Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Маклакова Т.Г. Архитектура двадцатого века. Учебное пособие для вузов. М.: АСВ, 2001. 200 с., ил. (178 181)
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АРХИТЕКТУРЫ
Вопросы:
1. Плюрализм стилей
В эстетическом отношении архитектура конца века плюралистична.
Отшумела яростная борьба за становление принципов Современного движения, столь же яростное их поношение после почти одновременного ухода из жизни его корифеев в 1960 70-е годы (Ле Корбюзье, В. Гропиуса, Миса ван дер Роэ), утратил прелесть новизны и сменивший модернизм постмодернизм. В современной проектно-строительной практике сравнительно мирно сосуществуют
и др. направления при явном количественном преобладании неомодернизма.
2. Игровое начало в комплексе
Эстетический плюрализм при высоком уровне строительной техники конца века позволяют зодчим уходить от строгости концепций модернизма и структурализма и вводить в архитектурные композиции элемент «игры». К наиболее ранним и ярким примерам «игрового начала» в архитектуре конца века можно отнести
реконструкция которого была начата в 1975 году арх. Питом Бломом. Сенат Роттердама, наиболее пострадавшего во Второй мировой войне и наиболее интенсивно восстанавливаемого города Голландии предложил П. Блому выбрать самостоятельно один из разрушенных участков города для реконструкции. Выбор пал на район Старой гавани, где ещё сохранялась старинная верфь для речных судов. Однако, большая часть территории была практически отчужденна и изрезана многочисленными новыми транспортными магистралями.
Градостроительная смелость
П. Блом благодаря
сумел
Широкий застроенный мост
Он перекрывает широким мостом семиполосную транспортную магистраль, уродующую территорию комплекса. Сам мост он полностью застраивает, создавая своеобразный «Понто Веккио» (средневековый мост во Флоренции, застроенный лавками).
Дома-деревья
Для застройки моста П. Блом применяет ранее облюбованную им тему «домов-деревьев». Железобетонные «стволы деревьев» имеют «корни» в опорах моста, а смыкающиеся «кроны деревьев» жилые объёмы кубической формы, вертикальными осями которых служат диагонали кубов. При этом формируется своеобразное внутреннее пространство и его освещённость. В некоторых «кронах деревьев» гнездятся не только жилища, но и магазины, а в наиболее крупном (к гордости автора) разместилась Академия архитектуры. Пространство между стволами отведено пешеходам.
Два типа дома
Наряду с малоэтажными «домами-деревьями» в застройку гавани введены два других типа дома
связывающие Старую гавань с высотой прилегающей современной застройки города. Игровое начало сказалось и в композиции круглой башни, увенчанной высоким (до трети высоты башни) коническим шатром. Традиционные окна с полуциркульным завершением Блом и в башне и в протяжённом здании перевернул дугой вниз и подчеркнул этот «кувырок» заранее отформованными белыми бетонными наличниками.
Район Старой гавани скоро превратился в один из привлекательных и человечных городских объектов и приманку для туристов.
Свободное «моцартианское» лёгкое формотворчество и удачная пространственная композиция Старой гавани особенно интересны во временном аспекте: застройка создана
3. Игровое начало в зданиях
В самом конце века «игровое начало» встречается в композиции застройки и отдельных зданий.
Так во Франкфурте-на-Майне
архитектор увенчивает свой чисто «мисовский» высотный офис (однородный витраж из зелёного стекла и стали) легкомысленным полукруглым веночком, парящим на консольных балках над двухъярусной лоджией.
Архитектор Хельмут Ян в том же Франкфурте увенчивает свой высотный стеклянный офис
один из самых высоких в Европе (151 м) уступчатой стеклянной пирамидой.
4. Игра-провокация
Сопоставление старого и нового
Игровой провокационный характер носит и достаточно распространившийся приём контрастного сопоставление старого и нового в ходе реконструкции самых значимых ансамблей исторических городов. Цель игры-провокации обострить восприятие как старой так и новой архитектуры при их шокирующе близком соседстве.
К самым известным композициям относятся сооружения
5. Игра с тектоническим принципом
Виртуозные возможности современной строительной техники позволяют «игриво» относится к принципам тектоники:
Силуэт лодки
Это легко оценить, сопоставляя композиции зданий
который называют по образной ассоциации «баркой»,
В обоих случаях здания имеют характерный сужающийся к низу силуэт лодки, установленной на суше и удерживаемой в равновесии внешними опорами. Но, если
6. Здания-шары
К элементам игры современными техническими возможностями, а отчасти и рекламными целями, можно отнести и возведение зданий-шаров. При их функциональном несовершенстве, они несомненно играют существенную роль в ряде новейших градостроительных композиций
7. Влияние русского авангарда
Нельзя не упомянуть, что в архитектуре конца века можно встретить решения, явно вдохновленные проектами русского авангарда, для осуществления которых, наконец, сложилась техническая база.
трудно отрешиться от образа «горизонтального небоскреба» Эль Лисицкого,
от образа проекта театра Мейерхольда М. Бархина и С. Вахтангова,
исключить прямое заимствование решения клуба им. Русакова в Москве арх. К. Мельникова.
Идеи Леонидова
Глядя на стеклянные пирамиды во дворе Лувра
нельзя не вспомнить стеклянную пирамиду в комплексе Дворца культуры Пролетарского района в Москве арх. И. Леонидова (1930 г.).
Новаторская конструктивно-композиционная идея И. Леонидова обеспечить жесткость и устойчивость тонкого высотного объекта - библиотеки - книгохранилища в комплексе института Ленина (1927 г.) за счёт внешней системы жёсткостей реализуется в проекте 150-этажного многофункционального здания в Чикаго только в 1970-е годы. (181)
4