Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Типология К.Юнга (по Кашапову)
Карл Густав Юнг (18751961) известный швейцарский психолог; психиатр и философ. Основатель глубинной аналитической психологии. Всю жизнь «стремился постичь необъятную проблему души» человека. Его работы простираются от традиционных для психоанализа вопросов терапии психических расстройств до глобальных проблем существования человека в мире. Ввел термины «коллективного бессознательного», т. е. психических первообразов и архетипов. Разработал структуру личности и типологию характеров.
По типологии К. Г. Юнга* всех людей можно разделить сначала на два типа экстраверты и интроверты. Эти две установки экстраверсия и интроверсия являются основополагающими, по ним отличаются одни люди от других. Эти две установки показывают непреодолимую грань между двумя видами. Экстраверты и интроверты различаются изначально так же, как и мир, который делится на тот, что существует в пространстве, и тот, что существует в нас, в наших мыслях. Эти два типа людей никогда друг друга не поймут, потому что у них изначально, с самого рождения, отличный друг от друга взгляд на мир как на объект и субъект. Только выяснив и поняв это, можно говорить о различиях двух типов в самом широком смысле слова как о различиях мировоззренчески-методологических. Все другие различия между людьми, другие типологии носят более узкий характер.
Затем каждый из этих типов можно подразделить еще на четыре типа. Тогда мы получаем восемь типов, по четыре в каждой группе: в группе экстравертов
экстравертированный мыслительный тип,
экстравертированный чувствующий тип,
экстравертированный ощущающий тип,
экстравертированный интуитивный тип.
В группе интровертов соответственно
интровертчрованный мыслительный,
интровертированный чувствующий,
интровертированный ощущающий
интровертированный интуитивный типы.
Типология К. Юнга
Экстраверты |
Интроверты |
Общая характеристика Это люди, обращенные к объекту, к внешней деятельности. Для экстравертов мир это они сами Открытые, характеризуются интересом к внешнему миру и готовностью воспринимать все, что происходит вовне Они всегда в гуще событий и получают удовольствие, участвуя в них. Любят шумные компании, вечеринки, заводят много друзей и знакомых, часто без разбора, лишь затем, чтобы иметь ощущение нужности, важности в том окружении, в котором они могут себя показать. Нет секретов, потому что они не могут их долго сохранять. Они живут в других и через других, любые размышления о себе приводят их в содрогание. Часто их положительные стороны могут превращаться в отрицательные. Так, например, умение быстро ориентироваться в новой ситуации, быстрая пластичность и приспособляемость могут вылиться в неразборчивость связей, чрезмерную общительность, болтливость и назойливость. Чрезмерная активность и напористость экстравертов ведет иногда к тому, что они вмешиваются в чужие дела. Если они увлекаются показом себя, то переходят в позерство и самовыпячивание и т. д. |
Общая характеристика Это люди, обращенные вовнутрь, в себя, внешнее интересует мало, они больше заботятся о своем внутреннем мире. Мир для них это что-то извне, к чему они относятся с некоторым недоверием и подозрением Это внешне спокойные люди, без эмоций, держащиеся в тени, неразговорчивые. Они не любят компании и редко первыми заводят знакомство. Стараются держаться в отдалении от внешних событий, не вступая ни с кем в контакт, От внешнего мира интроверт отгораживается оборонительной системой, которая состоит из «...скрупулезности, педантичности, умеренности и бережливости, предусмотрительности, правильности и честности, болезненной совестливости, вежливости и открытого недоверия» Они обычно более последовательны, более аккуратны и педантичны, более добросовестны, более бережливы, терпеливы и более спокойны и осмотрительны, чем экстраверты. |
Экстраверт мыслительный |
Интроверт мыслительный |
свою жизнедеятельность строит, опираясь на умозаключения и интеллектуальные выводы, полученные из внешних источников, на объективные факты. решающее значение имеет объективная действительность или соответствующая ей интеллектуальная модель |
Экстраверты это люди, обращенные к объекту, к внешней действительности. Это открытые люди, которые характеризуются интересом к внешнему объекту, готовностью воспринимать все, что происходит вовне, оказывать непосредственное влияние или оказываться под влиянием внешних событий. Экстраверты постоянно находятся в гуще событий, в месте событий, они хотят быть участниками этих событий и находят непосредственное удоволь ствие и удовлетворение в этом. Эти люди любят шумные компании, вечеринки, заводят много друзей и знакомых, часто без разбора, лишь затем, чтобы иметь ощущение нужности, важности в том окружении, в котором они могут себя показать. У экстравертов нет секретов, потому что они не могут их долго сохранять, так как вынуждены в силу своего характера делиться с другими. Как пишет К. Г. Юнг, они живут в других и через других, любые размышления о себе приводят их в содрогание. Часто их положительные стороны могут превращаться в отрицательные. Так, например, умение быстро ориентироваться в новой ситуации, быстрая пластичность и приспособляемость могут вылиться в неразборчивость связей, чрезмерную общительность, болтливость и назойливость. Чрезмерная активность и напористость экстравертов ведет иногда к тому, что они вмешиваются в чужие дела. Если они увлекаются показом себя, то переходят в позерство и самовыпячивание и т. д. Как известно, слабые стороны это всегда продолжение сильных сторон, но чрезмерно выраженное.
Интроверт, наоборот, человек, обращенный вовнутрь, он весь в себе, внешнее его интересует мало, он больше заботится о своем внутреннем мире. Обычно интровертов распознать труднее, их как бы нет иногда, настолько сильно они растворяются в толпе и компании. Это внешне спокойные люди, без эмоций, держащиеся в тени, неразговорчивые. Они не любят компании и редко первыми заводят знакомство. Стараются держаться в отдалении от внешних событий, не вступая с ни с кем в контакт, и проявляют как бы негативное отношение к ним. Часто они выглядят неловкими и неуклюжими в разговоре, нарочито сдержанными, застенчивыми, поэтому, по обыкновению, в компании производят впечатление как бы отстраненности и пренебрежительности по отношению к людям, которые расположены к ним всей душой. Из-за этого интроверты сами испытывают неловкость и настраивают окружающих на недружелюбный тон. Если для экстравертов мир это они сами, то для интровертов это что-то извне, к чему они относятся с некоторым недоверием, подозрением, что этот мир «обманет, проведет, заберет у них сокровенное». Поэтому от внешнего мира интроверт отгораживается оборонительной системой. Эта система позволяет мирно сосуществовать с внешним миром и позитивно строить свои взаимоотношения, но в любом случае этот мир остается как бы не своим, непринятым и непонятным.
По К.Г. Юнгу, эта оборонительная система состоит из «...скрупулезности, педантичности, умеренности и бережливости, предусмотрительности, правильности и честности, болезненной совестливости, вежливости и открытого недоверия». Интроверт, который все самое сокровенное, все свои самые лучшие качества оставляет для себя, в своих раздумьях и размышлениях находит наибольшую радость и смысл своего существования. Его внутренний мир это и есть весь мир, который бурлит и в котором он находит безопасность, спокойствие и уединение. В нем он чувствует себя «в своей тарелке» и готов проявить все, на что он способен. Здесь он проделывает огромную работу по собственной инициативе, по собственным законам и добивается прекрасных результатов. Это его сад, за которым он бережно ухаживает, лелеет и бережно растит, в котором он находит утешение, радость и победу. Внешнее общественное мнение, какие-либо корпоративные законы, мнение знакомых никогда ни в чем его не убедит, если его внутренние убеждения не найдут подтверждения в нем самом; только он сам решает, что правильно, а что нет. Можно сказать, что, чем сильнее общественное мнение, тем сильнее интроверт закрывается в своей скорлупе. Полную свою безопасность он находит только в кругу очень ограниченного количества людей, которых у него бывает очень и очень мало, так как в выборе своих друзей и знакомых интроверт весьма разборчив. В случае чрезмерного развития тех или иных черт бывает нетрудно понять, почему таких людей обвиняют, как пишет К.Г. Юнг, в «...холодности, гордыне, упрямстве, эгоизме, самодовольстве, тщеславии, капризности». Но они великолепно находят свое место в обществе там, где нужны характеристики, более сильно выраженные, чем у экстравертов. Например, они обычно более последовательны, более аккуратны и педантичны, более добросовестны, более бережливы, терпеливы и более спокойны и осмотрительны, чем экстраверты.
Экстраверт мыслительный
Если у экстраверта преобладает среди других четвертая функция мышление, то мы имеем экстравертированный мыслительный тип. Человек, который обладает таким типом, всю свою жизнедеятельность строит, опираясь на умозаключения и интеллектуальные выводы, полученные из внешних источников, на объективные факты или общезначимые идеи. Для него решающее значение имеет объективная действительность или соответствующая ей интеллектуальная модель. Если такой человек обладает организаторскими или лидерскими качествами и вдобавок его интеллектуальная модель имеет общественно значимые цели, то он может сыграть значительную роль в истории как реформатор, публичный обвинитель, новатор, «совесть эпохи или нации». Но если вы где-то увидите брюзгу, самодовольного критика, моралиста, который хотел бы всех, в том числе и себя, втиснуть в свою интеллектуальную модель, в свой штамп, то это и есть экстравертированный мыслительный тип. Если человек не обращает внимания на свое здоровье, общественное положение, если его перестает интересовать благосостояние семьи, мораль во имя какого-либо идеала или общественной модели, то мы смело можем причислить такого человека к крайнему проявлению этого типа. У некоторых индивидуумов этого типа часто страдают чувства. Они играют настолько незначительную роль, что даже понятие прекрасного, добра и зла экстраверты рассматривают через призму интеллектуальной модели или идеи, и насколько эта идея сильна, настолько мелочны, подозрительны, капризны и консервативны бывают чувства. Вся жизненная энергия такого типа направлена на мыслительные процессы, поэтому мышление его позитивно-прогрессивно и обычно имеет творческий характер. Но если такая личность пренебрегает другими функциями (ощущения, чувства, интуиция), тогда мышление начинает вариться в самом себе, то есть человек становится «крепок задним умом», потому что ограничивается тем, что в мыслях пережевывает, расчленяет, переваривает то, что свершилось. Этот тип встречается чаще у мужчин, чем у женщин. Наиболее ярким примером человека такого типа можно считать Дарвина.
Экстраверт чувствующий
Если предыдущий мыслительный тип преобладает у мужчин, то названный тип преобладает у женщин, так как женщины более чувствительные натуры. Такой человек живет, руководствуясь в основном только своими чувствами. У такой личности чувство часто подменяет мышление. Можно даже сказать, что он думает чувствами, настолько живет в чувственном мире. Поэтому у этого типа мыслительные процессы часто подавляются и мыслительные механизмы играют второстепенную роль, придаточную к чувствам. К. Г. Юнг приводит в качестве примера высказывание одного из людей такого типа: «Не могу же я думать того, чего не чувствую». Все мышление такой личности вращается вокруг чувства, и если мышление приносит логический вывод, противоречащий чувству, то обычно такой результат отвергается с порога. Такой результат даже не доходит до сознания, о нем просто не думают, поэтому мышление не служит чувствам. Наиболее наглядно стиль поведения человека такого типа можно понять при выборе объекта любви.
Женщинам такого типа чувство обычно всегда правильно подсказывает объект любви. Они не бросаются очертя голову в объятия кого попало и не строят свою жизнь также с кем попало. Обычно они выбирают объект любви, отвечающий всем их требованиям: возраст, образование, уровень воспитания, мораль, отношение к семье и т. д. Для них не подходит пословица: «Любовь зла, полюбишь и козла».
Экстраверт ощущающий
Если человек относится к этому типу, то нет более земного человека, живущего сегодняшними реалиями. Его жизнь можно охарактеризовать словами «здесь и теперь». Он живет сегодняшним днем, наслаждаясь тем, что у него есть в данный момент, и сегодняшним ощущением. Он не склонен к самокопанию, даже не знает, что это такое, и обычно не стремится ни к славе, ни к власти. Его обычный мотив иметь чувственные впечатления и по возможности наслаждаться ими. Для него ничто не может быть выше конкретности и действительности. Для него наиболее подходит пословица: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Ему необязательно иметь приятные ощущения. Это те люди, которые любят сильные ощущения, и, согласно их природе, эти сильные ощущения должны идти извне, из окружающего мира. То, что исходит из чувств, изнутри, кажется такому человеку болезненным и негодным. Экстраверт ощущающий обычно хорошо, со вкусом одевается, любит хорошую еду и гостей. Объект любви выбирает в основном по внешнему виду и внешним характеристикам. У таких людей нет идеалов. Крайние индивидуумы таких типов превращаются в грубых искателей приключений или наслаждений, а может быть и то, и другое. Для них разум становится «умничанием», мораль оказывается праздным морализаторством и фарисейством, интуиция превращается в суеверие и мелочную навязчивость.
Экстраверт интуитивный
Наиболее отличительной чертой этого типа является умение предвидеть. Он там, где все новое, он там, где есть возможность развития нового, он там, где должно произойти открытие, должны появиться новые пути. У него тонкое чутье на все, что зарождается и имеет будущее. Его не увидишь, не найдешь там, где уже все устоялось, обросло мхом, где превалируют устойчивые и хорошо обоснованные связи. Он постоянно в движении, в поиске нового, даже если разум и его ощущения говорят ему оставаться на месте. Но его интуиция толкает его на новые начинания из боязни задохнуться устоявшимся. У него своя мораль и свой взгляд на окружающее благополучие. Поэтому у него столь мало уважения к убеждениям и ценностным ориентациям окружающих, за что его могут считать безнравственным, беззастенчивым авантюристом. Ввиду того, что интуиция у людей этого типа основывается на внешних данных, среди них часто встречаются биржевики, продюсеры, политики и т.д., которые часто добиваются выдающихся результатов. Если такие типы встречаются среди женщин, то большего успеха они добиваются в общественной жизни; они умеют завязывать нужные общественные связи и пользуются ими для того, чтобы открывать новые возможности и новые направления. Поэтому такие люди играют большую роль в общественно-политической жизни. Они могут быть инициаторами многих начинаний и двигателями этих идей. Никто не может лучше их создавать команды, сплачивать их вокруг себя для достижения нужной и новой цели. Хотя после достижения этой цели они могут оставить свою команду и идти к новым «заоблачным далям». В течение всей своей жизни экстраверт интуитивный растрачивает слишком много сил и энергии, потому что он оживляет людей и пространство вокруг себя, распространяет вокруг себя полноту жизни, которую, однако, проживает не он, а другие. Если бы он мог остаться удел, то сполна вкусил бы их плоды, но ему слишком часто приходится отказываться от успешно начатого дела и мчаться за новыми возможностями.
ИНТРОВЕРТИРОВАННЫЕ ТИПЫ
Интроверт мыслительный
Интровертированный мыслительный тип довольно трудно распознать сразу, это человек в себе. В силу мышления, направленного внутрь, он питается только внутренними явлениями и фактами. Внешний мир ему дан постольку- поскольку. В нем пребывает только его тело, только его внешняя оболочка, и факты внешней действительности ему нужны только для придания внешнего лоска своим мыслям, идеям, учениям и жизни или приведения доказательств окружающим. Он постоянно находится под влиянием идей, которые, однако, вытекают не из объективного мира, а из субъективного слова. Он постоянно стремится к углублению своих идей, в отличие от экстраверта мыслительного типа, который стремится к расширению этих идей. Во внешнем поведении он постоянно стремится к скрытности, незаметности, поэтому он как бы отгораживается от внешнего мира и может казаться посторонним, незнакомым людям неприступным, надменным, так как он человек в себе. Часто его внешнее поведение бывает неловким, иногда он чрезмерно заботлив, иногда беспечен, иногда детски наивен. Это тип этакого рассеянного ученого, постоянно думающего о чем-то, В продвижении своих идей он бывает упорен и настойчив и не поддается чужому влиянию и воздействию со стороны. Но в то же время в повседневной жизни он позволяет себя эксплуатировать со страшной силой, и многие просто «ездят» на таких людях. Часто он становится жертвой честолюбивых женщин, которые его нещадно эксплуатируют, но если женщина еще и властная, то он оказывается у нее под каблуком. Часто таких людей можно видеть среди холостяков, тогда из них развивается холостяк-мизантроп с сердцем ребенка. Из известных людей можно привести пример философа Иммануила Канта.
Интроверт чувствующий
Если интровертированно-мыслительный тип больше относится к мужчинам, то интровертированно-чувствующий это более женский тип, т. е. чаще всего он встречается у женщин. По внешнему виду таких женщин очень трудно догадаться о глубоко бушующих внутри них эмоциях. Обычно они внешне спокойны, даже приятно спокойны, во всем внешнем виде у них есть какая-то мягкость. Но часто, как присуще всем интровертам, определенная холодность, отгороженность проявляются только во внешнем поведении, а внутри бурлят эмоции, они как бы живут собственной жизнью. То ладят друг с другом, то вступают в конфликты, независимо от того, что происходит во внешней действительности. Пока они вмещаются во внутреннюю оболочку, их не видно, но наружу они выливаются бурно и страстно. Крайние проявления этого типа властолюбивые, тщеславные, женщины, отличающиеся честолюбием, коварной жестокостью, что часто приводит к неврозам.
Интроверт ощущающий
Интровертированно-ощущающий тип строит свое поведение на основе того, что происходит в данный момент, но пропуская события через фильтр, который или увеличивает, или сглаживает эти ощущения. Если у экстравертированно- ощущающего типа поведение определено интенсивностью воздействия со стороны объекта, то Интровертированно- ощущающий тип ориентируется только по субъективной интенсивности ощущения, которое было вызвано объектив ной действительностью. У него нет никакого пропорционального соотношения между объективной действительностью и реакцией на нее, поэтому со стороны нельзя сказать, что производит на него впечатление, а что нет. Если бы хоть что-то бросалось в глаза, то этот тип было бы легко определить. Но так как по внешнему виду не видно степени воздействия на него объекта, этот тип очень трудно обнаружить, напротив, он может обратить на себя внимание своим спокойствием, своей пассивностью. Если объект воздействует слишком сильно, то интроверт ощущающий старается нейтрализовать или сгладить это воздействие. Так, например, слишком восторженное поведение подавляется, слишком низкое несколько возвышается, экстравагантное упрощается, а необычное сводится к обыденному и все для того, чтобы удержать воздействие объекта в должных границах.
Интроверт интуитивный
По сравнению с другими интровертированными типами интроверта интуитивного легко определить. Это обычный тип человека мистика-мечтателя, провидца, с одной стороны, фантазера и художника с другой. Образ художника Юнг считает более естественным для этого типа. Юнг пишет, что если он художник, то его искусство возвещает необыкновенные вещи, вещи не от мира сего, который переливается всеми цветами и является одновременно значительным и банальным, прекрасным и аляповатым, возвышенным и причудливым. Но если такой человек не художник, то он часто остается непризнанным гением, праздно загубленной величиной, чем-то вроде мудрого полуглупца, фигурой для «психологических» романов.