Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
«Новое время». Борьба Трубникова и Суворина
История богаче, чем у «Русского слова». Возникла в1876г. До 1902г была самым влиятельным ежедн.изданием.
Издатель ^ Алексей Сергеевич Суворин. В нем сосуществовали два начала: 1) умнейший, проницательный публицист; 2) откровенный приспособленец.
К 1876г он уже известен. Купить «Новое вр.» ему посоветовал Некрасов. Суворин 36 лет руководил газетой. Весь этот период газета сохраняла свое влияние и на общество, и на правительство. Приобретая газету, Суворин стремится к самостоятельности.
Особенность полит. линии «Нов.вр.» - Суворин настаивает на идее особого истинного пути России. Сувор. считает, что Р. спасет «русская объединительная идея». Заставить всех любить свою страну любыми методами. Идея сплочениянации диктуется как внутр. потребностями (рост революционных настроений), так и внешними обстоятельствами (стремительный рост экономики Зап. Евр).
Особая позиция Суворина и его газеты проявилась в следующем:
Суворин вступает в схватку. По первой проблеме есть цикл очерков, позднее объединенных в книгу «Всякие очерки совр. жизни». Это сочинение стало предметом судебн. разбирательства, по решению к-го уничтожено. Очерки носили явный анинигилистич. характер. Суворин осуждает любые формы рев. насилия, но при этом в очерках нет случаев карикат., нарочито уничижит. изобр-я революционеров. Ему даже симпатичны честность и пафос служения народу, к-рые свойственны радикально настроенным революционерам. По Суворину, это таланты, загубл. даром. В революционерах полезен дух критического отношения к обществу(?). Суворин пишет о революционерах и псевдорев-рах. К последним он относит культовую фигуру Нечаева. Идею революции Суворин отвергает категорически. Для него это путь к новой диктатуре. Мир невозможно переделать по желанию отд. людей. Рассуждает о причинах популярности рев. идей: она в отсутствии элементарных демократич. прав и свобод. Реформы осущ-ся вяло и непоследовательно. следовательно, газета, поддерживая монарх. режим, настаивала на активизации реформ. Рев-я, считает Суворин, должна осуществляться сверху. Просвещенный абсолютизм спасение от от революционной диктатуры. В условиях слвборазв. пол. общества, отсутствия партий, гос-во должно стать организатором перемен. Фигуру царя Суворин считает необходимой. Должна быть некая гарантия от плохого царя. Такое условие законосовещат. собрание, к-рое напоминало бы Земские соборы (прообраз Думы).
Отношение к либеральному движению было очень настороженным. Он считал, что революционеры и либералы звенья одной цепи, фактор роста революц-х настроений.
Первой информационной газетой в России стало «НОВОЕ ВРЕМЯ» под руководством А.С. Суворина.На протяжении 36 лет это была самая влиятельная русская газета, с мнением которой считались правительственные чиновники, министры, его должны были учитывать даже оппозиционно настроенные круги русского общества. Исследование деятельности газеты дело очень трудное, потому что «Новое время» дружно ругали современники, в последующие десятилетия, в советское время, негативное отношение к газете и ее издателю резко усилилось.
Борьба Суворина и Трубникова
Одним из самых ярых врагов Суворина стал К. В. Трубников, в 1876 году предложивший Суворину купить у него непопулярное «Новое время». Новый издатель быстро сделал газету процветающей. Этого Трубников ему не простил. В своей газете «Мировые отголоски», выходившей в 1897 98 гг., Трубников начал целую кампанию против Суворина. Он подавал императору прошение, в котором критиковал «Новое время», называя себя охранителем, и советовал газету запретить. В «Мировых отголосках» он печатал направленные против суворинского издания статьи, надеясь, что на них обратят внимание власти. После одной из таких статей пять его сотрудников ушли от него и явились к Суворину, прося напечатать заявление об этом. Сын Суворина Алексей, активно работавший в это время в «Новом времени», им отказал.
29 марта 1897 года «Мировые отголоски» опубликовали статью «Мрак тьмы». В ней говорилось, что «Новое время» приобрело в последние двенадцать лет «верховенство, чуть ли не монополию в столичной большой прессе» только потому, что не было больших частных газет, способных с ним конкурировать. Суворина автор характеризовал как «закоренелого в отрицательном направлении мысли и с беспощадной последовательностью, хотя в замаскированной форме, вытравлявшего в стране в течение десятков лет религиозно-нравственные основы». То есть в вину Суворину ставилось то, что, по мнению левых, отсутствовало в его газете: левые упрекали его в том, что он предал либеральные идеи, «отрицательное направление мыслей», и стал охранителем устоев самодержавия. Одни и те же факты в пропагандистских целях очень легко истолковать в диаметрально противоположном смысле. Трубниковское издание писало, например: «Легкомыслие “Нового времени” доходит то того, что газета эта, постоянно руководствуясь лжеучениями Шопенгауера и неисправимого последователя его Л.Толстого,.. заменяет нравственное православно-христианское учение европейским социализмом». Под пером Трубникова «Новое время» превратилось уже и в «социалистический» орган. В 1897 году эта статья обрушивается на опубликованный еще в 1891 году отзыв о «Крейцеровой сонате» Л. Толстого, где основная мысль повести названа «правдивой и высоконравственной». Подобные обвинения вполне заслуживали того, что Суворин считал их доносом на «Новое время».
Упреки, предъявляемые Суворину демократической печатью, носили прямо противоположный характер. Его обвиняли в угодничестве, прислужничестве, охранительной политике, предательстве, и не реагировать на эти обвинения, как это делал Суворин в случае с Трубниковым, было нельзя. Демократическая пресса пользовалась большим влиянием у интеллигентного читателя.
Положение русской печати было сложным и своеобразным. Жалобы на притеснения цензуры печатались постоянно. Суворин в Дневнике 8 февраля 1893 года записывал: «Что это за жизнь, которую я провел? Вся в писании… А я работал, ей богу, не для денег… Все совершавшееся вызывало мысль, раздражало; я негодовал, горел, трусил, проклиная себя и других. Но когда все это выливалось на бумагу и имело успех у читателей удолетворен…Что было в душе правдивого, честного, горячего то выливалось в урезанные формы, мысль и чувства сжимала цензура, сжимало то, что путем десятков лет накопилось под давлением нашего режима». Но «под давление режима» появилась в России еще одна цензура, о которой не принято было говорить. Об этом писал М. О. Меньшиков: «Полицейский надзор все-таки имеет одну довольно узкую область религиозно-политическую. Вне этого запретного сектора правительство всегда разрешало свободу мнений. Не то внутренние цензора радикальные редакторы. Кроме охраняемого правительством угла мнений, в котором радикалы предпочитают мыслить всегда и непременно наперекор закону, вся остальная неизмеримая область мышления подвергается стрижке под радикальную гребенку. Ничего индивидуального, ничего несогласного с шаблоном, раз навсегда установленным, вернее заимствованным от старых нигилистических времен». «Суворин был слишком талантлив, чтобы помириться с рабством мысли, хотя бы оно налагалось своей же литературной братией». Он первым дал возможность себе и своим сотрудникам выражать другие, не соответствовавшие принятым трафаретам мнения. Он предвосхитил ХХ век, когда традиции «унисонного хорового пения» в органе прессы были отброшены и в газете или журнале появлялись несколько «солистов», отличавшихся друг от друга не только творческой индивидуальностью, но собственным подходом к окружавшему их миру.