Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Ответы по философии:
2. Предмет философии. ЕЕ специфика как знания. Отличие философии от науки и религии.
Термин «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости. Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Первоначально понятие «ф.» употреблялось в широком значении - совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования.
Ф. унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество.
Однако решение мировоззр-ких проблем в ф. происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому ф.- это теоретически сформулированное мировозрение. Ф. - это система взглядов, в центре которой стоит проблема мира в целом и отношение чел к этому миру.
Ф.-это специфическая форма осмысления действительности, специфическое мировоззрение (сохраняет структуру мировоззрения).
Предмет философии. Как специфическое мировоззрение: не имеет своим предметом отдельно сферы человека и мира. Ее предмет область - отношения человек-мир.
Иногда ф. называют наукой (саентизм), иногда, наоборот, противопоставляют философию и науку (антисаентизм). Этот вопрос имеет свою историю: 1) Аристотель высказ утв., что философия - это знание (Локк, Гегель, Декарт…). С этой позицией связывают создание филос систем - гегелевская система. 2) Сократ, стоики, Паскаль -этический подход. Ф. -это мудрость жизни, практическое знание, приближается к обыденному знанию. 3) Ф.-понятийное постижение, но в отличии от науки понимание мира идет через призму чел.
Ф. имеет нечто общее с наукой, а именно: несет в себе познавательную ф-цию (т.е. дает определенные знания); мышление с использованием категорий; использование доказательств в пользу каких-либо положений; есть много междисциплинарных проблем (между ф-фией и наукой).
От науки ф-фию отличает следующее: ф. дает нам знания не о мире в себе, а о взаимоотношении мира и чел (еще Кант, 18 век, утверждал, что всю суть ф. можно отнести к решению 3 основных вопросов: что я могу знать, что я должен делать и на что я смею надеяться); различные науки изучают узкие области бытия, ф. - бытие как целое; в науке по фундаментальным вопросам существует более или менее единообразное мнение, а в ф.- принципиальный плюрализм (по каждому вопросу может быть несколько мнений).
Конечный рез-т любой науки-знание, рез-т философского исследования-смысл (а не только знание).
Ф. рассматривает определенный круг проблем, который имеют следующие основные признаки: это проблемы общие, всеобщие, всеобъемлющие, но и не рассуждения обо всем; это проблемы не о самом мире, а о взаимоотношении мира и чел; это т.н. вечные проблемы.
Природа филос. проблем:
Какими именно проблемами занимается ф.? Основной вопрос ф. (предельно общий, определяет 2 полюса философских проблем). [1]. Выделение его как основного идет от Энгельса: о соотношении материи и сознания (что первично, а что вторично). Имеется 2 взгляда: 1) материалистический (определяющие факторы-природные), 2) идеалистический (определяющие факторы-духовные).
[2]. Гносеологический - как соотносится содержание нашего сознания с окруж миром. Способны ли мы познать окружающий мир? Да-позиция гносеологического оптимизма. Нет - (1) философский скептицизм (сомнение в том, что сознание может точно познать мир), (2) агностицизм-отрицание возможности познания мира.
Некоторые философы ставят в центр ф. ? “для чего мы живем?”, т.е. о смысле жизни чел. Например, Шопенгауэр связывает ? о жизни чел с вопросом о его смерти. Некоторые основным считают вопрос о человеке (Кант, Толстой).
Существует ли мир вечно или он кем-то сотворен? Изменяется ли мир или он неизменен? Во всем присутствует порядок или все происходит по воле случая? Познаваем ли мир? Могут ли люди воздействовать на окружающий мир? Что такое красота: существует она объективно или это наше субъективное отношение? Что такое любовь, в чем ее смысл, на какие типы она делится?
Таких вопросов много. Круг философских вопросов варьирует у разных философов (в этом смысле “шире” всех ф. Гегеля). Все эти проблемы вечные. Одна из особенностей этих проблем - что не может быть их окончательного решения. С течением времени накапливается все больше ответов на эти вопросы. Любая эпоха вносит нечто новое в решение философских вопросов. В наше время особое значение имеет вопрос “имеет ли наука какую-нибудь ценность?” Или “на сколько велики сила и бессилие чел?” Проблема старая, но она имеет сейчас новое содержание.
Философию сравнивают и с религией.
Религия - это такое фантастическое отражение действительности, которое связано с верой в сверхъестественное, с делением мира на основной и потусторонний. Общее: в философии и религии налицо совпадение многих проблем (сотворен ли мир, деление мира). Ф. и религия выполняют мировоззренческие функции.
В религии есть и теоретическая часть - богословие или теология, проблематика и стиль очень сходны.
Есть направление религиозной философии, есть много произведений религиозного и ф. одновременно.
Отличия: религия основывается на вере, не требующей доказательств. Ф., как правило, основывается на логических доказательствах, даже если это вопрос о боге.
Религия теоцентрична (в центре - бог) В философии в центре может быть бог, а может быть человек. В этом смысле философия гуманнее, чем религия.
В религии сильна эмоциональная сторона. Она сопровождается культовыми действиями, обрядами. Ф. более суха, рассудочна, особой обрядности вообще нет.
Связь с обыденным познанием. Это познание эмпирическое (связанное с непосредственным опытом людей), а не теоретическое. Оно непосредственно вплетено в обыденную деятельность. Оно выражается в многочисленных обыденных приметах, в народной медицине, сентенциях типа “не плюй в колодец”. Ф. старается в себя эту мудрость вобрать. Бывают разные уровни философствования, и они по-разному связаны с обыденным сознанием. Высший уровень: люди производят новые философские идеи. Средний: усвоение филос идей без выдвижения новых идей. Низший: на обыденном уровне - без чтения и усвоения философскихъ трудов. Сам предмет ф. и сам круг философских проблем, и сам стиль философствования у разных философов различен и даже может быть противоположен. Нет единого шаблона философствования. Но при всем многообразии, в философии выдвигаются 2 основных направления:
САЕНТИЗМ В его рамках развилась научная форма философствования: Декарт, Спиноза, Гегель, Маркс, Рассел. Здесь можно выделить 2 направления:
- онтологизм (упор на мировоззренческую функцию)
- гносеологизм (ф. как инструмент, метод познания, т.е. упор на гносеологическую функцию). У Гегеля было и то и другое.
АНТИСАЕНТИЗМ Э-р, Ницше, Бердяев: ценностная форма философствования. Предметом являются экзистенциальные проблемы: о смысле жизни, о счастье и т.д.
Функции ф.: (это же в 3 вопросе можно)
Методы философии.:
Конечный рез-т любой науки-знание, рез-т философского исследования-смысл (а не только знание).
Специфический метод - метод философской рефлексии.
Рефлексия-направление сознания на само сознание, мышления на само мышление. Ф. мышление-принципиально-вопрошающее (правильно ли я мыслю?). Всегда возвращаемся к исходному в поисках смысла. Рефлексия -св-во сознания.
Метод диалектики-фундамент рефлексии.
11. Иррационализм Шопенгауэра. Философия жизни, основные
представители и идеи
Немецкий философ сер 19в. Его считают родоначальником иррационализма 19 века (философское направление в основе которого - критика разума и разумности всего существующего, возвышение эмоциональной сферы, религии, веры над наукой)
Сам разум сводится в философии иррационализма к слепой, бессознательной силе, либо отождествляется с животным инстинктом. Такая философия возникла в противовес рационализму. В то же время иррационалистическая философия вполне рациональна, т.к. использует средства логики, пользуется понятиями, рациональными средствами.
«Мир как Воля и Представление» - главная работа Шопенгауэра. Его философия поначалу не имела успеха, т.к. несла в себе пессимизм. Позднее книга обратила на себя внимание. Истоки идей Шопенгауэра эклектичны (с одной стороны - Платон и Кант, с другой - индийская философия)
Все окружающие нас предметы, вещи, объекты возникают, существуют и исчезают. Мир меняет свой лик. Но в то же время он в основе своей неизменен. Люди умирают, но рождаются другие. Выходит в мире есть что-то вроде базового основания, некий стержень. Что скрепляет единство этого многообразия мировой разум, некая идея, изначальное вещество? Шопенгауэр отвечает: ни то и ни другое, и ни третье. В основе всего, что нас окружает, лежит некое беспредельное и вездесущее начало Воля.
В основе мира лежит Воля. Воля как таковая. Некая абстракция. Воля как первичный принцип мира, его державное начало. Воля не зависит ни от каких установлений: она неизменна, тождественна самой себе, свободна в своих проявлениях, сама себя утверждает или отрицает себя. Человек, прежде всего, существо волящее, вожделеющее, а потом только познающее, мыслящее.
Воля единственна, проявления ее не единственны (стремление животных к самосохранению, половой инстинкт у животных, аффекты у человека).
На пересечении этих состояний лежит Воля как некоторая могучая сила. Человеческая воля - это проявление Воли. Мировая Воля единственна, едина, свободна, внеразумна (иррациональна), устремлена к утверждению жизни, не имеет ни плана, ни цели, ни схемы. Слепая, бессознательная, иррациональная сила. Она находится в постоянном неудовлетворенности собой, пожирает само себя. Этим обьясняет страдания, тревоги, мучения человеческой жизни. То же самое царит и в жизни общества. История не имеет смысла, это бессмысленное сплетение событий, Вселенский пессимизм.
Жизнь человека и общества бессмысленна, бесцельна. Есть ли выход? Да, если развить добавочную жизнь энергию и направить ее против Воли.
Воля обнаруживается в окружающем мире и в самом человеке. Он может попытаться обратить свою индивид волю против Воли (самой себя). Как это возможно? Существует два варианта: 1 эстетическое созерцание. Человек находится в этом состоянии временно, освобождаясь от действий Воли, уходит от потока на время. Лишь некоторые люди - гении в искусстве - перестают быть рабами Воли, не служат больше ей. 2 этическая ступень. Самоотрицание Воли как источника зла. Человеческая жизнь представляет собой картину страданий, преступлений, поэтому необходимо привести приговор в исполнение - аннигиляция Воли, самоотрицание Воли. Человек должен погасить в себе Волю к жизни, отречься от нее. Воля будет побеждена, если это сделает каждый.
Это означает другую Волю - Волю аскета, Волю самоотречения. Не все люди это могут сделать, этой ступени достиг святые. Это Воля отшельника, те субъект уходит, упраздняется как субъект. Шопенгауэр в противовес Немецкой Классической Философии провозглашает смерть субъекта. Без субъекта нет объекта, следовательно Воля также уничтожается. Конечная цель всего развития не прогресс, не достижение никаких высот, а угасание, смерть всего универсума, это ничто, это Нирвана (абсолютное равновесие). Смерть - это то, что может противостоять Воле.
Заслуга Шопенгауэра связывают с тем, что философ обратился к иррациональной стороне человеческой жизни, поставил ? абсурдности и смысла жизни. Что зависит от чел-ка? Далее над этим вопросом думали ф-фы 20 века.
14. Экзистенциализм, истоки, основные темы и направления
(небольшое предусловие) Если с сер. 18 века в европейской философии господствующее положение занимало рационалистическое направление, то с сер. 19 века на передний план выступают иррационалистич-е концепции.
Утверждение фил-го иррационализма происходит по мере разочарования широких масс людей в тех идеалах, которыми оперировал фил-кий рационализм. Люди убедились в том, что прогресс науки и техники сам по себе не ведет к реализации вековых идей человечества. Люди перестали видеть в мировом ист-ком пр-се проявл-е и осуществл-е высшего разума. Утратила свою притягательную силу идея приоритета социально-исторической активности человека. В фил-и утверждается мысль о беспочвенности и тщетности всех упований человека на то, что объективное движение мирового пр-са гарантирует осуществление собственно человеческих целей, что познание его закономерностей м. дать ч! надежную ориентацию в действит-ти. В иррационализме духовное отождествляется со спонтанным, бессознательными импульсами. Все формы рационального, целесообразного отношения к миру объявляются производными от первоначальной, досознательной основы.
В завис-ти от того, какое конкр-е начало объявляется сущностной характер-кой субъекта и какая дается интерпретация этому началу, в фил-фии возникают различные системы и школы иррационализма: фил-ия воли Шопенгауэра, фил-ия жизни Ницше, Э Хайдеггера, Сартра и других, психоаналитическая философия (курсивом предусловие) далее основное:
Экзестенциализм (философия существования) представлен в современной философии многочисленными учениями и школами. По отношениюю к сверхъестественному различают религиозную и секулярную формы Э. По геосоциокультурному признаку различают немецкий., русский, японский и другие Э. Течение сформировалось в Зап. Евр. в период м/у 2-мя мир. войнами. Он опирается на антрополого- персоналистскую традицию, которая берет свое начало от Сократа и софистов. Родоначальниками Э являются нем. философы Хайдеггер, Ясперс, франц. Жан-Поль Сартр и Габриэль Марсель, Альберт Камю. Эта философия вызвала интерес прежде всего потому, что она обратилась к проблеме критических, кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в период жестоких исторических испытаний.
Экзестенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого чел-го бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире необходимо, прежде всего, разобраться со своим собственным миром, оценить свои возможности и способности. На передний план они выдвинули проблему человека.
Э сосредотачивает св. внимание на духовной выдержке человека перед лицом враждебного ему мира. Его представители отказываются превращать человека в инструмент, которым можно манипулировать: в инструмент познания или производства. Человек не объект, а субъект, свободное, самодеятельное, ответственное бытие. 1-ый призыв этой философии: “человек, пробудись”, т.е. займи активную жизненную позицию, действуй в этом мире и противодействуй ему всеми своими силами.
Ч! не определяется никакой сущностью: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью человека, ибо такой сущности по их мнению не существует. Имеет значение только его существование, которое предшествует сущности. Это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность.
Ч! можно рассматривать как историческое существо, пребывающее «здесь и теперь» в остановленный момент времени. Задача философии определялась как анализ наличного бытия человека, застигнутого «здесь и теперь». Исследование сиюминутного переживания, опыта времени - одна из ведущих тем Хайдеггера. Он ставит вопрос о создании новой онтологии, исходным пунктом которой является экзистенция, определяющая конечность человека, его положение в этом мире и коммуникацией с другими людьми.
Ч! - это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Представление о смерти как самоочевидной, абсолютной границе любых человеческих начинаний, занимает в учении такое же место, как и в религии. Ч! не должен убегать от сознания своей смертности, а потому высоко ценить все, что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в учении о пограничных состояниях - предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность. И главная пограничная ситуация - это ситуация перед лицом смерти - в секулярной разновидности Э. И перед миром бога - в религиозной разновидности Э. Пограничные ситуации ставят человека перед необх-тью выбора. Ч! постоянно должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы. Для религиозного Э главный момент выбора: за и против бога. “За” - значит путь веры, любви и смирения. В результате ч! ждет бесконечное блаженство. “Против” - означает отречение от бога, чреватое божественной карой.
В секулярной разновидности гл. момент выбора связан с формой самореализации личности. Эта самореализация определяется фактом случайности человеческого бытия, его заброшенностью в этот мир. Заброшенность означает, что человек никем не создан, не сотворен. Он появляется в мире по воле случая и ему не на что опереться. Бога нет, бог умер. Ни христианская мораль, ни любая др. светская мораль не укажет человеку как ему действовать. Мы не можем опереться ни на какие предписания, которые оправдывали бы наши поступки. Человек сам их формирует в ходе своей деятельности и общения. Выбирая те или иные ценности и идеалы, делая те или иные поступки, индивид формирует себя как личность. Ничто не определяет и не может определить характер его выбора. Сартр: “человек сам себя выбирает”. Но выбирая себя, он выбирает всех людей. Выбрать себя это утвердить ценности которые ты выбрал. Отсюда чувство тревоги за человечество: раз у человечества нет никаких знамений, указаний для выбора, то его выбор происходит так, словно на него обращены взоры всего человечества.
Способность ч! творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира является, с точки зрения Э - следствием фундаментальной характеристики чел-го существования - его свободы. Ч! - это свобода. Свобода ч! сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности выбирать. Деятельность людей определяется не внешними обстоятельствами, а внутренними побуждениями, каждый ч! в тех или иных обстоятельствах мысленно реагирует не одинаково. От каждого человека зависит очень многое. Люди обладают определенной свободой в определении целей своей деятельности. Люди свободны и в выборе средств для достижения поставленных целей.
Слабость их подхода состоит в нежелании увязать субъективные цели и намерения людей с внешними источниками детерминантами, с тем фактом, что ч!, рождаясь на свет, застает готовым определенный уровень материальной и духовной культуры, систему социальных институтов и т.д. Он включен в это и ему приходится действовать в тех рамках, которые они диктуют.
Учение носит ярко выраженный нравственно-этический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции.
Со свободой связана и ответств-ть. Сартр: Чел несет ответственность перед самим собой. Ч. не задан кем-то, он сам проектирует себя. Если действия ч! предопределены внешними факторами он не отвечает за свои действия. Но если есть свобода выбора он в ответе за последствия своих д-вий.
Экзистенциализм вскрыл абсурдность существования человека в современном мире. В центре внимания чел одинокий, страдающий, но стремящийся к свободе и отвечающий за свои поступки.
Жизнь абсурдна, бессмысленна, поэтому чел стремится к смерти как к высшей свободе. Бытие, свободное для смерти, дает существованию цель и приводит экзистенцию к ее завершению.
30. Человек как предмет философской антропологи. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке.
Проблема человека одна из основных в философской мысли. Сократ говорил: «Познай самого себя» Частные проявления человека изучают биология, медицина, психология, социология и т д. Философия стремится к постижению целостности человека, так как сумма знаний наук не дает знания о сущности человека. Человек это вселенная во Вселенной, главная тайна мироздания, венец творчества природы.
Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, определение форм его активности, раскрытия различных исторических форм его бытия (по Спиркину). Философия выявляет место человека в мире, его отношение к миру, анализирует вопрос о том, чем человек может стать, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое человек как личность, какова структура личности и т.д. Специфика философии познания (философской антропологии) человека в том, что человек одновременно и субьект и объект познания.
В античной философии человек микрокосм, подчинен Судьбе; в христианском мировоззрении человек существо, в котором связаны 2 противоречивых начала душа и тело, человек и Бог; философия Нового времени рассматривает человека прежде всего как духовное существо. В 19-начале 20в целостного учения о человеке еще не сформировалось, в одних случаях сущность человека сводилась к рациональному началу, в других- к иррациональному. Платон: «Человек двуногое животное без перьев» (определение по признакам) Но сущность любого предмета определяется имманентными законами его существованияния. У человека таким законом, таким сущностным признаком является труд.
К человеку можно подходить с четырех разных сторон:
1 Биологическая анатомические, генетические явления, нервные, электро-химические и др процессы человеческого организма
2 Психическая внутренний духовный мир человека, сознательные и бессознательные процессы, воля, память, характер, темперамент.
3 Социальная существует нераздельно от биологического. Человеческое мышление биопсихосоциальный феномен поддается биологическим законам, но его содержание переплетение психического и социальногого.
4 Космическая. Мы существуем именно потому, что такова вселенная. Мы существуем в ней на планете Земля. Вернадский «Ноосфера» - сфера живого и разумного на Земле.
Определение Чел это воплощенный дух и одухотворенная телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. Это субъект труда, социальных отношений, общающийся с помощью членораздельной речи.
Аристотель определяет человека как политическое животное.
Соловьев: «отнимите у чел всё, чем он обязан другим, начиная от родителей и заканчивая государством и всемирной историей и от его существования ничего не останется». Чел существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель и смысл его усилий не только в его личной судьбе, а прежде всего в социальных судьбах своего народа и всего человечества.
Человечество это не простая сумма наций, народов, гос-в, как и общество не простая сумма человеческих единиц, а целостность более высокого и качественного порядка.
Человек это 1) отдельная особь хомосапиенс 2) «атом» социальной общественности. Каждый индивид имеет право на свою особенность, личность.
Существуют две концепции личности. 1. Личность ролевая характеристика. Опирается на понятие социальноой роли. Имеет большое значение в современной социологии. Не раскрывает внутренний глубинный мира человека, а фиксирует только его поведение, кот не всегда выражает сущность человека.
2. Личность сущностная характеристика чел. Здесь личность центр самосознания, источник воли, ядро характера.
В понятии личности прежде всего выделяются такие аспекты, как мировоззрение, самооценка, характер, чувство собственного достоинства, принципы образа жизни, нравственные идеалы и убеждения, сила воли и др. любой чел является личностью. Л это человек, обладающий самосознанием и мировоззрением, осознающий себя как звено цепи поколений, обладающей правами и обязанностями. Понятие Личности в философии не появляется вместе с появлением биологического вида человека.
Л это общественно развитый человек. Центром Личности является Я, оно определяет характер, уровень притязаний, основы формирования убеждений, основы мировоззрения, совести. Личность может меняться,
Я тот субъект, кот ост неизменным.