Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

а усложнение социальной структуры общества особенно после реформы 1861 г

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-20

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Развитие отечественной социологической мысли.

  1.  Социальные предпосылки развития социологической мысли в России.

Разложение феодализма, развитие капиталистических отношений.

а) усложнение социальной структуры общества (особенно после реформы 1861 г., отмены крепостного права): разложение сельской общины, появление новых классов, слоев, урбанизация, индустриализация страны.

б) Неудовлетворенность социальным устройством (со стороны интеллигенции, буржуазии), сохранением в стране многочисленных пережитков крепостничества, политикой властей (социология не может быть вне политики как и сегодня).

Как один из результатов, восстание декабристов (1825 г.). Высокий уровень неудовлетворенности давал выход и в науку, и в утопию.  

Причины развития социологии в России те же, что на Западе +

+

- Опережающее развитие западной социологии и ее активное освоение в России (позитивизма О. Конта, Г. Спенсера, распространение либеральных взглядов, марксистских идей и др.).

Так, первое упоминание Конта в 1847 г. в журнале «Отечественные записки» (в статье В.А. Милютина). Первое знакомство России с О. Контом в «Современнике» в 1865 г. (статья Ватсона); в «Отечественных записках» анализ идей Конта предпринимали Писарев, Лавров.

- достаточная зрелость в 60-е годы взглядов для формирования собственной науки.

Значимыми предвестниками социологии в России в 40-е годы XIX в. были два направления социально-философской мысли – западничество и славянофильство.

Исходным посылом славянофилов (И.Д. Киреевский (1806-1856), А.С. Хомяков (1804-1860), К.С. Аксаков (1817-1860) и др.) было утверждение о том, что для России характерно не отставание, а своеобразие, по которому мощный удар нанесли преобразования Петра I, разрушившие патриархальный уклад России.

В то же время считали необходимым развитие торговли, промышленности, банков, строительства и пр.

Западники иногда их называли европейцы (Т.Н. Грановский (1813-1855), В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и др.) видели своеобразие России лишь в ее отсталости. По их убеждениям, важнейшая задача общества - восприятие передовых, уже готовых форм жизни Западной Европы: ликвидация крепостного права, свержение самодержавия, отмена правовых сословных различий, обеспечение свободы предпринимательства, демократизация судебной системы, развитие местного самоуправления, защита личности и ее свободы.

Предвестниками социологии считают народников. 

Революционное народничество – идеология и движение разночинной интеллигенции (интеллигенции, студенчества, оппозиционно настроенных к самодержавно-крепостническому режиму).

Различное понимание форм и способов революционной деятельности:

- подготовительно-пропагандистское направление (П.Л. Лавров),

  •  заговорщическое (П.Н. Ткачев)
  •  бунтарское (М.А. Бакунин).

Представители народничества М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин разделяли идеи анархизма.

Анархизм (от греч. анархия – безначалие, безвластие) – общественно-политическое движение, провозглашающее своей целью освобождение личности от всех разновидностей политической, экономической и духовной власти, перехода к либертарному (свободному, вольному) обществу.

М.А. Бакунин выделял 3 препятствия на пути прогресса:

1. государство – орган подавления, насилия -  необходим переход к общественному самоуправлению.

2. религия – ложное сознание, грезы. Должно быть свободное научное познание мира.

3. частная собственность – должна быть заменена ассоциацией производителей.

Для анархизма характерно требование немедленной социальной революции и установление безгосударственного строя. Будущий  строй представлялся в виде федерации производственных ассоциаций, коммун, способных гарантировать политическую и экономическую свободу личности.

В России 19 – начала 20 в. было несколько социологических направлений. Назовем некоторые.

1. Позитивизм – начало от Конта. (Мечников, Лилиенфельд, Стронин, Ковалевский)

Географическое (Л.И. Мечников) – разновидность позитивизма в России.

«Цивилизация и великие исторические реки».

Развитие цивилизаций происходит под влиянием географической, прежде всего водной среды.

Три периода в истории цивилизации:

  1.  речной – со времени возникновения первых рабовладельческих государств в долинах Нила (египетская), Тигра и Евфрата (ассиро-вавилонская),  Инда и Ганга (индийская), Хуанхэ и Янцзы (китайская);
  2.  морской или средиземноморский – от основания Карфагена (возникновение греческой, римской, финикийской культур);
  3.  океанический или всемирный – после открытия Америки.

Борьба со стихиями рек требует от людей совместного труда, соединения в кооперации, развивает личность.

Плюралистическая социология М.М. Ковалевского.

Максим Максимович Ковалевский (1851-1916) - крупнейший русский социолог, историк, этнограф и правовед.

Активный пропагандист русской социологии за рубежом.

Теории носят академический характер, занимался наукой вне всякого партийного движения.

Лично знаком с Г. Спенсером, К. Марксом.

В 1877-1887 – профессор МГУ, возглавлял кафедру государственного права европейских держав, за неуместное сопоставление российских и английских порядков был вынужден уволиться.

Преподавал в ведущих университетах Европы, США. Один из основателей Высшей русской школы общественных наук в Париже.  

Сторонник позитивизма.

Разрабатывает плюралистическую концепцию общественного развития (многофакторного развития). В отличии от монистического подхода (основанного на одном факторе – у Мечникова - водный). На общественное развитие влияют многие факторы: экономические, демографические, политические, религиозные, психологические, космические и др. Факторы действуют одновременно и параллельно. Их роль различна в разных ситуациях.  В различные эпохи могут выдвигаться и временно занимать ведущее положение отдельные факторы.

Требовал и от социологии в исследовании столь сложного организма, как общество, наиболее полного учета всех связей и факторов.

Сам последовательно использовал принцип плюрализма в своей научной работе, хотя в ряде случаев отдавал предпочтение фактору народонаселения. Полагал, что от роста, степени плотности зависят формы производства,  установление общественных отношений.

Признавал закономерное поступательное развитие общества.

Общественный прогресс - расширение сфер солидарности.

Солидарность - рост объединения людей, их социального единства. Это возможно в условиях примирения противоречий в обществе, расширения «замиренной среды». Она изначально позволила сохранить жизнь и продолжить род. Эта «замиренная среда» противостоит всему враждебному миру. Затем возникают более крупные объединения на основании договора или путем завоевания.

Государство есть расширение пределов «замиренной сферы».

Вначале «замиренной сферой являлся род, а еще в более отдаленную эпоху — союзы», созданные для защиты людей, происходящих от общего родоначальника.

«Государство возникает тогда, когда большее или меньшее число таких союзов, из которых каждый представляет замиренную среду, согласится поставить выборного вождя». Пример тому, считал Ковалевский, славянский князь, стоящий во главе дружины. Он обеспечивает внутреннее спокойствие постепенным распространением на подвластных ему лиц охраны, какой пользовался собственный двор.

Государство возникло, согласно Ковалевскому, под воздействием психологического фактора, психологической склонности людей признавать над собой власть тех, кто якобы наделен магической силой, кто мог заклинаниями управлять природой. Позднее царской власти стали приписывать божественное происхождение.

С этой же особенностью психики человека связана и роль выдающихся личностей в создании государства. Сильная личность, благодаря «гипнотическому влиянию» на народ, который жаждал вождя, оказывается творцом государства, она собирает вокруг себя разрозненные и враждебные роды и племена, расширяя «замиренную сферу».

Прогресс, по Ковалевскому, идет в сторону замены жесточайших социальных битв гармонией и дружбой людей (в том числе между трудом и капиталом - «разобщенность не растет, а уменьшается», причина тому — развитие «внутреннего сознания солидарности граждан одного государства»).

Революции не являются исторической необходимостью. Революция возникает как результат ошибок правительства.

2 вида ошибок правительства:

1. задерживающие естественное развитие общества

2. насильственно ускоряющие его.

Столыпинскую аграрную реформу, которая вела к ускоренному распаду общины, Ковалевский называл «аграрной революцией», подчеркивал ее насильственный характер. Ковалевский выступал не за сохранение общины, а за ее постепенную естественную трансформацию.

2 школа - субъективная социология (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский).

Субъективная социология – специфически русское направление в социологии. В социологической литературе ее нередко называют субъективным направлением, субъективным методом.

Две принципиальные черты субъективизма:

личность - главная социальная сила, личности образуют общество.

противопоставление природы и общества: в природе действуют причинные связи и закономерности, в обществе —целевые факторы, идущие от человека.

Петр Лаврович Лавров (1823 – 1900). Считается основателем отечественной социологии.

Ключевым пунктом понимания общественных явлений объявил теорию личности. Человек является продуктом природы, подчиняется ее законам. Одновременно он становится  человеком-творцом, обладающим свободой воли, которая проявляется в его целесообразной сознательной деятельности. Человек - причина внутреннего движения общества и его внешних воздействий на природу. Сам изменяется под влиянием социальной среды.

Личность – орган прогресса. Особенно критически мыслящие личности.

Они дают субъективные оценки, имеют разные субъективные цели, которые вырабатывают в соответствии со своими и идеалами.

Выделяет три группы потребностей и влечений:

  1.  основные (биосоциальные) унаследованные от животных (в питании - обуславливают экономическую деятельность, безопасности - основа политической организации общества, нервного возбуждения – на ее основе развиваются познавательные потребности, эстетические  и др.);
  2.  возникающих на основе традиций, обычаев, привычек;
  3.  сознательные – на их основе выстраивается историческая жизнь (постановка цели, изменение мира).

Высшей потребностью является потребность в развитии личности сообразно идеалу.

Потребность развития возникла позднее других,  охватывала лишь меньшинство, (интеллигенцию), но с нею связан исторический прогресс.

Позже появилось понимание прогресса как коллективной солидарности.

Солидарность - духовное явление, связанное с осознанием личностью совпадения ее собственного интереса с общественным, основана на нравственных принципах братства, коллективизма.

Выделяет типы солидарности:

  1.  бессознательный (основанный на привычке);
  2.  бессознательно получаемый от общества в виде готовых культурных форм, преданий, обычаев, привычек; аффективный и исторически осознанный,
  3.  приобретаемый сознательно личностями.

Николай Константинович Михайловский.

Общество как предмет социологии рассматривалось через призму социального взаимодействия.  

Для социального познания важны:

  1.  Правда-Истина – объективное знание, полученное в ходе беспристрастного познания,
  2.  Правда-Справедливость – знание, зависящее от нравственных установок  исследователя.

Таким образом, познание должно учитывать сущее и должное, теорию и практику.

Считал, что методы нельзя абсолютизировать и и жестко противопоставлять.

Особенности социального поведения и взаимодействия показаны социологом при исследовании темы героев и толпы. «Герои и толпа».

Героями признаются люди, способные своим примером, лидерскими качествами увлечь толпу вне зависимости от знака поступка (положительный, благородный или отрицательный, дурной).

Толпа:

сходство поведения, эмоциональная связь, нивелируются индивидуальные черты, в основе поведения бессознательное  подражание, узкий круг интересов, скудное развитие.

Толпа - масса, способная увлечься примером, пойти за лидером на любое дело, как высокое, так и самое низкое.

Герой помогает толпе преодолеть скудость жизни, на которую массы обречены в современном мире.

Использует термины «психическая зараза», «социальный гипнотизм». Тем самым на восемь лет («Герои и толпа», 1882) опередил  Г. Тарда («Законы подражания», 1890) в исследовании этого механизма, изучении массовых процессов в целом.

3. Психологическое направление в российской социологии (Е.В. де Роберти).

Его представители либо игнорировали материальные отношения между индивидами и группами или во многом подменяли их психическими, духовными.

Крупнейшим представителем этого направления был Евгений Валентинович де Роберти.

Социология должна изучать не объективно существующее общество, а надорганические (духовные) явления.

Надорганические явления создаются в психологическом взаимодействии, являются продуктом общественной среды, коллективного опыта. Общество осуществляет социализацию биологического индивида в личность.

Личность – результат коллективного опыта разных эпох.

Основа общественного прогресса - научное познание, развитие разума, мысли, содействующие успеху в разных областях деятельности. Благодаря им возрастает власть человека над природой, но и формируется самосознание и соответственно власть над собственным поведением.

Два вида свободы – свобода познания и свобода деятельности.

Знание – единственная сфера, где есть широкие условия для проявления свободы человека. Однако свобода – не абсолютна. Свободное действие одних сталкивается с принудительной силой со стороны других личностей и групп.  Их отношения регулирует нравственность.

Нравственность создает предпосылки для формирования правовых институтов.

Нравственность не абсолютна (всегда есть выбор между добром и злом и т.п.). Критерием нравственности  считает целесообразность (полезность).

4 школа – марксистская – Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.Б. Струве и др.

Г.В. Плеханов – теория общественного развития, соотношение общественного бытия и сознания. Понимание социальных явлений в марксистском ключе.

Считал, что идея (идеология) не должна навязываться сверху, а произрастать, созревать снизу.

Ленин развивал Марксово учение о классах и классовой борьбе, роли народных масс в истории, роли государства, создание нового социалистического государства, воспитании нового человека путем навязывания идеи сверху (ломка человека).

5 школа – неопозитивизм (П.А. Сорокин) – русско-американский ученый.

«Система социологии».

Основные положения:

Социология должна строиться по типу естественных наук, нет противоречий между наукой о природе и наукой о культуре.

Предмет социологии – социальные взаимодействия, проявляющиеся в поведении и деятельности групп и общества в целом.

Социология делится на теоретическую и практическую.  

Теоретическая – формулирует социальные законы.

Практическая – на основе законов помогает управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями.

Социальный мир должен изучаться объективно, методом измерения, знание точное, проверяемое, всякое субъективное вмешательство, умозрительность, философствование не  допустимы.

Истина должна быть отделена от  нравственных ценностей и норм (добра, справедливости и пр.).  

Являлся сторонником последовательного социологического плюрализма.

Создает теорию социальной стратификации и мобильности.

Изучает проблемы социального равенства, социальной революции.  

Сторонник эволюционного развития общества (постепенного), без потрясений. Революцию считает разрушительной.

В американский период занимается проблемами социокультурной динамики.

Культура, по его мнению, имеет следующие элементы:

1. внутренний – сфера разума, ценности, смыслы – ментальность культуры;

2. внешний – предметы, события, процессы, в которых воплощается, внутренний опыт.

Внутренняя сторона управляет внешней.

П.А. Сорокин выделяет три типа социокультурных суперсисистем, в основе которых лежит определенная система ценностей:

1. Идеациональная культура – нематериальные, абсолютные, вечные ценности.  Принципы  этики системы исходят от Бога, их цель – привести своих последователей к единению с высшей и абсолютной ценностью.

2. Чувственная ментальность - чувственные, материальные ценности (эвдемонизм, гедонизм, утилитаризм, сенсуализм). Их цель  - увеличение чувственного счастья, комфорта, полезности и удовольствия.

3. Идеалистическая суперсистема – сочетает ценности первой и второй.

П.А. Сорокин выдвигает гипотезу о последовательности фаз развития культуры: идеациональная – идеалистическая – чувственная.

После чувственной, когда человек дикий, невозможна идеалистическая система, поскольку человек самостоятельно превратиться в идеалиста вряд ли сможет (нужен полицейский истории, тоталитарное государство).

Человек идеациональный (монах) различает благородную красоту реального мира, чувств, осознает, понимает и ценит ее утонченные аспекты. Ему легче спускаться с идеациональных снежных вершин на плато идеалистической реальности, чем подниматься на него с равнины перезрелой чувственной культуры  (принцип наименьшего сопротивления Э. Маха: если спуск и подъем добровольные, а не принудительные, например, бедствие или грубое насилие со стороны «полицейского истории»).

Если в Европе развитие социологии поддерживалось властями (Всемирные социологические конгрессы, Высшая русская школа общественных наук в Париже и др.), то в России со стороны властей было негативное отношение к социологии.

Идеология громадной части русских социологов —демократизм и либерализм, они выступали оппозиционерами и критиками царского  режима. Власти в свою очередь следовали примеру Николая I, у которого имя О. Конта всегда вызывало гнев и раздражение.

До 1861 г. запрещено использование термина «прогресс», подвергалось гонениям слово «эволюционизм» (особенно со стороны теологов).

При учреждении кафедры социологии при Психоневрологическом институте в 1908 г. министр народного просвещения Шварц заявил, что социология – предмет, который компрометирует учебное заведение. Термин «социология» не принято было использовать в преподавании дисциплины, ему подыскивались синонимы, что позволяло избегать запрета властей на введение в учебные программы этой дисциплины.

Весьма характерный случай произошел с П. Ф. Лилиенфельдом — крупным сановным чиновником, сенатором. Он издал первый том «Мысли о социальной науке будущего» под криптонимом «П...Л.». Администрация сделала решительный и безграмотный вывод — это, мол, сочинения П. Л. Лаврова, и как таковое оно было запрещено. Издали приказ об изъятии книги из общественных библиотек. П. Лилиенфельд, в это время губернатор Курляндии, вынужден был выполнить распоряжение и изъять собственное сочинение за мнимую крамолу.

В 1901 г. в Париже при Парижской Всемирной выставке создана Высшая Русская школа общественных наук, где социологию преподавали ведущие российские и западные ученые.

В 1905 г. по требованию царского правительства школа закрыта.

В 1908 г. был открыт частный Психоневрологический институт с первой русской социологической кафедрой.

После свержения самодержавия процесс институциализации становится еще более интенсивным.

В 1917 г. вводится ученая степень по социологии, создаются кафедры социологии в Ярославском, Петроградском университетах.

Наконец, в 1920 г. в Петроградском университете был основан первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П.А. Сорокиным.

В послеоктябрьское время создано много учебных заведений, обществ, печатных изданий.

После Октября многие социологи, за немногими исключениями, были настроены глубоко антагонистично к социалистическому строю.

В.И. Ленин поставил вопрос о необходимости создания новых программ и курсов общественных наук. Начался быстрый процесс ликвидации институциональных основ дореволюционной социологии в Советской России.

После высылки за рубеж П.А. Сорокина по указанию В.И. Ленина прежние традиции и институты исчезают вместе со словом «социология».

Таким образом, вторая половина XIX  – начало ХХ вв. в  России – был этап активного развития различных научных школ и направлений, институционализации социологии, становления вполне оформленной системы социологического образования.

Возрождение социологии началось только во времена хрущевской оттепели.

А ее интенсивное развитие с перестройки (с конца 80-х годов).




1. Инверторный источник сварочного тока COLT 1300
2. ДЕКЛАРАЦИЯ НАЛОГОВАЯ представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и
3. Жан-Батист Поклен
4. Лабораторная работа 6 MthCD
5. .1.25УЭ.07.00.ПЗ Задачей сельскохозяйственного производства в качестве в одной из сфер агропромышленного комп
6. административной политики в Башкортостане было участие в волнениях 30х гг
7. Тема данной дипломной работы ~ Выставочная деятельность предприятия на примере ФГУП ПО Уральский оптиком
8. Физиология лошади
9. CHPTER II. CHPTER III
10. Курсовая работа- Развитие банковской системы России в современных условиях
11. Разработка финансовых решений
12. х pp XVIII ст Щоправда тоді здійсненню таких намірів перешкоджали невизначеність у російськотурецьких віднос
13. Философия в контексте культуры
14. Внутренняя и внешняя среда организации
15. Бурение скважин на воду
16. разному интерпретируются отдельными отраслями социального знания что обусловливает относительность и про
17. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 7 Исследование параллельного колебательного контура резонанс токов Краткое содер
18. Реферат- Гражданско-правовые приключения детей-метисов в России или загадки отцовства
19. The peculiarities in texts of business documents
20. . Паронимы ~ это слова относящиеся к одной части речи