Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Абдуллах ибн Абд ар-Рахман ибн Джибрин
ДВА
СВИДЕТЕЛЬСТВА
ИХ СМЫСЛ И ТО,
ЧЕГО ТРЕБУЕТ КАЖДОЕ ИЗ НИХ
Первое издание
Перевод З. И. Абу Абдуллаха
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
ea
нига “Два свидетельства, их смысл и то, чего требует каждое из них”, является трудом шейха Абдуллаха ибн Абд ар-Рахмана ибн Джибрина, действительного члена комиссии по изданию фетв королевства Саудовской Аравии, да смилостивится над ним Всевышний Аллах. В этом исследовании он постарался как можно полнее изложить смысл и требования важнейшей из основ Ислама свидетельства “нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад Посланник Аллаха”. Этот вопрос является первостепенным в жизни каждого человека, потому что именно эти слова открывают рабу Божьему врата рая и обеспечивают ему вечное блаженство в будущей жизни. К сожалению, сегодня смысла этого свидетельства не знают не только люди далёкие от Ислама, но и многие мусульмане, поэтому настоящий труд является чрезвычайно полезным и актуальным. Автор, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, опирался исключительно на аяты Священного Корана и достоверные хадисы Посланника Аллаха.
Следующие источники и сборники хадисов упоминаются только по именам авторов:
Аль-Бухари “Джами ас-Сахих” (“Сборник достоверных хадисов”)
Муслим “Джамиас-Сахих” (“Сборник достоверных хадисов”)
Ахмад “аль-Муснад” (“Сборник хадисов”)
Абу Дауд “Китаб ас-Сунан” (“Книга о Сунне”)
Ат-Тирмизи “аль-Джамиаль-Кабир” (“Большой сборник”)
Ан-Насаи “Китаб ас-Сунан аль-Кубра” (“Большая книга о Сунне”)
Ибн Маджа “Китаб ас-Сунан” (“Книга о Сунне”)
Аль-Хаким “аль-Мустадрак” (“Дополнение”)
Ибн Касир “аль-Бидайа ва ан-Нихайа” (“Начало и завершение”
Ибн Исхак “ас-Сира” (“Жизнеописание”)
Аль-Хейсами “Маджмааз-Заваид” (“Сборник дополнений”)
Абу Наим “Хилйа” (“Украшение”)
Ибн Хишам “ас-Сира” (“Жизнеописание”)
Я прошу Аллаха, чтобы он сделал этот труд полезным для каждого, кто ищет пути приближения к Господу, и поместил его на чашу наших праведных деяний в День воскресения!
Мухаммад Абдуллах
d5
вала Аллаху, единственному в своем совершенстве и несравнимому ни с кем по атрибутам величия! Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища и который превыше того, чтобы иметь себе равного или подобного. Я также свидетельст вую, что Мухаммад Его раб и Посланник, которого его Господь предпочёл другим за то, что он превзошёл их своими благородными качствами, да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, которые последовали за ним и подчинились ему!
Поскольку произнесение слов обоих свидетельств и действия, соответствующие предъявляемым ими требованиям, являются главной основой Ислама, поскольку в массе своей те люди, к которым обращён исламский призыв, не ведают об их истинном смысле и полагают, что он состоит только в самом факте их произнесения и не влечёт за собой необходимости обладания соответствующими знаниями и руководства ими, и поскольку находятся люди, толкующие эти высказывания так, что это противоречит их подлинному смыслу, я решил написать исследование, посвящённое этому вопросу, в надежде на то, что оно пойдет на пользу благонамеренным людям, которым Аллах желает добра.
c2
сборниках хадисов и тех книгах, темой которых является Сунна Пророка, читатель может обнаружить большое количество высказываний Посланника Аллаха, указывающих на достоинства этих свидетельств и сообщающих тем, кто произносит их, радостную весть о рае, довольстве Аллаха, счастье и спасении от наказании Аллаха и Его гнева2.
К их числу относится хадис, передаваемый со слов Убады ибн ас-Самита, в котором сообщается о том, что Пророк сказал: “Кто засвидетельствовал, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища, что Мухаммад Его раб и Его Посланник, что Иса раб Аллаха и Его посланник, а также слово Его, обращённое к Марйам, и дух от Него, и что рай истина, и Огонь истина, того Аллах введёт в рай в соответствии с делами его”. Сообщается также, что он сказал: “...того Аллах введёт в рай через любые из восьми его врат, которые он сам выберет”.3
В “ас-Сахихе” Муслима и других сборниках хадисов приводится хадис Усмана о том, что Пророк сказал: “Человек, который умрёт, зная о том, что нет божества, кроме Аллаха, войдет в рай”.4
Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: “Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что я Посланник Аллаха, и когда раб, который станет произносить слова этих свидетельств, не сомневаясь в их истинности, встретит Аллаха, он обязательно войдёт в рай”.5
Убада ибн ас-Самит рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха сказал: “Аллах запретил Огню касаться того, кто засвидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад Посланник Аллаха”.6
Анас ибн Малик сообщил, что Посланник Аллаха сказал Муазу ибн Джабалю: “Аллах обязательно запретит Огню касаться любого из своих рабов, который засвидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад Его раб и Его Посланник”.7
В длинном хадисе, передаваемом со слов Итбана ибн Малика, сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “...Ибо, поистине, Аллах запретил Огню касаться того, кто скажет “нет божества, кроме Аллаха”, стремясь тем самым к лику Аллаха”.8
Все эти тексты приводятся либо в обоих “ас-Сахихах”, либо, по меньшей мере, в одном из них, а их очевидный смысл состоит в указании на ту пользу, которую приносит человеку произнесение обоих свидетельств, и на то, что благодаря этому человек получит возможность войти в рай через любые из восьми его врат, а Огню будет запрещено касаться его. Следствием произнесения обоих свидетельств является также и то, что человек будет освобожден от пребывания в пламени ада, так как Посланник Аллаха сказал: “Того, кто по утрам или по вечерам станет говорить: “О Аллах, я встал ото сна и призываю Тебя, носителей трона Твоего, Твоих пророков, Твоих ангелов и всё сотворённое Тобой стать свидетелями моего заявления о том, что Ты Аллах и нет божества, кроме Тебя, и что Мухаммад Твой раб и Твой Посланник”, Аллах освободит от Огня на четверть. Того, кто будет произносить эти слова по два раза, Он освободит наполовину; того, кто будет произносить их по три раза, Он освободит от Огня на три четверти; а того, кто будет произносить их по четыре раза, Он освободит от Огня полностью”.9
Сообщается также, что польза этих слов состоит в том, что они перевесят все дурные дела и более того, все творения Господа, если только Аллаху не будет угодно пожелать чего-нибудь иного.
Ибн Хиббан и аль-Хаким приводят со слов Абу Саида аль-Худри хадис, который аль-Хаким признал достоверным и в котором сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “Муса сказал: “О Господи, научи меня тому, чем я постоянно буду поминать Тебя и взывать к Тебе с мольбой!” Господь сказал: “Говори же, о Муса: “Нет божества, кроме Аллаха!” Муса воскликнул: ”Но ведь все рабы Твои говорят это”. (В другой ривайе говорится, что он сказал: “Поистине, нет божества, кроме Тебя! Но я хочу, чтобы Ты научил меня чему-то особому”.) Господь сказал: “О Муса, если все семь небес с их обитателями, кроме Меня, и все семь поясов земли будут на одной чаше весов, а слова “нет божества, кроме Аллаха” на другой, то перевесит чаша с этими словами””.10
Имам Ахмад передал хадис Абдуллаха ибн Амра о том, что Пророк сказал: “Поистине, Нух, мир ему, сказал своему сыну перед смертью: “Я приказываю тебе повторять слова “нет божества, кроме Аллаха”, ибо если семь небес и семь поясов земли положить на одну чашу весов, а слова “нет божества, кроме Аллаха” на другую, то перевесит чаша с этими словами, а если бы семь небес и семь земель составили кольцо, то слова эти разорвали бы его””.11
Ат-Тирмизи и другие мухаддисы приводят со слов Абдуллаха ибн Амра хадис об обладателе одной записи, который в День воскресения будет призван к ответу, и ему будут представлены девяносто девять книг с записями о его дурных делах, а потом будет извлечена лишь одна запись произнесённых им слов “Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад Его раб и Посланник”, после чего все эти книги будут положены на одну чашу весов, а эта запись на другую, и окажется, что запись эта перевешивает все эти книги.12
Таким образом, читатель сам может убедиться в том, что все эти достоверные хадисы обещают спасение и успех тем, кто станет произносить эти слова, однако для этого их следует подтверждать соответствующими действиями, ведь абсолютно из всех приведённых выше доводов становится ясно, что следует произносить слова свидетельств с искренностью и верностью, чтобы благодаря этому они могли оказывать своё воздействие на дела и поведение человека.
c2
“ас-Сахихах” аль-Бухари и Муслима приводится переданный Абу Хурейрой хадис, в котором сообщается, что Пророк сказал: “Мне велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не станут говорить “нет божества, кроме Аллаха”. Тот, кто скажет эти слова, убережёт от меня своё имущество и свою жизнь, кроме тех случаев, когда Ислам предоставляет мне право на них, а ответ он будет держать уже пред Аллахом, Всемогущ Он и Велик”. В ривайе Муслима сообщается, что он сказал: “...пока они не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, и не уверуют в меня и в то, что я принес”.13 В обоих “ас-Сахихах” приводится также хадис, переданный Ибн Умаром, в котором сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “Мне было велено сражаться с людьми14 до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад Посланник Аллаха, и станут творить молитву и платить закят. Если же они будут поступать таким образом, то их жизнь и имущество будут неприкосновенны, кроме тех случаев, когда Ислам предоставляет мне право на них,15 а ответ они будут держать уже пред Аллахом”.16 В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится передаваемый со слов Анаса хадис, в котором говорится, что Пророк сказал: “Мне было велено сражаться с людьми то есть с многобожниками до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад Его раб и Посланник, а если они засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад Посланник Аллаха, и будут молиться также, как мы, обратятся к нашей кибле и станут есть то, что мы приносим в жертву, то их жизнь и имущество впредь будут неприкосновенны, кроме тех случаев, когда Ислам предоставляет нам право на них”.17
Существует и множество других подобных этому хадисов. Так, например, известно, что Пророк принимал каждого человека, становившегося мусульманином, после произнесения обоих свидетельств, а историки сообщают нам о том, как принял Ислам Абу Зарр аль-Гифари, приводя в связи с этим его собственные слова: “Когда я пришел к Посланнику и сказал ему: “Мир тебе, о Посланник Аллаха, я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад Посланник Аллаха”, то увидел по лицу его, что он обрадовался”.18 Сообщается также, что в свое время Халид ибн аль-Валид приехал в Медину для того, чтобы принять Ислам, и явился к Пророку. Он рассказывал: “Я поприветствовал его, а потом сказал: “Поистине, я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что ты Посланник Аллаха”. Он же сказал мне в ответ: “Хвала Аллаху, который вывел тебя на путь истинный!””19
Что же касается рассказа об обращения в Ислам Халида ибн Саида ибн аль-Аса, то сообщается, что когда он встретил Посланника Аллаха, то спросил его: “К чему ты призываешь?” Он ответил ему: “Я призываю тебя к одному Аллаху, у которого нет сотоварища, к признанию того, что Мухаммад Его раб и Посланник, и к тому, чтобы ты отрёкся от поклонения камням, которые ничего не слышат, не могут ни навредить, ни принести пользу и не отличают поклоняющихся им от тех, кто этого не делает”. Тогда Халид сказал: “Поистине, я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что ты Посланник Аллаха”.20
Эти и подобные им сообщения свидетельствуют о том, что произнесение двух свидетельств является необходимым условием для принятия Ислама, а также о том, что человек, который их произносит, присоединяется к последователям этой религии, его жизнь и имущество становятся неприкосновенными, и убивать такого человека отныне становится запретным. Известно, что Пророк выразил своё порицание Усаме, когда тот убил человека, произнесшего слова свидетельств. В “ас-Сахихе” Муслима и других сборниках хадисов сообщается, что однажды Пророк отправил в поход боевой отряд во главе с Усамой. Усама рассказывал: “Я настиг человека, который сказал: “Нет божества, кроме Аллаха”, но я пронзил его мечом, а потом Посланник Аллаха спросил меня: “Неужели ты убил человека, который произнёс слова “нет божества, кроме Аллаха”? Я ответил ему: “О Посланник Аллаха, поистине, он сказал это только из страха перед силой оружия!” Тогда он воскликнул: “Разве тебе удалось рассечь его сердце чтобы узнать что в нем?!””21
В “ас-Сахихе” приводится также хадис Джундаба аль-Баджали, в котором сообщается, что Усама сказал: “О Посланник Аллаха, он нанёс урон мусульманам и убил такого-то и такого-то, и тогда я напал на него. Он сказал “нет божества, кроме Аллаха”, только после того, как увидел меч”. В ответ он сказал: “Но что же ты будешь делать со словами “нет божества, кроме Аллаха”, которые он произнесёт в День воскресения?”22
В хадисе, переданном Ибн Аббасом, сообщается, что когда Пророк посылал Муаза в Йемен, он сказал ему: “Пусть первым, к чему ты призовёшь их, будет свидетельство того, что нет божества, кроме Аллаха, и что я Посланник Аллаха”.23
Эти и многие другие подобные хадисы свидетельствуют, что Пророк Аллаха довольствовался произнесением слов обоих свидетельств его современниками и что каждый из тех, кто произносил эти слова, поступал в соответствии с их смыслом и считал для себя обязательным придерживаться того, чего требует каждое из этих свидетельств, покорялся Аллаху и Его Посланнику, поклонялся и обращал все формы поклонения одному лишь Аллаху, Всемогущ Он и Велик, и отрекался от обычаев многобожников, делая это исходя из смысла произносимых им слов “нет божества, кроме Аллаха”. Точно также можно сказать, что каждый из них считал для себя обязательным повиноваться Посланнику Аллаха и следовать за ним просто потому, что он говорил: “Мухаммад Посланник Аллаха”.
Среди прочего это объяснялось ещё и тем, что арабский язык был родным для этих людей и они хорошо владели им, зная о смысле свидетельства и понимая его и зная также о смысле слова “божество”. Им было известно об отрицании и утверждении, которые содержит в себе это свидетельство, поэтому неудивительно, что обучение их этим словам не потребовало много времени, и они поняли, что обязательным условием спасения того, кто произносит это свидетельство, является знание его смысла и руководство им в своей жизни как явно, так и тайно.
Всевышний Аллах сказал:
Знай же, что нет божества, кроме Аллаха...
Сура “Мухаммад”, аят 19
Всевышний также сказал:
Не могут оказать вам заступничество те, к кому вы взываете вместо Него. [Заступиться за людей смогут Ред.] лишь те, кто свидетельствует об истине, и они знают.
Сура “Украшения”, аят 86
В пример можно привести и другие аяты, разъясняющие людям, что знание смысла свидетельства является необходимым условием. Поэтому следует отказаться от преследования тех многобожников, которые произнесли слова свидетельства языком, что спасает их от смерти, чтобы проверить этих людей и посмотреть, как они будут вести себя дальше. И если человек ни в чём не отступает от установлений Ислама, придерживается единобожия и выполняет все необходимые религиозные предписания, то это свидетельствует о том, что он действительно стал мусульманином, может пользоваться всеми правами и должен выполнять все те обязанности, которые налагаются на остальных мусульман. Если же он поступает вопреки требованиям произносимых им слов свидетельства или отказывается выполнять часть возлагаемых на него обязанностей, потому что не верит в это, или же ему не нравится делать подобные вещи, или же он считает дозволенным совершение того, что заведомо является запретным, то произнесение слов свидетельства уже не может защитить его. Именно в таком положении пребывают многие наши современники, что касается как некоторых учёных, так и невежественных людей или подражателей, поскольку воззрения многих простых людей за несколько последних веков испортились, а сами они вырастали, не зная не только своей религии и смысла обоих свидетельств, но и всех значений слов родного для них арабского языка. С учётом последнего обстоятельства не приходится удивляться тому, что в общей массе своей люди не понимают смысла двух свидетельств, совершая то, что явно противоречит им, и удовлетворяясь формальным произнесением слов этих свидетельств. При этом они сохраняют убежденность в том, что подобное повторение простого набора звуков гарантирует им награду, будет зачтено как совершение благих дел и обеспечит как их личную безопасность, так и сохранность их имущества, а что касается знания смысла того, что они говорят или же совершения соответствующих действий, то это необязательно. Именно поэтому назрела необходимость поговорить о смысле этих двух свидетельств с целью выдвижения убедительных доводов против тех, кто своим поведением противоречит этому смыслу, ограничивается только произнесением этих свидетельств, но вместе с тем утверждает, что является мусульманином и полностью придерживается требований религии единобожия.
c8
2 См. “Книгу веры” в “ас-Сахихе” Муслима, а также “Книгу единобожия” в “ас-Сахихе” аль-Бухари.
3 Бухари (3435); Муслим 1/226.
4 Муслим 1/217.
5 Муслим 1/221.
6 Муслим 1/227 и др.
7 Муслим 1/240.
8 Муслим 1/242.
9 Ат-Тирмизи 9/472 и Абу Дауд (5069) от Анаса ибн Малика.
10 См. книгу “Маварид аз-Заман” (“Источники жаждущих”), 2324, а также “аль-Мустадрак” (“Дополнение”) аль-Хакима.
11 Ахмад (6583); аль-Хаким 1/148. Аль-Хаким признал хадис достоверным.
12 Ат-Тирмизи 7/395; Ахмад 2/213.
13 Аль-Бухари (2946); Муслим 1/210.
14 То есть с идолопоклонниками или безбожниками.
15 Иначе говоря, вследствие нарушения каких-либо установлений шариата или отступничества от Ислама.
16 Аль-Бухари (25); Муслим 1/211.
17 Аль-Бухари (392).
18 Об этом упоминает Ибн Кясир в “Начало и завершение”, 3/34.
19 Ибн Хишам 6/363; Ибн Касир 4/238.
20 Ибн Касир 3/32.
21 Муслима 2/99.
22 Муслим 2/100.
23 Аль-Бухари (1395); Муслим 1/195.
= =