Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Генезис науки (продолжение)
Френсис Бекон, Рене Декарт и др. стояли у истоков классической науки.
Эпоха Великих географических открытий.
Научное знание, отделенное от давления религии, привлекло к себе внимание философов. Возникла необходимость выявления методов, приемов, понимания, проблемы личности.
Формируются основные принципы науки, само научное мировоззрение.
Формируются составные части науки как социального института: мировоззрение, самостоятельность (автономность), система подготовки ученых (университеты, научные сообщества), научные издания и др.
«Научить нельзя. Научиться можно», - Суворов.
В Новое время формируется ряд принципов и методов.
Комбинаторность приведение всего многообразия мира к соотношению одного с другим на основе единой базы.
Квантитативизм универсальный метод количественного сопоставления форм, модусов, образующих всякое явление, процесс и др.
Натурализм признание единства неорганической и органической живой природы.
Причинно-следственный автоматизм, детерминизм.
На смену абстрактным отвлеченным умозаключениям, основанным на схоластическом оперировании понятиями приходит метод анализа, эксперимента, элементы моделирования.
Метод геометризма позволяет представить мир в его протяженном единстве, взаимной расположенности всего.
Возникло естественнонаучное мировоззрение, формировавшее определенный стиль в познании, науке.
Стиль включал:
1) отношение к природе как к сложному естественному объекту, лишенному антропоморфности;
2) опору в исследованиях на строгий математический расчет;
3) стремление выявить причинно-следственные связи в процессах и явлениях;
4) отказ от мистического символизма и предвзятости;
5) стремление к объективизму.
Ядром естествознания становится гипотетико-дедуктивный метод, суть которого заключалась в следующем: получение знаний о закономерностях путем рациональных рассуждений и апробация путем экспериментов (Галилей, Паскаль, Ньютон, Ломоносов, Эйлер и др.).
В XVII-XVIII веках была создана основа, так или иначе добавляющаяся потом новыми методиками получения научного знания.
Классическая рациональность перестала выполнять свои функции, что было вызвано естественным ходом развития общества, науки, техники, что привело к возникновению неклассических, постклассических методов.
Механистическая картина мира стала замещаться, мир стал представляться более сложным.
(По Декарту, душа в мозжечке.)
Отличия перехода от классического познания:
1) появление принципиального мышления
2) иное понимания состояния действительности
3) действительность теряет чисто линейный характер
В науке устанавливается принцип релятивизма - сопоставимость частей.
(Николай Кребс Николай Кузанский.)
Проблема истины предстает совершенно в ином свете. Абсолютная истинность возможна, но только в определенном значении, в определенной системе координат.
Противоречия, связанные с огромным ростом объема информации.
Появляется необходимость иного прочтения.
До теории большого взрыва была теория Канта-Лапласа.
Постнеклассика порождает принципы глобального эволюционизма, универсальной теории развития. На первое место выдвигается не закономерность, а случайность (хаос, а не порядок). Меняется статус хаоса. Хаос приобретает субстанциональный характер. Возникают так называемые точки бифуркации, понятие энтропии.
Появление понятия, за которым стоит понимание.
Энтропия естественный процесс, который повышает уровень неупорядоченности.
Стремление решать проблемы энтропии.
Новый тип в науке стал характеризоваться тем, что повсеместно стала использоваться идея инвариантности; стал утверждаться принцип симметрии принцип позволяет отвлечься от несходного и связать процессы, которые поначалу кажутся несвязанными; возникают теория структур, модель вектора.
Соответственно трем основным периодам развития науки выдвигается классификация типов рациональности: 1) классическая рациональность (XVII-XIX вв.); 2) неклассическая рациональность (конец XIX XX века); 3) постнеклассическая (конец XX начало XXI века).
Классическая рациональность предполагала дистанцирование субъекта от объекта. Попытка получить независимого от субъекта знания об исследованном предмете.
Для неклассической рациональности характерно исследование объекта в относительности. Инструмент изучения становится необходимым при описании.
В постнеклассической рациональности учитывается соотношение объекта в том числе с определенными ценностями, целями человека.
Структура научного знания
Дихотомия.
Научное и ненаучное знание.
Научное знание знание определенного уровня, качества, принципиально проверяемая информация об изучаемом предмете, отражающая на определенном языке природу, сущность этого предмета.
Признаки научного знания:
1) научные знания возникают на определенном этапе накопления знаний;
2) изложено определенным языком;
3) обязательно проверяется. Наиболее эффективная проверка общественная практика;
4) принципиально опровергаемое;
5) со временем становится органичной частью знания более высокого порядка.
В зависимости от характера общественной деятельности научное знание может быть, например, чувственное и рациональное; эмпирическое и теоретическое.
Выделение эмпирического и теоретического уровней возможно и необходимо. Обнаружение, выявление, описание объективных законов требует выявления системы, повторяющихся феноменов, определения характера повторяемости.
Знания научные могут быть истинными и ложными.
Не путать ложное знание с обманом!
Истиной разные философы считали совершенно различные явления.
Подходы к пониманию истинности:
1) корреспондентский (аристотелевский) знание, соответствующее действительности, адекватно отражающее исследуемый феномен, явление, объект и др.;
2) прогматический свойством истинности обладает все, что характеризуется полезностью;
3) конвенциалисткий истина условна, соглашение между исследователями, между теми, кто использует полученное знание на практике;
4) когерентный истина непротиворечивость мышления, согласованность с самим собой.
Общепринятые свойства истины:
1) конкретность;
2) адекватность отражения свойств и средств;
3) объективность истины (независимость от сознания);
4) субъективность формы (так или иначе отражается в индивидуальном сознании);
5) относительность истины;
6) возможность носить абсолютный характер.
Самый распространенно признанный критерий истины практика предметная чувственная материальная целенаправленная деятельность людей по освоению и преобразованию окружающей действительности.
Характер познавательных ситуаций различается:
1) по объекту исследования,
2) цели,
3) возможностям субъекта,
4) по уровню обобщенности получаемых знаний,
5) по искомому и др.
Формы знаний: задачи, проблемы, версии, гипотезы, теории и др.
Задача возникает тогда, когда субъект, исследующий объект, владеет алгоритмом преодоления познавательного барьера.
Бывают несколько видов познавательных ситуаций, например, в одних ищем закономерности, в других пути решения, цели и др.
Проблема отличается тем, что при выяснении, что это проблема, мы понимаем, что алгоритмов не существует. Однако важен момент относительности (для кого-то это задача, для кого-то - проблема).
По способам возникновения проблемы бывают риторические (проблемы ответ на которые кто-то знает) и классические.
Сама формулировка проблемы представляет собой результат реализации определенного алгоритма действий.
Гипотеза некое вероятностное предположение, где с определенной степенью достоверности выявляется некая связь.
Гипотеза, которая опровергается, становится ложным знанием, а которая подтверждается, становится теорией.
Версия ситуативна, а гипотеза имеет более глобальный характер. Версий, как правило, мы выдвигаем много. Гипотеза, как правило, одна. Гипотезу мы выдвигаем по отношению к какой-либо фундаментальной проблеме, а версия больше имеет прикладной характер. Гипотеза может рассматривать процесс, имеющий широкий круг значения, нечто общее, нечто предстоящее, будущее, а версия рассматривает то, что было.
Теория достаточно обоснованное истинное непротиворечивое знание об определенной области действительности, представляющее собой совокупность органично увязанных утверждений, находящихся в определенной иерархии, позволяющих не только делать описание, но и осуществлять прогноз.
Компоненты теории:
1) исходное основание (принципы и др.);
2) идеализированный объект теории (модель теории, более или менее абстрактная);
3) внутренняя логика теории (совокупность допустимых в данной области знаний способов, доказательств и др.);
4) функции теории.
Уровни: теоретический и практический.
В структуре научного знания выделяют:
1) основания науки,
2) идеалы,
3) нормы исследования,
4) этика научной деятельности,
5) методология,
6) логика научной деятельности,
7) научная картина мира
Картина мира форма систематизированных на основе актуальных достижений науки, на основе фактов в научном свете выраженных и сформулированных и отраженных в научных знаниях о природе и компонентах об отношениях общества и природы, о месте общества, природы и человека.
Важное значение приобретают философские основания науки.
Степин выделяет онтологическое (свойства, отношения, процесс, причинность) и эпистемологическое (содержит познавательные процедуры и их результат (метод, истина, знание, доказательство, теория, факт)).
По характеру включения в общественную практику научное знание разделяется на фундаментальные и прикладные науки.
Фундаментальная наука не зависит от четко сформулированных обществом задач, но так или иначе их выражает, носит интенциональный характер.
Прикладные науки выполняют социальный заказ, направлены на решение конкретных практических задач.
Науки делятся на:
1) естественные (о Вселенной, о Земле, о физических, химических, биологических системах),
2) технические («трансформатор» между научным знанием и производством),
3) общественные (изучают общество, закономерности, способы и формы жизнедеятельности людей, соотношение социальных сфер и др.),
4) гуманитарные (о результатах человеческой деятельности (о культуре, ее социальной составляющей, о языкознании и др.)).
Динамика науки как процесс порождения нового знания
Понятие «динамика» ввел Конт.
Наука, как и любое сложное социальное образование, развивается.
Основа развития противоречия. В данном случае наука, общество, природа.
Наука является составной частью социума.
В каждом из разделов научного знания продолжается развитие. Осуществляется в двух направлениях:
1) дифференциация научного знания (возникают новые теории, методологии, категориальный аппарат);
2) интеграция (науки сталкиваются и в результате их взаимопроникновения рождается нечто новое).
Развитие науки неравномерно. Включает как медленное и кропотливое, эволюционное накопление знаний, так и всплески информации.
В классике предполагалось, что наука развивает поступательно, однако сейчас подход изменился.
Интернализм и экстернализм подходы, определяющие, что является источником внутреннего противоречия и развития науки.
Интернализм видит главную силу развития внутри науки. Наука саморазвивающаяся система, которая мало зависит от природно-социальных условий.
В интернализме выделяют 2 позиции: 1) эмпирическая версия за основу берет установление и открытие новых фактов, теория носит вторичный характер; 2) рационалистическая версия исходит из первичности осмысления.
Физический, психический и мир знаний. Мир знаний создан человеком. (кажется, это считает Лакатос).
Экстерналисты полагают, что развитие науки обусловлено социальной детерминацией (Маркс, Богданов, Ленин, Кун, Ферабин).
Экстерналисты разделяются по оценке значимости различных факторов: экономика, экология, политика, культура, духовный мир и др.
Некоторые экстерналисты считают, что параметры социума определяют направление развития, а некоторые что методологию.
Взаимосвязь внутринаучных и социокультурных факторов, соотношение этих позиций образует основу и условия развития научного знания.
Единство процессов дифференциации и интеграции.
Важная роль этической компоненты в развитии науки. Есть внутринаучная этика и внешняя.
Внутринаучная: ценность истины и значение заблуждения; активное формирование нового знания; свобода научного творчества; права и обязанности исследователя перед обществом; равенство всех исследователей в поиске и отстаивании научной истины.
Научное знание всеобщее достояние.
Ценность жизни человека выше ценности знания (но нельзя перегибать, чтобы недооценка ценности знания не привела к гибели людей).