интернет-видеосвязи он обладает огромным запасом свойства изображения, хорошим методом доставки видеосигнала с минимальными потерями и наибольшим сжатием, что ведет к экономии трафика, а также способности хранения сигнала при огромных потерях его прохождения. [6,c. 95]
Ресурс, поставленный в региональном центре, гарантирует вещание от методических региональных служб в любую школу, включая очно-удаленные формы обучения преподавателей: трансляцию уроков и образовательных событий для средних учебных заведений регионов, мастер-классов преподавателей, лекций методистов и экспертов. Однако главная роль «Образовательного видеокольца России» - максимально эффективно применять новую образовательная технологию - многоканальные телемосты через Интернет между участниками, на компьютерах которых установлен ресурс: соответственная программа и интернет камера с хорошим разрешением. Категории взаимодействия могут действовать в открытом режиме, то есть их может видеть пользователь в Интернете, а еще в корпоративном режиме, когда совместная работа гарантируется лишь для участников категории. Предоставленная разработка дозволяет снабдить проведение интерактивных видео-занятий с учебной категорией, классом, учеником на дому либо отлученном от присутствия в классе, одарёнными школьниками, фокус- группами, проектными школьными бригадами, научными, креативными объединениями подростков по разным областям знаний, органически развивая систему дистанционного изучения на базе интернет- технологий. В рамках проводимой федеральной программы поддержки дистанционного изучения школьников это направленность введения теле-технологий в систему образования считается очень важным.
Таким образом, этот контент, поставленный в региональном центре, гарантирует вещание от методических региональных служб в любую школу, включая очно-удаленные формы обучения преподавателей: трансляцию уроков и образовательных событий для школ регионов, мастер-классов преподавателей, лекций методистов и экспертов.
2. Контент образовательных телеканалов
2.1 Анализ контента образовательных телеканалов сегодня
В настоящее время в России сформирована довольно широкая сеть
цифровых образовательных ресурсов и услуг нового поколения, раскрытых для всех учреждений образования страны. С учетом этого обновляются учебники и учебно-методические комплексы, формируются медиатеки, компьютерные лаборатории, электронные коллекции в Интернете, информационные системы поддержки изучения, в средние учебные заведения поступает свежее цифровое оснащение и т.п.
Более того, преподавателям предлагаются не только новейшие образовательные ресурсы и сервисы, но и новые образовательные стереотипы и регламенты, которые подразумевают обширное обсуждение с учителями.
Канал «Карусель» является совместным проектом «ТелеНяни» (ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть») и «Бибигона» (ФГУП ВГТРК). 24 июня 2009 г. Президент РФ Д. Медведев подписал указ «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах»,2 где постановил до 1 января 2011 г. на базе телеканалов «ТелеНяня» и «Бибигон» создать детско-юношеский телевизионный канал, который также вошел в состав первого мультиплекса. Решение о запуске «Карусели» огласили генеральный директор Первого канала К. Эрнст и генеральный директор ВГТРК О. Добродеев в конце ноября 2010 г. Новый канал начал вещание 27 декабря 2010 г. в 5 часов утра по московскому времени. В эфире канала транслируются передачи «ТелеНяни» и «Бибигона», эфир поделен на два таймслота по 12 часов на каждый канал (ранее канал «ТелеНяня» транслировался 24 часа в сутки, «Бибигон» 20), а также создаются новые передачи. Если телеканал «ТелеНяня» ориентировался на аудиторию 3-10-летних детей, а «Бибигон» на 10-14-летних, то сейчас «Карусель» создает программы для тех и других. Для более четкого представления контента «Карусели» проанализируем телевизионную программу канала (за 18.03.2013 24.03.2013)3.
Вопервых, отметим, что программы познавательной направленности представлены здесь достаточно широко. Программа о здоровье «В гостях у Витаминки», разрабатывается опытными педиатрами и детскими психологами. Эта программа является новаторской: до неё не существовало аналогов детской передачи про здоровье. На федеральном телевидении присутствует большой спектр разнообразных передач о здоровье: «Здорово жить» на телеканале «Россия 1» , «Доброго здоровьица» на Первом и многие другие, однако не каждый ребенок способен понять информацию, которую ему транслируют в такого рода передачах. Рассмотрим этот феномен на примере детской аудитории( от 6 до 12 лет).Дело в том, что сам предмет биология и знакомство ребенка анатомией в школе происходит в старших классах. Именно поэтому маленький зритель не всегда способен правильно понять информацию, которую ему предлагают передачи о здоровье. Но в программе «В гостях у Витаминки», ребёнок знакомится с особенностями строения человеческого тела в игровой форме. Ему не успевает надоедать информация и всё общение ведущего и зрителя происходит в легкой, поучительно форме. Программа «Бериляка учится читать» направлена на развитие речи ребенка и расширение его словарного запаса. Такие передачи существуют на многих западных телеканалах. Такого рода обучение может являться отличным дополнением к дошкольному образованию малыша, но, однако, оно не способно заменить его полностью. «Дорожная азбука» посвящена правилам дорожного движения. «Вопрос на засыпку» - интеллектуальная викторина. «Уроки хороших манер» учат маленьких телезрителей хорошим манерам и правилам этикета. В «Мультстудии» ведущий А. Олешко вместе с приглашенными гостями знакомит телезрителей с технологией создания мультфильмов. Передача проходит в формате ток-шоу, таким образом, маленький зритель знакомиться не только с технологией и историей создания мультипликационного произведения, но и с профессионалами в области мультипликации. В программе «Спорт это наука» освещается история, правила того или иного вида спорта.
Во-вторых, важное место в телевизионной программе канала «Карусель» занимают мультфильмы и анимационные программы, рассчитанные на самую младшую аудиторию, среди них мультсериалы и полнометражные мультфильмы. В среднем в день мультфильмы занимают 8 часов эфирного времени (вместе с повторами), среди них продукция советской, российской и зарубежной мультипликации (цикл «Приключения поросенка Фунтика», «Бременские музыканты», «Трям! Здравствуйте!», «Маша и Медведь», «Смешарики», «Пчелка Майя», «Покойо»).
В-третьих, в эфире присутствуют и художественные фильмы, классика советского кинематографа для подростковой и взрослой аудитории, которые в среднем занимают около 2 часов в день. Например, «Генеральная репетиция», 2-х серийный фильм по повести Авегариуса «Гоголь-гимназист», «Фантазии Веснухина» (2-х серийный фильм), «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» и др.
Самым ярким проектом канала «Карусель» стали лекции ведущих ученых по истории России, русской литературе, естествознанию, перекочевавшие с телеканала «Бибигон». «История России» цикл, состоящий из 69 лекций (по 26 минут) известных ученых-историков страны, имеющих докторскую ученую степень: Н. Борисова, Н. Басовской, И. Данилевского, С. Мироненко. Кстати, Н. Борисов и Н. Басовская знакомы многим зрителям по проекту «ACADEMIA» на канале «Россия-Культура». Каждая программа этого цикла посвящена жизни конкретного исторического лица, его деятельности, его эпохе. Данная передача предназначается для школьников, желающих изучить историю по лекциям ведущих ученых страны. В красиво оформленной студии в качестве слушателей выступают участники и победители исторических олимпиад. На протяжении всей программы, помимо самой лекции, даются видеокомментарии экспертов по теме занятия. «Создатели программы уверены, что проект «История России. Лекции» станет достойным продолжением знаменитых телевизионных лекций Дмитрия Лихачева, Ираклия Андроникова, Юрия Лотмана»4.
Телеканал «Радость моя», позиционирующий себя детским, семейным, образовательным, также выполняет прежде всего образовательную функцию. Причем, адресуется не только к детям, подросткам, молодым людям, но и к взрослой аудитории. «Радость моя!» именно так обращался святой Серафим Саровский к каждому, приходившему к нему. Эти светлые эти добрые слова и были взяты для названия телеканала, который имеет приверженность православным традициям. Телеканал вещает 24 часа практически во всех регионах РФ (от Калининграда до Камчатки) через региональных кабельных операторов. Отдельные программы транслируются по православному телеканалу «Союз» и сети телеканала «СПАС».
Из образовательных программ для дошкольников и учеников начальной школы на канале есть цикл программ «Шишкина школа», посвященный разным предметам школьной программы. Здесь идут следующие уроки: «География», «Математика», «Музыка», «Природоведение», «Рисование», «Рукоделие», «Русский язык». Эта кукольная программа выполнена на достаточно высоком уровне, она, реализуя функцию образования детей, несет в себе и огромную воспитательную нагрузку. Кукольные герои учат своих зрителей доброте, умению заботиться о своих близких, важнейшим общечеловеческим ценностям. Передача построена по понятному всем образу школьного урока. Важный элемент этой программы активность ведущего, выступающего в роли учителя, который и поддерживает нескончаемое любопытство героев передачи к изучаемому предмету. Передача построена на активном общении между учениками и педагогом, которое не должно оставить равнодушными маленьких зрителей. Программа выходит в удобное для этой аудитории время: по будням и выходным в 8.10, 11.10. Программы цикла «Шишкин лес» «Утро в Шишкином лесу», «Вечер в Шишкином лесу», «Шишкина школа» имеют хронометраж 10 минут, за это время ребенок не успеет заскучать, его интерес будет прикован ко всему происходящему на экране.
Однако, существует все-таки в нашей стране детское образовательное телевидение. Пусть это не специализированные детские образовательные каналы, только отдельные программы. Но интерес к ним аудитории говорит о том, что родители заинтересованы в телевизионном образовании своих детей. Каналы «Карусель» и «Радость моя» выпускают образовательные программы не только для детей, но и для взрослых. Помимо прямого интереса взрослого человека это делается и для того, чтобы родители подавали хороший пример ребенку в выборе правильных ориентиров в огромном потоке телевизионной продукции.
3. Перспективы образовательных телеканалов
3.1 Развитие образовательных каналов в будущем
В России данный формат имеет возможность быть полностью востребован. Новым каналам, естественно, будет тяжело выходить на рынок, так как на нем уже укрепились знаменитые бренды. Очень многое станет находиться в зависимости от избранной темы и свойства программ. Если говорить о тематических каналах в целом, то телезрители, естественно, в большей степени отдают свое предпочтение кино и спортивным тематикам (в период важных спортивных событий).
Если говорить о применении телевидения для обучения, то тут полностью могут оказаться нужными интерактивные форматы, реализуемые на базе IPTV-сетей.
Образовательные телеканалы, контент которых представляет собой увлекательные, яркие и нужные, с фактической точки зрения, программы, обязательно станут нужны зрителями. Эти телеканалы не обязаны уступать по собственной востребованности фильмовым и развлекательным. Главное, чтобы контент был высококачественным и увлекательным, отвечая реалиям сегодняшнего дня.
Непременно, перспективы у образовательного телевидения есть. К сожалению, его сегодняшнее состояние очень уязвимо, так как находится в зависимости и от значения культуры телеаудитории, и от интересов бизнеса, имея в виду кабельных операторов. По моему твердому убеждению, образовательные каналы постоянно должны быть в главном сервисе (пакете), а не в тематическом.
Это залог не только их будущего, но и тех, кто сидит у экранов телевизора. Культуру нужно прививать, и в этом главная задача нашего TV. Учебным передачам должно быть отведено конкретное место в сетке вещания.
Заключение
Образовательный контент на русском телевидении формируется для различных возрастов. Каналы «Карусель», «Радость моя» определяются, в главном, на дошкольников и учеников начальной школы, «Школьник ТВ» и «Знание» на учащихся средних и старших классов, «Первый образовательный» на студентов, «Россия-Культура» на наиболее зрелую и подготовленную аудиторию. Т. е. любой телезритель имеет возможность отыскать образовательную программу, рассчитанную конкретно на его возрастную группу и на диапазон его интересов.
Сейчас все деятельнее идет процесс осмысления накопленного ранее творческого опыта, связанного с созданием контента образовательных программ. Так, к примеру, программы, выходящие на детских каналах «Карусель», «Радость моя», можно сравнить с русской версией передачи «АБВГДейка»: воспитание малыша тут проистекает в игровой форме, что считалось главной мыслью «АБВГДейки». На канале «Россия-Культура» можно отметить план «ACADEMIA», унаследовавший и развивший лучшие традиции телевизионных «уроков» Ю. Лотмана и И.Андроникова.
Вместе с внедрением творческого эксперимента предыдущих поколений телевизионщиков на образовательных каналах проводится и поиск новейших форм взаимодействия с аудиторией. К примеру, чтобы удержать зрительское интерес молодых людей, все более уходящей в Интернет, формируются программы, стилизованные под реалии Всемирной Сети, использующие ее технологии. Программу «Мой Живой Журнал» на канале «Радость моя» невозможно назвать образовательной в чистом виде, однако она, по сущности, считается такой. Некоторые журналисты расположены отказывать ей в данном определении из-за необычного для схожей продукции формата. Действительно, когда в интернетовских блогах великие русские писатели и эксперты прошлого ведут собственные интернет-дневники, кажется, что ты на машине времени перемещаешься из эры в эпоху, знакомясь с их выдающимися представителями.
В целом, образовательное телевидение на данный момент не способно заменить школьного или университетского образования. Оно может быть хорошим дополнением к базовому образованию. Однако, на мой взгляд, образовательные телеканалы всё-таки способны стать хорошей площадкой для обучения детей дошкольного возраста. Но, опять же, даже маленьким детям требуется живое общение, которое не способно дать телевидение.
Собрать в единую целостную программу все важное в образовательном телевидении, что раскидано сейчас по различным каналам и передачам, это грандиозная задача, заключение которой позволило бы сделать серьезный шаг к тому, чтобы возвращать нашей системе воспитания звание наилучшей в мире. Моя исследовательская работа скромный, однако искренний взнос в реализацию данной задачи.
Список литературы
1. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения.- М. 2008.
2. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. М.,2011.
3. Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. -М., 2006.
4. Дмитриев Л.А. Телевизионные жанры. М., 2011.
5. Егоров В.В. Телевидение и практика. М., 2012.
6. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим.- М., 2009.
7. Засурский И.И. Масс-медия второй республики. М., 2009.
8. Засурский Я.Н. Телерадиоэфир: история и современность. М., 2005.
9. Кузнецов Г.В. ТВ журналистика: критерии профессионализма, - М., 2012.
10. Лазаревич Э.А. Искусство популяризации науки, М.: МГУ, 2008.
11. Ляпина И.Ю. Научно-популярное телевидение: драматургия мысли. М.: МГУ, 2007.
12. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М., 2009.
13. Прохоров Е.П. Исследуя журналистику. М.: Руп-холдинг, 2005.
14. Самарцев О.Р. Телевидение, личность, образование: Очерки теории образовательного телевидения. Ульяновск: УГУ, 2008.
15. Система СМИ России / Под редакцией Засурского Я.Н. -М.: Аспект-пресс, 2011.
16. Телевизионная журналистика/ 4-е издание// Под ред. Г.В.Кузнецова, В.Л.Цвика, АЛ.Юровского. М.: МГУ, Высшая школа, 2012.
17. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика. -М.: Аспект-пресс, 2010.
18. Варт Беньиамин. Художественное творчество в век автоматической копии, перевод с нем. Ван Цэион.- Китайский город, 2012.
1 Вечер в Большом театре в честь 15-летия телеканала "Культура" // tvkultura.ru: офиц. сайт телеканала «Культура». 2012. URL: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/65781 (дата обращения: 08.03.2013)
2 Указ Президента РФ от 24.06.2009 г. N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах" [Электронный ресурс]: в ред. Указов Президента РФ от 12.05.2011 N 637, от 17.04.2012 N 456, от 30.09.2012 N 1335 // Гарант : [сайт информ.-правовой компании]. Режим доступа http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=135943 (дата обращения: 05.03.2013).
3 См. приложение 3
4 История России. Лекции // karusel-tv.ru: офиц. сайт телеканала «Карусель». 2013. URL: http://www.karusel-tv.ru/announce/9255 (дата обращения: 05.03.2013).