Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
29. Метафизика и диалектика как всеобщие методы познания. Основные законы диалектики. Законы диалектики . Закон единства и борьбы противоположностей . Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений . Закон отрицания отрицания Диалектика способность ученых вести научную полемику) с момента возникновения в древнекитайской и античной философии ориентирует своих сторонников на рассмотрение явлений в их изменении, взаимообусловленности, взаимосвязи. Античная диалектика являлась «стихийной», поскольку исходила во многом из обыденно-житейского принципа «все течет, все изменяется», не опираясь на частнонаучные аргументы, в то время ограниченные по объему. Постепенно диалектический метод все более сопрягался с развитием науки. Но даже в системе Гегеля - идеалистического приверженца диалектики она еще не стала инструментом подлинно научного анализа. Более того, рассматривая явления мира в их постоянном развитии благодаря «абсолютному духу» (эквиваленту Бога), Гегель сделал вывод о завершенности развития. Марксизм преодолел эту слабость трактовки диалектики, показав бесконечность развития мира и его познания, хотя и чрезмерно идеологизировал, политизировал диалектику, во многом увязав ее с борьбой пролетариата за социализм. В современных условиях диалектика ориентирует на выявление фундаментальных противоречий бытия и познания,радикальных форм осущест-вления преобразований. Метафизика (после физики) как метод обнаружила себя в основном в философии европейского средневековья, ассоциируясь в трудах Августина Блаже-нного, Фомы Аквинского и др мыслителей с идеями неизменности, статичности сотворенного Богом мира. Источником несущественных изменений провозглашался Творец. В этот период заметно проступили такие изъяны метафизич-го метода, как догматизм (опора на христианские догмы как главный источник познания, в настоящее время - неспособность творчески анализировать бытие и даже на привычное смотреть «новыми глазами»), экле-ктика, софистика. Эклектику отличает бессистемность мышления, неумение применить наиболее эффективный метод анализа, объяс нения. Софистика же стремится акцентировать один из такого рода подходов, но, как правило, ошибочно подменяет эффективный крайне неблагоприятной экологической ситуацией в крупных промышленных городах во много раз увеличилось число заболеваний верхних дыхательных путей. Сверхвысокий ритм жизни и информационные перегрузки привели к тому, что кривая сердечно-сосудис-тых, нервно-психических, онкологических заболеваний сделала резкий скачок вверх. Становится совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определе-нных богатств и благ. Для человечества сегодня жизненно необходимо изменение отноше-ния к природе и в конечном счете к самому себе.Для решения экологических проблем, прежде всего следует перейти от потребительского, технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в частности, необходим ряд целенаправленных мер по экологизации производства: применение природосберегающих технологий и производств, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, а в идеале - создание безотходных технологий замкнутого цикла, безвредных как для природы, так и для здоровья человека. Необходим жесткий контроль за производством продуктов питания, что уже осуществляется во многих цивилизованных странах. Кроме того, нужна постоянная забота о поддержании динамического равновесия между природой и человеком. Человек должен не только брать у природы, но и отдавать ей (посадки лесов, рыборазведение, организация национальных парков, заповедников и т.п.).Ощутимый эффект перечисленные и другие меры могут принести лишь при условии объединения усилий всех стран для спасения природы. Первая попытка такого междунаро-дного объединения была сделана в начале нашего века. В ноябре 1913 г. в Швейцарии собралось первое международное совещание по вопросам охраны природы с участием пре-дставителей 18 крупнейших гос-в мира. Ныне межгосударственные формы сотрудничества выходят на качественно новый уровень. Заключаются международные концепции по охране окружающей среды, осуществляются различные совместные разработки и програ-ммы. Активна деятельность «зеленых» (общественных организаций по защите окружающей среды - «Гринпис»). Для того чтобы справиться со всеми названными проблемами и сохранить здоровье человека и природу, необходимы в первую очередь ответственная экологическая политика и практика гос и общественных органов, руководителей предприятий, учреждений и организаций.В связи с этим перед обществом встает еще одна важнейшая задача - формирование экологического сознания населения. Она включает целый комплекс мер экологического образования и воспитания по утверждению в общественном сознании в качестве доминирующих таких элементов, как экологическое научное сознание, экологические этика, психология, правосознание. Цель - понимание природы как другого существа, над к-рым нельзя властвовать без ущерба для себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поста-влены на гос уровень и проводиться с раннего детства. |
30. Понятие природы. Природа и общество, этапы их взаимодействия. Природа - часть объективной реальности (природа Земли), являющая собой совокупность естественных условий существования человека и общества. Под природой понимается либо весь материальный мир как объективно существующий, либо часть его, находящаяся за пределами, а то и вне досягаемости общества. В принципе природный мир - это нечто нетронутое общественным воздействием. Это вся совокупность естественных условий существования человека и человечества. Общество есть система материальных и духовных отношений, носителем и центральным звеном к-рых выступает человек и те социальные группы, в к-рые он включен. Общество есть продолжение природы, ибо оно строится человеком, который в конечном счете сам есть продукт природы и ее часть, а главное - общество строится из материала природы и в соответствии с ее законами. Но общество как часть природы есть часть особенная, специфическая. Эта специфика общества проявляется через соотнесение понятий натура (природа) и культура. Природа (натура) - эта та часть объективной реальности, к-рая не затронута человеком, его деятельностью и существует по своим собственным основаниям и законам.Напротив, культура - это то, что преобразовано, возделано человеком, включено в орбиту его преобразующей и познавательной деятельности, обработано им, приобрело социальное качество.В этом смысле общество, культура одновре-менно и включены в природу, и противостоят ей, вступают с природой в определенные, исторически изменяющиеся отношения. Взаимосвязь и взаимовлияние общества и природы реализуются непосредственно через естественную окружающую среду, к-рая охватывает гео-и биосферу, т. е. те материальные системы планеты Земля, к-рые возникли и существуют вне и независимо от человека, но вместе с тем могут стать со временем либо уже становятся объектами его деятельности. Основные этапы взаимодействия природы и общества. Человеческое общество и природа находятся друг с другом в неразрывной взаимосвязи. С одной стороны, общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с ней, так как: оно возникло в результате развития природного мира, выделившись на определенном этапе из него; оно берет из окружающей природы средства и ресурсы, необходимые для своего временной жизни; 3) особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания; 4) результат исторического взаимодействия живого и неживого. Современные представления о биосфере и закономерностях ее развития основываются на классических представлениях В. И. Вернадского и его последователей, а также позднейших исследователей. Биосферу рассматривают в качестве одного из основных структурных компонентов строения нашей планеты и выделяют такие структурные уровни ее организации, как: молекулярный, клеточный, тканевой, организменный, популяционный и биогеоценотический. Философский смысл понятие биосфера получило у В. Вернадского, к-рый ввел термин живое вещество, охватывающий совокупность населяющих Землю организмов, а биосферой стал называть всю ту среду,в к-рой оно находится. В биосфере существует пленка жизни с максимальной концентрацией живого вещества. Между неживыми и живыми веществами постоянно осуществляется энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванным живым веществом. Живое вещество охватывает всю биосферу, создает и изменяет ее. Неживое вещество доминирует в структуре биосферы. Появление человеческой жизни в биосфере привносит изменения в ее развитии: так как деятельность человека по изменению природной среды рассматривается как закономерный этап эволюции биосферы, к-рый должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда биосфера Земли должна перейти в новое состояние, именуемое ноосферой. Понятие ноосфера (разум, шар) впервые испо-льзовал французский математик Э. Леруа в 1927 г. и обозначает часть природы, представляющую собой чисто духовное явление, т. е. «мыслящий пласт», разворачивающийся над миром растений и животных - вне биосферы и над ней. В. Вернадский тоже исследовал понятие ноосфера это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историче-ским развитием человечества, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолю-тной разумности и мировой гармонии |
31. Естественная и искусственная среда обитания («первая» и «вторая» природа). Понятие ноосферы. «Окружающая среда» - более широкое понятие, чем географическая. Оно включает, поми-мо поверхности Земли и ее недр, часть Солне-чной системы, к-рая попадает или может попасть в сферу деятельности человека, а также созданный им материальный мир. В структуре окружающей среды выделяют две важнейшие составляющие: естественную и искусственную среды обитания. Данное разделение имело место уже в античности, например в философии Аристотеля, к-рый отделял то, что осуществляется по естественным законам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание. В естественной среде обитания человека Маркс выделял естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и т. д.) и естественные богатства как предметы труда (каменный уголь, газ, нефть, энергию ветра, пара и т.д.). Естественная среда обитания включает неживую и живую части природы - геосферу и биосферу. Она существует и развивается без вмешательства человека, естественным образом. Отношения человека с естественной средой обитания зависят как от природных условий, так и от уровня развития материального производства. Человек в ходе эволюции не остановился лишь на взятии у природы материала в непосредственном или преобразованном виде. Он перестал бы быть разумным существом, если бы не смог создать нечто свое, искусственное, чего не было до сих пор в природе. Поскольку материальное производство - основная форма отношений между человеком и природной средой, а материально-преобразующая деятельность -сущностная потребность человека по реализации себя в мире, то в результате создается искусственная среда обитания человека или «вторая природа». В объем данного понятия включается все, что так или иначе произведено человеком: любые неорганические предметы, живые системы, произведенные путем селекции, генной инженерии и т.п. Термин «биосфера» впервые был употреблен в 1804 г. французским ученым Ж. Б. Ламарком для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. Сегодня это понятие имеет несколько толкований: 1) совокупность всех организмов; 2) область со развития, т.е. природа - это условие и средство общественного развития, и вне этих природных условий его существование невозможно; темпы и особенности развития общества во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий; а также природа выступает основой всех знаний человека о мире. С другой стороны, общество оказывает обратное влияние на природу, так как: оно вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии; в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития. Всю историю взаимодействия природы и общества можно разделить на несколько этапов. Ф.Энгельс, например, разделил историю человечества на три периода - дикость, варварство и цивилизация. Получила распространение точка зрения известного русского ученого Г.В.Платонова, к-рый предлагает дополнить эту периодизацию с учетом тех изменений, к-рые произошли в системе «природа-общество». Так, первый период он назвал биогенным или адаптационным (Ф.Энгельс назвал его дикостью). Второй период - техногенным, он охватывает два этапа - аграрный и индустриальный. Третий период - ноогенный (настоящее время). Отношение человека к природе строится прежде всего на основе производства (производительных сил, орудий и средств труда), то переход от одного этапа к др вызывается (определяется) революционными переворотами в производительных силах общества.В истории человечества было три таких переворота: неолитическая революция, связанная с возникновением земледелия и переходом от присваивающей экономики к производящей; промышленная революция, т.е. переход от ремесленных орудий труда к машине, создание промышленности; научно-техническая революция, к-рая началась в середине XX столетия, продолжается до сих пор и в перспективе должна привести к созданию качественно новой материально-технической базы, опирающейся на полностью автоматизированное производство. Соответственно этим “узловым точкам” в развитии производительных сил и определяются основные этапы взаимодействия человеческого общества и природы и выявляется общая линия его диалектического развития. . |
32. Опасность глобального экологического кризиса, его сущность. Роль права в решении экологических проблем. Экологические проблемы являются прямым следствием нарушения баланса между естественной и искусственной средой обитания человека. Экологические бедствия, возникали и раньше, но во-первых, они чаще всего вызывались действием стихийных сил природы, а во-вторых, носили локальный характер. Ситуация начала меняться с переходом к машинному производству, с включением в производственный оборот новых мощных источников энергии и нарушающих природное равновесие технологий. Человечество получило в свои руки такие средства воздействия на природу, которые по своей мощи сопоставимы с геологическими и космическими факторами. Это с особой силой обнаружилось во второй половине ХХ в. в ходе развертывания современной НТР.Термин «экология», впервые употребленный немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г., обозначает науку о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Однако говоря сегодня о проблемах экологии (этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х гг. XX столетия), -социальная экология - наука, изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Первая Конференция ООН по окружающей среде в 1972 г. официально констатировала наличие на Земле глобального экологического кризиса всей биосферы. Сегодня налицо уже не лока-льные (региональные), а глобальные (всемирные) экологические проблемы: уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; в значительной мере ист-реблен лесной фонд; стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; мировой океан не только истощается в резуль-тате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов; атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых норм, чистый воздух становится дефицитом; на Земле практически нет ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.С началом космических полетов проблемы экологии переместились и в открытое космическое прост-ранство. Неутилизированные отходы от космической деятельности человека накапливаются в космосе, что также становится все более острой проблемой. Можно уже сегодня говорить о проблеме космической экологии. Не решен вопрос о влиянии космических полетов на появление озоновых дыр в атмосфере Земли.Возникла еще одна неведомая ранее проблема - экология и здоровье человека. Заг-рязнение атмосферы, гидросферы и почвы привели к росту и изменению структуры чело-веческих заболеваний. Появляются новые бо- лезни, принесенные цивилизацией: аллергические, лучевые, токсические. Происходят генетические изменения в организме. В связи с метод неэффективным. В 18 19 веках метафизика допускает признание изменчивости, но либо как несущественной в качественном плане, либо как катастрофически «взрывной». В современных условиях данный метод отож-дествляется с признанием важности плавных, последовательных изменений. Он сближается с диалектическими подходом, обогащая, «ура-вновешивая» его. Классическая диалектика, особенно марксистская, предполагает такие важные принципы познания (и изменения) мира, как объективность, всесторонность рассмотрения явлений в их постоянном развитии, учет универсальных взаимосвязей, взаимообусловленностей. В ее арсенале немало методологически важных законов и категорий, в к-рых отражаются существенные свойства явлений мира и бытия человека. Метафизика и диалектика - не только философские теории, концепции, на основе к-рых строятся картины мира, они являются двумя основными всеобщими методами познания. Между теорией и методом существует неразрывная связь: они возникают и развиваются одновременно, находятся во связи и взаимообусловленности. Метод служит для разработки теории, теория - необходимое условие создания метода. Так, системы метафизического материализма 17-18 вв. породили метафизический метод, к-рый, в свою очередь, был основан на метафизических учениях. Научные открытия 19 в. привели к диалектическим идеям, к новому взгляду на мир, к формированию диалектического метода. Задача теории- объяснить мир, задача метода - сформулировать принципы, регулирующие познавательную деятельность. Если диалектика как теория включает в свое содержание принципы, законы и категории, отражающие взаимосвязь, развитие, противоречия действительности, то как метод она представляет собой систему регулятивных принципов, ориентирующих человека в его познавательной деятельности. Принципы, законы, категории диалектики как теории развития выступают в их методологической роли принципами, законами, категориями диалектического мышления, диалектической логики. Основными принципами диалектики являются: всесторонность рассмотрения объекта, историзм, принцип противоречия, принцип вза-имосвязи количественных и качественных изменений, диалектическое отрицание, принцип детерминизма и др |