Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
PAGE 10
5. Наука и философия.
5.1. Предыстория.
Такие народы Древнего Востока, как египтяне, вавилоняне, иудеи, финикияне, обладали сравнительно высокой культурой.
Однако они не имели почти никакой науки.
Начальные научные знания (например, технические, астрономические и др.) люди
- передавали от поколения к поколению без заметного его развития,
- считали высшими неприкосновенными истинами, данными откуда-то свыше;
- нередко освящали религиозным авторитетом,
- никогда не доказывали и не проверяли.
Напротив, когда древние греки в конце VII и начале VI вв. до н.э. познакомились с этими знаниями, они быстро превратили их в настоящее научное знание.
А именно:
- знание начали разрабатывать без непосредственного отношения к жизненным нуждам, ради искания самой истины;
- каждый мыслитель свободно доискивался до истин, изменял и исправлял существующее знание; вот почему греки в продолжении относительно небольшого времени, с VI по IV или III век, развили слабые зачатки знания в зарождавшиеся науки (астрономия, геометрия, медицина, физика, биология, общественные знания);
- знание доказывалось и проверялось, т. е. строилось рационально, в логически разработанной системе понятий.
Вот почему можно сказать, что преднаука впервые начала зарождаться в Древней Греции.
Итак, научное знание или наука есть знание, осуществляемое путем свободного личного искания истины ради нее самой и логически обоснованное и приведенное в систему.
Первоначально в Древней Греции в первых научных школах существовала только одна единая наука, охватывающая все знание. Это было одновременно и естествознание во всей его полноте (учение о мире или природе), и учение о человеке, его душе, смысле его жизни.
Поэтому "философия" и "наука" в эту эпоху совпадали между собой.
Позднее наступило разделение науки на ряд отдельных наук, т. е. разделение труда между научными исследователями.
С этого момента выступает и философия, как особая наука.
Так, Платон наряду с науками арифметикой, геометрией, астрономией устанавливает особую науку "диалектику", или "учение об идеях", тождественную понятию философии.
Аристотель, изучавший самостоятельно множество специальных наук и отчасти их создавший (логику, физику, зоологию, ботанику, этику, эстетику), вводит наряду с ними особую науку "первую философию", имеющую своим предметом учение о бытии вообще.
5.2. Философия и наука:
общее и специфическое.
Вообще говоря, существуют
философия как наука,
философия науки,
наука о науке,
наука о философии.
Философское и специально-научное знание взаимно дополнительны. Сравним, напр., философию и социологию: это будет два пересекающихся круга.
Правда, эти круги следует расположить не на одной горизонтальной плоскости, а на одной вертикальной. Ведь философия имеет более высокий уровень абстрактности и обобщения.
Общее
для специальной науки и философии это, прежде всего, некоторые методы познания
(напр., обобщение, анализ, синтез и пр.)
и некоторые понятия
Специфическое:
а) философия ищет самое универсальное и самое уникальное;
б) она в большей мере, чем наука,
ценностно ориентирована.
Речь идет не о том, что философ прежде всего ищет материальную выгоду, а о том, что философ может быть пристрастным.
Чтобы не стать чисто спекулятивной, философия должна постоянно опираться на наиболее важные научные достижения.
В то же время в специальных науках плодотворно используются
философско-мировоззренческие идеи, философская методология
и теория познания.
5.3. Философские идеи в трудах современных ученых, их эвристическая роль.
Чем уже научный кругозор специалиста, тем меньше ему нужна в его исследованиях философия.
Притча о юноше и мудреце (2 круга)
И наоборот чем шире научный кругозор специалиста, тем больше он испытывает потребность в философских размышлениях.
Ведь философия это возможность приподняться над всем зданием специальной науки, посмотреть на конкретный объект исследования с уровня некой Метасистемы.
Это попытка пропустить изучаемую проблему через призму универсального знания, через использование каких-то важнейших принципов и категорий.
Рассмотрим некоторые конкретные примеры использования философских принципов и идей.
Идея Демокрита об атомах. Идею Демокрита надо понимать не как учение о далее неделимых сущностях, а как идею о структурированности мира, уходящей в его глубокий фундамент.
А теперь об Эйнштейне. Не случайно Эйнштейн просил называть его ффом, а не физиком. Какие ффские мотивации можно обнаружить в его исследованиях?
……………………………………………………………………………………………………………...
Идея древних греков: всё возможное реализуется.
Фридман, Гамов. Всё течет, всё изменяется… даже Вселенная!
5.4. Взаимосвязи между философией и специальными науками.
Невозможно решать глобальные проблемы (продовольственную, экологическую, энергетическую, демографическую и др.), игнорируя целостность и взаимозависимость современного мира. И здесь плодотворную эвристическую роль могут играть принцип универсального развития и принцип всеобщей связи. Они не изолированы друг от друга, а сплетены воедино.
Порою считают, что научно обоснованное цельное мировоззрение можно приобрести, изучая основные выводы всех наук.
Так понимает философию позитивизм, по существу отрицая ее как самостоятельную науку.
"Курс положительной философии" Огюста Конта или "Синтетическая философия" Герберта Спенсера есть не что иное, как резюме главных выводов всех или некоторых важнейших специальных наук.
Получается, что мир без остатка разделен на области изучения отдельных наук. Поэтому для философии не остается более особого предмета.
Однако это мнение ложно.
Наука в настоящее время охватывает такое множество знаний, что фактически даже самые всеобъемлющие умы не в состоянии охватить всего существующего знания.
Энциклопедия научного знания существует лишь в лице совокупности всех наук, совместно разрабатываемых множеством ученых, и вместиться в одно сознание не может.
Если мы суммируем итоги отдельных наук, то они составят набор противоречивых суждений.
Поэтому нужна особая наука, которая уясняет и проверяет высшие общие посылки и понятия всех специальных наук и т. о. создает систему цельного знания.
Она уясняет, например, что такое "причинная связь" вообще, как она возможна, какие виды ее могут быть в разных областях бытия, каково отношение между внешней причиной и целью и т.п.
Такая наука и есть философия.
Иначе говоря: изучая целое только в его частях, мы не познаем его, даже изучив его части, ибо целое есть не простая сумма частей, а их единство, т. е. система отношений между частями (…)
Никакое знание не может считаться готовым, законченным и достоверным, пока оно не сопоставлено с др. знаниями и не выражено в непротиворечивой универсальной системе знаний1.
Принципы, законы и категории диалектики плодотворны в научном анализе самых различных явлений.
Диалектический метод пронизывает частные научные методы, применяемые конкретными науками на тех или иных этапах познавательного процесса, связывает их в единую систему.
В частности, он обеспечивает подлинное единство структурного, функционального и генетического методов. Применение этих методов возможно и на иной методологической основе. Однако именно диалектический подход позволяет успешно избежать их разобщенности и помогает их творческому взаимообогащению.
См. также файл Науч философия
Смыслообразующей сердцевиной античной культуры были мифология и философия;
средневековой культуры религия;
культуры возрождения искусство;
начиная с культуры Просвещения наука.
В современной техногенной культуре приоритетная роль принадлежит прикладной науке и практическим технологиям, а ориентирована она в основном на материальные ценности.
Современную ситуацию специалисты характеризуют, обозначая термином "глобальный экологический кризис".
Такой поворот в цивилизационном развитии впервые был зафиксирован в докладах Римского клуба. Важнейшие результаты ученых, работающих в области глобалистики, были изложены в материалах конференции 1992 г. в Рио-де-Жанейро и в новом докладе "Фактор четыре".
В этой связи науку следует рассматривать не только как теоретическую модель действительности, не отвлеченно от жизни, а в контексте современной цивилизационной ситуации.
1 C. Л. Франк Понятие философии. Взаимоотношения философии и науки // Введение в философию в сжатом изложении Пб. , 1922
PAGE
PAGE 10