Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
«Толерантность и современное общество»
Выполнила:
студентка 5 курса,
55 группа, ФП
Павловская О.В.
Проверено:
Черчес Т.Е.
Минск, 2013
Цель: исследование толерантности, ассертивности, конфликтоустойчивости и социокультурной идентичности личности.
Задачи:
Методический материал:
1.Вопросник для измерения толерантности (авт. В.С. Магун, М.С. Жамкочьян, М.М. Магура).
2. Тест на ассертивность (авторы В. Каппони, Т. Новак )
3. Определение уровня конфликтоустойчивости
4. Методика на определение терпимости к чужому мнению
5. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (авт. Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
6. Тест культурно-ценностных ориентаций (Л.Г. Почебута)
7. Методика для определения социокультурной идентичности (ОСКИ)
Глава 1
Теоретический анализ
Толерантность
Происходящие в мире процессы усложнения и интенсификации взаимодействия людей различных культур предполагают толерантность как системообразующую ценность социального бытия. Вместе с тем, актуализируется рассмотрение сущности толерантности, позволяющей найти меру сохранения «своего» при принятии «иного» и связанная с этим проблема границ толерантности. На внутриличностном уровне это оборачивается напряжением самопонимания собственной самобытности, открытием личностной значимости социокультурных ценностей в общекультурном горизонте. Философское рассмотрение толерантности вообще и этнокультурной толерантности, в частности, уходит своими корнями в античность и связано с осмыслением «свое» - «чужое» в контексте диалектики единства человеческой природы и культурно-исторических отличий в ее проявлении. Появляются теоретические попытки преодоления узости национальных различий с целью более полного раскрытия универсальной человеческой природы (космополитизм киников, римского стоицизма). Подобная тенденция усиливается в средневековой христианской философии. Толерантность как противопоставление гуманистических ценностей различным формам фанатизма и шовинизма присутствует на протяжении всей истории европейской философии.
Современное рассмотрение толерантности связано с провозглашением ценности различий, в т.ч. и этнических в контексте концепции мультикультурализма, в рамках которой была принята декларация принципов толерантности. В ней толерантность определяется как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и индивидуальности. В подобной трактовке толерантность рассматривается как условие существования сложных обществ и позиция зрелой личности, что предполагает активное противодействие интолерантным проявлениям. При этом усиливается рассмотрение толерантности как этической и общекультурной ценности. Вместе с тем, данное определение и выраженная в нем идеологическая практика культивирования различий и инаковости становится объектом критического анализа. Подчеркивается музеификация и маргинализация культурных групп в контексте глобальной вестернизации массовой культуры, искусственного культивирования различий и взаимоотчуждения, а так же новых форм насилия над индивидом со стороны деспотизма многообразия. В данном контексте ценность толерантности состоит не в поддержании различий ради различий, а в качестве основания для возможности вести критический диалог с иными социокультурными формами.
Толерантность можно рассматривать как существенную характеристику целостности человека, его идентичности, что, в частности, утверждает. Таким образом, этнокультурную толерантность следует рассмотреть не только как норму межкультурного взаимодействия, этическую ценность, личностную характеристику, но и проследить взаимосвязь ее с процессами осмысления человеком своей национальной идентичности.
Исторические аспекты толерантности
Характеризуя современность как эпоху глобального кризиса политического, экологического, нравственного и т.д., исследователи проблемы толерантности отмечают в ней прямо противоположные качества. Одни видят в толерантности «идеал и жизненно важный принцип», полагая, что «она одна даст шанс выжить цивилизации». Другие считают, что она «служит лишь для того, чтобы символически скрадывать и лечить реальный раскол и безразличие, которые демонстрирует человечество».
Несмотря на столь сильные различия в оценке толерантности, всех ученых объединяет уверенность в необходимости борьбы с ее антиподом, интолерантностью, которая встречается в разнообразных формах в нашей жизни.
Толерантность, или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.
В содержании понятия «толерантность» А.Г. Асмолов выделяет три основных аспекта:
Также выделяют два конкретных аспекта толерантности:
1) внешняя толерантность (к другим) убеждение, что они могут иметь свою позицию;
2) внутренняя толерантность (как гибкость, как отношение к неопределенности, риску, стрессу).
Решающей главой в истории толерантности явился кромвелевский период английской истории 17 в. В то время среди различных пуританских сект, входивших в армию Кромвеля, только индепенденты и левеллеры были заинтересованы в свободе и терпимости. Согласно их взглядам, ни одно убеждение не может быть настолько непогрешимым, чтобы ему в жертву можно было принести другие убеждения, существующие в сообществе.
В целом толерантность была установлена как в Англии, так и в Америке не столько в качестве идеального принципа, сколько по необходимости когда было разрушено монолитное единство общества. Оказалось, что в обществе будет больше мира, если не пытаться навязывать ему сверху религиозного единства.
Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе. Иногда полагают, что нет ничего труднее, чем быть терпимым в отношении людей, придерживающихся иных религиозных убеждений. В идеале вера должна порождать милосердие, а не фанатизм, поскольку она приводит к сопоставлению фрагментарных и ограниченных ценностей с абсолютным и божественным.
Фактически любое убеждение религиозное, политическое или культурное может привести к нетерпимости, если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и в ложности тех взглядов, которые нами оспариваются. Политическая свобода предполагает, что мы в достаточной степени доверяем нашим политическим оппонентам, чтобы позволить им организоваться, провести выборную кампанию и сформировать новое правительство. Экономическая свобода предполагает терпимость к конкурирующим экономическим интересам. Конкуренция способствует образованию более гармоничного сообщества и стимулирует инициативу индивидов и социальных групп.
Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, предполагает, что мы сознаем существование скрывающихся под различиями сходств и тождеств; например, сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону.
Ассертивность
Ассертивность это способность человека быть уверенным в себе, умение отстаивать свои мысли и предположения перед массой людей. А также независимость от влияния внешних факторов и людей.
Само по себе название термина имеет английские корни и в переводе означает «настаивать на своём», от этого и произошло данное понятие. Ассертивность очень важна для проявления себя в социуме. В постсоветских странах её изучают не так давно как в других, всего с начала 90-х годов XX столетия, с тех пор как была опубликована на русском языке книга чешских авторов. Вследствие того, что сам термин, его понятие и обоснованность были рождены в США, за основу общепринятой ассертивности взята именно американская модель. Хотя на данном этапе каждая страна, особенно европейская, имеет собственную модель, а то и несколько, адаптированную для восприятия в определённом социальном мире. В любой созданной модели ассертивности существует определённый набор правил. Они составляют 10 «постулатов», каждая модель их расписывает по-разному, но всё равно прослеживается единое общее.
Список правил, характерных для ассертивности:
Умение твёрдо оценивать свои поступки, иметь собственное мнение и быть ответственным за своё поведение.
При совершении любых поступков ни перед кем не оправдываться и не давать каких-либо объяснений.
Не позволять манипулировать собой, принимать самому решение - отвечать ли за чужие действия, обязанности и проблемы друзей, знакомых, сотрудников.
Человек та сущность, которой подвластно быть свободных, поэтому каждый из людей имеет право менять свои решения.
Обладание правом совершать ошибки и лично отвечать за них.
Право на сомнение. Человек не должен беспокоиться о том, что не может дать точный ответ. Он имеет право с уверенностью сказать «я не знаю».
Не рассчитывать на добрую волю знакомых и друзей и не зависеть от неё.
Человек не машина, а поэтому имеет полное право поступать спонтанно и не логично.
Не заставлять себя быть обязанным кому-то и всех понимать, а уметь в нужный момент сказать: «я тебя не понимаю».
Не быть в ответе за всё, что происходит в мире. Не обращать внимания на всё, что предлагают другие люди, а уметь смело сказать: «меня это не интересует».
Конфликтоустойчивость
Конфликтоустойчивость личности является специфическим проявлением психологической устойчивости. Она рассматривается как способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми. Как вид психологической устойчивости конфликтоустойчивость имеет свою структуру, которая включает в себя: эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психомоторный компоненты.
Эмоциональный компонент конфликтоустойчивости отражает
эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодействия, уровень и
характер возбудимости психики и ее влияние на /спешность общения в
трудной ситуации. Заключается в умении управлять своим эмоциональным
состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях, способности
открыто выражать свои эмоции без оскорбления личности оппонента, не
переходить в депрессивные состояния в случае затяжного конфликта или
проигрыша в нем.
Волевой компонент конфликтоустойчивости понимается как способность личности к сознательной мобилизации сил в соответствии с ситуацией взаимодействия, к сознательному контролю и управлению собой, своим поведением и психическим состоянием. Именно волевой компонент
позволяет регулировать свое эмоциональное возбуждение в конфликтной
ситуации. Во многом волевой компонент обеспечивает толерантность,
терпимость к чужому мнению, несогласию с другим, самообладание и
самоконтроль.
Познавательный компонент это устойчивость функционирования
познавательных процессов личности, невосприимчивость к провокационным
действиям оппонента. Он включает: умение определить начало
предконфликтной ситуации; анализ причин возникновения конфликта;
умение сводить к минимуму искажение восприятия конфликтной ситуации и
личности оппонента, а также своего поведения; умение дать объективную
оценку конфликта, прогнозировать его развитие и возможные последствия;
способность быстро принимать правильные решения; способность выделять
главную проблему конфликта, выдвигать и обосновывать альтернативные
решения проблемы; способность к аргументации и цивилизованной
полемике в условиях спора.
Мотивационный компонент состояние внутренних побудительных сил, способствующих оптимальному поведению в грудной ситуации
взаимодействия. Обеспечивает адекватность побуждений складывающейся
ситуации, их направленность на совместный поиск путей разрешения
противоречия, устремленность на решение проблемы, возможность
корректировки отстаиваемых интересов в зависимости от изменения
обстановки и расстановки сил.
Психомоторный компонент обеспечивает правильность действий, их
четкость и соответствие ситуации. Заключается в умении владеть своим
телом, управлять жестикуляцией и мимикой, контролировать свои позы,
положения рук, ног, головы, дрожания голоса, нарушений координации и
скованности движений.
Высокий уровень конфликтоустойчивости предполагает психологически грамотные действия и поведение в проблемах и предконфликтных ситуациях, оптимизацию взаимодействия с оппонентом в конфликте, недопущение втягивания себя в его эскалацию, сосредоточение усилий на конструктивном разрешении конфликта.
Социокультурная идентичность
Социокультурной идентичности объединяет в себе объективную категорию этничности с субъективной категорией этнической идентичности, которая проявляется осознанием, оцениванием и переживанием принадлежности к определенному этносу.
Социокультурная идентичность предполагает стереотипный набор атрибутов - поведенческих, символических, предметных, которые лежат в основе политического поведения людей разных цивилизаций. Уже древние мыслители (Геродот, Гиппократ) пытались связать особенности политических характеров с различиями климата, географических и исторических условий.
В Новое время исследователи начинают широко использовать этнографические аргументы для анализа политических феноменов. Ш. Монтескье, Дж. Локк писали о «народном духе», который зависит от среды и климата.
Подходы:
Глава 2
Эмпирическое исследование
Анализ результатов исследования
Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (авт. Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
Результаты:
Общий результат 83 балла (средний уровень).
Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
Методика на определение терпимости к чужому мнению
612 баллов. Средний уровень характеризуется следующими признаками: способность твердо отстаивать свои убеждения. Но безусловно, может вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способность иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент действительно может выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер.
Тест на ассертивность (авторы В. Каппони, Т. Новак )
А-5 Б-5 В-3
Исследуемая имеет представление об ассертивности, но не слишком-то пользуется ею в жизни. Часто испытывает недовольство собой и окружающими. Она на правильном пути и может очень хорошо овладеть ассертивностью. Не исключено, что уже сейчас способна действовать в нужном направлении. Временами попытки поступать ассертивно выливаются в агрессивность. Кроме этого испытуемая может переоценивать себя и ее поведение не вполне искренне. Речь идет даже не столько о самообмане, сколько о том, что она видет себя в лучшем свете. Неплохо было бы поразмыслить над собой.
Определение уровня конфликтоустойчивости
30-40 баллов - средний уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий об ориентации личности на компромисс, стремлении избегать конфликта.
Тест культурно-ценностных ориентаций (Л.Г. Почебута)
Результаты:
Первый тип традиционная культура (ТК) 2 балл.
Второй тип современная культура (СК) 1 балл.
Третий тип динамически развивающаяся культура (ДРК) 2 балла.
Первый тип традиционная культура (ТК) характеризуется ориентацией людей на прошлое, приверженностью традициям, интересом к истории. Люди этой культуры воспринимают природу как вечную тайну бытия, как неразрешимую загадку, отгадать которую они не стремятся. Человек рассматривается как существо,зависимое от ближайшего социального окружения. Большое значение придается семейным связям, традиционности родственных ролевых отношений, религиозным ориентациям. В такой культуре не допускается внутренняя свобода человека. За его действиями, поступками и даже мыслями осуществляется постоянный строгий надзор со стороны сообщества. Процедура принятия решений проходит коллективно, а результат решения зависит от старших по возрасту. Деятельность человека строго регламентирована. За успехи в работе и творческое отношение к делу человека, как правило, вознаграждают не сразу, а через какое-то время.
Третий тип динамически развивающаяся культура (ДРК) характеризуется ориентацией людей на будущее, на достижение быстрых значительных результатов. Люди строят краткосрочные планы и стараются реализовать их как можно более энергично. Для людей данной культуры «время это деньги». Природа не представляет собой загадки. Поскольку жизнь это проблема, которую необходимо быстро и успешно решить, природа должна подчиниться человеку. Все ее тайны должны быть раскрыты, законы ее развития установлены и описаны. Предназначение человека состоит в управлении природой. Человеческая натура свободолюбива. Культивируется индивидуальность, независимость, автономность от социального окружения. Процесс принятия решения осуществляется самостоятельно.
Методика для определения социокультурной идентичности (ОСКИ)
Результаты:
Субшкала Социокультурная идентичность 44 балла (позитивный результат)
Субшкала Региональная идентичность13 баллов (позитивный результат)
Субшкала Расизм 15 баллов (негативный результат)
Чем меньше количество баллов набрано по каждой шкале, тем лучше человек осознает свою социокультурную и региональную идентичность, а также не имеет расистских склонностей.
Заключение
Этническая толерантность понимается как сложное установочное образование личности. Она выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. Этническая толерантность личности проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином социальнокультурном образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в процессе своего формирования. Этническая толерантность личности обнаруживается и в известном смысле возникает в проблемноконфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп.
Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том, что испытуемая демонстрирует наличие как толерантных, так и интолерантных черт. Способна твердо отстаивать свои убеждения. Но безусловно, может вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способна иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент действительно может выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. При этом испытуема ориентируется на компромисс, стремится избегать конфликты.
Исследуемая имеет представление об ассертивности, но не слишком-то пользуется ею в жизни. Часто испытывает недовольство собой и окружающими. Она на правильном пути и может очень хорошо овладеть ассертивностью. Не исключено, что уже сейчас способна действовать в нужном направлении. Временами попытки поступать ассертивно выливаются в агрессивность. Кроме этого испытуемая может переоценивать себя и ее поведение не вполне искренне. Успешно сочетает традиционную культуру и динамически развивающаяся культуру.
Список используемых источников:
Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований : сборник научных статей / под научн. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. - 357 с.
Электронный ресурс: [http://www.tolerance.ru/VT-3-4-etno.php?PrPage=VT]
Электронный ресурс:[ http://vocabulary.ru/dictionary/894/word/tolerantnost]
Электронный ресурс [http://www.dissercat.com/content/mezhetnicheskaya-tolerantnost-v-sisteme-psikhologicheskoi-podgotovki-kursantov-vuzov-mchs-ro]