Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Заиграй-ка, балалайка.
Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека.
В.А. Сухомлинский.
С каждым годом все больше детей получает в детском саду систематическое музыкальное развитие. Рассматривая картинки, дети учатся понимать живопись, слушая рассказы, воспринимают художественное слово, а слушая песни или пьесы, сыгранные на каком- либо музыкальном инструменте, они учатся любить, понимать и осознавать музыку.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Задача музыкального руководителя научить детей понимать музыку, а для этого, прежде всего, необходимо развивать музыкальный слух.
Одним из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей. Игра на музыкальных инструментах один из видов детского исполнительства.
Выдающиеся музыканты-просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, австрийский композитор и педагог Карл Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы элементарного музицирования и развития музыкальности у всех детей.
Цель занятий искусством с детьми пробуждать творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству. Педагогика учит нас в процессе эстетического воспитания не ограничиваться лишь пассивным наблюдением ; необходимо также и творческое проявление себя в искусстве, овладение навыками коллективного и индивидуального исполнительства.
В настоящее время одно из ведущих мест в системе музыкально эстетического воспитания занимает русское народное инструментальное исполнительство.
Есть инструменты, ставшие музыкальным символом того или иного народа, например гитара - испанский национальный инструмент, мандолина итальянский, волынка - шотландский, кантеле карело-финский, бандура - украинский и т д. Все в мире знают, что балалайка - это русское
.Первое из известных письменных упоминаний о балалайке относится к 1б88 году. В документе под названием «Память из стрелецкого приказа в малороссийский приказ», хранящемся в Центральном Государственном архиве древних актов России, упоминается «посадский, человек Савка
Федором да Важескои волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозчичьей лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли». Следующее весьма любопытное упоминание об этом инструменте содержится в документах времен Петра 1. На одном из придворных пиршеств 1715 года было решено по царскому указанию составить грандиозный оркестр, в который входили бы представители всех народностей, населявших тогда Россию. Каждый представитель нации должен был нести музыкальный инструмент, наиболее характерный для нее. Любопытно, что балалайка была приписана самим Петром I калмыкам. Какие основания побудили его к этому, сказать сейчас трудно. Ни у татар, ни у калмыков инструмента с подобным названием нет. Но были и есть струнные щипковые инструменты, чрезвычайно напоминающие балалайку. И хотя назывались эти инструменты по-разному (у калмыков - домбр, у бурят - гор, у татар - думбра), многие из них, и том числе калмыцкий, имели треугольную форму кузова, длинную шейку, две-три струны. Играли на них не плектром, а пальцами, типично балалаечным бряцанием.
Можно предположить, что на определенном историческом этапе, как это часто бывало и бывает, произошло слияние двух-трех родственных щипковых инструментов, в результате которого именно русский человек развил и распространил совершенно новый, самобытный струнный инструмент - балалайку. Организатором первого в России оркестра народных инструментов в конце XIX века был Василий Васильевич Андреев. Именно он выделил балалайку из многих народных музыкальных инструментов и сконструировал ее.
Но почему возникла у Василия Васильевича такая потребность? На этот вопрос отвечает он сам в своих воспоминаниях: «...Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе своего деревянного дома и наслаждался тишиной деревенского вечера. Совершенно неожиданно я услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки. Игрок наигрывал плясовую песню вначале довольно медленным темпом, а потом все быстрее и быстрее. Звуки разгорались все ярче, мелодия лилась, полная ритма, неудержимо подталкивая к пляске. Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки; передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл на балалайке!.. Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры на балалайке и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя струнами, может давать столько звуков!.. Присмотревшись внимательно, как играл Антип, я попросил его тут же показать некоторые приемы игры».
Больших исполнительских высот в области балалаечного искусства достиг замечательный советский музыкант, мастер игры на балалайке, педагог , дирижер народный артист РСФСР, лауреат всесоюзного смотра и лауреат Государственной премии СССР, профессор Государственного музыкального педагогического института имени Гнесиных (в данное время- Российская академия музыки имени Гнесиных) Павел Иванович Нечепоренко.
В результате многолетней целенаправленной педагогической работы им создана передовая школа балалаечного исполнительства, К которой отношусь и я- Градусова Наталья Евгеньевна - выпускница факультета народных инструментов по классу балалайки названного института. Стремясь к совершенству в искусстве игры на балалайке П.И. Нечепоренко ориентировался конечно на своих современников, балалаечников старого поколения, стоявших у истоков возрождения балалайки, массового исполнительства на этом старинном русском инструменте. Ученики и соратники В. В. Андреева : Б.С. Трояновский, Н.П. Осипов, Т.Н. Успенский, А.Д. Доброхотов каждый по своему раскрывали выразительные возможности балалайки.
Школа Нечепоренко является новым этапом развития исполнительства на балалайке. Она возникла как результат особой ударной манеры игры, в отличие от существовавшей до него щипковой.
Целью моей работы является создание условий для развития природной музыкальности и формирование творческого музыкального мышления дошкольников через музицирование на музыкальном инструменте.
В нашем детском саду созданы все условия для обучения детей игре на балалайке, создан кружок «Весёлая балалайка» Данный кружок ориентирован на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста, на прививание любви к народной музыке и русской культуре.
Цель кружка:
-прививание интереса и любви к музыке;
-воспитание патриотизма на основе русской музыкальной культуры;
-пропаганда русской народной музыки и русских музыкальных инструментов.
Задачи кружка:
Обучающие:
-обучение основам игры на балалайке;
-обучение эмоциональному исполнению народных мелодий;
Развивающие:
Развитие:
-координации и беглости пальцев;
-чувства ритма;
-памяти и внимания.
Воспитывающие:
-прививание усидчивости и трудолюбия;
-приобретение навыков выступления перед аудиторией.
Кружок призван способствовать распространению народной музыкальной культуры среди дошкольников, воспитанию активных участников художественной самодеятельности, подготовке наиболее способных детей к поступлению в музыкальную школу. Я считаю своей главной задачей ознакомление ребят с традициями исполнительства на балалайке и других русских народных инструментах, приобщение их к истокам народной музыкальной культуры и пропаганде русской народной музыки.
С детьми дошкольного возраста я начинаю обучение в подготовительных группах. к каждому ребёнку применяю дифференцированный подход к обучению с учетом индивидуальных особенностей.
В течение года обучения ребёнок получает элементарные, основные знания по истории возникновения балалайки, как сольного и оркестрового инструмента, развитии исполнительского мастерства, знакомится с устройством и техническими возможностями инструмента.
Ребёнок осваивает приемы исполнения : щипок большим пальцем правой руки, арпеджио, удары указательным пальцем по 3-м струнам, как одного из элементов «бряцания». Закрепляется посадка и постановка рук. Левая рука задействована преимущественно в 1-ой позиции (от «ля» первой октавы до «ми» второй октавы). Ребёнок овладевает основами техники исполнения штрихов: легато, стаккато.
Занятия проводятся один раз в неделю индивидуально по 25 минут на каждого ребёнка. Для занятий отбираются дети из подготовительных групп.
Существует два способа игры на музыкальных инструментах: по нотам и по слуху. Обучение игре на инструменте проходит параллельно с освоением музыкальной грамоты. Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Этот способ требует серьезной слуховой подготовки. На начальном этапе для подбора по слуху я использую лишь хорошо знакомые детские попевки и мелодии
Примеры:
на одном звуке: Е.Теличеева «Смелый пилот», «Небо синее», «Я иду с цветами», р.н.п. «Андрей-воробей»;
на нескольких звуках: р.н.п. «Сорока-сорока», «Ходит зайка по саду», «У кота-воркота», р.н.прибаутка «Петушок».
После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили некоторые приемы игры на балалайке, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяются названные приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.
К концу учебного года дети исполняют уже достаточно развёрнутые пьесы и песенки: р.н.п. «Во саду ли, в огороде» с вариацией, Д.Кабалевский «Маленькая полька», М.Иорданский «Голубые санки», р.н.п. обр.А.Лысаковского «Козлик», бел.н.п. «Савка и Гришка».
Таким образом, обучение игре на балалайке включает в себя три этапа: на п е р в о м - дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на в т о р о м - подбирают попевки, на т р е т ь е м - исполняют их по своему желанию.
Многие выпускники нашего кружка поступают в музыкальную школу и становятся призёрами различных музыкальных конкурсов исполнителей на народных инструментах.
Один из них Сухов Артём,в 2012 году стал лауреатом областного конкурса «Юные таланты Московии».
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости, расширяет музыкальное воспитание.
У детей во время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
Я организую занятия как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров- ребёнка и педагога. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Повторяющаяся структура занятия помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить и радоваться успехам и удачным находкам. Сущность приобщения детей к элементарному музицированию определяется такой формулировкой: «меньше обучать - больше взаимодействовать». Этот девиз способствует созданию условий для развития творческих способностей детей. В своей педагогической практике применяю приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.
Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи или в своём исполнении.
Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями..Хочется надеется на то, что усилия не пропадут даром и дети вырастут и уже став взрослыми, навсегда останутся друзьями музыки. Познание Мира через звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам творишь Музыку, - что может быть увлекательнее и прекраснее.
Литература
1. Метлов Н. А. Музыка - детям. - М.: Просвещение, 1985.
2. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение: Владос, 1994.
3. Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1974.
4. Коннов А.П., Преображенский Г.Н. «оркестр имени В.В.Андреева», Ленинград, «Музыка»,1987
5. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.:1977;
6. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред.Н.А.Ветлугиной. М, 1982;
6.Соколов Ф. «Русская балалайка»М.,»Советский композитор», 1962.