Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Что вы считаете самым главным событием вашей творческой жизни такой вопрос был задан Трифонову

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-20

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.5.2024

Вступление

 «Что вы  считаете самым  главным событием вашей  творческой  жизни ?» - такой вопрос  был  задан  Трифонову  в интервью , опубликованном  в марте   за несколько дней  до  трагичной  развязки . Подразумевалось : самое  главное  событие  творческой биографии  для писателя - это , конечно ,  и главнейшие  из событий  всей  жизни .

 Чуть поразмыслив , Трифонов ответил : « Появление  в газете « Московский  комсомолец »  моего первого  рассказика . Это случилось  в 1947 году .»

Почему же  один рассказик   - и столько  чести ?

Да потому , что  именно такие  рассказики  зарождают  в этих  молоденьких студентах  , каким был   в то время  Трифонов ,  желание  писать  и покорять. И как  у многих  до него  и многих  после  него ,  с этого начинается  творческая  жизнь .  Будущую известность писателя  определяет  безызвестный  рассказик .

Тяжела  и не легка  дорога  к успеху и, особенно  , если ты сын  врага народа . В этом и состоит страстный  интерес   к прозе  и  творчеству писателя  , Юрию Трифонову.  

«НАЧАЛО»

Что сказать о начале? Может быть, просто вспомнить...Какое-то самомучительство, глухота, немота, неверие, подозрительность. Неверие в свои силы, подозрительность к себе. А вдруг я не тот, за кого сам себя выдаю? Ведь я твержу себе днем и ночью, вижу во сне, будто я - ну, не гений, скажем, но одаренная личность...

Без тайного фанфаронства начала не бывает.

Со стороны не видно, никто не догадывается. Но я то знаю, что думаю о себе. И - ужасаюсь своим мыслям. Ничего ведь еще не сделано, не напечатано да и не написано даже, и тем не менее где-то внутри неиссякаемо бьет фонтанчик «Я! Я! Я! Я!» Ну, а что, собственно, я? Какое, к шутам, я? Несколько рассказиков, не принятых ни в одном журнале, да четыре главы неоконченной повести, которая не понятно что? Каму нужно? Кто будет печатать? Кто будет читать? Совершенно ничтожная мура. Ниже нуля. Порвать и никому не показывать. Литературу делают волы, как сказал Ренар. Дело не в том, чтобы написать одну гениальную страницу, а в том, чтобы написать триста. Разве ты похож на вола? Разве способен триста? Да никогда в жизни!

И, однако, фонтанчик бьет - я! я! я!..

Только в начале бывает такое гнетущее ощущение собственной бездарности и такое сказочное упоение собственным творчеством. Есть рассказ про композитора Гуно: «в двадцать лет я говорил: «Гуно!», в тридцать: «Гуно и Моцарт!», в сорок - «Моцарт и Гуно!», в пятьдесят я говорю - «Моцарт!». Я помню, как мне очень нравилась в юности одна девушка, и, когда меня с ней познакомили и сказали, что я «пишу», она сказала: «О, я что-то читала, помню Вашу фамилию!» В то время не было напечатано ни одной моей строчки, и, однако, я мгновенно поверил в то, что она читала и помнит. То есть поверил , разумеется, на долю секунды, на что распространялась сила моего тайного фанфаронства: ведь в глубине сознания я ощущал себя писателем. И к тому же - известным. В следующую секунду окатило холодом другое чувство: я бездарность, и никто никогда меня не узнает. Но тот первый рефлекс поразителен!

У Олеши где-то есть замечание о том, что  все писатели мира, нынешние и древние - это как - бы один писатель. Речь не только о писателях, разумеется, о художниках вообще. О самоощущениях художников. Оно всегда полно, тотально. Поэтому мне кажется - начинающих художников не существует. В течение долгих лет мы приобретаем лишь сумму приемом и опыт жизни, но самоощущение - какое в начале, такое до конца дней.

И это самоощущение сплав горького отчаяния и величайшей веры в себя. Должен ли художник верить в себя как в бога! Да. Должен ли постоянно угрызаться и сомневаться в своих возможностях? Да. И спрашивать себя: кому нужна чепуха, которой я занимаюсь? Да! Да! Да!

Поэтому все равны. Начинающие, маститые, неудачники, мировые знаменитости.

Начало лучше всего обрубать. В искусстве тоже. Раскачку - к черту! Когда - то я написал рассказ, который был напечатан в спортивной газете. В одном номере рассказ не поместился, разбили на два. Помню, Арбузов, прочитав второй отрывок и не поняв, что это продолжение, бурно меня хвалил. «Так и надо, Юра:  начало немного странное, неожиданное даже несколько не понятное - говорил он, - зато все достоверно. И не нужно ничего объяснять. Вы молодец!» Я не чувствовал себя молодцом, но отчетливо понял, что начало - то, отчего следует отделываться как можно скорей.

Не топчитесь слишком долго в прихожей, врывайтесь в комнату. Не засиживайтесь в начинающих, которых не существует. Но имейте в виду: дальше легче не станет!

И таково начало Трифонова. (Из одноименной статьи Трифонова «Начало»).

Крупный ,немного сутулый , с тяжелым бледным лицом  и усталым взглядом обведенных темнотой глаз, Юрий Валентинович Трофимов казался  вялым, потому что  держался подчеркнуто спокойно   и вроде бы  равнодушно. Спокойно и медленно он и говорил. Аудитория слушала его  внимательно . О литературе он говорил точно, веско, постепенно  увлекаясь своей мыслью ; это был человек , который о ней постоянно  и напряженно  думал ,  жил ею . Трифонов был писателем - и никем другим его представить было невозможно . За внешней  рыхлостью  и флегматичностью скрывалась внутренняя сила . От петеропливой повадки и продуманной речи  шло  ощущение  убежденности и независимости .

Печататься он начал  рано , рано стал профессиональным писателем ; но по-настоящему читатель открыл Трифонова  с начала70-ых годов . Открыл  и принял , потому что  узнал себя -и был задет  за живое .   Трифонов создал в прозе свой мир , который был настолько близок миру города ,  в котором мы живем , что порой  читатели и критики  забывали  о  том  что это литература , а не реальная действительность , и относились к его героям  как к своим непосредственным современникам.  

Отсюда -ревность  .

- Это черт знает  что - какие -то кухонные склоки  , квартирные сплетни , коридорные страсти , где же живой  образ нашего современника , активной  личности? - негодовали одни

-  Трифонов  клеймит современное городское  мещанство , полуинтеллигнтов , обличает безнравственных пошляков! -  возражали другие .

- Он искажает облик нашей интеллигенции! Она  гораздо чище и лучше , чем  предстает  в его изображении ! Это  шарж какой-то  он не ценит интеллигенцию! - возмущались третьи .

- этот писатель просто не любит людей . Он не добр , не  любит людей  с детства , с момента , который  лишил его  привычного образа жизни ,  - анализировали четвертые .

Мир Трифонова герметичен!  В нем нечем  дышать! - констатировали любители переделкинских прогулок и убежденные поклонники

 свежего воздуха .         

Все эти  «голоса»  не выдуманы  . Они звучали настойчиво- со страниц газет  и журналов , в частных беседах .

  И только много позже  можно  понять  , что это были голоса героев книг.

  « Когда-то казалось  что не  хватает  сюжетов , - писал он  в статье «Нескончаемое начало» . - О чем писать ? У других - события , приключения опыт  жизни , множество встреч , а у меня  ничего нет . Кроме того , мучил недостаток  воображения » .

  Трифонов ничего  не  выдумывал.

Студент о « Студентах»

Юрий  Трифонов родился  в Москве , 28 августа 1925 . Его отец , Валентин Андреевич   Трифонов , профессиональный  революционер, прошедший царскую каторгу  и ссылку  , во время войны  был членом коллегии Наркомвоена ,   членом  Реввоенсовета ряда фронтов . Семья Трифонова жила  в «доме на набережной » , на Берсеневской набережной -Доме Правительства , как его называли . Судьба отца  трагична - его жизнь оборвалась  в 1938 году .

 Юрию Трифонову  было  пятнадцать лет  ,  когда началась  Великая Отечественная  Война ;  одно время он жил  в эвакуации  в Средней Азии затем - работал  на авиационном заводе  в Москве  . Летом 1944 года  Юрий Трифонов  подает  документы в Литературный институт . Первая его повесть , «Студенты» , была дипломной работой .

В  этом произведении  мы встречаем  положительного  героя , студента литературного  факультета  Вадима  Белого , который  рассуждает  о литературе  . Например , так : « Это Достоевский , которого народ  не понимал  и не поймет никогда » . Уже  в «Студентах» среди действующих лиц  мы обнаруживаем  начинающего писателя - Сергея Палавина .

Он  выступает  перед студентами   с чтением  своей повести « Высокий накал ». Излагается  ее содержание :

  « Токарь  Толокин полюбил секретаршу заводоупарвления  Полю . Поля  принимает решение  перейти  работать   в цех , но Толокин  против . Он не верит , что она  сможет  работать  по-настоящему  ...» Трифонов дает  на «пробу»  и стилистику  повести  Палавина : «А в широкие  фрамуги  врывалось ослепительное  весеннее солнце ...»  Повесть  слушатели  не принимают , при обсуждении  горячо говорят  о ее схематизме . И - последняя деталь  главы , в которой  рассказано  о чтении повести   конъюнктурщиком  Палавиным : « Яркая большая  афиша палавинского  вечера   болталась  на гвозде .  Потом  кто-то  из танцующих задел ее , она свалилась на пол ,  и еще  кто-то  мимоходом  отбросил ее под рояль » . Не  слабее « ослепительного весеннего солнца » , которое « врывалось » ! Но молодой   писатель  Трифонов  этого не чувствовал . Не чувствовал  он и того  , что  в принципе  его  вещь родственна , близка  по схематизму , конъюнктурности  палавинской  повести . Только  у Палавина  из  фрамуги  « врывалось ослепительное весеннее солнце » , а у творца , Трифонова ,повесть начинается тем,что        солнце  плавит  укатанный уличный  асфальт ... Окна ...ослепительно  пылают »; а кончается - « ...солнце пылает в стекле распахнутых окон » , то есть одна и та же « творческая манера » !  Рукопись Палавина  , разгромленная  , как близнец , оказывается  похожа по стилю  на повесть   Трифонова ...

 То , что Палавин - начинающий писатель , не чувствовалось ни в его словах , ни в его мыслях , ни в его поступках.

 Здесь ,в « Студентах » , Трифонов  изображал поверхность , результат . И так как  с самого начала  повести  ясно , что от Палавина ничего хорошего  ждать не следует , ничего  заранее  не ждешь  и от его  повести . С той же предопределенностью  изображается   в «Студентах»   и заводской литературный  кружок , который ведет  Вадим Белов - главный  герой  и оппонент Палавина . Обсуждаются , например , графоманские стихи  слесаря Батулина :  

Здесь электрические дрели

Поют  лирические трели  , 

И пневмотолот

Вечно молод ,

Весь день грохочет  и стучит ...

 Вадим , мобилизовав весь  свой  подразумеваемый  педагогический дар , говорит на обсуждении : « В поэзии все  должно быть точно . И главное  в ней - это не звонкая рифма , а  интересная , глубокая мысль» . Не  очень свежее  умозаключение , не так ли ? Больше всего  в повести говорят именно о литературе - факультет-то литературный !

На вопрос  о своем  писательском пути Ю. Трифонов  отвечал  так : « Этот вопрос касается не только моего собственного  развития как писателя . Оно  обусловлено временем  ,  в которое я жил . Ведь  это время очень изменилось . Роман « Студенты» был  написан  в 1949-50 годах ...  Теперь мы уже , слава богу , вступили  в 80-е годы .  Я уже  в течение  почти тридцати  лет профессиональный писатель .  И жизнь нашей страны колоссально изменилась за эти  тридцать лет . Если  вспомнить , что было  тридцать лет назад , что было  в разных  сферах нашей жизни , то  мы даже  сегодня задним  числом  можем удивляться тому , что такие  колоссальные изменения стали  возможны  и что они произошли  ,  потому что , когда живешь  в этом времени ,  почти не замечаешь  всех изменений . Значит , нужно оглядываться назад . С изменением жизни , условий жизни изменилось  и мое  отношение к этой жизни . И кроме того ,  я стал  более опытным ,  более зрелым  писателем . Я хотел найти новый ключ  к пониманию действительности ,  новую стилистику . поэтому  я стремился уйти от студентов». Некоторые критики высказали  в мой адрес довольно наивные  упреки : что это значит ?  В « Студентах»  вы писали так , изображали студенческую жизнь того времени так , а в « Доме на набережной» совсем иначе ? Некоторые считали, что « такая  литература не безвредна ,в особенности  будучи  обращенной  к молодежи . Фальшь есть фальшь, хотя бы даже  невольная . И на неокрепшее   юношеское понимание  она способна оказывать отнюдь  не благотворное  воздействие ... В оправдание  автора «Студентов»  можно  сказать лишь , что самому Юрию Трифонову было тогда 25 лет».Такая постановка  вопроса кажется мне догматической ... Изменился не я , невероятно изменилось время . Время  научило меня смотреть другими глазами на знакомые события».

Жажда  справедливости

 

 Роман «Утоление жажды»  трудно появлялся на свет . Писался  он по договору  с журналом «Знамя» ,  закончен был  к концу 1962  года ,  но  по представленной  рукописи  журнал отказался его печатать . Трифонов показал  роман   в « Новый мир» , но  и там получал скоропалительный  отказ .  В конце концов роман  все-таки был напечатан  в « Знамени».

 В романе  две сюжетные  линии : линия , рассказывающая  о  строителях   Каракумского канала , и линия  судьбы  самого  рассказчика , Петра Корышева .  Впервые Впервые на  страницах  трифоновской прозы  появляется герой  писатель ( если не считать раннего  опыта  с Сергеем Палавинын - но там «писательство»  не было  той внутренней проблемой   которой оно  является  в « Утолении жажды» ) . Жанровая  форма  романа  ,  к которой Трифонов  обращается впервые , открывает  ему новые  возможности - увидеть  человека  в его  сложных  взаимосвязях  с обществом .   Роман  был  актуален  не столько  по «географии» ,  сколько  по  изображенному времени  конца 50-ых  , когда  у людей  возникла  «жажда не менее сильная , чем жажда воды ... жажда  справедливости» , - времени ХХ съезда  партии ,  восстановившегося историческую  справедливость  в отношении тех ,  к которым относился  и коммунист Валентин Андреевич Трифонов .  , отец писателя ... На страницах романа ведется спор : 

«- Вы знаете , как туркмены утоляют жажду ?Вот послушайте : сначала  утоляют «малую жажду» , две -три пиалки , а потом , после  ужина , - «большую  жажду» , когда поспеет  большой  чайник . А человеку , который  пришел   из  пустыни ,  никогда не  дают много воды . дают  понемногу.

- Иначе  ему  будет  плохо , сказал Платон Кирьянович .

    - Да не будет никому плохо ! Чепуха это! Не верю! - говорит  Тамара возбужденно . -Как может быть  чересчур много правды ? Или чересчур много  справедливости ?»

 Притча  об «утолении жажды» определяет  главную внутреннюю тему  нового романа Трифонова  , особенно  явно звучащую  в истории  журналиста  Петра  Корышева , от лица   которого ведется  повествование .  С многозначительного  мотива  жажды  и духоты  и начинается  роман  , в котором экзотика  пустыни  снижена , «заземлена» буквально  с первых строк   : «Ехать  было  мучительно , мы сидели  в трусах  и  в майках  на мокрых  от пота  матрасах  и обмахивались казенными вафельными полотенцами ... Я ехал   В пустыню потому , что у меня не было  выхода .  И я не любил  ее ,  и не думал о ней , не вспоминал  о ней . Я  вспоминал о другом . И , кроме того , меня мучила жажда»

 Герои романа  находятся  в состояние перманентного спора .  Спорят  их жизненные позиции , уклад  и образ  жизни -спорят  ,так сказать, не только  слова .  Спор  идет о самом  главном - о времени  : « Люди спорили  о крутизне откосов , дамбах  о фразах , о мелочах , но на самом  деле это были  споры о времени  и судьбе » .

  Эти споры о времени разворачиваются на разных  уровнях  романа . Петр Корышев , человек молодой  , но уже много  испытавший (отец его был репрессирован  и посмертно реабилитирован ) , ощущает себя надломленным ( «Проклятая неуверенность . Она сидит во мне , как бацилла» ) . Его положение  в жизни ( начало романа) Крайне не устойчиво , нестабильно : нет  еще не работы  не твердой  почвы под  ногами . Но единственное , что у него действительно  есть ,- это  жизненный  опыт .

 Вопрос  о восстановлении справедливости был самым  актуальным вопросом  в общественном  сознании конца 50-ых -начала 60-ых годов.

Стало набирать силу ,  развивалось общественное мнение . А результатом этого развития  явился горячий  и естественный  интерес  к гражданственной проблематике ,   актуализация  общественных наук (особенно социологии) , искусства и литературы . литература  ощутила внутреннюю  потребность  в прямом злободневном  отклике на нравственное  событие всенародной значимости . И в позе , и в поэзии  , и  в критике зазвучал открытый  гражданственный голос ;  поэзия вышла на трибуну , названную  в последствие  эстрадой ; проза - впрямую обратилась к сложному , переломному сознанию общества ,  апеллируя  к самосознанию  каждого  гражданина ; критика активно участвовала  в формировании социально-нравственного мироощущения советского человека . Жажда справедливости была общественной жаждой .

НЕТ, НЕ О БЫТЕ  - О ЖИЗНИ!

В русском языке нет, пожалуй, более загадочного многомерного и непонятного слова. Ну что такое быт! То ли это - какие - то будни какая - то домашняя повседневность, какая - то колготня у плиты, по магазинам, по прачечным. Химчистки, парикмахерские... Да, это называется бытом. Но и семейная жизнь - тоже быт. Отношения мужа и жены, родителей и детей, родственников дальних и близких друг другу - и это. И рождение человека, и смерть стариков, и болезни, и свадьбы - тоже быт. И взаимоотношения друзей, товарищей по работе, любовь, ссоры, ревность, зависть - все это тоже быт, но ведь из этого и состоит жизнь!

Скажут: «Трифонов наводит тень на ясный день, защищает бытовизм...» А я прошу одного: объясните, что это значит. (Из одноименной статьи Трифонова).

Повести «Обмен», Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной» принесли писателю широкую известность среди читателей и почти полное непонимание у критиков. Трифонова упрекали за то, что в его новых произведениях не было крупных личностей, что конфликты строились на бытовых, житейских, а не широкомасштабных ситуациях.

Как бы отвечая на эту критику Юрий Трифонов один за другим создавал произведения на исторические, точнее, историко - революционные темы. («Отблеск костра», «Нетерпение», «Старик»). Где он вновь сопрягал высокое и обыденное, искал связь между революционной непримиримостью и жестокостью наших дней.

Трифонов долго хранил веру в революционные идеалы, видел в них высшие проявления человеческого духа. Однако его не могла не волновать проблема соотношения благородной цели слежения историческому прогрессу и средств такого служения, поднятая когда - то Ф. Достоевским в «Бесах» (Ю. Трифонов высоко ценил этот роман). Впервые она зазвучала в «Отблеске костра».

«Отблеск костра» - не исторический очерк, не воспоминание об отце, не биография его, не некролог. Это и не повесть о его жизни. Все это возникло после чтения бумаг, которые нашлись в сундуке, в них гнездился факт, они пахли историей, но от того, что бумаги были случайные, хранились беспорядочно, и жизнь человека проглядывала в них обрывочно, кусками, иногда отсутствовало главное, а незначительное вылезало наружу: оттого и в том, что написано ниже, нет стройного рассказа, нет подлинного рассказа, нет подлинного охвата событий и перечисления важных имен, необходимых для исторического повествования, и нет последовательности, нужной для биографии, - все могло быть изложено гораздо короче и в то же время шире. Я шел за документом. Меня заворожил запах времени, который сохранился в старых телеграммах, протоколах, газетах, листовках, письмах. Они все были окрашены красным светом, отблеском того громадного, гудящего костра, в огне которого горела прежняя российская жизнь - так отзывался Трифонов о своей документальной повести.    

Зрелый талант Ю. Трифонова проявился в «московский повестях». Здесь нет острейших общественно-идеологических столкновений , как  в « Студентах » , нет эпических описаний , как в « Утолении жажды» .

Действие  в повестях Ю. Трифонова происходит в обычных московских квартирах  и заурядных дачных владениях . писатель стремился , в его персонажах - инженерах, научных сотрудников , преподователях , даже писателях , актрисах , ученых - читатель  безошибочно  угадывал себя.  Моя проза , утверждал  он , « не про каких-то мещан , а про нас  с вами» , про рядовых  горожан .

« История присутствует  в каждом  сегодняшнем дне , в каждой судьбе , - утверждал  художник .-Она громоздиться могучими невидимыми  пластами - впрочем , иногда видимыми , даже отчетливо - во всем том , что формирует  настоящее» .

Трифонова  интересуют  совершенно иные герои  : ищущие , эволюционирующие  , по-своему тонкие . с ними  связаны проблемы , всегда  стоящие перед русской литературой  и особенно проявившееся  в наши дни : нравственная свобода человека перед лицом обстоятельств .

В « московских повестях» В качестве таких обстоятельств выступают мелочи  быта , что как не трудно  заметить  роднить Ю. Трифонов  с любимым писателем А. Чеховым . Чеховский сюжет  незаметной деградации личности  получает  в героях  Ю. Трифонова  во многом  иное звучание . Чеховский  Иванов в ответ на сочувственное  замечание одного  из собеседников  о том , что его , Иванова , « Среда заела» , гневно отвечает , что среда здесь не при чем  , и берет на себя  все ответственность  за бесцельно  истраченные годы . Трифоновские герои  , напротив , рады объяснить свои нравственные  предательства  и компромиссы  обстоятельствами , средой .       

Прозу Трифонова отличает внутреннее единство . Тема  с вариациями . Например , тема  обмена проходит через все вещи Трифонова , вплоть  до « Старика» .     В романе «Время  и место»  законспектирована вся проза - от «Студентов» до обмена , «Долгого прощания», « Предварительных итогов» и  « Дома на  набережной « ;  там можно  найти все трифоновские мотивы .  « Повторность тем - развитие задачи, рост ее» , - замечала  Марина Цветаева .  Так  у Трифонова - тема все углублялась, шла кругами , возвращаясь , но уже  на другом  уровне . « Меня  интересуют не горизонтали прозы , а ее  вертикали» , - замечал Трифонов  в одном  из последних рассказов .

Итак  единство .

 К какому бы материалу  он ни обращался , будь то современность , время гражданской войны , 30-ые годы нашего века  или 70-е прошлого , перед ним стояла прежде всего проблема взаимоотношений личности  и общества ,   а значит - их  взаимной ответственности . Трифонов был моралистом - но не  в примитивном смысле этого слова;    не ханжой  или догматиком , нет , - он полагал , что  человек несет ответственность   за свои поступки , из которых складывается история  народа , страны ; а общество , коллектив не может, не имеет права  пренебрегать судьбой отдельного   человека . Трифонов  воспринимал  современную  действительность как эпоху  и настойчиво  искал  причину  изменения  общественного  сознания ,  протягивая  нить  все  дальше  и дальше -  в глубь времени . Трифонову было свойственно историческое  мышление  ;  каждое конкретное  социальное  явление он подвергал анализу , относясь к действительности  как  свидетель  и историк нашего времени и человек , кровно  вросший  в русскую  историю ,  неотделимый  от нее. В то время как « деревенская» проза  искала свои корни  и истоки , Трифонов тоже искал свою «почву» . « Моя почва - это все , чем Россия перестрадала!» -под этими словами своего героя мог подписаться  и сам Трифонов . Действительно , это была его почва ,  в судьбе и страданиях страны  складывалась  его  судьба . Более того : эта почва стала питать корневую систему его книг .  Поиски  исторической памяти объединяют Трифонова  со многими современными советскими писателями . При этом память была  и его « домашней» , семейной памятью- чисто московская черта , - не отделимой  от памяти страны . Вот как он описывает  последнюю встречу  лирического героя « Дома на набережной»  с  одним  из мальчиков -друзей  детства ,  с Антоном : « Он сказал , что через дня эвакуируется с матерью  на  Урал ,  и советовался , что  с  собой взять :  дневники ,  научно-фантастический  роман или  альбомы  с  рисунками? Его заботы  казались  мне пустяками . О  каких  альбомах , каких романах можно  было думать ,  когда немцы на  пороге  Москвы . Антон рисовал  и писал  каждый день . Из  кармана его курточки  торчала согнутая  вдвое  общая  тетрадка . Он сказал : « Я и эту  встречу  в булочной запишу . И весь наш разговор .  Потому что  все важно  для истории»  

Трифонов во времени

 На Трифонова , как  и на других писателей , как  и на весь литературный процесс  в целом , конечно  же  влияло  время . Но он  в своем творчестве не просто  честно и правдиво  отражал  те или иные  факты  нашего  времени ,  нашей  действительности ,  а стремился  докопаться  до причин этих  фактов . Социальный  историзм есть принципиальное  качество его  прозы :  я полагаю , что повесть « Дом на  набережной»  не  менее исторична  , чем  роман  « Нетерпение» , написанный  на историческом  материале .

 В то же  время  интерес Трифонова  к прошлому  носил  особенный ,  индивидуальный  характер . Этот  интерес не являлся  просто  выражением  исторической  эмоциональности - черты , кстати  сказать ,  довольно распространенной  .  Трифонов останавливался  только на тех  эпохах и тех  исторических  фактах , которые предопределили  судьбу его  поколения .  Так он « вышел»  на время гражданской войны  и так  далее - на народовольцев. Революционный террор - вот чему посвящено  последнее эссе Трифонова « Загадка и провидение Достоевского» . Трифонов , который  пытался  в самом начале  своего пути  предложить очень противоречивому  и сложному времени ( конец 40-ых  годов ) более  чем благоприятный - парадный портрет   так сказать , мифологизировать время , путем ошибок  и проб  приходит  к исследовательскому реализму  с его  жестким антиромантизмом,  приходит  к демологизации , делегендаризации современности  и истории . И при этом  безыллюзорном  характере его прозы она , бесспорно , поэтична . Трифонов для того чтобы понять себя , понадобилось  пойти вспять , грести назад  во времени , к началу , это было поиском  корней  или сердцевины  явления  , это было поиском себя , работой самосознания .

Трифонов и Москва

 Так , поэтична  и дорога его сердцу  Москва . « Мы стояли  с Антоном  на крыше возле  металлической  , из тонких  прутьев  оградки  и смотрели на черный  ночной город . Ни проблеска ,  ни огонька внизу , все непроглядно  и глухо , только две  розовые  шевелящиеся раны  в этой  черноте -пожары  в Замоскворечье  . Город  был  бесконечно  велик . Трудно  защитить  безмерность . И еще река  ее  не  скроешь .  Она  светилась , отражая  звезды , ее изгибы обозначали районы .  Мы думали  о городе как о  живом  существе  , которое нуждалось   в помощи» . Военная  и мирная , довоенная  и современная Москва : с Тверским  бульваром ,  Беговой , стадионом «Динамо» , Серебряным  бором .Он писал  Москву  зимнюю , снежную , освещенную теплыми  московскими  фонарями; Москву задымленную ,  «горящую» - лета 1972 года ; писал  москворецкие  пляжи напротив  Троице- Лыкова  , цвет речной воды , Нескучный сад  с желтеющей  наверху  Первой  Градской больницей . Передвижения его героев  по Москве отличает  точность , достоверность  топографии . более того - он укрупнил  детали московского  пейзажа ,  увидел - сквозь дома  и улицы - судьбу города .

 Так , нельзя не вспомнить прозу  Трифонова , когда проезжаешь мимо серого дома  на Берсеневской набережной - благодаря Трифонову он  стал памятником  эпохи.  

 Все  возрастающий  интерес  к книгам Трифонова  часто  сочетался  с поверхностными  отзывами ,   свидетельствовавшими  о нежелании  разобраться  в его  мыслях по  существу . Трифонов  бывал глубоко  задет не пониманием , критическим  своеволием , намерением  утвердится за его счет. В опубликованной  посмертно его беседе  с критиком  Л . Аининским  явственно  звучит накопившаяся  за много  лет обида  писателя   c которым  разговаривают  совсем  не о том , что его волнует . Какая экология! Какие «проблемы природы»  и взаимоотношений  с   ней  человека !... Это для него , социального  писателя ,  звучало  «не по адресу». Он не давал себя увлечь проблемами  НТР , ни экологией , ни другими  модными  темами . Он полагал, что все это уводит  литературу от главного - от анализа  социальных отношений .

Заключение

 «Мы делаем одно общее дело . Советская литература - это громадная  стройка , в которой  участвуют разные  и непохожие друг  на друга  писатели .  Из наших  усилий создается  целое . Между тем  критика  подчас  требует такой цельности  , такой  универсальности  от каждого произведения , будто  каждое произведение  должно  быть  энциклопедией . неким  универсалом , где  достать все .  « Почему здесь нет  этого ? Почему  не отражено то-то ?» Но , во-первых ,  это невозможно .  Во -вторых -не нужно . Пусть критики научаться  видеть то , что  есть ,  а не то , чего нет . Есть люди ,  обладающие каким- то особым  ,  я бы сказал  , сверхъестественным зрением  :  они видят  то , чего нет  , гораздо более  ясно  и отчетливо  , чем то , что  есть .» ( Ю. Трифонов )

  Судьбу прозы Трифонова можно назвать счастливой . Ее читает страна , где книги Трифонова собрали за тридцать лет  миллионные тиражи; его переводят и издают Восток  и Запад , Латинская Америка и Африка . Благодаря глубокой  социальной специфики изображенного им человека  и  узловых  моментов  русской  и советской истории он стал  интересен   читателем  всего мира .

 Трифонов скончался 28 марта 1981 года . Уже после его смерти были опубликованы цикл рассказов «Опубликованный дом»  и роман «Время и место» , над которым он работал  до последних дней . Трифонов все больше  и больше  усложнял свои задачи ; замысел его  последнего романа , пожалуй ,  носит пожалуй настолько крупный характер ,  что об  окончательном варианте говорить не приходиться .

  Трифонов работал честно  и писал правду ;  он создал свой  мир  и поэтому  стал  необходим литературе , поэтому  мы почувствовали такую пустоту после его  смерти .  Ораторы говорили , что произведение Трифонова « пробудили в нас совесть» , что он  умел  видеть «отблеск истории на лице каждого  человека» , что он «был добр» ,  что он создавал  бы еще  очень  крупные, « может быть , великие произведения» ( на похоронах Трифонова)

 

    

  

Список использованной  литературы:

И.Д. Громова , Т. А. Смолянская   Юрий Трифонов ( собрание сочинений  в 4-х томах)

Н. Иванова  Проза Юрия Трифонова 

Ю. Оклянский   Юрий Трифонов 

 

План

1.Вступление

Главная часть

   а) « Начало»

   б) Студент о «Студентах»

    в) Жажда справедливости

    г) « Нет не о быте -о Жизни»  

    д)Трифонов  во времени

    е) Москва  и Трифонов

3. Заключение

Работа по литературе

ученицы 11 а класса

школы № 540

Прудских Алины

РЕФЕРАТ

Жизнь  и время  в творчестве Трифонова

1999 г.




1. Вариант ’9 1.Обозначье основные режимы течения крови.html
2. История возникновения пельменей
3. Человеческая индивидуальность наследственность и среда
4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Утверждаю РАСПИСА
5. Создание и эксплуатация лесозащитных полос
6. членов Таможенного Союза ценные бумаги и или валютные ценности дорожные чеки электрическая и иные виды э
7. ядлясебя и ядлядругих онтологическим основанием изначальной обращенности человека к Другому другой
8. Лекция 8. Векторные пространства.
9. і Обов~язкова та необов~язкова проводка лоцманом судна
10. Рекламные технологии гендера
11. Согласовано с Министерством автомобильной промышленности СССР 23 июля 1984 г
12. Предмет и задачи статистики финансов предприятия
13.  Что из перечисленного связано с понятием ldquo;властьrdquo; 1 авторитет 2 воспитание 3 социализация 4 са
14. Учет основных средств
15. Тема- ЛАБОРАТОРНОІНСТРУМЕНТАЛЬНІ МЕТОДИ ДІАГНОСТИКИ В ГАСТРОЕНТЕРОЛОГІЇ
16. физиологические особенности органов мочевыделения
17. Проектування дволанкової розподіленої інформаційної системи для роботи з базами даних із використанням SQL Interbase
18. Лабораторная работа 6 Задание 6
19. тематическая статистика раздел математики в которой изучаются методы сбора систематизации и обработки ре
20. ЗВІТ З ЛАБОРАТОРНОЇ РОБОТИ 7 з дисципліни ldquo;Статистикаrdquo; Варіант 5 Виконала