Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1. «Суть дела в том, что философское мышление, и религиозное
сознание существует и взаимодействует в поле мировоззренческого соз-
нания. По-своему, в рамках характерного им стиля сознания они отвечают
на одни и те же коренные духовные запросы. Потому что исторически
религия и философия все время находились в тесном взаимодействии.
Понять историю философии просто невозможно без знания истории
религии». [Цытуецца па кн.: Францыск Скарына i яго час. Мн., 1988. С. 137].
- В чем, на ваш взгляд, проявляется взаимодействие рели-
гии и философии?
2. «Человек несчастен только потому, что отрекся от природы...
Он захотел быть метафизиком, прежде чем стать физиком, оставил в
стороне реальность, чтобы размышлять над явлениями, пренебрег опы-
том, чтобы увлекаться абстрактными системами и гипотезами... Одним
словом, человек отвернулся от изучения природы и отдал предпочтение
погоне за явлениями.
Пора начать черпать в природе необходимые средства против
бедствий, причиненных нам буйной фантазией. Пользуясь опытом, ра-
зум должен, наконец, победить предрассудки, жертвой которых так дол-
го был человеческий род».[ Швырев B.C. «Образ философии» и философская культура.//Философское сознание: драматизм обновления. М, 1991. С. 213-214.]
-Справедлива ли критика абстрактной философии и свя-
занных с ней фантазий и предрассудков? Какие из них автор
имел ввиду?
3. «...для других наук определяется предмет исследования; пред-
мет философии как таковой не может быть ограничен, потому что он
включает в себя все, что существует в мире. Именно потому, что он
не может быть ограничен, его можно по существу обозначить как
"искомый, бесконечно искаемый».[Ортега-и-Гaccent Хосе. Дегуманизация искусства. М, 1991. С. 35.]
- О каких особенностях предмета философии идет разговор
в тексте?
4. Античный скептицизм, констатируя факт плюрализма философ-
ских учений, утверждал, что философы, поскольку они обосновывают
несовместимые друг с другом взгляды, которые в одинаковой степени
оказываются отвергнутыми, никогда не достигают истины и тем самым
демонстрируют нежизнеспособность любых философских положений.
Противники скептицизма, соглашаясь с тем, что предыдущие философ-
ские учения были действительно ошибочными, но не принимая тезиса о
равнозначности всех философских высказываний, стремились создать на-
стоящую философию, которая б закончила с разнообразностью несовмес-
тимых взглядов, с тем, как они считали, перманентным философским
скандалом. Так, например, И. Кант отмечал: «...Критическая философия
объявляет себя такой философией, до которой еще вообще не существо-
вала никакая философия».[ Кант И. Сочинения. Т. 4, Ч. 2. М., 1966. С. 114.]
5. «Основной признак, который отличает философское познание
от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие челове-
ка и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает
бытие как бы за человеком, отчуждается от человека. По этой причине
для философии бытие есть дух, для науки же бытие есть природа».[ Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. //Мир
философии. М., 1991. С. 113.]
- Разделяете ли вы позицию философа? Обоснуйте свой
ответ.
6. Существует мысль, что в философии, в отличие от науки, ис-
ходная точка - субъект; в науке же - объект при максимальном элими-
нировании субъекта.
- Дайте оценку такому рассуждению.
7. «От физика нельзя требовать, чтобы он был философом; но
можно ждать от него философского образования, достаточного для того
чтобы обоснованно отделять себя от Вселенной и снова объединяться с
ней в более высоком смысле. Он должен создать себе метод, соответст-
вующий наглядному представлению; он должен оберегаться превратить
наглядное представление в понятие, понятия в слова и обходиться с
этими словами так, будто это предметы; он должен быть знаком с ра-
ботой философа, чтобы доводить феномены до самого философского
охвата».[ Гете И.В. Избр. философ, произв. М., 1964. С. 369.]
- О какой функции философии идет речь?
8.. «..Мудрость сродни свободе и разумности. Мудро поступает
(и советует, и учит) тот, кто, опираясь на знания, обобщенный жизнен-
ный опыт, умеет разумно соотнести желаемое с должным, субъективные
устремления с объективной логикой жизни. Мудрость позволяет избе-
гать грубых ошибок в суждениях и действиях».[См. Философия. Киев, 1994. С. 37.]
О какой функции философии идет речь в отрывке?
Что вы понимаете под мудростью?
Достаточно ли быть мудрым, чтобы быть философом.
9. «Понятно, что бытие не есть реальный предикат, иными сло-
вами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло быть добавлено к
понятию речи. Оно есть только допущение речи или некоторых опре-
делений само по себе. В применении к логике оно есть только связка в
суждении...». [Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М.. 1990. Т. 1. С. 700.]
Проанализируйте это высказывание. Назовите некоторые
из «реальных предикатов» речи, к которым не относится бытие. В
чем заключается «реальность бытия», разве оно только «логи-
ческая связка в суждении»?
Находите ли вы в приведенном тексте определение бытия как
такового? Если находите, то как вы его понимаете?
10. Найти кто из философов представлял
бытие как:
а) Единственное (в смысле: «только бытие есть, небытия же нет»).
б) Идею (или «свет идей»).
в) Допущение.
г) Абсолютное понятие.
д) Волю к власти.
е) Энергию.
ж) Бытие есть то, что может быть определено (определить - уста-
новить предел, ограничить какими-то рамками) научно-рациональным
знанием и предметно-практической деятельностью человека.
- Какие еще представления про бытие известны вам из ис-
тории философии?
11. «Мир образуется из «я» и «не я» , из внутреннего и внешнего
мира. Отношение между этими двумя полюсами является объектом лю-
бой религии и любой философии. Однако каждое учение изображает по-
разному ту роль, которую играет субъект в мировой картине. Значение,
которое придается субъекту, представляется мне тем масштабом, руко-
водствуясь которым, можно расположить по порядку, нанизывая, как
жемчуг на нитку, религиозные верования, философские системы, миро-
воззрения, укоренившиеся в искусстве или науке».
Выделите «узловые» точки взглядов на мир в позиции
М. Борна.
Можно ли определить понятие «мир» без понятия
«субъект»?
12. «Как механическое миросозерцание Декарта, так и боевая за-
воевательная философия Бэкона, в одинаковой степени, хоть и с разных
сторон, окончательно порывают с природой как существенным...
Когда природа не существует как существенное, когда она пас-
сивная, инертная в себе, когда она истинно жизненная - тогда что собой
представляет весь материальный мир? Что такое та материя, которая
лежит в основе всех материальных процессов мира?»[ Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991. С. 36-37.]
- Постарайтесь ответить на вопросы, поставленные в этом
тексте В. Эрном. Воспринималась ли природа как существенное в
античной и средневековой философии? Является разрыв с приро-
дой как существенное всеобщее, характерным для всего челове-
чества, для всей философии «нового» и «новейшего» времени,
или в этой тенденции происходит поворот? Назовите философов
прошлого и нашего столетия, которые пытались ликвидировать
этот разрыв.
13. Современная диалектика оформлялась на основе обобщения
огромного фактического материала. Причем она обобщает материал не
отдельной области знаний, а совокупность фактов бытия природы и
всемирно-исторической практики и опирается на потенциал всего чело-
веческого познания, на данные истории и достижения современного на-
учно-технического прогресса.
- Согласны ли вы с такой оценкой диалектики? Если да, то
покажите это на конкретном материале естественных и гумани-
тарных наук.
Задание выполняется в письменном виде, дается развернутый и обоснованный ответ
Критерии оценки:
Задание выполнено на 80-100% - 10 баллов
Задание выполнено на 60-80% - 7 баллов
Задание выполнено на 40-60% - 3 балла
Задание выполнено на 10-40% - 1 балл
3.Требования к содержанию и оформлению рефератов по философии.
Реферат, как правило, содержит введение, основную часть, заключение, список использованной литературы.
Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой философской проблемы, актуальность темы, ее значение и место в философской теории и практике, связь данной темы с другими научно-исследовательскими работами. Так же формулируются объект анализа, предмет исследования, цели и задачи реферата и метод исследования.
Основную часть работы следует начинать с изложения существа выбранной темы. Основная часть должна включать как можно больше информации, содержащейся в философской литературе, с основными фактическими сведениями и выводами. Нужно осветить имеющиеся точки зрения на данную проблему различных авторов, и если они дискуссионны определить свое отношение к ним. Привлечение фактического материала по данной теме, результаты самостоятельного осмысления фактов культуры так же могут быть использованы в основной части. Как правило, основная часть включает две главы, разбитые на параграфы и носит диалоговый характер.
В заключении отражается результат проведенного исследования, последовательное, логически стройное изложение полученных итогов, которые соотносятся с целями и задачами, сформулированными во введении. При этом (если это возможно) указывается научная и социальная значимость работы и рекомендации автора по рассмотренной проблеме.
В конце реферата в обязательном порядке приводится список используемой литературы согласно ГОСТ 7.1-2003 библиографического описания документов.
Правила оформления реферата. Готовый реферат должен быть правильно оформлен в соответствии с ГОСТ 7.32-91 «Реферат и аннотация». Текст реферата располагается на одной стороне листа формата А 4 (210 297 мм). Допускается предоставлять иллюстрации, таблицы на листах формата А3. Размер шрифта 14, Times New Roman (при большом объеме материала возможно использовать размер шрифта 12). Длина строки и количество знаков в строке может варьироваться в зависимости от емкости шрифта, но при этом следует соблюдать следующие стандартные поля: левое 30 мм, правое 10 мм, верхнее 20 мм, нижнее 20 мм. Объем работы должен составлять один авторский лист, что соответствует примерно 40 тыс. печатных знаков или 23 24 страницы текста через полтора интервала.
Вначале печатается титульный лист, где указываются министерство, наименование ВУЗа, кафедра, название темы реферата, данные студента, написавшего работу (группа, Ф.И.О.), фамилия и инициалы руководителя, где и когда выполнен реферат.
После титульного листа на отдельной странице помещается оглавление работы с указанием постраничного расположения глав и параграфов в тексте реферата. Далее может следовать список принятых сокращений, условных обозначений, словарь терминов.
Затем излагаются основные части реферата: введение, основная часть, заключение, приложения, литература. Пункты и подпункты основной части печатают по центру и с прописной буквы без точки в конце. Расстояние между заголовками, заголовком и текстом должно составлять 1 2 интервала. Пункты основной части нумеруются арабскими цифрами и имеют порядковую нумерацию в пределах основной части и обозначаются арабскими цифрами с точкой, например, 1., 2., 3. и т. д. Подпункты обозначаются следующим образом: 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.
Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдаясквозную нумерацию, в правом верхнем углу страницы. Номер на титульном листе не проставляется.
Список литературы может быть составлен по алфавиту, по тематике и т.д., но обязательно должны соответствовать правилам оформления ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание.». ГОСТ 7.822001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов», ГОСТ 7.832001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения». В библиографических описаниях необходимо употреблять условные разделительные знаки. Знак тире разрешено опускать, но опускать во всем тексте. Так же разрешается не указывать количество страниц в книге или страницы журнальных статей.
Составить 7 10 вопросов суждений к реферату сквозных, т. е. по всему содержанию и обзорную логическую схему.
…………………………………………………………………………………
ПРИМР ОФОРМЛЕНИЯ
Содержание
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1 Изучение национального характера народа по его сказкам и былинам (Б.П. Вышеславцев)………………………………………………4
Глава 2. Основные черты русского национального характера (Н.О. Лосский)………………………………………………………………………..7
Глава 3. Роль национального характера в судьбах России (Н.А. Бердяев)………………………………………………..………………………11
Заключение……………………………………………………………………17
Библиографический список…………………………………………………18
Введение
Современные исследователи все чаще обращают внимание на роль национального характера, который в значительной мере определяет траектории развития общества в целом. Проблема национального характера достаточно сложна, и в ее изучении необходим комплексный подход историков, политологов, философов, социологов, этнографов, психологов, искусствоведов.
Актуальность темы: Уже давно русский национальный характер, его необычность и непонятность, возбуждает живейший интерес и стремление понять, объяснить те или иные характерные его черты, найти корни трагических обстоятельств, сопутствующих истории России.
Объект исследования - русская философия.
Предмет исследования русский национальный характер.
Цель работы провести системный анализ знания о русском национальном характере в русской философии.
Задачи исследования:
1. Изучить национальный характера народа по его сказкам и былинам
(по трудам Б.П. Вышеславцева);
2. Выявить основные черты русского национального характера (по
трудам Н.О. Лосского);
3. Рассмотреть роль национального характера в судьбах России (по
трудам Н.А. Бердяева).
Методы исследования: сравнение, системный анализ и синтез изученных данных.
………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………
Библиографический список
…………………………………………………………………………….
Темы рефератов по философии
1.Миф и реальность.
2.Мифология религия философия: становление и диалектика взаимосвязи.
3.Язык и стиль философского мышления.
4.Проблема научности философии. Предмет философии в истории философии.
5.Основной вопрос философии: проблемы и дискуссии.
Первые натурфилософские школы античности.
6.Античная диалектика и софистика.
7.Формирование восточного и западного стилей философствования в философии Древнего мира.
8.Специфика средневекового стиля философствования.
9.Проблема человеческой индивидуальности в философии Возрождения.
10.Основные идеи натурфилософии Возрождения.
11.Научная революция XVII в. и ее влияние на особенности развития философии Нового времени.
12.Наука, прогресс, цивилизация в философии Нового времени.
13.Социально-философские идеи эпохи Просвещения.
14.Атеизм в философии французского Просвещения.
15.Проблема достоверности научного знания и его границ в философии Канта.
16.Противоречия системы и метода в философии Гегеля.
17.Различие гегелевской и марксистской диалектики.
18.Л. Фейербах и К. Маркс о природе человека.
19.Сущность философии фрейдизма.
20.Культ научно-технического знания в западной философии XX в.
21.Проблема языка и причины повышенного внимания к ней в философии XX века.
22.Ориентация западной философии XX в. на человека, его жизнь и его мир.
23.Экзистенциальная философия о человеке в условиях отчуждения, социальных кризисов и пограничных ситуаций.
24.«Русская идея» в русской философии XIX начала XX вв. и ее различные интерпретации.
25.Проблема «Запад Россия Восток» и ее философские аспекты.
26.Русские философы о русском национальном характере.
27.Философские идеи Ф. Достоевского и Л. Толстого и их влияние на духовную жизнь России.
28.Русская философия «серебряного» века.
29.Истоки и смысл онтологической проблематики.
30.Проблема бытия в XX веке.
31.Современные представления о материи, ее структуре, формах, свойствах.
32.Современная наука и философия о единстве мира.
33.Информационная реальность.
34.Дух и материя: предел противоположности.
35.Современная философия и наука о формах движения материи.
36.Пространство и время в природе и обществе.
37.Исторические формы диалектики.
38.Принципы диалектики и их роль в научном познании.
39.Идея развития и модификации ее философского воплощения.
40.Различие между диалектической и метафизической «моделями мира».
41.Наука в контексте диалектической и метафизической моделей мира.
42.Понятие «проект науки» с позиций диалектики и метафизики.
43.Феномен репрезентации в теоретическом и обыденном сознании.
44.Концепция глобального эволюционизма как современная форма философского учения о развитии мира.
45.Объективное и субъективное в диалектике.
46.Теория устойчивого развития в современной диалектике.
47.Особенности противоречий в обществе и способы их разрешения.
48.Диалектические противоречия и глобальные проблемы современности.
49.Диалектика количественных и качественных изменений и социальные реформы в России.
50.Преемственность и связь в историческом развитии общества.
51.Идея коэволюции природы и общества в современной диалектике.
52.Эволюция представлений о прогрессе общества.
53.Роль категорий диалектики в научном познании.
54.Диалектика содержания и формы в искусстве.
55.Роль модернизма в искусстве.
56.Сущность и явление в научном познании.
57.Диалектика эмпирического и теоретического в истории познания.
58.Противоположность детерминизма и индетерминизма в научном познании.
59.Философские основания теории вероятностей.
60.Соотношение необходимого и случайного в научно-техническом открытии.
61.Истина и мнение.
62.Истина в науке и художественная правда в искусстве.
63.Причины и источники заблуждений.
64.Современные концепции философии истории.
65.Информационное общество и перспективы его развития.
66.Современные технократические концепции.
67.Традиция и ее роль в жизни общества.
68.Частная собственность и социальное неравенство: вероятность их 69.исключения из жизни общества.
70.Глобальные проблемы: причины их возникновения и основные признаки.
71.Классификация глобальных проблем современности.
72.Ненасильственная политика и новейшие социальные технологии.
73.Развитие природы: гармония или трагедия?
74.Проблема жизни, ее конечности и бесконечности в условиях Земли.
75.Философские воззрения на природу
76.Материальное производство как взаимосвязь природного и социального.
77.Место и значение государства в системе общественной жизни.
78.Соотношения классовой и стратификационной теорий.
79.Брак и семья, история их развития и роль в жизни общества.
80. Проблема духовности в современной цивилизации.
81.Загадки антропосоциогенеза.
82.Проблема отчуждения и свободы личности.
83.Свобода и ответственность как условия существования личности.
84.Будущее человека и человечества.
85.Молодежные субкультуры XX в.
86.Особенности западной и восточных цивилизаций.
87.Культура и цивилизация: единство, различие, взаимодействие.
Критерии оценок рейтинговой системы по предмету
«Философия» - 51 час
Вид контроля |
Баллы |
Примечание |
1. Составление глоссария дидактических единиц по теме занятия (письменный вариант) |
1 |
|
2. Задачи и упражнения по философии |
3 балла (1 упражнение, 1 задач) |
|
3. Составление теста с ответом (печатный вариант): а) раскрывает тему; задания теста разнообразные 25 вопросов б) не раскрывает тему, задания теста однотипны (от 25 до 20 вопросов) в) не охватывает всю тему, но задания теста разнообразно сформулированы, составлено от 20 до 15 опросов |
6 баллов 5 баллов 3 балла |
|
4. Ответ студентом на тест во время семинарских занятий (всего 25 вопросов)
|
0 баллов 2 балла 4 балла 6 баллов |
|
5. Индивидуальное задание репродуктивного характера (1 задание 1 вопрос) (задание определений; видов предложенных понятий; сравнение особенностей по заданиям, признакам сравнения философских течений; взглядов философов и т.д. |
2 балла |
|
6. Составление вопросов-суждений по теме, без ответов для взаимообмена (20 вопросов) В чем заключается…? Каким образом…? Каковы особенности…? В каком случае…? Когда…? Вследствие чего…? Почему…? Что…? Как доказать …? и т.д. а) Вопросы составленные разнообразно и охватывающие всю тему, предложенную преподавателем для обсуждения и защищенные взаимоопросом или преподавателю (печатный вариант) б) Вопросы составленные однотипно и охватывающие всю тему, предложенную преподавателем для обсуждения и защищенные взаимообменом или преподавателю (печатный вариант) |
6 баллов 4 балла |
|
7. Вопрос, задаваемый студентом с места, отвечающему по вопросу семинарского занятия. Участие в дискуссии семинарского занятия |
1 балл |
|
8. Составление схемы по теме и 15 вопросов-суждений к схеме (все делается на одном листе или в скрепленном варианте): а) схема с вопросами-суждениями по теме без защиты б) схема с вопросами-суждениями по теме с защитой (на консультации) |
3 балла 6 баллов |
|
9. Доклад студента: а) с места читает б) излагает материал самостоятельно в) с места читает + отвечает на вопросы студентов по изложенной теме (не менее 3-х вопросов на которые нужно ответить правильно) г) излагает материал самостоятельно + отвечает на вопросы грамотно (не менее чем на 3 вопроса) |
1 балл 3 балла 5 баллов 7 баллов |
|
10. Дополняет письменно лекционную тему (конспект лекций + доработать конспект по вопросам к семинару) |
2 балла |
|
11. Реферат в соответствии с требованиями и защитой Написание реферата без защиты и имеющиеся негрубые ошибки (РЕФЕРАТ ЕСТЬ ПО УЧ. ПЛАНУ, ТО БАЛЛЫ НЕ СТАВЯТСЯ, А ЗАЧТЕНО ИЛИ НЕТ) |
10 баллов 5 баллов |
|
12. Выступление на конференции с написанием статьи |
10 - 25 баллов |
|
13. Творческая работа с защитой |
10 - 25 баллов |
|
Итоговый контроль по дисциплине «Философия» - экзамен
Текущая аттестация студентов производится в установленные временные интервалы преподавателем, ведущим лекционные и практические занятия по дисциплине в следующих формах:
Теоретические задания для промежуточного контроля
Билет № 1
1. Понятие мировоззрения, структура мировоззрения. Философия как мировоззрение.
2. Философское понятие бытие, формы его проявления.
Билет № 2
1. Объект, предмет философии.
2. Единство сущности и существования в философии.
Билет № 3
1. Основной вопрос философии.
2. Понятие субстанции в философии.
Билет № 4
1. Функции философии, и её место в системе духовной культуры.
2. Понятие материи. Эволюция философского учения о материи.
Билет № 5
1. Античная философия (учение о бытие, познании, человеке и обществе, становлении античной диалектики).
2. Движение способ бытия материи, основные формы движения материи.
Билет № 6
1. Первые натурфилософские школы античности.
2. Пространство и время формы бытия материи. Развитие представлений о пространстве и времени в философии и науке.
Билет № 7
1. Античная диалектика и софистика.
2. Нравственные и этические ценности.
Билет № 8
1. Этические школы античности о смысле жизни человека (гедонизм; эпикурейство, кинизм, стоицизм).
2. Понятие диалектики.
Билет № 9
1. Философия средневековья, её религиозный характер.
2. Диалектический метод и метафизический метод познания.
Билет № 10
1. Фома Аквинский и философия томизма.
2. Структура диалектики как науки. Принципы диалектики, их роль в научном познании.
Билет № 11
1. Номинализм, реализм направления философии средневековья.
2. Идея развития и модификации её философского воплощения.
Билет № 12
1. Антропологический и гуманистический характер философии эпохи Возрождения (Философия возрождения).
2. Понятие закона. Всеобщий характер законов диалектики.
Билет № 13
1. Идея натурфилософии Возрождения.
2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
Билет № 14
1. Философия Нового времени.
2. Закон единства и борьбы противоположностей.
Билет № 15
1. Ф. Бэкон, Дж. Локк и эмпирический метод познания.
2. Закон отрицания отрицания.
Билет №16
1. Р. Декарт, Лейбниц и теоретический метод познания.
2. Понятие категории. Система категорий диалектики.
Билет № 17
1. Научная революция XVII века, её влияние на особенности развития философии Нового времени.
2. Система категорий диалектики. Единично, особенное, общее.
Билет № 18
1.Социально философские идеи эпохи Просвещения.
2. Система категорий диалектики. Содержание и форма; необходимое и случайное.
Билет № 19
1. И. Кант и его теория этики.
2. Отражение как всеобщее свойство материи. Ступени развития отражения.
Билет № 20
1. И. Кант и его понимание достоверности научного знания, его границ.
2. Концепции природы сознания.
Билет № 21
1. Г. Гегель его философская система и метод познания.
2. Структура и функция сознания.
Билет № 22
1. Л. Фейербах и его философское учение о человеке.
2. Уровни сознания.
Билет № 23
1. Л. Фейербах и его понимания бытия и познания.
2. Самосознание.
Билет № 24
1.К. Маркс и его понимание природы и сущности человека.
2. Понятие познания. Рациональное и иррациональное познание.
Билет № 25
1. Классическая немецкая философия.
2. Познаваемость мира в философии.
Билет № 26
1. Основные идеи и историческое значение марксистской философии.
2. Понятие знания. Научное и обыденное знание.
Билет № 27
1. Позитивизм, основные этапы и идеи его развития.
2. Уровни научного познания, их взаимосвязь.
Билет № 28
1. Современная западная философия.
2. Понятие истин, её критерии.
Билет № 29
1. Прагматизм.
2. Социальная философия, её предмет, специфика.
Билет № 30
1. Аналитическая философия и рационализм XX XXI веков
2. Концепции общественного развития.
Билет № 31
1. Феноменология.
2. Формационный и цивилизационный подходы к исследованию общества.
Билет № 32
1. Экзистенциональная философия.
2. Понятие природы. Формы и уровни развития природы.
Билет № 33
1. Философская герменевтика.
2. Современные глобальные проблемы.
Билет № 34
1. Психоаналитическая философия.
2. Общество как система. Понятие сферы общественной жизни.
Билет № 35
1. Постмодернизм.
2. Материально производственная сфера общественной жизни.
Билет № 36
1. Русская философия (славянофилы и западники, почвенники, евразийцы).
2. Природа и сущность человека.
Билет № 37
1. Философия русского космизма (Федоров Н. Ф., Циолковский К. Э.).
2. Смысл жизни человека. Свобода и ответственность.
Билет № 38
1. Философия всеединства В. С. Соловьёва.
2. Понятие цивилизации. Взаимодействие цивилизаций