У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ва объектов; прагматические характеризуют степень полезности- новизна; ценность; полнота;

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

  1.  Информация. Информатика. Информационные технологии.

Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, процессах независимо от формы их представления.

Свойства информации:

  1.  атрибутивные (без них информация не существует):
  2.  непрерывность (возможность сливаться с ранее накопленной информацией);
  3.  дискретность (информация характеризует отдельные данные и св-ва объектов);
  4.  прагматические (характеризуют степень полезности):
  5.  новизна;
  6.  ценность;
  7.  полнота;
  8.  актуальность;
  9.  доступность;
  10.  динамические (характеризуют изменение информации с течением времени):
  11.  рост информации;
  12.  старение информации.

Информатика – это наука и вид практической деятельности, связанные со способами создания, хранения, воспроизведения, обработки информации с помощью вычислительной техники; принципами функционирования и методами управления вычислительной техникой. В англоязычных странах информатика называется Computer Science (наука о компьютерной технике).

Информационные технологии – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса.

2.  Информационные революции. Информационный кризис и информатизация общества.

Общая сумма человеческих знаний удваивалась:

Каждые 50 лет

До 1800 года

Каждые 10 лет

До 1950 года

Каждые 5 лет

До 1970 года

Ежегодно

С 1990 года

В ходе информационных революций существенно менялись средства и способы хранения, распространения информации, её доступность.

Информационная

революция

Изменения

Когда произошло

Первая

появление языка речи

10 тыс. лет до Н.Э.

Вторая

появление письменности

3 тыс. лет до Н.Э.

Третья

книгопечатание

VII век Н.Э.

Четвёртая

телефон, радио, телевидение

конец XIX – начало XX века

Пятая

появление ЭВМ

XX век

Современное общество называется информационным, поскольку большинство работающих людей занято обработкой информации.

При накоплении большого объёма информации и неспособности человека её обработать возникает информационный кризис. Преодоление информационного кризиса осуществляется информатизацией общества, которая представляет собой создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей человека. Автоматизировать обработку информации позволяет вычислительная техника.

3.  Информация и данные. Формы представления информации.

Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, процессах независимо от формы их представления.

Регистрация информации возможна различными способами – изменением магнитных, оптических, химических свойств материалов.

Данные – это информация, представленная в некоторой форме (формализованном виде), что обеспечивает ее хранение, обработку и передачу.

Основные операции с данными:

  1.   сбор данных;
  2.   фильтрация;
  3.   преобразование;
  4.   транспортировка.

Формы представления информации:

  1.   непрерывная (аналоговая) – информация предоставлена в непрерывной форме;
  2.   прерывистая (дискретная, цифровая) – может изменяться лишь в определённые моменты времени и принимать заранее обусловленные значения.

Современные цифровые ЭВМ обрабатывают закодированные последовательности

сигналов высокого и низкого уровней – двоичных сигналов. Аналогом такого сигнала в информатике является бит.

Бит – минимальная единица информации.

Байт – комбинация из 8 битов.

1 Кб = 1024 байта

1 Мб = 1024 Кб

1 Гб = 1024 Мб

4. Системы счисления. Перевод числа из десятичной в двоичную систему.

 Система счисления (СС) – это совокупность приемов и правил представления чисел в виде конечного числа символов. Имеет свой алфавит (набор цифр и букв) и совокупность операций образования чисел и символов.

Системы счисления разделяют на непозиционные и позиционные.

Непозиционная система счисления – это система, в которой цифры не меняют своего количественного эквивалента в зависимости от местоположения (позиции) в записи числа. К непозиционным системам счисления относится, например, система римских цифр, основанная на употреблении латинских букв для десятичных разрядов.

Непозиционные системы счисления обладают следующими недостатками:

- сложность представления больших чисел (больше 10000);

- сложность выполнения арифметических операций над числами, записанными с помощью этих систем счисления.

Из-за перечисленных недостатков числа принято записывать с помощью позиционных систем счисления.

Позиционная система счисления – это система, в которой количественный эквивалент цифры зависит от ее положения в числе. Примером позиционной системы счисления является используемая нами десятичная система счисления.

Основание позиционной системы счисления – это количество символов в ее алфавите. Например, в десятичной системе счисления десять цифр, поэтому она имеет основание = 10.

Перевод чисел из десятичной СС в двоичную осуществляется последовательным делением на 2, получающиеся при делении остатки нужно собрать в обратном порядке.

Пример: перевести число 100 в двоичную систему счисления.

Решение: представим перевод числа в виде столбца, каждая строка которого содержит частное и остаток от деления данного числа на основание двоичной системы счисления n = 2.

В результате получим число 11001002 – результат перевода числа 10010 в двоичную систему счисления.

В вычислительной технике используется двоичная система счисления, то есть все числа и данные представляются в виде последовательности нулей и единиц (бит). Это обеспечивает высокую надёжность и помехоустойчивость вычислительной системы, так как в ней реализованы устройства лишь с двумя устойчивыми состояниями. При этом для описания логики функционирования аппаратных и программных средств используется алгебра логики (булева алгебра). Она оперирует с логическими переменными, которые могут принимать только два возможных значения. Всё это обусловливает универсальность процесса обработки информации на ЭВМ.

 5. Этапы развития вычислительной техники. Определение ЭВМ.

Электронная вычислительная машинаЭВМ — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач.

Этапы развития вычислительной техники

Этап развития вычислительной техники

Время

Ручной

3 тыс. лет назад

Механический

конец XVII века

Электромеханический

конец XIX века

Электронный

середина XX века

Поколения ЭВМ

Поколение

Годы

Элементная база

Первое

1945-1955

электронные лампы

Второе

1955-1970

транзисторы

Третье

1970-1980

интегральные схемы

Четвертое - пятое

С 1980 до настоящего времени

микропроцессоры

         Первое поколение ЭВМ строилось на электронных лампах, которые могли быстро переключаться из одного состояния в другое. Лампы имели большие размеры, поэтому ЭВМ первого поколения, состоящие из десятков тысяч ламп, занимали целые этажи и были энергоемки.

         Второе поколение ЭВМ строилось на транзисторах – полупроводниковых приборах, которые могли находиться в одном из двух состояний. По сравнению с лампами транзисторы имели малые размеры и потребляемую мощность. Программы записывались на перфокарты – картонные карточки, на которых были выбиты или не выбиты дырочки, кодирующие 0 и 1.

         Третье поколение ЭВМ строилось на интегральных схемах (ИС). ИС содержит сотни и тысячи транзисторных элементов, что позволило уменьшить размеры, потребляемую мощность, стоимость и увеличить надежность системы.

         Четвертое – пятое поколение ЭВМ строилось на больших интегральных схемах (БИС). БИС содержат не набор нескольких логических элементов, из которых строились затем функциональные узлы компьютера, а целиком функциональные узлы. БИС способствовали появлению персональных компьютеров.

                     6. Классификация ЭВМ.

По элементной базе:

На электронных лампах

На транзисторах

На интегральных схемах

По производительности:

СуперЭВМ

ЭВМ общего назначения

миниЭВМ

ПК и микроЭВМ:

Учебные

Бытовые

Профессиональные

По типу обработки сигналов:

Электронно-цифровые (работают с информацией, представленной в дискретной, а точнее в цифровой форме)

Аналоговые (работают с информацией, представленной  в аналоговой форме)

Гибридные

         6. Обобщённая структурная схема ЭВМ.

                                                 Обобщённая структурная схема ЭВМ

Устройство ввода служит для преобразования информации в закодированную последовательность сигналов и записи в основную память. К устройствам ввода информации относят клавиатуру, манипуляторы (типа «мышь», джойстики, тачпэды), сканеры, камеры, микрофоны.

Устройство вывода служит для преобразования результатов обработки цифровых машинных кодов в форму, удобную для восприятия человеком. К устройствам ввода информации относят мониторы (на электронно-лучевой трубке, жидкокристаллические, плазменные), принтеры (матричные, струйные, лазерные), плоттеры (графопостроители), динамики, проекторы.

ОП – основная память, служит для хранения данных и программ.

ПЗУ – постоянное запоминающее устройство. Хранит программы, выполняемые во время загрузки ЭВМ  (является энергонезависимой памятью);

ОЗУ – оперативное запоминающее устройство. Хранит исходные данные и результаты обработки информации во время функционирования ЭВМ (энергозависимая память);

ВЗУ – внешние запоминающие устройства. Служат для длительного хранения информации большого объёма.

ЦУУ – центральное устройство управления. Осуществляет управление аппаратными и программными ресурсами ЭВМ, чтение команд из основной памяти, определяет адреса операндов команд, тип операции.

АЛУ – арифметико-логическое устройство. Выполняет логические операции, вырабатывает условия влияющие на ход выполнения вычислительного процесса.

ЦУУ и АЛУ вместе составляют процессор.

Процессор и ОЗУ вместе составляют центральное устройство ЭВМ.

               8.  Устройство ввода ЭВМ.  Назначение, типы.

Устройство ввода служит для преобразования информации в закодированную последовательность сигналов и записи в основную память. К устройствам ввода информации относят клавиатуру, манипуляторы (типа «мышь», джойстики, тачпэды), сканеры, камеры, микрофоны

Устройства ввода графической информации

  1.  Сканер
  2.  Видео- и Веб-камера
  3.  Цифровой фотоаппарат
  4.  Плата видеозахвата
  5.  Клавиатура

Устройства ввода звуковой информации

  1.  Микрофон
  2.  Цифровой диктофон

Указательные (координатные) устройства

  1.  Мышь
  2.  Трекбол
  3.  Тачпад
  4.  Световое перо
  5.  Графический планшет
  6.  Тачскрин
  7.  Джойстик
  8.  Устройства основанные на компьютерном зрении типа Kinect

Игровые устройства ввода

  1.  Джойстик
  2.  Педаль
  3.  Геймпад
  4.  Руль
  5.  Танцевальная платформа

           9. Устройство вывода ЭВМ. Назначение, типы.

 

Устройство вывода служит для преобразования результатов обработки цифровых машинных кодов в форму, удобную для восприятия человеком. К устройствам ввода информации относят мониторы (на электронно-лучевой трубке, жидкокристаллические, плазменные), принтеры (матричные, струйные, лазерные), плоттеры (графопостроители), динамики, проекторы.

Устройства для вывода визуальной информации

  1.  Монитор (дисплей)
  2.  Принтер
  3.  Графопостроитель

Устройства для вывода звуковой информации

  1.  Встроенный динамик
  2.  Колонки
  3.  Наушники

Устройства для вывода прочей информации

  1.  Игровой джойстик (при столкновении с препятствием вибрирует)
  2.  Видеокарта

          10. Основная память ЭВМ. Назначение и состав.

ОП – основная память, служит для хранения данных и программ.

Основная память подразделяется на:

ПЗУ – постоянное запоминающее устройство. Хранит программы, выполняемые во время загрузки ЭВМ  (является энергонезависимой памятью);

ОЗУ – оперативное запоминающее устройство. Хранит исходные данные и результаты обработки информации во время функционирования ЭВМ (энергозависимая память);

         11.Внешние запоминающие устройства ЭВМ. Назначение и типы.

ВЗУ – внешние запоминающие устройства. Служат для длительного хранения информации большого объёма.

Типы ВЗУ:

ВЗУ – внешние запоминающие устройства. Служат для длительного хранения информации большого объёма.

Типы ВЗУ:

1) магнитные

а) стримеры (устройство последовательного доступа к информации);

б) магнитные диски (прямой доступ к информации);

                          1. Гибкие;

                          2. Жёсткие;

2) оптические

Тип диска

Возможность перезаписи

Объём данных

CD-ROM

только для чтения

700 Mb

CD-R

можно записать один раз

700 Mb

CD-RW

есть возможность перезаписи

700 Mb

DVD-R

можно записать один раз

4,7 Gb

DVD-RW

есть возможность перезаписи

4,7 Gb

Двухслойный  DVD

есть возможность перезаписи

16 Gb

Blu-ray Disc

есть возможность перезаписи

25-128 Gb

3) электронные флэш-память. Ёмкость до 512 гигабайт. Отличается высокой скоростью и надёжностью, благодаря отсутствию механических узлов.

          12. Центральные устройства ЭВМ. Состав и принцип работы.

ЦУУ и АЛУ вместе составляют процессор.

Процессор и ОЗУ вместе составляют центральное устройство ЭВМ.

ЦУУ – центральное устройство управления. Осуществляет управление аппаратными и программными ресурсами ЭВМ, чтение команд из основной памяти, определяет адреса операндов команд, тип операции.

АЛУ – арифметико-логическое устройство. Выполняет логические операции, вырабатывает условия влияющие на ход выполнения вычислительного процесса.

ОЗУ – оперативное запоминающее устройство. Хранит исходные данные и результаты обработки информации во время функционирования ЭВМ (энергозависимая память);

              13.  Обработка машинной команды центральными устройствами ЭВМ.

  1.  ЦУУ считывает информацию;
  2.  ЦУУ передаёт сигнал в ОП об адресах операндов и в АЛУ о типе операции;
  3.  Из ОП в АЛУ передаётся значение операндов B и C;
  4.  Из АЛУ в ОП передаётся значение вычисленного операнда и в ЦУУ о выполнении команды, на основании которого происходит считывание следующей команды

 

        14. Взаимодействие центральных и внешних устройств ЭВМ. Типы интерфейса.

Взаимодействие центральных и внешних устройств ЭВМ происходит посредством интерфейса.

Интерфейс – это совокупность линий связи между устройствами, а также вид и порядок сигналов.

Типы взаимодействия:

  1.  множественный интерфейс: каждое устройство компьютера соединено с другими устройствами отдельной линией связи
  2.  единый интерфейс (общая шина): в этом случае на одной линии связи параллельно подключены все устройства, их взаимодействие происходит в режиме разделенного по времени интерфейса.

            15. Шина. Характеристики и типы.

Шина – это не только линии связи, но и устройства синхронизации и усиления сигнала. Характеристикой шины является пропускная способность (объём информации переданный за единицу времени), а также разрядность. Разрядность шины зависит от количества проводов, тактовой частоты. Типы шин: шины данных, адресов, команд.

                16. Обобщенная структурная схема персонального компьютера.

Отличия персонального компьютера (ПК) от ЭВМ:

  1.  Элементная база – ПК построен на микропроцессорах (БИС);
  2.  В ПК используется единый интерфейс (общая шина).

УВВ  устройство ввода 

Увыв устройство вывода

ОП – основная память

ВЗУ – внешние запоминающие устройства 

МП – микропроцессор. Выполняет команды программы, управляет взаимодействием всех компонентов ПК

ТКУ – телекоммутационное устройство (например: модем, сетевая карта). Модем (МОдуляция/ДЕМодуляция) служит для преобразования цифрового сигнала в аналоговый и наоборот, для того, чтобы можно было подключиться к сети Интернет через телефонную линию.

           17. Программное обеспечение ЭВМ. Типы и состав.

Программное обеспечение (ПО; software) – совокупность программ и данных, реализованная на ЭВМ.

Специальное ПО предназначено для решения узких прикладных задач.

Общее ПО предназначено для обеспечения эффективной работы пользователя на компьютере, включает в себя операционные системы (ОС) и комплекс программ технического обслуживания (КПТО).

Специальные пакеты программ предназначены для облегчения создания прикладных программ.

Язык программирования  формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ. Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, задающих внешний вид программы и действия, которые выполнит исполнитель (компьютер) под её управлением.

Типы языков программирования:

  1.  Язык машинных команд (двоичный код);
  2.  Язык ассемблера (язык символьного кодирования). Ассемблер – программа, переводящая написанный код в машинные команды;  
  3.  Языки высокого уровня (паскаль, бейсик, Си).

Транслятор  системная программа, переводящая язык высокого уровня в язык машинных команд. Трансляторы могут быть компилирующего типа – компиляторы и интерпретирующего типа – интерпретаторы.

 Типы трансляторов:

  1.  Интерпретатор программа, переводящая каждый оператор программы и отдающая его на выполнение (удобен при отладке, но постоянно занимает часть оперативной памяти);
  2.  Компилятор – переводит всю программу и затем передаёт её на выполнение.

Средство редактирования, отладки и компоновки включает в себя редактор, программу-отладчик, компоновщик.

Компоновщик подключает к разрабатываемой программе библиотечные подпрограммы и отлаживает связи между ними.

                               18. Операционные системы. Основные функции и виды.

Операционная система (ОС) – комплекс программ, обеспечивающих организацию вычислительного процесса на компьютере.

Функции ОС:

  1.  управление программами и аппаратными ресурсами ЭВМ;
  2.  организация интерфейса пользователя с компьютером;
  3.  запуск на выполнение прикладных программ.

  1.  Особенности MS DOS: символьно-ориентированная ОС, интерфейс не дружественный.
  2.  Особенности Windows: графический интерфейс, многозадачность.

Графический интерфейс основан на системе окон и значков.

Окно Windows  – прямоугольная область экрана, внутри которой может выполняться какая-либо программа (окно приложения), могут выводиться сообщения или вводиться данные (окно диалога), могут располагаться какие-либо объекты (папка).

3 состояния окна:

  1.  обычное;
  2.  развёрнутое (во весь экран);
  3.  свёрнутое.

Значок – графическое представление объекта ОС (диска, папки, файла).

Ярлык – особый вид значка, ссылка на объект Windows. Ярлыки используются для удобства вызова программ и сохранности объектов.

Программы операционной системы, постоянно находящиеся в оперативной памяти называются ядром операционной системы. Программы, загружающиеся в оперативную память по мере необходимости – транзиты ОС.

Динамическая память – часть оперативной памяти, свободная от ядра и транзитов.

Драйверы – программы, обеспечивающие нормальную работу дополнительных внешних устройств.

                       19. Типы диалога пользователя с компьютером.

Типы диалога пользователя с компьютером:

  1.  меню (пользователь выбирает вариант из предложенных);
  2.  вопросы типа да/нет (частный случай меню);
  3.  шаблоны (ОС воспринимает информацию пользователя в строго определённой заданной форме);
  4.  команды.

                        20. Разработка прикладной программы под управлением ЭВМ.

  1.  формулировка задачи на естественном языке и создание математической модели;
  2.  разработка нового или использование существующего метода численного решения математической задачи (алгоритма).  Схема алгоритма – это графический способ его представления с элементами словесной записи. Каждое предписание алгоритма изображается с помощью плоской геометрической фигуры – блока. Отсюда название: блок-схема.

Функция

Обозначение
и размеры

Вычислительный блок

Условие

Начало/конец

Ввод/вывод данных

  1.  написание программы на языке программирования;
  2.  тестирование и отладка программ (использование приёмов структурного программирования).

                 21. Системы программирования. Назначение и состав.

Система программирования – это комплекс программных средств, предназначенных для кодирования, тестирования и отладки программного обеспечения.

Состав системы программирования:

  1.  языки программирования;
  2.  служебные программы (редакторы, отладчики, оптимизаторы, интерпретаторы);
  3.  информационное обеспечение (описания языков, служебных программ, модулей).

Системы быстрой разработки приложений (RAD). К таким системам относится Delphi. Они упрощают и сокращают время разработки проекта. Например при добавлении какой-либо кнопки в проект система сама генерирует необходимый код и вставляет его куда надо, а программисту остается лишь малая часть работы.

Специальные пакеты программ предназначены для облегчения создания прикладных программ.

Язык программирования  формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ. Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, задающих внешний вид программы и действия, которые выполнит исполнитель (компьютер) под её управлением.

Типы языков программирования:

  1.  Язык машинных команд (двоичный код);
  2.  Язык ассемблера (язык символьного кодирования). Ассемблер – программа, переводящая написанный код в машинные команды;  
  3.  Языки высокого уровня (паскаль, бейсик, Си).

Транслятор  системная программа, переводящая язык высокого уровня в язык машинных команд. Трансляторы могут быть компилирующего типа – компиляторы и интерпретирующего типа – интерпретаторы.

 Типы трансляторов:

  1.  Интерпретатор программа, переводящая каждый оператор программы и отдающая его на выполнение (удобен при отладке, но постоянно занимает часть оперативной памяти);
  2.  Компилятор – переводит всю программу и затем передаёт её на выполнение.

Средство редактирования, отладки и компоновки включает в себя редактор, программу-отладчик, компоновщик.

Компоновщик подключает к разрабатываемой программе библиотечные подпрограммы и отлаживает связи между ними.

                   22. Технология разработки программных комплексов. Основные этапы.

Жизненный цикл программы:

1) разработка программы;

2) эксплуатация и сопровождение программы.

Технология разработки ПО  совокупность приёмов, позволяющих создать безошибочную программу в течение заданного времени. Состоит из трёх этапов:

1) формулировка задачи на естественном языке и создание математической модели;

2) разработка нового или использование существующего метода численного решения математической задачи (алгоритма).  Схема алгоритма – это графический способ его представления с элементами словесной записи. Каждое предписание алгоритма изображается с помощью плоской геометрической фигуры – блока. Отсюда название: блок-схема.

Функция

Обозначение
и размеры

Вычислительный блок

Условие

Начало/конец

Ввод/вывод данных

  1.  написание программы на языке программирования;
  2.  тестирование и отладка программ (использование приёмов структурного программирования).

23. Основы структурного программирования.

Сложная задача структурируется на более простые подзадачи. Каждая подзадача находится в отдельном модуле. Модули объединены посредством управляющих модулей.

               Критерии выделения модулей:

  1.  доступность восприятия;
  2.  незначительный размер;
  3.  учёт возможности изменения модуля в будущем;
  4.  учёт наличия готовых модулей.

                 Преимущества при использовании приёмов структурного программирования:

  1.  упрощение создания и модифицирования программы;
  2.  создание библиотеки модулей;
  3.  возможность параллельной работы с несколькими модулями одновременно;
  4.  уменьшение объёма используемой оперативной памяти.

                         24. Базовые управляющие конструкции.

Три базовые конструкции:

  1.   следования (go to);
  2.   ветвления:
  3.     условие (if);
  4.   выбор (case);

Могут быть полными или неполными, в зависимости от наличия else;

  1.   конструкции повторения:
  2.    с известным числом повторений;
  3.  с неизвестным числом повторений:

                                            * с предусловием (while);

                                            * с постусловием (repeat).

           25. Восходящий и нисходящий способы проектирования программ.

Методы создания многомодульных пакетов программ:

  1.  восходящего проектирования;
  2.  нисходящего проектирования (иерархическая структура, наверху основной управляющий модуль).

При разработке сложных программ используют нисходящее проектирование. Программирование начинается с главного модуля, затем программируют вспомогательные модули, управляющие модули и отлаживают связи между ними. В конце разработки подключают прикладные модули. На каждом этапе происходит общая компиляция и отладка всего комплекса.

              26. Алгоритм и схема алгоритма.

Алгоритм - метод численного решения математической задачи.

Схема алгоритма – это графический способ его представления с элементами словесной записи. Каждое предписание алгоритма изображается с помощью плоской геометрической фигуры – блока. Отсюда название: блок-схема.

Функция

Обозначение
и размеры

Вычислительный блок

Условие

Начало/конец

Ввод/вывод данных

                           27. Тестирование и отладка программ.

Тестирование программы  – это выполнение программы на наборах исходных данных (тестах), для которых известны результаты, полученные другим методом, с целью обнаружения наличия ошибок.

Отладка программы – это выполнение программы с целью локализации, диагностики и исправления ошибок.

Существуют также специальные приёмы, такие как:

  1.  слежение:
  2.  математическое слежение – контроль за изменением значений определённых переменных в процессе расчётов;
  3.  трассировка – построчное выполнение программы;
  4.  печать в узлах  вывод значений заданных переменных в узловых точках программы;
  5.  прокрутка – вывод значений всех переменных, используемых в программе.

                                            28. Виды ошибок в программах.

Часть ошибок формального характера, связанных с нарушением правил записи конструкций языка или отсутствием необходимых описаний, обнаруживает компилятор, производя синтаксический анализ текста программы. Компилятор выявляет ошибки и сообщает о них, указывая их тип и место в программе. Такие ошибки называются синтаксическими.

Ошибки, возникающие при некорректной компоновке текста, называются ошибками редактирования.

Программа, не имеющая ошибок компиляции и компоновки, может и не дать верных результатов из-за смысловых ошибок в алгоритме, т. е. семантических ошибок. Ошибки подобного рода могут возникнуть на любом этапе разработки программы. Исправление подобных ошибок возможно при проверке алгоритма.

29. Методы получения дополнительной информации о процессе выполнения программы.

                Методы:

  1.  слежение:
  2.  математическое слежение – контроль за изменением значений определённых переменных в процессе расчётов;
  3.  трассировка – построчное выполнение программы;
  4.  печать в узлах  вывод значений заданных переменных в узловых точках программы;
  5.  прокрутка – вывод значений всех переменных, используемых в программе.

              30. Назначение и типы вычислительных комплексов.

Обработка информации при помощи ЭВМ развивается по двум направлениям:

  1.  с использованием вычислительных комплексов;
  2.  с использованием вычислительных сетей.

Вычислительные комплексы делятся на два типа:

  1.  многомашинные комплексы (несколько ЭВМ объединены общим управлением);
  2.  многопроцессорные комплексы (несколько процессоров, работающих с общей памятью и внешними устройствами, что позволяет разделить задачу и решать её параллельно на нескольких процессорах).

Область применения:

  1.  Организация высокоскоростной, эффективной локальной сети, обеспечивающей решение задач управления в реальном масштабе времени.
  2.  Построение эффективных контуров управления, работающих в реальном масштабе времени с любыми периферийными устройствами.
  3.  Создание достаточных вычислительных мощностей, специализированных на задаче.
  4.  Уменьшение массово габаритных характеристик устаревших вычислительных комплексов.

                         31. Назначение и типы компьютерных сетей.

Вычислительная сеть – это совокупность компьютеров и периферийного оборудования (принтеров, модемов, накопителей), соединенных с помощью каналов связи в единую систему. Все они могут связываться друг с другом и совместно использовать ресурсы сети.

Классификация сетей:

  1.  По охваченной территории:

  1.  глобальные (интернет);
  2.  региональные (сеть масштаба города);
  3.  локальные (сеть предприятия).

  1.  По функциональному взаимодействию:

  1.  клиент-сервер (один главный компьютер объединяет множество компьютеров-клиентов);
  2.  одноранговая сеть (все компьютеры равны, имеют один ранг);
  3.  смешанная сеть.

Вычислительная сеть – это совокупность компьютеров, соединенных с помощью каналов связи в единую систему для распределённой обработки данных. Вычислительные сети могут быть локальными (несколько пользователей расположены в пределах небольшой территории), региональными и глобальными.

Информация в сети передаётся по каналам связи, таким как радиоканал, кабели. Для подключения к сети используются устройства сопряжения (сетевые карты, мультиплексоры), предназначенные для согласования сигналов.

Компьютерные сети используются для:

  1.  совместного использования ресурсов (данных, оборудования);
  2.  надёжного хранения данных;
  3.  для передачи данных между удалёнными друг от друга пользователями.

Взаимодействие происходит по правилам протоколам, которые обеспечивают подключение к сети разнотипных ЭВМ с различными ОС.

                          32. Состав и основные характеристики компьютерных сетей.

Вычислительная сеть – это совокупность компьютеров и периферийного оборудования (принтеров, модемов, накопителей), соединенных с помощью каналов связи в единую систему. Все они могут связываться друг с другом и совместно использовать ресурсы сети.

Вычислительная сеть – это совокупность компьютеров, соединенных с помощью каналов связи в единую систему для распределённой обработки данных. Вычислительные сети могут быть локальными (несколько пользователей расположены в пределах небольшой территории), региональными и глобальными.

Информация в сети передаётся по каналам связи, таким как радиоканал, кабели. Для подключения к сети используются устройства сопряжения (сетевые карты, мультиплексоры), предназначенные для согласования сигналов.

Основные характеристики сетей:

  1.  скорость передачи (бит/с);
  2.  достоверность передачи информации (кол-во ошибок/1 знак);
  3.  надёжность (среднее время безотказной работы в сетях).

Локальная сеть – совокупность серверов и рабочих станций.

Сервер – компьютер, обеспечивающий пользователей сети ресурсами. Серверы могут быть файловыми (предназначен для выполнения файловых операций ввода-вывода и хранящий файлы любого типа) и выделенными (к ним подключены оьщие внешние устройства).

Клиент – компьютер, через который пользователь получает доступ к сети.

                                 33. Виды топологии компьютерных сетей.

      Топология сети – порядок соединения узлов в сети. Наиболее распространенными топологиями локальных сетей являются кольцо, шина, звезда.

     При топологии кольцо выход одного узла связан со входом другого, информация передаётся в одном направлении, и каждый узел ретранслирует сообщение.

Топология кольцо

      Топология шина представляет собой последовательное соединение узлов между собой. Данные распространяются по шине в обе стороны. Сообщение поступает на все узлы, но принимает его только тот узел, которому оно адресовано. Узлы не ретранслируют сообщение, поэтому выход из строя одного узла не приводит к нарушению функционирования сети. Производительность сети зависит от количества узлов в сети.

Топология шина

      При топологии звезда вся работа сети базируется в центральном узле, который  ретранслирует, переключает и маршрутизирует всю информацию.

      В качестве центрального узла выступает концентратор (hub, хаб), который передаёт сообщение на все узлы, также центральным узлом сети может быть коммутатор (switch), который передаёт сообщение только приёмнику.

      Данная топология значительно упрощает взаимодействие узлов сети друг с другом, но в то же время работоспособность локальной вычислительной сети зависит от центрального узла.

Топология звезда

При построении локальных сетей используются эти топологии, а так же их сочетания.

                34. Сеть Интернет. Структура. Управление. Протоколы.

Интернет – это совокупность компьютерных сетей, связывающая между собой множество компьютеров по всему миру. Обмен информацией осуществляется по высокоскоростным каналам связи. Вся информация хранится на серверах. Серверы имеют свои адреса и управляются специальными программами (например apache). Доступ в интернет осуществляется через провайдера (поставщика сетевых услуг).


Протоколы – это набор правил, по которым компьютеры взаимодействуют между собой:

  1.  TCP/IP - основные протоколы сети. TCP обеспечивает доставку данных по сети, IP отвечает за адресацию всей сети;
  2.  ICMP – протокол межсетевых управляющих сообщений (сообщения об ошибках);
  3.  FTP – протокол передачи файлов;
  4.  HTTP – протокол обмена гипертекстовой информацией (документами html);
  5.  POP и SMTP – для получения и передачи сообщений электронной почты с почтовых серверов;
  6.  PPP – обеспечивает обнаружение ошибок и повышенную безопасность при передаче данных;
  7.  RIP – маршрутизация пакетов в компьютерных сетях.

Сеть Интернет – глобальная компьютерная сеть.

Протоколы:

  1.  базовые (обеспечивают физическую передачу сообщений между узлами в сети Интернет):

*  TCP используется для передачи данных в виде пакетов;

*  IP     используется для определения адресов;

  1.  прикладные (обеспечивают функционирование служб сети Интернет):

*  HTTP служит для передачи гипертекстовых документов;

*  FTP – используется для передачи файлов;

*  SMTP – используется для передачи электронной почты.          

Каждому компьютеру, подключенному к сети Интернет, присваивается числовой адрес, называемый IP-адресом. IP-адрес содержит информацию, необходимую для идентификации узла в сети. IP-адрес имеет иерархическую структуру и состоит из четырех чисел от 0 до 255 в десятичной системе счисления, разделенных точками. Рассмотрим, например, IP-адрес 162.232.51.15. Первые два числа (162.232) определяют сеть, третье число (51) – подсеть, а четвертое число (15) – ЭВМ в этой подсети.

Помимо числового, ПК имеет символьный (доменный) адрес.

Для доступа к ресурсам используется унифицированный указатель ресурса – URL

(Uniform Resource Locator). В ЭВМ, подключенной к сети Интернет, файлы расположены в папках с разным уровнем вложенности. Например, URL http://www.bmstu.ru/university/docs/prikazy/p123.htm включает следующие составляющие:

http – протокол передачи гипертекста;

www – служба, объединяющая серверы, хранящие гипертекстовые документы;

bmstu.ru – адрес компьютера;

docs/prikazy/ – путь к файлу;

p123.htm – название ресурса (файла в формате HTML).

Основные службы сети Интернет: почтовые, информационные, передачи файлов.

HTML документы располагаются на web-странице.

Сайт – совокупность связанных ссылками web-страниц с общей темой.

Портал – сайт, содержащий тысячи страниц и различные сервисы.

Для работы во Всемирной сети пользователю необходима специальная программа – браузер. Браузер по требованию пользователя обеспечивает запрос информационного ресурса по его адресу URL у веб-сервера, на котором он хранится и отображает его содержимое пользователю.

Файлы большого объема удобно передавать при помощи протокола FTP (File Transfer Protocol – протокол передачи файлов).

   35.  Адреса компьютера в сети Интернет. Унифицированный указатель ресурса.

Каждому компьютеру, подключенному к сети Интернет, присваивается числовой адрес, называемый IP-адресом. IP-адрес содержит информацию, необходимую для идентификации узла в сети. IP-адрес имеет иерархическую структуру и состоит из четырех чисел от 0 до 255 в десятичной системе счисления, разделенных точками. Рассмотрим, например, IP-адрес 162.232.51.15. Первые два числа (162.232) определяют сеть, третье число (51) – подсеть, а четвертое число (15) – ЭВМ в этой подсети.

Помимо числового, ПК имеет символьный (доменный) адрес.

Для доступа к ресурсам используется унифицированный указатель ресурса – URL

(Uniform Resource Locator). В ЭВМ, подключенной к сети Интернет, файлы расположены в папках с разным уровнем вложенности. Например, URL http://www.bmstu.ru/university/docs/prikazy/p123.htm включает следующие составляющие:

http – протокол передачи гипертекста;

www – служба, объединяющая серверы, хранящие гипертекстовые документы;

bmstu.ru – адрес компьютера;

docs/prikazy/ – путь к файлу;

p123.htm – название ресурса (файла в формате HTML).

                    36. Основные службы сети Интернет.

Основные службы сети Интернет: почтовые, информационные, передачи файлов.

Службы (сервисы) – это виды услуг, которые оказываются серверами сети Internet.

В истории Интернет существовали разные виды сервисов, одни из которых в настоящее время уже не используются, другие постепенно теряют свою популярность, в то время как третьи переживают свой расцвет. Перечислим те из сервисов, которые не потеряли своей актуальности на данный момент:

  1.  World Wide Web – всемирная паутина – служба поиска и просмотра гипертекстовых документов, включающих в себя графику, звук и видео.
  2.  E-mail – электронная почта – служба передачи электронных сообщений.
  3.  Usenet, News – телеконференции, группы новостей – разновидность сетевой газеты или доски объявлений.
  4.  FTP – служба передачи файлов.
  5.  ICQ – служба для общения в реальном времени с помощью клавиатуры.
  6.  Telnet – служба удаленного доступа к компьютерам.
  7.  Gopher – служба доступа к информации с помощью иерархических каталогов.

                                 37. Базы данных и их назначение.

Данные – информация, зафиксированная в определённой форме, пригодной для обработки, хранения, передачи.

База данных – совокупность связанных данных, описывающая некоторую предметную область (часть реального мира, представляющую интерес для исследования и использования). Базы данных предназначены для централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования информации. Это позволяет ускорить процесс поиска и обработки информации, существенно уменьшить документооборот.

                         38. Основные требования к базам данных.

Требования, предъявляемые к базам данных:

  1.  полнота;
  2.  непротиворечивость;
  3.  отсутствие дублирования;
  4.  актуальность информации;
  5.  защищённость от разрушения;
  6.  возможность быстрого и полного восстановления.

         39. Предметная область. Объекты предметной области. Атрибуты объектов.

При создании базы данных исследуется предметная область. В ней выделяются основные объекты. Они могут быть реальными или абстрактными. Каждый объект  характеризуется набором свойств – атрибутов объекта (поля данных). Для каждого объекта атрибуты заполняется определенными значениями. Атрибуты могут быть простыми и ключевыми.

Ключевой атрибут – это отдельный элемент данных, по которому можно определить все остальные элементы данных.

После определения основных объектов предметной области устанавливаются связи между этими объектами.

                40. Типы связей между объектами предметной области.

После определения основных объектов предметной области устанавливаются связи между этими объектами:

  1.    1:1 (один к одному) – каждому экземпляру объекта А соответствует только один экземпляр объекта В и наоборот.

  1.    1:М (один ко многим) – каждому экземпляру объекта А может соответствовать 0, 1 или несколько экземпляров объекта В, но каждому экземпляру объекта В соответствует только 1 экземпляр объекта В.

    

  1.    М:М (многие ко многим) – каждому экземпляру объекта А соответствует  0, 1 или несколько экземпляров объекта В и наоборот.

    

                    41. Отношения и их свойства. Реляционные базы данных.

Объект предметно области может быть представлен в виде таблицы отношений.

Свойства отношений:

  1.  столбцы имеют имя и содержат информацию об отдельном атрибуте объекта;
  2.  каждая строка содержит информацию об одном экземпляре объекта (кортеж);
  3.  все строки и столбцы уникальны (нет повторений);
  4.  в таблицах  нет пустых ячеек.

Базы данных, основанные на таблицах отношений, называются реляционными. Существуют и другие типы баз данных (иерархические, сетевые). Они отличаются типом связи между объектами.

Операции над отношениями:

соединение

выборка

проекция

       пересечение

сложение

умножение

разность

деление

Над отношениями можно выполнять различные операции теории множеств и реляционной алгебры.

                 Вследствие этого из базовых отношений можно получить новые таблицы отношений (запросы, выборки, отчёты).

Базовые таблицы

Создаются из базовых

То, что информация в базах данных представлена в двух видах позволяет существенно экономить память и ускорить процесс обработки.

                    42. Нормализация отношений.

Для создания простой и надёжной базы данных необходимо нормализовать отношения. Нормализация отношений – пошаговый процесс разложения отношений на более мелкие и простые. Не смотря на увеличение количества отношений, операции доступа к данным существенно ускоряются благодаря улучшению корректности и устранению дублирования.

    Существует несколько нормальных форм:

  1. отношение считается находящимся в первой нормальной форме, если все его атрибуты неделимые.

Фамилия

Группа

Вид спорта

футбол

шахматы

Иванов

МТ3-12

1й разряд

МС

Петров

МТ10-12

ЗМС

2й разряд

Фамилия

Группа

Вид спорта

Разряд

Иванов

МТ3-12

Футбол

1й разряд

Иванов

МТ3-12

Шахматы

МС

Петров

МТ10-12

Футбол

ЗМС

Петро

МТ10-12

Шахматы

2й разряд

  1. отношение считается находящимся во второй нормальной форме, если все его атрибуты зависят от основного ключа в целом, а не от его частей.

Если отношение  находится в первой нормальной форме и имеет простой, а не составной ключ, то оно автоматически находится и в первой, и во второй нормальной форме.

                                         Ведомость (дисциплина, студент, лектор, оценка)

                                                  (м)  Ведомость (студент, дисциплина, оценка)

                                                     (1)   Преподаватель (дисциплина, лектор)

  1. отношение считается находящимся в третьей нормальной форме, если устранены зависимости между ключевыми атрибутами (транзитивные зависимости).

                                                                                       транзитивные связи

                                    Дисциплина (название, лектор, кафедра, телефон кафедры)

          Данные кафедры (название, телефон кафедры)                             Преподаватель (лектор, кафедра)

            1        1                                                                                                                                             м

                                                                                                                       Дисциплина (название кафедры)

                                                                                                                                                        м

Дальнейшее упрощение таблиц связано с ограничением типов зависимости между атрибутами/отношениями.

Установление связей необходимо для обеспечения целостности данных, исключения некорректности изменения (удаления) данных.

                     43. Инфологическая модель предметной области.

Инфологическая модель – основные объекты предметной области с установленными связями между ними.

Пример инфологической модели

Фирма, оформляющая сделки с заказчиками через своих сотрудников-менеджеров.

Менеджер

 1

       м

Сделка

   1

м

Заказчик

ФИО

    № сделки

ФИО

Стаж

Дата

Адрес

Должность

Менеджер ФИО

Телефон

Заказчик ФИО

Работа с базами данных сводится к выполнению следующих операций:

  1.  запись (заполнение базы данных);
  2.  просмотр;
  3.  редактирование;
  4.  выборка.

Эти операции выполняет специальная программа – система управления базами данных.

                  44. Схема взаимодействия пользователя с базой данных.

ПП – прикладной пакет неквалифицированного пользователя, обеспечивает общение неквалифицированного пользователя с базой данных.

Система управления базами данных (СУБД) – совокупность программных и языковых средств. Программные средства обеспечивают организацию ввода, обработки и хранения данных, а также обеспечивают взаимодействие всех частей системы при её функционировании (настройка, тестирование, восстановление). Языковые средства обеспечивают взаимодействие пользователя с базой данных.

  1.  языки манипулирования данными – система команд;
  2.  языки определения данных используются для создания схемы базы данных (описания типов данных, структуры базы, взаимодействия и связей между элементами).

                  45. Системы управления базами данных и их состав.

Система управления базами данных (СУБД) – совокупность программных и языковых средств. Программные средства обеспечивают организацию ввода, обработки и хранения данных, а также обеспечивают взаимодействие всех частей системы при её функционировании (настройка, тестирование, восстановление). Языковые средства обеспечивают взаимодействие пользователя с базой данных.

  1.  языки манипулирования данными – система команд;
  2.  языки определения данных используются для создания схемы базы данных (описания типов данных, структуры базы, взаимодействия и связей между элементами).

      

46. Оптимизированный вариант сортировки массива методом обмена (пузырька).

     Метод обмена можно ускорить двумя способами:

Уменьшать на каждом проходе количество сравниваемых пар:

                               

FOR J:= 1 TO N-1 DO

  FOR I:= 1 TO N-J DO

  IF A[I] > A[I+1] THEN

  THEN

   BEGIN

   BUF:= A[I];

   A[I]:= A[I+1];

   A[I+1]:= BUF;

  END;

Прекращать сортировку при окончании перестановок:

VAR

PORYADOK:BOOLEAN;

BEGIN

K:=N;

REPEAT

PORYADOK:=TRUE;

K:= K-1;

FOR I:= 1 TO K DO

 IF A[I] > A[I+1]

  THEN

   BEGIN

PORYADOK:=FALSE;

END;

UNTIL PORYADOK;

              

47. Сортировка массива методом выбора.

Метод выбора:

Суть метода выбора: при сортировке по возрастанию находится минимальный элемент в диапазоне от первого до последнего и меняется местами с первым. Далее находится минимальный элемент от второго до последнего и меняется со вторым и т.д.

           FOR I:= 1 TO N-1 DO

BEGIN

MIN:= A[I];

IMIN:=I;

FOR J:= I+1 TO N DO

 IF A[J] < MIN

 THEN

  BEGIN

  MIN:= A[J];

  IMIN:= J;

 END;

A[IMIN]:= A[I];

 A[I]:= MIN;

END;

               

48. Сортировка массива методом вставки.

Метод вставки:

Считается, что массив разделён на две части: отсортированную (в начале массива) и неотсортированную (в конце массива). В самом начале отсортированная часть состоит из первого элемента. Первый элемент из неотсортированной части с номером I вставляется в отсортированную часть без изменения порядка (в позицию J):

                                                  J 2)

                                        1  3  5  2  -4  0

                                                             3)      1)

                                                  4)

                                                                 

                                                                  BUF    

FOR I:= 2 TO N DO

BEGIN

BUF:= A[I];                               {1}

J:= 0;

WHILE BUF > A[J] DO           {2}      

J:= J+1;

FOR K:= A[K-1] DOWNTO J+1 DO

A[K]:= A[K-1];

A[J]:=BUF;

END;

             49. Поиск массиве методом перебора.

Метод перебора:

Просматриваются элементы массива, начиная с первого, и сравниваются с искомым значением до тех пор, пока не произойдёт совпадение или не будет просмотрен весь массив.

VAR

NAIDEN:BOOLEAN;

BEGIN

READLN(ISKOMOE);

I:= 0;

NAIDEN:=  FALSE;

REPEAT

I:= I+1;

IF A[I] = ISKOMOE

THEN

NAIDEN:=TRUE;

UNTIL NAIDEN OR (I=N);

IF NAIDEN

THEN

WRITELN(‘EGO NOMER – ‘,I)

ELSE

WRITELN(‘NE NAIDEN’);

             50. Метод бинарного поиска.

Метод бинарного поиска:

Метод бинарного поиска (метод деления пополам) используется только для упорядоченных массивов. Допустим, что массив упорядочен по возрастанию, находится серединный элемент массива и сравнивается с искомым (если они равны, то поиск прекращается), если они не равны, то если искомый элемент больше центрального отбрасывается половина массива от первого до среднего элемента включительно. В остальной части находится до тех пор, пока не произойдёт совпадение или область поиска сузится до нуля.

VAR

NAIDEN:BOOLEAN;

BEGIN

NAIDEN:=  FALSE;

NA:= 1;

KO:= N;

REPEAT

SR:=(KO-NA) DIV 2+NA;

IF A[SR] = ISKOMOE

THEN

NAIDEN:=TRUE;

ELSE

IF ISKOMOE > A[SR]

THEN

NA:= SR+1;

ELSE

KO:= SR-1;

UNTIL NAIDEN OR (NA>KO);

IF NAIDEN

THEN

WRITELN(‘EGO NOMER – ‘,SR)

ELSE

WRITELN(‘NE NAIDEN’);




1. Реклама в СМИ
2. Старовавилонское царство
3. К1
4. ТЕМА 10 Ряды Числовые ряды
5. і. Види внутрішніх конфліктів
6.  В предварительном расследовании- А при производстве предварительного следствия прокурор осуще
7. КОРОЛЕВСКАЯ ОХОТА
8. Рышковская средняя общеобразовательная школа Курской области Курского района Урок по окружающ
9. Проблема литературного развития школьников в методических трудах ВВ Данилова
10. ЕКОНОМІЧНІ ПОТРЕБИ І ВИРОБНИЧІ МОЖЛИВОСТІ СУСПІЛЬСТВА виробництво суспільне виробництво матеріальн
11. Единство и различие природы и общества
12. Философиялы~ білімні~ негізгі сипаттары
13. ТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО ' РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
14. е годы прошлого столетия.html
15. А легитимной наследницей легендарного Русского Воинства
16. Личность Ивана IV в историографии, литературе, искусстве
17. Предмет преступления совершенного по неосторожности
18. не я nhm; pi idnIm
19. Testing I filed documents to the Krgnd stte university
20. В вашем доме; 5 к